Петровская эпоха в истории России – современный научный взгляд
- Главная
- 30 января 2023
- Просмотров: 1094
Становление Московско-Сибирского тракта
на участке от Тары до Томска.
Транспортные коммуникации и опорные пункты
(конец XVII – середина XVIII века)
Куйбышев, в прошлом Каинск – город, в котором я живу… Мы ходим по улицам… видим историко-архитектурные, культурные памятники… здания, по памяти проходим узнаваемые с детства дворы и переулки…
Как много мы знаем о городе, в котором живем, сменившим три века своей истории?!... Каждый город уникален и хранит свою историю… 300 лет истории! 3 века событий жизни города! 3 века…
…город Каинск получил статус исторического города и был включен в специальный реестр исторических городов России…. именно мы, жители своего города, оберегаем его историческое наследие… Поэтому необходимо знать историю своего края, своего города, чтобы с гордостью сказать: «Я живу в Куйбышеве-Каинске, основанном во времена Петра I…».
Знание истории родного города обогащает любого человека. Но даже красивый вид памятников истории и культуры может наскучить человеку, если он не знает историю родной земли… Каждый уголок нашего города богат историческими событиями. Знание истории делает наши музейные экскурсии и прогулки по нашему городу незабываемыми… Да вот, например:
«…Ведь здесь, на месте… стояла крепость, которая играла важное военное значение… здесь находился гарнизон…».
История намного глубже и интереснее чем мы знаем… Нужно понять, что 300 лет назад наша территория не была такой, какой, мы ее представляем исходя из наших современных знаний… И мы будем в этом разбираться…
Петровская эпоха в истории России –
современный научный взгляд
В 2022г. вышла монография: «Горохов С.В. Становление Московско-Сибирского тракта на участке от Тары до Томска. Транспортные коммуникации и опорные пункты (конец XVII – середина XVIII века) [Электронное издание сетевого распространения] / С. В. Горохов; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2022. – 378 с.».
Горохов С.В., к.и.н., НГУ
Горохов Сергей Валерьевич – археолог, кандидат исторических наук (2012г.), специалист в области архитектуры деревянных оборонительных сооружений периода освоения Сибири и Дальнего Востока Российским государством, путей сообщения, христианского погребального обряда и ставрографии, русской нумизматики в Сибири, истории и историографии русской археологии в Сибири и на Дальнем Востоке.
Монография посвящена выявлению маршрута Московско-Сибирского тракта на участке от г.Тары до г.Томска в конце XVII – середине XVIIIв. и реконструкции архитектуры оборонительных сооружений на этом пути, призванных обеспечивать безопасность движения людей и грузов (Барабинский, Первый и Второй Бергамакские остроги, Усть-Тартасский, Каинский и Убинский пасы (форпосты), Чаусский острог, Абаханское зимовье, Умревинский и Уртамский остроги). Основу источниковой базы составили картографические материалы С.У. Ремезова, путевые дневники Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина, а также С.Л. Владиславича-Рагузинского, возглавлявшего посольство Петра I к императору Китая. В монографии впервые публикуются переводы на русский язык путевых дневников Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина, относящиеся к их путешествию между р.Тарой и г.Томском, представлен обширный картографический материал, подробно отражающий реконструированный путь Московско-Сибирского тракта на исследуемом участке.
Горохов С. В.
Становление Московско-Сибирского тракта
на участке от Тары до Томска.
Транспортные коммуникации и опорные пункты
(конец XVII — середина XVIII века)
[Электронное издание сетевого распространения]:
Скачать монографию можно здесь: https://disk.yandex.ru/d/5l05OGacDvpQkw
От научного редактора:
«На территории юга Западной Сибири в конце XVII — начале XVIII столетий формирование основных транспортных магистралей было тесно связано с сооружением цепи различных оборонительных сооружений (острогов, форпостов, пасов, редутов). В представленном издании автору на обширной источниковой базе (путевых заметок, картографии, исторических данных и результатов археологических исследований) удалось охарактеризовать взаимодействие логистики и фортификации в лесостепном Обь-Иртышском междуречье и сопредельных территориях. Проведенная работа является результатом скрупулезного обобщения широкого спектра сведений, лежащих в основе убедительных реконструкций и атрибуций. Они выполнены на основе не только детального пространственного и топонимического анализа, но и на авторском прочтении ряда источников на иностранном (немецком) языке, ранее не представленных в современной отечественной исторической литературе.
Убедительность представленных в издании исторических реконструкций базируется на объективных критериях, которые необходимы для достижения успешного результата. Среди них следует упомянуть несколько наиболее важных: 1) наличие подробного письменного описания и графического изображения археологического объекта; 2) присутствие в тексте опознаваемых природных ориентиров; 3) корреляция устаревших и современных топонимов и гидронимов; 4) указания в путевых дневниках расстояний между определенными пунктами, где располагался осмотренный археологический памятник, доступных для современного пересчета; 5) наличие хорошей современной археологической изученности (археологическое микрорайонирование) территории расположения описанного памятника; 6) учет и критика особенностей графического изображения объектов прошлого.
Представленные автором монографии реконструкции не только убедительны, но и проверяемы, что является важным в рамках научного подхода при корреляции исторических и археологических данных. Это позволяет совершенно на новом уровне воспринимать и интерпретировать ранее известные и вновь полученные сведения о транспортной и фортификационной инфраструктуре существовавшей на юге Западной Сибири начиная с петровского времени.»
д-р ист. наук А. П. Бородовский
Цель представленного в главе 3 параграфа «Каинский пас (форпост)» (стр. 151-158) исследования состоит в локализации на местности Каинского паса (на территории современного города Куйбышева Новосибирской области) и реконструкции его планиграфии по данным письменных источников, в первую очередь путевого дневника И. Г. Гмелина (Gmelin, 1752b). Данная монография имеет высокую степень научной актуальности.
Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела