«Архитектура на все времена: Куйбышев социалистический. «Соцгород»»
- Лекционные пятницы в музее
- 22 октября 2021
- Super User
- Просмотров: 2729
Часть 2
В первой части лекции «Архитектура на все времена» мы вспомнили истоки зарождения и этапы развития архитектурного искусства, его основные стили, обратили внимание на особенности строительства на территории Западной Сибири (Барабы), насладились архитектурными красотами Каинска купеческого – старого исторического центра.
«Архитектура на все времена». Часть 1:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/lektsionnye-pyatnitsy-v-muzee/596-arkhitektura-na-vse-vremena
Вторую часть мы хотим посвятить району Куйбышева, который получил негласное называние «соцгород». Это один из особенных уголков города, который раскрывает перед нами другую эпоху – социалистическую, здесь все еще «живет» дух того тёплого и ностальгического времени. «Появился» он в 50-70-е годы XX века и имеет характерные черты того времени – сталинскую и хрущевскую архитектуру. В чем ее своеобразие и привлекательность сегодня мы попытаемся разобраться.
После революции 1917 года в стране произошли большие изменения, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности ее граждан, не остались в стороне и особенности градостроительства. Частную собственность отменили, дома и все остальное имущество «представителей правящих классов» национализировали, разместили в них первые советские учреждения, клубы, поселили трудящихся (так появились коммунальные квартиры, в которых проживало одновременно несколько семей). Первые социалистические стройки были полностью посвящены созданию промышленных предприятий. В стране полным ходом «шла» индустриализация. В период 1921—1926 гг. было построено 285 заводов, фабрик, электростанций. Строительству жилых домов на тот момент внимания не уделялось. Иметь частную собственность (в том числе свое отдельное жилье) считалось пережитком прошлого.
Редкие кадры. История СССР в 1930-е годы. 1931 - третий год первой пятилетки:
https://www.youtube.com/watch?v=xP5XPUB13cM
Индустриализация. Первые пятилетки:
https://www.youtube.com/watch?v=a2onH8bUD6k
В 30-е гг. XX в. наряду с созданием новых заводов и фабрик, начинает уделяться внимание и жилищному строительству.
Давайте подробнее рассмотрим архитектурную стилистику того времени - сталинский классицизм (иногда этот сталь называют сталинский ампир или сталинское барокко). Основное время его использования - 30-50-е гг. XX в. Свое название он получил по периоду правления советской страной Иосифом Виссарионовичем Сталином. Далее мы рассмотрим основные черты этого стиля.
Ансамблевая застройка – это комплекс жилых домов и общественных зданий, которые составляют единую пространственную композицию;
Город Куйбышев. Ул. Партизанская 60-е гг. XX в. Общий вид района «соцгород»
В «спальных» районах строились не только жилые дома, вокруг создавалась вся инфраструктура (совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения), то есть строились детские сады, школы, магазины, предприятия социального обеспечения (прачечные, ателье, парикмахерские и т.п.), дороги. Около Дворцов культуры, клубов, кинотеатров разбивались парки и скверы в которых были размещены фонтаны, беседки, скамейки, скульптурные композиции. Все создавалось в одном, гармоничном стиле.
Город Куйбышев. Фонтан и скульптура «Голубь мира». Сквер около Дворца культуры им. В.В. Куйбышева. 1959 г.
Скульптура «Заноза». Сквер около Дворца культуры им. В.В. Куйбышева. Г. Куйбышев. 1959 г.
Еще одной особенностью этого стиля являются архитектурные ордера – разновидности декоративных композиций, состоящие из определенных горизонтальных, вертикальных деталей и узоров, соответствующих определенному стилевому решению;
Архитектурные ордера
Город Куйбышев. Дворец культуры им. В.В. Куйбышева. Фрагмент оформления колонны внутри здания. Коринфский ордер
Город Куйбышев. Дворец культуры им. В.В. Куйбышева. Фрагмент оформления колонн перед центральным фасадом. Дорический ордер
Город Куйбышев. Детский сад «Золотой ключик». Фрагмент оформления колонны. Ионический ордер
Так же характерны для сталинской архитектуры барельефы с геральдикой СССР – разновидность скульптуры на фасадах зданий, изображающей геральдические символы (герб, серп, молот и т.п.), в которой часть выпуклой композиции выступает над основным фоном менее чем на половину объема;
Город Куйбышев. Фрагмент барельефа на фасаде «Детской школы искусств Куйбышевского района»
Барельеф мог содержать год постройки здания или его назначение.
Город Куйбышев. «Соцгород». Барельеф на жилом доме.
Барельеф на здании школы № 10 города Куйбышева
В декоре сталинского стиля присутствуют элементы барокко и классицизма - арочные проемы в завершении оконных и дверных проемов, декоративные украшения (характерные черты барокко), геометричность форм, симметрия (свойственны для классицизма);
Город Куйбышев. Фрагмент жилого дома. Угловой балкон, арочные завершения оконных и дверных проемов, портик (полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны)
Дворец культуры. Лестничный марш, Арочные завершения оконных проемов
Фрагмент жилого дома. Декоративные элементы на фронтоне в виде закрытого «круглого слухового окна» и фестона (гирлянды). Г. Куйбышев
Фрагмент жилого дома с декоративными балконами на фасаде
Образец оформления жилого дома. «Соцгород»
Фрагмент фасада жилого дома. Портик (полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны), балкон, декоративные узоры на фасаде
Также характерной особенностью зданий сталинского периода является штукатурка нежных пастельных тонов (чаще светло-желтого) на внешних фасадах, белые колонны, белая лепнина (барельефы).
Архитектура - сталинский классицизм:
https://www.youtube.com/watch?v=maGQLJeZz-A
В послевоенное время по всей стране развернулись строительства. Нужно было в кратчайшие сроки отстроить города разрушенные войной, восстановить промышленность, которая 4 года всю свою деятельность посвящала обороне страны, построить новые заводы и фабрики, которые бы сделали нашу страну еще более сильным государством. Люди трудились с огромным энтузиазмом и воодушевлением, «всем миром», техники не хватало, поэтому для участия в строительстве приезжали специалисты из разных городов и районов страны. Поначалу строителей размещали в общественных учреждениях: клубах и школах, потом строили для них временное жилье – бараки.
Город Куйбышев. Бараки. Середина XX в.
Постепенно около заводов и фабрик появляются жилые комплексы, где есть все необходимое для комфортного проживания людей. Правительство страны старалось, чтобы народ, перенесший тяжелые испытания за годы войны, имел все самое лучшее.
В этот период Куйбышев, некогда степенный купеческий Каинск, а впоследствии небольшой пролетарский провинциальный городок, активно «растет», «молодеет» и становится современным индустриальным городом. В 1948 году начинается строительство Барабинской ГРЭС, первая очередь которой была пущена 22 января 1954 года.
Барабинская ТЭЦ
Появление электростанции дает мощный импульс для развития города, появлению промышленных предприятий, одно из которых Куйбышевский химический завод, который вступил в строй в декабре 1958 года.
Куйбышевский химический завод
Как и по всей стране, стройки ведутся руками многих сотен добровольцев из разных уголков советской страны. Многие рабочие приехали с семьями по комсомольским путевкам. Для их временного размещения было построено 32 каркасно-засыпных барака на ул. 2-й Красноармейской, Пугачева и на Савкиной гриве, в которых проживало около 300 семей. Чуть позже начинается строительство жилых домов, но многие семьи еще долгие годы так и продолжали жить в бараках (снесены они были только через 30 лет, в 80-х гг. XX в.). Строится не только жилье для «строителей социализма», построен детский сад «Золотой ключик», школа, Дворец культуры, проложена дорога, открыт маршрут автобуса. Так в нашем городе появился район, который многое может «рассказать» об эпохе социализма - «соцгород».
«Город социалистический». Газета «Трудовая жизнь». 1967 г. Фото Г. Шихалева
Дворец культуры им. В.В. Куйбышева
Для досуга и отдыха советских людей-победителей, преодолевших немыслимые трудности, в послевоенное время начинают строиться настоящие дворцы. В марте 1960 года такой Дворец был открыт и у нас в Куйбышеве. В основу строительства был взят типовой проект ДК архитектора Константина Константиновича Барташевича (советского архитектора, который наиболее известен как разработчик типовых проектов клубов), который был воплощен в 137 городах по всему бывшему Советскому Союзу.
К.К.Борташевич
https://domofoto.ru/projects/995/
План первого этажа ДК по проекту К.К. Борташевича
Фасад здания построен в стилистике сталинской классической архитектуры. Композиция фасада симметрична. Стены оштукатурены и окрашены в нежно-желтый цвет, элементы оформления - белого цвета. Около главного фасада размещена колоннада (ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием) из 10 оштукатуренных и окрашенных в белый цвет колонн. Капители колонн (верхняя часть) выполнены в виде дорического ордера. На фронтоне перекрытия колоннады, по центру размещена надпись: «Дворец культуры имени В.В. Куйбышева», выполненная в виде барельефа из букв коричневого цвета. За колоннами находится небольшое пространство под открытым небом в виде внутреннего двора, с одной стороны ограниченного центральным фасадом, с двух других – боковыми фасадами здания. На центральном и боковых фасадах внутреннего дворика размещены окна в 2-3 этажа. Окна нижних этажей выполнены в классической манере (прямоугольной формы), верхнего этажа – в стилистике барокко (с арочным завершением проемов). На боковых фасадах размещены второстепенные входные двери. В центре главного фасада находится основная входная дверь, над которой размещено окно в раме в виде полуовала. Над ним – окно второго этажа с распашными двустворчатыми рамами и арочным завершением проема. Снизу окно декорировано «декоративным балконом», выполненном в виде 6 балясин (фигурных столбиков) коричневого цвета, объединенных горизонтальным перекрытием, сверху – треугольным сандриком (небольшим карнизом над проемом окна или двери) в центре которого размещен венок. С двух сторон от входа и окон размещены два ряда пилястр (плоские вертикальные выступы прямоугольного сечения, изображающие колонны). Капители пилястр, размещенных около входных дверей оформлены ионическим ордером. Капители второго этажа – в виде коринфского ордера и «соединены» между собой фестонами (декоративными элементами в виде гирлянды). Крыша центральной части фасада двускатная, в центральной части фронтона размещено декоративное слуховое окна круглой формы («бычий глаз»).
Перед зданием на постаменте установлен памятник В.И. Ленину.
Памятник В.И. Ленину перед ДК им. В.В. Куйбышева
Внутреннее пространство оформлено в стиле сталинского ампира. Здесь использовано большое количество лепнины в виде советской и театральной символики: звезды, знамена, колосья пшеницы, лавровые венки, маски, арфа и т.п. В большом зрительном зале с дух сторон от сцены размещены ложи бенуара (ложи, находящиеся на одном уровне со сценой по сторонам от партера (зрительных мест перед сценой)), декорированные барельефом из цепочки звезд, венков, театральных масок и гирлянд. Завершение входного проема в ложу арочное, с дух сторон от зрительных мест размещаются пилястры с капителями коринфского ордера. Над проемом находится сандрик (треугольное завершение в виде небольшого карниза) на фронтоне которого размещен барельеф в виде венка. Ближе к выходу из зала с дух сторон размещены небольшие балконы в форме половины прямой 8-гранной призмы на конусообразном кронштейне, обильно украшенном лепниной. Стены окрашены в нежно салатовый цвет, лепнина – в белый, отдельные элементы лепнины золотистого цвета. Потолок светло серый, декорирован потолочными розетками. Центральная потолочная розетка обильно декорирована и является основанием для массивной люстры.
Дворец культуры им. В.В. Куйбышева. Внутреннее оформление большого зрительного зала
В советской стране большое внимание уделяли образованию детей. Возможно поэтому, в числе первых, в 1950 году в будущем районе «соцгород» была построена школа, которая в настоящее время имеет порядковый номер 10. Для ее строительства использовался типовой проект № 222, разработанный советским архитектором Николаем Михайловичем Вавировским (1900 - 1977) и членкором Академии архитектуры СССР Александром Петровичем Великановым (1900-1955) в 1949 году. По этому проекту было построено сотни школ по всему бывшему СССР.
Фасад здания симметричен относительно оси, оштукатурен, окрашен в желтый цвет, украшен типовой лепниной. Крыша 4-хскатная, по центру находится щипец, на фронтоне которого размещен барельеф в виде прямоугольной таблички, размещенной на двух треугольных основаниях, сверху таблички находится фестон (декоративный элемент в виде гирлянды), в центре – надпись «Школа».
Перед центральным фасадом установлена скульптура «Три поколение», которая символизирует единство разных поколения школьников (в советское время это октябрята, пионеры и комсомольцы).
Скульптура «Три поколения»
В нашем городе по этому проекту построена еще одна школа - № 4 (1955 г.). Ее фасады уже не украшают лепные узоры и декоративные элементы. По этим деталям можно проследить «переход» в уже совсем другую – хрущевскую эпоху (о характерных чертах архитектуры этого периода мы будет говорить ниже).
Школа № 4
Куйбышев. Детский садик «Золотой ключик»
Еще одна «жемчужина» нашего города, созданная по типовому проекту того времени за номером 778 – детский садик «Золотой ключик». Авторами проекта являются Заслуженный архитектор РСФСР Александр Федорович Хряков и советский архитектор Зоя Осиповна Брод. Надо отметить, что для применённого проекта на 66 мест существовало несколько вариантов, отличающихся отделкой и мелкими деталями. В Куйбышеве была использована версия Александра Хрякова.
Типовой проект № 778. Детские ясли на 66 мест. Издательство Госздравпроект. Москва. 1947 г.
Детский сад по тому же проекту. Город Новокузнецк
Архитектурный элемент этого сооружения, который является украшением дворового фасада и никого не оставляет равнодушным – это терраса в форме полуротонды (круглая в плане постройка с перекрытием в виде купола). Терраса огорожена колоннадой из шести колонн и балюстрадой в виде декоративных балясин. Капители колонн выполнены в стиле ионического ордера. Балюстрады используются в данном сооружении неоднократно. Они являются заграждением детских площадок, размещенных по периметру здания.
Куйбышев. Терраса детского сада «Золотой ключик»
Фрагмент здания детского сада «Золотой ключик»
Соцгород. Жилые дома – «сталинки»
Для комфортного проживания советских людей в 30-50-е гг. XX в. начинают строиться многоквартирные жилые дома. Эти квартиры обладают целым рядом достоинств, но и имеют некоторые недостатки.
Давайте «познакомимся» с ними поближе. По видам и типам они делятся на довоенные и послевоенные, номенклатурные или «ведомственное жилье» (предназначались для руководящего состава и специалистов «предприятия-собственника») и типовые (для «простых» людей).
Довоенные, строились с особой тщательностью и вниманием к мелочам. Они имеют изящные фасады, архитектурные изыски, размах и комфортную планировку. Их планировали не только как удобные квартиры, но и как украшение города. В нашем городе «сталинки» начали строиться только после окончания Великой Отечественной войны, поэтому довоенному периоду не будем уделять много внимания.
По окончанию войны подход к строительству несколько изменился. Необходимо было восстанавливать разрушенные войной города, развивать промышленность, обеспечить жильем большое количество советских людей, поэтому оформлениям фасадов стали уделять меньше внимания, для строительства стали выбирать более дешевый материал, планировка квартир стала более рациональной. Иметь отдельную квартиру в то время могли в основном руководящие работники. Для них строились комфортабельные просторные квартиры, в которых была просторная прихожая, кабинет, библиотека, гостиная, спальни, детская, раздельный санузел, индивидуальный мусоропровод на кухне (если квартира находилась в высотном доме), комната для прислуги. Для оформления внутреннего интерьера часто использовались потолочные розетки, лепнина.
Куйбышев. Одна из квартир для руководящих работников
Квартиры для трудящихся строились попроще, они были меньше по размеру, имели более скромную планировку. В данный период строится много общежитий и коммуналок.
B основном, в сталинских домах использовали деревянные перекрытия, что, несомненно, спустя более 70 лет, стало для этих домов минусом.
Подъезд сталинского дома
Также отрицательной чертой является отсутствие ванных комнат и горячей воды. Многие дома имели печное отопление. Конечно, многие собственники впоследствии решили все эти проблемы.
Печная труба на крыше одного из домов «соцгорода»
Одни из положительных особенностей этих квартир - высокие потолки (не менее 3 м.), просторные светлые комнаты, хорошая тепло и звукоизоляция.
B планировке малоэтажных домов нет подвальных помещений, а для хранения продуктов и заготовок в уютных и хорошо озелененных дворах имелись деревянные сараи или подземные погреба.
Деревянные сараи для хранения заготовок
Погреба для хранения продуктов
Дворы были огорожены металлическими декоративными решетками, закрепленными на кирпичных постаментах. Таким образом, двор был «закрыт», полностью приспособлен для комфортного отдыха и имел все необходимое для удобного проживания жильцов.
Фрагмент декоративного ограждения двора
Парадные фасады этих домов, выходящие на центральную улицу, декорированы различными элементами: лепниной с советской символикой или годом строительства, арочным завершением оконных проемов, круглыми слуховыми окнами, замковыми камнями.
Декоративные элементы в оформлении фасадов
К сожалению, спустя почти 70 лет после постройки, эти дома нуждаются в капитальном ремонте, их фасады также находятся в плохом состоянии, но по нашим временам очень дорого и трудоёмко реставрировать их в первозданном виде, и чтобы «привести в порядок» жильцы выбирают более простой и дешевый способ – сайдинг. Так в скором будущем мы с вами можем лишиться одной из «жемчужин» нашего города - символа советского периода - района «соцгород». А как бы хотелось оказаться в далеком прошлом, когда эти дома только были сданы в эксплуатацию, и почувствовать то невообразимое счастье, которое испытывали первые хозяева этих квартир, которые после трущоб и землянок заселяли новенькие «дворцы».
Не только «соцгород» может похвастаться образцами сталинской застройки. Несколько сооружений данного периода размещаются на территории современного центра города.
Здание городского комитета КПСС (ныне «Детская школа искусств Куйбышевского района»)
Жилой дом. 50-е гг. XX в.
Несколько лет назад была проведена реставрация этого дома и внесены изменения в оформление центрального фасада, которые органично вписались в его облик и являются его украшением.
Фрагмент оформления входной двери: декоративный прямоугольный дверной наличник: полупилястры на ступенчатых основаниях (с двух сторон), карниз (сверху), замковый камень (в центре карниза). Новодел
Такие же замковые камни были размещены над всеми окнами центрального фасада.
После смерти Сталина, в середине 1950-х годов, Никита Сергеевич Хрущев подписал постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», по которому все новые постройки должны были быть дешевыми и простыми: «Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений» (однако некоторые здания в стиле сталинского ампира достраивали уже после того, как вышло постановление, но на фасадах этих домов уже не использовались декоративные элементы).
XX съезд КПСС в 1956 году поставил задачу положить конец жилищному дефициту за 20 лет. Было принято постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Именно с него начался период по-настоящему массового строительства жилых домов по всей территории Советского Союза. В этот период появляются дома, которые прозвали «хрущевками».
Куйбышев. Жилые дома 8 квартала. 70-е гг. XX в.
«Хрущевки» - это советские типовые жилые дома, кирпичные или панельные, обычно 5-этажные (реже 4-этажные, встречаются даже 2-х и 3-этажные), которые строились в 70-е гг. XX в., когда руководителем страны был Никита Сергеевич Хрущев. Эти квартиры имели свои отличительные черты. Комнаты в них маленькие, и часто «проходные», высота потолков существенно отличается от «сталинок» и составляет около 2,7 м., низкая тепло и звукоизоляция. Первые этажи часто использовали под магазины и учреждения, поэтому здесь высота потолков была гораздо выше. На площадках в подъездах может размещаться по 3-4 малогабаритные квартиры, в которых от 1 до 3 комнат (реже, 4).
Жилые дома. Куйбышев, 8 квартал 20-е гг. XXI в.
Строились «хрущевки» для того, чтобы быстро удовлетворить потребности простых советских людей в жилье, поэтому, ни внутри, ни снаружи (на фасадах) никаких излишеств не было. К тому же, со временем «архитектурные особенности» этих домов все больше упрощались. Дома были похожи один на другой, как близнецы. В известном советском фильме «Ирония судьбы или с легким паром» на этом даже «построен сюжет» (хотя это уже другая - брежневская эпоха, о которой мы будем говорить в следующий раз).
«Ирония судьбы, или с легким паром» 1 серия (комедия, реж. Эльдар Рязанов, 1976 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=lVpmZnRIMKs
«Ирония судьбы, или с легким паром» 2 серия (комедия, реж. Эльдар Рязанов, 1976 г.)
https://www.youtube.com/watch?v=5TmGPeowN-0
К концу 1960-х годов «хрущёвки» стали подвергаться серьёзной критике за малые площади кухонь, проходные комнаты, совмещённые санузлы, плохую звукоизоляцию, низкую энергоэффективность, невыразительность и унылость облика. Конечно, эти дома имеют немало «минусов», но благодаря им миллионы советских людей смогли получить отдельные благоустроенные квартиры, и это обстоятельство является их огромным «плюсом».
В 1969 году вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства», начался постепенный отказ от строительства «хрущевок». Но они продолжали строиться во многих регионах страны до середины 1980-х годов, затем начали появляться дома «следующего поколения» - «брежневки». О том, в чем их сходство и отличие и как проходило строительство в нашем города поговорим в следующей лекции «Архитектура на все времена: Куйбышев социалистический. «Хрущевки» или «брежневки». Сходство и отличие»).
До следующих встреч!
Подбор материала – лектор-экскурсовод О.А. Иваненко