dekabr2024

god semi logo

derevnia

shnaider2

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Декабрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

gos katakog

Петровская эпоха в истории России – современный научный взгляд

MEROPRIATIE

 Становление Московско-Сибирского тракта
на участке от Тары до Томска.
Транспортные коммуникации и опорные пункты
(конец XVII – середина XVIII века)

  Куйбышев, в прошлом Каинск – город, в котором я живу… Мы ходим по улицам… видим историко-архитектурные, культурные памятники… здания, по памяти проходим узнаваемые с детства дворы и переулки…
  Как много мы знаем о городе, в котором живем, сменившим три века своей истории?!... Каждый город уникален и хранит свою историю… 300 лет истории! 3 века событий жизни города! 3 века…
  …город Каинск получил статус исторического города и был включен в специальный реестр исторических городов России…. именно мы, жители своего города, оберегаем его историческое наследие… Поэтому необходимо знать историю своего края, своего города, чтобы с гордостью сказать: «Я живу в Куйбышеве-Каинске, основанном во времена Петра I…».
  Знание истории родного города обогащает любого человека. Но даже красивый вид памятников истории и культуры может наскучить человеку, если он не знает историю родной земли… Каждый уголок нашего города богат историческими событиями. Знание истории делает наши музейные экскурсии и прогулки по нашему городу незабываемыми… Да вот, например:
  «…Ведь здесь, на месте… стояла крепость, которая играла важное военное значение… здесь находился гарнизон…».
  История намного глубже и интереснее чем мы знаем… Нужно понять, что 300 лет назад наша территория не была такой, какой, мы ее представляем исходя из наших современных знаний… И мы будем в этом разбираться…

Петровская эпоха в истории России –
современный научный взгляд

1

  В 2022г. вышла монография: «Горохов С.В. Становление Московско-Сибирского тракта на участке от Тары до Томска. Транспортные коммуникации и опорные пункты (конец XVII – середина XVIII века) [Электронное издание сетевого распространения] / С. В. Горохов; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2022. – 378 с.».

2

Горохов С.В., к.и.н., НГУ

  Горохов Сергей Валерьевич – археолог, кандидат исторических наук (2012г.), специалист в области архитектуры деревянных оборонительных сооружений периода освоения Сибири и Дальнего Востока Российским государством, путей сообщения, христианского погребального обряда и ставрографии, русской нумизматики в Сибири, истории и историографии русской археологии в Сибири и на Дальнем Востоке.
  Монография посвящена выявлению маршрута Московско-Сибирского тракта на участке от г.Тары до г.Томска в конце XVII – середине XVIIIв. и реконструкции архитектуры оборонительных сооружений на этом пути, призванных обеспечивать безопасность движения людей и грузов (Барабинский, Первый и Второй Бергамакские остроги, Усть-Тартасский, Каинский и Убинский пасы (форпосты), Чаусский острог, Абаханское зимовье, Умревинский и Уртамский остроги). Основу источниковой базы составили картографические материалы С.У. Ремезова, путевые дневники Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина, а также С.Л. Владиславича-Рагузинского, возглавлявшего посольство Петра I к императору Китая. В монографии впервые публикуются переводы на русский язык путевых дневников Д.Г. Мессершмидта и И.Г. Гмелина, относящиеся к их путешествию между р.Тарой и г.Томском, представлен обширный картографический материал, подробно отражающий реконструированный путь Московско-Сибирского тракта на исследуемом участке.

Горохов С. В.
Становление Московско-Сибирского тракта
 на участке от Тары до Томска.
Транспортные коммуникации и опорные пункты
 (конец XVII — середина XVIII века)
 [Электронное издание сетевого распространения]:

Скачать монографию можно здесь: https://disk.yandex.ru/d/5l05OGacDvpQkw

 От научного редактора:

  «На территории юга Западной Сибири в конце XVII — начале XVIII столетий формиро­вание основных транспортных магистралей было тесно связано с сооружением цепи различ­ных оборонительных сооружений (острогов, форпостов, пасов, редутов). В представленном издании автору на обширной источниковой базе (путевых заметок, картографии, исторических данных и результатов археологических исследований) удалось охарактеризовать взаимодей­ствие логистики и фортификации в лесостепном Обь-Иртышском междуречье и сопредельных территориях. Проведенная работа является результатом скрупулезного обобщения широкого спектра сведений, лежащих в основе убедительных реконструкций и атрибуций. Они выполне­ны на основе не только детального пространственного и топонимического анализа, но и на ав­торском прочтении ряда источников на иностранном (немецком) языке, ранее не представлен­ных в современной отечественной исторической литературе.
  Убедительность представленных в издании исторических реконструкций базируется на объективных критериях, которые необходимы для достижения успешного результата. Сре­ди них следует упомянуть несколько наиболее важных: 1) наличие подробного письменно­го описания и графического изображения археологического объекта; 2) присутствие в тексте опознаваемых природных ориентиров; 3) корреляция устаревших и современных топонимов и гидронимов; 4) указания в путевых дневниках расстояний между определенными пункта­ми, где располагался осмотренный археологический памятник, доступных для современного пересчета; 5) наличие хорошей современной археологической изученности (археологическое микрорайонирование) территории расположения описанного памятника; 6) учет и критика особенностей графического изображения объектов прошлого.
  Представленные автором монографии реконструкции не только убедительны, но и про­веряемы, что является важным в рамках научного подхода при корреляции исторических и ар­хеологических данных. Это позволяет совершенно на новом уровне воспринимать и интерпре­тировать ранее известные и вновь полученные сведения о транспортной и фортификационной инфраструктуре существовавшей на юге Западной Сибири начиная с петровского времени.»

д-р ист. наук А. П. Бородовский

  Цель представленного в главе 3 параграфа «Каинский пас (форпост)» (стр. 151-158) исследования состоит в локализации на местности Каинского паса (на территории современного города Куйбышева Новосибирской области) и реконструкции его планиграфии по данным письменных источников, в первую очередь путевого дневника И. Г. Гмелина (Gmelin, 1752b). Данная монография имеет высокую степень научной актуальности.

Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com