qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

mai24

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Май, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

gos katakog

Вдоль по столбовой: из истории Московско-Сибирского тракта

По ухабам, по гатям болотным,
Повернув колеи на восток,
Старый тракт от столбов приворотных
Всю Сибирь перешел поперек…

  Если не учитывать Мангазею и земли севернее р. Томь (Томская область), то освоение Сибири началось с похода казаков Ермака в 1581г. Уже через пятьдесят лет начались многочисленные экспедиции первопроходцев по изучению необъятных сибирских просторов.
  Одним из первых землепроходцев был Е.П. Хабаров. В 1625г. он прошел на кочах (это деревянное судно, приспособленное как для плавания,так и для волока) из Тобольска в Мангазею,  в 1628г. дошёл до Таймыра, а в 1632 – 1641 гг. прошёл до р. Лена и поднялся вверх по ее течению.

  С 1649г. Хабаров начал исследование реки Алекма, через нее дошел до Амура и прошел  по Амуру. По результатам экспедиции, где побывал – составил карту.
  В 1639 – 1641гг. томский казак И.Ю. Москвитин со своим отрядом по рекам, частично по суше, дошел до побережья Охотского моря.
  В 1643 – 1646 гг. Василий Поярков с отрядом казаков в 130 человек прошел из Якутска по рр. Лена, Алдан, через водораздел вышел на р. Зея и далее на Амур. Отрядом были собраны сведения о природе, населению тех мест Дальнего Востока.
  Если проследить те пути, которыми двигались первые землепроходцы, то в большей степени это реки и их притоки. В меньшей степени использовались прибрежные воды северных морей. Маршруты следования Дежнева были в основном морским путем.
  Сухопутные перемещения осуществлялись в основном верховым способом на лошадях, чему мешали многочисленные реки, озера, а в Западной Сибири еще и болота.
  Дорог не было – были направления, большие и малые тропы, то есть пути передвижения местного населения, а местное население использовалось в качестве проводников и казаками Ермака и первыми землепроходцами.
  Например, когда 4 августа 1598г. отряд из 400 казаков, стрельцов и служилых татар во главе с воеводами Воейковым и Кузьминым выступили из Тары в поисках беглого хана Кучума, по дороге пленили и допрашивали двух сыновей Кучума.
  Для сведения: несмотря на то, что царь Федор Иванович вел переговоры с Кучумом, предлагал ему владение Сибирью в составе России, тот наотрез отказывался. Даже не помогло письмо его сына Абдул-Хаира, который находился в плену в Москве. В январе 1598г. Федор Иванович скончался, а царица Ирина от царства отреклась. Тогда Земский собор избрал на царство ее брата Бориса Годунова. Новому воеводе в Таре Ивану Массальскому-Кольцову Годунов приказал направить ратников против беглого хана Кучума. Отряд Воейкова и Кузьмина, выдвинувшийся из Тары 4 августа 1598г., двигался вдоль правого (северного) берега реки Омь, по местам, где позже пройдет Сибирский тракт.
  Отряд двигался быстро, со всеми предосторожностями, чтобы о его движении не успели сообщить Кучуму.
  Рано утром 20 августа в устье реки Ирмень (где сейчас п.г.т. Ордынское) произошло сражение, в котором отряд Кучума был разбит. А Кучум с горсткой людей бежал в степи.
  Все сведения, представляемые первопроходцами, способствовали более быстрому освоению Сибири.
  В 1689г. между Россией и Китаем был подписан Нерчинский договор, благодаря которому между странами стали впервые возможны официальные отношения. Кроме того, соглашение открыло путь разнообразным торговым отношениям, что вызвало потребность в создании транспортного коридора между государствами. 12 ноября 1689г. был издан царский Указ, который повелевал обустроить путь, соединяющий Москву с Сибирью.
  Однако строительство тракта затянулось. Работы закончились только к середине ХIХв.

1

Московско-Сибирский тракт

  Создание тракта способствовало более интенсивному освоению Сибири и Дальнего Востока и сближало Сибирь с Европейской Россией. В это же время шел процесс заселения, освоения прилегающей к тракту территории.
  В начале ХIХв. тракт основательно перестроили. С этого времени начинается упадок главного речного пути с запада на восток, где приходилось преодолевать длинные волоки и бурные пороги. Тракт расширили, прорубив просеки, в болотистой местности сделали канавы для отвода воды. Сибирь получила большую торговую дорогу, связывающую европейскую и азиатскую части государства.
  За долгую историю направление тракта на разных участках менялось, но во всех документах того времени, назывались такие его главные пункты: Москва – Владимир – Казань – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Томск –Красноярск – Иркутск. Дальше главная дорога разделялась, одна ветвь шла на юг – к Кяхте, а другая – на север, через Якутск к Охотску и дальше на Камчатку.
  В конце ХIХв. почти пятая часть населения Сибири занималась перевозками грузов.
  По тракту проезжали чиновники, торговцы, курьеры, проходили партии кандальников.
  На тракте действовали особые порядки, сложились свои нравы и обычаи, свои песни и легенды.
  Вдоль тракта возникали «ямы» – деревни, жители которых почти не сеяли хлеб, а обслуживали ямщин (содержали постоялые дворы, заготавливали корм для лошадей, сами промышляли извозом).
  Дальнейшее освоение Сибири, государственные потребности определили необходимость создания почтового сообщения между Москвой и Нерчинском.
  Почтовый тракт вплоть до первой четверти ХVIIIв. непрерывно переустраивался, в 80-е годы ХVШв. он уже сложился и действовал как торговый. В это время уже были известны и проложены пути от Тюмени до Ялуторовска, Ишима, Омска и Каинска. А вот от Тары до Ишима и Омска и по другим направлениям по ним, по описанию почтовых дорог империи, «почтовых отправлений не было. В описании 1788г. говорится об «особенной дороге торгующих людей», которая шла от Тюмени до Ялуторовска, Ишима, от него до слободы Тюкалинской, а от нее «по повороту купецкой дороги до станции села Крупянского» затем в  д. Усть-Тарку, д. Хохлово, с. Вознесенское, с. Антошкино, с. Булатово и г. Каинск. В то же время по почтовой дороге от Тюмени до Каинска через Тобольск и Тару выходило 1157 верст, а по дороге «торгующих людей» – через Ялуторовск, Ишим 791 верста, т.е. путь этот был короче почтового на 366 верст, и им широко пользовались купцы и проезжающие. В 1839г. эта дорога с небольшими изменениями и была призвана почтовым трактом.
  Наиболее трудным делом было устройство тракта по Барабинской степи, где до 60-х годов ХVIIIв. существовала опасность со стороны кочевников, потому что Бараба была очень слабо заселена русскими. Постепенное продвижение русских в Барабинскую степь началось одновременно с двух сторон – из Тарского и Томского уездов. В июне 1713г. на левом берегу Оми по р. Чаусу был построен Чаусский острог. В 1716г. около устья р. Оми была заложена Омская крепость. В 1722 г. вдоль наметившейся через Барабу дороги были построены Убинский, Каинский и Усть-Тартасский форпосты.
  Дорога через Барабу не представляла собой сколько-нибудь устроенного тракта. Во многих местах она была топкая и кочковатая. Из-за плохого состояния и отсутствия станций с ямщиками проезд по Барабинской степи был трудным и долгим.
  Основной причиной медленного устройства тракта была малочисленность населения, некому было исполнять подводную повинность.
  Правительство проводит определенные мероприятия с целью организации постоянного движения по тракту. Обслуживание проезжей дороги через Барабу Сибирская губернская канцелярия возложила на крестьян Чаусского острога, Тарского уезда и Ишимского дистрикта. В 1747г. в помощь чаусским крестьянам были назначены крестьяне Сосновского, Верхотомского острогов и с.Спасского, которые должны были обслуживать третью часть указанной дороги. В результате переселений в 50-е годы ХVIIIв. в Барабинской степи появилось 53 деревни. Все населенные пункты располагались в полосе, где строился главный Сибирский тракт. До того, как тракт сместился к Омску, на р. Оми уже были поселены крестьяне, особенно активно заселялась эта территория в 60-70-е годы ХVIIIв. Всего в 1771г. в деревнях по Барабинской дороге Н.А. Миненко насчитала 4438 человек, из них 2455 мужчин,1349 женщин и 634 ребенка.
  В итоге заселения лесостепных пространств Западной Сибири в 60-80-е годы ХVIIIв. правительство сумело наладить постоянное движение по Московскому тракту через Барабу. Согласно Н.М. Ядринцеву, «окончательное создание тракта на Барабе, на протяжении 600 верст, выпало на долю Тобольского губернатора Д.И. Чичерина, который в четыре года населил степь помещичьими крестьянами, сосланными «в зачет рекрут». В 1773г. по тракту через Барабинскую степь от Чаусского острога до г. Тары П.С.Паллас проехал 600 –верстный путь за четверо суток. В деревнях, расположенных по тракту, ему без задержки меняли лошадей….» [1].
  Вообще Паллас, кроме научных изысканий, оставил многочисленные описания  населенных пунктов и род занятия их жителей. Например, «… Можно увидеть деревни, около Каинска, кучи замороженной партиями щуки. Здесь ее продают по три копейки за пуд; а доставленная в Тару, она стоила всего пять копеек, и даже дешевле. Вылавливают щук, которые весят более тридцати фунтов…» [2].
  А в материалах исследований О.Н. Катионова описывается изменение  численности населения. Например, «… население прихода Крохалевской Введенской церкви, куда входили деревни, «новозаведенные» по тракту, где жили недавние переселенцы: Крутые Лога и т.д. в 1777г. составляло 1999 человек обоего пола. Показательно, что еще в 1733г. в Крохалевском приходе проживало только 973 чел. Более 1000 человек поселилось здесь в период между 1773 и 1777 гг. Это были в прошлом помещичьи крестьяне, сосланные в Сибирь из Европейской России. Их селили на месте раскиданных по тракту зимовий. Таким образом, из зимовий трактовые пункты на этом отрезке дороги к 1777 г. становятся деревнями….» [3].
  Для лучшего регулирования почтовых перевозок Сибирская дорога была разделена по верстам. На дороге стали устанавливать верстовые столбы с указанием расстояния (верстовые столбы в России начали устанавливать с указанием расстояния между городами еще в ХVIв). А там, где столбы стояли, дорога стала называться столбовой.
  История верстовых столбов такова: Еще в 1764 году Екатерина II приняла решение, чтобы на всех главных дорогах стояли каменные верстовые столбы, исполненные по единому образцу. Такие верстовые столбы изготавливались в мастерских Исаакиевского собора. Столбы были очень высокие, производились в стиле барокко, а сверху их венчал флюгер в виде лошади. Решение императрицы о каменных верстовых столбах оказалось для казны обременительным, и уже в 1817г. ее внук Александр I упростил эту задачу. Отныне предписывалось устанавливать деревянные верстовые столбы с наклонными черно-белыми полосами для их лучшей видимости. Километры появились только в 1918г. Километр оказался близок к нашей русской версте: 1 верста=500 сажень, 1,0668 км.

2

Верстовой столб

  Почтовые станции находились на расстоянии 25 – 30 километров друг от друга. Обслуживались почтовые тракты сибирскими жителями, для которых содержание путей в исправленном состоянии было одной из главных повинностей до тех пор, пока не была введена казенная плата за исправление почтовых дорог.
  «…На тракте было около трехсот почтовых станций, где путник, оплатив проезд до места назначения и получивший «подорожную», мог найти приют на ночь, согреться возле постоянно кипящего самовара. Каждая станция круглосуточно имела наготове свежих лошадей. Если приезжий торопился или вез важные государственные бумаги, смена упряжки занимала не больше четверти часа и он мчался до следующей станции. Езда на почтовых сберегала время в пути (скорость передвижения на почтовых была высокая).
  Американский публицист Джордж Кеннан, дважды посетивший Сибирь, считал, что русская казенная почта «без сомнения, наиболее обширная и лучше всего организованная во всем свете». Полина Гебль(Анненкова) доехала из Москвы в Иркутск за 18 суток. С еще большей скоростью носились фельдегери- курьеры, доставлявшие важные бумаги.
  В 1857г. граф Муравьев-Амурский получил в Иркутске ходатайство от находившегося там американского посла Коллинза о концессии на постройку в Сибири железной дороги. Граф немедленно отправил донесение в Петербург. В конце второй недели пакет с сургучными печатями уже вскрыли чиновники императорской канцелярии. Выходило, что за сутки фельдъегерь преодолевал более 470 километров! Этот рекорд, кажется, остался непревзойденным до появления поездов…» [4].

3

Сибирский тракт

  Учитывая возрастающий интерес иностранных государств к просторам Восточной Сибири, правительство было вынуждено укреплять свои позиции в крае. Появляются поселения вдоль почтовых дорог. В Восточной Сибири такой дорогой был Большой Сибирский тракт, который соединял центр с Иркутском и далее с Кяхтой, где шла оживленная Чайная торговля с Китаем.
  «…До середины ХIХ века, весь доставлявшийся в Россию  чай возился на  верблюдах, лошадях, мулах, быках из Китая. Вот как писал о возницах в своем «Описании Западной Сибири» И. Завалишин. «Между Китаем с одной стороны и Тюменью с другой… они ходят обозно день и ночь без устали: с красным товаром из Москвы, а с чаями из Кяхты». На постоялых дворах особо готовились к осеннему и зимнему времени – периоду наиболее интенсивного движения обозов на Московско-Сибирском и других трактах. Встречая ямщиков заветным «милости просим», хозяева постоялых дворов, помимо чарки вина, мясного студня, солений, обязательно подавали чай с большим куском сахара и с калачами либо с разогретыми с мороза пирогами с начинкой…» [5].
  Казенную почту возили фельдъегери. Вскоре выполнение почтовых функций было возложено на ямщиков. Наиболее ценные грузы сопровождались охраной.
  Во втором десятилетии ХVIIIв. для перевозки нарочных впервые стала применяться русская почтовая тройка с колокольчиками и бубенцами. Обычай ездить на тройках с колокольчиками и бубенцами был распространен в России с конца ХVIII до начала ХХв. Запрещалось употреблять колокольчики частным извозчикам.
  С самого начала освоения Сибирь стала занимать особое место в системе исполнения наказаний.
  Самодержавие использовало ссылку в Сибирь на протяжении трех столетий, отправляя в отдаленные места империи всех неугодных режиму лиц: уголовных преступников, крестьян, которые бунтовали против крепостного права, политических противников. Ссыльными маршрутами в Сибирь  направлялись участники заговоров и придворных интриг.
  Сосланными в Сибирь и размещенными вдоль создаваемого Сибирского тракта являлись бывшие помещичьи крестьяне в зачет рекрутов. Позже Сибирь становится основным местом ссылки политических заключенных.
  Местами основного сосредоточия ссыльных на рубеже ХVIII – ХIХ вв. становятся Нерчинские рудники, железоделательные, винокуренные и другие заводы в Восточной Сибири.

4

Каторжане

  Все, кто в какой-то мере проявлял недовольство существующими порядками, отправлялись в Сибирь по этапам. Тысячами отправляли пленных после войны со шведами и участников восстания в Польши. В 1826г. – декабристов, 1858г. – петрашевцев, 1888г. – членов кружка «Народная воля», членов кружка «Пролетариат», позже – членов РСДРП.
 Путь следования арестанских партий был разбит на 61 этап. На каждом этапе ставились тюрьмы, они служили для ночевок и дневок. Этапно-перессыльная тюрьма была построена и в Каинске за городом на Московском тракте. Именно в этой тюрьме останавливались партии каторжан и ссыльных – здесь они имели временный ночлег, здесь их кормили, брили головы, перезаковывали кандалы.
  Московско-Сибирский тракт, в народе Владимирка, «…это самая большая и кажется, самая безобразная дорога на всем свете» – по Чехову, «… лучше всего организованная во всем свете» – по Джорджу Кеннану, американскому публицисту, а вот «…свист ужасающийся, беспощадный, разбойничий слышен над степью в любую непогодь» – это уже Глеб Успенский. А.С. Пушкин, много поездивший по Руси, в свое время  иронически заметил, что лет через пятьсот «дороги, верно, у нас изменятся безмерно» и добавил: «теперь у нас дороги плохи…».
  Сибирский такт был государственной дорогой.
  …Таможенные заставы следили, чтобы из Сибири не везли тайком меха соболей  и других обитателей Сибирской тайги.
  О Сибирском тракте имеется множество правительственных распоряжений, путевых заметок и даже стихов, например, «Вот мчится тройка удалая вдоль по дорожной столбовой, и колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой…».

5

Тройка

  Тройка по русским столбовым трактам помчалась не раньше ХIХв., до этого лошадей запрягали цугом, гуськом, так как дороги были слишком узки. И колокольчики некоторое время разрешалось подвешивать к дуге только почтовым тройкам и едущим по службе чинам полиции: звон был приказом уступить дорогу.
  В России, кроме Валдая, было, примерно, еще десять городов и селений, где специально занимались изготовлением «колокольцев». Не так давно стало известно, что автором песни «Однозвучно звенит колокольчик» был ямщик Иван Макаров, в одну из зим он замер в дороге…
  Сибирский тракт имел огромное значение в развитии далекой окраины России. По нему перевозили миллионы пудов сибирской пушнины, рыбы, кож, сала, масла.
  На тракте действовали свои правила, свои кодексы поведения, складывались свои обычаи и порядки. А.П. Чехова, например, удивила честность сибирских ямщиков, отсутствие воровства на постоялых дворах. Бескрайние просторы, суровый климат накладывали отпечаток на характер людей.
  С приходом русских людей в Сибирь к населяющим ее народам пришла более высокая культура. Осваивались морские, сухопутные, речные пути. Развивалось ремесло, строились кузницы, возводились храмы, распахивались земли.
  Освоение бескрайних просторов с суровым климатом не было легким делом. Многие переселенцы не выдерживали непривычных для них условий и возвращались назад. Те же, кто оставался, со временем формировали коренное население Сибири или как их стали называть – старожилы.
  Исследователь Е.С. Филимонов в «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири», описывая быт старожилов, подчеркивает их сметливость, практичность и любознательность. Он пишет, что старожилы – коренное население Сибири, здесь родившееся, выросшее. По природному уму они превосходят крестьян европейской России. Держат себя свободно и независимо. Любя чистоту и опрятность. Очень заботятся о своем костюме. Пища сибиряков изысканная. Черный хлеб, за исключением урмана, нигде не употребляется, а только пшеничный. Сибиряки не любят ходить пешком. Даже в гости к соседу, если только дома не стоят рядом, предпочитают ездить на  лошадях. Чем богаче крестьяне, тем богаче и сбруя на лошади, и ошейник со ширкунцом или колокольчиками, да и саночки впрягают ирбитские. Вообще в Сибири представить хозяйство без лошади было немыслимо…
  С обустройством Сибирского тракта, роль гужевого транспорта еще более возросла, став более удобнее и мобильнее речных перевозов.
  Сибирский тракт явился, можно сказать, становой жилой, по которой осуществлялось обеспечение огромного края всем необходимым.
  Сибирский тракт имел огромное значение в развитии далекой окраины, благодаря которому Сибирь стала заселяться, осваиваться, развиваться.
  Ко времени прихода первого поезда, Бараба была уже вполне освоенным краем со своей экономикой, сельским хозяйством, самобытной культурой.

Литература:

  1. Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири ХУШ-ХХ вв. С.47
  2. Будаговская библиотека. По старым дорогам. Издательский Дом «Сибирская горница». Л.8
  3. Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири ХУШ-ХХ вв.с.48.
  4. Кублицкий Г.И. Вот она, наша Сибирь! С.103,105.
  5. Фурсова Е.Ф.. «Традиции Сибирского чаепития в конце ХIХ – начале ХХ века». С.1.

Публикацию подготовила Павлова Н.И.,
сотрудник МКУК «Музейный комплекс»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com