Экспозиции
- Экспозиции
- 01 августа 2018
- Просмотров: 5827
Экспозиция "Каинск. 1722 - 1917 гг."
Авторы экспозиции остановились на одном из распространенных методов показа музейных предметов – комплексно-тематическом (музейные предметы выставлены в динамике, взаимной связи и обусловленности). Традиционные музейные предметы – документы, фотографии, вещевые экспонаты и т.д., используемые для строительства экспозиции, традиционно объединены в комплексы, посвящены событиям, что позволяет лучше осветить заявленную тему. Несмотря на то, что комплексы разнообразны, каждый рассматривается в связи с другими, тематически связанными комплексами. Кроме вышеобозначенного метода показа музейных предметов, в экспозиции представлен метод коллекционного показа (деление материала по отраслям материальной культуры): керамика, стекло, ткани, нумизматика… и т.д., а также ансамблевый метод показа (диорама «Общий вид г. Каинска с Иоанно-Предтеченской церкви»). В экспозиции демонстрируются раритеты музея («кунсткамерная» экспозиция), которые размещены по принципу декоративности. Таким образом, для экспозиции «г. Каинск. 1722 – 1917гг.» характерно разнообразие методов показа музейных предметов, причем ведущим остается комплексно-тематический.
Материалы первого раздела представляют фрагментарный показ истории барабинских татар за большой период, с древнейших времен до начала ХХ в., на основании изучения археологических, письменных и других исторических источников, трудов исследователей. Авторы экспозиции рассматривают историю сибирских татар, как часть истории татарского народа в целом. С гордостью музей представляет свои экспонаты: камзол татарский с серебряными застежками XIX в. и др. оформлением из серебра, серебряные элементы нагрудных украшений камзола XIX века, браслеты орнаментированные конца XIX – начала ХХ вв., височные украшения середины XIX в. (по определению монет), учебная литература на арабском языке (математика, эстетика, арабский язык и религия) 1911 – 1912гг., предметы религиозного культа (напр., четки, Коран и т.д.) и быта (напр., кумганы нач. ХХ в., читек и т.д.). Этнографические материалы являются ценнейшим источником для изучения и демонстрации в экспозиции Куйбышевского краеведческого музея процесса развития национально-самобытной культуры местного населения (барабинские татары).
Отдельным комплексом представлен жилой купеческий интерьер конца XIX – нач. ХХ вв. Это пример ансамблевого метода показа музейных предметов.
Тенденция ввести в интерьер как можно больше вещей – основная черта убранства комнат времени эклектики (механическое, чисто внешнее соединение разнородных взглядов), именно к этому периоду относится декор жилых домов г. Каинска. Основная стилистическая направленность декора – пышная эклектика. Органично вплетающая мотивы строгой классики и причудливого барокко, русского национального стиля и элементы петербургской жилой архитектуры. Разностилье привносило в особняки конца XIX – нач. ХХ вв. каинских купцов налет романтической старины и в то же время новизны, позволяло варьировать самые разные формы добиваясь оригинальных и подчас неожиданных впечатлений.
Собрание городской мебели конца XIX – нач. ХХ вв. в Куйбышевском краеведческом музее г. Куйбышева характерно для мещанско-купеческой среды города. Быт городского населения провинции конца XIX – нач. ХХ вв. скромен, как бы исключением является город Каинск. Основа интерьера – мебель, заполнившая городские квартиры этого времени. Она представлена промышленными образцами и изделиями мелких производителей. Развитие транспортных средств, торговли и рекламы способствовало проникновению в провинцию изделий самых известных фирм. В коллекции музея имеется мебель с клеймом московской фирмы венской мебели «Яков и Иосиф Кон» (Johann Kohn & C) и польской фирмы «К. Войцъховъ».
Интерьерная композиция: тяжелые занавеси бордового цвета с «золотым» оформлением (новодел), укрепленные на гардине из купеческого особняка, отделяют квартиру от города; шкаф для одежды конца XIX – нач. ХХ вв., кожаная мебель второй половины XIXв. (кресло, диван в 20-е гг. ХХ в. были перетянуты искусственной кожей), венская мебель фирм «Johann Kohn & C», «К. Войцъховъ», шкаф для посуды XIXв. с вензелем «Н I», стол для гостиной, покрытый бархатной скатертью с золотым шитьем середины XIXв., особую значимость в интерьере приобретают чернильницы XVIII, XIX в...., изящно представлены зеркало, столовая посуда фирм «Товарищество М.С. Кузнецова», «Товарищество И.Е. Кузнецова», «Товарищество И.Е. Кузнецова на Волховъ», молочник XVIII в. с элементами позолоты, вилки, ложки, щипцы для сахара и т.д. Подлинной жемчужиной данного интерьера будут являться каминные принадлежности в виде скульптуры малой формы «Собачки» (каслинское литье), вторая половина XIX в.) Со второй половины XIX в. каслинские чугунные изделия находят широкое распространение в обиходе широких слоев городского населения России.
Здесь - «просто и уютно», удобен и покоен быт. Небольшие, обычно в строгом обрамлении фотографические портреты заполняют пространство стен. Немало способствуя зрительной дробности интерьеров, фотографии как бы подчеркивают и то ощущение тесноты, которая, как в тот период признавали современники, располагала к уюту. По мнению авторов экспозиции, фотографии привносят в интерьер лирику воспоминаний, сохраняют связь времен, оставаясь подчас тем единственным, что хранит память о давнем доме…
В экспозиции «г. Каинск. 1722-1917гг.» мир вещей крестьянского быта сложился в особый конгломерат. В музейной коллекции более 20 самоваров. Когда-то они украшали семейные столы в глубинке России, а теперь всей своей разнофигурной массой выстраиваются на музейном подиуме и «узкой ниточкой» связывают нас с прошлым. Основную часть собрания (именно она будет представлена в экспозиции) составляют самовары, изготовленные на Тульских фабриках, хронологические рамки которых определяются концом XIX - началом ХХ веков. Представлена большая коллекция предметов хозяйства русских, которая отражает народный быт разных районов Западной Сибири, в основном, город Каинск и Каинский уезд конца XIX - начала ХХ вв. Экспозиция предметов русской этнографии включает предметы хозяйства, материальной и духовной культуры и, наконец, предметы одежды и украшения. Всего, согласно ТЭПа, предполагается представить более 180 предметов. В составе вышеобозначенной коллекции есть орудия земледелия и скотоводства: железный плуг, серпы нескольких типов, косы – литовки, грабли, путы.
Наиболее полно в экспозиции представлено прядение и ткачество русского населения г. Каинска и уезда: значительную часть этой коллекции составляют ткани домашней выделки (в большей степени, небольшие образцы) – холсты (преимущественно, льняные многоремизного и рельефного мелкоузорчатого ткачества). Предметы Куйбышевского краеведческого музея представленные в экспозиции, позволяют достаточно полно представить весть технологический процесс от обработки исходного сырья до получения полотна. В их составе мялка, трепала, щети, гребни, веретена, прялки, самопрялки, образцы нитей, вьюшка, скально, ткацкий станок и детали к ним. В составе экспозиции есть предметы домашнего хозяйства: рубели, вальки, скалки, жернова, ступы, пест (новодел), маслобойки, лопаты, коромысло, кочерга. Несомненную ценность имеет коллекция керамики (крынки, кувшины, горшки и т.д.), как образец гончарной продукции.
Большую познавательную и эмоциональную ценность экспозиции имеет диорама «Общий вид г.Каинска с Иоанно-Предтеченской церкви. 1905г.». Стремление достичь художественной правды через соединение абсолютной достоверности места действия с убедительностью «живого образа» привело Ю.Е. Скультецкого и экспозиционеров музея к необходимости увидеть и запечатлеть «старый» Каинск: на переднем плане макеты домов жителей города, дорога, телега…, плавно переходящие в рисованную панораму. Отделяет посетителя и диораму наличник (подлинник, конец XIX в.), приоткрыв ставни которого, перед нами «оживает» старый Каинск. Диорама легко воспринимается и эмоционально воздействует на посетителя.
Нумизматическая коллекция представлена монетами, которые образуют две категории определяемых временем их выпуска и специфическими особенностями:
-платежные слитки до реформы Петра I в начале ХVIII в.,
-монеты императорского периода.
Первая категория монет представлена двумя единицами. Изучение этих монет позволяет сказать лишь следующее: слитки эти редки, не поддаются определению и имеют непритязательное внешнее оформление.
Монеты императорского периода – это монеты регулярного чекана, с точной датировкой, с указанием имени правителя, наминала и места чеканки. Коллекция представлена серебряными и медными монетами. Они классифицированы по принципу единства монетного типа их лицевой и оборотной сторон. Ввиду отсутствия единого критерия, позволяющего четко разграничивать различные монетные типы, к одному монетному типу условно отнесены монеты, у которых тождественны основные элементы монетного типа аверса или реверса при любых различиях в добавочных элементах. Поэтому каждая классификационная группа включает в себя монеты всех номиналов, схожих между собой по характеристикам аверса и реверса, определяемым такими обобщенными категориями, как «портрет императора», «государственный герб», «вензель императора», «обозначение номинала монеты» и т.п.
Некоторые классификационные группы, составленные по указанному выше принципу, получились настолько большими по объему, что каждую из них пришлось разбить по царствованиям.
Большой интерес для посетителей должны представить сибирские монеты с монетным знаком К (олыванская) М (онета), чеканенные Екатериной II в 1763-1781гг. в Сибири (монетный двор в Нижнем Сузуне) из меди Колыванских рудников. Эти монеты представлены достоинством 10, 5, 2, 1 копейки, денга, полушка.
Экспозиция музея включает в себя уникальные музейные предметы (раритеты музея). В качестве примера можно привести такие экспонаты, как медаль «В память священного коронования1896г.», медаль «В память 50-летия освобождения крестьянства от крепостного права1911г.», крест юбилейный в память 300-летия Дома Романовых «Господемъ Царie царствуютъ: «М× N» «Ĵaxгі× ×Ĵaигі». 1913г., печать Кожевниковского сельского старосты Ново – Ярковской волости Каинского уезда, конец XIX – нач. ХХв., пластина металлическая с дарственной надписью Шкроевым, пластина металлическая «Ломовой извозчик № 54 К.Г.К.Х», конец XIX – нач. ХХв., нагрудный знак «За веру, царя и Отечество», конец XIX – нач. ХХв., бутылка ямщицкая, скульптура «Мусульманский бог Огня ?» и т.д.
Тематические комплексы дополняются репродукциями видов города Каинска 1903 – 1905гг., выполненными в компьютерной обработке: «г. Каинск. Большая улица», «г.Каинск. Угол Базарной и Московской улиц», «г. Каинск. Городское управление», «г. Каинск. Мост на р. Омь» (всего 33 ед.).
Для экспозиции отобраны подлинные предметы основного фонда музея, незначительное место занимают научно – вспомогательные материалы.
К отдельным экспонатам даны этикетки, есть и подробные аннотации. Пояснительные тексты занимают незначительное место.
Документальной основой для эскизного проекта архитектурно-художественного решения является тематико-экспозиционный план. Архитектурно-художественное решение экспозиции было продумано заранее. Авторы экспозиции совместно с художниками определили архитектурное оформление зала (Проект архитектурного решения согласован с НПЦ по сохранению историко-культурного наследия при администрации НСО), окраску стен, освещение и арматуру помещения, экспозиционную мебель, а самое главное – размещение ведущих экспонатов. Ведущие экспонаты помещены в центре (центральные подиумы №№ 1, 2, 3). Подчеркнута их доминантная (ведущая) роль созданием вокруг свободного пространства. Это должно привлечь внимание посетителей.
В оформлении экспозиции применен типографский шрифт и компьютерный набор.
Большую роль в экспозиции играет цветовое и световое решения. Основные цвета экспозиции – капут – мортуум - бордовый (холодный) и оттенок серого (теплый). Два этих цвета, работающих в единой «связке» не конкурируют друг с другом. Напротив, благодаря нюансному сочетанию теплых и холодных по своей сути колористических тонов, вся цветовая среда зала обретает определенный порядок. Особое внимание уделено созданию эстетической среды для музейных предметов в экспозиционном зале: витрины из «чистого» дерева повторяют образцы мебели XIXв. В витринах часть музейных предметов скрыта в полумраке, другие ярко освещены: в первый момент посетителя привлекает яркое пятно освещенного пространства, а затем внимание переносится непосредственно на экспонат.
Авторы экспозиции предусмотрели систему ориентации посетителя в экспозиции: изготовлены указатели, путеводитель по экспозиции, роль гида будет выполнять дежурный экскурсовод.
Маршрут осмотра экспозиции – кольцевой.
Таким образом, экспозиция «г. Каинск. 1722 – 1917гг.» как по глубине научного содержания и масштабности поставленных задач, так и по архитектурно-художественному уровню отражает новейшие достижения исторической, этнографической и музееведческой наук, а также соответствует запросам современного общества, доводит до сведения посетителей современный взгляд на историю родного края музейными средствами.