qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

Петровская эпоха в истории России – современный научный взгляд

MEROPRIATIE

 Становление Московско-Сибирского тракта
на участке от Тары до Томска.
Транспортные коммуникации и опорные пункты
(конец XVII – середина XVIII века)

  Куйбышев, в прошлом Каинск – город, в котором я живу… Мы ходим по улицам… видим историко-архитектурные, культурные памятники… здания, по памяти проходим узнаваемые с детства дворы и переулки…
  Как много мы знаем о городе, в котором живем, сменившим три века своей истории?!... Каждый город уникален и хранит свою историю… 300 лет истории! 3 века событий жизни города! 3 века…
  …город Каинск получил статус исторического города и был включен в специальный реестр исторических городов России…. именно мы, жители своего города, оберегаем его историческое наследие… Поэтому необходимо знать историю своего края, своего города, чтобы с гордостью сказать: «Я живу в Куйбышеве-Каинске, основанном во времена Петра I…».
  Знание истории родного города обогащает любого человека. Но даже красивый вид памятников истории и культуры может наскучить человеку, если он не знает историю родной земли… Каждый уголок нашего города богат историческими событиями. Знание истории делает наши музейные экскурсии и прогулки по нашему городу незабываемыми… Да вот, например:
  «…Ведь здесь, на месте… стояла крепость, которая играла важное военное значение… здесь находился гарнизон…».
  История намного глубже и интереснее чем мы знаем… Нужно понять, что 300 лет назад наша территория не была такой, какой, мы ее представляем исходя из наших современных знаний… И мы будем в этом разбираться…

Петровская эпоха в истории России –
современный научный взгляд

1

  В 2022г. вышла монография: «Горохов С.В. Становление Московско-Сибирского тракта на участке от Тары до Томска. Транспортные коммуникации и опорные пункты (конец XVII – середина XVIII века) [Электронное издание сетевого распространения] / С. В. Горохов; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2022. – 378 с.».

2

Горохов С.В., к.и.н., НГУ

  Горохов Сергей Валерьевич – археолог, кандидат исторических наук (2012г.), специалист в области архитектуры деревянных оборонительных сооружений периода освоения Сибири и Дальнего Востока Российским государством, путей сообщения, христианского погребального обряда и ставрографии, русской нумизматики в Сибири, истории и историографии русской археологии в Сибири и на Дальнем Востоке.
  Монография посвящена выявлению маршрута Московско-Сибирского тракта на участке от г.Тары до г.Томска в конце XVII – середине XVIIIв. и реконструкции архитектуры оборонительных сооружений на этом пути, призванных обеспечивать безопасность движения людей и грузов (Барабинский, Первый и Второй Бергамакские остроги, Усть-Тартасский, Каинский и Убинский пасы (форпосты), Чаусский острог, Абаханское зимовье, Умревинский и Уртамский остроги). Основу источниковой базы составили картографические материалы С.У. Ремезова, путевые дневники Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина, а также С.Л. Владиславича-Рагузинского, возглавлявшего посольство Петра I к императору Китая. В монографии впервые публикуются переводы на русский язык путевых дневников Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина, относящиеся к их путешествию между р.Тарой и г.Томском, представлен обширный картографический материал, подробно отражающий реконструированный путь Московско-Сибирского тракта на исследуемом участке.

Горохов С. В.
Становление Московско-Сибирского тракта
 на участке от Тары до Томска.
Транспортные коммуникации и опорные пункты
 (конец XVII — середина XVIII века)
 [Электронное издание сетевого распространения]:

Скачать монографию можно здесь: https://disk.yandex.ru/d/5l05OGacDvpQkw

 От научного редактора:

  «На территории юга Западной Сибири в конце XVII — начале XVIII столетий формиро­вание основных транспортных магистралей было тесно связано с сооружением цепи различ­ных оборонительных сооружений (острогов, форпостов, пасов, редутов). В представленном издании автору на обширной источниковой базе (путевых заметок, картографии, исторических данных и результатов археологических исследований) удалось охарактеризовать взаимодей­ствие логистики и фортификации в лесостепном Обь-Иртышском междуречье и сопредельных территориях. Проведенная работа является результатом скрупулезного обобщения широкого спектра сведений, лежащих в основе убедительных реконструкций и атрибуций. Они выполне­ны на основе не только детального пространственного и топонимического анализа, но и на ав­торском прочтении ряда источников на иностранном (немецком) языке, ранее не представлен­ных в современной отечественной исторической литературе.
  Убедительность представленных в издании исторических реконструкций базируется на объективных критериях, которые необходимы для достижения успешного результата. Сре­ди них следует упомянуть несколько наиболее важных: 1) наличие подробного письменно­го описания и графического изображения археологического объекта; 2) присутствие в тексте опознаваемых природных ориентиров; 3) корреляция устаревших и современных топонимов и гидронимов; 4) указания в путевых дневниках расстояний между определенными пункта­ми, где располагался осмотренный археологический памятник, доступных для современного пересчета; 5) наличие хорошей современной археологической изученности (археологическое микрорайонирование) территории расположения описанного памятника; 6) учет и критика особенностей графического изображения объектов прошлого.
  Представленные автором монографии реконструкции не только убедительны, но и про­веряемы, что является важным в рамках научного подхода при корреляции исторических и ар­хеологических данных. Это позволяет совершенно на новом уровне воспринимать и интерпре­тировать ранее известные и вновь полученные сведения о транспортной и фортификационной инфраструктуре существовавшей на юге Западной Сибири начиная с петровского времени.»

д-р ист. наук А. П. Бородовский

  Цель представленного в главе 3 параграфа «Каинский пас (форпост)» (стр. 151-158) исследования состоит в локализации на местности Каинского паса (на территории современного города Куйбышева Новосибирской области) и реконструкции его планиграфии по данным письменных источников, в первую очередь путевого дневника И. Г. Гмелина (Gmelin, 1752b). Данная монография имеет высокую степень научной актуальности.

Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com