qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

Экскурс в прошлое: интерьер кузницы XIX в. или как работает кузница…

  MEROPRIATIE

  Кузнечное ремесло очень древнее. Археологические находки показывают, что уже в каменном веке наши далекие предки обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи каменных ударных инструментов. В I тыс. до н.э. кузнечная обработка в сочетании с термической обработкой были хорошо известны предкам славян, жившим на территории Древней Руси.

1

Каменный век

  Во все времена кузнечное ремесло было одним из сопутствующих ремёсел, получивших развитие благодаря основному промыслу жителей, проживающих на данной территории, например, рыболовству, животноводству, полеводству и т.д.
  Кузнечное дело, первое среди всех ремесленных специальностей, вызвало необходимость специально оборудованного помещения (кузницы), отделенного от жилища ремесленника, которое по соображениям противопожарной безопасности располагали на окраинах населенного пункта, а крышу кузницы покрывали черепицей.
  Интерьер кузницы практически не менялся с течением времени. В ней можно обнаружить множество специальных оборудований, инструментов и приспособлений.

2

Фрагмент экспозиции «Кузница»,
 краеведческий музей г. Куйбышев НСО

  К числу основного (обязательного) оборудования принято относить температуро-задающее - горн и ёмкость для воды (для охлаждения изделий).

3   4

Горн и ёмкость для воды,
экспонаты краеведческого музея г. Куйбышев НСО

  Горн - это устройство для нагревания железа и стали при кузнечной ковке или готовых изделий при термической обработке. Он являлся необходимой принадлежностью каждой кузницы, занимал ведущее место и обычно устанавливался около дальней стены или в центре, чтобы подойти к нему можно было со всех сторон. Представлял собой жаровню, расположенную на глинобитном или каменном возвышении со стенкой у одного из краёв. Около стенки в горне имелось небольшое углубление для углей и нагреваемых поковок (так называемое «горновое гнездо»), которое имело форму прямоугольника с полукруглым дном.
  Сравнение древнерусских археологических материалов с этнографическими данными и письменными источниками позволяет считать, что конструкция горна была довольно проста, представляя собой обыкновенную жаровню с воздуходувными мехами. Топливом чаще всего служил древесный уголь, для раздувания которого в горне использовались меха – кузнец нажимал рычаг и подавал воздух. 

5

Меха для раздувания углей, экспонат краеведческого музея г. Куйбышев НСО

  Кузнечный горн требовал такого же температурного режима, что и сыродутная печь, например, железо при сварке необходимо нагревать до температуры 1400-1460°. Для усиления горения угля и повышения температуры в горне требовались мощные меха. Дутьевое устройство состояло из воздуходувных мехов, нагнетавших воздух, и огнеупорных сопел - специальных трубок, сделанных из огнеупорного материала (из глины, часто с примесью песка и очень мелкой гальки) и подводивших воздушную струю в печь. Сопла служили лишь одну - две плавки, довольно быстро перегорали, поэтому их часто меняли.
  Чтобы поток воздуха при нагнетании простыми мехами был непрерывен, должны были работать два меха.
  Кузнечный мех имел повсеместно очень устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединённые кожей, собранной в складки, чем достигалась возможность раздвигать планки. Узкий конец планок оканчивался трубкой - соплом, вставлявшимся в горн. В планках делались отверстия с клапанами для вбирания воздуха внутрь меха. Такой воздуходувный мех можно было обнаружить в деревенских кузницах ещё в XX в.
  Устанавливался мех по-разному, но при всех установках его ставили так, чтобы кузнец, не отходя от горна, мог производить дутьё. Сопло вставляли в горновое гнездо, а мех прикрепляли за стержни на деревянных стойках на такой высоте от пола, как и горновое гнездо. Стойки сверху соединяли бруском, к этому бруску подвешивали коромысло, один конец которого соединялся верёвкой с нижней крышкой.
  Необходимым дополнением к кузнечному горну являлись кочерга, пешня, железная лопата и прыскалка - швабра из мочала для смачивания угля водой.
  Кроме того, в кузнице находилось другое необходимое оборудование и инструменты - наковальня, инструменты для резки и заточки, верстак и т.п.

6

Наковальня, молоток, кувалда, экспонаты краеведческого музея г. Куйбышев НСО

  Наковальня - твёрдая опора, на которой ковалось изделие. Верхняя плоская часть её называется «лицом», на котором и производится ковка. Выступ называется «рогом», а конец «хвостом». Рог служит для отковывания каких-либо круглых частей. В хвосте имеется круглое и квадратное отверстие. Круглое служит для пробития отверстий в металле, а квадратное - для вставления разных вспомогательных при ковке приспособлений. Внизу наковальни имеются четыре выступа, которые называются «ногами».
  Наковальня ставилась на толстый чурбан, врытый в землю. Низ наковальни крепился к чурбану железными костылями.
  Устанавливалась наковальня от горна на таком расстоянии, чтобы кузнец свободно мог проходить между нею и горном, и с таким расчётом, чтобы она находилась с правой стороны. Когда кузнец стоял лицом к горновому гнезду, высота установки должна была быть такова, чтобы верх наковальни был ниже локтя кузнеца примерно на 18 см.
  Древнерусские кузнечные наковальни представляли собой массивные подставки весом более 8 кг двух видов: прямоугольные и с прямоугольной рабочей поверхностью и отростком с одной стороны в виде одного или двух рогов. Эти наковальни отличались от современных только своей нижней клиновидной частью, которой они вбивались в массивный деревянный чурбан. Переход к плоскому основанию наковальни произошел позднее, в XVI-XVII вв.

7

Наковальни-шпераки

  Для мелких работ кузнецы, слесари, а также ювелиры применяли наковальни небольших размеров и массы или специальные наковальни-шпераки, которые устанавливались четырехгранным хвостовиком в квадратное отверстие основной наковальни. Некоторые шпераки имели удлиненную вертикальную стойку и вбивались заостренным концом в деревянный чурбан или землю. 
  В работе кузнеца кроме опорного оборудования, к числу которого относятся различные наковальни и шпераки, немаловажную роль играет и ударный инструмент: молоты (кувалды), молотки-ручники и различные фасонные молотки. Фасонные молотки – это специальный инструмент для конкретных кузнечных операций (подсечки, гладилки, зубила, бородки и мн. др.). Они бывают как ударными (которыми наносят удар по поковке), так и подкладными (на которых расположена поковка при ударе другим молотком или кувалдой).
  Молот - это обычный молоток, у которого оба конца одинаково плоские. В отличие от кувалды, вес которой может достигать 4-8кг, молот имеет меньший вес (от 800 грамм до 2 кг) и короткую ручку для работы одной рукой. Длина рукояток колебалась от 350 до 700 мм. Для упрочнения насадки головки молота в торец рукоятки загонялся железный клин.
  По весу молоты подразделяются на ручники (весом до 1 кг) и молоты-кувалды (весом более 1 кг). В кустарной промышленности XVIII-XX вв. кузнечные молоты делались из железа с наварными стальными бойками.
  Вспомогательный инструмент в кузнице самый многочисленный. К нему относятся различные виды клещей и захватов, тиски, зубила, кузнечные топоры, обсечки, подсечки, пробойники (бородки), прошивки, обжимки, точильный станок и мн.др.

8

Клещи, экспонат краеведческого музея г. Куйбышев НСО

  Клещи служили для извлечения поковки из горна, удержания и поворачивания её на наковальне. Клещи делались из двух половинок, скрепленных осью. Форма клещей различна: одни из них приспособлены для вытаскивания и держания небольших предметов, другие же имеют специальные крючки на концах для держания широких массивных вещей. Пинцетообразные клещи применял только ювелир.
  По конструкции и размерам клещи разделяются на собственно кузнечные и кричные клещи. С первыми работал кузнец, вторые применял кричник-металлург для изымания крицы из сыродутного горна или удержания крицы при проковке (прим.: крица - это рыхлый ком размягчённого губчатого железа в смеси со шлаком и частицами несгоревшего угля, образующийся при плавке железной руды в условиях низких относительно доменной плавки температур (до 1300̊  С)). 
  Кузнечные клещи по форме и размерам можно подразделить на группу больших грубых клещей для крупных поковок и группу малых одноручных клещей с хорошо подогнанными губами для средних и небольших изделий. Губы у обоих видов клещей на всех экземплярах ложатся одна на другую по всей широте щеки. Это достигается на больших клещах изгибом губы после шарнира в сторону второй половины и небольшим расплющиванием конца щеки. На малых клещах плотное наложение происходит благодаря небольшому утолщенному колену на щеке после шарнира. Длина больших клещей колеблется около 40-45 см, иногда достигая 55 см. Малые клещи достигают длины 14,5-20 см. Все клещи изготовлялись из обычного кричного железа. Кузнечные клещи, подобно молоткам, уже в Х в. имели рационально сконструированную форму и делались различных размеров в зависимости от величины поковки. Такая конструкция клещей дошла до наших дней.

9

Зубило, экспонат краеведческого музея г. Куйбышев НСО

  Зубило - режущий инструмент в форме клина. При работе зубилом по нему наносят молотком ряд ударов. Существовали два типа зубил: зубило для горячей рубки металла, которую выполнял кузнец, и зубило для холодной рубки, которую производили слесарь и ювелир. Рубящее лезвие зубил делали стальным. Кузнечные зубила для горячей рубки всегда имели большой размер и отверстия для рукояток.

10

Нижнее зубило (подсечка)

  Слесари и кузнецы, кроме описанных зубил, применяли для рубки металла еще один вид инструмента. Это так называемая подсечка или нижнее зубило. Он состоит из клина-зубила, переходящего на другом конце в пирамидальное острие, которым зубило вбивалось в массивную деревянную подставку. Общая длина таких зубил достигала 75 мм, длина зубильного клина 38 мм, ширина лезвия 2,2 мм, угол лезвия 30°. При рубке изделия его клали на лезвие зубила и ударяли по нему молотком. Подобные зубила были одним из основных инструментов гвоздочника. На них, при массовом изготовлении гвоздей, гвоздочник отрубал тело вытянутого стержня.

11

Тиски

 При опиловочных, ювелирных и особенно слесарных работах было необходимо зажимное приспособление для удержания обрабатываемого предмета. В XII-XIII вв. слесари и ювелиры применяли деревянные винтовые тиски-зажимы, а также клиновые или кольцевые зажимы. Позднее появились металлические тиски, которые популярны и в настоящее время.

12

Пробойник (бородок)

  Сквозные отверстия разных размеров и форм на железных изделиях можно было пробить (просечь) или расширить лишь особым инструментом, называемым пробойником или бородком. Бородок имел форму удлиненного стержня с заостренным концом, который делали из стали и термически обрабатывали. Другой конец стержня, по которому наносились удары, был расплющен и имел округлую форму. При работе с бородком под изделие на место, где нужно было пробить отверстие, ставилась подставка с отверстием соответствующего размера.

13   14

Штампы-обжимки

  Технологическое изучение фигурной кузнечной продукции выясняет наличие еще одного вида кузнечного инструмента - фигурных штампов, штампов-обжимок и подкладок. Ряд кузнечных изделий, например стрелы, имеет у черенка тонкие фигурные венчики, выполнить которые можно лишь путём давления фигурным штампом-обжимкой. К числу железных предметов, изготовленных с применением обжимок, можно отнести фигурные пряжки, поясные наборы, булавки, бляхи, подвески, железные украшения, сбруи, копья, стрелы, гирьки и т. п.
  Технология работы со штампом-обжимкой заключалась в следующем. При одностороннем профилировании на наковальню клали кусок нагретого железа определенного размера. На него в требуемом месте накладывали штамп, на котором в негативном изображении был нанесен рисунок изделия, и затем ударяли молотом. Если предмет профилировали со всех сторон, то под штамп дополнительно клали также фигурную подкладку.

15

Гвоздильня для ковки гвоздей

  К специализированным вспомогательным инструментам кузнецов относились гвоздильня, напильник и наждачный камень.
  Для изготовления головок (шляпок) гвоздей, болтов и заклепок требовалось особое приспособление, называемое гвоздильней. Это толстая плоская пластина-планка с одним или несколькими отверстиями круглой или квадратной формы, на которой осаживают и расклёпывают головки крепежного инструмента и заклёпок.

16

Напильники

  Наиболее сложным инструментом ремесленников по обработке металлов был напильник. Он служил для опиловки металла в холодном состоянии и имел широкое применение в слесарном деле. Это инструмент в виде длинного бруска различного сечения с насечёнными на его поверхности зубьями и черенком для рукоятки. Длина полотна напильника колебалась от 68 до 135 мм. Насечка зубьев на напильниках ручная, однорядная - как прямая, так и косая и перекрёстная.

17

Точильный станок, экспонат краеведческого музея г. Куйбышев НСО

  Одним из видов механической обработки металла было точение на наждачных камнях. У большинства изделий после кузнечной ковки поверхность обрабатывали на камне, а у некоторых изделий даже конструктивные элементы формы вытачивали простым или фигурным камнем. Это был единственный вид технологической операции холодной обработки чёрного металла, не считая обработки напильником. Поэтому очень важным приспособлением в кузнечной мастерской стал точильный круг, который позднее стали монтировать в точильный станок.

18

Процесс волочения проволоки

  Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях. Так для волочения (изготовления) проволоки использовали волочильные доски. Это стальные плиты с рядом калиброванных отверстий, диаметр которых увеличивающихся с заданным шагом. Кузнец брал заготовку (пруток), грел его по всей длине, ручником обрабатывал (сужал) один из краев, вставлял в отверстие доски, с другой стороны захватывал конец клещами и тянул заготовку сквозь отверстие. Тем самым он равномерно уменьшал диаметр заготовки и удлинял её (вытяжка). Затем заготовку отпускали в горне и протягивали через следующее отверстие, меньшего диаметра.
  Техника ручной ковки очень мало изменилась со времени Киевской Руси до XIX в. Сохранившиеся образцы кузнечных изделий показывают, что мастера обработки металла в совершенстве владели разнообразными технологическими приёмами: свободной ковкой, сваркой железа и стали, обточкой металла на точильных кругах, холодной резкой и полировкой, покрытием и инкрустацией железа цветным металлом и др. Наряду с этим кузнецы XVII в. умели создавать и такие сложные механизмы, как часы.
  В больших мастерских работали не менее трех человек, каждый выполнял определённые функции. Главную роль играл мастер: при изготовлении изделия в одной руке он держал поковку клещами на наковальне, а маленьким молотком, находящимся в другой руке, указывал на места ударов молотнику. Молотник, держа в обеих руках большой молот, бил по поковке. Третий подмастерье раздувал пламя горна мехами.

19

Предметы кузнечного дела, экспонаты краеведческого музея г. Куйбышев НСО

  К наиболее простым для изготовления вещам кузнечного дела можно отнести ножи, обручи и дужки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды. Все эти плоские предметы не требовали специальных приёмов и могли быть изготовлены и без подручного кузнеца.
  Не менее двух человек нужно было для изготовления топоров, копий, молотков, замков. Одной из самых сложных работ кузнецов было изготовление железных клёпаных котлов. Для них делали несколько больших пластин, края которых пробивались «бородками» небольшого диаметра и затем склёпывались железными заклёпками.
  Ведущее место в работе кузнецов принадлежало выделке изделий, связанных с деревянным строительством: гвозди, скобы, судовые и дверные, оконные петли и крючки, а также орудия плотничьего мастерства: топоры, свёрла, долота, резцы, пилки.
  Значительное место занимала выделка сельскохозяйственных орудий и деталей к ним: серпов, кос, сошников, оковок для лопат.
  В связи с развитием выделки обуви специально для этого производства выделывались гвозди сапожные и подпятные, скобы и проволока к сапогам, шила, иглы.
  Из бытовых изделий на рынке можно было купить сковороды и сковородники, ножи и ножницы, светцы (подставки для освещения лучиной) и подсвечники, а также светильники (железная часть деревянного светца для лучины).
  Продукция кузнецов всегда пользовалась огромным спросом у местных жителей.
  В память об этом ремесле во многих населенных пунктах появлялась улица Кузнечная. Одна из улиц города Куйбышева тоже носит такое название (ранее - Кузнечный переулок), где по воспоминаниям старожилов в начале XX в. проживали известные в нашем районе кузнецы Танцыревы.
  В списке ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. 133 (18 гвардейской) стрелковой дивизии имеется запись о Танцыреве М.М.: «Ветеран 18 гвардейской, Танцырев Михаил Михайлович. Род. 10.09.1906 в г. Куйбышев НСО. Проживал ул. Кузнечная, 8. Призван Куйбышевским РВК гв. с-т, ковочный кузнец. 53 гв. СП 18 гв. СД 3 БФ. Демобилизован в октябре 1945 г. Умер 13 февраля 1992 г. Похоронен в г. Куйбышев НСО». Другой официальной информации о семье Танцыревых найдено не было.
  Сохранились также воспоминания старожилов о том, что сосланный в Каинск за революционную деятельность Алексей Егорыч Скворцов тоже был кузнецом (примерно 1903 г.). Под видом заказать какую-то работу, к нему приходили члены подпольного революционного кружка.

20   21

Абрамов К.С. и его дом по ул. Чехова
Капитон Степанович Абрамов, проживавший по адресу ул. Чехова, 14, там же имел кузницу.

22

Шевченко Г.М.

  Экспозиция «Кузница» краеведческого музея г. Куйбышева создана примерно в 2012 г. Предметы кузнечного ремесла были подарены музею Григорьевой Любовью Григорьевной. Они принадлежали её отцу, Шевченко Г.М.. Со слов дочери: «Мой отец, Григорий Матвеевич Шевченко, родился в 1919 г. в Кемеровской области ст. Подунская с. Абышево. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Воевал на Дальнем Востоке. После ВОВ часть была направлена в Куйбышев НСО. Отец служил при обозе, ухаживал за лошадьми. В 60-х гг. XX в. работал в пожарной охране, там была кузница, где работали братья Потеевы - Константин и Дмитрий. С ними папа и освоил кузнечное дело. Позже завел дома конюшню, ковал обода для колёс».
  Известно, что в советский период в нашем городе была одна государственная кузница и несколько частных, которые пользовались большим спросом у жителей близлежащий к той или иной кузнице улиц. В районе практически в каждой деревне была своя кузница. Больше никакой другой информации о кузницах и кузнецах Куйбышевского района и города Куйбышева найдено не было.

 Информация взята из открытых источников сети «Интернет»
и из материалов фондов МКУК «Музейный комплекс» г. Куйбышева НСО.

 Подбор материала - Павловская Н.С.,
лектор-экскурсовод

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com