derevnia

shnaider2

fevr2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Февраль, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   

gos katakog

ИЗ ИСТОРИИ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА В РОССИИ

  Историю выборов в России следует отсчитывать с Новгородской феодальной республики, которая существовала в период с XII по XV вв.

1

  XVв. – начало XVIIв. – это вторая ступень в развитии избирательного права. Судебник 1497г. установил полномочия выборных органов самоуправления. В частности, должностные лица от местного населения получили гражданское право контроля над судебной деятельностью кормленцев.

2

  В XVIв. по инициативе Ивана Грозного создается сословно- представительный орган власти Земский собор, который играет важную роль в выборах царей Бориса Годунова в 1598г. и Михаила Романова в 1613г.

3

  В ХVIIIв. при Петре Первом появляются элементы местного самоуправления – магистраты. Екатерина Великая в 1785г. дарует «Жалованную грамоту городам», которая предоставляет право всем городским разрядам участвовать в управлении городом.

4   5

  В XIXв. либеральные реформы Александра II вводят в России всесословые выборы в земства, местные органы самоуправления, и городские думы и управы, органы городского самоуправления.

6

  Самым значимым в истории развития избирательного права в России становится ХХв. Важно отметить факт издания Николаем II Манифеста от 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка». 6 августа 1905г. были опубликованы Манифест об учреждении Государственной Думы, Закон об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах в Думу. При этом из выборов исключались многие слои населения – женщины, молодёжь, военнослужащие, деревенская беднота, рабочие и др. Манифест 17 октября объявлял: не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь к участию в Думе «те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав». Новый избирательный закон был подписан 11 декабря 1905г., предусмотревший четыре избирательные курии – земледельческую, городскую, крестьянскую и рабочую, однако сохранял разные нормы представительства, более сложную многостепенную систему избрания депутатов рабочими и крестьянами, неучастие в выборах женщин, молодёжи, военнослужащих и народностей, ведущих кочевой образ жизни.

7

  Постановлениями от 20 июля, 11 и 23 сентября 1917г. было утверждено Положение о выборах в Учредительное собрание. Впервые избирательное право предоставлялось как мужчинам, так и женщинам по достижении 20-летнего возраста, а также военнослужащим. Права участия в выборах лишались лица, осуждённые за ряд уголовных преступлений, дезертиры, а также члены царствовавшего дома. Избирательное право России на этом этапе было самым демократичным в мире, что обусловлено прежде всего его всеобщностью и равенством, низким возрастным цензом, отсутствием имущественного ценза и ценза оседлости. Однако данная традиция развития избирательного права была прервана Октябрьской революцией 1917г. Тем не менее, дореволюционный период также имел большое значение в отношении становления избирательных институтов, несмотря на присущее ему значительное число ограничений в отношении реализации поданными Российской империи избирательных прав.

8

  Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 г. «Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание»
  Постановление Временного правительства от 20 июля 1917 г.
  «Об утверждении раздела I положения о выборах в Учредительное собрание.»

9

  Советский период развития избирательного права с самого начала обладал серьёзными особенностями. На первоначальном этапе использовался откровенно классовой подход, в дальнейшем происходила некоторая демократизация, но со своей спецификой. В частности, в Конституции РСФСР 1918г. содержался раздел четвертый: «Активное и пассивное избирательное право». В ст. 64 закреплялось, что правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:

- все добывающие средства к жизни производительным и общественно- полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и пр., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
- солдаты Советской армии и флота;
- граждане, входящие в предыдущие категории, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.

Не избирали и не могли быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:

- лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
- лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
- частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
- монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
- служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
- лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой;
- лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.

  В дальнейшем классовые ограничения были сняты. Однако выборы проводились на безальтернативной основе, единственный кандидат обычно отбирался партийными органами, и затем избирался подавляющим большинством голосовавших. Правда, в результате исповедовавшегося тогда подхода обеспечивалось представительство в выборных органах самых разных социальных групп.

10

  Одна из первостепенных задач, которую пришлось решать большевистскому правительству после роспуска Учредительного собрания, была связана с созданием новой избирательной системы, которая могла бы юридически обеспечить политическое господство большевиков в высшем органе представительной власти страны. Таким органом в соответствии с Конституцией РСФСР 1918 года стал Съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Однако ни одна из ранее действовавших в России избирательных систем не могла решить поставленную большевиками задачу. Поэтому авторы Конституции РСФСР 1918г. были вынуждены конструировать принципиально новую избирательную систему, основные принципы которой получили закрепление в первой советской Конституции.
  Избирательная система, действовавшая в советской России с 1918 по 1936 год, во многом по форме была построена аналогично действовавшей в Российской империи при выборах в Государственную думу, несмотря на то, что по сути принципиально от нее отличалась. Объединяли эти системы многоступенчатые выборы. Выборы в советской России были трехступенчатыми для городского пролетариата и четырехступенчатыми –  для сельского.
  В Конституции СССР 1936г. впервые в истории советских конституций выделяется отдельная глава «Избирательная система». Декларация о построении социализма «в основном» позволила внести два важнейших изменения в избирательную систему: перейти от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограничения классового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того, голосование стало тайным и голоса избирателей равными. В системе органов государственной власти произошел переход от системы съездов к системе Советов, непосредственно избираемых населением. Высшим органом государственной власти был провозглашен Верховный Совет СССР. Закрепляя принцип всеобщего избирательного права, Конституция СССР 1936г. уточняла возраст избирателей – 18 лет. Согласно Конституции от выборов отстранялись умалишенные и лица, осужденные судом с лишением избирательных прав в качестве факультативной меры наказания.

11

  Как и Конституция СССР 1936г., Основной закон 1977г. содержал специальную главу «Избирательная система», в которой в самом общем виде закреплялись принципы избирательного права, условия их реализации гражданами и основы избирательного процесса. В частности, статья 95 содержала перечень принципов избирательного права: всеобщее, равное, прямое при тайном голосовании. Как и прежде, в Конституции шла речь только о выборах в Советы. Статья 96 была посвящена принципу всеобщих выборов. Из нее вытекало, что субъектами, обладающими избирательным правом, по-прежнему выступают только граждане СССР. О лицах иной государственной принадлежности Конституция не упоминала. Зато в Законе СССР от 6 июля 1978г. «О выборах в Верховный Совет СССР» указано, что «проживающие на территории СССР иностранные граждане и лица без гражданства в списки избирателей не включаются» и, следовательно, в выборах не участвуют. В отношении граждан СССР появилась норма о включении в списки всех граждан, достигших ко дню выборов или в день выборов 18 лет и проживающих (постоянно или временно) к моменту составления списков на территории данного Совета. Норма о предоставлении права на участие в выборах независимо от срока проживания избирателей была новеллой для отечественного избирательного права. В связи с этим предоставление гражданину возможности голосовать по месту его временного проживания может рассматриваться как определенное ослабление режима прописки, не свойственное предшествующему периоду развития советской избирательной системы. Существенно изменились и конституционные ограничения всеобщего избирательного права.
  В частности, в число лиц, лишенных права избирать и быть избранными, попали только признанные в установленном порядке умалишенными. Нововведением Конституции СССР 1977г. было введение возрастного ценза для реализации пассивного избирательного права. Ценз для выборов в Верховный Совет СССР был снижен до 21 года, но впервые закреплен в Конституции. В числе изменений избирательной системы 1977г. следует указать закрепление Конституцией ряда новых принципов. Прежде всего – принципа свободных выборов. Вместе с тем сохранялась и прежняя практика выдвижения кандидатов по производственному принципу и голосования по территориальному принципу, а также «выборов без выбора». Следующим новым организационным принципом функционирования избирательной системы стал принцип государственного финансирования выборов.

12

  ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В КОНСТИТУЦИИ РФ 1993 Г., ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ: Обращаясь к рассмотрению источников избирательного права, следует обратить внимание на различие в составе источников избирательного права в качестве института конституционного права и избирательного процесса, в котором говорится как о самостоятельной правовой отрасли.
  Роль Конституции РФ в качестве основного источника избирательного права не подлежит сомнению. Данный институт – один из наиболее значимых институтов конституционного права России и представляет собой базовый элемент демократического строя современной России.
  Конституция РФ, во-первых, определяет конституционно-правовой статус выборов и референдума, указывая их в качестве высшего и непосредственного выражения народовластия, во-вторых, регулирует отношения, опосредующие природу права избирать и быть избранным, определяя основное содержание данного права и ограничения для его осуществления, в-третьих, устанавливает основные принципы выборов Президента РФ и депутатов Государственной Думы ФС РФ. Непосредственно в Конституции Российской Федерации устанавливаются общие принципы разграничения предметов ведения Федерации и субъектов Федерации в данной сфере правоотношений. При этом в ст. 71 закрепляется, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина – исключительное ведение Российской Федерации.
  Существует множество точек зрения на определение избирательного права, как института народовластия, однако большинство авторов сходятся на следующем.
  Избирательное право – это институт народовластия, представляющий собой совокупность государственно-правовых норм, регулирующих порядок организации и проведения выборов высших должностных лиц, представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Право избирать и быть избранным стоит в центре всех процессов формирования органов государства, то есть носит властеобразующий характер. Конкретно устанавливаются права граждан на участие в проведении референдумов и свободных выборов, и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иметь доступ к государственной службе и отправлению правосудия, обращаться в государственные органы местного самоуправления. Право избирать и быть избранным в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.
  Для политически активных граждан выборы в органы власти – это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции. Предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. Также приняты Законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
  В 1997 году принят закон «Об основных гарантиях прав гражданина и участия в референдумах». Достигнув 18 лет, гражданин России обретает статус избирателя. В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» сказано: «гражданин Российской Федерации, достигнувший 18 лет, вправе избирать…», причем, он может как избирать, так и быть избранным. Этот возраст принят в большинстве государств мира, с учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи и в то же время допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Конституция Российской Федерации (статья 60) фиксирует общее правило, согласно которому гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Этот же возраст открывает дорогу к участию в референдуме. Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: активное и сознательное участие в выборах способствует совершенствованию социального и экономического развития страны, превращение общества в гражданское. Кроме того, в этом законе указаны два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным: признание не дееспособным в судебном порядке и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.
  Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Избирательные права граждан бывают активными и пассивными.
  Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное избирательное право – право быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Активное избирательное право, т.е., право избирать, означает, что гражданину нельзя отказать во включении в списки для голосования, в выдаче бюллетеня для голосования, в возможности выдвижения кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Это право распространяется и на право отзывов депутатов, то есть включает весь комплекс прав, связанных с влиянием гражданина на формирование органов власти.
  Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) фактически реализуется небольшой частью граждан, хотя принадлежит всем. Содержанием этого права является возможность выдвигать себя кандидатом на любые выборные посты, получая соответствующую поддержку государства, требовать при соответствующих условиях признания недействительности выборов, вести предвыборную агитацию в свою пользу и так далее. Кандидаты в депутаты – особое правовое состояние, которое характеризуется многими гарантиями, превращающими пассивное избирательное право в весьма активную практическую деятельность.
  Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах – в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента Российской Федерации необходимо достичь 35 лет, для избрания в депутаты Государственной Думы –  21 года. Поскольку возрастной ценз установлен Конституций, он не может быть изменен законом или другим нормативным актом – для этого требуется изменение Конституции.
  Как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами добровольно. Никто не имеет право оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах или референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
  Гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в Федеральные органы государственной власти и право на участие в референдуме.
  Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется, открыто и гласно в присутствии наблюдателей и общественных организаций. При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
  Принципы участия гражданина Российской Федерации в выборах: принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т.е., соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.
  Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей: участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
  Всеобщее избирательное право: следует заметить, что ещё ни в одной стране мира не удалось полностью обеспечить этот принцип. Смысл этого принципа в Российской Федерации заключается в том, что её гражданин имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
  И так, к избирателю предъявляется ряд требований – избирательных цензов. Возрастной ценз предполагает право участвовать в выборах по достижении определённого возраста, для активного избирательного права (18 лет), для пассивного: для Президента РФ – 35 лет; для депутатов Государственной Думы – 21год; для глав муниципальных образований и органов местного самоупрвления – 18 лет.
  Кроме рассмотренных существуют и такие цензы, как ценз грамотности, национальности, языковый и другие. Это не означает, что избирательное право является недемократичным, это обусловлено тем, что властные полномочия должны находиться в руках тех, кто накопил определённый жизненный опыт.
  Равное избирательное право: избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на равных основаниях. Этот принцип должен обеспечиваться при реализации как активного, так и пассивного избирательного права.
  Прямое избирательное право: избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
 Однако, выборные должности местного самоуправления могут избираться как непосредственно населением, так и представительным органом местного самоуправления из своего состава.
  Тайное голосование: голосование на выборах в Российской Федерации является тайным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявление избирателя. Этот принцип предполагает реализацию свободного и искреннего выбора избирателя. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных организаций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности. Основными источниками народовластия в РФ являются:
  Конституция РФ 12.12.1993; ФЗ «О выборах Президента РФ» от 01.01.2001; ФКЗ «О референдуме РФ» от 01.01.2001; ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права и права на участие в референдуме граждан РФ» от 01.01.2001; ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 01.01.2001; нормативные акты субъектов РФ о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти; нормативные акты районных и городских органов государственной власти о выборах в органы местного самоуправления – в этих нормативных актах находят свое отражение принципы избирательного права РФ, которые мы рассмотрели выше.
  Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент – состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России. Принципы избирательного права – это концептуальная основа избирательного права. Отступления от этих принципов, их нарушение приводят прежде всего к подрыву доверия граждан к выборам, избирательной системы в целом. Действующее избирательное законодательство не содержит исчерпывающего перечня видов выборов в Российской Федерации и оставляет открытым вопрос о возможных масштабах использования рассматриваемого демократического института.

ИНСТИТУТЫ НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

Представительная демократия:

  В конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Управление делами государства охватывает органы представительной, исполнительной и судебной власти. Народовластие означает принадлежность всей власти народу, а так же свободное осуществление этой власти в полном соответствии сего суверенной волей и коренными интересами. В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, то есть гражданами государства, так как она выступает в форме самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие как форма государства и способ правления превращается, таким образом, в организационный принцип обладания властью и ее осуществление, определяющий, что решение любых государственных задач или реализаций властных полномочий нуждаются в легитимации, исходящей от народа или восходящей к нему.
  В зависимости от формы волеизъявления народа различаются и формы демократии. Представительная демократия (выборные органы государственной власти, выборные партии и общественные органы), с помощью которой народ осуществляет власть через своих представителей. Непосредственная демократия (референдум, плебисцит, собрания, сельские сходы и пр.), с помощью которой, основные вопросы государственной и общественной жизни народом решаются непосредственно.
  Наиболее развитым и самостоятельным институтом демократии традиционно признается институт представительства. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоёв, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество. Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют волю народа, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Среди главных достоинств представительного правления –  свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения к всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительного правления объясняется рациональностью организации политической системы, чётким разделением труда, более высокой, по сравнению с прямым правлением, компетентностью и ответственностью лиц принимающих решения.
  Парламент – это представительный общегосударственный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Представительный характер означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), т.е., всей совокупности граждан данного государства.
  Основополагающее значение имеет формирование и утверждение современной идеи народного представительства, в соответствии с которой представительные органы власти избираются не пожизненно, а на определённый, строго фиксированный конституцией срок. Сущность принципа представительства состоит в том, что в политической сфере избиратели определяют цель, а избранный ими представитель – наиболее, на их взгляд, подходящие средства её достижения. А также в том, чтобы представители не позабыли свою ответственность, чтобы не стали легкомысленно смотреть на свои обязанности, чтобы не стали исполнять их с точки зрения личного интереса. Они призваны адекватно и реально, отражать интересы народа через волеизъявление законно избранных его представителей и исключать возможность произвольной интерпретации этой воли или ее искажения.
  Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации Государственная Дума в начале первой сессии образует из числа депутатов комитеты. Общее количество комитетов не должно превышать 15. Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Ст. 96 Конституции Российской Федерации гласит: «Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами».
  Кандидаты в состав Государственной Думы, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями. Избирательные объединения это: общефедеральные партии, общефедеральные политические движения или блок таких общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения и не могут выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются, открыто и гласно.
  Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах и с целью создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов.
  Для выдвижения в одномандатном избирательном округе по выборам в Государственную Думу кандидату требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее 1 % общего числа избирателей округа.
  Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.
  Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.
  Если 5 % действительных голосов не будут получены ни одним из общефедеральных списков кандидатов, выборы по общефедеральному округу считаются несостоявшимися.
  Окружная избирательная комиссия по выборам в Государственную Думу по получении протоколов участковых избирательных комиссий избирательного округа производит, не позднее трех дней после выборов, подсчет голосов, поданных по одномандатному избирательному округу по выборам в Государственную Думу. Путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах, выносит решение: признать избранным кандидата, признать выборы недействительными или несостоявшимися.

Непосредственная демократия:

  Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. Она может осуществляться в форме референдума и выборов. Непосредственная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственной власти должны быть тождественны, что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществления власти. Представительные же органы необходимо свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. По мнению сторонников непосредственной демократии, лишь прямое правление представляет собой подлинное народовластие, даёт больше возможностей по сравнению с представительными институтами для выражения интересов и воли народа. Её преимущества также в том, что:

- непосредственное (прямое) правление обеспечивает полную легитимизацию власти, преодоление политического отчуждения граждан, что повышает стабильность политической системы и эффективность управления;
- расширяет за счёт участия многих людей интеллектуальный потенциал политических решений, повышает вероятность их оптимизации;
- развивает общественную активность населения, способствует свободной самореализации и самоутверждению личности, её развитию в целом;
- обеспечивает эффективный контроль за политическими институтами и должностными лицами, предотвращает злоупотребление властью, отрыв правящей элиты от народа, бюрократизации чиновничества.

  В нашей стране сочетаются непосредственное (прямое) и представительное правление.
 Отдельного внимания заслуживает вопрос о соотношении избирательного права и такого правового института, как референдум. Как правило, между ними в юридической литературе проводится четкая разделительная грань, обусловленная прямым указанием Конституции РФ (ст. 3), согласно которой выборы и референдум являются отдельными формами непосредственной демократии, имеющими различное назначение.

И так, мы пришли к следующим выводам:

- народ – единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею, народ на определенных условиях передает полномочия по распоряжению властью (но не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям, при этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции РФ, «никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по закону»;
- избирательное право – один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократии в жизни общества;
- в демократическом государстве практически не бывает полного единодушия на выборах, смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимое единодушие между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть, достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, через борьбу на выборах достигается стабильность и порядок в общественной жизни;
- сам факт существования выборов не свидетельствует о настоящей демократии, важно, чтобы они работали на общество, на интересы большинства граждан;
- избирательное право и сопутствующие ему законодательство приобретают особый социально-политический статус и как следствие осознание гражданами России своей ответственности за выбор того или иного кандидата в руководящие органы власти в стране и на местах;
- время требует повышения правовой культуры избирателей, политической зрелости и активности.

  Для демократического государства чрезвычайно существенно, чтобы исправно работал механизм избирательной системы. Если он не будет функционировать, демократия лишится своей важной основы – подлинной выборности государственных органов власти. Поэтому важно, чтобы на избирательные участки приходило как можно больше избирателей. Честное выполнение обязанностей избирателя – один из важных признаков гражданственности.

Подбор материала – Гайер И.Н.,
 начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com