anketa

nac otnoshenia

virt tur

god semi logo

derevnia

shnaider2

nov2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Декабрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

gos katakog

«Архитектура на все времена»

Часть 1

1

  Каинску (Куйбышеву) совсем скоро исполнится 300 лет. Он имеет статус исторического города и гармонично сочетает в себе особенности разных эпох и архитектурных стилей. Уголки города могут ярко «поведать» о различных периодах его истории, которая «шла в ногу» с историей всей нашей богатой и великой страны. О былом, наших предках, особенностях и достижениях может «рассказать» «язык дерева и камня»,  понятный многим без перевода – архитектура. Сегодня мы будем говорить о том, что такое архитектура, вспомним основные архитектурные стили, «вернемся в прошлое» и «посетим» жилища первых жителей нашего региона, и, конечно обратим особое внимание на «жемчужины» Каинска-Куйбышева. В рамках одной лекции мы не сможем охватить все периоды развития нашего города, поэтому разделим ее на две части: первую часть мы посвятим повторению истоков зарождения архитектуры и ее основным стилям, обратим внимание на особенности строительства на территории Западной Сибири (Барабы) от сибирских татар до купечества, а вторую – посвятим социалистической застройке Куйбышева.

  Итак, архитектура – это строительное искусство, зодчество, стиль постройки, это застывшая поэзия в дереве или камне.
  Зачатки архитекторы появились еще в первобытном обществе. Первыми жилищами человека были пещеры. Они имеют природное происхождение, и строить ничего не было нужно, но и здесь человек старался «приложить руку» и украсить свой «дом».

2

Наскальные изображения, найденные в Сибири.

  Но, так как основным занятием наших далеких предков была охота, они не могли жить на одном месте долгое время. Пещеры есть далеко не везде, поэту человеку пришлось строить себе дома собственными руками. Они должны были отвечать определенным требованиям – быть мобильными, то есть быстро и легко разбираться и собираться на новом месте, либо состоять из «доступного» материала данной местности, так как древним людям приходилось часто переезжать в поисках пропитания. В качестве строительного материала для таких «домов» использовали кости, бивни, шкуры мамонта, ветки деревьев, камни, глину, и т. п.

3

Жилище древнего человека

  Со временем, когда человек стал вести оседлый образ жизни, он начинает вкладывать больше творчества в строительство своих домов. Одно строение отличалось от другого. Наряду с функциональностью – защита от погодных явлений и нападения животных, жилище должно было «радовать глаз». Это и были истоки архитектурных творений.
  Человечество не стоит на месте, каждое поколение стремится чем-то отличаться от предыдущего, и в архитектурных строениях это наиболее заметно. Постепенно формируются различные архитектурные стили, то есть особенности строительства сооружений, которые указывают на время их постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда и имя автора. Давайте вспомним самые известные из великих архитектурных стилей.

Античная архитектура. 8 а. до н.э. – 5 в. н.э.

- древнеегипетский стиль, который, через века, потрясает нас величественными пирамидами

Архитектура Древнего Египта:
https://www.youtube.com/watch?v=CvHD_hY0kJY

 - древнегреческий стиль. Уже к V веку до нашей эры в античной Греции архитектура принимает форму искусства

Древнегреческое искусство. Скульптура, архитектура и живопись.:
https://www.youtube.com/watch?v=0ywu7WYovhA

- древнеримский стиль отражает всю мощь и силу Древнего Рима.

Рим. Вечный город сквозь века. Античность. Форумы, Палатин, Апиева дорога:
https://www.youtube.com/watch?v=1_xPNT2ig3k

Архитектура Древнего Рима (учебный фильм):
https://www.youtube.com/watch?v=4iEqSFDNC0o

 Архитектура Древнего Рима:
https://www.youtube.com/watch?v=UgA-GWvObk0

 Романский стиль удивляет средневековыми замками с мощными крепостными стенами. Зародился он в X – XII вв., встречается в Западной и Центральной Европе.

Романский стиль. В двух словах:
https://www.youtube.com/watch?v=2ay3vJ-vNa8

  • Готика – это непостижимые изящные шпили, устремленные ввысь. Стиль зародился во Франции в XIII – XV вв.

Готический стиль за 11 минут:
https://www.youtube.com/watch?v=FbekraIn0dA

  • Возрождение или ренессанс - архитектура стран Западной Европы, прежде всего Италии, нач. XV – нач. XVII вв., в которой особую роль играют композиционные основы античной архитектуры: симметричность и рациональность.

История архитектуры. Ренессанс:
https://www.youtube.com/watch?v=S5AwxZEP2SU

  • Барокко – торжественный и пышный архитектурный стиль, для которого характерно наличие большого количества украшений Зародился в кон. XVI в. в Италии, в XVII – XVIII вв. распространился по Европе и Америке, в XVIII в. “пришел» в Россию.

Архитектура и живопись барокко. Новая история:
https://www.youtube.com/watch?v=7aKSBjUrfeI

 Архитектура барокко:
https://www.youtube.com/watch?v=8r-BHBBrHvY

  • Элегантный и изысканный рококо появился во Франции в нач. XVIII в. В XIX в. его считали продолжением стиля барокко или даже «высшей стадией искусства барокко».

Стиль рококо в архитектуре:
https://www.youtube.com/watch?v=2TE2T3oNjrU

  • Классицизм. Сер. XVIII в. -XIX в. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей. Характеризуется правильностью планировки, чёткими формами, симметричными композициями и сдержанным убранством.

Классицизм:
https://www.youtube.com/watch?v=vB6lfPfqzYY

 Архитектура русского классицизма:
https://www.youtube.com/watch?v=_OQuGZu-jIo

  • Модерн - архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е -1910-е гг. Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов в пользу более декоративных (необарочных, неоготических, неорусских) линий при использовании новых материалов, таких как металл, бетон, железобетон.

Поближе с московским модерном можно «познакомиться» здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=2glmXtCbhAI

 Московский модерн:
https://www.youtube.com/watch?v=2glmXtCbhAI

  • Модернизм. Зародился в Европе после Второй мировой войны и распространился по всему миру Нач.1930-х – 1960-е гг. К основным принципам стиля можно отнести прямолинейные формы, лишенные декора, свободное внутреннее пространство, навесные фасады, скрывающие несущие конструкции.

Советский модернизм в Москве:
https://www.youtube.com/watch?v=h-QteQdJJt8

Советский модернизм:
https://www.youtube.com/watch?v=ZJ1l0MjTLxY

  • Конструктивизм был популярен в советской архитектуре 1920−30-х годов. Основные черты - отказ от «излишества форм» и обилия декоративных элементов.

Конструктивизм. Архитектура Москвы:
https://www.youtube.com/watch?v=vObCBzQAQ0w

 Конструктивизм в архитектуре| Конец Эпохи:
https://www.youtube.com/watch?v=LmhufX_y2NA

  • Хай-тек зародился в Великобритании примерно в кон. 1970 гг. Характерными чертами являются сложные конструкции и технологичность.

Хай-тек. Архитектура Москвы:
https://www.youtube.com/watch?v=TCo9_cZYCzs

Более подробно с архитектурными стилями можно познакомиться здесь:
https://arhi1.ru/ob-arhitekture/arhstili/stil-v-arhitekture

Стили архитектуры:
https://www.youtube.com/watch?v=R9jK-b2BuPo

 Как разбираться в архитектуре? Хронология стилей:
https://www.youtube.com/watch?v=vrORLiX5LYQ

  Эти знаменитые архитектурные стили зародились в различных западных государствах, некоторые из них «пришли» в Россию чуть позже, изначально же развитие русской архитектуры шло своим путем. Сначала основным строительным материалом было дерево (наши предки могли построить величественные сооружения «без единого гвоздя»), затем начали строить из камня, в основном это были храмы и монастыри.

 Краткая история русской АРХИТЕКТУРЫ:
https://www.youtube.com/watch?v=myE-lCizgxQ

 Древнерусская архитектура. Каменное зодчество. Основные элементы и стили строительства храмов:
https://www.youtube.com/watch?v=7vAAYOPecUM

 Кижи — уникальный музей- заповедник русского деревянного зодчества:
https://www.youtube.com/watch?v=khLWDIRO-Is

 Остров‑град Свияжск:
https://www.youtube.com/watch?v=yxr0Tkw-OAI

  Мы вспомнили далеко не все архитектурные стили, которые существуют (только самые основные), к тому же человечество развивается, появляются новые идеи, технологии, строительные материалы, поэтому формируются новые стилевые решения.

Каинское наследие

4

Почтовая открытка: «Г. Каинск. Магазин Тинкера», 1903-1905 гг.

  Местное коренное население, которое испокон веков проживало в Западной Сибири – сибирские татары, в наших местах - на территории Барабы (это лесостепь, которая занимает более 60% современной Новосибирской области) - проживали племена барабинских татар. Зимой они жили в полуземлянках, которые уже топились «по-белому», то есть трубы печей выходили наружу, летом – в шалашах, в центре каждого шалаша был очаг.

5

Жилище кочевых народов Сибири: «Шалаш»

  Также здесь жили татаро-монголы - Сибирское ханство. Они тоже были кочевниками и жили в юртах – переносном жилище из легкого деревянного каркаса и войлока.

6

Юрта

  В конце XVI века территория Сибири была присоединена к России, и русские постепенно начали заселять эти районы. Так как некоторое время еще сохранялась военная опасность, одними из первых административных поселений здесь стали военные укрепления: остроги, пасы, форпосты.
  На территории современного города Куйбышева в среднем течении реки Омь при впадении в неё реки Каинки для охраны от набегов кочевников селений барабинских татар и русских обозов, следовавших по тракту Тара-Томск в 1722году возникло одно из таких укреплений -  Каинский Барабинский форпост. По описанию 1750 года форпост представлял из себя четырехугольное поселение, обнесенное деревянным частоколом (забор из бревен, заостренных сверху, высотой 4-6 метров), с четырех сторон палисада размещались угловые башни, на территории находились сооружения, необходимые для проживания людей: амбар, казачья командирская изба, конюшня, церковь «Во Имя Спасителя Нерукотворенного Образа», русские избы. Вокруг форпост был опоясан надолбами, рогатками и рвом, с двух сторон защищен от неожиданного нападения кочевников реками (Омью и Каинкой), с двух других сторон – земляными валами. Все сооружения были построены из дерева.

7

Фрагмент экспозиции МКУК «Музейный комплекс»: «Макет Каинского Барабинского форпоста», автор Ю.Е. Скультецкий

  Все сибирские военные укрепления, за исключением некоторых деталей, были похожи один на другой, строились они в стилистике древнерусской деревянной архитектуры и служили совсем недолго (30-50 лет), затем, после прекращения набегов кочевников на эти районы, за ненадобностью, были расформированы, заброшены, пришли в ветхость и постепенно исчезли с «лица земли».
  Здесь Вы можете познакомиться с реконструкцией «Умревинского острога», первого административного поселения русских на территории современной Новосибирской области, основанного в 1703 году:

https://www.youtube.com/watch?v=20VdOn7OWyM

  В середине XVIII века Каинский форпост также был расформирован, около него образовалась Каинская слобода, которая в 1782 году получает статус уездного города Каинска Тобольского наместничества. В городе насчитывалось 106 частных жилых домов, 7 лавок и амбаров. Город был застроен одноэтажными деревянными домами, часто покрытыми «… берестой и дерном, некоторые даже без кровель, обросшие сверху травой…».

8

Почтовая открытка: «Г. Каинск. Общий вид с Иоанно-Предтеченской церкви»

  К середине XIX века, согласно «Краткому статистическому описанию –
  Томской губернии – окружного города Каинска», составленному Штатным Смотрителем Каинского Уездного Училища Коллежским Асессором
  Александром Якимовским за 1842 год «Обывательских домов в городе Каинске деревянных – 360, из них 2/3 довольно порядочные, а 1/3 – ветхие, полуразвалившиеся, покрыты берестой и дерном, некоторые даже без кровель, обросшие сверху травой представляют вид сильно безобразный и для зрения неприятный. Больших улиц в городе находится 8, а с переулками 9; все расположены довольно правильно, шириною каждая от 8 до 10 саженей, некоторые выстланы и с тротуарами. Из примечательных зданий: Каменная кладовая для хранения государственной суммы; находящаяся в недальнем расстоянии от города; деревянный дом Уездного училища, оштукатуренный и выбеленный снаружи; два дома деревянные двухэтажные с флигелями: 1. для Питейной конторы и 2-ой – Окружного почтмейстера – довольно хорошей архитектуры, служат украшением города».

9

Почтовая открытка: «С-Петербург. Невский проспект», нач. XX в.

  В 1703 году был заложен С-Петербург. Для его строительства в Россию приезжают знаменитые иностранные архитекторы, которые в своих творениях используют великие архитектурные стили, город строится по европейскому образцу. Почти два века спустя каинские купцы, которые любили ездить в С-Петербург «не только по делам, но и чтобы развеяться», по достоинству оценили красоты столицы, и, вдохновленные ее архитектурой, в конце XIX – начале XX вв. начали воплощать ее элементы в строительстве своих домов. Так купеческие особняки, которые и сегодня украшают наш город, приобрели элементы барокко, классицизма, русского национального стиля и петербургской жилой архитектуры. В городе сохранилось 33 памятника истории и архитектуры, которые составляют основу одного из самых ярких и самобытных районов Куйбышева, который неизменно привлекает всеобщее внимание и является «жемчужиной» города - это старый исторический центр.
  Сегодня, в рамках нашей лекции, мы не сможем уделить внимание всем памятникам истории и архитектуры «старого» центра нашего города («рассмотрим» только несколько из них), но мы имеем возможность любоваться ими ежедневно, прогуливаясь по его историческим улочкам.

10

Дом купца Левако И.А. (ул. Коммунистическая, 29)

  Здание Куйбышевского краеведческого музея является памятником истории местного значения «Дом, в котором с 1919 года размещался Уездный комитет комсомола», принят на охрану решением Облисполкома №53 от 16.02.87г.
  Здание является памятником истории и архитектуры, в обработке фасадов которого использованы приемы, характерные для второй половины ХIХ в. – эклектика (смешение разных архитектурных стилей) с элементами барокко. Дом расположен в исторической части города и вместе с соседним домом купцов Ерофеевых (ул. Коммунистическая, 31), соединенным с ним высокой кирпичной оградой, единственной в городе, сохранившейся с тех времен. Здание занимает угловой участок и выходит двумя главными равнозначными фасадами на ул. Коммунистическую (бывшую Иркутскую) и ул. Папшева (бывшая Думская).
  Здание построено в 1911г. и принадлежало кожезаводчику, купцу первой гильдии Левако Илье Абелевичу, эмигрировавшему до революции 1917г. в Палестину. На первом этаже располагался большой магазин, на втором – квартира владельца. С приходом Советской власти в разные годы в доме размещались уездный комитет комсомола, женотдел, НКВД, спортзал, редакция и типография уездной газеты «Знамя стахановца», госбанк, магазины, с 2002 года – краеведческий музей.
  Здание сохранило в целом первоначальный облик, но почти полностью утратило прежнюю внутреннюю планировку. В 2007 была проведена реставрация фасадов, восстановлены кованные чугунные конструкции (ворота, навесы над входами в здание и конюшню, угловой балкон, бордюрные ограждения). Вокруг зданий установлено три стилизованных под XIX век чугунных уличных фонаря (светильника) - украшение улиц Коммунистическая и Папшева.
  На фасаде здания, выходящем на улицу Коммунистическую, в сентябре 1970 года установлена мемориальная доска из белого мрамора с текстом: «В этом здании в 1920-1921гг. размещался Каинский уездный комитет комсомола».

11

Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи (ул. Пугачева)

  Церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи – единственный памятник культового зодчества, сохранившийся в г. Куйбышеве. Композиционное построение и декор позволяет отнести ее к примерам эклектики, где стилизация под русско-византийское зодчество дополнена классицистическими приемами. Церковь построена в 1904г. на средства купчихи Шкроевой Александры Ивановны, завещанные ей мужем, купцом 1-й гильдии Иваном Васильевичем Шкроевым.
  Церковь представляет собой образец широко распространенного в русской архитектуре рубежа XVIII–XIX веков бесстолпного храма (внутреннее пространство не содержит «столпов» (колон) с трехчастной продольно-осевой композицией построения. Вдоль оси восток–запад последовательно расположены: четверик храма с семигранной апсидой, трапезная и ярусная колокольня над притвором с двумя приделами.
  Объем колокольни – восьмерик на четверике с шатровым завершением. На церкви семь глав: одна на конхе над алтарем, одна на колокольне и пять на главном храме.
  Стены сложены из кирпича «под расшивку». Основные помещения перекрыты сводами: храм – восьмилотковым сводом с распалубками, трапезная – цилиндрическим с надоконными распалубками, колокольня – сомкнутый свод. Крыши сложного очертания, главы луковичной формы, кровли металлические с диагональным рисунком.
  В советское время храм был закрыт и частично разрушен. В здании долгое время размещался кинотеатр «Октябрь», в 1990 году – возвращено верующим и восстанавливается.

12

Дом купца Шкроева И.В. (ул. Краскома, 5)

  Памятник представляет интерес как образец крупного купеческого дома конца ХIХ века. Архитектура здания вобрала в себя элементы различных стилей: классицизм, «кирпичный стиль», мотивы древнерусской архитектуры.
  По сведениям старожилов города, двухэтажный кирпичный дом с подвалом построен купцом 1-й гильдии и владельцем винокуренного завода Шкроевым Иваном Васильевичем, торговавшим мануфактурой, галантереей, занимавшегося виноторговлей. После его смерти здание было передано брату – Шкроеву Николаю Васильевичу.
  Дом расположен в старом центре города и закрепляет угол площади им. Куйбышева (б. Соборная), на пересечении улиц Краскома (б. Московская) и Куйбышева (б. Базарная). Главный протяженный фасад выходит на ул. Краскома.
  Прямоугольный в плане двухэтажный объем значительной протяженности перекрыт четырехскатной вальмовой крышей. Средняя часть главного северо-западного фасада архитектурно выделена за счет повышенного второго этажа, более богатого оформления плоскости стены и островерхой крыши с гребнем (столбики и ажурная металлическая решетка между ними), стилизованной под древнерусские формы. На главных (уличных) фасадах расположены аттики и парапетные столбики. Аттики акцентируют местоположение входов.
  Здание с подвалом стоит на кирпичных ленточных фундаментах. Стены и цоколь кирпичные, оштукатурены и окрашены на главных фасадах. Фасады делятся лопатками на части, которые различаются протяженностью, характером декора, деталями, конфигурацией окон, наличниками, рисунком фриза и междуэтажного пояса. Лопатки на первом этаже декорированы прямоугольными гранеными элементами, в средней части северо-западного фасада – рустовкой. Первый этаж северо-восточного и части северо-западного фасадов рустован. Этажи разделены карнизом с сухариками. Оконные проемы лучкового и полуциркульного очертания имеют профилированные обрамления. Парные арочные окна объединены аркой, подчеркивают ось симметрии фасада. Венчающий здание профилированный карниз в средней части северо-западного фасада дополнен декором «кирпич на ребро» и сухариками в два яруса.
  Часть помещений первого этажа перекрыта циркулярными сводами с распалубкой. Центральное помещение второго этажа восточного фасада имеет циркулярный свод и самостоятельную крышу. Перекрытия деревянные и кирпичные сводчатые.
  Здание представляет интерес, являясь примером типичного для Сибири большого купеческого дома с лавками, складами, жилыми помещениями, построенным в стиле эклектики второй половины XIX века.

13

Дом Курнина П.М. (ул. Куйбышева, 12)

  Здание представляет интересный пример купеческого дома начала ХХ века. В архитектурном оформлении фасадов использованы мотивы эклектики, заимствованные из классицизма.
  По воспоминаниям старожилов Новичковых и Аргентовой, собранным бывшим директором мемориального дома-музея В.В. Куйбышева – А.В. Обласовой, дом принадлежал Курнину Петру Михайловичу. Был построен в 1916 году на месте сгоревшего дома. Хозяин торговал мучными и крупяными изделиями, часть дома сдавал в аренду под галантерейный магазин. Верхний этаж был жилым.
  Двухэтажный дом расположен в историческом центре города и является доминантой площади им. Куйбышева, образованной пересечением улиц Краскома и Куйбышева. С запада к зданию примыкает более поздняя одноэтажная пристройка.
  Здание интересно еще и тем, что его первый этаж выполнен из кирпича, а второй – сложен из бревен «в лапу». Это подчеркивает различия в характере функционального назначения этажей. Фасады по первому этажу декорированы лопатками, рустованными на уличных фасадах. Южный угол скошен и акцентирован шатром в виде усеченной четырехгранной пирамиды. Здесь располагался главный вход, который в настоящее время не используется. На юго-восточном фасаде также располагался вход, который был заложен, а затем преобразован в оконный проем. В настоящее время главный вход в здание расположен в средней части юго-восточного фасада. Объем со стороны северо-западного фасада завершен треугольным фронтоном. Прямоугольные оконные проемы первого этажа обрамлены простыми наличниками и завершаются прямыми сандриками с замковым камнем, соединенными горизонтальной профилированной тягой.
  Подоконная часть декорирована прямоугольными филенками. На окнах сохранились массивные крюки для ставен. Первый этаж завершен карнизом, дополненным декором из ступенчатых кронштейнов. Высокие оконные проемы второго этажа оформлены наличниками. Завершение наличников в виде двух завитков, между которыми помещен декоративный элемент. В верхней части вертикальных досок расположены фигурные ушки, свесы заканчиваются пиками. Подоконная доска имеет криволинейное очертание. Карниз и фриз подшиты досками в горизонтальном направлении.
  Здание является примером купеческого дома начала ХХ века, выполненным в стиле эклектики с использованием элементов классицизма.

14

Дом Ерофеева И.П. (ул. Коммунистическая, 25)

  Здание представляет своеобразный пример типичного для Сибири большого купеческого дома с лавками, складами, жилыми помещениями, построенного в формах эклектики второй половины ХIХ века с преобладанием русского стиля второй половины ХIХ века.
  Дом принадлежал одному из самых богатых жителей города – купцу 1-й гильдии Ивану Петровичу Ерофееву. Династия Ерофеевых была известна своей торговлей мануфактурой, галантереей, вином, сахаром, чаем.
  Двухэтажный, прямоугольный в плане объем без подвала завершен вальмовой крышей с металлической кровлей. Стены здания кирпичные, оштукатурены на кирпичном ленточном фундаменте. Северо-восточный и юго-западный фасады акцентированы аттиковыми стенками, состоящими из разноразмерных объемов с металлическим покрытием. Композиция фасадов асимметрична и насыщена декоративными элементами. Фасады декорированы лопатками, рустованными на первом этаже и филенчатыми на втором. Широкий междуэтажный пояс состоит из двух профилированых тяг с зубчиками между ними. Оконные проемы с лучковым завершением: на первом этаже – с профилированными наличниками, на втором объединены профилем, имеющим в верхней части форму прямого сандрика с «ушками» и замковым камнем. В настоящее время часть проемов заложена. Многоступенчатый профилированный венчающий карниз декорирован сухариками.
  На первом этаже располагались магазины, на втором – квартира. В 1925г. здесь был открыт «Дом крестьянина им. В.И.Ленина».
  Дерево не долговечный материал, но, к счастью, в Куйбышеве сохранились дома деревянного зодчества, которые никого не оставляют равнодушными.

15

Дом купца Маслова М.Л.( ул. Коммунистическая)

  Дом – пример городской деревянной архитектуры нач. ХХ века, в декоре которой прослеживаются черты модерна и народной архитектуры. Дом был построен купцом М.Л. Масловым – владельцем паровых мельниц в Каинске и Каинском уезде.
  Дом деревянный, одноэтажный, прямоугольный в плане, с выступом хозяйственных помещений на северном фасаде. Имеет кирпичное основание и четырехскатную крышу. Стены рублены из бревен «в лапу».
  Дом со стороны юго-восточного фасада имеет открытую террасу, вписанную в общий объем здания. Крыша террасы поддерживается двумя четырехгранными столбами-стойками с фигурными вырезками. Верх террасы украшен сквозным арочным подзором со свесами. Со стороны северного фасада в позднее время выполнены пристройки хозяйственного назначения.
  Наружная отделка фасадов построена на контрасте бревенчатых стен с выступающими крупномасштабными элементами декора. Фасады дома богато декорированы резьбой с использованием традиций народной деревянной архитектуры. Угловые и фронтальные врубки закрыты филенчатыми лопатками. Вытянутые по вертикали прямоугольные оконные проемы украшены наличниками с филенчатыми ставнями. В декоре наличников прослеживаются мотивы барокко. Надоконная доска имеет волютообразное завершение и дополнена элементами токарной резьбы – фиалами, ее плоскость украшает пропильная накладная резьба. Широкая подоконная доска оформлена в средней части пропильной резьбой растительного орнамента и гранеными прямоугольными элементами по краям. На юго-восточный фасад выходит большое витражное окно с диагональным рисунком переплета. Венчающий здание карниз большого выноса украшен резными кронштейнами, скомпонованными попарно. Между кронштейнами на фризе и карнизе помещены круглые и граненые прямоугольные элементы

16

Дом А.И. Шкроевой (ул. Куйбышева, 22)

  Дом был построен купчихой А.И. Шкроевой, по сведениям старожилов, в 1912 году. Он является примером купеческого дома, в архитектуре которого прослеживаются черты деревянного модерна. Памятник также связан с деятельностью уездного революционного комитета г. Каинска в 1919-1920гг.
  Памятник находится в центральной части г. Куйбышева. Дом представляет собой своеобразный тип купеческого особняка с террасой вдоль главного фасада.
  В 1967 году в правой части фасада, около входа, была установлена мемориальная доска из металла с текстом «В этом доме работал в 1919-1920 гг. первый уездный ревком».
  Главным (юго-восточным) фасадом выходит на ул. Куйбышева (бывшую Гостинодворскую). Одноэтажное, Г-образное в плане, здание с подвалом стоит на кирпичных ленточных фундаментах. Цоколь высокий кирпичный. Стены рублены «в лапу» и обшиты тесом (кроме стен со стороны северо-восточного фасада). Крыша чердачная вальмовая, кровля металлическая, водосток наружный организованный. Со стороны северо-восточного фасада расположен пристрой тамбура входа с кирпичной наружной стеной, перекрыт односкатной крышей. Вдоль юго-восточного фасада от крыльца главного входа идет терраса с низким деревянным ограждением, опирающаяся на металлические кронштейны.
  Архитектурное оформление фасадов выполнено с использованием приемов деревянного народного зодчества. Углы закрыты лопатками, обшивка стен: горизонтальная – в уровне оконных проемов, вертикальная – в верхней и нижней частях. Прямоугольные большие оконные проемы декорированы наличниками, выполненными в классической стилистике. Лобовая доска наличников декорирована накладными модульонами и прямоугольным граненым элементом и завершена профилированной полочкой с зубчиками. Подоконная доска широкая, с филенкой в средней части, сверху и снизу ограничена профилированными поясками. Наличники окон, расположенных со стороны северо-восточного фасада, лишены накладной резьбы; прямоугольная лобовая доска завершена прямым сандриком, подоконная доска имеет криволинейное очертание. На окнах установлены филенчатые ставни. Венчающий здание карниз большого выноса украшен резными кронштейнами, скомпонованными попарно. Между кронштейнами на фризе и карнизе помещены граненые прямоугольные элементы. Дверь главного входа обработана профилированными филенками с гранеными квадратными и прямоугольными элементами. Перекрытия деревянные, одно из помещений подвала перекрыто циркульным сводом. Потолки в парадных комнатах украшены розетками, стены – профилированными карнизами. В некоторых помещениях сохранились простые по форме высокие печи, облицованные квадратными или прямоугольными одноцветными изразцами.

17

Фрагмент потолочной розетки

18

Фрагмент изразцовой печи

  Одноэтажный деревянный дом – пример жилого купеческого дома начала ХХ века, выполненный с использованием приемов деревянного народного зодчества и элементов классицизма. Здание представляет интерес, так как связано с деятельностью первого уездного революционного комитета в городе Каинске.
  Более подробно с памятниками истории и архитектуры можно познакомиться в нашем материале:

Историко-архитектурные достопримечательности г. Куйбышева: Онлайн-Путешествие
«По улочкам родного города проедем с «ветерком»…»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/462-istoriko-arkhitekturnye-dostoprimechatelnosti-g-kujbysheva

19

  «Новым» памятником истории и архитектуры в скором времени станет Спасский собор, утраченный нами в 1939 году и «возрождённый» к 300-летию города Куйбышева (Каинска), которое мы будем отмечать в 2022 году.
  Заложен он был в 1787 году на месте старой деревянной церкви.  В 1804г. освящен главный престол «во имя Спасителя Нерукотворного Образа», в 1828 г. - престол «во имя Святителя и Чудотворца Николая», в 1836 году – придел «во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

20

Величественное сооружение было построено в стилистике «сибирского барокко», характерной для каменного храмостроительства Сибири XVIII.

  Состав прихода – г. Каинск и деревни: Мошнина, Абрамова, Старо-Гребенщикова, Старо-Кандакова, Малинина и Сарапулова. Прихожан 2733 чел. (1911г.), 3362 чел. (1914г.)
  Приписные церкви: кладбищенская в г. Каинске, во имя Сошествия Св. духа на Апостолов, построена в 1847г., зданием деревянная и домовая церковь при Каинской женской прогимназии во имя свт. Николая, построена в 1898г. в связи с созданием гимназии, каменная. В 1923г. гимназическую церковь упразднили и переоборудовали под школьный клуб.
  Церковь закрыта постановлением Новосибирского Облисполкома от 16 марта 1938г. за №230. В 1939г. здание Спасского собора было разрушено.
  6 ноября 1943г. на этом месте установлен памятник В.В. Куйбышеву.

21

 В 2019 году началось строительство нового Спасского собора.

  После революции 1917 года в нашей стране «появились» новые, более упрощенные, архитектурные стили, так как возникла необходимость обеспечить жильем как можно больше советских людей. В городе Куйбышеве есть замечательные примеры застройки того периода, об этом мы поговорим во 2 части лекции «Архитектура на все времена: Куйбышев социалистический».

Подбор материала – лектор-экскурсовод О.А. Иваненко

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com