qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

4 ноября – День народного единства, Всероссийская акция «Ночь искусств – 2023»

MEROPRIATIE

С любовью к Родине моей…
К 84-летию со дня рождения поэта В. Балачана

  4 ноября во всех регионах России пройдет традиционная ежегодная Всероссийская акция «Ночь искусств». В этом году ее мероприятия будут приурочены ко Дню народного единства и пройдут под девизом «Россия объединяет». Музеи и театры, выставочные и концертные залы, библиотеки и культурные клубы проведут тематические мероприятия в офлайн- и онлайн-формате.
  Ночь искусств – это масштабный проект, основная задача которого – сделать культуру и искусство доступными для всех, независимо от возраста, социального статуса и культурных предпочтений.

1

  Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно с детства почувствовать личную ответственность ЗА РОДНУЮ ЗЕМЛЮ И ЕЕ БУДУЩЕЕ.
  …Родина… Отчизна…Край родной… Отечество…Родная земля… Родина-мать… Матушка-земля… Родная сторона… Все эти слова отнюдь не исчерпывают полной гаммы чувств, которые вкладываем мы в это святое для каждого человека понятие.
  Трудно назвать писателя или поэта, который не посвятил бы Родине самые искренние, идущие от души строки… Это – одна из вечных тем в отечественной и мировой литературе. Огромен литературный материал, связанный с темой «Родина»…
  В наш современный век без особого труда, воспользовавшись сетью Интернет, можно найти практически любую информацию. Но «ни один Интернет» не расскажет нам историю своей улицы, дома, семьи… надо успеть воспользоваться возможностью общения с живыми хранителями истории. И мы успели!!! Частым гостем Куйбышевского краеведческого музея в 1990 – нач. 2000-х был Владимир Федорович Балачан, член Союза писателей России, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, лауреат конкурса «Мой Пушкин», наш земляк…

2

 В.Ф. Балачан
10.02.1939 – 30.06.2021

  «…Я земли нашей житель простой…»… Поэзии Владимира Федоровича Балачана свойственно умение пристально вглядываться в повседневную жизнь. Он пишет о том, что любит и хорошо знает: о родной сибирской земле, ее людях, очень обыкновенных и негромких в проявлении своего человеческого бытия: жить по совести, трудиться по долгу, любить по чувству…:

Все начинается с любви
К избе, к земле, к Отечеству,
И разговоры меж людьми
О жизни человеческой.
Все начинается с любви,
С любви к жене и женщине:
Дела и помыслы твои –
Бессмертием увенчаны.

  Все стихотворения и поэмы В. Балачана именно об этом. В каждом из них поэт говорит о вещах знакомых, но от этого они не теряют своей значимости… Поля с золотой колосящейся пшеницей, и удивительные по красоте березовые колки… Здесь родился и рос В. Балачан. Не случайно большая часть его поэзии посвящена сельской тематике, жизни простого крестьянского народа… Неповторимый облик поэта связан с его Малой Родиной. Как говорится, все мы родом из детства…
  Родился В. Балачан 10 февраля 1939г. в деревне Старо-Ярково Барабинского района Новосибирской области. Село находится в живописном месте, на берегу озера Чаны…

3

  Свое первое стихотворение В. Балачан написал в 18 лет. Вот как об этом в своих воспоминаниях пишет сам поэт: «Было это в начале марта. Мы с другом, а позже и с родственником Санькой Екимовым, работали на колхозных конюшнях. Днем сходили в Старые паи (так назывался небольшой лесной участок) – проверяли петли на зайцев и куропаток. Красив мартовский лес – в инее, куржаке, …Вечером пришли на конюшню, чтобы дежурить до утра. Санька отпросился у меня на свидание сходить. Я остался в сторожке сидеть. Видимо под впечатлением мартовского леса и родилось первое стихотворение».

В погожий день я был в лесу,
Там видел зайца и лису.
Не шел – бежал, и на бегу
Читал следы я на снегу.
Вот заяц – в поисках еды –
Крестами разбросал следы.
А тут извилистой дорожкой –
След мышки – пятнышки горошком.
Тут горностай следы печатал
И меж кустов их в норку спрятал.
Таким чудесным лес тот был,
Он тайны мне свои открыл.

  Утром дома стихи были переписаны на тетрадный листок, свернуты треугольником и посланы в Барабинскую газету «Коммуна». 14 марта 1957 года их напечатали.

4

В.Ф. Балачан в молодости…

  «Владимир Федорович Балачан… В 1969г. в Новосибирске в Западно-Сибирском книжном издательстве появилась первая книга стихов Владимира Балачана. Называлась она «Теплынь». За прошедшие годы сделано немало, и это при том, что дебютировал он поздно. «Владимир Балачан приходит в поэзию не юношей, а зрелым человеком, со своим сложившимся взглядом на мир… потребовались годы поисков и учебы, чтобы найти свой путь…» – отмечал в предисловии к первому сборнику поэт Илья Фоняков.
  Поиск своего пути в искусстве вырастает из биографии поэта, и совсем обычных и, на первый взгляд, непоэтических событий его жизни. Начинается вся биография поэта в селе на берегу Чанов…, его первые уроки земной красоты и труда…, здесь он оканчивает семилетку, здесь трудится до Армии в колхозе, отслужив в ракетных войсках, Владимир работает в горкоме комсомола города Куйбышева Новосибирской области, заканчивают в это время 11 классов вечерней школы. До поступления в 1973г. в Высшую партийную школу при ЦК КПСС был корреспондентом районной газеты, работал в обществе охраны памятников истории и культуры. Закончив ВПШ и в 1977г. став членом Союза писателей СССР, поэт учится 3 года в Москве на Высших литературных курсах при Литинституте. С 1981г. Владимир жил и работал в г. Омске.
  Биография – основа творчества, но жизнь поэта, его дела и поступки – это его стихи. Одно из стихотворений Владимира Балачана называется «Судьба» и начинается такими словами:

Из тропы вырастает дорога,
Из любви и работы – судьба…
Я иду от родного порога
В степь, где зреют под солнцем хлеба.

  В стихотворении нам открываются думы пахаря о своей простой судьбе, о любви, неразрывно соединяющей его с «черноземной равнинной землей». Заканчивается стихотворение так:

Вот и осень стоит у порога.
Там, глядишь и – страда-молотьба…
Из тропы вырастает дорога,
Из любви и работы – судьба.

  Действительно, в жизни каждого человека, будь ты пахарь или писатель, наступает страда-молотьба – пора очередных жизненных итогов и результатов… И вот тогда, оглядываясь назад, можно увидеть не просто прожитые годы, не просто биографическую хронологию, а судьбу, то есть жизнь, подчиненную цели и смыслу. С присущей его поэзии точностью и емкой простотой. Владимир Балачан называет в этом стихотворении слагаемые судьбы, два ее корня: любовь и работа. Из них, как из тропинки дорога, вырастает судьба.
  Но просто любовь и работа как жизненные ценности звучит слишком обобщенно. В чем конкретно они у поэта оживают?

Всегда с ребячьим удивлением
Ступаю утром за порог…
А жизнь – как поле за деревней.
А в поле – тысячи дорог.
Они близки мне и понятны.
Дороги через ковыли
От сердца к полю и обратно –
От поля к сердцу – пролегли.
И мне не надо лучшей доли
За горизонтами искать…
А – жизнь прожить.
И это поле
И перейти, и распахать.

  Ключевой образ этого стихотворения – образ поля – конкретен. Жизнь сравнивается не просто с полем, как в пословице, а с «полем за деревней», которое надо «и перейти, и распахать». Поле, труд крестьянина-кормильца на земле, родной деревенский дом и шире – весь мир сибирской деревни – вот ценности, на которых основана поэзия Владимира Балачана, отсюда и наиважнейшая для него тема – связь человека с землей, с Родиной, служение ей, исполнение своего сыновьего долга. Ярко воплощена эта тема во многих стихах поэта и, наверное, прежде всего в стихотворении, из которого родилась замечательная, полюбившаяся народу песня «Хлеб – всему голова».

 (В. Глыдов. 1989г.)

На весенней заре
Воздух свежий и синий.
Постаревший отец,
Седину шевеля,
Говорил у крыльца
Тихим голосом сыну,
Провожая его
Первый раз на поля.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Сын пошел, пошагал
По отцовскому следу,
Но война началась –
Боль огня и свинца.
В годы бед и потерь,
Добывая победу,
Нес боец по земле
Завещанье отца.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Но случилась беда
На земле незнакомой,
Был он ранен в бою
По холодной зиме.
Пайку хлеба свою
Передал он другому,
А домой написал
В треугольном письме.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
На весенней заре
Воздух свежий и синий.
На страде посевной
Гул моторов и шум.
У родного крыльца
Сын погибшего сына
Говорил на заре
Своему малышу…
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Ты запомни, сынок,
Золотые слова –
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.
Хлеб всему голова,
Хлеб всему голова.

Хлеб – всему голова
Сл. В. Балачана, муз. В. Захарченко

https://www.youtube.com/watch?v=HnQPV1B0UzU&t=1s

  Эта песня была написана совместно с композитором Николаем Михайловичем Кудриным. На вопрос: «Как возникла идея написать эту песню?» В. Балачан отвечал: «Идею мне подал композитор Н.М. Кудрин, с которым меня познакомил Виктор Захарченко, ныне художественный руководитель Кубанского казачьего хора. Было это в 1975г. Я согласился, но предупредил, что возможно, у меня ничего доброго не получится. Прошло два года. Прихожу домой – лежит записка: «Нахожусь на гастролях, хотелось бы встретиться. Н. Кудрин». Поехал в гостиницу, чтобы извиниться. И по дороге за двадцать минут сочинил известную всем песню. Песня эта стала не просто гимном хлебу, но и всей земле русской, всем русским людям. И сегодня она звучит в исполнении Кубанского казачьего хора. Благодаря хору песня прозвучала по всему миру.

5

В. Балачан и В. Захарченко. 1970-е гг.

 С песнею, как с посохом
Сл. В. Балачана, муз. В. Захарченко

https://m.ok.ru/group/50376378220675/topic/154883160925571?_aid=topicMore

 ВРЕМЯ, СТАВШЕЕ ПЕСНЕЙ

  «Есть у каждой реки исток, маленький ключик, от которого все начинается. И чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках по степи, зеленый косогор с березами и пешеходной тропинкой.
  Близкие сердцу картины родной земли связаны у нас с самыми первыми радостями узнавания жизни, с ощущением жизни как таковой, с неосознанной еще благодарностью за эту жизнь. Это могучая сила памяти. Она влечет птиц из дальних краев к месту, где они родились, она всю жизнь согревает человеческое сердце, делает его счастливым. Или несчастным, если человек почему-то потерял Родину. Разветвленное дерево чувства Родины должно иметь самый первый изначальный росток, и чем он крепче, тем быстрее дерево вырастет, тем зеленее его вершина.
  Вот о чем я думаю, читая стихи Владимира Балачана – поэта, никогда не искавшего мирских утех в виде литературных премий и прочих наград. Мне, например, безразлично было бы знать, в каком году Владимир Балачан стал или не стал лауреатом чего-то, потому что его творчество позволяет ощутить бессмертие русской души: «Явилось вешнее тепло. / И в тишине тепла / Меня, мальчишку, за село / Тропинка увела. / Передо мной открылась степь. / И я искал в росе / Слова, чтоб Родину воспеть / Во всей ее красе…».
  Так обретается бессмертие души, а к человеку, «незаметно, на ходу» приходит «Любовь к земле, любовь к труду / И к женщине любовь…» Определяется судьба: «Росли хлеба. Цвела трава. / Благоухала степь… / А уж потом пришли слова, / Чтоб Родину воспеть».
  Вне Родины, без сочетания с ней и служения ей призвание человека не может быть исполнено. Потому-то Родина – не просто земля, бывшая когда-то никем не заселенной и дикой пустыней. Это земля, в которую Господь вселяет народ – вселенная народа: «Доля моя сия – / Царь я земли всея: / Дома – моя семья, / В поле – моя земля. / Землю свою пахал. / Зерна в нее пихал. / Ветер не утихал. / Сам я не отдыхал. / Всходы бы мне спасти – / Будут хлеба расти. / Будут хлеба цвести – / Взгляда не отвести…».
  «Земля еси, и в землю отыдеши», – сказал Господь Бог Адаму (Быт. 3: 19). Здесь глубинные, кровные истоки связи человека и Родины. Связи животворной, насущной и священной. Ведь прежде всего Родина – это почва, питающая подземными водами всякий злак и всякое растение. Каждому растению и древу пригодна своя почва, своя родина. Так и людям, и народам – каждому своя! – даруется от Творца благотворная почва Родины. И, как зерно, падши в землю, не просто умирает, исчезает в ней, чтобы произвести новую жизнь, так и сеяние Божие – человек – сочетается с животворящей почвой Родины ради будущего плодоношения. Мне представляется – именно об этом книга Владимира Балачана «Земное и небесное», когда родина небесная открывается поэту в смиренном облике земной Родины, в сокровенных чертах ее материнского лика, в ее полях и нивах, в светоносной душе ее природы: «Из отеческого неба,/ Из полей, озер и рек,/ Из картофеля и хлеба/ Соткан русский человек./ А из дивного простора,/ Песен птиц в лесной тиши,/ Луговых цветов узора –/ Красота его души».
  Родина – это почва, народ – это древо – корни, ствол, ветви, крона. А человек – лишь лист на этом древе. Древо, которому подрубают корни, теряет связь с родной почвой и гибнет. Лист опавший – засыхает. Так же гибнет, усыхает и оторвавшийся от древа своего народа, от корней Родины ставший «безродным» человек.
  Поэзия Владимира Балачана напитана соками родной земли, потому-то и уготована ей долгая жизнь...
  Новейшая история российской литературы дала немало примеров, когда люди талантливые, крупные просто поменяли сердце и душу на вещи, как им казалось, куда более привлекательные: призрачный блеск «нобеля», реальную ли, оттягивающую пазуху «зелень» какого-нибудь очередного «букера», звание ли, величание. Но бессердечная, злая, оплевывающая отеческие гробы литература – разве она может называться русской? Разве по силам ей утишить боль, дать надежду, повести к свету?
  Вот и выходит, что главное нынче для писателя, – впрочем, только ли для него? – устоять, удержаться, не уронить себя. Да, безденежье, мизерные тиражи, разорванность литературного пространства. Да, засилье темного на ТВ, торжествующий гламур, насаждение «куршавельской» морали. Но всему этому можно противостоять. Как? Да очень просто: жизнью своей, словом своим… Как поэт Владимир Балачан.»

Юрий Перминов, 2012г.

6

  «Владимира Балачана отличает пристальный интерес к человеческой, преимущественно деревенской жизни сегодняшнего дня. Интерес этот – кровный, естественный и сочувственный к людям, окружающим лирического героя, выходца из деревни. Стих лучших его произведений естественен, певуч, меток, что, как мы знаем, отличает подлинную народную речь. Вместе с тем лучше стихи поэта гражданственны. И достигается это не внешними атрибутами, коими некоторые поэты пытаются возместить в своих стихах отсутствие подлинного чувства, но за счет самой сути, самого содержания, заложенного в стихах.»

 Леонид Решетников, поэт,
лауреат Государственной премии РСФСР имени М. Горького.
1978г.

  «… Образ матери, русской крестьянки, при всей его традиционности, выписан Балачаном тепло, задушевно и с тем великим пиететом, который правда, чаще проявляется к матери запоздало, так как при жизни нынешнее поколение обремененных заботами и занятых собою и детьми сыновей и дочерей все не успевает его проявить. Но и посмертная благодарность и любовь к матери, при всей ее искренности, является скорее самоутешением, чем выражением скорби.
  Стихи Балачана о матери отличаются подлинной теплотой, сыновнею привязанностью к ней самой, а не к ее памяти.»

Ал. Михайлов,
критик, доктор филологических наук,
 вице-президент
Международной ассоциации литературных критиков.
 1984г.

  «Недавно мне в руки случайно попал сборник стихотворений омского поэта Владимир Балачана. Открываю его на первой попавшийся странице и читаю:

В высоком небе – синь.
В широком поле – рожь.
По праву руку – сын.
По леву руку – дочь…
Мечи траву в стога!
Звени, коса, в руке» –
Чтоб жаркий пот стекал
Ручьями по щеке.
Тебе достанет сил
Работу сделать-смочь…
По праву руку – сын.
По леву руку – дочь.

  Вот почему никак не могу согласиться с нашей критикой, что главный мотив поэзии семидесятых – «мотив отпадения от семейно-родового ствола». Скорее, процесс был обратным – преобладал поиск родственных чувств, семейных устоев, кровных и духовных связей.»

Станислав Куняев, поэт, литературовед и критик,
главный редактор журнала «Наш современник»

  «Заметим, что Владимир Балачан шел в поэзию путем талантливого самоучки (так уж сложилась жизнь), а этот путь всегда чреват опасностями.
  Вот почему с такой теплотой поэт вспоминает тех, кто помог ему в творческом становлении. Это Елизавета Стюарт, Леонид Решетников, Александр Смердов, Василий Казанцев, Станислав Куняев, Александр Плитченко, Нтнель Созинова, Александр Михайлов и многие другие. Неизгладимые впечатления оставили в его духовном сознании встречи с Валентином Распутиным, Василием Беловым, Виктором Астафьевым, Юрием Кузнецовым, Владимиром Крупиным, Владимиром Личутиным», – вспоминал позднее В. Балачан. А потом были Высшие литературные курсы…»

Валерий Хомяков, критик,
кандидат филологических наук,
доцент Омского государственного университета

  «Балачана нельзя относить к «деревенщикам», как называли в нашей литературе тех, кто писал на сельскую тему. Как всякий большой поэт, он и большой лирик, много пишет о любви, а ее радостных и грустных минутах, о встречах и расставаниях. Его сборник под названием «Космическое чувство» посвящен любви к женщине и к своему краю. Вот несколько строк из него, каждая – подтверждение большого поэтического таланта:

Любовь – космическое чувство!
Она, как звездная метель,
Несет, несет свое искусство,
Необъяснимое досель.
Она – бессмертна и нетленна –
Приходит в будни бытия:
Как бы Владычица Вселенной,
Как бы Земная Судия…

  На тему любви написан и венок сонетов. После Владимира Солоухина в нашей поэзии мало кто обращался к сонету, но Балачан мастерски владеет этим сложным литературным приемом.
  С годами тема любви в творчестве Балачна не увядает, а обогащается новыми стихами – всегда возвышенно духовными, где нет места пошлости, где чувство понимается как таинство, как святость.»

Иван Викторов, член-корреспондент
Петровской академии наук и искусств,
депутат Государственной Думы Российской Федерации

7

В. Балачан. 1980-е гг.

 В. Балачан – детям: В интересах ребенка

  «Писать стихи для детей меня нужда заставила. В Новосибирске жила и успешно работала в этом жанре Елизавета Константиновна Стюарт, в Омске – Тимофей Максимович Белозеров. На творческом горизонте, как заря, восходила Нина Митрофановна Грехова. Я в то время жил в городе Куйбышеве Новосибирской области, писал стихи для взрослого читателя и, хоть был уже отцом двоих детей, «переходить дорогу» этим поэтам никак не собирался.
Но однажды приходит моя дочь из детского садика и чем-то расстроенная говорит: «У всех родители как родители! А нашему папочке обязательно надо быть писателем…
  Видимо, за какую-то провинность воспитательница упрекнула ее, мол, дочь писателя, а ведешь себя как? Или ребятишки какую-нибудь дразнилку придумали на этот счет – они в садиковом возрасте чрезвычайно изобретательны и горазды. Словом, через какое-то время приходит моя дочура из садика и как-то удрученно говорит: «Папа, а Тамара Александровна велела мне принести стихотворение про насекомого.».
  Мне почему-то в то время не пришли в голову ни басня Крылова «Стрекоза и Муравей», ни великолепное стихотворение Нины Греховой «Жили-были два жука» – от неожиданной просьбы, наверное…
  Однако задание воспитательницы надо было как-то выполнять – не отправлять же дочь в садик с пустыми руками. Я и говорю: «Дочура, давай сделаем так: ты придумай насекомые, а я постараюсь придумать стихотворение о нем. А сам соображаю, что девочка она городская – откуда ей знать про насекомых? Надеюсь: пока она придумает насекомое, я в это время настроюсь на творческий лад. Только успел я так подумать – моя дочура тут же выплеснула: «Божья коровка». Я тут вспомнил, как в моем далеком детстве, определив Божью коровку на ладонь, приговаривал: «Ваня, Ваня, улети – свою мать приведи!».
  Ваня начинал топорщить крылышки и вскоре улетал за своей матерью. Этим самым моя задача несколько упростилась и я написал:

На ладони я несу
Тихо по тропинке.
У меня веснушки на носу
У нее – на спинке.

  Написать-то – написал, а понравится ли мое стихотворение детям? Я ей говорю: «Дочура, придумай еще одно насекомое и тут же услышал: «Муравей». Стихотворение я назвал «Муравейник»:

Миром,
Ладом и ладОм
Муравьишки строят дом.
Тащат это,
Тащат то –
Домик, словно решето.
Там, внутри, у них
Квартирки,
А снаружи –
Только дырки…
Я их спрашиваю:
- Звери!
Это – окна или двери?

  Утром я проводил дочь в садик с выполненным заданием из душевным беспокойством ждал возвращения домой.
Вечером дочь меня успокоила: оба стихотворения понравились и детям и воспитательнице.
Потом сын пошел в садик, потом – внуки…»

Владимир Балачан. 2011г.

  «Мир сказок знает великое множество сильных духом и характером благородных и добрых волшебников. Они помогают сказочным героям преодолевать трудности путешествий и походов, побеждать силы зла и возводить на престол Жизни силы Добра и Справедливости, Благородства и Чести, Чистой Совести и Верной Любви.
  Я родился и вырос в барабинской степи, в маленькой деревеньке Старо-Ярково, которая притулилась к пологому берегу самого большого в Западной Сибири озеро Чаны. В этой деревеньке никогда не было церкви, клуба, библиотеки, больницы и других культурно-бытовых заведений. И только в советское время, когда состоятельных мужиков раскулачили и сослали за болото помирать или выживать – кому как повезет – их большие, рубленые из сосны и кедра дома, приспособили: один под начальную школу (до четырех классов), другой – под клуб, где проходили колхозные собрания и раз в неделю показывали кино.
  Трудное военное и не менее трудное послевоенное время накладывало свои отпечатки на формирование детских характеров – мы росли привычными к любой крестьянской работе и верховой езде на лошадях или рабочих волах. Но детям всегда хочется нечто необыкновенного, чудодейственного, сказочно-волшебного.
  Я всегда завидовал детям Урала – у них была Хозяйка Медной горы. Бедным людям и детям Саян и Алтая помогал Горный Дядька. Наслышаны мы были о лесных добрых волшебниках, а мы были степные люди, где, как говорил кто-то из поэтов: «Посмотришь и видно на 100 км: полсотни – туда и полсотни – сюда». О степных волшебниках мы, как говорится, слыхом не слыхали и видом не видали. Не случайно поэтому, во всяком случае, мне, хотелось иметь своего благодетеля или благодетельницу, вероятно, так же, как сиротам хочется иметь своих родителей.
  У меня есть дети и внуки. И мне не безразлично: какими людьми они станут, какую пользу принесут своему Отечеству, своему дому, и, разумеется, своим детям. Я глубоко убежден, что какое-то духовно-нравственное богатство обретает человек в детстве, с тем он и пойдет в свою взрослую жизнь, то и оставит он в наследство своим детям. И вот, когда божьим промыслом мне суждено было стать писателем, желание иметь своего степного волшебника неимоверно возросло, и сама собой родилась в моем воображении такая волшебница – Стеная Дева – защитница добра и справедливости, чести и совести, верности и любви. Еее необходимость настойчиво просится в нашу жизнь особенно сейчас,…

Владимир Балачан, 2011г.

8   9

10   11

Из фондов МКУК «Музейный комплекс». 2023г.

   «Желание подняться выше:

  …когда я впервые услышал, что средний возраст писателя в России равен 50-ти годам, меня охватил ужас: выходило из этой информации, что мне предстоит умереть через 12 лет – меня приняли в Союз писателей СССР осенью 1977г., а родился я 10 февраля 1939г. Сразу же вспомнилось из школьных знаний: Пушкин убит в 37 лет, Лермонтов – 27, Есенин – в 30 лет… Молодые. Гениальные. Полные сил, здоровья и кипучий творческой энергии. У каждого – по литературной части – великое множество и недругов. Подумалось: « А меня-то за что убивать? Я еще ничего ни путного, ни безспутного не сделал!». Мне тогда почему-то казалось, что писателей непременно убивали за какие-то литературные деяния. И неудивительно! Видимо, этому способствовало наше школьное образование. Однажды я пришел к дочери за какой-то надобностью, дома ее не оказалось. Внучка- школьница – где-то 4 или 5 класса – со своей подружкой, тоже школьницей, готовили уроки. Должно быть, из желания блеснуть своей родословной или из каких-то других соображений, внучка шепчет однокласснице: «Хочешь на живого писателя посмотреть?». Та ей отвечает: «Не ври! Живых писателей не бывает!». Внучка не сдается: «Да вот же он, на диване сидит!». Внучкина подружка тоже не сдается: «Не ври! Живых писателей не бывает, а на диване твой дедушка…»
  Постепенно моя душевная тревога – по поводу короткой жизни писателей – улеглась: из книг или из газет я узнал, что Лев Николаевич Толстой прожил долгую не только физическую, но и творческую жизнь. Позднее, на каком-то писательском съезде, я увидел 94-летнюю Мариэтту Шагинян – в то время литературную славу и гордость Армении.
  Все эти «небылицы» для современного читателя можно объяснить тем, что в нашей – в 64 двора – деревеньке Старо-Ярково, где я родился и жил до призыва в Советскую Армию, была начальная школа с одним комплектом учебников на каждый класс, и дети готовили домашнее задание, собираясь у кого-либо на квартире или оставаясь в школе, когда для этого не было никаких препятствий. Н все четыре класса была одна учительница – не то с семилетним, не то со средним образованием. Никакой библиотеки в такой маленькой деревне, естественно, не было. Поэтому подчеркнуть какой-либо дополнительной информации негде было. По чужим людям я ходить стеснялся, а приглашать домой всю школьную ораву не позволяла маленькая изба и препятствовала большая семья. Поэтому я старался внимательно слушать учительницу, а теперь внимательно слушаю собеседников.
  Семилетку я закончил в другой деревне – Ново-Ярково.

Мы в школу за семь верст ходили.
Чтоб мы успели на урок,
Нас утром матери будили
И провожали за порог.
Ни буйных трав и ни деревьев –
Дорога берегом вела
От Старо-Ярково – деревни –
До Ново-Ярково – села.
Над степью жаворонки пели.
Кричали чайки на Чанах.
Телеги ранние скрепели.
Взлетали весла на челнах.
В холщевых сумочках – тетрадки.
Порою было в них – хоть плачь! –
И с языком не все в порядке,
И с объяснением задач.
Но, обходя сторонкой лывы,
Мы приносили на урок
Ракушки, запахи полыни
И с хрипотцою говорок.
Разгоряченные – с дороги –
Своих годов куда взрослей,
Дышали силой мы,
Здоровьем,
Любовью к Родине своей.

  Служил я в ракетных войсках – на той стартовой площадке, где сейчас находится наш Северный космодром. Так что мне посчастливилось видеть все три года ту самую телегу, на которой первые космонавты к Боженьке в гости ездили. Тогда эти королевские ракеты стояли на вооружении Советской Армии. Но вот, когда мы – молодые солдаты – прошли сорокадневный карантин и нам впервые показали, какое «ружье» соорудили на человека, у меня подросшие к тому времени волосы приподняли шапку на голове. А на медведя, на волка – в лучшем случае – карабин.
  Образование я продолжил, когда мой первый сборник стихов «Теплынь» был поставлен в план выхода в свет в Западно-Сибирском книжном издательстве.
  Сейчас за моими плечами в 18 книг стихов и прозы. А если к ним прибавить вот эту «Красоту Отечества» и книгу стихов и сказок для детей – «Степная Дева» – то и вовсе, вроде, неплохо выглядит – к моим-то годам.
  Когда начиналась моя литературная жизнь, я нередко задумывался над тем, что Александру Твардовскому и его ровесникам-поэтам, широко известным в то время, наверное, пишется очень легко. Но вечно бегущее – не устали! – время на наши судьбы наслаивает годы и опыт. В молодости я несколько лет работал корреспондентом районной газеты. Мне часто приходилось встречаться и беседовать с людьми разных производств и профессий. И в моем сознании утвердилось и окрепло убеждение: чем больше за плечами лет и трудового опыта, особенно, творческого, тем сложнее и тяжелее даются тебе успехи и удачи.

Писатель – тот же скалолаз –
Дойти, добраться до вершины:
Душа – мотор! На полный газ
В то время трудится «машина».

А закончил я это стихотворение выводов из вышесказанного (в прозе) предположения:

Ну вот, в конце концов – достиг.
Дошел. Стоишь уже на крыше…
Но возникает в этот миг
Желание подняться выше…

  Однако, чтобы «подняться выше», одного желания – мало. Опыт и годы настоятельно требуют безусловного совершенства мастерства и таланта. Того, что благословила тебе при рождении Матушка-Природа, тоже мало. Поэтому с прибавлением возраста в какой-то определенной пропорции должно совершенствоваться твое писательское мастерство. Если этого не происходит, то значит, что твоя кавалерия пегасов не может одолеть какого-то творческого пути и ожидание успехов и художественного роста – напрасно. Поэтому с годами и опытом писать нисколько не легче – наоборот.
  И еще! С прибавлением возраста растет нагромождение творческих «планов на будущее». Есть ли в истории русской литературы писатели, которые к своему уходу из жизни закончили бы запланированные работы? Может быть, и есть, но я таких не знаю.

Кто-ты из советских поэтов сказал: «Поэзия – все та же пахота – с подъемной глубиной пласта…». Стало быть, надо умело – и главное! – с чистой совестью возделывать ту почву, на которой зерна таланта, чтобы собирать хороший творческий урожай. Пока есть здоровье силы – меня от этой работы не оторвать.
  Мне остается поблагодарить своих школьных и литературных учителей и спонсоров, … и пожелать им: ушедшим из жизни – доброй и незакатной памяти, живущим – доброго здоровья и светлого вдохновения на долгие годы.»

Владимир Балачан, 15 марта 2008г.

Красота Отечества

По грязи и посоху,
Явно и в бреду
С песней, точно с посохом,
В даль судьбы иду.
Через пни-колодины,
Степи и мосты –
По широкой Родине
Русской красоты.
В Рождество и в Троицу,
По снегам и без…
Может быть, откроется
Высота небес.
И со звездной пристани,
Если доберусь,
Посмотрю попристальней
На родную Русь.
Где всегда, как водится,
Колосится рожь…
К свадьбам хороводится
Наша молодежь.
И душа утешится
Радостью детей…
Красота Отечества
В красоте людей!

  Поэтическое наследие В.Ф. Балачана огромно и разнообразно. С того времени в Новосибирске, Москве, Омске и в малых городах Новосибирской области выпущено более 25 книг стихов и прозы для взрослого и юного читателя: «Земной поклон», «Чистая сила», «Горизонты любви», «Огненная колесница», «Возвращение Василия Теркина», «Красота Отечества» и другие. Публиковался во многих газетах и журналах страны, в том числе: «Наш современник», «Москва», «Молодая гвардия», «Смена», «Сельская молодежь», «Крестьянка», «Советский воин», «Поэзия», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Сибирские огни», «Советская Сибирь», «Молодость Сибири», «Иртыш», «Омская правда», «Вечерний Омск», «Молодой сибиряк», «Красный путь», а также в газетах и журналах Санкт-Петербурга, Волгограда, Барнаула, Кемерова, Томска, Тюмени, Павлодара, Минска, Риги, Казани…
  30 июня 2021 года ушел из жизни Владимир Федорович Балачан. Похоронен на Юго-Восточном кладбище Омска.

12

Как «Завещание» звучат его слова:

…Господь, храни
Моей страны народы,
Храни Россию в наши дни
И в будущее годы!
Храни язык, культуру, честь,
И стыд, и совесть – тоже.
Храни! – Покуда силы есть…
А мы тебе – поможем!

Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com