Декада «Музей и дети»

Краеведческий калейдоскоп в музее:
прошлое, настоящее, будущее

  Декада «Музей и дети» пройдет в Куйбышевском районе в этом году с 13 по 22 февраля. Проведение Декады способствует созданию условий для развития творческих способностей участников, навыков краеведческой работы педагогов и обучающихся, расширению исторических знаний и представлений о родном крае, воспитанию внутренней культуры современных школьников. Программа Декады «Музей и дети» – «Краеведческий калейдоскоп в музее: прошлое, настоящее, будущее» представляет собой цикл мероприятий, связанных с памятными и знаменательными событиями в истории родного края и Отечества.

1

  Музей – это хранитель ПАМЯТИ; место, где «оживает прошлое». Познакомиться с историческими особенностями жизни бабушек и дедушек, родителей, узнать, чем жили люди в прошлых веках… – все это можно сделать в музее. Любопытствующий пытливый ум найдет для себя ответы на многие интересующие его вопросы. На мероприятиях в музее предстоит поразмышлять о смене эпох, судьбоносных событиях, научных открытиях и социальных явлениях, изменивших наши представления о реальности…

Декада «Музей и дети»
Научно-просветительная программа
«Краеведческий калейдоскоп: прошлое, настоящее, будущее»
13 – 22.02.2023г.:

  Особо хочется отметить значимость «Пушкинской карты». С 2022г. Музейный комплекс г.Куйбышева принимает участие в федеральной программе «Пушкинская карта» в Новосибирской области. Информация о том, какие события можно посетить по «Пушкинской карте», размещается на портале «Культура.рф» и на сайте МКУК «Музейный комплекс» (http://museumcomplexnso.ru/index.php/53-pushkinskaya-karta/709-pushkinskaya-karta ; https://vmuzey.com/museum/muzeynyy-kompleks-goroda-kuybysheva). Следующие научно-просветительные мероприятия прошли модерацию на платформе «PRO.Культура.РФ» и в Региональном Совете Министерства культуры НСО, на которые открыта продажа билетов онлайн через портал «ВМузей»:

- Экскурсия «Каинск 1722 – 1917 гг.»,
- Экскурсия «История политической ссылки в Каинске»,
- Экскурс в прошлое «Социалистический Куйбышев»,
- Экскурсия-игра «По следам военного корреспондента» (3 – 11 классы, до 15 человек)
- Экскурсия-игра «Сыщики в музее» (5 – 8 классы, до 20 человек)
- Экскурсия-игра «Что скрывает старый дом» (3 – 11 классы, до 15 человек)
- Беседа «Художники-фронтовики».

Стоимость 1 билета – 40 рублей.

  Главная задача в нашей («музейщиков») работе сегодня – сделать так, чтобы дети не просто приходили, но и ВОЗВРАЩАЛИСЬ в музей. Я сама и не помню, когда первый раз была в музее, наверное, была очень маленькой. Но я помню, что Мельникова В.Е., классный руководитель нашего 7 «В» класса средней школы № 2 г.Куйбышева организовала «поход» через р.Омь (в зимнее время) в дом-музей В.В. Куйбышева, из чего формировался (как мне кажется) тот особый дух, который я почувствовала еще ребенком – дух музея!!! Прийти в музей в детском возрасте очень важно!
  Уважаемые взрослые, вы нередко задаете вопрос: «С какого возраста начать?». Ошибаются те родители, которые часто приходят к выводу, что лучше подождать, пока ребенок повзрослеет. Однако приучать детей к нравственно-культурным ценностям, музеям, театрам, памятникам архитектуры, учить любить свой город следует с раннего возраста. У повзрослевших детей не возникнет интереса посещать культурные места, если такая потребность не сформировалась в детстве. Поэтому ответ на этот вопрос: «Чем раньше – тем лучше». Посещение музеев расширяет кругозор детей, воспитывает в ребятах эстетическое отношение к объектам культуры и искусства, вдохновляет, учит удивляться, воображать и мечтать.
  Уважаемые родители! Рекомендуется планировать первые культпоходы в музей уже с 4 лет, поскольку с раннего возраста у человека развивается зрительная память, теоретическое мышление и художественное восприятие, формируется нравственный облик. С этого возраста дети осознают себя в окружающем мире, у них развивается познавательная активность. Рассматривая уникальные экспонаты, мемориальные предметы и портреты выдающихся людей, дети уже способны проявлять эмоции и высказывать свое отношение к увиденному. В 5–7 лет дети активно делятся своими наблюдениями со сверстниками и взрослыми. А есть родители, которые не хотят скучно сидеть с ребенком дома и начинают брать с собой совсем малышей в детских колясках. Но это больше поход для взрослых!!!
  А еще мне близка мысль С.Е. Корнеева, советника Президента Союза музеев России: «Сегодняшние дети воспринимают информацию через интерактив, соцсети и интернет, и в тоже время через возможность потрогать и посмотреть. И это сильная сторона музея, который может сочетать все современные инструменты рассказа и настоящую историю, дух места, коллекцию и экспонаты».

 Исходя из вышесказанного, хочу предложить:

2

  Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Музей – это всегда маленькая запоминающаяся история, которая проживается вместе. Это одно из лучших мест, где родители отходят от наставнической роли и становятся компаньонами своему ребенку. Посещение музея всей семьей дает возможность лучше узнать друг друга, вести содержательные беседы и разделять совместные эмоции, все это способствует укреплению семейных уз. Большинство привычек человек приобретает еще в детстве. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок получал настоящее удовольствие от посещения музеев, будьте для него примером и показывайте ему свою заинтересованность в истории и культуре!!!
  В рамках Декады «Музей и дети» на базе музея пройдет районная профильная смена «Краевед» для актива школьных музеев (организатор – МБОУ ДО «Куйбышевский ДДТ»). Программа курса ориентирована на обучение методике изучения истории родного края, формирования интереса к историческому поиску. Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
  Данная программа многоплановая, она включает в себя лекции, разработку и подготовку тематических экскурсий для обучающихся, дает возможность профессиональной ориентации учащихся.

3

  Знакомство с музеем необходимо начинать с экскурсий по постоянно-действующим экспозициям. В нашем музее экскурсионная работа в первую очередь направлена на учащихся и студентов образовательных организаций Куйбышевского района. Базовые экскурсии – обзорные экскурсии по экспозициям музея: «Каинск. 1722 – 1917гг.»; «Дворовое купеческое хозяйство кон. ХIХ - нач. ХХвв.»; «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945гг.»; «Каинск – Куйбышев. 19142 – 1991гг.»; «Каинск – город политической ссылки» и пешеходные тематические экскурсии по историческим и архитектурным памятникам г.Куйбышева. Музейные экскурсии проводятся дифференцированно, с учетом возрастных, образовательных, профессиональных особенностей экскурсионных групп. Особой популярностью у посетителей пользуются познавательно-игровые экскурсии: для дошкольников и учащихся младших классов – «Отгадай загадку – найди предмет», для обучающихся среднего звена школы – «Сыщики в музее» и «Открой все наши тайны», для старших школьников и взрослого населения – Мега-квест «Для самых умных». Такая форма работы иллюстрирует исторические события местного края.\
  Особый колорит Музейному комплексу г.Куйбышева придает мемориальный дом-музей В.В. Куйбышева. Помимо обзорных экскурсий по экспозициям «Каинск – город политической ссылки», «Политические репрессии 20 – 50-х гг. ХХв.», Вам предложат беседы, организуемые при музее. Тематика бесед рассчитана в первую очередь на учащуюся молодежь: «Из истории г. Каинска – Куйбышева»; «Из истории сибирской ссылки»; «Памяти Валериана Владимировича Куйбышева посвящается»; «Его именем назван наш город»; «Куйбышев – город, в котором я живу»; «Каинск-Куйбышев: по следам гражданской войны»; «Из Каинска – в Куйбышев … История о том, как наш город получил новое имя».

4   5

  В период Декады «Музей и дети» (и не только) работает выставка «Удивительные камни» из фондов Новосибирского областного краеведческого музея. Здесь вы познакомитесь с их разнообразием и научитесь отличать минералы от горных пород, узнаете больше об их применении, местонахождении и способах добычи…
  Простое, но емкое слово «камень» вполне применимо к большинству полезных ископаемых, известных человеку. Камнями называют и простые булыжники, используемые в строительстве, и драгоценные камни, украшающие витрины ювелирных салонов. Конечно, на этой выставке показаны далеко не все «полезные камни», в природе их гораздо больше. Но даже эти, немногие, экспонаты могут дать представление о богатстве и разнообразии земных недр.
  На выставке в представлены минералы, характерные не только для Новосибирской области, но и в целом для России. Здесь можно полюбоваться природной красотой неограненных минералов. Они причудливо обработаны естественной средой и имеют разную форму и редкие узоры. Найти такой обычному человеку практически невозможно – недра Новосибирской области совсем небогаты минералами и горными породами. Можно найти мрамор, гранит, а если сильно повезет – то и боксит, из которого делают всем известный алюминий. Из необычных минеральных пород на выставке можно увидеть амазонит, внешне он похож на малахит – ценный ювелирно-поделочный камень.

6

  …Наконец-то мы добрались до «ЭКСПЕРИМЕНТАРиУМА». Стоит ли своих денег большая интерактивная экспозиция? …Как образуется торнадо? Как Леонардо да Винчи построил мост без единого гвоздя? Что такое тепловизор? Умеют ли магниты летать, а маятники – рисовать? На эти и многие другие вопросы вы сможете найти ответ в музее занимательных наук «ЭКСПЕРИМЕНТАНиУМ».
  Музей ЭКСПЕРИМЕНТАРиУМ» советую всем родителям, чьи дети уже стали школьниками или близки к этому. Я бы лично не рекомендовала приходить с совсем малышами, которым нет пяти. Они, конечно, все потрогают и будут рады, но поймут ли?..

7

8

 

  В настоящее время все более популярными становятся электронные публикации, доступ к которым открыт в сети Интернет – сайты музеев. На сегодняшний день в Интернете представлено несколько тысяч музееев со всего мира. Сайт отражает «лицо» музея, «обращенное в открытое информационное пространство». Музейный комплекс г.Куйбышева имеет сайт «Музейные ведомости» – http://museumcomplexnso.ru/ .
Музейный комплекс г.Куйбышева предлагает:

 «Сибирь моя…»:       
http://museumcomplexnso.ru/index.php/477-8-noyabrya-den-sibiri-ili-den-blagodareniya-sibiri-prazdnik-vzaimoponimaniya-i-druzhby

«Этнография в экспозиции музея: Уважай прошлое, твори будущее»:
 http://museumcomplexnso.ru/index.php/471-kainsk-mnogonatsionalnyj-vekov-svyazuyushchaya-nit

 «По улочкам родного города проедем с «ветерком»…»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/462-istoriko-arkhitekturnye-dostoprimechatelnosti-g-kujbysheva

Интернет-проект «Война. Победа. Память.»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/28-vojna-pobeda-pamyat/294-vojna-pobeda-pamyat

Интернет-проект «Лекционные пятницы в музее»:
 http://museumcomplexnso.ru/index.php/lektsionnye-pyatnitsy-v-muzee

Интернет – проект «Предметный разговор» в четверг»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/46-predmetnyj-razgovor-v-chetverg/526-predmetnyj-razgovor-v-chetverg

Просветительный Интернет-проект

 «Виртуальный музей для счастливых детей…»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/415-virtualnyj-muzej-dlya-schastlivykh-detej-2

Интернет-проект «Музей на расстоянии»:
 http://museumcomplexnso.ru/index.php/36-muzej-na-rasstoyanii/421-muzej-na-rasstoyanii

Интернет-проект «Музейная игротека»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/39-muzejnaya-igroteka/468-muzejnaya-igroteka

  Очевидно, что музейные мероприятия на сайте музея «Музейные ведомости» не могут рассматриваться как альтернатива реальному музею, но выполняют образовательные функции. Это прекрасная возможность показать посетителям экспозицию и фонды музея. Онлайн-проекты являются дополнением к посещению музея реального, а не конкурируют с ним.
  Рекомендую изучить данные материалы – это прекрасная возможность сохранить культурное наследие для будущих поколений!!!
  Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Нам важно Ваше мнение о нашем музее, ведь каждый воспринимает музей по-разному! Присылайте свои фото и видеоматериалы, делитесь своим мыслями и рассуждениями о том, чем наш музей смог удивить и порадовать Вас, и о том, что нового Вы узнали!
  До встречи в музее!

Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела