bessmertnii polk

voina pobeda pamiat

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

god pamiati

Koronavirus

gos katakog

versia slabovid

Май, 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

КАИНСК МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ: ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ

Онлайн-мероприятие
«Этнография в экспозиции музея: Уважай прошлое, твори будущее»

  С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе… А может она начинается с посещения нашего музея…
  Сегодня Музейный комплекс города Куйбышева – один из наиболее значительных муниципальных музеев Новосибирской области. Фонды муниципального казенного учреждения культуры  города Куйбышева  Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс»  представляют собой собрание музейных предметов материальной и духовной культуры по истории  г.Куйбышева и Куйбышевского района Новосибирской области  с древнейших времен и до наших дней. В числе ценнейших коллекций музея – археологическая коллекция эпохи барабинских татар ХIV- ХVIвв. и русских 2-ой пол. ХIХв.
  В России, как в стране многонациональной, несущей в себе множество ярких и самобытных культур разных народов и национальностей, музеи подчинены идее популяризации и сохранения их традиций и обычаев. Не исключением является и наш музей!!!

1

  Что есть «этнографическая экспозиция»? Просто так сказать сложно. Но, очевидно, что старинные экспонаты и есть пример этноса – прямой образец, который стремится сохранить музей.
  Обращаясь к истокам, следует напомнить о том, что первая этнографическая экспозиция выставлялась в петербургском музее – Кунсткамере, там же вскоре стали собираться и целые этнографические коллекции. Проходят годы, а значимость этнографической экспозиции нисколько ни умаляется, она всё также важна и необходима современному человеку, она всё также образовывает его.
  Демонстрация этнографических вещей осуществляется на практике в современных музеях через показ бытовых сцен или отдельно взятый предмет (экспонат). Атрибутика прошлого времени, экспонаты прошедшие когда-то события прежних лет, помогают почувствовать эпоху, ощутить дух и силу времени, присутствие в внутри тебя чувства патриотизма!!!

2

  Музейный комплекс города Куйбышева Новосибирской области: здесь «живут» уникальные вещи, которые уже трудно встретить в обиходе… Народные промыслы, убранство жилища, традиционные ремесла...

3

Фрагмент экспозиции: Комплекс «Барабинские татары»

  Изучение народов, населявших территорию современной Новосибирской области в XIII – XVII вв., в основном, возможно благодаря данным археологии. До нашего времени дошли различные памятники: это места, где они проживали – поселения, городища и места захоронения –  могильники. Судя по имеющимся вещественным остаткам, полученным на археологических памятниках, оставленных населением Барабы и региона, мы можем говорить о формировании тюркоязычного этнического образования, получившего впоследствии название западносибирские татары. По месту своего проживания они делились на тобольских, тюменских, тарских, барабинских, чатских и др. Центральную и западную часть современной Новосибирской области в период XIII – ХVII вв. занимали барабинские татары.
  Барабинские татары, или барабинцы, с давних времен проживали в пределах Барабы, которая имеет естественные границы: на севере – река Тара и Васюганские болота, на западе – по реке Иртыш, на юге – по южному берегу озера Чаны, рекам Каргат и Чулым, на востоке – по зоне Приобских боров.
  Во второй половине XVI в. барабинцы, хотя и платили ясак Сибирскому ханству, но сохраняли некую автономность и имели с татарами союзнические отношения. Наместником Кучума в Барабе был Буян-бий, резиденция которого находилась в городе Тон-Тура (Вознесенское городище, Кузнецова Гора, ныне Венгеровский район Новосибирской области):

Культурное наследство Новосибирской области:

http://www.nasledie-nso.ru/node/290

  Русскую же историю барабинцев можно отмерять с весны 1595 г., когда тарский воевода князь Андрей Елецкий предпринимает новую попытку разгромить Кучума. Служилые люди числом 483 человека прошли около 300 верст в полном боевом снаряжении и добились значительного успеха, приведя к присяге целые волости и захватив в плен одного из приближенных Кучума мурзу Чангула.

Библиотека сибирского краеведения:
«Дорусская история: Бараба»

http://bsk.nios.ru/content/dorusskaya-istoriya-baraba

  После присоединения Барабы к российскому государству край этот на протяжении всего XVII столетия был предоставлен самому себе и его зависимость выражалась в уплате налога (ясака).
  Если в XVII столетии Бараба состояла исключительно из татарского населения, то в 40-х гг. XVIII столетия в Каинском округе уже существуют три форпоста (Усть-Тартасский, Каинский, Каргатский, где выполняли военную службу русские казаки) и пять русских зимовок, лежащих по дороге на Колывань, вследствие чего татарское население в процентном отношении уже составляло 90%.
  В 60-х гг. ХVIII в., когда началась усиленная колонизация Барабы русскими, численность татарского населения понизилась до 69%. В 1803 г. все количество жителей мужского пола татар в Каинском округе составило 2528 душ или 20% населения. В 1883 г. всего населения мужского пола числилось в Каинском округе 60336, из них татар было 2331 душ. или уже 3%.
  Все эти данные показывают, что татарское население, когда-то единственное в Барабе, медленно и постепенно растворилось в массе русского населения.
  В XVIII в., как показывают исследования Н.М. Ядринцева и С.К. Патканева, барабинские татары на территории современной Новосибирской области занимали все берега Чановских озер, а к 1880 – 1891 гг. – только северный и восточный. Н.М. Ядринцев считает, что передвижение их с южных берегов относится к концу_ХVШ – началу XX вв. в Барабинской степи. Однако во времена В.В. Радлова (60-е гг. XIX в.) основным центром барабинских татар был нынешний Каргатский и Убинский районы Новосибирской области. В Каргатском районе они остались в незначительном количестве и смешались с другими, переселившимися из европейских районов, татарами в селах Шибаки и, единично, Теренино. Из Убинского района барабинские татары переселились на запад – в соседние районы в конце XIX – начале XX вв.
  Еще до Великой Отечественной войны 194 – 1945 гг. барабинские татары жили в Усть-Тарском районе Новосибирской области в селе Угуй. Теперь там смешанное с прибывшими из европейских районов татарами население.
  В настоящее время барабинские татары живут в Барабинском, Куйбышевском, Чановском, Венгеровском, Кыштовском, Каргатском районах Новосибирской области. В 90-ые гг. XX в. их насчитывалось около 8000 человек обоего пола. Они живут и сейчас в следующих аулах (деревнях): в Барабинском районе аулы Тамдау (Тандов, Тандове), Бакчагюль (Ново-Курупаевка), Энгельде (Ингильдинка), Кесякей (Кусеевка), в Куйбышевском районе – Шагыр (Шагир), Омаул (Осинцево), Яргуль (Бергуль); в Чановском районе – Унар (Тармакуль), Кошкуль, Чёплигюль или Тилелюль (Тебисс), Белихте, Чёртанну или Чётанкуль (Малый Тебисс), Аялу (Аялуцк); в Венгеровском районе – Воробьи (в него вошли Мангыт, Акбалык), Улуцк (в него вошли Арынцасс, Кучугач); В Кыштовском районе -Кыштау (Кыштовка), в который вошли Большой Чалтак и Малый Чалтак), Янга Майзасс (Новый Майзасс), Тарлар (Альменево), Усманка, Чик (Чеки); в Каргатском районе, как уже отмечалось, барабинские татарские семьи есть в аулах Шибаки и Теренино.
  Основное занятие барабинских татар издавна – охота, скотоводство, рыболовство и позже – земледелие.
  Язык их – тюркский, в разное время определявшийся по разному: «татарский на Барабе» (XVIII в. П.С.Паллас, Г.Ф.Миллер, И.Г.Георги), «барабинский диалект», «барабинское наречие» (XIX в. – В.В.Радлов), один из «западносибирских тюркских диалектов» ( XX в. – В.А.Богородицкий).
  В настоящее время почти все барабинские татары двуязычны, молодое и среднее поколения хорошо владеют русским и татарским языками. Лишь люди старшего поколения говорят «по-местному» («по-барабацки», как они говорят). Официальные статистические отчеты XIX, начала ХХв. также отмечали двуязычность барабинских татар – местный язык и русский. А в «Списке народностей СССР» (1927 г.) обозначено – «язык барабинский, русский».

4

  Этнографические материалы барабинских татар представлены в экспозиции «Каинск. 122 – 1917гг.» (ул. Коммунистическая, 29)
  Материалы раздела экспозиции «Барабинские татары» представляют фрагментарный показ истории барабинских татар за большой период, с древнейших времен до начала ХХв., на основании изучения археологических, письменных и других исторических источников, трудов исследователей. Авторы экспозиции  рассматривают историю сибирских  татар как часть истории татарского народа в целом. С гордостью музей представляет свои экспонаты: камзол татарский с серебряными застежками XIXв. и др. оформлением из серебра, серебряные элементы нагрудных украшений камзола XIX века, браслеты орнаментированные конца XIX – начала ХХ вв., височные украшения середины XIXв. (по определению монет), учебная литература на арабском языке (математика, эстетика, арабский язык и религия) 1911 – 1912гг., предметы религиозного культа (напр., четки, Коран и т.д.) и быта (напр., кумганы нач.ХХв., читек и т.д.). Этнографические материалы являются ценнейшим источником для изучения и демонстрации в экспозиции Куйбышевского краеведческого музея  процесса развития национально-самобытной культуры местного населения –  барабинских татар.

5   6

 Фрагмент комплекса «Барабинские татары»

  Национальная одежда барабинских татар: В национальном костюме стандартно отражаются мастерство людей, индивидуальные черты, характер, эстетические вкусы, трепетное отношение к природе. Наиболее ярко это проявилось в колоритных, богатых традиционных нарядах татарских мужчин и женщин. Их одежда восхищает красивейшим орнаментом, тканями насыщенных «восточных» цветов, высокохудожественными аксессуарами и украшениями. Испокон веков татарский национальный костюм являлся значимым индикатором социального положения, возраста человека, отражал тайны и традиции народа. Наряд шили с применением меха, натуральной мягкой кожи, дорогостоящего сукна. Обувь и шапки подбирались с учетом погодных условий. Активно использовались ювелирные украшения с крупными камнями, бисером, перьями, шнурками, дорогими металлами. Полностью собранный комплект был многофункциональным и вариативным, подходил для праздников и будней, конных поездок, кочевой жизни, широко применялся во время исполнения национальных танцев. Несмотря на то, что сегодня он используется преимущественно для празднований, торжеств, выступлений, уважительное и трепетное отношение татар к наряду остается прежним.
  В женском костюме большое внимание уделяется камзолу (жилет). Шьется камзол из плотной ткани (бархат) ярких цветов. По камзолу можно узнать о благосостоянии семьи. Богатыми считались камзолы, расшитые серебряными монетами, ювелирными украшениями. Это делалось не просто для красоты, монеты должны «звенеть», «отпугивая» таким образом злых духов. Камзол передавался из поколения в поколение: чем «старее» камзол, тем он богаче.

7

Женский головной убор, 70-80-е гг. ХХ.

  Главным элементом национального костюма являлся головной убор. Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок. По головному убору можно было определить возраст женщины, а также ее социальное и семейное положение. Незамужние девушки носили белые калфаки и у всех они были одинаковые. У замужних дам головные уборы различались по кланам. Женщины поверх калфака обязательно надевали платки, шали или покрывала.
  Кстати, калфаки тоже были разными. Некоторые чем-то напоминали тюбетейку, также украшенную и расшитую золотыми нитками, другой вид имел тряпичный заостренный конец, к которому крепилась бахрома из золотых ниток, свисающая немного вперед к лицу.

8

Головной убор девушки, 70-80-е гг. ХХ.

…Шёлковая большая фата (куши-чаулок) с золотыми цветами, простирающая по спине и укреплённая над колпаком…

  9

Туфли женские, тюбетейка мужская, 70-80-е гг. ХХ.

 Головной убор мужчин – тюбетейка. Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.
  Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике «кожаной мозаики». Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

10

Читек мужские, конец ХIХв.

  Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью. Верхней национальной татарской обувью были сапоги. Выделяют два типа  «высокой» обуви:
  - Сапоги с высоким голенищем на мягкой подошве «читек» — однотонные (обычно мужские) и «каюлы читек», украшенные мозаичным узором (как правило, женские);
  - Сапоги с высоким голенищем на твердой подошве «итек». Подметка и каблук подбивались деревянными и металлическими гвоздиками. Были исключительно узорными, каблук чаще всего был невысокий.

11

Украшения женские, ХIХв.

  Для дополнения повседневного или праздничного образа женщины всегда носили серьги в виде колец или с большими камнями, кисточками из бисера.
  Серьги – обязательный атрибут, который носили с раннего детства до самой старости. Уши девочкам прокалывали в 3−4 года. Форма серёжек была классической или позаимствованной у других народов.
  Татарские женщины  из всех драгоценных камней отдавали предпочтение сердолику, бирюзе, хрусталю, топазам и аметистам.
  Каждое украшение изготавливалось под заказ и передавалось по наследству, коллекция постепенно дополнялась новыми вещами. Это объясняет разнообразие и привлекательность старинных татарских украшений, дошедших до наших дней.
  ..Искусство татарских ювелиров широко известно. Браслеты для девушек и замужних женщин… Вот такая красота в витрине!
  Современная интерпретация: Современный костюм – это больше стилизация, нежели традиционный наряд в чистом виде. У него более яркие цвета, которые выглядят броско, нарядно и привлекают к себе внимание на традиционных гуляниях, во время исполнения танцев. Обязательными элементами стилизованного народного костюма остаются богатый растительный орнамент, дорогие ткани, калфак. Шапочка может иметь более современные формы, шьется она в тон платью или жилетке-разлетайке.
  Одеяния татар – это целая «симфония», вобравшая практичность, творческую фантазию и строгие каноны. ХХ век с его индустриализацией и интернационализацией всех сторон жизни унифицировал быт татар (равно как и других народов). Национальные одежды стали экспонатами музеев. И вроде бы ничего с этим не поделаешь. И всё-таки: «старые хвалим года, но в новое время живем мы: то и другое должны мы одинаково чтить», внушал в начале I века нашей эры римский поэт Овидий. Почитание «старых годов» должно воплощаться хотя бы в любопытстве к ним…

12   13

Экспозиция «Каинск. 1722 – 1917 гг.»

  Статус исторического города предусматривает необходимость более бережного отношения к своему городу, популяризации знаний об его истории. Острота этого вопроса приобретает особое значение в современных условиях, когда налицо нарушение глубоко-нравственного чувства истории, потеря культурной памяти. Исходя из этого посыла без внимания не следует оставлять экспозицию «Каинск. 1722 – 1917 гг.», которая является действительной гордостью нашего музея. Экспозиционное пространство разбито на отдельные комплексы, логически объединенные в единое целое. При проектировании были продуманы места прохода для групп посетителей с максимальными возможностями для обзора экспозиции и осмотра экспонатов.
  Основные задачи, которые решает данная экспозиция:
  - отразить процесс зарождения, становления, сохранения, развития и расцвета традиционной культуры и инноваций народов, проживающих на данной территории (г.Каинск, Каинский уезд);
  - внести вклад в процесс воспитания исторического сознания населения и его интернационалистского мировоззрения многонационального населения вышеобозначенного региона;
  - поддерживать статус музея как центра по сохранению и пропаганде этнокультурной среды г. Куйбышева и Куйбышевского района.
  Основной замысел экспозиции – показать русское сибирское крестьянство как особое многогранное явление народной культуры, материальной и духовной жизни.

14

 Фрагмент комплекса «Быт сибирских крестьян»

  Для этого представлена большая коллекция предметов хозяйства русских, которая отражает народный быт разных районов Западной Сибири, в основном, город Каинск и Каинский уезд конца XIX – начала ХХ вв. Экспозиция предметов русской этнографии включает предметы хозяйства, материальной и духовной культуры и, наконец, предметы одежды и украшения. Всегов экспозиции представлено более 180 музейных предметов. В составе вышеобозначенной коллекции есть орудия земледелия и скотоводства: железный плуг, серпы нескольких типов, косы – литовки, грабли,  путы.

15

 Фрагмент комплекса «Прядение и ткачество сибирских крестьян»

 Наиболее полно в экспозиции представлено прядение и ткачество русского населения г.Каинска и уезда: значительную часть этой коллекции составляют ткани домашней выделки (в большей степени, небольшие образцы) – холсты (преимущественно, льняные многоремизного и рельефного мелкоузорчатого ткачества).  Предметы Куйбышевского краеведческого музея  представленные в экспозиции, позволяют достаточно полно представить весть технологический процесс от обработки исходного сырья до получения полотна. В их составе мялка, трепала, щети, гребни, веретена, прялки, самопрялки, образцы нитей, вьюшка, скально, ткацкий станок и детали к ним. Несомненную ценность имеет коллекция керамики (крынки, кувшины, горшки и т.д.), как образец гончарной продукции. В составе экспозиции есть предметы домашнего хозяйства: жернова, ступы, пест (новодел), маслобойки, лопаты, коромысло, кочерга, скалка, рубели, вальки…

16

Валек, скалка. ХIХв.

  Валек: На Руси до середины прошлого века для разглаживания ткани использовали набор из скалки – небольшой палки с ровным круглым сечением и валька (в интерпретации – рубель) – плоского деревянного бруска с рукоятью и ребристой нижней рабочей поверхностью. Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку, получалась скатка, на которую сверху укладывали валек зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая валек обеими руками за рукоять и противоположный конец.
  Современный утюг и не справился бы со старинными тканями; изготавливались они вручную, в основном, изо льна, и грубы были настолько, что после стирки колом стояли. Обработка вальком не только удаляла складки на ткани, но и делала ее мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем!»
  Гладить тогда по физической нагрузке было равнозначно тому, что сейчас в тренажерный зал сходить! Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано.
  Часто, такие вещи, как валек передавались в семье из поколения в поколение.

17   19

18   20

Фотография в музейной экспозиции

  Определенную роль в экспозиционном пространстве играют фотографии с народными типажами и занятиями крестьян, купечества конца ХIХ – нач. ХХвв., которые не только несут информацию, но создают исторический фон эпохи, работают на образ экспозиции.
  Настало время по-новому взглянуть на значение и функции фотографий…, как это ни странно.
  Фотография – особая веха в истории развития жанра портрета. Старые снимки стали важнейшим свидетельством истории культуры. До наших дней донесли они облик людей, чья деятельность оказывала влияние на развитие русской культуры, сохраняя моментальное выражение их лиц, характерные жесты, особенности костюмов, детали быта.
  Фотография в России получает большое распространение и прочно входит в быт во второй половине XIXв. В г.Каинске (Куйбышеве) в конце XIXв. были открыты фотосалоны: «Беловъ», «Шкроевский Домъ». До наших дней сохранились фотографии этих салонов, прекрасно оформленные, изумляющие редкостным качеством и чистотой исполнения. На каждом снимке под изображение непременная надпись «Беловъ», «Шкроевский Домъ».  Большая коллекция фотографий этого периода хранится в фондах Куйбышевского краеведческого музея и Дома-музея В.В.Куйбышева. Лишь небольшая часть этих фотографий использована в музыкальном альбоме «Лица минувшей эпохи».
  Старые фотографии печатались обычно в серых, голубоватых, золотистых, коричневых и черно-белых тонах. Под изображением либо на обороте фирменных бланков размещались медали за участие в мануфактурных выставках.  Тщательно подбирались шрифты – тесненные или выпуклые, которыми набирались фамилии и адреса владельцев фотозаведений. При этом фантазии и выдумке в оформлении не было предела. Открывался особый мир со своим языком и символикой, где ничего не делалось просто так, для красоты – все подчинялось строгим правилам и закону в полном смысле слова… Сегодня смотришь на эти прекрасные лица и еще раз убеждаешься – нам всегда было, откуда черпать силы, возвышать достоинства и духовность нации.

21

  Каинск был одним из первых сибирских городов в начале XIXв. официально определенных в качестве места расселения евреев. Существует легенда: «евреев сослали из приграничного местечка в Белоруссии, где они занимались контрабандой. А чтобы оную пресечь, всех до единого жителей местечка и отправили в Сибирь».
  Когда через город проезжал знаменитый Сперанский, он написал в своем дневнике: «Каинск – маленький городок, ныне только в план приведенный. Множество жидов и цыган». Прошло почти полвека и в Каинске появилась довольно многочисленная община. По данным 1858г. в Каинском округе было 1008 евреев, что составляло 41% всех евреев Томской губернии. Около 40% из них проживали в Каинске и составляли они 12% жителей города. Декабрист Иван Завалишин отмечал, что Каинск в шутку называют «сибирским Иерусалимом».
  Сохранились и наблюдения за жизнью еврейской общины Каинска. В книге «Сибирь и каторга», выпущенной в Санкт-Петербурге в 1900г., С. Максимов писал: «Там коммерческая суетня и толкотня. В Сибири также думали превратить евреев в хлебопашцев, но и здесь, как и в Западной России, народ этот сумел разбить всякие надежды; и упрямо остался при своих качествах. Из города Каинска евреи умудрились сделать такой же город, каких неисчислимое множество во всем западном крае России. Каинск сибиряки справедливо называют «сибирским Иерусалимом… Из городка, не имеющего никакого промышленного и торгового движения, как все города Сибири, вообще углубленного в себя и мертвенно молчащего, евреи сделали крикливый, живой и торговый. На площадке приладился рынок, выросли, как грибы, лавчонки, в лавчонках засели еврейки. Евреи, сбиваясь в многообразные и многочисленные кучки, машут руками, бегая по улицам, машут фалдами длиннополых казинетовых сюртуков… Евреи же добились того, что в Каинске теперь одно из главных мест склада всего пушного товара (особенно беличьих хвостов), отправляемого за границу, на Лейпцигскую ярмарку. Поэтому-то на такой печальный и убогий городок с 700-ми жителей насчитывается до 70 купцов».

22

 Моисеев Ион Борисович с дочерьми Соней, Гелей, Саррой (слева направо). 1910г.

23

Семья Корытковского Франца Вильгельмовича (сидит в центре),
(с 1895г. - начальник Каинской Почтово-Телеграфной Конторы)

  Современники так оценивали экономическую роль евреев в городах региона (из книги «Сибирские евреи». 1911 г.): «…всякому, хотя бы сколько-нибудь знакомому с сибирскими евреями, невольно бросается в глаза преобладающая роль последних в мелкой и средней торговле, мелком ремесле и извозе. В некоторых городах имеется даже особый тип мелких торговцев-евреев, так называемых барахольщиков, занимающихся покупкой и продажей случайных вещей и вообще разного «хлама». А этот промысел далеко не из завидных. В других городах процент евреев, занятых извозом (большей частью «ломовики«), доходит до 15–20 и больше. Вы встречаете также сибирских евреев в списке владельцев мыловаренных, кожевенных, шорных и дробильных заводов, но и эти заведения ничтожны по своей производительности». Евреи весьма активно занимались ремеслами. В середине1860-х годов в Каинске жили 122 ремесленника и все они были евреями, из них: 20 булочников, 15 мясников, 10 портных, 13 сапожников, 6 печников, 17 столяров, 12 кузнецов, 10 извозчиков, а также хлебники, кондитеры, шорники, медники, коновалы и часовщики. Но надо заметить и такой факт: единственная заметная по численности в регионе колония евреев-земледельцев была именно в Каинском округе – 15% от всех евреев округа.

24   25

Приглашение на свадьбу Минея Куперштоха и Сарры Моисеевой в Каинске. 1911г.
Семья Миней и Сарра Куперштох. Ст.Каинск. Прим. 1912 – 1914гг.

  Евреи наибольший вклад вносили именно в торговлю, где их доля насчитывала более трети от числа всех занятых в отрасли.
  В начале прошлого века среди предпринимателей Каинска выделялись купец 1-й гильдии кожзаводчик Моисей Левако, купец С. Тинкер, который содержал кожевенное и мыловаренное производство. Л. Лощинский вел бакалейную торговлю, Д. Куперштох торговал сельскохозяйственными орудиями и мануфактурой, Я. Мощинский – табачными изделиями. В городе действовала торговая фирма К. Гольбека, отделение фирмы известного омского виноторговца М. Мариупольского. Кстати, о вине. Среди еврейских предпринимателей были опытные специалисты как раз по части винокурения, которых в Сибири не хватало. Приезжие евреи охотно шли на службу по виноторговой части, которая почему-то не пользовалась у сибиряков популярностью, и быстро составляли весьма значительные капиталы. В статистическом описании Каинска, составленном смотрителем уездного училища А. Якимовским в 1842г., указывалось: «Регулярно замещают эти места евреи, имеющие утонченную способность в отправлении должности винопродавца. Они первые толпятся в прихожей управляющего питейными сборами. Получая желаемое и поправя свое состояние, оставляют таковое занятие, берут на себя лавку, начиная торговать красивым товаром». Каким же был образ жизни евреев Западной Сибири? Вот свидетельство современника: «Евреи, проживающие в городах и округах губернии, употребляют в разговорах между собою особый жаргон, нечто вроде испорченного немецкого языка, с русскими же говорят по-русски довольно хорошо. Строго соблюдая правила своей религии, они вина пьют мало, а пьяниц между ними и совсем нет; к физическому же труду евреи мало способны, или, по крайней мере, всеми силами стараются избегать его».
  Еврейское население не имело в глазах сибиряков образа «чужака», порождающего враждебность, как это случалось в европейской части империи. Сибиряки отличались большой веротерпимостью, а кроме того, они ведь прекрасно понимали, что люди, оказавшиеся в этих краях, прибыли сюда в большинстве своем отнюдь не по собственному желанию… Один из сибирских историков пишет об этом: «Как и большинство сибиряков, они были либо преступниками, нарушившими закон, либо авантюристами и искателями приключений, либо хваткими, образованными и предприимчивыми коммерсантами. В психологическом портрете этих людей преобладали… деловая сметка, высокая социальная активность и мобильность, терпимость к инакомыслию, отсутствие раболепия перед властью, чинами и чиновниками, склонности к либеральным политическим течениям, яркий индивидуализм, странно сочетающийся с корпоративностью и коллективизмом… Важно, что в окружающем обществе преобладал тот же психологический тип. Евреи не выглядели ни бунтарями, ни «белыми воронами». Ценили также предприимчивость евреев: «Неутомимая деятельность и свойственная им бережливость скоро обратили внимание на них соотечественников их – христиан, и приобрели им, таким образом, полное доверие». В еврейских семьях патриархальные семейные традиции играли большую роль, чем в семействах русских. В еврейских семьях традиционно насчитывалось больше детей – не меньше 4–5, против 2–3 в семьях русских. Кроме того, взрослые еврейские дети позже отделялись от отцовских семей, чем русские. Сыновья евреев, даже женившись, более продолжительное время оставались в семье родителей. Все тот же С. Максимов писал в своей книге: «Поколение, народившееся в Сибири, не знает польского и довольно сильно в русском. Третье поколение забывает и еврейский язык и даже дома со своими непременно говорит по-русски… В четвертом, третьем поколении неофита все следы еврейства совершенно сглаживаются». Поэтому все больше распространяются и русские фамилии среди сибирских евреев. Наличие в Каинске столь многочисленной и состоятельной еврейской общины предопределило то, что в городе уже в середине XIX века появилась молитвенная школа. А в 1892г. на улице Александровской появляется двухэтажная деревянная синагога… (см. фото выше).
  .. в настоящее время ничего не осталось ни от синагог, ни от школ. Даже от старого еврейского кладбища, которое хорошо помнят каинские старожилы, не сохранилось ровным счётом ничего… Так что, если что и осталось в современном Куйбышеве от того Каинска, так это только специфические фамилии некоторых горожан и всероссийская известность цареубийцы Якова Юровского, который родом был из того самого Каинска… (https://vn.ru/news-80756/)

26  

27

 Польский костел в Каинске. Нач. ХХв.
«Сыбирак» (именно так в польском языке произносится русское слово «сибиряк») – так стали именовать сосланные поляки.

  Поляки – народ, образовавший одно из национальных  меньшинств Сибири. Оно возникло в результате насильственной  и добровольной миграций XVII–XX вв., которое может рассматриваться как этническая группа иммигрантского происхождения. Наряду с политической ссылкой существовал ряд иных путей проникновения поляков в Сибирь: в XIX – нач. XX вв. – направление на военую, административную религиозную службу; в кон. XIX – нач. XX в. – привлечение специалистов в связи с железно-дорожным строительством и хозяйственным развитием региона, добровольное переселение крестьян на неосвоенные земли, в 1940-е гг. – депортации.

28

 Семья польских переселенцев. Кон. XIXв. – нач. XXв.

29

 Потомки семьи Добряшкус – польских переселенцев. 1930г.

  В начале 1830-х гг. на территориях Царства Польского, в Литве и Белоруссии развернулось широкое патриотическое движение за независимость. Против его участников российское правительство активно применяло политическую ссылку в Сибирь. После подавления Ноябрьского польского восстания 1830–31гг.  массовая политическая ссылка поляков в Сибирь приобрела регулярный характер и стала одним из источников формирования мест польской диаспоры. Таким местом стал и город Каинск.
  После восстания в Польше 1863 г. в Томскую губернию было водворено большое число поляков. Эти ссыльные получили официальное наименование польских переселенцев. Для руководства переселением был назначен заведующий делами по их водворению барон Фелькерзам, имевший резиденцию в с. Спасском Каинского округа Томской губ.

 Статья «Польские переселенцы в Томской губернии (середина XIX в.)»:

https://zaimka.ru/mainicheva-polish-exiles/

Статья «Из истории польской ссылки второй половины ХIХ в. в Западной Сибири»:

https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-polskoy-ssylki-vtoroy-poloviny-xix-v-v-zapadnoy-sibiri

 Статья «Поляки в Сибири»:

 http://bsk.nios.ru/enciklodediya/polyaki-v-sibiri

30

  Сибирские немцы. Что за народ такой? Новосибирская область относится к числу тех российских регионов, в этническом составе которых значительную долю занимают немцы. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г. в этой области проживает около 31000 немцев. По численности российские немцы занимают второе место после представителей русского этноса и составляют 1,2% от общего числа жителей рассматриваемого региона. Немцы оказались в Куйбышевском районе не только по собственной воле, но и в результате хорошо известной депортации (приказ Сталина о расформировании Поволжской республики в 1941г.). Сегодня немногочисленные носители немецкой культуры по-прежнему живут в нашем городе. Потомки немецких спецпереселенцев сохранили в своей повседневной жизни свои этнические традиции.  Немецкие семьи, по мнению их русских соседей, всегда отличались трудолюбием, склонностью к аккуратности, терпением и добротой.  До сих пор в немецких семьях между собой  говорят на родном языке, готовят традиционные немецкие блюда, отмечают по европейскому стилю и в соответствии с традициями Пасху, Рождество, Троицу, Праздник Никалауса…
  Как немецкие семьи, пережившие депортацию в Сибирь, сохраняют память о своих корнях – память именно культурную? В книгах, в вышивках, в песнях, в кружеве, в былинах, в сказках…
  В нашем музее в экспозиции «Каинск – Куйбышев. 1914 – 1991гг.»  (ул. Папшева, 5) есть комплекс, состоящий из трех разделов: «Немцы в российской истории», «Семья и быт российских немцев» и «Российские немцы в современной России», где можно познакомиться с фотокопиями редких предметов – документов, карт, гравюр и фотографий, хранящихся в музеях и архивах России и Германии.

31   32

33   34

Фрагменты комплекса «Немцы в Сибири»

  Отдельное внимание заслуживает народный костюм. Народный костюм у немцев в России складывался под влиянием многих обстоятельств. При переселении в Россию немцы имели одежду и обувь, характерные для их сословия и того региона, откуда они приехали. Их одежда не была похожа на одежду окружающего населения в новых местах проживания. Обувь из кожи, жилеты, шляпы и кружевные чепцы – эти элементы одежды бытовали в городской среде с петровских времен, когда введена мода на все европейское, но были совсем нехарактерные для русских или украинских крестьян. Поэтому сначала колонисты очень сильно отличались по внешнему виду от других жителей России.

35

Немецкий женский костюм (новодел). 2015г.

  Женская одежда, представленная в разделе экспозиции, была изготовлена согласно требованиям исторического костюма поволжских немцев.
  Наибольшее влияние на костюм поволжских немцев оказали костюмы земли Гессен второй половины XVIII в.
  В женский костюм входило:
  - белая полотняная рубаха «Hemd» с широкими рукавами, сосборенными по окату и у запястья, с прямым воротником-стойкой и небольшим разрезом у груди. Рубаха выступала снизу из-под юбок на 10-12 см. Используемая ткань – батист или кисея с тканным рисунком;
  - основная (верхняя) юбка «Rock» шилась хлопка, атласа, шерсти. Традиционная расцветка – тёмная в узкую бордовую полоску. Юбок коротких до середины икры разного цвета насчитывалось сразу несколько, в зависимости от погоды, используемая ткань – лён, конопля, ситец, коленкор;
  - спереди юбку закрывал передник, он мог быть чисто белым или в узкую продольную полоску;
  - поверх рубахи надевался ливчик-корсаж с глубоким вырезом и шнуровкой спереди;
 - под шнуровкой на груди фиксировался украшенный вышивкой нагрудник «Brustmuch», с одним корсажем можно было иметь несколько взаимозаменяемых нагрудников;
  - головными уборами служили различные чепцы. Данный чепец на мягкой основе, украшенный по всему полу вышивкой и двумя лентами сзади «Betzel».
  …В наши дни многие имеют обширный опыт прямого общения и личного знакомства с различными странами и культурами. Казалось бы, что при этом музеям должно становиться все труднее предложить что-либо уникальное и неожиданное. Но это не так! Только в музее происходит более глубокое восприятие информации и  появляется новый взгляд на самые разные этнографические вопросы.
  В нашем музее большую роль в экспозиции играет цветовое и световое решения. Основные цвета экспозиции – капут – мортуум - бордовый  (холодный) и оттенок серого (теплый). Два этих цвета, работающих в единой «связке» не конкурируют друг с другом. Напротив, благодаря нюансному сочетанию теплых и холодных по своей сути колористических тонов, вся цветовая среда зала обретает определенный порядок. Особое внимание уделено созданию эстетической среды для музейных предметов в экспозиционном зале: витрины из «чистого» дерева повторяют образцы мебели XIXв.  В витринах часть музейных предметов скрыта  в полумраке, другие ярко освещены: в первый момент посетителя привлекает яркое пятно освещенного пространства, а затем внимание переносится непосредственно на экспонат.
  Маршрут осмотра экспозиции – кольцевой.
  Таким образом, экспозиции «г.Каинск. 1722 – 1917гг.», «Каинск – Куйбышев. 1914 – 1991 гг.» как по глубине научного содержания и масштабности поставленных задач, так и по архитектурно-художественному уровню отражают новейшие достижения исторической, этнографической и музееведческой наук, а также соответствует запросам современного общества, доводят до сведения посетителей современный взгляд на историю родного края музейными средствами.
  Авторы проекта стремились соблюсти высокое музейное качество экспозиции, придать каждому разделу неповторимость, сохранить единство замысла при своеобразии каждой темы. Таким образом, в общеисторическом контексте каждый народ, проживающий на территории края (татары, русские, поляки, эстонцы, латыши и т.д.), должен быть охарактеризован музейными средствами в разных аспектах деятельности: непосредственный производитель материальных благ, участник общественно-политической жизни, создатель и потребитель культурных ценностей.

 Спасибо за внимание!

До новых встреч в музее!

Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела

Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com