derevnia

shnaider2

fevr2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Февраль, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   

gos katakog

Балман

ПРОЕКТ
«Вот моя деревня,
Вот мой дом родной»

 

БАЛМАН

  Балман… Глухое село на севере Куйбышевского района. Почти «край света». Дальше – только Васюганские болота…

1   2

  Слово «Балман» - имеет тюркские и татарские корни. В тюркском языке оно, в приблизительном переводе, означает – «Чистое» или «Медовое озеро». А в татарском «Озеро, соединенное с рекой протокой,  в нем водится белая рыба». Неизвестно, когда здесь впервые поселились татары. Со слов старожила деревни Ивана Николаевича Филиппова: «Сошником сохи достали до металлического предмета, там была сложена фарфоровая посуда и накрыта медным котлом. Определили, что эта посуда татарского обряда была». Да и озера по соседству носят татарские названия: Аккуль, Башкуль, Бергуль, Иткуль, … На территории села не проводились археологические раскопки, поэтому сложно сказать,  когда сюда пришли первые русские поселенцы.  Однако ж считается, что оно является одним из старейших русских поселений на территории Куйбышевского района и основано казаками, осваивавшими Сибирь – «выходцами с Чала и Дона»…
  Вот как пишет в 1871г. о Балмане в своей книге «Бараба: описание Барабинского края» известный ученый и путешественник Александр Федорович Миддендорф: «…поехали вверх по Оми до последней деревни Балманской. Перетащив наши лодки и провизию на телегах верст 12, по чрезвычайно злачным и цветистым степям, чтобы пересечь изгиб реки верст в 20, мы уже поехали водою. Тут-то начинаются настоящие пустыни, где летом нельзя пробираться иначе, как по самой реке, в маленьких остяцких челноках…», «- Почему же тут никто не селится – спросил я, удивляясь необыкновенной роскоши береговых степей в верховьях Оми, по ту сторону последней деревни Балманки. Не хочешь ли попытаться? Отвечали мне: тут уже побывали переселенцы, но гадина все-таки выпроваживала их отсюда. Вот в чем дело. Кто не подвергался этим страданиям от насекомых, тот не может составить себе понятие, что это такое…» Возникает резонный вопрос «Зачем же забираться так далеко?» А ответ прост: нередко чалдоны являлись старообрядцами и шли в Сибирь с Дона, спасаясь от церковных реформ.
  По данным Томского госархива, в 1859 году в Балмане проживало 40 семей (233 человека), а в 1896 году – уже 438 человек. Среди первых жителей деревни: Анатоленко,  Вяткины, Кармацкие, Костюковы, Ловцовы, Михайловы, Пуховы, Соколовы, Тишковы, Филипповы, Шлюбченко.  Приехали они  сюда все из разных мест: с Урала, Вятки, Перми,  Кавказа. Каждая семья со своим ремеслом. Так, семья Вяткиных прибыла с Кургана. Поселились сначала в Каинске. Но мечта и желание заняться гончарным ремеслом не давала покоя…   В поисках подходящей глины для своего семейного ремесла обошли они все окрестности Каинска. Проходили небольшими расстояниями, обследуя почти каждый метр берега реки. Так дошли до речушки Балманки, соединяющей реку Омь с озером Балман. Там, примерно в километре от села, и нашли глину. Так и переселилась семья мастеров в Балман. Носовы были бондарями,  Шмаковы – пимокаты, …
  Благодаря своему расположению в стороне от тракта, село вплоть до начала ХХ века жило достаточно обособленно, замкнуто. Жители занимались земледелием и животноводством. Рядом река, озеро, красный лес. Избы рубились из «неповерно толстых бревен», так как лес был не привозной. В этом отношении балманцев можно было считать даже зажиточными, крестьяне ставили себе крепкие рубленые усадьбы с ригами и другими надворными постройками. Однако, ушлые каинские купцы прознали, что за Балманом леса богатые и стали ездить туда, заключать договора с местным населением на поставку красного леса, пушнины, кедрового ореха, лосиного мяса, дичи…  Зачастую, крестьяне не могли выполнить условия договоров и попадали в зависимость от купцов – те забраковывали товар и таким образом сбивали цену.

  На 1911 год в деревне, состоящей из 86 дворов (порядка 600 чел.),  есть мельница, 2 торговых лавки,  на средства жителей строится церковь. При церкви открыли церковно-приходскую школу. Но не миновали деревню вихри Первой мировой и Гражданской войн. Ушли мужики… Уроженец села - Достовалов Яков Васильевич - участник войны с Японией и Первой мировой, унтер-офицер царской армии. В 1918г. вернулся полным Георгиевским кавалером.

3

Достовалов Я.В.

  В 1918г. организована в селе партийная ячейка, председателем которой стал Зонов Филипп Иванович. Собирались тайно, однако, прознали об этом белогвардейцы и приехали в село. Активистам удалось скрыться. Но наезды белых в село участились и во время одного из них Филиппа Ивановича арестовали. Расстреляли его в декабре 1919г., похоронен в братской могиле за Убинкой. В 1919г. через село проходили  небольшие отряды «белых», отступавшие на Крещенку. Так об этом вспоминает Филиппов И.Н.: «Еще в детстве слышал от деда, что белые пришли в село и расположились в избах,  на постой. Вдруг кто-то забежал в избу и крикнул: «Красные в Зоново» (Зоново через речку 5 км) и через несколько минут они покинули село.  Говорят, что в спешке, боясь красных, они утопили в озере «котёл с золотом».
  К приходу Советской власти в Балмане открылась школа для взрослых, народный дом, приют. В 1921г. крестьяне организовали коммуну «Колос» и к 1927 году у них было большое стадо крупнорогатого скота, овец, лошадей, сельхозтехника. Позже коммуна влилась в колхоз «Имени 80 Ленинградского стрелкового полка», организованный 25-тысячниками*, прибывшими из Ленинграда. А один из прибывших – Строганов Ефим Иосифович – был избран первым председателем колхоза. Следующим председателем колхоза стал Гляненко Пантелей Филиппович. С его приходом в колхозе повысилась дисциплина, начался подъём жизненного уровня колхозников. В селе открывается свой роддом, больница, приобрели первую грузовую машину! Школа стала 8-классной, построили небольшую электростанцию и привезли звуковую киноустановку.

25 1925

Вот, что пишут в газете «Крестьянская правда» №7 от 25 января 1925г.


  Но мирная жизнь  был нарушена фашистской Германией. С 22 июня 1941 гола по 5 мая 1945 года из колхоза «Россия» (в существующих теперь границах) на фронт ушло около пятисот трудоспособных мужчин, почти половина из них домой не вернулась. Это были лучшие силы колхоза, лучшие люди Балмана, Еланки, Шмаково и Красиково. Колхоз отправил на фронт все автомашины, почти всех лошадей.  Мальцев Василий Еремеевич уехал на фронт на машине сельской МТС, на ней и воевал. Но в одном из боев машина была подорвана…  На Родину Василий Еремеевич вернулся живой, с наградами и с трофейным автомобилем!

4JPG

Памятник участникам ВОВ 1941-1945гг. в Балмане Фото предоставлено «Салоном Памяти» МБУК КДЦ Куйбышевского района

4 1

Мальцев Василий Еремевич, участник ВОВ 1941-1945гг. Фото из архива сектора Балманский КДЦ

  А Ловцов Сергей Платонович, пропавший без вести подо Ржевом в 1942 году,  домой вернулся только в декабре 1983 года. И остаться б ему одним из тех неизвестных, кто покоится подо Ржевом, да, видимо, очень хотел он домой…  Осенью 1983 года в 9 км. от Ржева были найдены человеческие останки и капсула – медальон, в которой и было написано, кто этот солдат. Алексей Петров, который нашел останки, не надеясь разыскать родственников, написал письмо в Новосибирский обком партии, оттуда сообщили в Куйбышев, затем – в Балман. За час весть облетела все село. Было решено перезахоронить солдата на Родине…
36   31
32   33
34   37
Фото из музея с.Балман.
  В октябре 1943 года в Балмане открыли детский дом смешанного типа (от 3 до 14 лет), куда собрали деток из окрестных деревень, оставшихся без родителей, а потом привезли ребят из блокадного Ленинграда. Жили дружно, помогали друг другу и воспитанники и воспитатели. Вместе учились, вместе работали и праздники тоже вместе: концерты ставили для сельчан, благо были в детдоме кружки: драматический, танцевальный, хорового пения… Дал колхоз детдому землю, стали сажать овес и картофель. Просуществовал детдом до 1949 года.
35
Детский дом с.Балман. 40-е гг. ХХв.  Фото из музея с.Балман

  После Великой Отечественной войны Балману, как и всей стране, пришлось долго восстанавливаться. Колхоз, который к этому времени назывался «Заветы Ильича», стал вставать на ноги. Не хватало техники, мало было скота. Но колхозники работали честно. На полях выращивались рожь, пшеница и овёс, кукуруза и подсолнечник, гречка. На фермах содержались не только коровы и овцы, но и кони, свиньи, птица. Скот пасли на больших пастбищах далеко от деревни. Потом колхоз стал называться «Россией». В 1976 году коллектив колхоза «Россия» за достижение наивысших результатов во Всероссийском социалистическом соревновании был награждён переходящим Красным знаменем.
  Гордятся жители села своей историей древней; ремеслами и ремесленниками знатными; земляками, не посрамившими Родину ни в одной из войн; колхозом, который гремел на всю область своими достижениями в сельском хозяйстве…
  Но есть у них еще один повод для гордости!  Балманский фольклор - то, что передаётся из поколения в поколение, что оставлено предками. Песни, игры  и хороводы села Балман Куйбышевского района Новосибирской области занимают ведущее место в традиционном песенном фольклоре Западной Сибири. И вся эта песенная культура старинного села бережно собрана и сохранена  удивительным человеком - Ниной Григорьевной  Носовой.

5

Носова Нина Григорьевна. Фото из семейного архива

  Нина Григорьевна - руководитель первого в области аутентичного фольклорного коллектива. Ее знали не только все новосибирские, но и московские фольклористы. Не имея специального образования, она сердцем поняла важность и значимость народных песен. Многие песни сохранились только благодаря ей. Из дома в дом, от бабушки к бабушке ходила,  расспрашивала про былую жизнь, про старопрежние песни и не уходила, пока не выучивала новую для себя песню до конца.  В своём последнем интервью она  размышляла «…Балман – село было певческое. Пели все – женщины, мужчины, молодежь. (Песни) были хороводные, были вечерочные. Несмотря на то, что к 65 году были все уже пожилые (по 55, по 60 с чем-то), а и песни они не забыли – хоть прошла война, голод и холод, но они сохранили эти песни – просто на удивленье!...  Испокон веков в Балмане все пели, этим-то это село и отличалось от всех соседних».    
  В ноябре 1964 года Нина Григорьевна собрала несколько балманских бабушек: М.И. Носоненко, П.Я. Костюкову, Н.Н. и Д.Г. Ловцовых, Т.В. Гасперскую, З.Ф. Носову, Р.К. Бойкову и организовала фольклорную  группу. Уже в январе 1965 года они приняли участие в творческом фестивале в Куйбышевском Дворце культуры. После выступления их пригласили на фестиваль в Новосибирск.  А следует заметить, что раньше ни одна из бабушек на сцену не выходила!

6.

Первые участники народного хора с. Балман: Михайлова Е.Н., Носова Н.Г., Носова З.Ф., Носоненко М.И., Пухова А.Г. 1965г. (фото из архива сектора Балманский КДЦ)

  Областное выступление принесло первые награды: они стали лауреатами заключительного показа сельской художественной самодеятельности. Председатель жюри  - известный советский композитор и дирижёр Вано Мурадели вручил группе диплом 1 степени.  А от  Куйбышевского райсполкома за хороводную песню были  почётные грамоты. Там же была запись на радио и съёмка для киножурнала «Сибирь на экране».
  В том же году Н.Г. Носова познакомилась с В.Г. Захарченко (на тот период главный хормейстер Государственного академического Сибирского русского народного хора),  и началось их многолетнее сотрудничество. В 1969г.  под его редакцией вышел сборник «Песни села Балман» (в него вошло 52 песни), а в 1975 - «Девичья песня», куда вошли балманские вечерочные и хороводные песни. В 1983 В.Г. Захарченко (уже главный дирижёр Государственного академического Кубанского казачьего хора) и М.Н. Мельников (один из крупнейших ученых-фольклористов Сибири) выпустили книгу «Свадьба Обско-Иртышского междуречья», где описан балманский свадебный обряд. Позже сложилось знакомство с гармонистом Геннадием Заволокиным, автором и ведущим телепередачи «Играй, гармонь любимая!».

8

Сборник «Песни села балман» под редакцией В.Г.Захарченко (фото из архива сектора Балманский КДЦ)

«Ой, да что во Томской во губернии» (аудиозапись)

  В 1975 году Ленинградская фирма «Мелодия» за­писала на пластинку 18 песен в исполнении коллектива. В кругах специалистов-этнографов и фольклористов песенное творчество села Балман тут же обрело своеобразный статус «специфического культурно-художественного эталона, свидетельствующего о наличии самобытных, стилистически легко узнаваемых традиций», - так отметил В.Г. Захарченко в статье «Народный хор села Балман Новосибирской области». Руководитель Н. Носова», прилагаемой к грампластинке.  
  В 1979 году - запись на телевидении, снят фильм «Сибирские узоры».  А в 1982 году состоялась запись на Всесоюзном радио. Песни коллектива вошли в «Золотой фонд» радио.

10jpg

Пластинка «Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Хоровая группа села Балман».

Песни с пластинки (из открытых интернет - источников)

  Все эти годы фольклорная группа с.Балман продолжает завоевывать многочисленные награды.  В 1967 году Диплом 1 степени в честь 50 -летия Октябрьской революции. В 1970 году - Диплом 1 степени на областном фестивале в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В 1972 году - фестиваль в честь 50-летия образования СССР -  Диплом 2 степени.  Среди наград есть и Диплом Союза композиторов СССР за подписью Т. Хренникова.
  В  1982 году организована детская фольклорная группа «Незабудка». В коллективе было 16 девчонок и 4 мальчишки. Вскоре была набрана ещё одна группа. Старшая группа выступала в Новосибирске, Москве, Екатеринбурге, были премированы  поездкой в «Артек». Младшая группа отдыхала в лагере «Океан» во Владивостоке…

12

Детская фольклорная группа села Балман

  Многое с тех пор изменилось, ушли из жизни и бабушки – певуньи, и Нина Григорьевна Носова, но ансамбль продолжает жить уже в обновленном составе, который также бережно хранит самобытность и манеру исполнения песен, пришедших из глубины веков.

 Но не только фольклор смогла сберечь Нина Григорьевна – ее стараниями открылся здесь в 1980 году первый в районе музей истории села. Пополнялся он благодаря сельчанам: принесли бабушки прялки старинные, посуду, передавали фотографии земляков, ушедших на войну, письма, документы. Делились воспоминаниями о жизни села. Сохранились в селе и рецепты блюд, которые готовили еще бабушки бабушек. В Балмане до сих пор готовят уникальный хлеб, который называется «груздь».  Ловцова Зоя Алексеевна, жительница села, поделилась с нами рецептом его приготовления:
«Ингредиенты: 3 яйца, щепотка соли, 2 ст. л. сливок (молока), мука, кулинарный жир либо растительное масло (для выпечки).
Посуда: глубокие овальные блюдца (тарелки), современная посуда из микроволновки.
Все ингредиенты смешиваем погуще, чем на оладьи, т.е. слабее пельменного. В посуду наливаем в 1 см жира. Из теста делаем лепёшку. В центре её делаем отверстие диаметром от 2 см, кладём в посуду, в центр кладём жир.
Ставим в хорошо нагретую духовку. Наблюдаем. Тесто поднимается, открывать нельзя, опадёт. Станет груздь красиво-румяным, откроем, перевернём, подсушим. Ломаем как угодно. Можно сладким чем-либо смазать. Дети любят макать в варенье (сироп), сгущёнку, мёд, сладенькую сметанку и т.д.
Раньше в русской печи они получались по виду такими, будто в лесу срезанные и очень вкусные. Попробуйте. Приятного аппетита!»
21   22
23
"Каинск исторический" в музее. 2020г.


  И хочется верить, что будет жить село,  и тогда будут жить и традиции предков, и память о них!

Балманские песни

Кругом леса
То в зелени, то в инее,
То в серебре, то в золоте поля.
А над Балманом
Рвутся в небо синее
Твои напевы, отчая земля.
Как будто в дни
Веселые и длинные
Шумит весна
Куда ни кинешь взгляд,
Вдали курлычут
Стаи журавлиные
И звонко гуси-лебеди летят.
Как будто письма
С почерком разборчивым
Среди степной читают тишины
От тех, кто не вернулся
К дому отчему
С той беспощадной
Памятной войны.
И красоты,
И силушки прибавится
От тех певучих
Задушевных слов.
Трудом и песней
По Сибири славится
С далеких лет
Старинное село.
Какая ширь
Во все четыре стороны!
Искрятся дали
В солнечных лучах,
И над родными
Светлыми просторами
Седые песни молодо звучат.

                               Быков И.И.

13

Носова Н.Г. с Быковым И.И.

  *Двадцатипятитысячники — рабочее движение, при котором рабочие крупных промышленных центров СССР, во исполнение решения Коммунистической партии, были направлены на хозяйственно-организационную работу в колхозы в начале 1930-х годов, в период коллективизации сельского хозяйства.

Используемые материалы:

  1. Миддендорф А.Ф. Бараба : [Описание Барабин. края] -  [Соч.] А.Ф. Миддендорфа. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1871.- С.4-8
  2. Переверзева В.И. Балман. – Сб.: Куйбышев (Каинск): исторический опыт социально-экономического и культурного развития. Тезисы региональной научно-практической конференции (5-6 декабря 1997г.). Куйбышев, 1997. – С.178
  3. Переверзева В.И. Социально – экономическое развитие села Балман (дореволюционный период). – Сб.: Роль Московского тракта в развитии г.Каинска и Каинского уезда XVIII – XIXвв. Сборник статей историко-краеведческих чтений. г.Куйбышев, 2000. – С.56
  4. Переверзева В.И. Семья Зоновых и гражданская война. – Сб.: Гражданская война на территории Каинского уезда. Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Новосибирской области и 290-летию города Куйбышева 20 апреля 2012г. – С.121
  5. Бойкова Н. История семьи Вяткиных. – Сб.: Каинск (Куйбышев) в истории Западной Сибири. Г.Куйбышев, 2007 – С.285
  6. Павлов. В. С чего начиналась «Россия». - Газета «Трудовая жизнь», 03.10.1969г.
  7. Грампластинка. «Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Хоровая группа села Балман». Текстовое сопровождение В.Г. Захарченко. – «Мелодия», 1975.
  8. Адерина Т. Славный путь сибирского колхоза. Доклад. - Районные краеведческие чтения «История Куйбышевского района в контексте истории Новосибирской области». Балман, 2016г.
  9. Лысенко Д.А. Из истории собирательской работы в селе Балман Куйбышевского района Новосибирской области. - Сб.: Этнография  Западной Сибири ХVIII – ХХ вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы региональной научно-практической конференции (г. Куйбышев Новосибирской области, 10 декабря 2019 г.). 2022г. – С.336
  10. И. Быков. Живые помнят. – Газета «Трудовая жизнь» № 204 (8034) от 23.12.1983г.
  11. Интервью с Н.Г. Носовой «Я хочу, чтобы наше село жило долго…» Зап. Н.С. Горбуновой, 2008г. https://оцрф.рф/34-sibirskaya-glubinka/intervyu/138-ya-khochu-chtoby-nashe-selo-zhilo-dolgo
  12. История с. Балман Куйбышевского р-на Новосибирской области https://vk.com/topic-30404511_34017073 Дата публикации: 05.06.2016г.
  13. Ноздренко Т.В. Гончарное ремесло села Балман https://оцрф.рф/31-sibirskaya-glubinka/kraevedenie/282-goncharnoe-remeslo-sela-balman
  14. Турнаева Л. История славного колхоза «Россия» Куйбышевского района http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=4141 Дата публикации: 22.12.2017г.
  15. Социальная сеть «Одноклассники»: Сектор «Балманский КДЦ» Куйбышевского района. https://ok.ru/group/54010932691134Дата обращения: 30.01.2024г.
  16. Социальная сеть: «Вконтакте»: https://vk.com/club195335176Сектор «Балманский КДЦ» Куйбышевского района. 30.01.2024г.
  17. Социальная сеть «Одноклассники»: https://ok.ru/group/51121503404106
    Балманская основная школа. Дата обращения : 30.01.2024 г.
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com