anketa

nac otnoshenia

virt tur

god semi logo

derevnia

shnaider2

okt2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Октябрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

gos katakog

Антошкино

  По обеим сторонам от дороги, ведущей из Венгерово в Куйбышев, бескрайние  леса и поля. И не видно уже затерявшуюся в стороне от трассы деревню Антошкино.  Лишь скрываются за деревьями несколько  кособоких домишек, перекопанный фундамент церкви и дорога, заросшая травой.  Жителей нет...

1jpg

Д.Антошкино. 2020г. Фото предоставлено Павловой Н.И.

  На территории нашего района  Антошкино, находящееся в 50 км от Куйбышева, считается одним из старейших русских поселений. Хотя в состав Куйбышевского района оно вошло лишь в 1957г. и стало частью  Назаровского сельсовета.  До этого село входило в состав сначала  Погорельского, затем Покровского сельсовета Чановского района.
  Появление этого населенного пункта на тракте  (в 1755г. он числится зимовьем, в 1785г. – деревней, в 1824г. – почтовой станцией, с 1851г. - село, позже – вновь деревня) связано с указом из Сибирской губернской канцелярии 1742 г., обязывающей местные власти организовать бесперебойный проезд «…Учредить почтовые станцы, а на каждом по 4 лошади добрых для проезда служилых. А где пустые места, там построить нарочные исправные по одному двору без всяких отговорок».  
  Видимо, не нашлось желающих. В 1744г.Томская воеводская канцелярия стала публиковать обращения: «не пожелает ли кто в тех местах для довольствия за плату, едущих чрез то место людей, вновь построиться дворами. Им позволить продавать пиво, табак, квас, сено и овёс и прочие харчевые припасы, кроме вина, беспошлинно». Прилегающие к Барабе уезды были малолюдными и нельзя было рассчитывать на большой приток желающих переселиться, поэтому в распоряжении указано: «А если охотников не сыщется, то в те места поселить крестьян откуда способнее. И объявить, что им даётся льгота на 2 года от всех других мирских повинностей, кроме подушной подати и рекрутских наборов. Только возили б они за указанные прогоны курьеров».
  24 сентября 1746г. последовало распоряжение императрицы Елизаветы Петровны об устройстве на пути из Тары в Томск пяти зимовий, жители которых «отправляли бы ямскую гоньбу»
  И желающие нашлись. В архивах ГАНО (Ф. 104. Оп.1.  Д.2. Л.271-272)  хранятся прошения о желании переселиться на тракт.  В 1747г. пять семей оброчных крестьян из д.Крохалёвой (Тимофей Игнатьев Манойлов, Афанасий Федоров Шмаков, Иван Дятлов, Роман Гребенщиков и Степан Вавилов Брагин) получили разрешение построить зимовье у Антошкиных юрт между Каинским и Тартасским форпостами и выполнять почтовую гоньбу от Антошкиных юрт до Турумовых юрт в сторону Тары 40 верст, а до Булатовых юрт в сторону Томска 22 версты.
  С 1770-х гг. по тракту обеспечен проезд курьеров и важных персон по подорожным документам, доставка почты, проезд частных лиц и провоз купеческих грузов. В 1773г. академик Петер Симон Паллас отмечает в своих заметках, что «…через Усаклань до Антошкина зимовья 20 верст…». 
  Московско-Сибирский  тракт проходил прямо через главную улицу села.  И ехали по тракту  путешественники, ученые,  писатели, декабристы и их жены, петрашевцы, польские повстанцы, члены партии «Народная воля», «Пролетариат»,  РСДРП и многие-многие другие…

2jpg

Антошкино. Старый Московский тракт. 2018г.
Фото предоставлено Павловой Н.И.

  10 марта 1797г. через селение проезжал, возвращаясь из ссылки, Александр Николаевич Радищев. «Прождав до полудни, по неблаговолению исправника, лошадей, ехали до Каменки или Булатовой  довольно скоро. Равным образом и до Антошкиной 18 вер., в которой квас пахнет гнилыми яйцами или как испорченная зельтерская вода. Переезжая через озеро, из которого жители берут воду, обоняли тот же запах…»*.
  *Неприятный запах воды объясняет А. Якимовский, служивший  штатным смотрителем Каинского уездного училища и составивший «Краткое статистическое описание Томской губернии - окружного города Каинска за 1842 год». Описывая болота, он пишет, что «…в  окрестностях Каинска  находятся  на большом пространстве довольное количество болот, некоторые от жаров сами по себе иссыхают, а другие от застоя воды принимают гнилость и испускают удушительный запах – на большое от себя расстояние, особливо же в июле месяце».
  Как бы то ни было, постепенно из обычного ямского, перевалочного пункта выросла большая деревня. На январь 1785г. в ней числится 150 человек – «посельщиков» (так называли людей,принудительно посаженных на землю в качестве наказания за совершенные преступления). Может быть именно об этом в своей книге «Жила – была  деревня. Очерки об исчезнувших поселениях Куйбышевского района» пишет  Николай Ефимович Бурдыко? - «…целыми деревнями заселялись челдоны, в том числе и в нашем районе. Многие  расшифровывают слово челдон, как человек с  Дона, или с берегов рек Чалы и Дона. Однако это не совсем правильно. В толковом Словаре Даля, сказано:  «челдон – это бродяга, беглый, варнак, каторжник».  Это более верное определение этой группе поселенцев в Сибири.   Действительно и у нас  такие  поселения были.  Это Антошкино, Булатово, Мангазерка, Осиновые Колки, Бергуль. Еще на моей памяти об этих деревнях шла дурная слава.  Там жили неприветливые люди. Их усадьбы в поселениях  отличались от более  поздних переселенцев. Улицы в деревнях были узкими, усадьбы отгорожены друг от друга плотными заборами, с закрытыми воротами, охранялись  злыми собаками. И  проживая в Сибири, некоторые жители из челдонских деревень выходили  на разбой на дороги, грабили и убивали проезжих купцов,  других путников, завладевали их имуществом. Этого не скрывали и жители старшего поколения…  Потом  этот промысел стал жестоко преследоваться, да и сами челдоны постепенно уходили в иной мир, а их дети уже этим промыслом не занимались, а стали жить   честно, как и остальные жители, обживающие Сибирь».
  Довольно интересно быт в таких поселениях описал в своей книге «Сибирский тракт» Александр Казаркин, доктор филологических наук, автор работ по литературной критике и истории Сибири.

  По исповедным росписям и метрическим книгам начала XIXв. в селе насчитывается 39 домов. Среди жителей преобладают фамилии: Антоновы, Дмитриевы, Ефимовы, Ивановы, Козьмины, Назаровы, Осипенко, Семеновы, Спиридоновы, Степановы, Федоровы.
  По сведениям из справочника «Списки населенных мест Российской империи по сведениям 1859г.», изданного в 1868г.: «Село казенного ведомства Антошкинское Каинского округа располагалось при озерах Антоново и Шолудивое и насчитывало 110 дворов, в которых было 366 мужчин и 401 женщина. В селе была церковь православная, почтовая станция и хлебный магазин.
  Сделаем небольшое лирическое отступление. Церковь во имя Святого Архистратига Божия Михаила, деревянная, однопрестольная, построена в 1851г., и как говорили старожилы, была чрезвычайно красива – богатый иконостас, настенные росписи, красивые люстры. Издалека были видны голубые с позолотой купола,  окружена была она кованой оградой. Бесчисленные подводы съезжались на праздники из соседних деревень на богослужения в церковь, обменяться новостями, прикупить товару, присмотреть жениха или  невесту… В состав прихода входили с.Антошкино, деревни Назарова, Серегина, Тайлакова  и Погорельская.
  В 1937 г. церковь официально была закрыта, но еще в годы войны жители села открывали ее и молились.  В это время старостой церкви был Хохлов Василий Степанович. Когда приехали представители власти из города, он отказался отдать им ключи, за что был избит, увезен в город и позже расстрелян. В 1950 г. разобрали колокольню, а затем и главный купол. Со слов Н.М. Дмитриева, уроженца села, из этих бревен сделали кузницу.  А здание церкви стали  использовать под зерносклад. Помнят жители деревни, как крест снимали с церкви: «Вот это было страшно. Вся деревня собралась, бабушки стояли и крестились. Приказал тогдашний секретарь комсомола трактористу зацепить крест и свалить его. Тракторист трактор подогнал к церкви, вышел и наотрез отказался лезть на крышу церкви. Тогда секретарь сам залез, накинул петлю и потом сам же свалил крест. Бабушки повторяли и повторяли: «Чтоб черти на тебе катались на том свете»! Через несколько лет этот секретарь по неизвестным причинам повесился в кустах». В начале 60-х годов сняли купола, убрали лики святых с настенных росписей и превратили церковь в клуб. И уже в наши дни, в 2006г. во время ночного пожара,  вместе с несколькими пустующими домами стены церкви (а до последних дней они были в отличном состоянии, из крупных кедровых брёвен, доставленных из Урмана) сгорели, остался один фундамент.  В 2010 году на месте, где была церковь, в память о селе по инициативе Натальи Иннокентьевны Павловой, уроженки с.Антошкино, установлен Поклонный крест.

4jpg

Свадьба в с.Антошкино. На заднем фоне Церковь во имя Святого Архистратига Божия Михаила. 60-е гг. ХХв.

11 2   12

Поклонный крест на месте церкви во имя Святого Архистратига Божия Михаила. Фото из личного архива Скок И.Н.

  Возвращаемся к фактам  и в аналогичном справочнике за 1893г. читаем: «Казенное село Антошкинское Покровской волости Каинского округа… при озерах Барабинское и Солдатское». В нем уже 144 крестьянских двора и 3 НЕ крестьянских (!), в которых 353 мужчины и 374 женщины. Помимо церкви, станции и магазина, селе открыты церковно-приходская школа,  хлебозапасный магазин (т.е. склад зерна), а также общественное питейное заведение.

5JPG

Озеро Барабинское.

  Еще интересный момент.  В тот же период, в конце XIXв., в окрестностях села ведутся довольно активно археологические раскопки. В «Известиях Императорского Томского университета» за 1888 – 1889 гг. опубликована статья  В.М. Флоринского «Топографические сведения о курганах Западной Сибири», где он  пишет «…от следующей станции Антошкиной по правой стороне дороги находится 4 плоских распаханных кургана...».  Исследовав курганы  у сел Абрамово, Антошкино и Ново – Кондаково в 1895 – 1896 гг.  прозектор Томского университета С.М. Чугунов в книге  «Материалы для антропологии Сибири. Курганы Каинскаго округа, Томской губернии», изданной в Томске в 1899г.,  делает выводы, что ранее в местах этих жили».

6

Фрагмент страницы из книги С.М.Чугунова

  На начало XXв. село считалось весьма богатым, зажиточным. У многих были свои кузни, шерстобитки, мельницы. У Коршунова таких мельниц было аж две, а у братьев Зубковых и вовсе табун лошадей. Жители села ездили на Ирбитскую ярмарку, где торговали рыбой и мукой.  
  Церковно-приходская школа, открытая в 1888г. «в собственном доме», была не особо популярна: обучалось в ней 7 мальчиков и 7 девочек. А вот в 3 домашних школах грамоты, которые содержались за счет сельского общества, обучалось 9 девочек и 61 мальчик.
  Были, конечно же, в  селе и свои традиции. Помнят и сейчас потомки старожилов рецепт хлеба, который они называют «гриб» за характерную форму, напоминающую шляпку гриба.  Говорили старожилы еще об одной особенности: почему-то у всех жителей села были двойные фамилии – одни, которые все знали и использовали в жизни и другие – по документам, которые почти никто не знал и ими пользовались, когда нужно было заключить какую-нибудь сделку. Например, Коршуновы – это деревенская фамилия, по документам они - Булдаковы. 
  Не миновали  Антошкино перемены, происходившие в стране. После  1917г., как и по всей России, в Антошкино ломается старый уклад жизни, создается колхозное хозяйство «Лениградский рабочий», председатель которого прибыл из Ленинграда.
Не обошли село стороной и репрессии. В январе 1937г. как кулак арестован и расстрелян Павел Дмитриевич Семенов, учетчик полеводства из сельского хозяйства № 278…
  А потом война… На 1942 г. в колхозе «Ленинградский рабочий» с. Антошкино  Погорельского сельского совета было 78 лошадей,  200 голов крупнорогатого скота, 40 свиней, 840 штук птицы. В военные годы колхоз активно выполнял государственные нормы по хлебосдаче, заготовке озимых, хлебоуборке, севу зерновых культур. Так, в заметке «Гордость колхоза» Чановской районной газеты «Коллективное животноводство» в 1942г. рассказывается о сеяльщике Обухове Алексее Фёдоровиче, который «…систематически перевыполняет «боевое задание». Он засевает в день 5,5- 6 гектаров вместо 4 по норме». И женщины не отставали от мужчин, работали не за страх, а за совесть…

7

Материал из альманаха Ассоциации землячеств Новосибирской области
«Земляки. Тыл-фронту». Новосибирск, 2010г.

  К сожалению, в музее нет полного списка призванных из Антошкино, в силу того, что призывались они разными РВК. Но благодаря В.Мизинцову и С.Спесивцеву  у нас есть информация о многих из них. Посмотреть список можно на странице Куйбышевского городского сайта: http://kainsksib.ru/123/index.php?showtopic=3097&ysclid=lt2c0tejqv65483154
  После войны, как и везде, возвращение к привычной жизни. Многие из тех, кто родился и жил в селе после войны, с восторгом и гордостью вспоминают свою школу, учителей…

 

8

 Педколллектив школы в с.Антошкино. 60-е гг. ХХв.
Фото из архива Г.Томиловой

  9

Учащиеся 3кл. Антошкинской восьмилетней школы.
В центре – учительница начальных классов Семенова М.Г. 1964-1965гг.
Фото из архива Г.Томиловой

10

Место, где стояла школа. 2000-е гг. Фото из архива Г.Томиловой

  И вроде жить бы – не тужить… Но вновь грянули перемены. Колхоз   имени газеты «Правда», состоящий из деревень Назарово,  Таганово и Антошкино,  по решению районных и областных органов на основании решения Правительства СССР, как экономически слабый был реорганизован в совхоз. Изменена была форма собственности колхозно-кооперативная на государственную, и колхозники стали рабочими и служащими как в совхозах.  Колхоз, ставший фермой № 5, присоединили к Ичинскому совхозу, не очень крепкому хозяйству. Но колхозников это не очень волновало, теперь они регулярно получали зарплату не за конечный результат своей работы по итогам года, как это было в колхозах, а за сделанную работу в течение месяца.  Это привело к печальному итогу и в 2000г. ферма № 5 Ичинского совхоза прекратила свое существование.
  P.S. Финальный аккорд.  «Упрямый житель села Антошкино». Этот небольшой сюжет  снят несколько лет назад Леонидом Рыженко, координатором межрегионального туристского проекта «Сибирский тракт», созданного именно для развития туризма и культурных активностей вдоль самой длинной дороги мира - Сибирского тракта.

Список литературы и источников:

  1. Павлова Н.И. Сибирский тракт. Село Антошкино. – Ст. в сборнике статей Международной научной конференции «XIV Баландинские чтения». Новосибирск, 2019г.
  2. Справочник по административно-территориальному устройству Новосибирской области 1937 – 2006гг. Новосибирск, 2007г.
  3. Баяндин В.И. Село Антошкино Каинского округа и его обитатели (по метрическим книгам ГАНО 70-х гг. XIX века). – Ст. в сб. «Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию города Куйбышева/Каинска Новосибирской области, 240-летию присвоения Каинску статуса уездного города, а также 85-летию образования Новосибирской области. Материалы конференции (Куйбышев, 12-13 октября 2022г.)».  Новосибирск, 2022г.
  4. Семенов М.И. Из истории села Антошкино. – Ст. в сб. Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию города Куйбышева/Каинска Новосибирской области, 240-летию присвоения Каинску статуса уездного города, а также 85-летию образования Новосибирской области. Материалы конференции (Куйбышев, 12-13 октября 2022г.). Новосибирск, 2022г.
  5. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Е.С. Филимонов. 1892г.
  6. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. С.Петербург при Императорской академии наук. 1788г.
  7. Якимовский А.Я. Краткое статистическое описание Западной Сибири Томского окружного города Каинска. 1842 г.
  8. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. Т. 3. 1797г.
  9. Шалабанов П.А. Этнографические сведения о жителях с. Покровского Каинского уезда Томской губернии. 1848 г.
  10. Справочная книга по Томской Епархии. Томск, 1914 г.
  11. Бурдыко Н.А. Жила – была деревня. Очерки об исчезнувших поселениях Куйбышевского района.  Куйбышев, 2011г.
  12. Альманах «Земляки. Тыл – фронту!». Ассоциация землячеств Новосибирской области. Новосибирск, 2010г.
  13. Казаркин А. П. Сибирский тракт. Томск, 2021г.
  14. Миненко Н.А. По Старому Московскому тракту. Новосибирск. 1986г.
  15. Библиотека сибирского краеведения. Как осваивали Барабинскую степь в XVIII веке. Документы и материалы в помощь краеведам http://bsk.nios.ru/content/kak-osvaivali-barabinskuyu-step-v-xviii-veke-dokumenty-i-materialy-v-pomoshch-kraevedam
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com