qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

«Н.Г. Чернышевский - писатель и революционер» (К 195-летию со дня его рождения)

MEROPRIATIE

1

Николай Гаврилович Чернышевский, 1888 г.

  «Н.Г. Чернышевский - великий русский революционный демократ, философ-материалист, учёный, критик, писатель, вождь революционно-демократического движения 60-х гг. XIX в.».3 Родился Николай Гаврилович 24 июля 1828 г. в семье протоиерея Александро-Невского кафедрального собора Саратова Гавриила Ивановича Чернышевского, сына дьякона села Чернышёво Чембарского уезда Пензенской губернии Ивана Васильевича Чернышевского. Название села и дало ему фамилию.

  Мальчик с детства страдал сильнейшей близорукостью. В своём письме из Сибири позже (1876 г.) Чернышевский напишет: «В детстве я не мог выучиться ни одному из ребяческих искусств, которыми занимались мои приятели-дети: ни вырезать какую-нибудь фигурку перочинным ножичком, ни вылепить что-нибудь из глины, даже сетку плести (для забавы ловлей маленьких рыбок) я не выучился: петельки выходили такие неровные, что сетка составляла не сетку, а путаницу ниток, ни к чему не пригодную».1
  Невозможность заниматься практической деятельностью влекла мальчика Николая к книгам. Он очень много читал и поэтому в семье имел прозвище «библиофага». Сам Чернышевский вспоминал об этом так: «Я сделался библиофагом, пожирателем книг, очень рано… В десять лет я уже знал о Фрейнсгеймии, и о Петавии, и о Гревии, и об учёной госпоже Дасиер, - в 12 лет к моим ежедневным предметам рассмотрения прибавились люди в роде Корнелиуса а Лапиде, Буддея, Адама Зерникава (его я в особенности уважал)… читал решительно всё, даже ту «Астрономию» Перевощикова, которая напечатана в четвёрку и в которой на каждую строку, составленную из слов, приходится чуть ли не страница интегральных формул».1

2

Гавриил Иванович Чернышевский, отец Николая Гавриловича

  Отец Гавриил Иванович был родом из крепостных крестьян и понимал, насколько важно для человека быть образованным, именно поэтому он взял на себя обязанность обучить сына, сделать его грамотным человеком. До 14-летнего возраста Николай учился дома под руководством отца и его двоюродной сестры Л.Н. Пыпиной.
  «Николай Гаврилович считал себя обязанным отцу в унаследовании от него многих качеств характера. На его глазах с детства проявлялась гуманность отца как воспитателя не только собственного сына, но и тех «маленьких людей» из духовного сословия - полуграмотных дьячков, пономарей и т.п., которые, приезжая из самых глухих углов Саратовской губернии, проходили в доме Г.И. Чернышевского первоначальное обучение чтению, письму и пению. Мальчик Чернышевский никогда не видел в руке отца ни палки, ни розги».8
  Большое значение для формирующегося мировоззрения будущего публициста имели беседы с отцом о положении крестьянства Саратовской губернии, когда тот, возвращаясь из своих далеких служебных поездок, делился впечатлениями и отвечал на расспросы сына. «Эти рассказы заставляли подростка Чернышевского задумываться над «грязью на вершок толщины повсюду», над «воздухом... тяжелым для дыхания... от земляной грязи, от онуч, от полушубков», над беспросветной нуждой и умственной темнотой саратовского мужика, воспитывая сочувствие к забитым и бесправным народным массам. Беседы с отцом о народе впоследствии послужили для Н.Г. Чернышевского немалым фактическим основанием для революционных выводов в его статьях по крестьянскому вопросу.
  Деятельность отца давала Чернышевскому также богатую пищу для суждений о тяжелом положении тех оппозиционных группировок, которые объединялись названием раскольников.
  Раскольники подвергались преследованиям со стороны блюстителей православия и самодержавия; первое в них видело идеологических противников, а второе - политически неблагонадежных людей. Движение этих «еретиков» приняло в Саратовском крае крупные размеры. Особенной свирепостью по отношению к раскольникам отличался саратовский епископ Иаков. Отец Чернышевского, находившийся у него в подчинении, не соглашался с его политикой. Он всячески старался смягчать грозного начальника и даже хотел уничтожить некоторые дела о раскольниках, которыми занимался «осёл-фанатик», - так величали Иакова в семье Чернышевских».8
  Такое возглавляемое самим отцом «вольнодумство» в доме Чернышевских, несомненно, оказало сильное влияние на юного Николая. Позднее, в 60-х годах, революционер-демократ возлагал надежду на раскольников, как на политическую силу, рассматривая раскол не только как религиозное, но и политическое явление. Как известно, эти надежды не оправдались, но в развитии революционно-демократического мировоззрения Н.Г. Чернышевского эти саратовские юношеские впечатления сыграли свою прогрессивную роль.
  Что же касается дальнейшего обучения Николая Гавриловича, то в 1843 г. он поступил в Саратовскую духовную семинарию, пробыл там три года и, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»,1 не окончив её, в 1846 г. поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
 В 1850 г., окончив курс кандидатом и став к концу своего обучения убеждённым революционером, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 г. приступил к преподаванию словесности. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей. ««У меня такой образ мыслей, что я должен с минуты на минуту ждать, что вот явятся жандармы, отвезут меня в Петербург и посадят меня в крепость, бог знает, на сколько времени... Я делаю здесь такие вещи, которые пахнут каторгою, я такие вещи говорю в классе», - говорил Чернышевский о своей деятельности в Саратовской гимназии».7

3

Ольга Сократовна Васильева, жена Н.Г. Чернышевского

  В 1853 г. встретил будущую жену, Ольгу Сократовну, вместе с которой после свадьбы переехал из Саратова в Санкт-Петербург. 24 января 1854 г. Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус, где зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с влиятельным офицером Николай Гаврилович был вынужден уйти в отставку.

4

Н.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов в редакции «Современника», худ. Кузмичёв

  Увольнение из Второго кадетского корпуса послужило стартом для журналистской деятельности Чернышевского. Литературную деятельность Николай Гаврилович начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и «Отечественных Записках», а в начале 1854 г. он перешёл в некрасовский журнал «Современник», «фактически став его редактором, руководителем политического и критического отделов. Вместе с Добролюбовым, при поддержке Некрасова они превращают журнал в боевую трибуну русской революционной демократии, выступающей в защиту интересов многомиллионного крестьянства. Журнальную работу Чернышевский соединял с нелегальной революционной деятельностью».3
  «Деятельность Чернышевского в «Современнике» имела огромнейшее значение. Он выступал как великий ученый-революционер, говоривший новое слово во всех почти областях отечественной науки. В беспощадной борьбе против крепостничества и самодержавия Чернышевский отстаивал освобождение своего родного народа».8
  Революционная деятельность публициста не ограничивалась пропагандой в «Современнике». С 1858 г. Николай Гаврилович начал редактировать издание «Военный сборник» - ежемесячный журнал, основной аудиторией которого были офицеры.
  После отмены крепостного права в 1861 г. Чернышевский стал идейным вдохновителем революционной подпольной группировки «Земля и воля», созданной для руководства ожидавшейся к 1863 г. революцией и не согласной с условиями, на которых император Александр II освободил крестьян. «Напуганное широким размахом крестьянского движения и огромным влиянием Чернышевского, царское правительство перешло к жестоким репрессиям. Был приостановлен выпуск «Современника»».3 По подозрениям в связях с революционной эмиграцией 7 июля 1862 г. Николая Гавриловича заключили в каземат Алексеевского равелина Петропавловской крепости и окрестили «врагом Российской империи номер один», против него вели следствие почти два года. «Отсутствие улик побудило правительство пойти на гнусную сделку с провокатором Вс. Костомаровым, изготовившим подложные документы и подобравшим подставных свидетелей (прим. автора: Всеволод Дмитриевич Костомаров - русский писатель, поэт-переводчик). Чернышевский проявил всю силу своего мужества на допросах и очных ставках, обличая преступный подлог в его деле.
  - Сколько бы меня ни держали, я поседею, умру, но прежнего своего показания не изменю, - заявил он своим судьям.
  В течение всего процесса великий революционер держал себя не как обвиняемый, а как обвинитель.
  Впервые в истории русской тюрьмы и ссылки Чернышевский применил голодовку как форму протеста против бесчеловечного отношения к заключенному. В течение 9 дней он выбрасывал приносимую пищу, едва держался на ногах от слабости и в то же время создавал бессмертный образ славного героя - революционного вождя Рахметова - на страницах романа «Что делать?». При помощи голодовки Чернышевский добился свидания с Ольгой Сократовной… В равелине Чернышевский провел два года. Будучи узником самодержавия, великий демократ, однако, сумел и здесь найти поле деятельности для борьбы. Пути к обличительной публицистической работе были отрезаны. Но оставалась другая, в глазах правительства как будто менее опасная область - беллетристика, мемуары о далеком прошлом.

5

Н.Г. Чернышевский пишет роман «Что делать?» в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, худ. Е.Д. Горовых, 1953 г.

Чернышевский пишет романы: «Что делать?» «Повести в повести», «Алферьев». К ним присоединяется обширная «Автобиография» и 30 мелких рассказов…».8

6

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» 1947 г. издания.
Экспонат Дома-музея В.В. Куйбышева г. Куйбышева НСО

  С разрешения цензуры роман «Что делать?» был опубликован в «Современнике» №3-5 1863 г. Позднее ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Номера журнала, в которых печатался роман, оказались под запретом. Однако текст романа в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний.
  «Роман «Что делать?»… оказал сильное влияние на студенческую молодежь, которая нуждалась не столько в разработке философских основ социальных преобразований, сколько в конкретном примере общественных преобразований, которые она нашла в романе. Произведение надолго стало своего рода знаменем для революционно настроенной русской молодежи».6
  За недоказанную принадлежность к составлению прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон» Чернышевский в феврале 1864 г. был приговорен к 14 годам каторжных работ и пожизненное поселение в Сибири, но император Александр II сократил каторгу в два раза - до 7 лет, но в целом Чернышевский провёл в царских учреждениях уголовно-исправительной системы более двадцати лет…

7

Гражданская казнь Н.Г. Чернышевского в 1864 г.

  Дождливым и туманным утром 31 мая (19 мая по старому стилю) 1864 г. состоялась гражданская казнь Чернышевского, которая проходила на Мытнинской площади в Петербурге (прим. автора: гражданская казнь - это унизительная принародная процедура, предполагавшая лишение сословных, политических и гражданских прав). «Специально для экзекуции был сооружено возвышение, на котором стоял чёрный столб с цепями. Были приняты серьёзные меры безопасности: вся площадь была оцеплена жандармами и городовыми, в толпе шныряли агенты в штатском. Чернышевского доставили на площадь в тюремной карете и подвели на возвышение. С него сняли фуражку и прочитали обвинение. После прочтения приговора Чернышевский был опущен на колени, а над его головой сломали шпагу. Дальше процедура предусматривала прикрепление его цепями к столбу. На грудь ему была прикреплена табличка с надписью «государственный преступник»… Дождь усиливался, и палач надел на Чернышевского фуражку, за что он кивком поблагодарил палача. Стояние в цепях продолжалось четверть часа. К ногам Чернышевского одна из присутствующих девушек бросила цветы и тут же была арестована. Казнь была свёрнута, Чернышевского посадили в карету и увезли. Оставшаяся на площади молодёжь, провожала своего учителя криками: «До свидания!». Уже на следующий день его отправили в Сибирь…».2

8

Портрет Н.Г. Чернышевского, худ. Ю.Е. Скультецкий.
Экспонат Дома-музея В.В. Куйбышева г. Куйбышева НСО

  Как и многие следовавшие до места своей ссылки по Московскому тракту, в 1864 г. Николай Гаврилович Чернышевский проходил через наш город Каинск. В газете «Томские губернские ведомости» имеется описание города того времени. Вот каким его застал писатель: «Улицы, выходящие на площадь, далеко не завидны: каменных зданий во всем городе нет, мостовых и всякого искусственного освещения тоже, тротуаров мало, да и те не в порядке. Всех вообще зданий в городе считается 506; церквей 2 (каменный собор и деревянный храм на кладбище); 1 еврейская молитвенная школа, 2 винных склада и 32 питейных дома».9
  Трудным был для конвоиров этот путь от Петербурга до Нерчинского Завода. Везли они Чернышевского по разбитым и тряским дорогам, в холод и зной, в дождь и ветер. Николай Гаврилович всё время находился в закрытой кибитке, по пути делались лишь короткие передышки, чтобы сменить лошадей. Транспортировку узника усугубляло и то, что Чернышевский был совершенно неприспособлен к тяжелым условиям жизни. По истечении 8 тысяч верст 3 августа 1864 г. он, наконец, был доставлен на каторжные работы в Кадаинский рудник Нерчинского округа. Прибыл он совсем больным, поэтому первые месяцы провел в Кадаинском тюремном лазарете и только в следующем году попал на каторжные работы.

9

О. С. Чернышевская с сыном Александром, 1858 г.

  После рудника Николай Гаврилович был переведен в Александровский завод, где он получил разрешение встречаться с женой и малолетним сыном. Ему было предоставлено помещение в одном доме с несколькими политическими ссыльными. Он мог общаться с другими заключёнными и, главное, мог работать.
  «По вечерам, когда дом запирался снаружи до утра, все ссыльные собирались в холодной нетопленой камере вокруг Чернышевского, который сразу сделался центром притяжения для товарищей. В тяжелых условиях ссылки он продолжал борьбу с царизмом. Если нельзя было писать - можно было рассказывать. И Чернышевский «читал» по чистой тетради своим товарищам и мелкие рассказы, и капитальные политические романы-трилогии, свидетельствовавшие о силе его социальной мечты, направленной к счастливому будущему своего народа и всего угнетенного человечества».8

10

Отречение Чернышевского от помилования в 1874 г.,

худ. Б.В. Миловидов

  После окончания срока каторги в 1872 г. Чернышевский был препровожден на вечное поселение в Сибири в Вилюйский острог. Здесь он прожил почти 12 лет (до 1883 г.), отказавшись в 1874 г. подписать прошение о помиловании. «Мне кажется, я сослан только потому, что голова моя и голова шефа жандармов Шувалова устроены на разный манер. А об этом-то разве можно просить помилования?»6 
  «В Вилюйске Чернышевского поместили в тюремный замок, как именовали его тогда - острог. Стражникам писателя было дано предписание - установить строжайший надзор за Чернышевским. Но несмотря на все трудности и препятствия, писатель продолжал упорно, много работать… В этот период он написал около 14 романов, но все это богатое литературное наследие почти полностью было уничтожено им самим…
  По воспоминаниям, старожилов Вилюйска, Н.Г. Чернышевский постоянно оказывал помощь беднякам. Он лечил больных якутских ребятишек, устраивал елки для детей бедноты, помогал деньгами и хлебом… Якутские бедняки, в свою очередь, искренне уважали и любили Чернышевского, он пользовался среди них репутацией чрезвычайного честного и справедливого человека…».8
  В своих письмах с каторги и из ссылки Н.Г. Чернышевский никогда не жаловался, был спокоен и бодр. В 1883 г. он был освобожден, и ему разрешили жительство в Астрахани, а в июне 1889 г. за несколько месяцев до смерти - в родном Саратове.
  Чернышевский умер 17 октября 1889 г., став идеологом для нескольких поколений русских революционеров. Его сочинения оказали влияние на творчество и взгляды Владимира Ленина, Эммы Гольдман и некоторых других революционеров и социалистов. К Чернышевскому был близок сербский социалист Светозар Маркович. Положительно о творчестве Николая Гавриловича отзывался Карл Маркс…
  После Октябрьской революции был снят запрет, тяготевший над именем Н.Г. Чернышевского в течение 50 лет. Его имя дано государственному Саратовскому университету, театру оперы и балета, школе, множеству площадей, улиц и переулков по всей России, где жил и бывал писатель, а его литературное наследие стало народным достоянием…

Источники:

  1. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Чернышевский,_Николай_Гаврилович
  2. «Гражданская казнь на Мытнинской площади» https://histrf.ru/read/articles/grazhdanskaia-kazn-na-mytninskoi-ploshchadi
  3. «Знамя труда» №88 от 25 июля 1958 г.
  4. «Как Чернышевский стал революционером» https://dzen.ru/a/Ya3PVE8Kqz9ZJKnC
  5. Материалы фондов МКУК «Музейный комплекс» г. Куйбышева.
  6. «Николай Гаврилович Чернышевский: Государственное управление в России в портретах» http://deduhova.ru/statesman/nikolaj-gavrilovich-chernyshevskij/
  7. «Николай Чернышевский: отец русской революционной мысли - Статьи» https://diletant.media/articles/26383506/
  8. «Семейное воспитание [1978 Чернышевская Н.М. - Н.Г. Чернышевский и Саратов]» http://n-g-chernyshevsky.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st004.shtml
  9. «Томские губернские ведомости» от 2 июня 1865 г.
  10. «Чернышевский в Вилюйске» https://sakhalit.com/2022/06/14/chernishevskii-v-viliuske/

 Подбор материала - Павловская Н.С.,
лектор – экскурсовод

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com