qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

Итоги Декады «Музей и дети – 2024»

MEROPRIATIE

Любой музей есть ПАМЯТЬ о ВЕКАХ…

  Декада «Музей и дети» – это цикл мероприятий, целью котоых является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения музейными средствами, формирование чувства сопричастности к истории своей страны и Малой Родины. Вместе с тем, в ходе Декады зарождаются новые формы самостоятельного участия школьников и их родителей в освоении исторического наследия, изучении и пропаганде памятников истории и культуры, что, в конечном счете, способствует формированию исторического сознания, музейной культуры, воспитанию патриотизма, гражданской активности.
  В целях воспитания юных посетителей музейными средствами, формирования и расширения их краеведческих знаний, популяризации деятельности Музейного комплекса г.Куйбышева и организации содержательного детского досуга уже традиционно в феврале (в этом году – с 12 по 21 февраля) проходит Декада «Музей и дети».
  …Подведем итоги…
  …нет недостатка в исследованиях, свидетельствующих о пользе посещения музеев для детей. Они могут обеспечить незабываемый опыт обучения, пробудить воображение, познакомить с неизвестными мирами и предметами, а также предложить уникальную – музейную – среду для качественного времяпрепровождения с семьей…

111


…Для чего нужны музеи?
Чтобы знанья нам давать,
Посещая их, мы будем
Обо все на свете знать:
Быт, культура, искусство…
…Нам в музее интересно,
Что увидим – неизвестно,
Станем все мы изучать,
Будет все запоминать.
Вдоль по залам, все вперед
Поведет экскурсовод,
Экспонаты нам покажет,
И детально все расскажет…

  …Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио» (excursio – «вылазка, поездка») и в качестве формы досугового мероприятия представляет собой «путешествие» с познавательной целью, в ходе которого экскурсанту (посетителю) «предъявляются» специально подготовленным профессионалом – экскурсоводом предметы материальной и духовной культуры, природы…
  В рамках Декады были проведены обзорные экскурсии по музейным экспозициям «Каинск. 1722 – 1917 гг.», «Каинск – Куйбышев. 1914 – 1991гг.», «Каинск – город политической ссылки». При этом следует отметить значимость «Пушкинской карты», так как с 2022г. Музейный комплекс г.Куйбышева принимает участие в Федеральной Программе социальной поддержки молодежи «Пушкинская карта» в Новосибирской области. Информация о том, какие события можно посетить по «Пушкинской карте», размещается на портале «Культура.рф» и на сайте МКУК «Музейный комплекс» (http://museumcomplexnso.ru/index.php/53-pushkinskaya-karta/709pushkinskaya-karta ; https://vmuzey.com/museum/muzeynyy-kompleks-goroda-kuybysheva ).
  …например, у многих малышей-воспитанников детского сада «Аленушка» именно декада «Музей и дети» стала отправной точкой в такой интересный и не знакомый мир музея. Малыши, еще робко ступая в экспозиционный зал «Каинск.1722 – 1917 гг., знакомились с первыми в своей жизни экспонатами, шаг за шагом познавая мир музея, и мы надеемся, что это путешествие в мир краеведения только началось, и эти малыши станут постоянными посетителями наших экскурсий и мероприятий…
  В этот период для «маленьких» посетителей работали выставки: «Афган, Чечня, СВО – наша ПАМЯТЬ» (с привлечением семейных архивов погибших земляков в Афганистане, Чечне и СВО), «Каинск – Куйбышев: взгляд сквозь время» (работы живописи и графики художников г.Куйбышева Ю.Е. Скультецкого и В.А. Гайера); «Земляки – это слово наполнено силой земли» (из истории Ассоциации Землячеств Новосибирской области); «Тактильная (трогательная) выставка «Вещей забытых голоса» (предметы крестьянского быта XIXв.»; «Сохраняя прошлое, мы создаем будущее: Каинск – Куйбышев»; «Спортивная слава земляков»; «П.В. Мартыненко: мир художника» (из архива П.В. Мартыненко); «Историю мы пишем вместе с ВАМИ: ЛИЧНОСТЬ в истории города Куйбышева»; «Доблесть. Отвага. Честь. 872 дня МУЖЕСТВА» (в рамках планшетной выставки «Доблесть. Отвага. Честь.»; «Юными остались вы навек» (в рамках Дня юного антифашиста героя – 8 февраля); «23 февраля на открытке СССР» (из коллекций «Документальный материал», «Филокартия» (в рамках Дня защитника Отечества – 23 февраля); «Личность в истории города: Николай Акимович Моисеенко» (из коллекций «Личный архив», «Документальный материал», «Фотография») (в рамках 105-летия со дня Н.А. Моисеенко); «Т. Тимганов: штрихи к портрету города» (из коллекции «Графика»). За период Декады экспозиции и выставки посетило более 2 тыс. юных посетителей.
  Главное направление всех наших мероприятий – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа…
  Начиная с 2011г. в России 15 февраля отмечается важная памятная дата – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества. Он утвержден Федеральным законом № 320-ФЗ «О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона «О Днях воинской славы и памятных датах России», подписанным Президентом РФ 29 ноября 2010г. Ранее дата неофициально отмечалась как День воина-интернационалиста. 15 февраля 1989г. завершился вывод советских войск из Афганистана. Памятная дата установлена, чтобы напомнить об этом событии и всех советских военнослужащих, кто в условиях сложной обстановки в Афганистане стойко и мужественно противостояли силам международного терроризма и наркобизнеса, а также в память о более 14 тысячах советских солдат и офицеров, не вернувшихся с афганской войны.
  В рамках этого направления были проведены Часы Памяти «Мы тебя никогда не забудем»… … 161 наш земляк принимал участие в афганской войне, пятеро – погибло: Иван Александрович Митрохин, Николай Анатольевич Каштуев, Игорь Анатольевич Аккашкаров, Александр Владимирович Некрасов, Александр Валентинович Двухреченский.
  …Около 100 наших земляков принимали участие в Первой чеченской войне («Зона вооруженного конфликта на территории Чеченской республики»: декабрь 1994г. – декабрь 1996г.), около 400 человек – во Второй («Контртеррористическая операция на территории Северо-Кавказского региона»: август 1999г. – 2009г.). Четверо из них погибло: Алексей Александрович Наумов, Дмитрий Борисович Зырянов, Денис Викторович Флек, Александр Алексеевич Песчанко.
  …Наши земляки участвовали в боевых действиях в районе острова Даманский: именно здесь 2 марта 1969г. погиб наш земляк Владимир Михайлович Шушарин, …оказывали интернациональную помощь Северной Корее, Египту…

2   3

4   5

  Сегодня наши земляки принимают участие в специальной военной операции… К сожалению, военные действия – это еще и боль потерь. …Сейчас тяжело всем… Но тяжелее всего военным… погибают солдаты, герои, которые пришли в армию не брусчатку подошвами полировать, а защищать Родину…. даже ценой собственной жизни. Жестоко звучит, но такова суровая воинская реальность. Собственные и женские слезы утрем после Победы, поклонимся каждой вдове, матери, невесте, сестре за подвиг их мужчин…

При исполнении служебного долга
в ходе специальной военной операции,
проявив мужество и героизм,
погибли наши земляки:

https://museumcomplexnso.ru/index.php/55-svo/797-svo

  Углубленное знакомство ребят с историей родного края, жизнью и деятельностью людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Познавательно-игровая программа «Русская изба» проводилась для обучающихся начальной школы. Программы направленны на изучение традиций строительства крестьянского дома и особенностей крестьянского быта ХIХв. Например, особый интерес вызывает крестьянский дом, построенный по особым правилам и традициям: строительству дома наши предки уделяли особое внимание, с особой тщательностью выбирали даже место под строительство, новый дом никогда не строился на месте прежнего, ориентиром для выбора служили домашние животные (место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома). Дети узнали много нового и интересного, ведь нельзя начисто стереть из ПАМЯТИ то, что было свято, ценно и почитаемо многими поколениями…

6   7

8   9

  У более старших ребят неподдельный интерес вызвала познавательно-игровая программа «Путешествие в СССР»: казалось бы совсем обычные вещи советского периода как бумажные куклы, трафареты, копирка, значки оказываются до селе не известными детям вещами и вызывают такой восторг, что можно услышать такие восклицания детей как «Что это за магия вне Хогвартса?». А магия то обычная, без которой не обходился советский человек – копирка или копировальная бумага… игра содержала много познавательных фактов…

10   11

122

  Особый колорит Музейному комплексу г.Куйбышева придает мемориальный дом-музей В.В. Куйбышева. Помимо обзорных экскурсий по экспозициям, на базе Дома-музея В.В. Куйбышева были проведены следующие мероприятия: час краеведческих знаний «Памяти В.В. Куйбышева посвящается…», викторина «Удивительный мир музея», познавательно-игровые программы «Из прошлого в будущее…», «Путешествие в старую школу» и экскурсия-игра «Что скрывает старый дом».
  Во время часа краеведческих знаний «Памяти В.В. Куйбышева посвящается…» ребята в доступной форме познакомились с жизнью и деятельностью видного советского партийного и государственного деятеля Валериана Владимировича Куйбышева – человека, именем которого назван наш город. Кроме того, дети имели возможность рассмотреть многочисленные фотографии и документы, связанные с В.В. Куйбышевым, интерьер комнаты, в которой он жил во время своей Каинской ссылки в 1907 – 1909 гг.

13   14

15

 Викторина «Удивительный мир музея» позволила ребятам в составе двух команд «показать» свои знания по теме, связанной с музеем. Кроме того, школьники «закрепили» названия экспонатов, попробовали себя в роли реставраторов и экспозиционеров, узнали интересные факты о музеях мира…

16   17

  В ходе познавательно-игровой программы «Путешествие в старую школу» обучающиеся узнали, чем отличается современная школа от школы конца XVIII – начала XIX вв. В ходе разгадывания кроссворда проследили эволюцию основных учебных принадлежностей. За каждое правильно отгаданное слово ребята получали фрагмент картинки, что позволило им в конце мероприятия увидеть, как выглядел класс в царской школе. Особый интерес у школьников вызвала игра «Угадай на ощупь», в ходе которой они, не глядя, угадывали, что за школьная принадлежность им досталась, и определяли, к какому периоду она относится…

18   19

  Не менее увлекательным оказалось виртуальное путешествие, которое позволило ребятам «окунуться» в историю родного города с момента образования Каинского форпоста до присвоения ему имени, которое он носит в настоящее время. Во время игры «Я в этом городе живу! Я этот город знаю!» по фотографиям разных времен школьники узнавали уголки родного города, а в завершении познавательно-игровой программы «Из прошлого в будущее…» смогли пофантазировать на тему «Город будущего – какой он?»

20

21

  В первый день Декады «Музей и дети» участниками объединения «Город мастеров» Станции юных техников Куйбышевского района (рук. Аверченко Д.М.) и обучающимися 3 «Б» кл. (классный руководитель Нархова А.А.) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куйбышевского района «Гимназия №1 имени А.Л. Кузнецовой» были проведены «археологические раскопки» в экспозиции «Сквозь тысячелетия. Археологические исследования на территории Куйбышевского района» Музейного комплекса г.Куйбышева НСО.

Раскопки юных «археологов»
12 февраля 2024г.:

  …Работа археолога достаточно трудоемка, кропотлива и требует большого терпения. В процессе раскопок затрачивается немало физических и моральных сил. Но, полученные эмоции и удовольствие от любимой работы достаточно быстро восстанавливают все силы. И романтика, да-да, романтика присутствует!!! Наши юные «археологи» именно это свидетельствуют!!!

222   23

24   25

26   27

28   29

  Включение интерактивных элементов, расширение тематических границ, иные способы раскрытия музейного предмета сделали известные формы музейной работы для нас новыми и более эффективными, направленными на привлечение музейной аудитории. Сохраняя научную направленность деятельности музея, сотрудники создали интерактивные программы, привлекательные для «современного молодого посетителя». Использование, наряду с традиционными, таких способов вовлечения в активную деятельность, как ролевая игра, «погружение», театрализация, позволило создать условия для личного переживания, а не простого запоминания данных, превращая ребенка из объекта музейной коммуникации в активного ее участника. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны… – в этом заключается главная задача нашей научно-просветительной программы «Любой музей есть ПАМЯТЬ о ВЕКАХ…».
  В рамках Декады «Музей и дети – 2024» на сайте «Музейные ведомости» представлена лекция «Материальная культура притрактовых жителей (по Московско-Сибирскому тракту) в ХIХв.: одежда, жилище, пища) в рамках научно-просветительного проекта «Лекционные пятницы в музее».

Лекция «Материальная культура притрактовых жителей
(по Московско-Сибирскому тракту) в ХIХв.:
одежда, жилище, пища):

https://museumcomplexnso.ru/index.php/lektsionnye-pyatnitsy-v-muzee/897-chast-2-materialnaya-kultura-pritraktovykh-zhitelej-po-moskovsko-sibirskomu-traktu-v-khikhv-zhilishche-odezhda-pishcha

  …Московско-Сибирский тракт обозначен в истории России своей феноменальностью. Являясь единственной в мире столь протяженной трансконтинентальной сухопутной магистралью, он воздействовал на темпы и масштабы освоения огромных сибирских территорий. Формирование и развитие многих слоев населения Западной Сибири на протяжении почти двух веков определялись именно Московско-Сибирским трактом. Материальная культура притрактовых жителей является результатом адаптации крестьянства к природной и социальной среде…
  В статье представлен материал исследования доктора исторических наук Катионова О.Н. по проблемам «Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири: 30-е гг. XVIII –  90-е гг. XIX вв.» и «Московско-Сибирский тракт и его жители в XVII – XIX вв».
  В рамках Декады «Музей и дети» прошда районная профильная смена «Краевед» для актива школьных музеев (совместно с МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»). Программа курса «Экскурсия как форма организации просветительного мероприятия: образовательные возможности и технологии» ориентирована на обучение методике изучения истории родного края, формирования интереса к историческому поиску. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к Малой Родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Экскурсия как форма организации просветительного мероприятия: образовательные возможности и технологии:

https://rutube.ru/plst/373474/

  Активными участниками мероприятий Музейного комплекса в период Декады были следующие ОО Куйбышевского района НСО: МБОУ Куйбышевского района «Средняя общеобразовательная школа № 3», МБОУ Куйбышевского района «Гимназия №1 им. А.Л. Кузнецовой», МБУ ДО Куйбышевского муниципального района Новосибирской области – станция юных техников, МКДОУ Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Солнышко», МКДОУ Куйбышевского района – детский сад «Орленок», МКДОУ Куйбышевского района – детский сад «Аленушка».

И так, итоги Декады «Музей и дети» подведены…

Чтоб окунуться в прошлое не надо
Машину времени, поверь, изобретать.
Переступи порог в музея залы,
И кажется – как будто время вспять…
До встречи в музее!

И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела музея

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com