Битва со льдом… В.В. Куйбышев и челюскинцы (К 90-летию арктической экспедиции на пароходе «Челюскин»)
- Главная
- 18 июля 2023
- Просмотров: 1136
16 июля 1933 г. (90 лет назад) началась арктическая экспедиция на пароходе «Челюскин», ставшая известной всему миру легендарным спасением экипажа после крушения корабля.
Пароход «Челюскин» у пирса
Пароход «Челюскин», названный в честь известного исследователя Севера и полярного мореплавателя XVIII века Семена Ивановича Челюскина, предназначался для хождения между рекой Лена (отсюда и первоначальное название судна «Лена») и Владивостоком. Это было грузовое судно, немного усиленное для работы во льдах. Его и выбрал профессор Московского государственного университета Отто Юльевич Шмидт для предстоящей ледовой экспедиции.
«Челюскин» - транспортное судно с ледовым креплением, изготовленное датской верфью «Бурмейстер и Вайн». Судно построено в Копенгагене в 1933 г. целиком из стали, имеет две мачты и одну дымовую трубу».4
Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 года, испытательный поход - 6 мая этого же года. В первый поход в Ленинград судно под названием «Лена» вышло 3 июня 1933 г. Командовал судном капитан Торгфлота СССР Петерис Биезайс. В Ленинград корабль прибыл 5 июня 1933 г. Пароход «Лена» переименовали в «Челюскин» 19 июня 1933 г., а 16 июля под командованием первого капитана Петериса Биезайса и начальника экспедиции О.Ю. Шмидта он покинул Ленинград и отправился в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.
О.Ю. Шмидт и В.И. Воронин
27 июля в Дании капитан Биезайс по причине загруженности работой с технической документацией, связанной с произведенным ремонтом, временно передал командование опытному полярному капитану Владимиру Ивановичу Воронину, который был на судне пассажиром. В Мурманске Биезайс сошёл с корабля, и Воронин вступил в обязанности капитана «Челюскина».
О.Ю. Шмидт с экипажем «Челюскина», 1 августа 1933 г.
Взяв на борт более 100 человек (по разным данным количество челюскинцев варьируется от 101 до 112), 2 августа пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в сопровождении «Челюскина» планировалось участие ледоколов. С их помощью корабль преодолел сплошные льды в Карском море и продолжил движение самостоятельно.
1 сентября был достигнут мыс Челюскин. «4 сентября «Челюскин» в штормовой погоде… прошел море Лаптевых. Спустя сутки «Челюскин» миновал Новосибирские острова по проливу Санникова. Отсюда «Челюскин» предполагал подойти с севера к острову Врангеля. Встречное мелководье вынудило корабль спуститься к Чукотскому побережью»4. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован. «Ледовая ситуация 1933/34 г. в Чукотском море оказалась исключительно тяжелой. Такого скопления льдов у Чукотского побережья, какое происходило в 1933 г., по свидетельству старожилов, не наблюдалось за последние 30 лет».4
«Челюскин» во льдах
«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 г. благодаря удачному дрейфу вместе со льдами корабль вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставалось всего 2-3 мили (3,5-5 км). Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. Начался беспрерывный полярный дрейф.
«Северный дрейф «Челюскина» стал определенно замедляться: корабль то делал внезапные остановки, то на месте вырисовывал сложные кривые и даже петли… Дальше пароход вновь понесло на юго-восток, затем на юг и юго-запад, пока, наконец, 13 февраля пароход дошел до той точки, где его застигло предательское сжатие льдов».4
Федор Решетников «Гибель «Челюскина»»
Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. «Не было растерянности, все необходимые меры предосторожности были приняты. До гибели пароход несколько раз подвергался серьезной угрозе сжатия, и вследствие этого на его палубе заранее был заготовлен аварийный запас продовольствия и необходимых предметов.
Когда произошла катастрофа, были выгружены на лед самолет с летчиком т. Бабушкиным, двухмесячный запас продовольствия, меховая одежда, аварийная радиостанция, палатка, лодки-ледянки (лодка, снабженная деревянными лыжами), катер и т.д.
Лагерь челюскинцев
Были обрублены канаты, которыми к палубе были прикреплены строительные материалы, эти материалы, как было рассчитано, всплыли и были выловлены из воды. В результате экспедиция высадилась на лед, соорудила утепленное помещение и кухню…».4
Последний груз спускали на лед, когда уже нос судна погрузился под воду. За несколько секунд до полного погружения корабля с него последними сошли руководитель экспедиции и капитан.
При эвакуации погиб 1 человек - был придавлен бревном и увлечен под воду завхоз Могилевич. Остальные полярники благополучно сошли на лед.
«С. Иоффе, заместитель начальника Главного управления Северного морского пути: «13 февраля 1934 года мы получили в Москве донесение профессора Шмидта о гибели парохода «Челюскина». Это донесение пришло поздно ночью…»».5
В.В. Куйбышев в период работы в Комиссии по спасению челюскинцев
И уже утром 14 февраля по постановлению Совета народных комиссаров СССР была создана специальная правительственная Комиссия по организации помощи челюскинцам, которую возглавил Валериан Владимирович Куйбышев.
«Когда на льдине было оглашено сообщение о создании правительственной комиссии во главе с Куйбышевым, все мы почувствовали уверенность, что будем спасены… - пишет О.Ю. Шмидт. - Вопросами овладения Арктикой Валериан Владимирович занимается давно. С первой моей экспедиции на «Седове» (в 1929 году) я именно Куйбышеву первому всегда сообщал о ходе дела. Он справлялся о каждом рейсе ледокола, интересовался заданиями, которые давались каждому летчику. Наших летчиков знал лично и часто с ними беседовал».5
Вспоминает Елена Владимировна Куйбышева, сестра Валериана Владимировича: «В феврале 1934 г. дочери Валериана Владимировича Гале исполнилось пятнадцать лет. В день рождения собрались друзья и родные. За праздничным столом оживленно разговаривали, смеялись, поджидали Валериана. Вот пришел Валериан, утомленный, озабоченный. Сел за стол, чтобы принять участие в общем веселье, но грусть и озабоченность не оставляли его. Условились, чтобы каждый по очереди рассказал что-нибудь смешное из своей жизни. Рассказываем. Смеемся. Очередь за Валерианом. Он помолчал и извиняющимся тоном сказал:
- К сожалению, я ничего веселого сейчас рассказать не могу. Мои мысли все время вот с этим письмом. Он достает письмо и читает: «Город Москва, Председателю Комиссии по спасению челюскинцев. Дорогой товарищ Куйбышев. Спасите моего папочку. Я очень люблю своего папочку. Ада». Это первое письмо, которое я получил от родных челюскинцев.
Письмо, написанное детским почерком, переходит из рук в руки. Во время работы в комиссии по спасению челюскинцев Валериан был очень озабочен. Редкую ночь он спокойно спал. Телефонные звонки трещали беспрестанно…»6
«Куйбышев кончал свой рабочий день часам к двум-трем ночи. Кончив «день», он принимал в своем кремлевском кабинете людей, с которыми проводил челюскинскую операцию».3
«Валериан Владимирович ни разу не задавал вопроса себе и другим: можно ли спасти челюскинцев? В этом он не сомневался. Спасти можно было и должно! Но как, какими средствами? Над этим вопросом неустанно думал сам Куйбышев и заставлял думать других».1
Рассматривались различные предложения: использовать ездовых собак, байдарки, аэросани и военные танки-амфибии, дирижабли и пневматические лодки военного образца, шары-прыгуны и особая катапульта для взлета самолетов, автожир и лопарские лодки, комбинированный способ использования дирижабля с аэростатом, посадка с земли на самолеты при помощи канатов и т.д. После внимательного, всестороннего обсуждения Куйбышев пришел к убеждению, что самый надежный и самый скорый способ оказания помощи - это авиация.
Самолеты полярной авиации,
участвующие в операции по спасению челюскинцев
«Нужно было подобрать надежные кадры летчиков. И в этом Валериан Владимирович принял непосредственное участие. Он сам намечал кандидатуры, вызывал к себе летчиков, беседовал с ними, проверял их».1
«Правительство решило направить на помощь экспедиции т. Шмидта лучших полярных летчиков Союза: уже на побережье Ледовитого океана работают полярные летчики тт. Куканов и Ляпидевский; с пароходом «Смоленск» отправляются опытные полярные пилоты тт. Молоков, Светогоров и Каманин; на третьем пароходе, идущем на север, будут направлены полярные летчики тт. Доронин, Липп и Галышев, а из Хабаровска…вылетает летчик Водопьянов. Кроме того, спешно отправлены через Америку… известные полярные летчики тт. Леваневский и Слепнев и известный полярник - исследователь острова Врангеля и Северной Земли т. Ушаков».4
Однако одной авиацией Валериан Владимирович все же не ограничился. Он «…связался с известным полярником Г. Ушаковым, интересовался характером льдов между Чукотским побережьем и островом Врангеля, тягловой силой собачьих упряжек.
В Хабаровск в крайком партии за его подписью была отправлена срочная телеграмма: «Выясните возможность оказания помощи челюскинцам на местных байдарках, шлюпках, возможность переброски из Петропавловска и Усть-Камчатска в район Уэлен-Онман собачьего транспорта и обеспечения собак кормом, широкого использования всего местного населения в целях организации размещения челюскинцев».2
«По распоряжению Куйбышева был снаряжен на север также отряд дирижаблей. Наконец было решено послать в Арктику ледоколы. Куйбышев послал телеграмму в Ленинград С.М. Кирову о срочной подготовке к походу ледоколов «Ермак» и «Красин».
Таким образом была снаряжена спасательная экспедиция. Она требовала четкой слаженности и умелого руководства. Главная трудность заключалась в том, что руководить приходилось на расстоянии многих тысяч километров…
Как же радовался Валериан Владимирович, когда к нему начали поступать сведения о том, что славные советские летчики стали вывозить челюскинцев на Большую землю группу за группой. И особенно он ликовал, когда стало известно, что летчик Ляпидевский вывез из дрейфующего лагеря всех женщин и детей.
- Ляпидевский-то, а! Молодец! - восторгался Валериан Владимирович. - И как хорошо, что я тогда не послушал экспертов и, вопреки их мнению, отправил за челюскинцами летчиков!»1
Вот как об этом вспоминает сам А.В. Ляпидевский: «5 марта я достиг лагеря и снял со льдов женщин и детей. А остальных? Я знал, при благоприятных условиях я один мог бы на своем вместительном самолете эвакуировать лагерь Шмидта в течение двух дней.
На беду стал портиться мотор, неприспособленный к работе в условиях арктической непогоды. Мы занялись его утеплением - обматывали войлоком, масляные баки - оленьими шкурами… Лихорадочно заработало сознание… Исправить самолет и во что бы то ни стало выполнить приказ Куйбышева…»8
Следующий рейс советскими летчиками был совершён только 7 апреля. 10 апреля стало известно о том, что на льдине серьезно заболел начальник экспедиции О.Ю. Шмидт.
Отто Юльевич Шмидт в палаточном лагере
после крушения «Челюскина»
«Встревоженный Валериан Владимирович Куйбышев телеграфирует (прим. автора: летчику Ушакову): «11 апреля… Правительственная комиссия предлагает в срок по вашему усмотрению вне очереди переправить Шмидта на Аляску…» А двенадцатью минутами позже из Москвы ушла другая телеграмма - Шмидту и Боброву. «Ввиду вашей болезни Правительственная комиссия предлагает вам сдать экспедицию заместителю Боброву, а Боброву принять экспедицию. Вам следует по указанию Ушакова вылететь в Аляску…»»2 В этот же день О.Ю. Шмидт был доставлен в Ванкарем.
За неделю летчиками всего было сделано 23 полета (по другим данным – 24), последний рейс - 13 апреля 1934 года. Были вывезены на материк все сошедшие с парохода на лед люди (в том числе 10 женщин и 2 ребенка).
У флага СССР
13 апреля заместитель начальника экспедиции Бобров по рации сообщает: «12 апреля в основном была закончена переброска челюскинцев и ценных грузов на материк. Сейчас получили радио с мыса Ванкарем о вылете трех самолетов. Зажигаем последний дымовой сигнал, прекращаем радиосвязь. Через полчаса я, капитан Воронин, радист Кренкель последними покидаем лагерь Шмидта, оставляя поднятым на вышке советский флаг».5
«Комиссия по организации помощи челюскинцам держала связь с Арктикой круглые сутки и систематически информировала советский народ о ходе спасения челюскинцев. Первое правительственное сообщение за подписью Куйбышева было опубликовано 16 февраля, а последнее - 14 апреля 1934 г. В этот день председатель комиссии смог доложить Центральному Комитету ВКП(б) и СНК об успешном завершении 13 апреля операции по спасению, в котором участвовала вся страна».2
С Чукотки (бухта Провидения, 21 мая 1934 года) на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» челюскинцы отправились на Камчатку (28 мая), далее, во Владивосток (7 - 9 июня), а оттуда, на специальном литерном поезде (специальный пассажирский состав из купейных вагонов и вагонов повышенной комфортности) в Хабаровск (10 июня) и до Москвы.
Москва встречает челюскинцев
19 июня 1934 года на Красной площади летчикам и участникам экспедиции была устроена торжественная встреча с руководителями советского государства и жителями столицы.
О.Ю. Шмидт, И.В. Сталин и В.В. Куйбышев. Москва, 1934 г.
Митинг в честь прибытия челюскинцев в Москву открыл В.В. Куйбышев: «Сегодня знаменательный день: мы встречаем челюскинцев, исторический поход и спасение которых составляют героическую эпопею. Усилиями Центрального Комитета партии и правительства, усилиями всей страны и доблестью летчиков челюскинцы спасены…»2
Челюскинцы вместе с руководством СССР на трибуне Мавзолея Ленина, 1934 г.
24 июня челюскинцев встречал Ленинград…
Лётчики - первые Герои Советского Союза,
участники спасения челюскинцев. Фотоколлаж
За спасательную операцию челюскинцев (5 марта - 13 апреля 1934 года) семь лётчиков (А. Ляпидевский, В. Молоков, Н. Каманин, М. Слепнев, М. Водопьянов, И. Доронин, С. Леваневский) стали первыми Героями Советского Союза.
Плакат о спасении экипажа парохода «Челюскин», 1934 г.
Так эпопея по спасению челюскинцев вошла яркой страницей в биографию видного политического деятеля Валериана Владимировича Куйбышева, а в честь их самих был назван ряд географических объектов, улиц, парков ….
Источники:
- Березов П.И. «Жизнь замечательных людей: Валериан Владимирович Куйбышев». - М., 1958 г.: https://www.rulit.me/books/valerian-vladimirovich-kujbyshev-read-585082-1.html
- «Валериан Владимирович Куйбышев: Биография» - М., 1988 г.
- «Валериан Владимирович Куйбышев: Жизнь и деятельность в фотографиях и документах» / Сост. Владимиров М.И. - М., 1987 г.
- «В.В. Куйбышев: Избранные произведения» / Сост. Лысый А.Я. - М., 1958 г.
- Дубинский-Мухадзе И.М. «Куйбышев» - М., 1971 г.
- Куйбышева Е.В. «Валериан Владимирович Куйбышев 1888 - 1935. Из воспоминаний сестры». - М., 1938 г.: https://vk.com/doc458574168_509542325?hash=63ce8e0f0b098ebec7
- Материалы фондов МКУК «Музейный комплекс» г. Куйбышева.
- «О Валериане Куйбышеве: Воспоминания, очерки, статьи» / Сост.: М.И. Владимиров. - М., 1983 г.
- Фотоматериалы https://foto-history.livejournal.com/11255496.html
Подбор материала - Павловская Н.С.,
лектор-экскурсовод