Прошлое, настоящее, будущее…
- Главная
- 01 марта 2023
- Просмотров: 1390
Итоги Декады «Музей и дети» – 2023
В целях воспитания подрастающего поколения юных посетителей музейными средствами, формирования и расширения их краеведческих знаний, популяризации деятельности Музейного комплекса г.Куйбышева и организации содержательного детского досуга уже традиционно в феврале (в этом году – с 13 по 22 февраля) прошла Декада «Музей и дети». В рамках Декады «Музей и дети» была реализована научно-просветительная программа «Краеведческий калейдоскоп в музее: прошлое, настоящее, будущее» – цикл мероприятий, связанных с памятными и знаменательными событиями в истории родного края и Отечества.
Музейный комплекс г.Куйбышева подводит итоги…
…Основная ценность любого музея – это его фонды. Их нужно приобрести, сохранить, исследовать, сделать доступными для использования в научной и воспитательно-образовательной работе… Благодаря фондам музей может связать прошлое и настоящее с будущим. Здесь есть вещи, книги, документы, реликвии, которые ребятам в силу их любознательности всегда интересны… В музее, как нигде, великолепно переплетаются интересы разных возрастов.
…Если бы меня спросили, что такое музей, я бы сказала, что это место, где можно встретиться с прошлым. В музее хранится то, что было задолго до нашего появления, то, что осталось от былых времен и в наше время имеет большую историческую и культурную ценность. Поэтому перед экскурсией в музей возникает ощущение предстоящей встречи с чем-то необычным и особенным!!!
С чего начинается музей? Конечно, с экспозиции и обзорной экскурсии!
В рамках Декады группами экскурсантов (Справочно: ЭКСКУРСА́НТ, -а, м. Тот, кто совершает экскурсию (в 1 знач.), а также тот, для кого проводится организованный показ чего-л. где-л. Группа экскурсантов.) были обучаемые из МБОУ Куйбышевского района СОШ № 6, МБОУ Куйбышевского района «Гимназия №1 имени А.Л. Кузнецовой», МКОУ Куйбышевского района «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», МКОУ Куйбышевского района «Аул-Бергульская СОШ», а также МБОУ «Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа» и, конечно, мамы и папы с детьми, бабушки с внуками.., посетившие экспозиции «Каинск 1722 – 1917 гг.», «Каинск – Куйбышев. 1914 – 1991гг.», «Каинск – город политической ссылки». При этом следует отметить значимость «Пушкинской карты», так как с 2022г. Музейный комплекс г.Куйбышева принимает участие в федеральной программе социальной поддержки молодежи «Пушкинская карта» в Новосибирской области. Информация о том, какие события можно посетить по «Пушкинской карте», размещается на портале «Культура.рф» и на сайте МКУК «Музейный комплекс» (http://museumcomplexnso.ru/index.php/53-pushkinskaya-karta/709pushkinskaya-karta ; https://vmuzey.com/museum/muzeynyy-kompleks-goroda-kuybysheva). На мероприятия, прошедшие модерацию на платформе «PRO.Культура.РФ» и в Региональном Совете Министерства культуры НСО, открыта продажа билетов онлайн через портал «ВМузей». За период Декады «Музей и дети» приобрели билеты по «Пушкинской карте» 41 участник этой программы.
Обзорные экскурсии по постоянно-действующим экспозициям представляют наибольший интерес для экскурсантов, так как позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об истории города, узнать достопримечательные места, этапы исторического развития, особенности архитектурного облика, познакомиться с его сегодняшней жизнью, индивидуальностью и своеобразием…
Куйбышев (Каинск) – один из старейших городов Западной Сибири. Его история началась с планов сооружения по Иртышу в начале ХVIIIв. так называемой Сибирской линии крепостей. В Барабе были построены три постоянных русских укрепления – пасы (с 30-х гг. ХVIIIв. их стали называть форпостами). Каинский пас был поставлен в 1722г. в среднем течении р. Оми при впадении в нее реки Каинки.
В 1935г. город Каинск переименовали в Куйбышев в честь революционного деятеля В.В. Куйбышева, который в 1907 – 1909 гг. находился здесь в ссылке.
История г. Каинска – уникальная страница в освоении Сибири. Каинск входит в число исторических городов России, созданных и получивших статус города в период Екатерининских реформ второй половины ХVIIIв. Это один из первых сибирских городов, в котором открылись уездное училище и публичная библиотека.
Наш город следует рассматривать как пример сотрудничества разных национальностей (татар, русских, евреев, поляков…), разных культур. Налицо исторический опыт дружественного освоения Сибири.
Родившись на пересечении сухопутных и речных торговых путей, в конце ХIХв. город стремительно превратился в крупный экономический центр Западной Сибири.
В период СССР город Куйбышев был одним из главных экономических центров Западно-Сибирского региона. Пик экономического развития пришелся на 60-80-е гг. XXв. В этот период предприятия города, такие как заводы автозапчастей, спиртовый, химический, мясокомбинат, молочно-консервный комбинат, швейная фабрика по многим показателям вышли на первое место в СССР. Темпы роста производства и выпуска продукции стали рекордными, проведена полная реконструкция многих заводов, возрос показатель экспорта. Сельское хозяйство Куйбышевского района достигло наибольшего расцвета в 1976-1980 гг., оно было одной из основных составляющих отраслей экономики Куйбышевского района.
Сегодня Куйбышев интересен своим деревянным зодчеством, архитектурными памятниками ХIХ-ХХвв… Это и многое другое послужило тому, что в 1990г. Куйбышеву (Каинску) был присвоен статус исторического города Российской Федерации.
В период Декады «Музей и дети» работала выставка «Удивительные камни» из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея. На экскурсиях по этой выставке ребята (да и взрослые тоже) познакомились с разнообразием камней и научились отличать минералы от горных пород, узнали больше об их местонахождении, способах добычи и применении. Конечно, на этой выставке были показаны далеко не все «полезные камни», в природе их гораздо больше. Но даже эти немногие экспонаты дают представление о богатстве и разнообразии земных недр. Задача выставки не столько дать информацию о «каменных» полезных ископаемых, сколько заинтересовать посетителя «миром камня», показать ему разнообразие минерального «царства природы».
На выставке представлены полезные ископаемые Новосибирской области, так и самые интересные геологические образцы со всего Света. Большинство их из Сибири. Это – Новосибирская, Искитимская, Кемеровская, Читинская области, также Приморский край, республика Алтай, Бурятия. Некоторые из них из Казахстана, Узбекистана, Ирана и Монголии.
…Физика настолько бывает увлекательной, что дети часами ходили по интерактивной экспозиции «ЭКСПЕРИМЕНТиУМ»… Оказывается физика – это интересно и весело!!!
Все родители обязательно задумываются о том, как же дать своему ребенку все самое лучшее, вырастить его культурным, образованным, всесторонне развитым человеком. В современном мире необыкновенное множество возможностей развивать в ребенке эти качества. Но есть одно средство, которое сочетает в себе все это множество – это музеи. При посещении музеев ребенок расширяет свою картину мира, знакомится с разными культурами, традициями, временами, бытом, способами самовыражения. Он учится тому, что мир огромен, все люди в нем разные, он учится запоминать, анализировать, рассуждать. Кроме того, совместные семейные походы в музеи способствуют сближению членов семьи, формированию доверия друг к другу и накапливанию общих положительных эмоций… И даже такой музей как «ЭКСПЕРИМЕНТиУМ» в этом поможет!!! Дети любят все новое и неизведанное, детям всегда хочется все потрогать, погладить, понюхать, покрутить в руках… Эту особенность детей в первую очередь учитывает экспозиция «ЭКСПЕРИМЕНТиУМ»!
Главную роль в сохранении социальной памяти, преемственности поколений осуществляют музеи. У музея свой язык. Язык музейных реликвий – документы, вещи, книги, грамоты, оружие… Безмолвные свидетели прошлой жизни, они волнуют не меньше, так как пробуждают добрые, неведомые раньше чувства, и оживают во время экскурсий, уроков, встреч, праздников, наполняя чувством гордости и любви к своему народу, к Родине. Жизнь подтверждает, что нельзя вдохновить человека на подвиг, не преклонившись перед подвигом, уже совершенным. Мы не вправе предать забвению то, что было нашей СЛАВОЙ и по праву обязано перейти в ПАМЯТЬ и дела последующих поколений!!!
В рамках Декады «Музей и дети» в Музейном комплексе г.Куйбышева состоялись встречи студентов Куйбышевского педагогического колледжа со Стацевичем Н.Г., членом Союзов журналистов СССР И РФ… Время непреклонно идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Николай Георгиевич Стацевич поделился воспоминаниями о встрече с М.П. Девятаевым, Героем СССР, побывавшем в г.Куйбышеве в 70-е гг.
…Летчик Михаил Девятаев стал легендой еще при жизни: в его честь открылся второй в Союзе прижизненный музей после Ю. Гагарина, о нем сняты 14 документальных фильмов и один художественный, ему поставлены несколько памятников в разных городах и странах… Шутка ли – умудриться сбежать из немецкого плена, угнав самолет!.. 14 июля 1944г. подо Львовом сбил свой десятый самолет и был сбит сам. Девятаев покинул падающий самолет с парашютом, а при прыжке ударился головой о стабилизатор самолета. Приземлился уже без сознания, его взяли в плен… Потом было несколько концлагерей подряд. Сначала в Лодзи – оттуда 13 августа 1944г. Девятаев попытался сбежать, но был пойман и отправлен в лагерь смерти Заксенхаузен при полигоне Пенемюнде (остров Узедом).
…в ракетном центре Пенемюнде, разрабатывали крылатые ракеты «Фау-1» и баллистические «Фау-2». А 8 февраля 1945г. Девятаев во главе группы из 10 военнопленных угнал немецкий бомбардировщик и улетел в сторону расположения советских войск…
Участники встречи посмотрели документальный фильм «Совершивший побег из ада», в котором показаны все эти события с документальной хроникой того времени…
Равнодушных в тот час не было никого. С большим волнением и душевным трепетом ребята выходили из зала, тема ПОДВИГА советского человека, советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. нашла волнительный отклик в душе каждого…
Запоминающееся событие – выступление хора «Ветеран» (рук. О.Ф. Тарасов, вед. В.М. Якименко) МБУК Куйбышевского района «Культурно-досуговый центр», исполняющий песни военных лет, вызвало сильнейший эмоциональный отклик у слушателей – обучающихся 8-х кл. МБОУ Куйбышевского муниципального района Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа № 5. Если внимательно проанализировать тематику военных песен, то наряду с прославлением мужества, отваги, отражением в текстах примеров героизма, есть еще одна линия – любовь к ближнему и безграничная любовь к Родине.
Фрагмент выступления хора «Ветеран»
в экспозиции «Каинск – Куйбышев. 1914 – 1991 гг.»
Музейного комплекса г.Куйбышева НСО:
Самодеятельное театральное творчество является важным фактором нравственного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения. Естественно и органично объединяя в себе разные виды искусств, взывая к глубоким эмоциональным переживаниям подростков, театр формирует высокие нравственные установки, чувство патриотизма, пропагандирует идеалы, создаваемые народом на протяжении всей его истории.
Повторюсь: Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако» – это совместный творческий и просветительный проект муниципального казенного учреждения культуры города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс» и двух студенческих театров – «Эксперимент» ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж» и «Балаганчик» Куйбышевского филиала ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Цель проекта – создание на базе Музейного комплекса города Куйбышева творческой площадки студтеатров с целью постановки и регулярного проката костюмированных исторических сцен в интерьере экспозиции купеческого особняка И.А. Левако при проведении научно – просветительных мероприятий музея.
20 февраля 2023г. актерами студенческого театра «Балаганчик» КФ педагогического университета в экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» поставлен спектакль «У войны не женское лицо». На этот раз зрителями были дети МКОУ Куйбышевского района «Школа-интернат основного общего образования».
«У войны не женское лицо» – документально-очерковая книга белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии по литературе 2015г. Светланы Алексиевич. В этой книге собраны рассказы женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. На основе ее повести, которая стала и названием спектакля, построено действие. Это – документальный спектакль. В нем нет привычной интриги, всем изначально известно, что героини остались в живых, так как именно они после войны рассказывают о «своей войне». Но интрига на уровне жизни и смерти все-таки существует…
…Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь… Это место несравнимо ни с чем другим. Это малая Родина.
Изучение истории родного края способствует формированию познавательного интереса к процессу обучения. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое. Краеведение воспитывает творческую инициативу детей, их самостоятельность в выполнении различных заданий.
В рамках декады «Музей и дети» в Доме-музее В.В. Куйбышева для обучающихся ОО и воспитанников Станции юных техников Куйбышевского района была организована познавательно-игровая программа «Путешествие в старую школу»: чем отличаются школы ХIХв, советская от современной???; …в ходе разгадывания кроссворда проследили эволюцию основных школьных принадлежностей, названия которых и были ответами на вопросы кроссворда;… заметим, за каждое правильно отгаданное слово участники игры получали фрагмент изображения «картинки» и в конце мероприятия из фрагментов получилась иллюстрация «Школа ХIХв. в России». В восторге ребята приняли участие в игре «Угадай на ощупь»: необходимо было не глядя угадать, что за школьная принадлежность им досталась, и определить, к какому периоду она относится? Вот и получается, в музее было и весело, и познавательно!!!
Углубленное знакомство ребят с историей родного края, жизнью и деятельностью людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает им найти образец для подражания. Познавательно-игровые программы «Русская изба» и «Загадки старины» проводились для дошкольников. В период Декады их посетили воспитанники детских садов «Аленушка», «Орленок», «Жемчужинка».
Обе познавательно-игровые программы направленны на изучение традиций строительства крестьянского дома и особенностей крестьянского быта ХIХв. …Особый интерес вызвал крестьянский дом, построенный по особым правилам и традициям. Строительству дома наши предки уделяли особое внимание, с особой тщательностью выбирали даже место под строительство. Новый дом никогда не строился на месте прежнего. Ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома… Участники игры узнали много нового и интересного о традициях дедов и прадедов… «Старое» уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, а это очень важно в наши дни, и особенно актуально для детей дошкольного возраста. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность ребенка. Народная мудрость гласит: «Не забывайте старь – она новизну держит».
Главное направление всех наших мероприятий – сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примеров героического прошлого народа. В преддверии празднования Дня защитника Отечества и в рамках Декады в музее было проведено мероприятие «Русский солдат умом и силой богат» для обучающихся МБОУ Куйбышевского муниципального района Новосибирской области «Средняя общеобразовательная школа № 5: соревновались две команды на знание военной техники и военных профессий. Участники игры четко усвоили правило – Чтобы армия была непобедима, солдаты должны быть не только сильными, ловкими, но, в первую очередь, очень умными и сообразительными. Победа была за командой «Пограничники»!!! Все участники конкурса были награждены Дипломами.
В первый день Декады «Музей и дети» участниками объединения «Город мастеров» Станции юных техников Куйбышевского района (рук. Аверченко Д.М.) были совершены «археологические раскопки».
Археология является очень интересной профессией. Она притягивает к себе людей, любящих тайны, историю и романтику… Археологов можно назвать настоящими искателями приключений… Они раскрывают загадки прошлого…
Археология – это наука, которая изучает историю по вещественным (материальным) остаткам жизнедеятельности людей. Эти остатки называются археологическими памятниками. Археологическими памятниками и вещественными источниками могут быть остатки поселений, погребения (сюда можно отнести бескурганные захоронения, курганы и иные могильные сооружения), а также древние рудники, клады, различные орудия труда, домашнюю утварь, оружие, украшения и другие изделия, которые находились в использовании людьми прошедших веков.
Каждой временной эпохе соответствует свой слой жизнедеятельности, который археологи именуют «культурный слой». Большинство археологических памятников находится обычно под землей. Часть из них специально выкапывали и засыпали древние люди – к примеру, могилы. А часть археологических памятников спрятали от нас под землей время и природная стихия.
Перед началом работы археологической экспедиции археологи в ее составе занимаются изучением специальной литературы: исторических источников, трудов по географии, ботанике, зоологии, климатологии, проводят анализ легенд и сказаний, связанных с местом раскопок.
Прежде чем приступить к полевой работе, археологи проводят археологическую разведку: обследуют место будущей работы, составляют карту-план, намечают объем работы. Затем организуют небольшие земляные работы – шурфовку. Далее, за проведением археологической разведки, следуют раскопки. Археологи снимают землю слой за слоем. Каждый такой слой-штык равен примерно 18-20 см. Это чуть меньше лезвия лопаты. Археологи разбивают раскапываемый участок на участки (раскопы), стороны которых ориентируют по сторонам света. Материал, который был собран во время археологических раскопок, направляют в Институт археологии или в соответствующий музей, где его очищают, реставрируют и изучают.
И так, получив «Открытый лист», надев на голову кепку (мы «копали под палящем солнцем»), мы приступили…
Игровая среда: Раскоп – 1, Раскоп – 2, кисточки разных размеров, совочки, стеки, хозяйственный инвентарь, салфетки, фотоаппарат, кинокамера.
Предварительная работа: Презентация на тему «Археология», беседа о работе археологов, археологических экспедициях, рассматривание иллюстраций и картинок.
Археолог: Ребята, встаньте вокруг нашего места раскопок и аккуратно сначала лопаткой нужно найти предмет. Затем нужно работать кисточкой очень осторожно, чтобы не повредить старинные предметы, так как любое неосторожное движение им может навредить… Приступаем к работе?
Результат: кости мамонта, фрагменты керамики разных периодов, керамические сосуды, украшения сбруи эпохи барабинских татар, хозяйственный мусор.
Археологическая вылазка
«Коктейль из древностей».
Раскопки» юных «археологов» 13 февраля 2023г.:
Необычным было путешествие в прошлое «Бабушка, я поведу тебя в музей?!» для участников Хобби-клуба Совета женщин Куйбышевского района». Необычным потому, что внуки своих бабушек «направили» в музей?! Вот так! Бабушки были в восторге от посещения музея. Осталось много впечатлений от увиденных экспонатов, а главное – предметный разговор о традициях и быте русского народа, о пробуждении интереса к истории русской культуры и традициям, воспитание духовно-нравственных чувств, чувства патриотизма и любви к своей Родине у наших детей и внуков…
«Музей как способ познания мира содержит огромный потенциал для личностного развития детей» – к такому согласию пришли все участники «путешествия». А как внуки были довольны, получив фотографию по окончании путешествия своих бабушек!!!
В рамках Декады «Музей и дети» на базе музея прошла районная профильная смена «Краевед» для актива школьных музеев (организатор – МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»). Программа курса ориентирована на обучение методике изучения истории родного края, формирования интереса к историческому поиску. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к Малой Родине, ее истории, гордость за свой народ, «настоящих» людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
Данная программа многоплановая, она включала в себя лекции, практические занятия по подготовке тематических экскурсий и других форм научно-просветительной деятельности для руководителей и активистов школьных музеев.
На период Декады «Музей и дети» пришлось начало Масленичной недели – понедельник.
Масленица – один из самых веселых праздников в году, который широко отмечается по всей России. Он отражает вековые традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Это недельный праздник – обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, посвященный прощанию с зимой и встрече весны.
Масленица, Масленица,
Дай блинком полакомиться.
Прогони от нас метели,
Прокати на карусели.
Растопи холодный лед,
Пусть весна скорей придет!
Понедельник – «Встреча».
Первый день масленичной недели называется «Встреча» – это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам.
В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний. В этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли.
И именно в этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья…
С целью знакомства детей с русским народным праздником «Масленица», его значением, символами и традициями для малышей детского сада «Жемчужинка» была проведена фольклорно-игровая программа «Масленица к нам пришла!». Присутствующие дети узнали, как назывались все дни масленичной недели, и как они отмечались. Ребята играли в русские народные игры «Липучки», «Клубок», водили хороводы, состязались в ловкости и быстроте реакции… веселые игры, конкурсы… В ходе мероприятия вспомнили пословицы и поговорки о Масленице, все активно отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины… С Масленицей поздравляем, мира и добра желаем! – такое поздравление стало веселым завершением праздника.
«Масленица к нам пришла!»:
Время идет, и все меняется помимо наших желаний и эмоций. Но музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогическая деятельность со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. Музей – это хранилище прошлого, место, где вам расскажут об истории и тайнах, забытых событиях и малоизвестных фактах…
Итоги Декады «Музей и дети» подведены.
Ребята, вас по-прежнему ждут в музее!!! До встречи!
И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела музея