Под светом рампы: вечер перед выходными… в театре!»
- Главная
- 05 апреля 2024
- Просмотров: 1880
Николай Васильевич Гоголь…
Великий и многоликий…
В ознаменование
215-летия со дня рождения Н.В. Гоголя
и 115-летия Литературно-художественного вечера
в память столетнего юбилея
со дня рождения Н.В. Гоголя
в Каинском драматическом обществе…
Николай Васильевич Гоголь (при рождении Яновский, с 1821 года – Гоголь-Яновский) – (20 марта/1 апреля 1809 – 21 февраля/4 марта 1852 гг.) – классик русской литературы, писатель.
…Когда речь идет о классиках русской литературы, то практически всегда встает вопрос, насколько они актуальны и не превратились ли их произведения в литературные памятники, оторванные от современности.
Приведу в качестве примера слова руководителя отдела классической литературы и поэзии издательства «Эксмо» Екатерины Алексеевой, которая читает, что Гоголь более чем востребован у современного читателя. «В прошлом году суммарный тираж книг Николая Васильевича составил 143 тысячи. Это только в издательстве «Эксмо». В 2022г. было 100 тысяч. Таким образом, популярность растет от года к году. А также она отражается в огромном книжном рейтинге, в котором 3 тысячи авторов. Гоголь в этой рейтинге занимает 26-ю позицию, а в прошлом году был на 48-й», – отметила Екатерина Алексеева на встрече деятелей культуры России 1 апреля 2024г. в Москве.
1 апреля 2024г. исполнилось 215 лет со дня рождения одного из самых загадочных авторов в русской литературе – Николая Васильевича Гоголя. Его жизнь и творения до сих пор вызывают споры у литературоведов, историков и ученых. И не мудрено: слишком уж он отличается от других – и внешностью, и поведением, и мыслями. Его жизнь, и творчество – все окутано тайной…
Российский Фонд Культуры.
Лекторий Достоевский. Гоголь за 22 минуты:
https://youtube.com/watch?v=QdiKv0B4Hl4&si=PmuHGDOHfFzqNBmi
Его произведения, по меткой характеристике критика Виссариона Белинского, принадлежали «к числу самых необыкновенных явлений в нашей литературе» и вполне заслуживали тех похвал, которыми их осыпала восхищенная публика. Современники видели в нем ярчайшего представителя новейшей литературной школы, а почитатели его таланта стремились рассказать о «величайшем даре», историческом значении и необыкновенных философских воззрениях литератора…
Николай Васильевич Гоголь – человек-легенда, очень интересная личность с мистической судьбой. Творчество этого писателя является мировым наследием народа…
Российский Фонд Культуры.
Лекторий Достоевский.
Мистика в жизни и творчестве Н.В. Гоголя:
https://youtube.com/watch?v=8f3lrca3kCQ&si=Gjhk00h1fWCFRL6X
…Гоголь не был мыслителем, но это был ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК. О свойствах своего таланта он говорил сам: «У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных». Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте; но великое свойство его дарования заключалось и в том, что эти черты действительности он возводил «в перл создания». И изображенные им лица не были повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа…
Памятник писателю Н. В. Гоголю на Пречистенском бульваре после открытия. Апрель 1909г.
Взгляд на столетие сто лет спустя, или Гоголь в 1909 году: вековой юбилей писателя по материалам русских газет. Опубликовано в журнале НЛО, номер 3, 2010 (Вадим Полонский):
«В марте 1909г. в России праздновали столетие Гоголя. Сама дата, «круглее» которой не бывает, обязывала к особо пышным торжествам. Однако адекватно понять роль и суть гоголевских празднований можно, лишь учитывая общий культурный контекст переломной эпохи, в корне отличный от того, что создавался в любые предшествующие и последующие десятилетия. 1909г. – так сказать, вершина пресловутого «серебряного века» в России, пороговая точка в его истории…
…В большинстве университетов, средних и начальных учебных заведений империи в день рождения Гоголя были отменены занятия, повсюду в школах совершались панихиды, практически на всех театральных подмостках и в концертных залах либо давались спектакли по произведениям Гоголя («Женитьба» при этом демонстрировалась гораздо чаще «Ревизора»), либо устраивались юбилейные доклады и публичные чтения сочинений писателя, либо организовывались концерты – в основном из музыкальных сочинений на гоголевский сюжеты. Особое внимание – без всякого, правда, сочувствия критиков – привлекла к себе премьерная постановка на юбилейном концерте в столичной консерватории незаконченного оперного отрывка Мусоргского 1868г. по той же «Женитьбе»в реконструкции Римского-Корсакова – первый в истории русской, а в сущности и европейской, музыки сугубо экспериментальный опыт по прямому музыкальному иллюстрированию прозаического текста, построенный на разрушении всех оперных конвенций и даже более радикальный, чем вагнеровские сочинения. Сюда же стоит добавить сведения о переименовании в честь Гоголя десятков школ и улиц по всей империи и об открытии сотен гоголевских народных читален, о проводимых попечительствами о народной трезвости повсюду, вплоть до глубоких медвежьих углов, народных гоголевских собраниях с чтением сочинений классика, бесплатной раздачей дешевых изданий его произведений и портретов ученикам начальных школ, фабричным и крестьянам, о введении в целом ряде губерний именных гоголевских стипендий и т.п. Особое место занимают репортажи о гоголевских торжествах за границей. Прежде всего – в Болгарии, где по случаю юбилея Гоголя также были отменены занятия в Софийском университете и во всех столичных гимназиях, и в Германии, где все крупнейшие газеты «поместили очень обстоятельные статьи», посвященные Гоголю…».
Полная версия: Вадим Полонский « Взгляд на столетие сто лет спустя, или Гоголь в 1909 году: вековой юбилей писателя по материалам русских газет»
Опубликовано в журнале НЛО, номер 3, 2010:
https://magazines.gorky.media/nlo/2010/3/vzglyad-na-stoletie-sto-let-spustya-ili-gogol-v-1909-godu-vekovoj-yubilej-pisatelya-po-materialam-russkih-gazet.html?ysclid=lui6rwomp4165248189
М.П. Мусоргский. Комическая опера «Женитьба»
https://www.youtube.com/watch?v=r-nuBVDRjeM&ab_channel=TogliattiPhilharmonic
1909-й – год 100-летнего юбилея со дня рождения Н.В. Гоголя. Март в российском обществе стал временем торжественных заседаний, литературно-музыкальных вечеров, театральных инсценировок, художественных выставок, характерных обрядовых ритуалов...
И события эти не обошли стороной «просвещенный» Каинск Томской губернии…
Афиша Каинского Драматического Общества.
г. Каинск. 1909г.
История создания:
Произведение Николая Васильевича «Женитьба» имеет весьма необычный заголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Автор его использовал, чтобы привлечь внимание читателя. И это сработало: произведение стало популярным еще при жизни автора.
Известно, что над созданием своей пьесы Гоголь трудился на протяжении девяти лет. Работу над ней писатель начал в 1833г. Изначально комедия носила название «Женихи». Гоголь задумал создать пьесу, состоящую из трех актов. При этом события происходили не в северной столице, а в деревенской среде. Но в 1835г. появилась совершенно другая редакция комедии. Теперь произведение стало называться «Женитьба». Из-за работы над созданием произведения «Ревизор» Николай Васильевич был вынужден прервать работу над пьесой. Ее писатель возобновил лишь в 1836г. Произведение «Женитьба» было закончено в 1842г. Уже в этом году состоялись первые постановки пьесы в Александринском театре.
Афиша первого представления комедии в Москве.
1842г.
Смысл названия:
Название произведения «Женитьба» несет в себе глубокий смысл. Именно в заглавии заключена основная тема данной комедии. Автор высмеял женитьбу, выступающую в роли коммерческого предприятия и сделки.
Слово «женитьба» имеет иронический подтекст и уже намекает на то, что читатель не найдет в пьесе истинных чувств и честных мотивов.
Суть:
Дворянин Подколесин, ленивый и апатичный человек, никак не может решить, хочет он жениться или нет? С одной стороны, он уже заказал фрак, нашел сваху, подготовился к поискам невесты, а с другой, уж очень ему страшно менять свою жизнь. Но вот приходит сваха и говорит, что невеста найдена. Подколесина интересует больше всего ее приданое. Купеческая дочь сулит ему большую выгоду, и он соглашается на женитьбу. Только вот на каждом шагу он колеблется и отступает, поэтому изводит сваху своими придирками. Но тут в его дом вламывается Кочкарев – друг. Он тут же решает организовать свадьбу, зная медлительность и нерешительность своего друга. Оба героя отправляются к невесте.
Агафья желает выйти замуж за дворянина, ведь она очень хочет стать дворянкой. Героиня долго не может найти себе подходящего мужа. Все пришедшие кандидаты ее не устраивают. Но Кочкарев умело манипулирует девушкой и ее гостями. Он отговаривает других женихов, настраивает против саму невесту, а Подколесина выставляет самым лучшим женихом из всех. Однако сам жених в процессе теряет решимость. Подколесин обладает очень нерешительной натурой, он не желает никаких перемен. В результате, молодой человек убегает от невесты, а Кочкареву приходится выслушать брань от свахи и невесты.
…Прошло 115 лет со дня постановки пьесы Н.В. Гоголя Каинским драматическим Обществом – 19 марта 1909г.
29 марта 2024г. вновь театральная постановка «Женитьбы», но уже в рамках Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако»…
Повторюсь, не в первый раз, для нового читателя:
Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако» – это совместный творческий и просветительный проект муниципального казенного учреждения культуры города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс» и Театрального объединения «Балаганчик» Куйбышевского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет». Художественный руководитель ТО «Балаганчик» КФ НГПУ и Интерьерного театра – Кожевникова И.Н., ст. преподаватель кафедры филологии и методики обучения Куйбышевского филиала ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Цель проекта – создание на базе Музейного комплекса города Куйбышева творческой площадки для студентов КФ НГПУ с целью постановки и регулярного проката костюмированных исторических сцен в интерьере экспозиции купеческого особняка И.А. Левако при проведении научно-просветительных мероприятий музея.
Наш театр – театр необычный… его спектакли «проходят» в экспозициях краеведческого музея, что создает неповторимую атмосферу «особого музейного» настроения, приобщает к культуре, художественной литературе…
Театр во все времена, в каких бы формах он не проявлялся, каким бы он ни был, всегда должен приносить эстетическое наслаждение, связанное с радостью восприятия и любованием. Сопереживая театральному действу, зритель забывает о накопившихся проблемах, получает компенсацию за нереализованные в повседневной жизни устремления, возможность открыто проявлять свои эмоции и чувства…
Уважаемый зритель и читатель! В нашем театре, как и в любом другом, нет «мелочей»!!! Декорация (она же музейная экспозиция), музыка, костюмы, свет, игра актеров – все несет эмоциональный и философский настрой создателей спектакля (художественного руководителя и актеров).
Хотелось бы обратить Ваше внимание, уважаемый читатель, еще на одну деталь – ознакомившись с классическим произведением, мы запоминаем его сюжет, а детали со временем утрачивают свое значение, стираются из памяти; не занимаясь профессионально историей литературы, мы редко перечитываем пьесы, которые изучали в школе или институте… Искусство театра прекрасно еще и тем, что заставляет нас возвращаться к этим «бессмертным» текстам, вчитываться в них, анализировать, размышлять!
Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако», Театральное объединение «Балаганчик» КФ НГПУ
Спектакль «Женитьба»
Действующие лица и исполнители:
- Агафья Тихоновна Купердягина – купеческая дочь, невеста –
Осипова Анжелика;
- Арина Пантелеймоновна – ее тетка –
Пищенко Снежана;
- Фекла Ивановна – сваха –
Другова Мария;
- Иван Кузьмич Подколесин – чиновник, надворный советник –
Габранов Алексей;
- Илья Фомич Кочкарев – его друг –
Ржеусский Данила;
- Иван Павлович Яичница – экзекутор, коллежский асессор –
Ярошенко Владимир;
- Никанор Иванович Анучкин – отставной пехотный офицер –
Усванов Евгений;
- Балтазар Балтазарович Жевакин – отставной моряк, лейтенант – Баклагин Владислав;
- Дуняшка – девочка в доме Агафьи Тихоновны –
Альховикова Анна.
Сценическое пространство решено в этой постановке настолько необычно, что о нем стоит сказать детально.
Экспозиция «Каинск. 1722 – 1917 гг.»… Отдельным комплексом представлен жилой купеческий интерьер конца XIX – нач. ХХ вв. Это пример ансамблевого метода показа музейных предметов.
Тенденция ввести в интерьер как можно больше вещей – основная черта убранства комнат времени эклектики (механическое, чисто внешнее соединение разнородных взглядов), именно к этому периоду относится декор жилых домов г.Каинска. Основная стилистическая направленность декора – пышная эклектика, органично вплетающая мотивы строгой классики и причудливого барокко, русского национального стиля и элементы петербургской жилой архитектуры. Разностилье привносило в особняки конца XIX – нач. ХХвв. каинских купцов налет романтической старины и в то же время новизны, позволяло варьировать самые разные формы добиваясь оригинальных и подчас неожиданных впечатлений.
Собрание городской мебели конца XIX – нач. ХХвв. в Куйбышевском краеведческом музее г.Куйбышева характерно для мещанско-купеческой среды города. Быт городского населения провинции конца XIX – нач. ХХвв. скромен, как бы исключением является город Каинск. Основа интерьера – мебель, заполнившая городские квартиры этого времени. Она представлена промышленными образцами и изделиями мелких производителей. Развитие транспортных средств, торговли и рекламы способствовало проникновению в провинцию изделий самых известных фирм. В коллекции музея имеется мебель с клеймом московской фирмы венской мебели «Яков и Иосиф Кон» (Johann Kohn & C) и польской фирмы «К. Войцъховъ».
Интерьерная композиция: тяжелые занавеси бордового цвета с «золотым» оформлением (новодел), укрепленные на гардине из купеческого особняка, отделяют квартиру от города; шкаф для одежды конца XIX – нач. ХХвв., кожаная мебель второй половины XIXв. (кресло, диван в 20-е гг. ХХв. были перетянуты искусственной кожей), венская мебель фирм «Johann Kohn & C», «К. Войцъховъ», шкаф для посуды XIXв. с вензелем «Н I», стол для гостиной, покрытый бархатной скатертью с золотым шитьем середины XIXв.,особую значимость в интерьере приобретают чернильницы XVIII, XIX вв., изящно представлены зеркало, столовая посуда фирм «Товарищество М.С. Кузнецова», «Товарищество И.Е. Кузнецова», «Товарищество И.Е. Кузнецова на Волховъ», молочник XVIII в. с элементами позолоты, вилки, ложки, щипцы для сахара и т.д. Подлинной жемчужиной данного интерьера будут являться каминные принадлежности в виде скульптуры малой формы «Собачка» (Каслинское литье), вторая половина XIXв. (со второй половины XIXв. каслинские чугунные изделия находят широкое распространение в обиходе широких слоев городского населения России).
Здесь – «просто и уютно», удобен и покоен быт. Небольшие, обычно в строгом обрамлении фотографические портреты заполняют пространство стен. Немало способствуя зрительной дробности интерьеров, фотографии как бы подчеркивают и то ощущение тесноты, которая, как в тот период признавали современники, располагала к уюту. По мнению авторов экспозиции, фотографии привносят в интерьер лирику воспоминаний, сохраняют связь времен, оставаясь подчас тем единственным, что хранит память о давнем доме…
…и так, вернемся к спектаклю. Сюжетная линия развивается через взаимодействие различных персонажей, таких как неуверенный Подколесин и его хитроумный друг Кочкарев. Их действия создают комические ситуации, высмеивая общественные устои и подходы к браку того времени…
Зритель в нашем Интерьерном театре – соучастник происходящего творческого процесса, потому что без его горячего эмоционального отклика не оживут огни рампы… Потому что вся эта жизнь на сцене возможна, только если есть в зале «настоящий» зритель! «Невидимой нитью связываются души актеров спектакля и зрителя, удивительный огонь чувств, разгорающийся на сцене, волшебным теплом льется в зрительный зал, резонирует в душах зрителей и возвращается на сцену, заряжая актеров все новыми эмоциональными силами, которые называют актерским вдохновением…» – ЭТО ПРО НАС!!!
Студенты КФ НГПУ – участники театра – актеры, выходящие на сцену в знакомом образе, не перестают испытывать волнение. Ведь каждый спектакль рождается снова как в первый раз… И эмоциональность, и накал обмена чувствами сцены и зрительного зала обязательно отражаются на актерской игре и на всей атмосфере спектакля. Премьерный показ «Женитьбы» в творческом сезоне 2024г. прошел, что называется, «НА УРА» и причина тому – зрительское восприятие: теплое и эмоциональное!!!
В итоге мы имеем органичный, сложенный из десятков элементов спектакль, который на протяжении полутора часов не отпускал зрителя, привлекая его внимание не спецэффектами и сюжетными поворотами, а внутренним тонким миром, эстетикой, красотой. На него стоило сходить, чтобы прочувствовать пусть не того Гоголя начала девятнадцатого века, но Гоголя «современного», до волшебства красивого…
Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела