По Московскому тракту. СелоАнтошкино.
- Лекционные пятницы в музее
- 20 мая 2022
- Super User
- Просмотров: 823
Освоение Западной Сибири началось задолго до ее официального присоединения к Московскому централизованному государству. Уже в ХI веке предприимчивые новгородцы ходили торговать в Югру – районы, заселенные хантами, манси и другими народами. В 1595 году Бараба была присоединена к Российскому государству, но на протяжении всего ХVII столетия единственная зависимость Барабы заключалась в уплате небольшого налога. Из-за постоянной военной угрозы со стороны кочевых племен эта территория долгое время оставалась вне зоны расселения русских. Крестьяне предпочитали селиться в более спокойные районы. Сначала в Барабе был построен небольшой Барабинский острожек, где несли сторожевую службу казаки. В 1722 году было построено три укрепленных форпоста, в том числе Каинский Пас. Казаки форпостов не только защищали барабинских татар от вторжения врагов, но и сопровождали служилых людей, проезжавших из Тары и Омска на Колывань и Томск. В сороковых годах ХVIII века как сквозной путь начали прокладывать Московско – Сибирский тракт. В начале ХIХ века тракт основательно перестроили. Его расширили, прорубив просеки, в болотистой местности сделали канавы для отвода воды. Там, где дорога проходила через селения, спрямили улицы. Сибирь получила большую торговую дорогу, связывающую европейскую и азиатскую части государства.
Вдоль тракта возникали «ямы»- деревни, жители которых почти не сеяли хлеб, а обслуживали ямщину. Также они содержали постоялые дворы, заготавливали корм для лошадей, сами промышляли извозом. «В 1746 г. отдельным распоряжением от 24 сентября приказывалось на проезжем пути из Тары в Томск поставить зимовки, на которых крестьяне ведомства Томского и Кузнецкого ямскую гоньбу отправляли бы. В следствии этого распоряжения в Барабе появились пять следующих зимовок: Брызгаловское, Антошкинское, Убинское, Черепановское, Овсянниковское. В 1760 году 13 декабря состоялся сенатский указ о приеме на поселение в Сибирь и в Барабу помещичьих крестьян с зачетом в рекруты. С этого времени в Барабу стали являться почти ежегодно партии крестьян из центральной России…». 1
На тракте было около трехсот почтовых станций. Там путник, оплативший проезд, до места назначения, мог найти приют на ночь, согреться возле постоянно кипящего самовара. Каждая станция круглосуточно имела наготове свежих лошадей. Если приезжий торопился или вез важные государственные бумаги, смена упряжки занимала не больше четверти часа, и он мчался до следующей станции. Американский публицист Джорж Кеннан, дважды посетивший Сибирь, считал, что русская казенная почта «без сомнения, наиболее обширная и лучше всего организованная во всем свете». А вот А.П.Чехову не повезло. Его очерки «Из Сибири» начинаются грустными картинами дорожной жизни. Чехов проезжал в весеннюю распутицу. Ехал он в некрытом тарантасе. Ночью почтовая тройка, мчавшаяся навстречу, налетела, перевернула тарантас. Чехов очутился на земле. Сломаны оглобли, дуги с колокольчиками, порвана сбруя. Писатель всего натерпелся уже за первый месяц путешествия. Но его обрадовала удивительная честность сибирских ямщиков: по всему тракту не слышно, чтобы у приезжего что-нибудь украли. И в жалобных книгах, которые он от скуки просматривал на почтовых станциях, оказалась только одна запись о том, что пропали сапоги, да и те были найдены.
Из источников известно, что по тракту обозы с кладью летом двигались со скоростью 40-50 километров в сутки, зимой по санному пути, им удавалось проходить и по 60 километров. Ссыльные, которых гнали по тракту пешком, тратили около месяца на расстояние, которое фельдъегерь - рекордсмен проезжал за 24 часа.
Долгие годы звенели по тракту кандальные цепи. Жители Антошкино, как и многих других деревень, оставляли на ночь у домов хлеб для незваных гостей, предотвращая таким образом воровство.
Через Антошкино проезжал в ссылку и обратно А.Н.Радищев. Об этом есть запись в его дневнике. Неоднократно проезжали и останавливались здесь исследователь – натуралист Александр Гумбольд с коллегами Энербергом и Розе и декабристом Семеновым в1829 г. для исследования быта и нравов населения и окружающей природы. Они совершали поездки по Барабинской степи, предгорьям Алтая и Северного Казахстана.
В 1889 г. в г. Томске в «Известиях Императорского Томского университета» опубликована статья В.М.Флоринского «Топографические сведения о курганах Западной Сибири», где он приводит описание курганов Томской губернии, в том числе и Антошкинских курганов Каинского уезда. В 1895-1896 гг. прозектор Томского университета С.М.Чугунов обследовал курганы у г. Каинска и провел разведку по р. Омь. Им были обследованы курганы у села Абрамово, Антошкино и Ново-Кондаково.
В «Кратком статистическом описании Томской губернии окружного города Каинска» за 1842 г., составленном штатным смотрителем Каинского уездного училища коллежским асессором Александром Якимовским, описывается качество земли в Каинске и в округе, и свойство глины, которая состоит из трех сортов - красной, серой (калошной) и белой: «..последняя – белая, привозимая в большом количестве комками из деревень в 33-х и 60-ти верстах от города расстоянии: из Каменевой и Антошкиной, употребляется – разведенная в молоке и клее на отбелку. Продается от 5 до 10 коп. ассигнациями». Описывая климат, Якимовский пишет: «В отношении сибирского климата умеренной полосы. можно сказать, что оный весьма благоприятствует здоровым и большое имеет влияние на растения разного рода. В окрестностях города Каинска на лугах достаточно сенных покосов, а на гривах частию хлебопахотных мест, где родятся в изобилии: пшеница, рожь, ярица, овес, ячмень, греча, горох, картофель, мак, конопля, лен и прочие жизненные потребности…».
Природно-растительные условия Барабы позволяли прибывшим в эти края людям заниматься строительными работами. Жители Антошкино также первоначально для строительных работ использовали лишь березовый лес. Распространенным видом жилья были избы, покрытые берестой и дерном, и хатки- мазанки, в которых стены делали из тонкомера, обмазанного глиной и соломой. Позже стали строить избы простой планировки - одно помещение с четырьмя стенами,- к которому пристраивали сени. Встречались избы - «пятистенки», где кроме наружных стен, имелась внутренняя стена, разделяющая помещение на две части. Внутри избы по стенам располагались лавки, в красном углу висел образ и стоял стол. Большую часть помещения занимала печь, а при входе в избу ближе к потолку обустраивали полати. Строили и «крестовые дома», где поперечная стена пересекается продольной, образуя четыре самостоятельных помещения. Крестовые дома рубили из сосны (заготавливали в урмане) и березы. Большинство домов составляли именно рубленные дома.
Русские люди, проникая в Сибирь, несли с собой более передовую культуру, новые формы хозяйства. Антошкино возникло благодаря Московскому тракту как остановочный пункт на долгом и нелегком пути. Но довольно быстро село разрасталось, крепло. О его значении в местной округе говорит тот факт, что в Антошкино были и церковь и полицейский.
Согласно Справочной книги Томской епархии за 1899 г., «В селе Антошкино значится деревянная церковь во имя Святого Архистратига Божия Михаила. Построена была в 1851 г. Прихожан мужского пола - 1272, женского пола-1317. Священник- Ипполит Павлович Вавилов, 53 лет, окончил курс Томской духовной семинарии. Церковно - приходская школа, открытая в 1888г., помещалась в «собственном доме», обучалось в ней 7 мальчиков и 7 девочек. Имелись также 3 домашние школы грамоты, которых содержали за счет средств местного сельского общества, обучалось в них 61 мальчик и 9 девочек».
Сруб церкви был сложен из толстых кедровых бревен, доставленных из урмана, вверху купол и колокольня, звон которой разносился по округе на дальнее расстояние. Внутреннее убранство, по воспоминанию старожил, поражало великолепием - богатый иконостас, настенные росписи, лики святых, красивые люстры, церковный хор. Церковь окружала кованая ограда. В состав прихода входили с. Антошкино, деревни Назарово, Сергина, Погорельская. Прихожан насчитывалось 2696 душ. «В 1914 г. земли при церкви пахотной и сенокосной 99 десятин. Священником в церкви был Адриан Алексеевич Викторов, 60 лет, окончивший курс в Барнаульском духовном училище, определен псаломщиком 16 октября 1876 г., рукоположен в священники 11 марта 1890 г., определен к сей церкви 16 июня 1907 г.…» 2.
Священник села Покровского Петр Алексеевич Шалабанов в этнографическом повествовании (герои его повествования – старожилы Барабы) отметил, что его земляки достаточно сильны физически, выносливы, сметливы и деятельны в решении будничных вопросов и больше расположены «к трудам, нежели к лености…». Исследователь Е.С.Филимонов в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири» пишет, что старожилы-сибиряки – народ довольно практичный и любознательный, по природному уму они превосходят крестьян Европейской России. Держат себя свободно и независимо. Любят чистоту и опрятность, очень заботятся о своем костюме. В воскресный день надевают красную рубаху, плисовую поддевку и шаровары. В будни костюм более простой - ситцевая рубаха, казинетовая или какая-нибудь иная поддевка и шаровары. Традиционные русские лапти отсутствуют, так как никто из сибиряков их не носил. На ноги надевали кожаные сапоги – во время пашни заменяются броднями, в которых и удобнее и легче. В зимнюю пору сапоги заменяют валенками. Жилища старожил всегда опрятны. Почти половина всех домохозяев имеет при своих жилищах помимо избы горницу. Она бывает оштукатурена или покрыта обоями или разрисована. Изба метется несколько раз в день. Пол, потолки, лавки моются несколько раз, не крашены – скоблятся. Пища сибиряков - изысканная. Черный хлеб, за исключением Урмана, нигде не употребляется, а всюду пшеничный. Этот хлеб печется сибирячками такой мягкий, пушистый и приятный. Употребление мяса в большом ходу. До ½ всех домохозяев употребляют мясо чуть ли не ежедневно (за исключением постных дней, когда употребляют рыбу). Чай пили без сахара и всегда кирпичный. Самовар имелся почти в каждом доме. На полевые работы сибиряк не ходит пешком, запрягает лощадей. Даже в гости к крестьянину, того же села сибиряк предпочитает ехать на лощади, если только дома не стоят по соседству. В зимнее время, некоторые из сибиряков, более зажиточные, любят покататься. Для катанья запрягают жеребца, которые имеются чуть ли ни в каждом доме. Если крестьянин богат, то и сбруя на жеребца надевается убранная, перевес накидывается с ленточками и бляхами, а на него подвязываются ошейник со ширкунцем, либо с колокольчиками. В таких случаях и саночки впрягаются соответственные (ирбитские). В Антошкино у многих хозяев саночки были с Ирбитской ярмарки. Об этом говорит сохранившийся текст частушки: « Это кто там бойко мчится – голубые саночки, это Миша Коршунов на своем Сусанночке». Надо отметить, что в селе почти все имели двойные фамилии. Настоящая фамилия Миши – Булдаков. Почему Коршунов? У всех членов этой семьи носы были с горбинкой. С фронта Великой Отечественной войны, как и многие другие жители села, Михаил вернулся с высокими правительственными наградами.
Со временем село расстраивалось. Менялось и внешнее оформление домов. Появлялись палисадники. Окна домов украшались наличниками с различными орнаментами. Рядом с домами строили амбары, бани (по-черному) и другие постройки.
В начале ХХ в. в селе появились крепкие хозяйства, мельницы, кузни, маслобойки. После 1917 г., как и по всей стране в Антошкино ломается старый уклад жизни, создается колхозное хозяйство, многих репрессируют, кому- то удается тайно бежать в другие края. В 1937 г. церковь официально была закрыта, но еще в годы войны жители села открывали ее и молились. В 1950 г. была разобрана колокольня, затем разобрали и главный купол. Со слов Н.М.Дмитриева, уроженца села, из этих бревен построили кузницу. В церкви устроили зерносклад, затем клуб, несмотря на то, что жители села пытались отстоять церковь, некоторые ценой собственной жизни.
В 60-е г.г. ХХ века, в связи с государственной политикой по укрупнению деревень, сельчане вынуждены были покидать свою родину.
В 2006 году во время ночного пожара, вместе с некоторыми пустующими домами, сгорела церковь.
В канун 270-летия с. Антошкино на месте сгоревшей церкви земляки установили Поклонный памятный крест и заложили аллею Памяти. 4 сентября, в день юбилея села, Епископ Каинский и Барабинский Владыка Феодосий освятил крест.
(В настоящее время в селе осталось несколько домов, постоянно в них никто не живет. Но в летнее время сюда из разных мест приезжают уроженцы этого села отдать дань памяти усопшим и поклониться земле родной. А искатели легкой жизни приезжают грабить, разорять оставшиеся дома, не задумываясь о тои, что они совершают преступление перед памятью предков).
Литература:
1. МККНО. НВФ. Якимовский А.Я. Краткое статистическое описание Западной Сибири Томского окружного города Каинска.1842 г. 14 л (копия).
2. Справочная книга по Томской епархии / сост. служащими консистории под рук. В.А.Карташева в янв.-марте мес. 1914 г.- Томск: Товарищество «Печатня С.П. Яковлева», 1914 - 669 с.
Сотрудник МКУК «Музейный комплекс» Павлова Н.И.