4 ноября – День народного единства и «Ночь искусств – 2024»
- Главная
- 02 ноября 2024
- Просмотров: 1646
Искусство, рожденное временем…
Тимофей Коваленко
Тимофей Егорович Коваленко (1930 – 2008) – Заслуженный художник Российской Федерации (1983г.), Член Союза художников (1967г.), педагог, участник Всесоюзных, республиканских, зональных, областных, городских, персональных выставок. В творчестве живописца отразились жизнь, духовные искания его поколения. Мир картин Т.Е.Коваленко – человек-созидатель, мир творца – постоянная неудовлетворенность сделанным, поиск истины, смысла жизни и творчества.
Творческое наследие художника разбросано по музейным и частным коллекциям России и других стран. Значительная часть наследия хранится в Пермской государственной художественной галереи и других уральских музеях, часть его работ представлено в фондах Музейного комплекса г.Куйбышева Новосибирской области.
Т.Е. Коваленко – мастер портрета, пейзажа и натюрморта. Он один из немногих художников, для которых тема человеческого труда стала определяющей в творчестве. В картинах этого живописца человек неотделим от окружающей его производственной среды. Он – единое целое со стихией огня и металла в красочной симфонии цвета, пластических ритмов и объемов…
«Его картины, суровые и цельные, каким и он был сам, – лучшие картины об Урале и его людях, настоящий памятник уходящему поколению наших отцов», – очень точно охарактеризовал творчество Коваленко его ученик, Максим Каёткин.
«Хочу, чтобы правда времени была
в моих работах. Сделает художник работу –
и частицу души теряет. Я – за такое искусство…»
Т.Е. Коваленко
…Впечатляющий успех живописца, человека из глубокой, если не глухой, российской провинции. В роду были только крестьяне. И сам начинал свою жизнь с крестьянской работы. Затем выучился на шофера. Водил фуры с грузами по дорогам бескрайней Сибири и Дальнего Востока. И он смог добиться высокого художественного признания!!! Что двигало его в иные сферы, сферы искусства и творчества? Ответы на эти вопросы сохранившиеся записи не дают, фотографий, отразивших творческий путь, – нет.
Т.Е. Коваленко. За работой. 1970-е гг.
Открыть «шестое чувство», рождение художественного образа:
Из скупых строчек автобиографии узнаем: «Родился 28 февраля 1930г. в деревне Бекташ Каминского совхоза Куйбышевского района Новосибирской области в семье крестьянина. Отец Егор Емельянович, мать Наталья Николаевна. Братья – Федор, Григорий. Сестры – Мария, Анисья. 1930 – 1948 – жил, учился, работал в деревне. В 1948г. награжден правительственной медалью «За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.». В 1949г. переехал в районный город Куйбышев, поступил на курсы шоферов. До 1950г. работал шофером при местной автороте. 1950 – 1953 гг. – служба в Советской Армии в отдельном автомобильном батальоне гг. Красноярска, Комсомольска-на-Амуре, Сов. Гавани и др. После службы в Армии переехал на постоянное место жительства в г.Куйбышев Новосибирской области. В 1953 – 1956 гг. работал при механическом заводе шофером, токарем, штамповщиком. В это время учился в вечерней школе.
Деревня Бекташ. 1960-е гг.
Деревня Бекташ. 1958г.
Осень. 1976г.
Осень в Барабинской степи. 1991г.
1956 – 1961 – годы учебы в художественном училище в Нижнем Тагиле. Окончил живописное отделение. В 1961 – 1967 гг. преподавал в художественном училище рисунок, живопись, композицию». А далее по возрастающей творческих достижений: «С 1964 – участие на всех городских, областных, зональных художественных выставках, с 1967 – участие в республиканских выставках; 1965 – 1967 гг. – вступление в Союз художников СССР».
В 1967г. работал в Нижнетагильском художественном фонде, в 1969-м переехал на постоянное место жительства в Пермь.
Ответов на вопросы, что происходило в душе художника, как он постигал изобразительное искусство, нет. И как смог без подготовки в 28 лет поступить в Нижнетагильское художественное училище, да еще на живописное отделение, или как-то нашел возможность подготовиться?
Огромное поле для домыслов, предположений… И может быть, человек, пославший запрос в журнал «Уральский следопыт» – «Тот ли это Тимка, с которым мы соревновались в выпусках стенгазет?» – проливает свет на факт, что у Тимофея Егоровича талант вызревал с детства… Чем были заполнены годы с 1949 по 1956-й (учеба в вечерней школе, работа шофером, затем токарем, штамповщиком)? Как можно было в те годы поступить в художественное училище без элементарной подготовки, умения рисовать с гипсов и пр. Загадка остается… Видимо, тайная страсть к искусству, к живописи жила в его душе. Как говорят, талант – он или есть, или – его нет. Обстоятельства и желание выразить себя в искусстве привели Коваленко в художественное училище Нижнего Тагила.
Т.Е. Коваленко – шофер дальних маршрутов. 1951г.
На родине. Пашня. Барабинская степь. 1972г.
На персональной выставке.
Встреча с героями своих картин. 1980-е гг.
У картины «Ремонтники». 1980-е гг.
В мастерской. Портрет в портрет. 1900-е гг.
Далее о Коваленко-художнике узнаем уже по выставкам городским, региональным, республиканским, Всесоюзным, в которых экспонировались его работы о людях труда. Критика отмечала работы этих лет: «Плотник», «Сталевар у пульта», «Человек и металл», «Индустриальный накал» и другие.
Приехав в Нижний Тагил, поступив и окончив художественное училище, живописец познакомился с коллегами по искусству, и, конечно же, его не мог не покорить индустриальный город, город заводов, горячих производств, город промышленного труда. Именно здесь, в сердце металлургического Урала, рождались темы и человеческие характеры людей огненных профессий, образы рабочих индустрии. Пройдя и сам многолетнюю школу трудовых будней, Т.Е. Коваленко, «перепробовав» многие рабочие профессии, убедился в том, что только трудом, преобразующим и созидающим, жива страна и человек в ней.
Темы его творчества, как говорили тогда, – официально поддерживаемые, «проходные», – прямой путь на престижные Всесоюзные и Всероссийские выставки. Но проходная тема для Т.Е. Коваленко была выстрадана его собственной жизнью, детством и юностью в далекой сибирской глубинке, где для выживания испокон веков было необходимо постоянно трудиться, и где сложились его понятия о жизненных ценностях. Окружение, впечатления юности, «желание показать тех, на которых мир держится», – по словам художника, – и жизнь в индустриальном Тагиле привели его к главным сюжетам и темам его искусства.
К этой линии творчества привел Коваленко и его собственный жизненный опыт, и общая направленность искусства второй половины ХХв., эпохи социализма. Творчество Т.Е. Коваленко – это его жизнь, его мысли, представления о человеке, выраженные в красках.
Переехав в Пермь, в уральский трудовой город, живописец продолжал развивать найденные темы картин. Находил новые сюжеты, которые открывала жизнь. Какие-то жизненные коллизии вызволяли из глубин памяти пережитое автором и давали импульс новым картинам. Живописец «болел» идеями, которые волновали художническую среду. Это – будни и трудовые подвиги интересных людей разных профессий, встреченных автором. Коваленко волновали темы побед и трагедий Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., экологии, российской истории… Это – гражданская война, образы революционеров и ее герои. Направленность своих художественных поисков живописец Коваленко определял так: «Хочу, чтоб правда времени была в моих работах». «Правда времени» была критерием творчества многих художников советской эпохи. Именно тогда искусство и жизнь были близки, как ни до, ни после этого времени. Художники писали о современности, но не в бытовом, а бытийном смысле. Мастеров 1960 – 1980-х гг. привлекали личности и люди, чем-то проявившие себя. В центре искусства был человек преодолевающий, человек социальный, приподнявший себя над обыденностью. Романтизм? Романтика? Или таким и должен быть человек разумный, трудящийся, стремившийся приподняться над «болотом повседневности». Художники давали человеку некую жизненную перспективу. Картины Т.Е. Коваленко узнаваемы в общем потоке искусства той эпохи, в том числе и пермского, придавая региональному искусству особую остроту и подчеркивая особенность промышленного региона.
В 2020-х гг., когда ушло из жизни многое, чем жила прошлая эпоха, а из искусства ушел образ человека созидающего, картины живописца воспринимаются как памятник целому поколению. По его произведениям можно понимать, изучать духовную жизнь эпохи социализма 1960 – 1990-х гг.
Человек и металл. 1967г.
В едином порыве. 1979г.
Утро. 1972г.
Эстафета поколений. 1974 – 1975 гг.
С трудовой победой. 1974 – 1975 гг.
Разговор после смены. 1982г.
Индустриальный пейзаж.
Первая домна Тагила. 1968г.
..Жизнь художника, как правило, не богата внешними событиями. Важнейшие для живописца события (эксперименты с формой и цветом, поиски идей и адекватного их воплощения…) разворачиваются в стенах мастерской и душе, закрытых для посторонних…
Трудно обозначить конкретно истоки влияний на творчество Тимофея Егоровича Коваленко. Он поступил в художественное училище в том возрасте, в котором молодые люди уже его заканчивали. Поэтому приходилось, как он сам вспоминал, «упорно и яростно заниматься, много писать, наверстывая упущенное». Добрым словом отзывался живописец о своих учителях – Геннадии Никитиче Крапивине, Вадиме Григорьевиче Шавырине, которые привили вкус и любовь к живописи. Настоящее понимание ее пришло вместе с увлечением творчеством В.А. Серова, А.Е. Архипова, позднее – П.П. Кончаловского, А.В. Куприна. Но он сам выработал свой авторский почерк. В самом начале творческого пути он много писал с натуры. Затем, вырастая как художник, все большее значение придавал мысли, идее, которую пытался воплотить в художественных образах. Для каждого полотна находил выразительные средства – колористику, ритмы форм, объемов и линий. Может быть, потому так трудно сформулировать композиционные приемы его картин, что для выражения мысли находил самое точное и новое решение. Единственно, что свойственно всем его полотнам, будь то картины, натюрморты или портреты – плотная заполненность композиций предметными формами и цветовыми объемами. В картинном пространстве тесно. Но при густом заполнении в его композициях чувствуется, что это часть огромного мира. Его работы, будь то картина, пейзаж или портрет, не замкнуты. Кажется, их можно продолжать вправо, влево. Возможно, живописный стиль художника сочетает веяния времени – обращение к другим искусствам: композиция укрупненного кинокадра, идущая от кино, монументализм образов, свойственный отечественному монументально-декоративному искусству во времена, когда типовые проекты Домов и Дворцов культуры нуждались в эстетическом оживлении и мексиканский монументализм русских остовцев (ОСТ – Общество художников-станковистов, 1920-е гг.), их продолжателей в 1960 – 1980-х гг.
Картины Т.Е. Коваленко узнаваемы по темному колориту. Краски его картин – земные, тяжелые – коричневые, черные, золотисто-коричневые, оживленные всполохами кармина. «И черный цвет быть может светом», – писал о колорите его картин поэт и друг художника А.В. Старовойтов.
Как правило, источника света – нет, но живописец находит такое решение цвета, сопоставляя и усложняя его, что краски светятся изнутри. Автор любит подчеркнуть колористические особенности героя всплесками цвета и света. Каждая краска, преломленная в цвет или ставшая цветом, содержит накал эмоций. Мерцающий колорит (колорит цветовая композиция произведения) превращает холсты живописца в красивейшее творение. Эмоциональный заряд тем сильнее, чем драматичнее тема картины. И тоже неважно, картина это или пейзаж. Эмоциональный накал красок – мощное свидетельство колористического дара живописца. Возможно, это – самая сильная сторона его живописи. Эмоциональный настрой его работ не оставляет равнодушным зрителя. Накал колорита поддерживает фактурная энергетика произведений: энергичный удар кисти, который, кажется, хранит тот настрой, те эмоции, ту стремительность, энергетику, с которыми работал художник.
Главной задачей творчества мастера советской эпохи считали создание картины. О своем методе работы над картиной Тимофей Егорович рассказывал: «В натюрмортах и пейзажных этюдах искал, как краску преломить в цвет. В картине это сложно делать. Экспериментами в картине заниматься не люблю. Там другие задачи. Поэтому пишу параллельно картину и обязательно натюрморт или пейзажный этюд. Это для меня как разбег перед тем, как войти в глубокую реку. Но осознание себя как художника наступает тогда, когда работаешь над картиной. В картину входит все: и пейзаж, и натюрморт, и портрет. Здесь чувство, настроение, мысль художника».
Еще в Нижнем Тагиле художник начал работу над огромным квадратным полотном «Кузнец первых пятилеток» (размер 2х2 м).
Кузнец. Набросок к картине «Кузнец первых пятилеток».
1969г.
Кузнец первых пятилеток. Рисунок к картине.
1969г.
Кузнец первых пятилеток. 1969г.
Картина стояла в пермской мастерской не меньше 10 лет. Живописец, не удовлетворенный сделанным, что-то постоянно переписывал. Он хотел «довести» это полотно, придавал ему большое значение. Идея родилась в цехах металлургического комбината, и непосредственность впечатлений соединилась с представлением художника о смысле и значении трудящегося человека. По рисункам и наброскам можно проследить рождение образа – от беглого наброска с натуры до символического обобщенного образа Труда, который вырастал до космических размеров.
В квадрат холста во все поле картины была вписана огромная мужская фигура. В мощных руках, подобных молоту, – огромный молот. Фоном служили контуры работающих механизмов, дым, трубы. Но главенство было за Человеком. Он – создатель всей индустриальной мощи. Кажется, встань он во весь исполинский рост, и ему, Прометею, кузнецу человеческого счастья, станет тесно не только на холсте, но и в стенах здания. Устойчивость композиции, массивность форм должны были выразить вселенские масштабы развивающейся индустрии. Но главное – Человек как обобщающий символ труда.
Желание показать мощь непознанных сил и возможностей человека привело художника скорее не к образному воплощению мысли, а к огромному по размерам холсту и огромному Герою. И хотя в этом было что-то богатырское, стихийное, все поправки не устраивали художника, и он, к сожалению, уничтожил картину. Но сама мысль – соотнести человека и масштабы его деятельности – всегда волновала художника.
С 1967г., несколько лет, художник работал над пейзажем «Индустриальный накал».
Индустриальный накал. 1967г.
Обобщенный смысл картины – в самом названии. Современный размах ТРУДА и вековая сила Урала как бы слились в представлении художника. Грандиозность индустрии художник передает внутренним напряжением цвета и формы. Мощь и размах работающих цехов, кажется, издают мощный гул и подавляют. Рядом с огромными плавильными печами, которые написаны тяжелыми черно-коричневыми красками, – небольшие фигурки рабочих. Определенного источника света в картине нет. Художник добивается свечения цвета изнутри в результате взаимодействия с другими красками, выявляя этим приемом силу цвета.
Пожалуй, в единственной на эту тему картине нет ни тени романтики, нет противопоставления в пользу человека. Мы видим лишь подавляющие черно-коричневые, с редкими всполохами красных красок, работающие печи, написанные широкой экспрессивной кистью, и копошащиеся людские фигурки. Тимофей Егорович даже сокрушался, почему на выставки проходят такого рода картины, когда человек подавлен делом своих рук, как в его полотне: маленькие фигурки людей и давящий живописный гул индустриальных громад. На их фоне человек выглядит маленькой «букашкой». Никакого «воспевания» и романтики работы. Тяжелый изнурительный труд индустриальных рабочих. Но правда в том, что проблемы экологии сегодня более актуальны. И картина получает другое звучание, другой смысл…
В творчестве Коваленко тема ТРУДА индустриальных рабочих была многомерна. Современные тому времени типажи («Человек и металл», «Сталевар у пульта», «Автопортрет со сталеваром»), общий трудовой подъем («В едином порыве», «Выход из шахты», «Эстафета поколений»), отдых («После смены», «Утро») и другие сюжеты и темы, разрабатываемые художником, отражают некоторые формы общественного сознания социалистической эпохи, включающие большой спектр социальных и идеологических стратегий.
Первое впечатление от его работ захватывают энергией кисти, живописной экспрессией...
Пейзаж с сухим деревом. 1983г.
…Его пейзажи написаны по воображению и замыслу, в зрелые годы – без натуры. В картине «Пейзаж с сухим деревом» видим бесконечные песочные холмы, пустые пространства, реку, увалы и сухое дерево. Это своего рода – знаковая картина. В самом названии «Пейзаж с сухим деревом» заложен драматический конфликт. Пейзаж – символ вечной жизни природы, и сухое дерево как ее антипод – символ небытия. Перед лицом современных экологических проблем картина воспринимается как пейзаж-предупреждение.
Творчество Т.Е. Коваленко опиралось на сложившееся в советской живописи понимание задач и роли искусства. Живописец и колорист, своими картинами он привлекал внимание к наиболее сложным и злободневным проблемам современности.
Художник воплотил в своем творчестве представления о современном труде в образах его времени, а также понимание истории страны, что прошла и через собственную судьбу и судьбу его семьи.
Творчество Т.Е. Коваленко многомерно и многогранно. Знакомо зрителям, любителям искусства по выставкам, публикациям. Персональных выставок в Перми прошло две в 1984г. и 2000-м. В 2014г. – выставка «Линия Тимофея», организованная его учениками. Но немногие посетители его мастерской знали «другого художника», были невольными свидетелями его художнических поисков и экспериментов: эскизы, запечатлевшие в рисунках или небольших живописных этюдах мелькнувшие мысли, возможно, выливавшиеся позднее в законченные картины, это портреты близких или заинтересовавших его людей, автопортреты разных лет. Это произведения, часто ставившие журналистов в тупик, вызывавшие интерес у профессионалов. Выстроенные в определенный ряд, некоторые группы рисунков и этюдов наглядно демонстрируют развитие тем и сюжетов от первой мысли до образного воплощения. Иными словами – «кухню живописного мастерства», мучительный путь воплощения «правды времени», «художнической» и живописной.
В 1990-е гг., когда из искусства стали «выпадать» темы и сюжеты общественного звучания, Т.Е. Коваленко становится учителем живописного отделения в образованном в Перми Уральском филиале Академии живописи, скульптуры и архитектуры. У Тимофея Егоровича осталось много благодарных учеников, потому что он, по словам теперь уже тоже преподавателя Академии М. Нурулина, «учил тому, что волновало его на протяжении жизни, – поиск неизведанных глубин души человека, учил постоянному труду без намека на фальшь и бытовщину, где нет места заигрыванию с властью и собственной совестью».
В последние годы жизни, будучи не очень здоровым человеком, как «последний из могикан» обращался к пророческим темам и образам. Не случайно одна из неоконченных картин, над которой он работал несколько лет, посвящена Михаилу Врубелю – художнику-пророку, предтече искусства ХХ в.
Творческое наследие Т.Е. Коваленко разбросано в настоящее время по разным музейным и частным коллекциям. Незаконченные этюды и эскизы, рисунки остались в мастерской, некоторые переданы в г.Куйбышев Новосибирской области на родину художника, и хранятся в нашем Музейном комплексе.
В творчестве Тимофея Егоровича Коваленко отразились жизнь, духовные искания и самого художника, и его героев, простых тружеников. Мир картин Коваленко – человек-созидатель и его деятельность; мир творца – постоянная неудовлетворенность сделанным, поиск истины, смысла жизни и творчества. Художника всегда привлекали те проблемы, которые он считал важными, созвучными времени. В этом он – продолжатель классических традиций русского искусства с его учительскими и нравственными идеями.
Дорогами войны: палитра мужества. История и современность:
Т.Е. Коваленко не был участником Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., но ее след остался в судьбе художника так же, как в судьбе тысяч его сверстников.
Память детских и юношеских лет, памятные годы собственной шоферской практики, а также отечественное искусство, постоянно обращавшееся к событиям военных лет, помогли в создании картины «По дорогам войны».
По дорогам войны. 1978г.
Погрудное изображение человека, кажется, слившегося с управляемой им машиной, В просветах окна – земля, развороченная взрывами. Художник создает жесткий образ человека войны, убедительный образ тревожных и трудных фронтовых будней. Сурово сосредоточено лицо, выразительны руки шофера, крепко держащие баранку руля. Автор нашел интересный ракурс, в котором «снят» герой картины – солдат-шофер. Композиционный прием – укрупненный кинокадр. Автор максимально приближает героя картины к зрителю, создает убедительный и выразительный обобщенный образ шофера Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Одна из лучших его картин на тему войны и победы – полотно «В день девятого мая».
В день девятого мая. 1975г.
Это произведение, по словам художника, – память о времени, размышления человека семидесятых годов о трагедии и героизме сороковых. «Когда писал картину, вспоминал деревню, где прошло мое детство, своих односельчан, их судьбы, отношение друг к другу». На глазах будущего художника возвращались с войны солдаты. Он видел и радости, и страдания родных и близких. На эти воспоминания накладывались мысли о людских судьбах тех, с кем сводила судьба, когда ближе знакомился и проникался переживаниями своих заводских героев Мотовилихи. В одном из интервью корреспонденту газеты «Мотовилихинский рабочий» (29 декабря 1976г.) художник делился своими мыслями: «Рабочая Мотовилиха настолько увлекла меня, что я теперь и не представляю здесь, в Перми, себя без нее. Все мои лучшие полотна написаны здесь, в Перми, на мотовилихинском материале. А значит, и своими успехами в творчестве я обязан, прежде всего, ей, рабочей Мотовилихе. В одной из последних моих работ «В день девятого мая» действие происходит не у знойной мартеновской печи, но писал я эту картину также с мыслями и о людях Мотовилихи. Это они послужили мне основой ее сюжета».
В центре картины «В день девятого мая» группу собравшихся людей объединяет праздничный стол. Он – ведущий композиционный и смысловой центр картины. О каждом герое полотна можно говорить как о живом человеке. За каждым из них просматривается судьба, настолько правдиво и образно раскрыты характеры. В них – размышление художника о судьбе страны и судьбах людей. Здесь люди разных поколений: участники войны, вынесшие на своих плечах ее тяготы, старуха, мудрая прожитыми годами, юноша, не видевший воины, младенец с яблоком в руках. «Праздник со слезами на глазах», и в этом сопоставлении художник не одинок. Автор плотно заполняет фигурами пространство холста и, укрупняя план, приближает, насколько композиционно возможно, к зрителю. Смысл этого кинематографического приема можно прочесть так: жизнь «сжала», свела людей разных возрастов, объединила их нераздельностью судеб, связанных с историей страны. Картина построена так, что все композиционные линии и цветовые акценты ведут к паре пожилых людей, сидящих во главе торжественного застолья, – женщине и слепому мужчине. В первоначальном варианте глаза его закрывала черная повязка, затем художник отказался от этой детали, чтобы не нагнетать трагедии. Множество набросков и рисунков, эскизов к этой картине говорят о длительных поисках композиционного и смыслового решения. Память о прошлом, о травмах и ранах – в образе инвалида, сидящего спиной к зрителю. Его горестная поза ненавязчиво, но красноречиво напоминает о непоправимом горе, которое принесла война. Общий колорит картины основывается на отношениях глубоких черно-зеленых тонов, созвучных покою и трагической тишине этой даты праздника Победы и дня Памяти погибших. Всплески красного, вливаясь в общую цветовую гамму, вносят в образный строй картины ноту тревоги и вместе с тем торжественности. Самое светлое пятно в картине, самое светоносное – малыш, образ надежды на мир и покой грядущих лет.
В картине воплотились особенности живописной манеры художника. Как и в большинстве его работ, глубина пространства невелика. Свое творческое «кредо» Т.Е. Коваленко объясняет так: «Не хочу оптического обмана… Природу не повторишь, она в постоянном движении. Поэтому не делаю «прорыва» картинной плоскости пространственной глубиной… Нужно заставить зрителя рассматривать картинную плоскость, чтобы он не думал при этом о сравнении с натурой». Не акцентируя трехмерности пространства и объемности предметов, художник стремится к органической связи изображения с плоскостью холста, создает живописную среду, в которой живут его герои. Уютную законченность картине придает дремлющая кошка на первом плане, «намывающая» гостей.
Вождь. Портрет В.И. Ленина. 1987г.
Провозглашение советской власти в Прикамье. 1989г.
Июль 1918г. 1989г.
Картин на чисто исторические темы Т.Е. Коваленко не писал, но интерес к историческим фактам России у художника всегда был. Историю и современность оценивал с точки зрения своих представлений, прочитанного, просмотренного, ярких кинообразов. Некоторые картины об историческом пути России были навеяны современными событиями. Так, образы революционеров – Ленина, Дзержинского – привлекали силой личности. Об этом говорят картины о революции, Ленине, Дзержинском. Большая часть этих работ осталась в набросках и эскизах.
Время скорби и печали. 1991г.
Современные события, «лихие» 1990-е, разрушение страны для художника были «Временем скорби и печали». Так он назвал и одно из своих произведений этих лет. Опять объединяет собравшихся – композиционно и смыслово – обеденный стол. Опять собрались «его» герои: старик-фронтовик, горюющая женщина, пустая сковорода – намек на голодное для многих время, и молодая женщина с младенцем. Он – светлое и светоносное пятно как символ жизни и надежды.
Врубель. Рисунок к картине. 1999г.
В последние годы Тимофей Егорович обращался к темам пророческим. Для него таким художником-пророком был М. Врубель. Картина «Михаил Врубель» была показана на персональной выставке художника в 2001 г., потом это полотно, как и многие другие свои неудавшиеся (на его взгляд) картины, уничтожил.
Портрет отца. 1960г.
Портрет художника В.И. Дудина. 1970г.
Портрет Почетного металлурга,
Героя Социалистического Труда А.И. Мишланова. 1979г.
Мужик с рыжей бородой
(Из мест не столь отдаленных).
1987г.
Девушка с крестиком. 1990г.
Вглядываясь в лица современников:
Картины Т.Е. Коваленко трудно, почти невозможно разложить по жанрам изобразительного искусства. В его произведениях часто совмещаются история и современность, портрет, пейзаж, жанр. Интересные люди всегда привлекали и привлекают художников. Коваленко писал портрет своего друга, поэта А. Старовойтова, портрет писателя Л. Давыдычева, семейный портрет Морозовых. Портреты Коваленко объединяет стремление увидеть и понять человека. Художник освобождает своих героев от мелочей быта, акцентирует внимание на их нравственной красоте и силе духа, показывая человеческую индивидуальность как явление. Колорит служит камертоном образного решения портретной характеристики.
Но Т.Е. Коваленко – нечасто обращается к портрету как к отдельному жанру. Он мыслит системно. Поэтому очень часто, работая над тематической картиной, пишет и портреты людей, каким-то образом причастные к исследуемой теме.
Другой смысл портретного творчества открывают автопортреты художника. Он – самый известный и неизвестный для себя, самый современный современник. Автопортреты – это исповедь, мучительные диалоги с самим собой. Познание себя, без украшательства и прикрас. Известно более семи автопортретов и ряд набросков и рисунков. Написанные в разные годы, автопортреты в то же время являют вехи жизни художника. В них запечатленным осталось время – личное, время искусства, время стилевых предпочтений. Общее в них – откровенный и острый разговор с собой, может быть, самоанализ.
Автопортреты Т.Е. Коваленко – беспристрастные диалоги с собой, без любования собой, украшательства, без ярких красок. В них – органическая серьезность, жизненное служение, бесконечная преданность искусству.
Мостик. 1958г.
Ранняя зелень. 1986г.
Мартовский денек. 1968г.
Лесовырубка. 1958г.
Старый двор. 1963г.
Старые тополя. 1971г.
Природу не повторишь…:
Интерес к природе у художника постоянный. Он писал в разные годы множество пейзажей. В одних, как и в натюрмортах, очевидные поиски наибольшей выразительности живописного языка, в других пейзажах – выплеск эмоционального состояния.
Художник постоянно размышлял о творчестве и его природе. Работая с натуры, Т.Е. Коваленко пришел к выводу, что изучать природу необходимо, но сравниться с ней невозможно, так как она не замирает ни на минуту, меняется в каждое мгновение, и ее повторить досконально невозможно. Художник должен верить своей душе, своим ощущениям… «Нам положено открыть «шестое чувство», так встрепенуть душу, чтобы что-то познать для себя».
Этап письма с натуры быстро закончился. Коваленко не был «чистым» пейзажистом. Его пейзажные работы – это сложные, иногда символические высказывания о смысле жизни, о понимании природы, экологии, иногда – живописный эксперимент. Их следует подразделить на несколько видов: натурные или близкие к натуре работы; пейзажи-предупреждения, или пейзажи-размышления; пейзажи-воспоминания.
Натюрморт. Дыни. 1975г.
Натюрморт с чайником. 1981г.
Натюрморт с темной полосой. 1988г.
Натюрморт. Маки.2003г.
То же самое можно сказать о работе с натюрмортами. В них – тоже натура, природные формы. Некоторые из них – законченные произведения, со своим замыслом, композиционным и цветовым. Другие представляют своеобразный художественный эксперимент. И в натюрмортах и пейзажах, над которыми работал одновременно с картиной, искал наиболее выразительные возможности цвета, экспрессию, динамику и ритмику форм и линий, так как в картине такой поиск неуместен.
Церковь. 1975г.
Осенний пейзаж. 1980-е гг.
Ранняя зелень. 1986г.
Оттепель. 1980г.
Т.Е. Коваленко с женой.
Т.Е. Коваленко. Перед выставкой. 1983г.
Т.Е. Коваленко. В раздумье. 1980-е гг.
В последние годы, будучи не очень здоровым, Т.Е. Коваленко, думая о родных местах, Барабинской степи, писал небольшие пейзажи, – для себя. Пейзажи-воспоминания. М. Нурулин, художник, ученик Т.Е. Коваленко, имел возможность сравнить поздние картины художника и «живую натуру». Он вспоминал:
«Случалось видеть, как Тимофей Егорович работал в мастерской. Красочное пространство работы в каждый новый сеанс обновлялось и перестраивалось, слои наносились и убирались, формируя многомерность цветового пространства. Складывалось ощущение, что материальная тяжесть и осязаемость красок трансформируются и концентрируются в энергию духа. Тогда забываешь о присутствии картинной плоскости. К тому времени многое уже было художником пройдено, исполнено, пережито в искусстве. Но он не уставал «беспокоить» свою душу, несмотря на физическую изможденность. Пронзительные воспоминания о далеком сибирском детстве все острее ощущаются в поздних, почти бессюжетных абстрактных пейзажах. И выбор мотива уже не важен, и становится лишь способом передачи глубинных высказываний и переживаний. Как правило, это камерные работы. На них скорее обозначены, чем нарисованы два-три тоненьких, как нить, дерева у воды на мерцающем серебристом фоне. Сильнейшие эмоции мне довелось пережить позднее. Проезжая родные места Тимофея, я вдруг увидел и ощутил всю узнаваемость того, что однажды видел в его работах. Непостижимым образом открылось то, что раньше было скрыто. Мир художника может позволить верить в себя не меньше иной реальности…».
Тимофей Егорович Коваленко умер в 2008г. в г.Куйбышеве Новосибирской области, похоронен на городском кладбище.
Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела