anketa

god semi logo

derevnia

shnaider2

iul2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Июль, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

gos katakog

Межрегиональная акция «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин»

MEROPRIATIE

Ну, публика!

  В мае 2024г. Музейный комплекс города Куйбышева Новосибирской области уже традиционно присоединился к межрегиональной акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин – 2024» Ассоциации «Сибирский тракт».
  Город Куйбышев входит в Ассоциацию межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» с 2014г. Этот проект в настоящее время реализуется в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Бурятия, а также в Красноярском и Забайкальском краях.
  Ежегодно в рамках Ассоциации межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» проходит акция «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин». Это последовательность мероприятий в сибирских городах, размещенных на пути следования писателя.

1

  В 1890г. А.П. Чехов решил поехать на Остров Сахалин (Дальний Восток), для того, чтобы привлечь внимание общественности к ужасам сахалинской каторги. Эта поездка по тем временам была настоящим подвигом. Это был путь от Москвы до Урала, от Урала через Сибирь до Тихого океана. Он проехал через всю Россию, будучи больным (к тому времени у него начиналась неизлечимая болезнь – туберкулез). В дороге он провел два месяца. Ему пришлось преодолеть много трудностей, но он не отступил, не повернул назад. И у него еще хватало сил, бодрости и хорошего настроения шутливо описывать свои дорожные приключения в письмах домой.

2

  За три месяца пребывания на Сахалине А.П. Чехов проделал труд, посильный лишь большому научному коллективу: собрал большое количество сведений географического, этнографического и статистического характера, дал полный анализ состояния медицинской помощи жителям острова. Итогом его экспедиции стала книга «Остров Сахалин» – это фундаментальный труд на 340 страницах.
  Имя А.П. Чехова связано с историей нашего города. В 1890г. писатель в 20-х числах мая проезжал через г.Каинск (ныне г.Куйбышев Новосибирской области). Однако, приезд известного на тот момент писателя в г. Каинск остался незамеченным. Лишь устные воспоминания старожилов, передаваемые из поколения в поколение, сохранили этот факт…
  Занимая выгодное географическое положение, находясь как бы на середине огромной территории Западной Сибири, Каинск в конце XIXв. получил благотворное развитие. В конце XIXв. выделяются торговые фирмы: «Волковы – мануфактурная, галантерейная торговля. Ерофеевы – торговый дом, винокуренные и пивоваренные заводы, крупчатая паровая мельница, торговля мануфактурным товаром. Шкроева – мануфактурная, галантерейная, виноторговля, винокуренный завод. Мощинский – мануфактурная, галантерейная, салотопня. Митрохин – кожевенный, салотопенный и мыловаренный заводы»…
  Очевидно, А.П. Чехов заехал в г.Каинск с ул.Большая (д.Машнина) по переправе через р.Омь на ул. Московская.

3

  Улицы Большая (ныне ул. Войкова) и Московская (ныне ул. Краскома) – это часть Московско – Сибирского тракта.
  Внешний вид Каинска был характерен для купеческих провинциальных городов. К концу XIX в. в основном сложился архитектурный облик центральной части города, где на фоне одноэтажной деревянной застройки выделялись купеческие дома. На пересечении двух главных улиц по тракту находился Спасский Собор, расположенный на Соборной площади. Окраины сохранили прежний облик. Вокруг центральной площади поквартально размещались деревянные дома жителей, которые правильно разрезались восемью улицами, главной из которых была Притрактовая (Московская). Улицы не освещались, по ним бродил скот, но убирались они только при проезде начальства…

4   5

6   7

8   9

10   11

Каинск. Кон. ХIХ – нач. ХХв.
(фотографии из фондов Музейного комплекса г.Куйбышева НСО)

  Официальная версия: Гостиница «Лондон» Лившица в г. Каинске, где А.П. Чехов останавливался в период путешествия 1890 г. по Сибири на Сахалин: Это один из наиболее старых каменных домов города, выполненный в традициях русской архитектуры конца XVIII – начала XIX вв. – важное звено в историческом наследии бывшего купеческого Каинска. Оригинален деревянный фриз, венчающий кирпичные стены.
  Доходный дом принадлежал семье Лившиц, предназначался для отдыха многочисленных проезжающих по Московско-Сибирскому тракту.
  Одноэтажное каменное здание, расположенное в центральной части города, является составной частью ансамбля исторической улицы Краскома (б. Московской), главным северным фасадом выходит на красную линию застройки. Деревянное ограждение и ворота, существовавшие изначально, утрачены. Сохранилась существовавшая изначально планировка дома.

12

  Иная версия: Первое упоминание в Сибирских торгово-промышленных календарях о гостиничных номерах С.Я.Лившиц относится к 1912г.
  Существует версия, по которой А.П.Чехов, проезжая через Каинск, останавливался не в гостинице «Лондон», принадлежавшей С.Я. Лившиц, а по сведениям краеведов г.Куйбышева, примерно в это же время каинский мещанин Наум Исаевич Лондон содержал в Каинске номера для проезжающих.
  Именно в этих номерах мог остановиться А.П. Чехов. В 70–ые годы XXв. очевидцы, оставившие воспоминания в краеведческом музее, были свидетелями четкого обозначения на лестнице процарапанных букв «А.П.» (предположительно – Антон Павлович), но в те годы это воспоминание серьезно не рассматривалось краеведами города.
  В настоящее время, сравнивая документы («Сибирский торгово-промышленный календарь за 1912г.») и воспоминания, можно сделать вывод, что предположительно А.П. Чехов останавливался в номерах Н.И. Лондона на ул. Московской.

13

  В Музейном комплексе г. Куйбышева Новосибирской области в рамках межрегиональной акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин – 2024» Ассоциации «Сибирский тракт» поставлен спектакль «Театральная комедия-квест «Ну, публика!!!» по рассказам А.П. Чехова на ул.ул. Московская и Думская и Соборной пл. в Каинске».
  Нынешний спектакль (как и впрочем – всегда) – это коллективное творчество актеров и художественного руководителя, то есть студентов Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета из Театрального объединения «Балаганчик» и преподавателя университета Ирины Николаевны Кожевниковой  в рамках музейного научно-просветительного проекта «Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако».
  Важной особенностью этого спектакля является то, что «театральная игра проходит в «интерьере» исторического города Куйбышева, в прошлом Каинска, то есть, именно «здесь и сейчас в Каинске» на глазах у зрителей!!! От этого обстоятельства возникает чувство реальности происходящих событий!!!
  Театральная комедия-квест «Ну, публика!!!», объединив 11 пьес А.П. Чехова, «слилась в одно оркестровое звучание», то есть при сквозном действии показана важность судеб всех героев! Актеры театра «по-особому» изобразили характеры чеховских героев – через монологи и переживания противоречий жизни, когда через «случайно» произнесенные реплики персонажей мы догадываемся о том, что происходит в их душах…
  А главным в спектакле было «реальное» присутствие Антона Павловича Чехова… ведь и правда!!! – поверишь..,

14   15

16

Евгений Усванов в роли А.П. Чехова

 …а также «было присутствие» автора в каждой сцене, в каждом эпизоде… Его чувства, мысли, отношение к людям и событиям прослеживаются во всем: и в репликах персонажей и в лирических отступлениях…
  Подводя итог, хочется вспомнить письмо А.П. Чехова брату Н.П. Чехову, написанное в марте 1886г., где писатель охарактеризовал воспитанного человека. Эти составляющие, которые давно уже литературоведы договорились называть нравственным кодексом писателя, в общем стали отправной точкой для разговора автора с читателем. Сам писатель с юных лет усилием воли заставлял себя всегда говорить правду, не заискивать перед сильными, не жаловаться на судьбу, выполнять долг. Через все творчество А.П. Чехов проводит мысль, обозначенную в повести «В овраге»: «…Кто трудится, кто терпит, тот и старше». Труд, терпение, следование призванию делают из нас, по Чехову, ЧЕЛОВЕКА, который обязан не предавать свои идеалы, беречь в себе это человеческое начало. И «разговор» наших актеров со зрителем базировался именно на этих гуманистических принципах…

 Спектакль «Ну, публика!!!»
на ул.ул. Московская, Думская и Соборной пл. в Каинске»:

  …Антон Павлович Чехов вошел в мировую литературу не только как прозаик, но и как драматург-новатор, который «реформировав театр», открыл перед ним новые возможности, новые перспективы. Все сюжетные линии произведений Чехова выполняют одинаково важную роль, каждый персонаж служит для раскрытия невысказанного вслух «конфликта». В связи с этим, в литературе появился термин «подтекст» пьесы, которое и было почувствовано и показано в постановке Интерьерным театром «Театр в доме купца И.А. Левако» театральной комедии-квеста «Ну, публика!!!» по рассказам А.П. Чехова на ул. Московская и Думская и Соборной площади в Каинске…
  …В данной постановке в пределах одной сцены, одного действия происходит тесное переплетение элементов трагического и комического, комического и лирического… Антон Павлович не придумывал необыкновенных ситуаций, нарочито обращался к повседневным банальным явлениям, создавал ситуации обыденного существования обычных людей…

 Евгений Евстигнеев «Над книгой Чехова»
(1972)

Тисненый том волнующих рассказов
Прочитан от начала до конца…
Метель свистит, поет и плачет сразу,
Метель доносит звуки бубенца.
Никто об этом больше не расскажет!
Закрой глаза и вновь перед тобой
Знакомые по книгам персонажи
Возникнут зримо длинной чередой.
Пройдут, как тени, через тихий город!
За Софьей Львовной – ведьма, почтальон,
Миллионер – кутила Пятигоров,
И Пришибеев и Хамелеон,
Профессоров усердных вереницы,
Храня и важность, и мундиров честь,
Пройдут со службы рядышком с больницей,
Где страшная палата № 6.
За ними вслед, в мечтах о славной Вере,
Но скупо освещенный поворот,
До глаз укатан Человек в футляре
С сугубой осторожностью пройдет.
А там, где площадь выметена чисто.
При фонарях в вечерней тишине
Увидишь на прогулке беллетриста –
Знакомую бородку и пенсне.
Благодари, встречай его с поклоном,
Ведь многое он людям рассказал…

17

  И так…
  А.П. Чехов «В овраге»:
  Хроника крушения крепкой и зажиточной семьи Григория Петровича Цыбукина, владельца сельской лавки. Его старший сын Анисим, служащий в городской полиции, уходит на каторгу за подделку денег; невестка Григория Аксинья, воюя за наследство, убивает его маленького внука и выгоняет из дому другую невестку – Липу, да и сам старик оказывается отрешен и от семьи, и от дела всей своей жизни. «В овраге» – повесть о разрушении патриархального крестьянского уклада под напором индустриализации – отмечает начало нового периода в творчестве Чехова: здесь нет иронии, а вместо знаменитых чеховских интеллигентов – мужики и фабричные. Позднее персонажей этой и последующих поздних вещей Чехова будут называть «хмурыми людьми»…
  По дороге идут Елизаров и Липа…
  А.П. Чехов «Дачники»:
  Рассказ Антона Павловича Чехова «Дачники» (1885) относится к раннему периоду его творчества и характеризуется юмористической и иронической направленностью.
  «…взад и вперед прогуливалась парочка недавно поженившихся супругов. Он держал ее за талию, а она жалась к нему, и оба были счастливы. Из-за облачных обрывков глядела на них луна… Неподвижный воздух был густо насыщен запахом сирени и черемухи…»
  Творчество Чехова отличается миниатюрностью и выразительностью образов. Ситуации, в которые автор помещает персонажей раскрывают их характер полнее, чем детальное жизнеописание. В рассказе обыгрывается эпизод с внезапным приездом гостей, и дачная идиллия в один миг меняется…
  …«Он и Она». Само название подсказывает, что речь пойдет о взаимоотношениях женщины и мужчины. Рассказ Чехова «Дачники» – это история о супружеской паре, они любят друг друга, им хорошо вместе, они рассуждают о том, как проведут время вместе… Но тут к влюбленным приезжают родственники. Кажется, они не очень-то рады…
  …Из всей палитры чувств победит вежливость, хоть, возможно, и неискренняя. Как всегда поражает психологичность творений Чехова.
  А.П. Чехов «Длинный язык»;
  …Действие рассказа происходит дома у Натальи Михайловны. Она, молодая дамочка, приехавшая утром из Ялты, обедала и, неугомонно треща языком, рассказывала мужу о том, какие прелести в Крыму. Муж, обрадованный, глядел с умилением на ее восторженное лицо, слушал и изредка задавал вопросы…
  А.П. Чехов «Хамелеон»:
  Маленькая собака откусила Хрюкину палец (по словам одного свидетеля, после того, как он сунул в последнего окурок сигареты). Отношение полицейского Очумелова к этому делу и будущей судьбе собаки меняется в зависимости от поступающей информации о том, кто может быть владельцем преступника.
  У героев рассказа «Хамелеон» мало индивидуальных черт. Таким образом А.П. Чехов хотел подчеркнуть типичность образов и поведения героев. Даже название города, в котором происходит описываемое событие, не указано: подобная ситуация могла произойти в любом уголке России.
  Отличительная особенность рассказа – диалоговая форма повествования. О развитии сюжета читатели узнают из беседы главных героев. Художественные детали рассказа позволяют нам дополнить образы персонажей. Например, Очумелов то сбрасывает, то вновь накидывает пальто. Так А.П. Чехов проводит аналогию с поведением Очумелова: он меняет свое мнение в зависимости от обстоятельств так же, как и одежду в зависимости от температуры воздуха. Много могут рассказать о характере героев описания их мимики и жестов: «говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля бровями» (напускная серьезность, замешательство), а когда он узнает, что собака генеральская, то «все лицо его заливается улыбкой умиления» (чинопочитание). Речь Очумелова полна просторечных выражений, угроз и междометий, что может говорить о низком уровне его образованности: «Почему тут? Это ты зачем палец?..», «Я еще доберусь до тебя!»
  А.П. Чехов «Неудача»:
  Антон Павлович – специалист по лаконичным рассказом. Их у Чехова много. А среди них стоит отметить произведение «Неудача» 1886г.
  «Неудача» (как и многие другие чеховские рассказы) является наглядной иллюстрацией к творческим принципам писателя: «Краткость – сестра таланта». Казалось бы, короткий рассказ на пару страниц. Но в нем – целая история, трагическая и комическая одновременно. Рассказ «Неудача» по своему стилю ближе всего к анекдоту: динамичное действие, неожиданная концовка, небольшое количество действующих лиц.
  Пепловы – семья, в которой хотят выдать дочку за учителя. Он признается ей в любви, целует руку. В это время родители выходят с образами. Отказаться от свадьбы уже будет нельзя. Только вот они замечают, что вместо иконы взяли портрет писателя. Учитель сначала растерялся, а потом понял происходящее и сбежал…
  А.П. Чехов «Домашние средства»:
  «…От клопов. Поймай клопа и объясни ему, что растительная пища по количеству содержащихся в ней азотистых веществ и жиров нисколько не уступает животной, и дружески посоветуй ему изменить режим. Если же и последние выводы науки на него не подействуют, то тебе остается только поднять вверх палец и воскликнуть: «Косней же в злодействах, кровопийца!» и отпустить негодяя. Рано или поздно добро восторжествует над злом…
  От блох. Женись. Все твои блохи перейдут на жену, так как известно, что блохи охотнее кушают дам, чем мужчин. Последнее зависит не столько от качеств той или другой крови, сколько от приспособленности женских костюмов к удобнейшему расквартированию насекомых: просторно и вместе с тем уютно.
  От моли. Посади себе в шубу десятка по два тарантулов и скорпионов, отдав каждому из них по отдельному участку.
  От ячменя на глазу. Покажи больному кукиш. Если же субъект, украшенный ячменем, старше тебя чином, то покажи ему кукиш в кармане…
  От начальнического гнева. Возьми начальника, поведи в баню и подставь его голову под холодный душ. Ежели это не поможет, то обними начальника, поцелуй его, прослезись и скажи: «Забудем все, что между нами было!» Если же и это не поможет, то похлопай начальника по животу и скажи: «Эх, дядя, дядя! Нам ли с тобой ссориться!» и проч.
  От супружеской неверности. Возьми неверного супруга и повесь на его лбу вывеску: «Посторонним лицам строжайше воспрещается и проч. ...».
  Какого либо сюжета здесь толком не представлено, собственно как и главных героев, нет здесь и активного развития сюжета, конечно если нет сюжета, то не ожидается и непредсказуемой развязки, но представлен замечательный, юмористический контекст, предложения из статей…
  Для гарантированных приятных эмоций, более чем достаточно и десяти домашних средств, которые нам любезно предоставил в 1885г. Антон Павлович Чехов…
  А.П. Чехов «Человек в футляре»:
  «Человек в футляре» – не просто забавный рассказ, это трагикомедия футлярной жизни, то есть жизнь Беликова – это действительно страшная жизнь, но Чехов описывает это с помощью сатиры, чтобы рассказ не был одногранным – то есть с одной стороны это смешной рассказ, а с другой, Чехов выступает в роли психолога и демонстрирует читателю сложные душевные проблемы героя.
  Почему рассказ назван «Человек в футляре»? На самом деле, в смысле названия нет ничего необычного и его можно воспринимать буквально. Главный герой – Беликов живет в своем «футляре», в котором ему комфортно. Персонажу совершенно не хочется контактировать с внешним миром, поэтому он окружает себя вещами, в которых нет практического смысла: пальто, зонт и галоши сопровождают его даже в знойный день… В этом футляре у него свои правила, свои рамки, жизнь в которых герою вполне нравится. К сожалению, футляр слишком тесен и ограничен, в нем нет ни для кого места, кроме хозяина этого футляра, именно поэтому Беликова ожидает одиночество и ограниченное пространство, которое он сам же создал вокруг себя…
  А.П. Чехов «Толстый и тонкий»:
  На вокзале Николаевской железной дороги встретились два давних друга. Один из них был толстый, а другой – тонкий. Тонкого звали Порфирий – он только что сошел с поезда, выйдя со своей женой Луизой и сыном Нафанаилом. Толстого звали Миша – узнал тонкого и тут же его поприветствовал. Друзья начали разговаривать. Но вскоре, когда тонкий узнал чин, до которого дослужился давний друг, Порфирий стал разговаривать с ним будто снизу вверх... Это расстраивает Мишу и, попрощавшись, Миша уходит…
  А.П. Чехов «От нечего делать»:
  …Николай Андреевич Капитонов, нотариус… Он и не подозревал, что его ожидает в кабинете! Слившиеся в томительно-страстном и продолжительном поцелуе его супруга, Анна Семеновна, и их репетитор Ваня Щупальцев, студент-техник 1-го курса… История, пожалуй, самая анекдотичная… Капитонов вдруг разыгрывает перед неопытным юношей не мужа-ревнивца, а мудрого человека, сострадающего бедному студенту, которого соблазняет бальзаковская дама, тем самым «выигрывает дело»…?!
  А.П. Чехов «Кухарка женится»:
  Занятная бытовая история о замужестве кухарки Пелагеи. Но Чехов показывает все это глазами семилетнего Гриши, поэтому повествование наполнено наивными переживаниями мальчика. Там, где привычный ко всему взгляд взрослого человека не заметит ничего интересного, детские глаза удивляются и все подмечают…
  …А. П. Чехов, как художник тонко чувствующий и понимающий человеческую душу, нередко обращается в своем творчестве к различным проблемам семейного характера. Писатель понимает, что и в частной сфере человеческой жизни встречаются мещанство и пошлость, причем как в низших слоях общества, так и среди других сословий. Он рассматривал и взаимоотношения мужа и жены, и чувства людей, еще только собирающихся вступить в брак…
  А.П. Чехов «Загадочная натура»:
  Дело происходит в купе поезда. На диване полулежит дама и обмахивает себя веером. Напротив девушки сидит губернаторский чиновник. Он изучает девушку и одновременно разговаривает с ней. Дамочка начинает просить Вольдемара рассказать, что он узнал про нее, но чиновник отказывает и просит ее саму рассказать о себе. Девушка рассказывает, что была несчастна, по ее словам она была страдалицей во вкусе Достоевского. Отец ее был умен, но играл в карты и пил, о матери она не рассказывала, упомянув, лишь, что росла в бедности. Рассказчица училась в не очень хорошем институте, и в дальнейшей жизни сама пробивала себе путь. Стараясь улучшить свое положение, девушка нашла себе богатого старика-генерала. Она стала путешествовать, заниматься благотворительностью, но одновременно с этим она страдала в объятиях неприятного ей старика. После его смерти рассказчице досталось небольшое наследство, она сообщает о мечтах встретить любимого, однако сразу же прерывается, сообщая, что на ее пути появился еще один богатый старик. После окончания рассказа чиновник вздыхает…

18

  Это был действительно театральный вечер на ул.ул. Московской (современная улица Краскома), Думская (современная улица Папшева), который удался на «БРАВО»! Такого Чехова мы еще не видели… в городе Куйбышеве (в прошлом Каинск…)! Чехов «захватил» все пространство исторического центра нашего города. Это было впервые!!!

19   20

21

  Муниципальное казенное учреждение культуры города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс» благодарит театральное объединение «Балаганчик» в составе: Усванова Евгения, Ржеуский Данилы, Друговой Марии, Баклагина Владислава, Яблоковой Милены, Николаева Александра, Ивановой Лилии, Черкесовой Галины, Пищенко Снежаны, Прут Кирилла, Мусиенко Романа, Тимошенко Ольги, Жданова Александра, Самойловой Влады и художественного руководителя Ирину Николаевну Кожевникову Куйбышевского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» за активное участие в культурно-образовательном проекте «Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако» в рамках межрегиональной акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин – 2024» межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт».

22

  Желаем участникам театрального объединения «Балаганчик» успехов в творческой и профессиональной деятельности, интересных замыслов и их воплощений, здоровья, благополучия, неиссякаемого оптимизма, чтобы театр был всегда островом счастья в душе каждого из Вас! Пускай впереди ждут яркие, незабываемые премьеры, минуты восторга и ликования!
Надеемся на дальнейшее сотрудничество!

До встречи в театре!

 Подбор материала – Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com