qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

Жизнь и открытие Ю.В. Кнорозова

  Юрий Валентинович Кнорозов – советский и российский историк, этнограф, лингвист, эпиграфист, переводчик, основатель советской школы майянистики, известен своей дешифровкой письменности майя, в продвижении математических методов исследования недешифрованных письменностей. Его труды были признаны и на родине, и в той далекой стране, история которой была предметом его изучения: Майя – цивилизация Мезоамерики, работал (в разное время) в Музее этнографии народов СССР и в Кунсткамере…
  Юрий Валентинович Кнорозов – доктор исторических наук (1955), Лауреат Государственной премии СССР (1977), Кавалер ордена Ацтекского орла (Мексика), удостоен Большой Золотой Медали Президента Гватемалы, Почетный член Мадридского общества по изучению майя, член Национального географического общества США. Но добиться этого признания стоило большого труда и сил…
1

Юрий Валентинович Кнорозов
19.11.1922 – 30.03.1999

Детство и воспитание:

  Юрий Валентинович Кнорозов, владелец редкой фамилии, родился 19 ноября 1922г. и происходил из рода русских интеллигентов. Он стал пятым и последним ребенком в семье Валентина Кнорозова и Александры Макаровой, которые на момент его рождения проживали в Харькове (еще до Первой мировой войны В. Кнорозов был направлен из Петербурга в Харьков строить южные железные дороги).
  Родители еще до женитьбы решили, что будут воспитывать детей «по Бехтерову». Например, они старались определить склонности и таланты детей с младенчества, развивали у них амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть правой и левой руками) и аналитическое мышление. Такой подход был эффективным – все пятеро детей стали выдающимися учеными. Однако, сосредоточившись на интеллектуальном развитии детей, родители несколько упускали эмоциональную часть, проявляли мало тепла, доброты, сердечного участия. В результате у всех детей, включая Юрия, сформировался достаточно скрытный замкнутый характер, порой окружающим они казались угрюмыми и «неколлективными людьми». При этом близкие люди знали Юрия Валентиновича как необычайно доброго и мягкого человека, а дети всегда просто обожали – причем не только собственные, но и просто юные посетители музея, где работал Юрий Кнорозов (Кунсткамера).
  …В пятилетнем возрасте Юрий, играя, получил сильный удар по голове, после чего на некоторое время потерял зрение. Уже во взрослой жизни Кнорозов неоднократно вспоминал о том эпизоде, считая, что именно он стал «спусковым крючком» его выдающихся способностей…

 Первое знакомство с иероглификой:

В школе Юрий учился на «отлично». Исключение составляли только украинский язык и литература.
  …В детстве Юрий играл на скрипке, прекрасно рисовал, писал романтические стихи и избавлял соседей от болей «накладыванием рук». …После окончания школы юноша намеревался стать психиатром.
  …В 1938г. Кнорозова по здоровью признали невоеннообязанным. Это сильно его угнетало, так как и отец, и старшие братья – все были офицерами. В 1939г. Кнорозов поступил на исторический факультет Харьковского государственного университета, но успел окончить лишь два курса: грянула война. Вместе с другими студентами его отправили в ополчение рыть окопы, но смысла в этом уже не было: немцы быстро наступали. Отец, руководивший эвакуацией заводов с Украины, уехал с последним эшелоном. Юрий же с трудом пробрался в родной поселок Южный, где им с матерью и сестрой пришлось жить в сарае.
  Только в феврале 1943г. с наступлением советских войск Кнорозов вывел мать и сестру через линию фронта в сторону Воронежа. Он пришел в военкомат, но и тут, в разгар войны, его признали непригодным для военной службы. После этого Юрий отправился в Москву, нашел там отца и не без труда возобновил занятия на кафедре этнографии истфака МГУ.
  Именно там берет начало его увлеченность загадками письменности – благодаря лекциям профессора психологии Платонова Кнорозов увлекся шаманскими практиками, египетским языком и иероглификой. Впрочем, его изначальный интерес к шаманизму связан был с некоторыми собственными паранормальными способностями, в которых Кнорозов хотел разобраться – так, родственники отмечали, что он владел гипнозом и мог (уже отмечено выше) лечить головную боль наложением рук…

2

Ю.В. Кнорозов в молодости

  Совсем скоро перед начинающим ученым встает вопрос аспирантуры. Он был намерен продолжать изучать Мексику, но тот факт, что он в 1941 – 1943 гг. находился на оккупированной фашистами территории, не позволил ему получить место в аспирантуре ни в 1948г., сразу после окончания университета, ни при повторной попытке – в 1950г.
  Несмотря на то, что ученого не взяли в аспирантуру, он активно работал над диссертацией по расшифровке письменности майя. Его научный покровитель – профессор С. А. Токарев – был уверен, что работа Кнорозова – ключ к чтению древних письмен: «Эта работа, когда она будет доведена до конца, составит славу советской науки и подтвердит наглядным образом ее превосходство над зарубежной буржуазной наукой даже в такой области как изучение древнеамериканской письменности, над которой десятилетиями работают лучшие американские специалисты».
  Об увлеченности Юрия наукой и главной загадкой всей его жизни – письменностью майя, свидетельствует воспоминание его соседа по общежитию Севьяна Вайштейна, советского этнографа, археолога, востоковеда-тюрколога: «Со мной в комнате … жил Юра Кнорозов. Он все отдавал науке, все. Получал стипендию и немедленно покупал книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом. Занимался расшифровкой письменности майя. Это ему удалось, и он стал всемирно известным ученым.».
  Ни разу не побывав в Мексике, не выходя из кабинета, советский исследователь сделал то, чего не добились ученые, годами проводившие полевые исследования в Центральной Америке. Сам Кнорозов иронично замечал: «Я – кабинетный ученый. Чтобы работать с текстами, нет необходимости скакать по пирамидам».

3

Карта расселения цивилизации майя

 Юрий Кнорозов: расшифровка древней письменности майя:

  Официально темой работы Юрия Кнорозова был шаманизм, но все свободное время он всерьез посвятил дешифровке письма майя, благо Ленинская библиотека с необходимой литературой находилась буквально в двух шагах…
  Расшифровать письменность майя пытались с первой половины XIXв., когда Жан-Франсуа Шампольон сумел расшифровать египетские иероглифы на Розеттском камне, сопоставив одну и ту же надпись на трех языках.

4

  Тексты майя сравнивать было не с чем, оттого задача перед учеными стояла труднее. Наиболее известной и самый старой работой по теме письменности майя была рукопись второго епископа Юкатана (современная Мексика) Диего де Ланда – «Сообщения о делах в Юкатане», 1566г. Там Де Ланда приводит азбуку майя и указывает, что, по его мнению, письменность майя носит фонетический характер и связана со звучанием, то есть, представлена в виде букв или слов. В 1862г. эту рукопись обнаружил в Мадриде известный майянист Шарль Этьен Брассёр де Бурбур, который опубликовал его с собственным переводом на французский.
  Следующим авторитетным исследователем письменности майя стал Эрик Томпсон (1898–1975) – английский археолог и эпиграфист, один из ведущих специалистов по цивилизации майя в первой половине XXв. Он раскритиковал идеи де Ланда и пришел к выводу, что иероглифы майя – это абстрактные понятия, то есть категорически отверг мысль о том, что они представляют собой слова или буквы. Для Томпсона письменность майя состояла из картинок и символов, идей и абстракций. Томпсон считал что иероглифы майя – это символы. Представьте себе, к примеру, дорожный знак, «кирпич». Его нельзя прочитать, но глядя на него мы «считываем сигнал» – «проезд запрещен». Томпсон предполагал, что письменность майя построена приблизительно тем же образом, и даже выпустил книгу – научный труд всей его жизни… (в аккурат перед триумфальной защитой Кнорозова!!!). Такой взгляд на проблему в общем-то делал дальнейшее изучение письменности майя невозможным и бессмысленным. А из-за мирового авторитета ученого попыток освоить иероглифику становилось все меньше и меньше.
  В 1945г. советский лингвист-старшекурсник Юрий Кнорозов прочитал статью немецкого ученого Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя – неразрешимая проблема» и принял вызов: «Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!», – так прокомментировал статью Юрий и решительно погрузился в проблему, не обращая внимания на авторитетные мнения. Тщательно изучив имеющиеся у него письменные источники, он пришел к выводу, что прав был именно де Ланда и письменность майя – это фонетическое письмо, в котором каждый графический символ связан со звучанием. В своей диссертации он доказал это неоспоримо, предоставив ключи к расшифровкам текстов древних майя…

5   7

  8   6

  …Но без аспирантуры как было пробить путь в большую науку? Написать и защитить диссертацию!!! И вот эта часть биографии Кнорозова обросла легендами. Якобы едва начав доклад на соискание ученой степени кандидата наук, уже через 3,5 минуты он получил звание доктора исторических наук. В реальности же такой сценарий был тщательно срежиссирован научными руководителями Кнорозова, которые понимали, что только такой ход позволит ему выйти из опалы. И расчет оказался верным. После присвоения звания кандидата наук, вторым голосованием он получил доктора. Однако Кнорозов и тут сумел выкинуть фортель. Когда комиссия предложила ему начать излагать работу, тот дерзко ответил в духе, мол, кому интересно, тот уже все прочитал, зачем еще время тратить. Наставники были готовы взбалмошного ученика «убить». Но обошлось. Все это изложено в архивных документах протоколы защиты. Так что, это – достоверный факт.

3,5 минуты, после которых изменился весь научный мир, занимающийся мезоамериканскими исследованиями.

  Выводы Юрия Валентиновича и его доклад стали настоящей сенсацией как в масштабах Советского Союза, так и в мировом масштабе. Впоследствии разработанный Кнорозовым метод дешифровки получил название «метода позиционной статистики» и использовался еще многократно для прочтения других древних текстов, например, так прочли письмена острова Пасхи, монгольские и некоторое протоиндийские тексты. Все эти дешифровки были выполнены учениками Кнорозова под его руководством. Научные достижения Кнорозова в 1960-х оценивались в СССР на уровне успехов в освоении космоса.

Международное и Всесоюзное признание:

  В 1956г. Юрий Кнорозов был включен в состав советской делегации на XXXII Международный конгресс американистов в Копенгагене, куда съехались 328 ученых из 34 стран. Доклад советского ученого вызвал оживленные споры, протесты и нелепые обвинения в «нарушении научной этики» со стороны оппонентов. Как бы то ни было, доклад Кнорозова на английском языке был опубликован не только в сборнике работ конгресса, но и «Журнале Общества американистов», то есть получил широчайшую огласку. Этот доклад произвел сильное впечатление на «всемогущего Эрика Томпсона», по его собственным словам, подскочило давление, как только до него дошла весть о «нахальном русском». Сам Кнорозов и не подозревал, какую бурю ненависти вызвал его успех у главы американской школы майянистики, который сразу же понял, кому досталась победа.
  В 1975г. Юрий Валентинович опубликовал полный перевод имеющихся рукописей майя. За эту работу он был награжден Государственной премией СССР.

9

Почтовая марка. РФ. 2000г.

 Семья и любимая кошка?!

  В 1952г. Юрий Валентинович женился на Валентине Михайловне Самковой – филологе-русисте. У них родилась одна дочь – Екатерина, которая также посвятила себя лингвистике…
  …Сделав свое гениальное открытие, Кнорозов попытался вернуться к теории коллектива. Он написал тезисную, но абсолютно гениальную статью «К вопросам о классификации сигнализации». Правда, в то время ее никто по заслугам не оценил. Опубликована она была в журнале «Вопросы африканистики» – явно кто-то пристроил по дружбе. А между тем, Кнорозов тогда четко определил, как работает мозг человека и формируется система коммуникаций – сигнал-«посыл», сигнал-«получение», зачем вырабатываются эти сигналы (для реализации совместной цели), как человек становится человеком и т.д. Вообще он мечтал заниматься именно этой тематикой. А натолкнула его на эту теорию сигнализации... кошка Ася. Она родила котенка, которого назвали Толстый Кыс. Кнорозов наблюдал, как Ася учила его охотиться, анализировал сигналы, которым кошка «разговаривала» с котенком. И в этот момент родилась идея. С тех пор он пытался вписать Асю как соавтора статьи. Редакторы из раза в раз вычеркивали кошачью кличку из перечня причастных к написанию научных работ. Более того, всюду, где требовалась официальная фотография, Юрий Валентинович давал фото своего портрета в костюме с галстуком и Асей на руках. Кошку, понятное дело, всегда отрезали. И он каждый раз от этого впадал в ярость…! Выдающийся ученый был необычайно привязан к своей кошке Асе (Аспид)…

10

Самая известная фотография Кнорозова
– как раз с любимой кошкой Асей на руках.
Именно ее он сам предоставлял везде,
где требовалась его официальная фотография…

 Как ученый расшифровал иероглифы индейцев майя:

  Главным источником, от которого отталкивался Юрий Валентинович в своих исследованиях, стала та сама рукопись епископа Диего де Ланда XVIв., где была зафиксирована азбука майя из 29 знаков (точнее – запись испанской азбуки майянскими иероглифами), отринутая (прим. автора – отброшенная) майянистом Эриком Томпсоном. Юрий Валентинович перевел текст де Ланда со старо-испанского и понял, что именно эти 29 знаков и станут ключом к разгадке тайны древнего языка.
  Кстати, сам вопрос того, как к нему попал текст Диего де Ланда, стал предметом споров и оброс огромным количеством легенд. Бытовало мнение, что Юрий Валентинович сам в составе Красной Армии дошел до Берлина, где из охваченной огнем библиотеки спас два текста «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда и «Кодексы майя» братьев Вильякорта. Сам ученый называл эту версию «полным бредом» (прим. автора: Ю.В. был признан непригодным для военной службы) и говорил, что книги передали ему советские офицеры. Впрочем, не ясно, почему они вообще решили взять эти книги, как они определили их историческую ценность и почему переданы они были именно Кнорозову – на тот момент совершенно неизвестному?!
  Как бы то ни было, Юрий Кнорозов, обладавший выдающимися аналитическими способностями, разработал собственный метод дешифровки древних текстов, получивший название «позиционная статистика». Его суть в том, что перед тем, как начать дешифровку, нужно определить, к какому типу письма принадлежит текст:
фонетический (знак = звук; русский и все европейские языки),
слоговый (знак = слог; древнеиндийское письмо),
образный (знак = слово/корневая основа/образ; китайские и прочие иероглифические языки).
  У каждого типа письменности разное количество неповторяющихся самостоятельных элементов. В фонетических азбуках их порядка 30 – 40, в слоговых около 300 – 350, а в иероглифических языках для полноценного чтения и понимания текстов нужно знать как минимум 5 000 знаков с точным значением. Чтобы определить тип письма, необходимо иметь единый связанный текст, не менее 5000 знаков длиной.
  Подобные майянские тексты, к счастью, сохранились в иероглифических рукописях майя (Парижская, Мадридская и Дрезденская), которые Юрий Кнорозов и использовал для дешифровки. Он обнаружил, что во всех текстах майя встречается лишь 355 самостоятельных знаков, следовательно, данную письменность следует считать слоговой. Затем он выделил наиболее часто встречающиеся знаки, то есть, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), с помощью азбуки де Ланда установил фонетическое чтение некоторых слогов, а далее – получил структуру текста. А это означало, во-первых, прорыв и открытие, и, во-вторых, полную дешифровку.
  Кстати, тут стоит подробнее сказать о том, что собой представляла сама азбука де Ланда. Де Ланда вовсе не стремился сохранить наследие майянской культуры и даже более того – сжег большинство существовавших книг майя. Приведенная азбука была создана непосредственно им же для ускорения христианизация майя: при помощи грамотных индейцев он составил так называемый «алфавит майя», где каждой испанской букве в соответствие были поставлены некоторые иероглифы майя. При записи возникла некоторая путаница, связанная с тем, что в ряде случаев майянские писцы записывали не «звук» испанской буквы, а ее «название». В итоге получилась довольно сложная конструкция, которую никто до Юрия Кнорозова не мог разобрать, потому что никому не приходила мысль о том, что данное письмо является слоговым. А прочитать ее по принципу фонетической не представлялось возможным, как и по принципу иероглифической.
Юрий Валентинович доказал, что письменность майя подвергается наращиванию символов, а значит – расшифровке и чтению…

11

  Интересно, что Эрик Томпсон – главный оппонент Кнорозова – в 1957г. отправил послание своему коллеге, известному археологу-майянисту Майклу Ко с просьбой в далеком 2000г. рассудить, кто оказался прав в их споре с Юрием Кнорозовым («Ты доживешь до 2000 года… …рассуди потом, был ли я прав...»). Коллега сохранил письмо, в 2000-м Ко сказал: «Томпсон был не прав. Прав оказался Кнорозов и теперь мы все, занимающиеся майя, являемся кнорозовистами».

Опровергнутые мифы о цивилизации майя:

  Сумев расшифровать тексты древних индейцев, Юрий Кнорозов одновременно развенчал и множество мифов, связанных с их цивилизацией, а также выдвинул свои объяснения касательно причины ее гибели.
  Так, Кнорозов считал, что все цивилизации гибнут при утрате культурной традиции, когда они достигают расцвета, замедляются и перестают развиваться. Так произошло и с цивилизацией майя, которая незадолго до своего заката была величайшей на континенте, а затем (X в.) – замедление, остановка… изменение климата… нарушение социальной организации, нападения диких племен... прерывание линий наследования (по крови)… утрата письменности, календаря… исчезновение городов… переход на более низкий уровень хозяйствования (простое земледелие, охота)… и, наконец – появление испанцев, которые, не встретив достойного отпора, легко завоевали земли, оставшиеся фактически без хозяев еще до их приезда в Америку.
  Юрий Кнорозов опроверг широко растиражированный миф о многочисленных кровавых и зверских жертвоприношениях религии майя. В действительности в этом плане майя ничем не отличались от других древних цивилизаций, то есть, это ни в коей мере не было «нормальным повседневным» обрядом и если и практиковалось, то в самых крайних случаях при наступлении из ряда вон выходящих драматических событий (испепеляющая засуха, вторжение сильного врага и проч.). По текстам видно, что со временем человеческие жертвы и вовсе заменяются «символическими жертвами», то есть животными, или частями тела, например, ухо. Суть обряда – получить хотя бы каплю «жертвенной крови». А вот племена более низкого уровня развития, нападавшие на майя с севера, не понимали смысла обряда и слепо копировали его – именно у них и практиковались массовые «религиозные» человеческие казни.
  Еще один обросший мифами «артефакт» – это календарь майя, который, якобы должен был закончиться в 2012г., что в определенных кругах породило целый психоз ожидания конца света. В действительности календарь майя – это бесконечное движение по кругу. Древние астрономы подсчитали, что примерно каждые 2000 лет Солнце «переходит» в новое зодиакальное созвездие, то есть в день весеннего равноденствия его восход на небе совпадает с другим небесным знаком. Если 2000 лет назад это были, к примеру, Рыбы, то потом – Водолей, еще через 2000 лет Солнце сместиться в Козерог и так далее. Нетрудно подсчитать, что полный оборот солнца по зодиакальному кругу осуществляется в течение 24 000 лет. Одна из подобных «круглых дат» перехода как раз совпала с 2012г.

Выдающийся лингвист за границей

  Долгое время Юрию Валентиновичу не разрешали выезд за границу. В 1990г. в возрасте 68 лет он совершил свое первое с 1956 г. (копенгагенский Конгресс) заграничное путешествие. На этот раз – в Гватемалу, по личному приглашению Президента страны, переданному по линии МИДа. Наконец он смог увидеть своими глазами то, о чем так много писал и исследованию чего посвятил всю свою жизнь! В этой стране Юрий провел около двух месяцев. За это время ученый посетил все достопримечательности страны и получил Большую Золотую Президентскую Медаль за достижения в изучении гватемальской культуры. На земле майя ученый смог подняться на вершину пирамиды Большого Ягуара в Тикале.
  Затем – уже в Мексике – он побывал и во всех других знаковых местах, связанных с культурой майя: в Паленке, Бонампаке, Йашчилане, Чичен-Ице, Ла-Венте, Монте-Альбане, Теотиуакане, Шочикалько.

12

Ю.В. Кнорозов в Мексике…

13

Слева направо:

майянисты Д.Д. Беляев, Ю.В. Кнорозов, Г.Г. Ершова.
Развалины индейского города Тулума…

  В 1995г. Кнорозову был вручен серебряный Орден Ацтекского Орла в посольстве Мексики в Москве. Эта награда выдается иностранцам, которые сделали значительный вклад в историю Мексики. Когда Кнорозов получал Орден, он сказал по-испански: «Сердцем я навсегда мексиканец».
  Велика оценка научной деятельности Ю.В. Кнорозова Линды Шеле (1942 – 1998), американского мезоамериканского археолога, которая была экспертом в области эпиграфики и иконографии майя, даже несмотря на то, что Кнорозов раскритиковал интерпретации Линды Шеле на III Международном конгрессе майянистов в Четумале (1995), она заявила: «…Своим открытием он уже обеспечил себе бессмертие в научных кругах. Он был первым, и в 50-х годах никто, кроме Дэвида Келли и Майкла Ко, не признал результатов его работы. Кнорозов более семидесяти лет жил за железным занавесом без возможности взаимодействовать с другими исследователями, и это во многом повлияло на его манеру ведения международного диалога: мы говорим на разных языках в прямом и переносном смысле. И несмотря на то, что мы расходимся во мнениях по поводу деталей, на этом Конгрессе я бы просто хотела тронуть его за руку, потому что он заслуживает нашего уважения и почтения».

14

Президент Гватемалы Винисио Сересо
вручает Юрию Кнорозову
Большую Золотую Медаль Президента

Памятник ученому:

Первый памятник гениальному ученому был открыт в Мексике в г.Канкуне в 2012г.

15

 Памятник ученому Ю. Кнорозову, бронза,

2012г. Канкун, Мексика

  Затем в 2018г. в Мексике (г. Мерида) был открыт еще один памятник – непосредственно у входа в конгресс-центр Siglo XXI, рядом с Большим музеем Майя, что крайне символично. На нем он изображен вместе со своей знаменитой кошкой Аспид, которую держит на руках.

16

В 2018г. в мексиканской Мериде
открыли памятник Юрию Кнорозову…

 Имя, ставшее бессмертным

  Великий ученый умер 30 марта 1999г., похоронен на Ковалевском кладбище. По инициативе Сергея Миронова и Мезоамериканского Центра им. Ю.В. Кнорозова на могиле поставили памятник – стелу из белого известняка на невысокой ступенчатой платформе. На ней рельеф – Юрий Кнорозов с любимой кошкой Асей на руках, которую, напомню, он как-то попытался записать в соавторы научной статьи…

17

Памятник Юрию Кнорозову установлен
на Ковалевском кладбище Санкт-Петербурга

  В 2010г. Мезоамериканский Центр РГГУ открыл подразделение в столице мексиканского штата Юкатан. Спустя два года заработал и центр на территории Свято-Троицкого православного монастыря в Гватемале. С этого времени на землях майя постоянно проводят международные исследования в рамках научной школы Кнорозова, а в гватемальском Университете Сан-Карлос появилась кафедра Юрия Кнорозова.
  В 2018 году Университет Сан-Карлос посмертно присвоил Кнорозову звание почетного доктора. С этого же года деятелям науки и культуры стали вручать медаль Юрия Кнорозова за вклад в изучение и сохранение наследия майя.

18

  1 июля 2022г. Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об увековечении памяти и праздновании 100-летия со дня рождения Юрия Кнорозова. Также эту дату отметили во многих странах Латинской Америки…

19

Обложка книги. Галина Ершова.
Последний гений ХХ века.
Юрий Кнорозов. Судьба ученого.
М., РГГУ, 2019.

  …Эта биография писалась в течение двадцати лет, вышла толстенной, и даже при этом видно, что автор вместила в нее отнюдь не все, что могла бы сказать о любимом учителе. В итоге книга представляет собой сплетение нескольких историй и даже жанров, увлекающие внимательного читателя и вызывающие самые разные чувства…
  Возможно, о Кнорозове будут написаны и другие биографические книги, более объемные и точные с фактической точки зрения, с новыми документальными свидетельствами. Однако столь сложного и многопланового текста о нем точно уже никому не создать, и поэтому огромная благодарность Галине Ершовой за то, что она доделала и издала эту гигантскую рукопись, которая одновременно и расследование, и мемуары…

20

  «…сам он относился к своим достижениям очень спокойно, как к обыденной вещи, никогда не выпячивал свою значимость. Даже намека на похвальбы не было. Он был человек науки. И у меня сложилось впечатление, что среди идей он чувствовал себя увереннее, чем среди людей…» – вспоминает ученица Кнорозова, ведущий научный сотрудник отдела этнографии Южной и Юго-Западной Азии МАЭ (Кунсткамера) РАН Маргарита Альбедиль.

21

Стенд, посвященный Юрию Кнорозову, в Кунсткамере.
Фото: Олег Золото

Ю.В. Кнорозов. Избранные труды:
https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-363-7/978-5-88431-363-7.pdf

22

Екатерина Кнорозова за рабочим столом Ю.В. Кнорозова:
«…некоторые книги и статьи папы я и поныне перечитываю…»
Фото С. Акимова

  Дочь Екатерина Кнорозова: «…Дома он и не говорил о работе, хотя всегда были в доступе выходящие у него книги. Читала, но мечтала стать океанологом. Однако под влиянием папы пошла на Восточный факультет университета. Он не заставлял, просто сказал, что Восток интереснее океана. Защитила диссертацию, сейчас работаю научным сотрудником в Библиотеке Академии наук, преподаю на Восточном факультете «Большого универа» и в РГПУ имени Герцена. А моя дочь (внучка Ю.В. Кнорозова – Анна Маслова) выбрала своей специальностью политологию…»

Подбор материала – Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com