qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

iun 2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Июнь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

gos katakog

«Краткое описание истории заселения некоторых населенных пунктов Чумаковской зоны Куйбышевского района Новосибирской области». С.И.Михайлов ( с.Чумаково.1986 г.)

( публикуется в сокращенном виде и в авторской   редакции).

  Описанием истории заселения некоторых поселений Чумаковской зоны   долгие годы занимался Сергей Иннокентьевич Михайлов. Основой его описания являются  источники архивных данных Новосибирского, Томского, Тобольского государственных архивов, Московского архива древних актов, Ленинградского исторического архива и др.

1

  Сергей Иннокентьевич Михайлов родился 18 октября 1917 года в с. Зоново Михайловского (ныне Куйбышевского) района в крестьянской семье. Закончил Куйбышевское педагогическое училище в 1937 году и работал преподавателем Колмаковской семилетней школы Убинского района.
  1939-1945 г.г. служба в Красной Армии, участник боевых действий в Великой Отечественной войне на Дальнем Востоке. После демобилизации, в конце 1945 года, возглавил начальную школу в с.Зоново. В 1947 году назначен заведующим районным отделом народного образования Михайловского района. В 1958 году, после успешного окончания Новосибирской высшей партийной школы, работал заведующим орготдела райкома партии, позже - заместителем председателя райисполкома. С 1 января 1936 года часть Михайловского района (Чумаковская зона) была присоединена к Куйбышевскому району.
  Сергей Иннокентьевич Михайлов отказывается переехать в Колыванский и Куйбышевский районы на руководящие должности. Работает директором Чумаковской средней школы, Чумаковского детского дома. 3 июля 1971 года избирается председателем исполкома Чумаковского сельсовета.
  После ухода на заслуженный отдых в ноябре 1977 года он был внештатным инструктором райисполкома, членом Совета ветеранов Чумаковского сельсовета, одним из активнейших участников составления списков земляков, погибших в годы войны 1941-1945 годов.
  До последних дней своей жизни он занимался исследовательской работой по истории края….».

А.С.Гончаренко, май 2006 г.-
председатель Совета депутатов МО                 
Чумаковского сельсовета

 Наша местность до заселения русскими

 ….Великий историк, исследователь Сибири Мирзоев в своей книге «Историография Сибири» написал – « Одной из величайших стран, которую когда-либо осваивал человек за всю свою историю, была Сибирь».
  Задача была по истине грандиозна. Тяжелый, нередко губительный климат, неизмеримые пустынные пространства, редкое первобытное население - все это делало колонизацию Сибири невозможной. И все-таки было сделано. Заселение Сибири началось еще в ледниковый период…..
  В суровых условиях Сибири люди, до массового ее заселения  русскими, жили, трудились, приобретая навыки в своем примитивном ведении хозяйства.  У каждой народности были свои обычаи, род занятий.
  Если казаки, татары, тюрки зашли в Сибирь с юга, то остяки, ненцы и некоторые другие народы зашли на территорию Новосибирской области с севера.
  Северные народы придерживались жить на берегах рек Тары, Оми, Чулыма, Каргата, Оби и др. Жили они в шалашах, чумах, юртах. На зимний период уходили со своими семьями дальше в тайгу, на север, в зимние жилища, ближе к пушному, дикому мясному зверю, особенно оленям – единственному достоянию бродячих племен крайнего севера, а к лету возвращались в летние жилища и занимались рыбной ловлей, собирательством. Татары, тюрки придерживались постоянно больше всего озер, казахи - степей. Там они разводили лошадей. Татары охотой занимались мало, а предпочитали рыбную ловлю, животноводство, земледелие.
  Хорошо был развит обмен товаров между охотниками, рыбаками, скотоводами, земледельцами путем передвижения на лошадях, оленях, волах, лыжах, лодках. Если до 1720 годов не было постоянных дорог между поселениями, а сообщались по тропам лесным, лодках, чтобы не выдать свои поселения, то позднее стали постепенно приспосабливаться к средствам передвижения по проселочным дорогам.
  Поселения названий не  имели, переписи не проводились, количество населения было неизвестно, не говоря уже об учете скота, А российскому государству Сибирь была нужна. Эта огромная страна  не могла оставаться для терзания иностранными государствами.
  С установлением связи между Тарой и Томском появились в Барабе и крестьяне переселенцы. А выстроенные форпосты уже начали защищать живших в Барабе татар от набегов с юга калмыков, киргизов. Казаки из форпостов сопровождали служилых людей из Тары, Омска на Колывань, Томск и в обратный путь. На этом проезжем пути были построены зимовья: Антошкино Куйбышевского района, Убинское, Черепановское и др. для отправки ямской гоньбы. В 1750г. форпосты были реорганизованы в простые селения и крестьяне стали ямщиками,
  Указом Тарского воеводства от 7 марта и 28 июня 1753г. было предписано перевести в Барабу новых переселенцев-сибиряков для заселения около дороги на Тару. В этом году появились в Барабе по большой дороге селения Назарово, Булатово Куйбышевского района, Колмаково Убинского и Иткульского Чулымского района.
  13 декабря 1760 года вышел Указ Сената о переселении в Сибирь крестьян из Центральной  России. Колонизация Сибири оживилась и еще дальше продвинулась, но в Сибирь из-за Урала  крестьяне ехали, шли на свободные земли добровольно, без государственной помощи, бежали целыми семьями от непосильных оброков, от безземелья, от сильной эксплуатации помещиками. В Сибирь уже в 1755-56 годах прибыли ссыльные помещичьи крестьяне и беглецы, которых называли «утекленцами».
  Несение военной службы томскими и татарскими казаками в Барабинской степи, переселение сюда крестьян и разночинцев на строительство Большой сибирской дороги, постоянная подводная гоньба, способствовали изучению Барабы и заселению ее. Служилые люди по Большой дороге занимались рыбной ловлей, охотой, для казенных лошадей косили сено. Семьи отставных казаков оставались на постоянное место жительства и образовывались поселения в удобных для жизни местах по берегам рек, озер, речек. К 1749 году в окрестностях  Каинского форпоста уже были заселены 3 деревни, кроме Мошнино: Развалова, Тайлакова, Белова, в них было 19 мужских душ в возрасте от 16 до 50 лет. /женские души не считались/.
  В 1755 году на разведку в Барабинскую степь прибыли прапорщик Уксусников, чтобы сделать обстоятельное описание Барабы для заселения русскими. Уксусников написал, что  « в Барабе имеются удобные места  около р. Оми…  Места к поселению безопасные...».
  Сенатским указом от 21 августа 1755 г. были направлены в Каинский уезд переселенцы из помещичьих крестьян. Прапорщик Уксусников писал, что если летом 1755г. по берегам р.Оми было мало поселений, то в 1756 г. от Каинского форпоста появились новые поселения вверх и вниз по берегам р.Оми. Если в 1752г. в селениях вокруг Каинска было зарегистрировано 7 новорожденных детей, в 1753 – 21, то в 1759 – 60.
  В 1763 в д. Киселевка уже проживало 193 муж. душ /женские не считались/. В Помельцево – 151 муж. душа, в Осиновых колках – 184. В . ….

  Чумаково – село сибирское

  Вместе с переселенцами Барабы начинали обживать свои места и жители с.Чумаково.
  Про начало заселения с.Чумаково имеется несколько легенд и все они сходятся к одному первопоселенцу деду Чумаку, о котором пока нет никаких сведений. Жил, якобы, на пологом берегу престарелый дед в чуме по имени Чумак, на том месте, где сейчас живет в коммунальной квартире Зонов Николай Павлович /примерно/. Жил один. Занимался охотой и рыбной ловлей. В зимнее время свою добычу уносил на лыжах в Мошнино для обмена на нужные ему товары – дробь, соль, порох, а летом сплавлял на лодке.
  С 1708 по 1804 годы наша местность входила в состав Тобольской губернии, архивы которой подвергались пожарам и по нашей местности не сохранились. Этой легенде, пожалуй, есть основания верить. Доказано источниками описания освоения Барабы, что по берегам рек Оми, Тары, Тартаса, Каргат, Чулым и др., озер  жили татары, остяки и др. национальностей люди в землянках, чумах, шалашах, юртах, а это подтверждает А.О.Миддендорф в своей книге «Бараба». Он лично сам обследовал берега Оми для заселения русскими, встречался с остяками на берегах р. Оми , которые жили в чумах. Следует считать, что на этом пологом берегу жил в чуме престарелый остяк, а по названию его жилища был назван  Чумаком.  Русские переселенцы проникали и к этому Чуму, а поселение стали называть поселением Чумака, позднее – Чумаково.
  С появлением русских переселенцев остяки всюду уходили выше по берегам рек, а названия поселений после их ухода оставались: Чумы, чумаки, юрты, шалаши и др. /Есть чутье, что где-то хранятся источники заселения нашей местности и если мне не удается обнаружить их и внести поправку, то это сделают другие./
  Начало заселения деревень русскими по берегам р.Оми, по данным архивного управления при совете Министров СССР, относится к 1755-1756 годам. Следует согласиться, что Чумаково моложе Епонешниково потому, что Чумаково, Ушково входили в состав Епонешниковского общества, а моложе Ушкова потому, что Чумаковский берег от бывшего чума ниже Ушковского и часто подвергалось затоплению весенними паводками, поблизости расположено всего лишь одно озеро. Князь Костров в своей книге «Каинская Бараба» /1769г./ пишет, что р. Омь вытекает из Васьюганских болот в северо-восточной части Каинского округа и до поселения Ушково течет к Западу, а далее к Юго-Западу. О с.Чумаково не упоминает. Но Миддендорф, видимо, посчитал Ушково и Чумаково за один населенный пункт, расположенный на обеих берегах р.Оми и на карте в своей книге пометил поселение Ушково на правом берегу р.Оми, т.е. на месте Чумаково.
  Жители с.Чумаково занимались, в основном, земледелием и животноводством. Ввиду отдаленности и бездорожья население в селе увеличивалось медленно, существовала большая миграция в поисках лучших земель, удобств. По данным Московского архива древних актов, Ленинградского исторического, , Томского и Новосибирского государственных архивов значится количество населения в с.Чумаково. /см. приложение/

В 1859 г. –  50 хозяйств, в них    244 души
1893 г. –  64 хозяйств, в них    344 души
1896 г. -  80 хозяйств, в них     454 душ
1900 г.-   73 хозяйств, в них     408 душ
1911 г. -  87 хозяйств, в них     848 душ

  В 1893 году за жителями с.Чумаково было закреплено всей земли в пользование 3803 десятины или 21,7 десятины на 1 муж. душу.
  В 1911 году было на 87 хозяйств 3400 десятин. По данным Томского государственного архива по состоянию на 1900 год в с.Чумаково было, как уже сказано, 73 крестьянских хозяйства, в них 408 душ, в том числе мужских – 209, женских -199.

В хозяйствах крестьян имелось:

Годных работников – 201
Лошадей всех – 328
Коров – 610
Мелкого скота – 864.

  Если подсчитать, то на 1 человека приходилось: лошадей 0,7, коров – 1,5, мелкого скота – 2 головы /овцы не учитывались/. Но в семьях, имеющих большое количество скота, приходилось на 1 душу:

Лошадей

Коров

Алексей Зонов

1,4

2

Федор Зонов

1,6

2

Иван Зонов

1,8

2,2

Феоктист Иванов

3,1

5,4

Николай Иванов

0,7

1,9

Иван Носов

3,7

5,0

Прокопий Михайлов

2,0

4,0

  В 10 хозяйствах имелись по 1 лошади, 7 хозяйств имели по 1 корове, 11 хозяйств по 2 коровы, 3 хозяйства не имели лошадей, хозяйства не имели коров. Из 73 семей 10 семей жили в большой бедности, ходили к зажиточным крестьянам работать по найму за мясо, хлеб и батрачили за мизерную плату. 14 семей не имели посева зерновых культур. Зажиточные крестьяне богатели, а большинство крестьян беднели….
  Село Чумаково до Великой Октябрьской социалистической революции ничем не отличалось от остальных поселений. Основным проводником «культуры» в селе была построенная до 1859 года церковь, которая называлась церковью Ушковского прихода. В 1918 году она сгорела, а поповский дом остался целым, стоит еще и сейчас на балансе комбината коммунальных предприятий и благоустройства. Не случайно из 500 жителей с. Чумаково 375 чел. были совершенно неграмотными. Имевшаяся в то время церковно-приходская школа на 27 учащихся с одним учителем никакого влияния на культуру в селе не оказывала. Абсолютное большинство детей школьного возраста не обучались. Газеты в селе выписывал только один скупщик Абрамович, еврей по национальности. Он читал их односельчанам. Письма родственникам по просьбе неграмотных писал житель села, еврей по национальности, Вставский, за что брал по 10 копеек. Во всем селе была одна гармоника, одна самодельная балалайка – это все и составляло музыкальный ансамбль села. Ни клуба, ни библиотеки, ни радио, ни отделения связи в селе не было. Ближайшее почтовое отделение находилось в 35 км. от села Чумаково в с. Осиновые колки (Осиново), а телеграф в г.Каинске. Из местной промышленности в с. Чумаково были маслозавод, маслобойка, одна водяная и две ветряных мельницы, саловарка, примитивное производство кирпича для личных нужд и кое-что другое. Имелась одна мануфактурная, одна мелочная лавка, кожевенный завод еврея Абрамовича, питейное заведение.
  После Великой Октябрьской социалистической революции с. Чумаково  стало изменяться. В 1922 году были открыты отделения связи, изба читальня, село стало волостным центром и в 1920 году в Чумаковской волости было 1494 хозяйства. В с. Чумаково открыта больница на 25 койка –мест для обслуживания жителей Чумаковской волости, в которую входили 27 населенных мест. В с. Чумаково уже проживало 104 семьи, а в 1926 году – 130 семей.
  С 1925 года село стало районным центром. В 1927 году в бывшем Михайловском районе было 96 деревень, сел, поселков, хуторов и выселков.
  1925 года район назывался Михайловским …. с райцентром в с. Михайловка, но ввиду того, что село было небольшим, районные организации разместить было негде, с разрешения правительства райцентр был переведен в с. Чумаково, а  название осталось прежнее. В 1931 году район был объединен с Убинским, а в 1939 году снова выделен в самостоятельный и с. Чумаково стало снова райцентром……..

Балман

 Слово «Балман» пришло к нам в Сибирь из тюрского и татарского языка. По- тюрски это слово в переводе на русский язык означает « Медовое озеро». Это значит, что вблизи Балмана или на берегах этого озера рос медоносный лес. На татарском языке это слово означает озеро, соединенное какой-то протокой с рекой и в нем водится белая рыба. Самое подходящее для нас татарское название, т.к. озеро действительно в сильные весенние разливы соединяется речушкой и в нем водится белая рыба. Еще и потому, что местные озера, речки и речушки, впадающие в р.Омь, названы татарами и эти названия озер Ак-куль, Алабуга, Башкуль, Бергуль, Большой Яргуль, Иткуль и др. в Куйбышевском районе, реки Ича, Еланка, Большая Каинка,, Кама и др. в этом же районе сохранились и сейчас.
  Пока трудно сказать, когда поселились татары на берегу озера Балман, на этом живописном месте между озером Балман и рекой Омь, но это привлекательное место не могло быть не заселенным. Если еще в 1625 году на месте бывших Павловки и Иткуль были поселения по названию Сулбуева и аул Икуль, расположенных дальше Балмана, то на месте нынешнего Балмана наверняка жили татары. Пока не удалось найти подлинные документы о начале заселения Балмана русскими, но по данным архивного управления при Совете Министров СССР,  с.Балман является ровесником с.Чумаково и др. старожитейских русских поселений, которым насчитывается, примерно, 230 лет.
  О.А.Миддендорф в своей книге «Бараба» описывает о расположении Барабинских степей и о верховьях реки Оми, по которой он от последней деревушки «Балманка» с целью обследования берегов реки для поселения русских переселенцев на остяцких челноках, доплыл до впадения р.Ича в Омь и на обратном пути встретил несколько семей остяков, которые прибыли для обмена: свою добычу шкурки мелких пушных зверей, деланные лосиные и оленьи шкуры, деланные шкурки лебедей, несколько мешков сушеной рыбы – на нужные им продукты, но зачастую брали продукты у балманских крестьян в отработку. Летом, во время сенокоса, остяки отрабатывали крестьянам на сенокосе. Балманские крестьяне рассказывали Миддендорфу, что остяки работают очень хорошо. Косят ручными литовками здоровее русских. Миддендорф назвал остяков «сынами природы» - это значит, что добудут, сразу поменяют русским, а для пропитания себя снова на охоту и рыбную ловлю. Запаса продуктов не имели в летнее время. В это время балманские крестьяне имели уже изрядное количество скота, лошадей и жили, в основном, безбедно. В зимнее время уезжали в Урман на заготовку красного леса, весной сплавляли для себя на строительство, часть для продажи в Каинск, Мошнино.
  Балманские крестьяне занимались земледелием, животноводством и частично побочным заработком.
  Население постепенно увеличивалось за счет естественного прироста и прибытия новых переселенцев, которые сразу же обзаводились необходимым количеством скота, лошадей, птицей.
  В связи с тем, что ревизии /перепись/ населения проводилась редко и только в хорошо доступных населенных пунктах, а по нашей местности данные переписи до 1859 года почти не сохранились, приходится довольствоваться только данными, сохранившимися в госархивах с 1859 года….
  По данным Новосибирского и Томского госархивов, Ленинградского исторического архива, в 1859 году в Балмане проживало 40 семей и в них 236 человек. В 1893 году - 65 семей, в них 276 человек. В 1896 году – проживало 438 человек, в 1900 году – 442 чел………

Деревня Ушково

  …По  имеющимся данным заселение началось в 1755-56 годах русскими.
  Прибывающим русским поселенцам разрешалось рубить лес бесплатно для строительства, который находился во всей округе. Лес же красных пород привозили из дальних участков, главным образом сплавляли по р. Омь.
  ьРусские переселенцы занимались земледелием, животноводством, рыбной ловлей, охотой, позднее занимались приработком на стороне, выделкой кожи, овчин, производством в домашних условиях кирпича для личных нужд, стало постепенно внедряться производство валенок, кожаной обуви, столярное, бондарное, кузнечное дело и др.
  В 1859 году по количеству хозяйств д.Ушково была равна с.Чумаково – 50 хозяйств, в них 316 человек или на 72 человека больше, чем в Чумаково.
К 1893 году население увеличилось на 16 дворов, к 1896 году на 21 двор и в них уже было 427 человек. Надо полагать, что с 1859 года население увеличивалось за счет естественного прироста...
  К 1911 году, по сравнению с 1896 годом, население увеличилось почти в два раза, а в связи с призывом в 1914 году мужчин на войну и большинство из них погибли, к 1922 году значительно сократилось и в 1922 году в деревне проживало 89 семей, в них  508 человек. В 1926 году уже было 106 семей - в них 567 человек.
  Как и в соседних старожитейских поселениях, к 1917 году, да и раньше, появились зажиточные крестьяне и бедные семьи. У Федора Мануйлова имелось 40 дойных коров, 20 рабочих лошадей, а многие семьи имели по 1 корове и по 1 лошади, имелись и безлошадные и безкоровные и без посева зерновых культур. Ходили и батрачили.
  По данным Томского Госархива в 1911 году  в д.Ушкова значится сельское училище, одна мелочная лавка, маслозавод, кожевенный завод. …….
  В книге доктора исторических наук, профессора Новосибирского государственного университета Нины Адамовны Миненко «По старому сибирскому тракту», изданной Новосибирским книжным издательством в 1986 году,  сказано, что в 1746 году в Барабе возникла первая русская деревня Ушкова у озера  Саила, «над рекой Омью». В.Ушков, С.Ушков, М.Замараев, А.Панафидин., В.Малинин, О.Вялков, Я.Епонешников поставили здесь рубленые избы, распахали деляну.
  Фамилии переселенцев Ушков, Панафидин, Вялков и сейчас сохранились в д.Ушкова.

 Деревня ЗОНОВА

  Деревня Зонова ровесница своим соседям. В начале она называлась Кузьминой, по имени одного из пожилых переселенцев, прибывших из бывшей Могилевской губернии, Кузьмы Зонова. В государственном архиве древних актов она значится д.Кузьмина (Зонова). Деревня расположена на левом берегу реки Оми. До прибытия русских переселенцев на этом месте стоял лес, а татары жили на высокой гриве, около большого озера «Ильмень», с северо-западной стороны….
  Вторая группа поселенцев из Могилевской губернии прибыла, примерно, в 1780 г, третья- в 1810 году из- под Гродно. Все они были сосланы за помещичьи бунты. В этом году прибывшие крестьяне с семьями некоторую часть скота купили, а недостающее количество для семьи скота, лошадей и другое имущество, взяли у старожилов в отработку. Старожилы уже имели хорошие дома из красного леса, надворные постройки, большое количество скота, лошадей, имели работников. В эти годы население увеличивалось медленно из-за отдаленности и бездорожья, а прибывающие ссыльные останавливались в обжитых уже поселениях и поэтому только в 1859 году в д, Зоново  было 35 хозяйств, в них 67 душ мужского пола и 67 душ женского пола. В деревне была одна лавка частника, маслозавод. В 1893 году проживало 56 семей, в них 283 человека, имелось закрепленной земли 2600 десятин, или по 46 десятин на семью.
  Кроме этого во всей округе было не ограниченное количество выпасов и сенокосов. Ближайшими населенными пунктами в эти годы были Ушково, Безменова, Ежула и от них на юго-восток ни одной деревни до Черного Мыса на берегу Убинского озера, а на восток – бескрайняя дикость, людьми не обжитая. На правом берегу последняя деревушка  в Каинском уезде – Балман.
  В 1896 году уже было 70 хозяйств, две лавки частников, маслозавод, а в 1911 году – 87 семей, в них 272 человека, 4000 десятин закрепленной земли. В деревне 1 мануфактурная, 1 мелочная лавки частников, начальная школа, маслозавод. В 1910 году в деревне, на западной окраине деревни, около березовой рощи, было построено типовое помещение начальной школы земского образца, с возвышенным полом на половину помещения. Это помещение было использовано для выступления сельской художественной самодеятельности, возвышение пола заменяло сцену…..
  До 1910 года в деревне помещение школы не было. Занятия с детьми, с небольшой группой, велись в арендованных временно частных комнатах, в домах, в которых жили.
  Деревня Зонова была центром сельского общества, в которое входили Балман и Ежула. В архивном фонде Томского губернского управления сказано:  « … Зоновское сельское общество, состоящее из вышеуказанных деревень, имеет мирского капитала 147 руб. 12 копеек, хранящихся в сберегательной кассе, оброчных статей общество не имеет. С одной десятины предполагается выколотить 10-20 пудов ржи….».
  До 1924 года, июня месяца, в деревне      жила семья купца Кравченко. Он имел собственный магазин, а сын Иван возил товары продавать населению на лошадях. После революции частную торговлю закрыли, сам Кравченко умер, а семья после пожара в 1924  переехала на новое место жительства, сначала в Каинск, а позднее в другое место.
  Кулаков в деревне не было и никто не раскулачен…..
  В 1931 году был организован колхоз «Пробуждение». В колхозе, в одном из первых в районе, вскоре появилась грузовая автомашина «Полуторка», установлена и пущена в эксплуатацию местная электростанция, а с пуском в работу мельницы прекратили восстанавливать ежегодно водяную мельницу, примерно, с 1935 года. Все работы выполнялись на лошадях, вручную. Впервые тракторы появились из Зоновской МТС на полях колхозов в 1938 году.
  Мирный труд колхозников нарушило нападение фашистской Германии на Советский Союз. 70 мужчин были призваны на защиту Родины. В этом же году отправили в войска Красной Армии 80 рабочих лошадей. В 1942 году призвали остальных трудоспособных  мужчин, часть подростков юношей и девочек призвали на военные заводы, а в деревне остались престарелые мужчины, женщины, дети. Они давали продукцию стране, они подрастали и заменяли своих отцов, братьев на фронтах войны. Многие погибли…
  В книге «Звезды доблести ратной», … в статье «Впереди шел политрук» написано:  «..Пантелей Петрович Зонов родился в 1913 году в д. Зоново Куйбышевского района Новосибирской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС. После окончания начальной школы трудился в хозяйстве отца, а с 1929 года в колхозе и леспромхозе. Затем работал аппаратчиком на заводе. С июня 1941 года в Советской Армии. Окончил в 1942 году военно-политическое училище, выехал на фронт.
  Был политруком роты, а затем заместителем командира батальона по политической части. Воевал под Сталинградом, на Курской дуге. Дважды ранен и контужен. Награжден четырьмя орденами и многими медалями.
  За мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра, указом Президиума Верховного совета СССР от 15 января 1944 года присвоено звание Героя Советского союза. ……».
  … В 1951 году колхоз объединился с соседним колхозом д.Ежула  «За оборону страны». В этот же колхоз объединились колхозники п. Кормачевский и в настоящее время колхоз называется «Рассвет». …..
  …. Деревня Ежула в 1859 году уже существовала. В 1893 году, по данным Томского Госархива, в д.Ежула было 17 крестьянских хозяйств, в них 145 человек. На 1 крестьянский двор было 74 десятины. Дальше на Восток, до самой Тоболки /ныне Крещенка Убинского района/, не было ни одного поселения на левом берегу реки Оми, кроме Малозоновой, в которой проживали 9 семей.

История заселения д.Угурманка

  Название «Угурманка» означает от тюркского слова «Июгэрман» - быстрая.
  По имени речки и названа деревня. На русском наречии это слово упрощено в слово «Угурманка».

  Деревня Угурманка начала заселяться в 1893 году жителями из Полтавщины двумя семьями и как только стали приезжать и поселяться в д.Угурманка из Украины в 1896 году, полтавцы продали свои землянки и уехали в неизвестном направлении. Украинцы ехали в порядке переселения за счет государства. Сначала переселенцы жили в землянках, а потом было разрешено им рубить бесплатно  лес для строительства жилых домов и надворных построек. На угурманском участке была тайга. Переселенцы лес вырубали, корчевали, частично сжигали и расчищали земельные площади под пашню. Землю пахали на лошадях деревянными сохами, боронами деревянными. Первые три года переселенцы, ввиду сильной засухи, жили бедно.
  Первыми поселенцами с Украины были: Поддубный Иван Семенович, Полей Павел Иванович, Рыбалко Федор Кириллович, Лепшей Кондрат Павлович, Сырычко Андрей Иванович, Кезик Федор Степанович, братья Князевы- Игнат, Денис, Гордей, Крищенко Степан, Куксенко Савелий, Курусь Борис, Целуйко Григорий Ф., Клецков Иван Архипович, Мамсик Лаврентий, Наполов Василий Иванович, Ковалев Семен Федорович, Куцырь Иван Игнатович, братья Кезик Данила, Иван, Василий. В 1897 году прибыли переселенцы из Курской губернии братья Нефедовы Фадей и Фрол Даниловичи, а в 1911 году прибыли из Полтавской губернии Говоруха Владимир и Дирепко Роман. Некоторые переселенцы имели специальности сапожника, портного –Зубреевы, Клецков Иван и  Крищенко Степан были и плотники и столяры.
  Все переселенцы прибыли в д.Угурманка без крупного рогатого скота, лошадей, но ввиду того, что в соседних населенных пунктах Ушково, Чумаково, Красном яре, Вялково, Епанешниково, Зоново, переселенцы уже экономически хорошо окрепли, имели большое количество крупного рогатого скота, лошадей, то переселенцы, прибывшие в д. Угурманка,  покупали скот, лошадей, некоторые брали за отработку. Это им помогло обзавестись хозяйством и к 1910 году среди переселенцев уже появились более экономически крепкие семьи.
  Они захватили лучшие земли, увеличили поголовье скота и содержали наемных сельскохозяйственных рабочих (батраков) из числа переселенцев. К ним относились Литоренко И.М., Целуйко Прокопий. Литоренко.  Они,  кроме скота, имели маслобойный завод, крупорушку. В 1929 году Литоренко сослали в Северный район (Нарым), а хозяйство конфисковали и передали колхозу. У Кезик Федора и Куцырь Ивана имелись шерстобитки, Целуйко Прокопий – маслобойку и крупорушку.
  После 1916 года у некоторых крестьян появились жнейки и молотилки, самовязки. У братьев Целуйко Василия и Петра имелась ветряная мельница. Имелась на р.Угурманка водяная мельница. Имелась в деревне и сукновальная машина.
  …. В деревне школы, клуба, библиотеки не было, а о радио и не знали вообще. И только… в 1918 году в  частной квартире открыли начальную школу. В 1930 году угурманские школьники, окончившие начальную школу, начали обучаться в 5 классе Чумаковской школы колхозной молодежи, позднее переименованной в семилетнюю школу. В 1931 году дом кулака Литоренко Павла Ивановича был передан для размещения начальной  школы, в котором занимались до 1969 года. В 1969 году занятия велись уже в новом… каменном здании.
  Как и во всех населенных пунктах в 1928-1929 гг. в деревне  была организована работа по ликвидации неграмотности взрослого населения.
  В 1929 г. был организован колхоз,..но вскоре распался. В 1930 году колхоз организован вновь и назван «Ударник», который начал набирать силу и к 1939 году оказался одним из передовых колхозов района. Первым председателем колхоза был избран Мамсик Е.Л…...

В начале в колхозе было:

Крупного рогатого скота - 200 голов,
Лошадей рабочих - 80 голов,
Жаток – 7 штук,
Молотилок – 8 штук,
Зерновых веялок – 8 штук,
Сенокосилок – 7 штук,
Маслобойный завод.
Имелось земельных угодий всего 3500 га, в т.ч. пашни – 400 -500 га.

  В 1938 году после смерти председателем колхоза Мамсик Е.Л. председателем колхоза был избран Ковалев Исаак Семенович. В годы войны работал в должности председателя колхоза Шалаков Н.Н., за ним Рыбалко С.Ф, Наполов И.В, Храмцов П.Ф., Корнев П.А., и после объединения с колхозами с.Ушково и Красный Яр председателем объединенного колхоза работал Панафидин Николай Кузьмич. Колхоз был назван «Память Куйбышева».В настоящее время на берегу р.Омь, в 3-х километрах от д.Угурманка (напротив д.Андреевка),еще хорошо заметны две длинные ямы. На этом месте стоял винный завод крупного купца-богача Ерофеева, примерно, в 1890-1900 гг. он был перевезен в г.Куйбышев. Именем этого Ерофеева назван мост через р.Угурманка по трассе Ушково-Зонова ( … первый мост был построен рабочими винного завода Ерофеева).
  История заселения д.Угурманка записана из рассказов местных жителей Клецкова Андрея Ивановича и некоторых других жителей. Использованы данные Новосибирского и Томского государственных архивов.

История заселения д. Елизаветинка

  В 1892 году на место, где в настоящее время расположена д. Елизаветинка, прибыли первые поселенцы Иваненко, семья Прокопьевич, его братья Родион, Иван, Степан и их сестра, которая вскоре вышла замуж за Апанасенко Василия Михеевича, прибывшего на поселение вместе с Иваненко. Одновременно прибыли братья Воронины Семен и Михаил, Шатило Евсей и Марк Ефимовичи, Клименков Григорий, Сергей и Степан Гапеевичи, Ерофеев Андрей с сынами Андреем, Федором и Архипом, Мишуровы Захар, Павел, Ефим, Никифор Гавриловичи, Синицын Николай Иванович с сыновьями Кононом, Ермолаем, Устином, Лаврентием и др. Все они прибыли одновременно из Могилевской, Черниговской и Курской губерний. Причинами переселения были: безземелье, притеснение помещиками и подальше от ответственности за участие в бунтах против самодержавия.
  На месте поселения, хотя и не крупный, но вполне хороший был лес, в нем и водились на берегу реки медведи. Поэтому поселок был назван «Медвежий». Все переселенцы прибыли с семьями, без крупного рогатого скота, лошадей, не говоря уже об овцах, козах и птице.
  В первое лето некоторые семьи построили себе небольшие жилые помещения из местного леса, некоторые выкопали в земле и оборудовали землянки, а Синицин Николай Иванович построил себе землянку с ходами из-под берега реки, потому и получил прозвище «бережной».
  В соседних населенных пунктах с.с.Чумаково, Ушково, Епанешниково, Вялково, Зоново, Балман переселенцы уже экономически хорошо окрепли, имели большое количество скота, лошадей. Это способствовало приобретению у них крупного рогатого скота, лошадей ( некоторые семьи брали у них скот, лошадей, инвентарь в отработку), а купец ( по национальности еврей) Абрамович продавал скот в кредит путем расчета с ним сдачей молока, отработки. Он имел в соседних селах молокоприемные пункты, маслодельный завод и др. некоторые предприятия. И только во время …Октябрьской социалистической революции его лишили права владеть этими предприятиями и передали их в собственность государства.
  В числе переселенцев были портные Синицин Лаврентий Николаевич, Лавренов Михаил, Ковалев Иван Климович, Шатило Петр Евсеевич, Синицин Сергей Лаврентьевич.
  Бондари - Ерофеев Федор Андреевич, Корольков Яков Лаврентьевич, кузнецы- Волчков Игнат Иванович, Иваненко Гавриил Родионович.
  Переселенцы никакими налогами не облагались, а работа по найму, в своих хозяйствах и побочный заработок, способствовала большинству хозяйств экономически окрепнуть и к 1915 году в поселке имелись: у  Королькова Лаврентия – овчинно-кожевенный завод, у Шатило Марка Ефимовича и Зайцева Павла Федотовича, Апанасенко Василия Михеевича, Ковалева Арсения Никифоровича, Синицина Лаврентия Николаевича – ветряные мельницы, у Шатило Евсея Ефимовича и Апанасенко  Василия Михеевича – маслобойки.
  Денежные доходы крестьяне получали, в основном, от продажи молока, скота, заработка на гужевом транспорте и от урожая…
  К 1926 году в поселке проживало уже 104 семьи. В них было 688 человек, в т.ч. 335 мужчин, 353 женского пола. Еженедельно отправляли сливочного масла из маслозавода по 7-8 центнеров. В среднем на семью приходилось, в зависимости от количества едоков, от 3 до 20 десятин земли пахотной под зерновые, масличные и огороды.
  У экономически зажиточных крестьян имелись жатки, сенокосилки, молотилки, зерновеялки. Большинство зерновых культур убирали с полос в ручную- серпами.
  Крестьяне соблюдали правила агротехники. Яровые культуры сеяли в большинстве по стерне озимых, а озимую рожь только по черным парам. Урожаи зерновых культур были стабильные за исключением  1921 года. В 1921 году даже водяные мельницы не работали из-за маловодья.
  Некоторые крестьяне имели в своем хозяйстве до 30-40 голов крупного рогатого скота, в т.ч. до 15 дойных коров, 50 голов овец, до 10 запряженных лошадей и более.
  В поселке школы до революции не было. Некоторые крестьяне нанимали учителей и обучали своих детей или в своих домах или арендовали помещения. Не было ни клуба, ни библиотеки, ни радио. Не более 2-3 хозяйств выписывали по 1 экз. газет, а после Октябрьской социалистической революции выписывали «Крестьянскую газету». Начальная школа была открыта в 1919 году и занимались в приспособленном помещении.
  До революции и после революции общественные дела решались на сходе граждан. До революции государственное управление в селе было поручено волостному начальству (земскому), который  приезжал в село не более 2-3 раз в год по денежным платежам.
  До 1915 года жители села имели страховой фонд зерна продовольственного  и семенного, который создавался безвозмездно из урожая жителей села и выдавался только по решению схода граждан нуждающимся крестьянам. Особенно в период НЭПА крестьянские  хозяйства экономически сильно окрепли.
  В 1929 года был организован колхоз им. Сталина.
  В 1931 году коллективизация в селе завершилась, а в 1933 году в колхозе посевная площадь уже  - 1600 га.
  В 1952 году колхоз им.Сталина объединен с Чумаковским  колхозом «Новый путь» и назван колхозом «Знамя коммунизма». ….
  Бывший поселок «Медвежий», примерно, в 1920 году переименован и назван «Елизаветинка».
  Рассказали бывший житель д.Бобок Василий,
  Синицын Сергей Лаврентьевич.
  Использованы материалы
   Новосибирского государственного архива.

История заселения деревни Андреевка.

  Заселение деревни Андреевки началось в 1896 году. Подавляющая масса переселенцев из бывшей Черниговской волости с. Евлоколь.
  Причиной массового переселения крестьян из Европейской части России являлось малоземелье, притеснение крестьян помещиками, нищенское существование. Это и заставило крестьян бывшей царской России переселяться на окраинные земли в поисках лучшей жизни. Первыми поселенцами, основавшими д. Андреевку, были:
  Мазуров Кондрат Григорьевич, Нелошивко Степан Андреевич, Селюков Евдоким Никифорович, Челгунов А, Соловьев Абрам Петрович, Киселев Ермолай, Погуляев Афанасий, Слесарев Григорий Андреевич, Ласточко Федор, Селюков Яков Никифорович. Всего 15-17 семей.
  Названа деревня именем старшего переселенца Андрея Нелошивко (Андреевка). Раньше деревня носила другое название – Алабурский поселок. Это название было дано по имени не далеко расположенного озера Алабуга, на котором когда-то рыбачили татары. Слово Алабуга означает озеро, в котором водилась белая рыба.
  Расположена д.Андреевка на равнинной местности, на правом берегу р. Оми. На юго-западе в 2,5 км. находилась деревня Вялково, а на север на расстоянии 6 км. располагается д.Сергиевка. Бывший районный центр село Чумаково расположено в 6 км. от Андреевки.
  Связь с окружающими населенными пунктами осуществлялась посредством грунтовых дорог, проходящих, в основном, вдоль реки Оми. На северо-запад в заболоченной местности располагается больше 10 мелких озер, из которых самым большим является озеро Алабуга.
  Окружающая местность – типичная западно-сибирская лесостепь. Осиново-березовые колки чередуются с полями, лугами и заболоченными участками.
  . …. В 1911 году из 250 человек взрослого населения … 17 человек умели читать и писать, а среди женщин не было ни одной, которая  могла бы расписываться. Школы не было, обучение  детей не велось. Отсутствовало медицинское обслуживание населения. …… 
  В 1927-28гг. в деревне был создан пункт по ликвидации неграмотности. В результате проведенной работы, в основном, была ликвидирована неграмотность среди взрослого населения.
  В 1927 году построено помещение и открыта начальная школа, а в 1950 году на базе начальной школы открыта семилетняя, позднее реорганизована в восьмилетнюю школу.
  В 1929 году 12 крестьянских семей объединились  в коллективное хозяйство. Первым председателем колхоза был Усик Иван. Но… колхоз вскоре распался. В 1930 году колхоз образовался снова.
  В1949 году в д.Андреевке  открыт медицинский пункт…. До 1954 года кинообслуживание населения осуществлялось кинопередвижками. В 1961 году построено помещение сельского клуба.
  30 декабря 1949 года состоялось общеколхозное собрание, на котором решался вопрос об объединении в один колхоз жителей деревень Андреевка и Вялково.  В первых числах января 1950 года это объединение было проведено.
  В 1954 году к ним присоединили : Сергиевку, Горелую Гриву, Горностали…..
  Историю заселения д.Андреевка написал с помощью местных жителей, данных Новосибирского и Томского государственных архивов, бывший директор Андреевской восьмилетней школы, ныне пенсионер Федин Василий Васильевич, рождения 1917 года, проживает в д.Андреевка.

История заселения деревни Николаевки

  Деревня Николаевка стала заселяться  в 1900 году. Жили люди в куреньях, построенных из камыша. Сначала деревня называлась Панкратовкой, в честь первого поселенца Панкратова. Он был ссыльным. В это время уже были деревни Михайловка и Безменово. Панкратов распахивал и засевал землю. Первыми поселенцами были еще Усик и др.
  Не было школы, клуба, не получали газеты, не смотрели кино, не слушали радио. С одной стороны деревни расположена река Угурманка, а с другой стороны – озеро. Панкратовку стали заселять все больше. Они не захотели, что деревня называлась именем ссыльного и назвали в честь другого переселенца Николаева – Николаевкой….
  В 1932 году была проведена коллективизация. В колхоз входило  16 дворов. Колхоз назывался «15 лет Октября». …..
  Началась Отечественная война. Все мужчины ушли на фронт. Мужей и сыновей заменили женщины. Первыми трактористами стали в деревне Степанченко К.А, Усик В.М, председателем был Зонов И.С. Вернувшись с войны мужчины стали восстанавливать разрушенное хозяйство.  Председателем  был Игнатенко Степан Яковлевич. В 1958 году деревню Николаевку объединили с Михайловкой и Безменовой. Колхоз назвали «Победа». Председателем стал Новиков В.К. В 1959 году было построено новое помещение школы и в 1958 году – новый клуб. В 1964 году был построен  новый магазин.

  Записала ученица 10 «А» класса Юрьева.
  История заселения  деревни Кульча
  Деревня Кульча начала заселяться в 1884 году. Первыми жителями ее были татары. Первым поселенцем Кульчи был Кульчин Лукьян Иванович, а уже после стали приезжать другие жители. Первые годы народ пользовался водой с озера, колодцы появились позже.  Название Кульча обозначает по-татарски – озеро.
  В 1929 году был образован колхоз, но он вскоре распался.
  В 1930 году была проведена коллективизация снова. Новый колхоз назывался  «им. Калинина». В этот колхоз входила  одна деревня Кульча. Первым председателем колхоза был Артемьев Иван Дмитриевич, а председателем  сельского совета Лактюшин Сергей Дмитриевич.
  В 1962 году колхоз имени «Калинина» был переименован в «Сибирь». В 1927 году была открыта начальная школа, а в 1948 году реорганизована в семилетнюю, несколько позже – в восьмилетнюю.
  В деревне имеется медицинский пункт, магазин, электричество, радио,  Дом культуры.
  Записала учащаяся 10 «Б» класса Корнева Людмила

История заселения деревни Вялково
  Деревня Вялково расположена на правом  берегу реки Оми. В 1893 году в ней насчитывалось 14 хозяйств, в них 113 душ.
  Первым ее жителем был Вялков. Потом поселился Зонов Яков и Кормачев Макар. Позже стали приезжать люди из Черниговской, Курской и других областей. В 1902 году деревня Вялково была заселена полностью…. В 1911 году в ней было 36 дворов и в них 259 душ.
  Коллективизацию провели: председатель сельского Совета Себякин Михаил Акимович и Селиванов. Первыми вступили в колхоз Иван Яковлевич Зонов, Федор Степанович Кормачев, Исаев Михаил Григорьевич, Кормачев Дмитрий Тимофеевич и Кормачев Иван Тимофеевич. Постепенно стали вступать и остальные.  …… Не хотели идти в колхоз –  Зонов Николай Васильевич и Межоников Семен. Зонова Н.В. сослали на север, а у Межоникова отобрали дом и отдали под школу.
  В 1929 году организовался колхоз. В первые годы было около 250 голов коров, 185 голов лошадей, 240 голов овец. Были построены фермы для животных и амбары, где хранилось зерно.
  Первым председателем колхоза был Шлюбченко Иван Кузьмич, а бригадиром Погуляев Ефрем. В 1936 году был построен клуб, а в 1950 году продан в Чумаково для детского дома. В 1956 году колхоз был укрупнен с Андреевским колхозом. Все было перевезено в Андреевку: скот, постройка. Люди стали разъезжаться, мало кто хотел идти в Андреевку. И так, исчезла вся деревня к 1968 году.

Записала ученица 10 «А» класса Алсуфьева Анна.
Из фондов МКУК «Музейный комплекс».
Публикацию подготовила сотрудник музея Павлова Н.И.
(текст публикуется в авторской редакции).

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com