anketa

nac otnoshenia

virt tur

god semi logo

derevnia

shnaider2

nov2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Декабрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

gos katakog

8 ноября – День Сибири

MEROPRIATIE

День благодарения Сибири: возродить нельзя забыть!

  «26 октября 1581г. Ермак, отпев молебен, торжественно вступил в Искер или город Сибирь…» – так, выражаясь словами Николая Михайловича Карамзина, начинается история сибирского края в составе России. По новому стилю день 26 октября приходится на 8 ноября.
  Народы Сибири, осознав, что Ермак принес не разрушение их устоев и обычаев, а доброжелательность и достойное уважение к местным жителям, присягнули на верность державе Российской.

1

  …Этнографы и публицисты, описывая своеобразие развития культуры сибирских крестьян и горожан, особенности в хозяйственной жизни, быте, традициях и обычаях, фольклоре и говоре, отмечали повышенную самооценку, развитое чувство собственного достоинства, свободолюбие, привязанность к своему краю…
  Подвижническая работа представителей местной интеллигенции способствовала открытию первого в Сибири Томского университета, развитию просвещения, созданию краеведческих музеев… Любовь к своему краю, стремление помочь ему в той или иной форме были присущи многим сибирякам… Прогрессивные представители российского общества восторженно приветствовали изменения в сибирском крае. Большинство из нововведений, в отличие от общероссийских, инициировались не «сверху», а «снизу» общественными инициативами самих сибиряков.
  Ещё раз вспомним завет сибирской интеллигенции XIX века: «для изменения своего положения сибирское общество не должно просить «благодеяний», оно должно стараться сделать жизнь здесь не только сносной, но и «соблазнительной»»…

2

Среднесибирская железная дорога.

  СЖД строилась в период с 1893 по 1897 гг. Она состояла из двух участков: от Оби до Красноярска и от Красноярска до Иркутска. Дорога соединила важнейшие сибирские центры – Томск и Иркутск.

3

Новосибирск (в прошлом Ново-Николаевк) –
 расположен на обоих берегах реки Обь,
самый большой город в Азиатской части России,
крупнейший торговый, деловой, культурный, транспортный, образовательный и научный центр Сибири. 
Город основан в 1893г.,
 статус города получил 28 декабря (10 января) 1904г.

  Из истории праздника: В 1881г. император Александр III, по случаю 300-летия вхождения Сибири в состав России установил праздник – День Сибири или Сибирский день, а еще его называли Днем Благодарения Сибири… тут же и отпраздновали – по всей стране!!!

 Первое празднование Дня Сибири в России: В последних числах октября 1881г. Россия впервые отмечала День Сибири. Особенно широко и торжественно юбилей отмечали сами сибиряки: во многих городах этого необъятного края устраивались праздничные мероприятия (ярмарки и гуляния) – в Томске и Тобольске, Тюмени и Красноярске, Минусинске и Енисейске, Хабаровске и Благовещенске. Вскоре после праздничных торжеств была издана книга «300-летие Сибири: Празднование в Петербурге и Москве дня 26 октября 1581г.». День Сибири, отмечавшийся в 1881г., в дальнейшем послужил мощным катализатором размышлений о наиболее важных и актуальных проблемах сибирской жизни того времени: необходимость прекращения ссылки в Сибирь преступных элементов, открытие сибирского университета, развитие сухопутных и водных путей сообщения, содействия развитию местной промышленности и торговли.
  С этого года на волне всеобщего энтузиазма и патриотического порыва началось всеобщее празднование ежегодного Дня Сибири. Отмечен этот праздник в «Сибирском народном календаре в этнографическом отношении», вышедшем в 1913г…
  Традиция постепенно была забыта после гражданской войны, однако в последние годы она активно возрождается. В таких городах, как Тобольск, Тюмень, Томск, Красноярск, Енисейск, Новосибирск, Иркутск и многих других ежегодно 8 ноября в память об исторической дате, связанной с присоединением Сибири к Московскому государству устраиваются праздничные фестивали, конкурсы, концерты, спортивные соревнования и другие мероприятия.
  Несмотря на то, что до сих пор ведутся споры об этимологии слова «Сибирь», в ходе которых одними учеными выдвигаются, а другими оспариваются теории происхождения этого названия, дата 26 октября 1581г. – исторический факт, связанный с тем, что казаки атамана Ермака вступили в столицу Сибирского ханства – город Кашлык (Искер).

4

  Сам поход атамана Ермака проходил в трудных природных условиях. Передвижение осуществлялось преимущественно по рекам. На пути отряда неоднократно вставали войска хана Кучума, происходили сражения, казакам приходилось выдерживать осады, силы их постепенно сокращались, а подкрепления шли долго.
  Впоследствии уже после гибели самого Ермака закрепление территорий Сибирского ханства за Московским государством будет осуществляться именно через строительство крепостей по берегам рек в ключевых местах и оставлением в крепостях постоянных гарнизонов. Так на карте России появились славные имена городов Тюмень, Тобольск, Березов, Томск, Сургут… Присоединение Сибири Ермаком было только начато. Этот процесс растянулся на долгие годы, что было закономерным, учитывая удаленность территорий Зауралья от Москвы, отсутствие дорог, малонаселенность территорий…
  Тем не менее, именно поход Ермака положил начало формированию современного политико-географического облика России, превратившейся с присоединением Сибири в огромное государство, раскинувшееся в Европейской и Азиатской частях материка. Россия приросла не просто территориями. Сибирь стала настоящим кладезем полезных ископаемых, пушного промысла.
  В настоящее время эта территория – важнейший источник минерально-сырьевой базы, энергетических ресурсов страны. И, конечно же, одним из важнейших богатств Сибири являются ее жители. Недаром словом «сибиряк» подчеркивались лучшие качества людей, родившихся и выросших на этой земле.
  День Сибири на самом деле является по сути объединяющим праздником, который позволяет нам, сибирякам, чувствовать себя неотъемлемой частью России!!!

Сибирский край – не край России,
Сибирь – ее Святыня, Храм,
…………………………………….
Сибирь, измученным Атлантом,
Россию держит на руках!
Уж как Сибирь не поносИли,
Не распинали, как Христа,
До боли истина проста!
(Т. Кайгородова)

  Именно Сибирь – тот самый «узел», что скрепляет воедино европейскую часть страны и Дальний Восток.
  В Сибири издавна живут представители разных народов со своей этнографией, со своей культурой без вражды, конфронтации, помогая и поддерживая друг друга в тяжелые периоды… Мы разные, но мы вместе!!!

5

  Велика роль муниципальных краеведческих музеев в формировании национального самосознания и национальной идентичности местного населения. Краеведческий музей любой территории дает краткий обзор национальных и исторических особенностей края через экспозиционно-выставочную деятельность. Не исключением является и экспозиция Музейного комплекса г. Куйбышева.

 

Этнография в экспозиции
Музейного комплекса г. Куйбышева
Новосибирской области

  Музейный комплекс города Куйбышева – один из наиболее значительных муниципальных музеев Новосибирской области. Фонды музея представляют собой собрание музейных предметов материальной и духовной культуры по истории г. Куйбышева и Куйбышевского района Новосибирской области с древнейших времен и до наших дней. В числе ценнейших коллекций – археологическая коллекция эпохи барабинских татар ХIV – ХVI вв. и этнографическая коллекция русских 2-ой пол. ХIХв., а значит в экспозиционно-выставочную деятельность музея активно включен этнографический предмет.
  Этнографический предмет в экспозиции – это объект показа с целью максимального сохранения, выявления его историко-культурной, научной, эстетической, образовательно-воспитательной ценности. Этнографические предметы – предметы быта и культуры народа. В зависимости от того, в каком экспозиционном контексте оказывается этнографический предмет, так и раскрывается содержащаяся в нем информация традиционно-бытовой культуры. В экспозиции Музейного комплекса г.Куйбышева демонстрация этнографических вещей осуществляется через показ бытовых сцен или отдельно взятый предмет (экспонат).
  Город Куйбышев (Каинск) – один из старейших городов Западной Сибири. Его история началась с планов сооружения по Иртышу в нач. XVIIIв. Сибирской линии крепостей. Каинский пас был поставлен в 1722г. Современный Куйбышев постановлениями Коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990г. № 12, Коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990 г. № 3 и Президиума Центрального Совета ВООПиК от 16.02.1990г. № 12 (162) включен в перечень исторических населенных мест России. Статус исторического города предусматривает необходимость более бережного отношения к своему городу, популяризации знаний об его истории и, прежде всего, через экспозиционную деятельность Музейного комплекса г. Куйбышева. Экспозиционное пространство музея разбито на отдельные комплексы, логически объединенные в единое целое – «История Каинска – Куйбышева. 1722 – 1991 гг.».

Основные задачи, которые решает историческая экспозиция:
 - отразить процесс зарождения, становления, сохранения, развития и расцвета традиционной культуры и инноваций народов, проживающих на данной территории (г. Каинск, Каинский уезд – г. Куйбышев, Куйбышевский район);
 - внести вклад в процесс воспитания исторического сознания многонационального населения вышеобозначенного региона;
 - поддерживать статус музея как центра по сохранению и пропаганде этнокультурной среды г. Куйбышева и Куйбышевского района.
  Этнографические материалы в разделе «Барабинские татары» данной экспозиции представляют фрагментарный показ истории барабинских татар за большой период, с древнейших времен и до нач. ХХв. Авторы экспозиции рассматривают историю сибирских татар, в т.ч. барабинских татар, как часть истории татарского народа в целом. С гордостью музей представляет свои экспонаты: камзол женский с серебряными застежками XIXв. и другим оформлением из серебра, серебряные элементы нагрудных украшений камзола XIXв., орнаментированные браслеты кон. XIX – нач. ХХ вв., височные украшения сер. XIXв. (каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, что объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней), а также учебная литература на арабском языке (математика, эстетика, арабский язык и религия) 1911 – 1912 гг., предметы религиозного культа (четки, Коран и т.д.) и быта (кумганы нач. ХХв., мужские и женские головные уборы – калфак с вышивкой и платок, шелковая фата (куши-чаулок) с «золотыми» цветами, тюбетейка, а также обувь – читек, выполненные в традиционной технике «кожаной мозаики»). Этнографические материалы являются ценнейшим источником для изучения и демонстрации в экспозиции процесса развития национально-самобытной культуры местного населения – барабинских татар.
  В экспозиции представлена и современная интерпретация женского татарского костюма. Современный костюм – это больше стилизация, нежели традиционный наряд в «чистом виде». У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани и калфак.
  В экспозиции дана большая коллекция предметов хозяйства русских, которая отражает народный быт разных районов Западной Сибири, в т.ч., города Каинска и Каинского уезда кон. XIX – нач. ХХ вв. Раздел предметов русской этнографии включает предметы хозяйства, материальной и духовной культуры и, наконец, предметы одежды и украшения. В составе коллекции есть орудия земледелия и скотоводства: железный плуг, серпы нескольких типов, косы-литовки, грабли, путы. Наиболее полно в экспозиции представлено прядение и ткачество русского населения г. Каинска и уезда: значительную часть этой коллекции составляют ткани домашней выделки (в большей степени, небольшие образцы) – холсты льняные многоремизного и рельефного мелкоузорчатого ткачества. Предметы, представленные в экспозиции, позволяют достаточно полно представить весть технологический процесс от обработки исходного сырья до получения полотна. В их составе мялка, трепала, щети, гребни, веретена, прялки, самопрялки, образцы нитей, вьюшка, скально, ткацкий станок и детали к ним. Несомненную ценность имеет коллекция керамики (крынки, кувшины, горшки и т.д.) как образец гончарной продукции. В составе экспозиции есть предметы домашнего хозяйства: жернова, ступы, пест (новодел), маслобойки, лопаты, коромысло, кочерга, скалка, рубели, вальки.
  Определенную роль в экспозиционном пространстве играют фотографии с народными типажами и занятиями крестьян, купечества кон. ХIХ – нач. ХХ вв. разных национальностей, которые не только несут информацию, но создают исторический фон эпохи, работают на образ экспозиции. В г.Каинске в конце XIXв. были открыты фотосалоны: «Беловъ», «Шкроевский Домъ». До наших дней сохранились фотографии этих салонов, прекрасно оформленные, изумляющие редкостным качеством и чистотой исполнения. Старые фотографии представлены в серых, голубоватых, золотистых, коричневых и черно-белых тонах. Под изображением либо на обороте фирменных бланков размещались медали за участие в мануфактурных выставках. Тщательно подбирались шрифты – тесненные или выпуклые, которыми набирались фамилии и адреса владельцев фотозаведений.
  В фондовой музейной коллекции «Фотография» представлены портретные и сюжетные фотоснимки представителей национальностей Каинского уезда – кроме татар и русских, также евреев, поляков, немцев, для которых Каинская земля стала «Малой Родиной». Большинство портретов, представленные в экспозиции, экскурсоводы сопровождают историями из жизни, сведениями о народе.
  Каинск был одним из первых сибирских городов в нач. XIXв. официально определенных в качестве места расселения евреев. В городе «сохранилась» легенда: «евреев сослали из приграничного местечка в Белоруссии, где они занимались контрабандой. А чтобы оную пресечь, всех до единого жителей местечка и отправили в Сибирь – в Каинск».
  Среди еврейских предпринимателей были опытные специалисты по части винокурения, которых в Сибири не хватало. Приезжие евреи охотно шли на службу по виноторговой части, которая почему-то не пользовалась у сибиряков популярностью, и быстро составляли весьма значительные капиталы. В фондах Музейного комплекса г.Куйбышева имеется на хранении документ «Статистическое описание окружного города Каинска Томской губернии за 1842 год», составленное смотрителем Каинского уездного училища А. Якимовским, в котором указано: «… Регулярно замещают эти места евреи, имеющие утонченную способность в отправлении должности винопродавца. Они первые толпятся в прихожей управляющего питейными сборами. Получая желаемое и поправя свое состояние, оставляют таковое занятие, берут на себя лавку, начиная торговать красивым товаром».
  «Сыбирак» (именно так в польском языке произносится русское слово «сибиряк») – так стали именовать местных жителей сосланные поляки. Поляки – народ, образовавший одно из национальных меньшинств Сибири. В начале 1830-х гг. на территориях Царства Польского, в Литве и Белоруссии развернулось широкое патриотическое движение за независимость. Против его участников российское правительство активно применяло политическую ссылку в Сибирь. После подавления Ноябрьского польского восстания 1830–1831гг. массовая политическая ссылка поляков в Сибирь приобрела регулярный характер и стала одним из источников формирования мест польской диаспоры. Таким местом стал и город Каинск.
  Куйбышевский район относится к числу тех территорий, в этническом составе которых присутствуют немцы, оказавшись не только по собственной воле, а в результате хорошо известной депортации.
  Как немецкие семьи сохраняют память о своих корнях – память именно культурную? В книгах, в вышивках, в песнях, в кружеве, в былинах, в сказках. В нашем музее в экспозиции есть комплекс, состоящий из трех разделов: «Немцы в российской истории», «Семья и быт российских немцев» и «Российские немцы в современной России», где можно познакомиться с фотокопиями редких предметов – документов, карт, гравюр и фотографий, хранящихся в музеях и архивах России и Германии.
  Отдельное внимание заслуживает немецкий народный костюм (новодел), представленный в экспозиции. Народный костюм у немцев в России складывался под влиянием многих обстоятельств. При переселении в Россию немцы имели одежду и обувь, характерные для их сословия и того региона, откуда они приехали. Женская одежда, представленная в данном разделе экспозиции, была изготовлена согласно требованиям исторического костюма поволжских немцев России. Наибольшее влияние на костюм поволжских немцев оказали костюмы земли Гессен Германии второй половины XVIIIв. В женский костюм входило: 1) белая полотняная рубаха «Hemd» с широкими рукавами, сосборенными по окату и у запястья, с прямым воротником-стойкой и небольшим разрезом у груди; рубаха выступала снизу из-под юбок на 10-12 см.; используемая ткань – батист или кисея с тканным рисунком; 2) основная (верхняя) юбка «Rock» шилась из хлопка, атласа, шерсти; традиционная расцветка – темная в узкую бордовую полоску; юбок коротких до середины икры разного цвета насчитывалось сразу несколько, в зависимости от погоды, используемая ткань – лен, конопля, ситец, коленкор; 3) спереди юбку закрывал передник, он мог быть чисто белым или в узкую продольную полоску; 4) поверх рубахи надевался ливчик-корсаж с глубоким вырезом и шнуровкой спереди; 6) под шнуровкой на груди фиксировался украшенный вышивкой нагрудник «Brustmuch», с одним корсажем можно было иметь несколько взаимозаменяемых нагрудников; 7) головными уборами служили различные чепцы; данный чепец на мягкой основе, украшенный по всему полу вышивкой и двумя лентами сзади «Betzel».
  Таким образом, на основе тематически отобранных, научно-интерпретированных музейных предметов экспозиция Музейного комплекса г. Куйбышева является одним из видов обнародования и интерпретации этнографических коллекций и предметов, основой музейной коммуникации. Авторы экспозиции стремились соблюсти высокое музейное качество, придать каждому разделу неповторимость, сохранить единство замысла при своеобразии каждой темы. В общеисторическом контексте каждый народ, проживающий на территории Куйбышевского района (татары, русские, поляки, немцы) охарактеризован музейными средствами в разных аспектах деятельности: непосредственный производитель материальных благ, участник общественно-политической жизни, создатель и потребитель культурных ценностей.

6

  В 2022г. город Куйбышев Новосибирской области (в прошлом уездный город Каинск Тобольского наместничества, позднее Томской губернии) отмечает 300-летие. Юбилейный год наполнен яркими культурными событиями и мероприятиями, проектами в сфере благоустройства, градостроительства и социальной сферы.  Эта дата имеет весомое значение не только для нашего города, но и рассматривается как событие регионального уровня в виду того, что это история возникновения и развития одного из русских поселений в эпоху присоединения и хозяйственного освоения территории от Урала до Тихого океана.
  В рамках работы по подготовке юбилея Куйбышева (Каинска) Музейный комплекс г. Куйбышева Новосибирской области с союзе с  Институтом истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» и Куйбышевским филиалом ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» провел 10 декабря 2019 г. региональную научно-практическую конференцию «Этнография Западной Сибири ХVIII – ХХ вв. и современные этнокультурные процессы».
  В ходе работы конференции специалистами были рассмотрены вопросы региональной (Западной Сибири) этнографии, археологии, истории и краеведения.
  Участники конференции особо отметили, что применяемый в исследованиях и реализуемый на практике комплексный подход к изучению и освоению традиционной народной культуры, консолидация представителей разных научных направлений со специалистами-практиками и образовательными учреждениями различного уровня обеспечивают полноценное и адекватное представление о самобытной народной культуре населения Западной Сибири, в т.ч. Куйбышевского района Новосибирской области и  уделяют особое внимание раскрытию воспитательного и образовательного потенциала традиционной народной культуры региона как наиболее перспективного направления с точки зрения социальной эффективности.
  В сборник включены статьи, подготовленные по итогам региональной научно-практической конференции «Этнография Западной Сибири ХVIII – ХХ вв. и современные этнокультурные процессы» ее участниками. Издание адресовано специалистам-исследователям в области истории и этнографии, преподавателям гуманитарных факультетов вузов, музейным специалистам и всем интересующимся проблемами в области основных научных направлений конференции.

Сборник

«Этнография Западной Сибири ХVIII – ХХ вв.
 и современные этнокультурные процессы»:

…И раскинулась дивная сказка – Сибирь,
От Урала до сопок Приморья.
И куда ни взгляни – необъятная ширь
Гор, долин и степного раздолья.
В ярком солнце искрится хрусталь родников,
И вода в них, конечно, – святая!
Белой ватой плывут корабли облаков,
А земли красота – неземная…
…Исполином, Сибирь, ты привиделась мне,
Твоей мощью пленен безрассудно!
Я гигантский мой край часто вижу во сне,
И от счастья мне дышится трудно…
(Владимир Уткин)

7

С днем Сибири!
Мира, добра и тепла!!!

 

Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com