anketa

nac otnoshenia

virt tur

god semi logo

derevnia

shnaider2

okt2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Октябрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

gos katakog

ЕЖУЛА

  Сегодняшний рассказ пойдёт об одной из самых отдалённых деревень Куйбышевского района, которая имеет любопытное название «Ежула» (ранее Апарина, Опарина). Название этого населённого пункта уникально, подобного названия нет не только в Новосибирской области, но и за её пределами. Почему именно это название закрепилось за этим местом, и какие легенды и истории стоят за этим необычным топонимом, остаётся только гадать…

0

Фрагмент исторической карты Куйбышевского района, 2021 год.

1jpg

Жители д. Ежула. Проводы в армию Ефремкина Сергея. 1980-е гг. Фото из личного архива Чудиной И.

1.1

Д. Ежула. Фото из открытых источников.

  Деревня Ежула располо­жена на северо - восточной окраине нашего района, среди лесов, озер и болот. В настоящее время  здесь проживает 1 семья - 4 человека. С 1966 года деревня относится к Зоновскому сельскому совету. В разное время она относилась к Ревунскому (на сегодняшний день - Пешковский сельский совет Убинского района) и Балманскому сельсоветам, поэтому архивные  данные разрознены и не имеют системы, что создает определенные сложности в поиске исторических фактов.
  Первые упоминания об этой деревне вы находим в Метрических книгах Троицкой церкви села Ушково и Иверской церкви села Балман. Из переписи населения от 1859 года известно, что «Апарина (Опарина, Ежула)- деревня казённая, расположена при озере Ежуле, количество дворов 20, число жителей мужского пола 68, женского - 62» [1]

2

Окрестности д. Ежула. Рям. Фотография из открытых источников.

  Писатель и поэт - житель с.Зоново Николай Курбатов писал «Ежула, как и Зоново - старинная чалдонская деревня. В добрые времена насчитывалось в ней более пятидесяти хозяйств и полторы сотни жителей. Поначалу деревня называлась по фамилии ее основателя Апарина. А что значило «Ежула» - точного значения не знают и старожилы, но предполагают, что слово это родилось у аборигенов Сибири. До заселения этих мест русскими здесь проживали остяки, вогулы, да и татары, на что указывают курганы, обнаруженные около Ежулы». [5]
  Истории о татарских курганах в этой местности распространены повсеместно. Татарские захоронения были в с. Зоново,  с. Балман и в Ежуле. Местная жительница  Жаркова (Апарина) Елена Александровна вспоминала рассказы своей бабушки о том, что жили когда-то на этих территориях люди (возможно, татары), которые так боялись прихода «белых людей» (переселенцев) на эти территории, что устраивали себе самозахоронение: в так называемые  погреба или землянки, укладывали домашнюю утварь, вещи, залезали сами и подпиливали столбы.
  Расположена Ежула, по крес­тьянской логике, довольно удачно: по окраинам деревни, со стороны северо-западной, находятся два небольших озерка, из которых поселяне брали воду для хозяйственных нужд (в вырытых неглубоких колодцах вода излишне соленая). С юго-восточной стороны, не далее полутора километров - гривы, пригодные под пашни и посевов. Обильные луга под пастбища и заготовку кормов для скота. И вечно зеленый рямок с забавным названием «Ежулёнок», с обилием клюквы, брусники и грибов. И лес… Правда, не особо большой, но его хватало для заготовки древесины и дров.

3

Окрестности д. Ежула. Рям. Фотография из личного архива Самойлова Р.В.

  Деревня эта компактная, всего в одну улицу, что в какой-то степени подтверждает слова Н. Курбатова. Особенностью всех чалдонских сел и деревень была традиция ставить дома впритык друг к другу. [5]
  До революции жители Ежулы жили безбедно, но коснулась этих мест Гражданская война. В воспоминаниях жителей часто можно было услышать рассказы о том, как в деревню заходили то «красные», то «белые». Эти отряды выгребали все запасы из закромов местных жителей. Им приходилось прятать зерно на чердаках, а лошадей загонять в лес, огородив территорию,  чтобы после непрошеных гостей осталось хоть что-то. Деревенским для выживания приходилось идти на разные уловки и ухищрения. Старожилы рассказывали, что Апарин Ефим на своих воротах вешал то красный флаг, то белый - такая хитрость помогала местным жителям понимать, какой отряд зашёл в деревню и как вести себя в данной ситуации.
  Вскоре пришла ещё одна беда – коллективизация. Началась она в 1929 году, как и во многих сибирских селах, проходила не совсем гладко и не обошлась без эксцессов. В 1930 году в  деревне был организован колхоз «Оборона Страны». Первым председателем колхоза был солдат-кавалерист Иванов - ни имени, ни отчества теперь уж никто не помнит. По воспоминаниям Самойловой Клавдии: «…коров согнали в загон, но никто не понимал, что делать дальше, и коровы стояли некормленые, и не доенные, женщинам стало жалко, и они разогнали коров по домам».
  Из «Списка лишенцев, высланных за пределы своего района Запсибкрая, 1930-1931 гг.», который находится в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО, Д.1227), известно, что раскулачили в Ежуле пять крепких хозяйств, сослали их на Васюганские болота в Томскую область.

Самойлова Пелагея (30 лет) с 3-мя сыновьями – подростками (Николай - 17 лет, Иван - 10 и Павел – 7 лет);
Самойлов Михаил Ф. 56 лет с женой Анисией (56 лет), двумя дочерьми (Варварой – 18 лет  и 9-летней Анной), с ними сноха Александра (24) и двое малолетних внуков (Александр 5 лет и Таисия 1, 5);
Самойлова Вера Ал. 25 лет с 5-месячной дочерью Александрой
Самойлова Вилисита (32 г.) с пятью детьми, одному из которых было всего 2 месяца.
Самойлов Сергей Ф., 76 лет с женой Аграфеной, сыном, снохой и двумя внуками. [6]
  «В семье Самойлова Сергея Филипповича  вели хозяйство, имели 40 дойных коров, 12 запряжных лошадей. Держали маслобойню, всегда много работали, выращивали  рожь, овес и пшеницу. Зимой на озерах пилили лед, обкладывали его  соломой и в таких «холодильниках» хранили  молоко, сметану, масло. Коллективизация пришла, когда дети уже выросли и имели свои семьи. Сергею Филипповичу присвоили прозвище «кулак» и на 12 лет сослали в Нарым Томской области, там он и скончался.» [ 4]. 
  Внук одного из раскулаченных, Михаил Михайлович Апарин, вспоминает об истории своей семьи в те лихие 30-е годы: «…в село приехал уполномоченный по раскулачиванию зажиточных крестьян; один из пьющих бездельников заявил, что он косил сено для Апариных за небольшую плату… Так деда Михея раскулачили и выслали в населенный пункт Нарым на Васюганских болотах, обрекая большую семью на полуголодное существование. А саму деревню переименовали в Ежулу, чтобы название не напоминало о кулаке Апарине». [4].
  "Людей [в Нарым] везли баржами с задраенными люками. В основном из Новосибирской области и с Алтая. Высаживали в труднодоступных местах, давали два-три топора да две-три пилы. Мужики есть - до зимы построитесь, а на нет и суда нет"[8]
  В последующие годы председателем колхоза  избрали Ивана Поликарповича Медведева. Хозяйство жило и развивалось, но случилась беда – враг напал на нашу Родину. На фронт ушёл и Иван Поликарпович. Вскоре пришла похоронка: «Рядовой Медведев Иван Поликарпович умер от ран 1 августа 1942 года в ОМСБ (Отдельная мотострелковая бригада) № 395, похоронен в роще, в одном километре южнее совхоза «Освобождение» Орловской области». [4].
  Вместе с Иваном Поликарповичем не вернулись 32 человека, имена их увековечены на памятнике, который установлен в центре деревни силами самих жителей:

1. Апарин И. И.
2. Апарин Н.С.
3. Апарин И.Ф.
4. Апарин Ф. Г.
5. Апарин В. П.
6 Апарин С. В.
7. Апарин М. С.
8. Апарин Д. М.
9. Апарин И. Ф.
10. Гутов И. А.
11. Гутов Ф. Т.
12. Зонов А. Г.
13.Зонов А. А.
14. Кокорин А. В.
15. Кожевников И. Г.
16. Кожевников Г. М.
17. Медведев И. П.
18. Макаров П. А.
19. Пашков Д. А.
20. Самойлов Н. Т.
21. Самойлов В. М.
22. Самойлов М. А.
23. Самойлов О. В.
24. Самойлов П. М.
25. Самойлов Г. А.
26. Самойлов И. А.
27. Самойлов А. П.
28. Самойлов П. П.
29. Самойлов П. Г.
30. Самойлов И. Г.
31. Самойлов В. Г.
32. Самойлов Н. Г.

11   12

Памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Д.Ежула. 07.10.2024

  В тяжёлые военные годы трудно пришлось жителям деревни. Вся работа легла на женские плечи, женщины работали на быках, так как лошадей всех ещё в 1941 году отправили на фронт. На быках пахали землю, возили дрова из леса.  Конечно, было голодно: ели лебеду, семена просвирника – дикой мальвы (их называли «калачики»), рогоз, а весной искали в огороде вытаявшую картошку, которая могла оставаться с осени, «картошину разламывали и клали на печь запекаться – так и ели» - вспоминали дети войны.
  Сохранились тяжёлые воспоминания о детстве одного из уроженцев Ежулы:

4

Статья «Война глазами детей» в  газете «Генератор», НПО «ЭЛСИБ» ПАО, г. Новосибирск, апрель 2019 года.

 Война 1941-1945 гг. оставила неизгладимый след в памяти и сердцах жителей Ежулы. Вернувшиеся с фронта ежулинцы не уронили честь сибиряков - у всех на груди сияли боевые ордена и медали. Они составили костяк деревни и принялись за ее восстановление. Это были: Ф.Т. Самойлов, Д.А. Самойлов, М.П. Медведев, Д. Гутов, М.Т. Самойлов и другие.
  В колхозе было 500 га пахотных земель, и обслуживался он силами Новодубровской МТС. Имел более 500 голов КРС, 300 овец, 30 лошадей, две автомашины. Все это давало возможность колхозу обходиться без ссуд, собственными оборотными средствами.
  В 1958 году колхоз был объединен с зоновским и стал называться «Рассвет». Бригадира Ежулинской комплексной бригады колхоза Ивана Ивановича Медведева все жители считают важной исторической личностью «золотого» времени Ежулы. Под его руководством «загремела» Ежула, на неё равнялись все хозяйства района по надоям молока, заготовке сена, урожайности зерновых. Не единожды бригада под руководством И.И. Медведева становилась победительницей социалистических соревнований в районе. Благодаря трудолюбию людей колхоз вошел в число передовых хозяйств Михайловского района. Районная газета пестрела заметками о людях и хозяйстве этой деревни.

5

Статья. Щербань В. «Рабочее настроение», газета «Трудовая жизнь» от 17 июня 1967 года.

6

Заметка «Впереди - ежулинцы», газета «Трудовая жизнь», 1980-е гг.

7

Заметка «В основе успеха - труд», газета «Трудовая жизнь». 1980-е гг.

8

Доярки. Евдокия Шатилова, Евдокия Шатилова, Любовь Самойлова. 1970-е гг. Фото из личного архива Чудиной И.

  За безупречный труд И.И. Медведев награждён высокими правительственными наградами: орденами Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции; медалями «За освоение целинных земель» (1953 г., 1964 г.), «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда»; знаками «Победитель социалистического соревнования» (1957 г., 1975 г., 1980 г.), «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства РСФСР». Иван Иванович имеет множество юбилейных наград и Почётных грамот. Трудовой стаж Ивана Ивановича составляет 54 года, он уважаем не только в своём хозяйстве, районе, но и за его пределами. Решением 4 сессии территориального Совета депутатов Куйбышевского района от  05.04.2001 г. ему присвоено Звание «Почётный гражданин Куйбышевского района». После ухода на пенсию ещё шесть лет руководил Иван Иванович Ежулинской бригадой.

9

Медведев Иван Иванович и Апарина Лидия. 1970-е гг. Фото из личного архива Чинкова Д.

10

Иван Иванович Медведев

  И  Ежула при нем расцвела, похорошела. Значительная часть домов построена вновь или же ка­питально отремонтирована. В центре деревни, на воз­вышенном месте возведено здание колхозного клуба, обнесенное добротной огра­дой.
  В эти годы местные жители помнят Ежулу утопающей в зелени. Неподалеку от  клуба на­ходилась  начальная школа и медпункт. Они были огоро­жены аккуратным палисад­ником, возле них тоже по­сажены деревья. Улица была хорошо освещена.
  И вроде не так давно это было, и в зелени она так же и утопает, только нет уже колхоза и жителей,  некому любоваться на эту красоту и гордиться достижениями … Но несмотря ни на что, у тех, кому дорог этот край, любви к этому месту меньше не становится…

15   14

13

Деревня Ежула на сегодняшний день. Фото Чинкова Д. 07.10 2024 г.

Материал подготовлен
Зоновой А.А., лектором-экскурсоводом
Музейного комплекса г. Куйбышева.

 Список литературы:

1.Списки населенных мест Российской империи, составленные и

издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства

внутренних дел. – СПб, 1868 г.

2.Справочник по административно-территориальному устройству Новосибирской области, 1937-2006 гг. / Государственный архив Новосибирской области ; редкол. В.В. Моисеев; сост. А.Г. Даценко, г.Новосибирск, 2007 г.

  1. С.И. Михайлов «Краткое описание истории заселения некоторых населённых пунктов Чумаковской зоны Куйбышевского района Новосибирской области и города Каинска», с. Чумаково,
  2. Ко Дню Победы: эпизоды из прошлого | Наукоград-Пресс http://www.naukogradpress.ru/obshhestvo/2017/05/09/ko-dnyu-pobedy-epizody-iz-proshlogo/  
  3. Н.А. Курбатов. Из истории деревни Ежула. https://kainsksib.ru/content/view/1160/36?ysclid=m1zu85kysv344471944
  4. Список "кулаков", высланных за пределы Чумаковского (Михайловского) района в 1930-1931 годах.

Сайт «Каинсксиб.ру» http://www.kainsksib.ru/123/index.php?showtopic=4656   

  1. ГАНО. Ф. Р-47. Оп. 1. Д. 1227 «Списки лишенцев, высланных за пределы своего района Зап-Сиб края». 1930-1931 гг. 254 листа.
  2. РИА – новости. Нарымский край – история политической ссылки https://ria.ru/20111029/473362686.html
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com