dekabr2024

god semi logo

derevnia

shnaider2

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Декабрь, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

gos katakog

Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако»

Спектакль «Сцены из купеческой жизни»

  Третий театральный сезон был открыт 11 марта 2021г. в Музейном комплексе г.Куйбышева спектаклем «Сцены из купеческой жизни» (по мотивам произведений А.Н. Островского и Е. Белоглазовой) Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако».
  С февраля 2019г. активно осуществляет проект «Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А.Левако» – это совместный проект муниципального казенного учреждения культуры города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс» и студенческого театра ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж». Цель проекта – создание на базе Музейного комплекса города Куйбышева творческой площадки студенческого театра ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж» с целью постановки и регулярного проката костюмированных исторических сцен в интерьере экспозиции купеческого особняка И.А.Левако при проведении научно – просветительных мероприятий музея.

1 1

Первая сцена – Из пьесы «Банкрут» (по мотивам произведения А.Н. Островского, год написания - 1849):

  Одним из ярких примеров драматургической русской литературы считается комедия Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтемся» («Банкрот» или «Банкрут»). В ней автор с присущим ему юмором описывает проблематику взаимоотношений в купеческой среде, наделяя своих героев яркими и самобытными чертами.
  Завязка пьесы – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке…

1   2

3   4

5

Главные герои:
Гувернантка – ведет спектакль  (исполняет роль А. Пачина),
Тишка – мальчик в доме Большова (исполняет роль Ю. Кузьмин): эпизодическую, но важную роль играет Тишка, мальчик на посылках. Он с рождения видит только воровство и подхалимство…,
Лазарь Елизарыч Подхалюзин  (исполняет роль А. Шпис) – молодой приказчик на службе у купца С.С. Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее – высокомерно и нагло. В отличие от своего хозяина, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами…
  Из спектакля: «Тишка (с метлой на авансцене). Эх, житье, житье! Вот чем свет тут ты полы мети! А мое ли дело полы мести? У нас все не как у людей! У других-то хозяев коли уж мальчишка, так и живет в мальчиках — стало быть при лавке присутствует. А у нас то туда, то сюда целый день шаркай по мостовой как угорелый… Подхалюзин шлет мальчишку Тишку за рябиновкой… и предается мыслям вслух. «Я человек бедный! Если и попользуюсь в этом деле чем-нибудь лишним, так и греха нет никакого, потому он сам против закона идет!...»

Вторая сцена – Из пьесы «Банкрут» (по мотивам произведения А.Н. Островского)
Главные герои:
Гувернантка – ведет спектакль  (исполняет роль А. Пачина),
Олимпиада Самсоновна Большова (исполняет роль М. Зубова) – дочь купеческая, капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом…,
Аграфена Кондратьевна Большова (исполняет роль А. Кочергина)     – мать, необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает…,
Из спектакля: «Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже полтора года не танцевала и боится, если что, «оконфузиться». Танцует плохо. Входит мать, Аграфена Кондратьевна: «Ни свет ни заря, не поемши хлеба Божьего, да и за пляску тотчас! Мать и дочь скандалят, видимо, привычно: «Все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Слышите, найдите мне жениха, беспременно найдите!...»

6   7

Третья сцена – Из произведения «Крепостная» Евгении Белоглазовой
Гувернантка – ведет спектакль (исполняет роль А. Пачина),
Марфа – крестьянка (исполняет роль А. Тирбах).

8   9

Из спектакля: «Эта история началась очень давно. История обо мне, в тот момент, когда на свет появилась я. Я – Марфа. Крестьянка и рабыня, дворовая девка, и игрушка для молодых барчуков, вырванная из рук своей матери, и привезённая в большое поместье под Иркутском в усладу своего барина – Искомина Ильи Мифодича. Я – холопка, потерявшая всех, не знавшая никогда своей матери. Моя семья, где она? На этот вопрос никто мне не даст ответ. Моему хозяину, меня продали или подарили, словно щенка с псарни. Мою деревню, в которой я была рождена, спалили дотла, в тот момент, когда в церкви шла утренняя молитва. Я очень несчастна, временами битая домоправительницей и приказчиком. Я словно волчонок, забитый людьми и загнанный в лощину, в самую  глубь тёмного леса. Я одинокая и не кому не нужная. Мои слёзы и моё горе никто не видит, потому что нет никому до меня дела, одним словом – подкормыш. Я не знаю, как жить хорошо, я знаю, как жить плохо…».

10   11

  Спектакль «Сцены из купеческой жизни» достаточно ярко показывает купеческое сословие в России в ХIХ веке как закрытое, сохранявшее свои правила, а также обязанности, особенности и права, сословие. Частная жизнь купцов оставалась островком старинной старозаветной жизни, где все новое воспринималось, минимум подозрительно, а традиции исполнялись и считались незыблемым, что должно выполняться из поколения в поколение неукоснительно…
  Главное в спектакле то,  что все исполнители ролей очень старались, это было видно и это подкупало, хотелось смотреть, что будет дальше…, понравилась сама идея  подачи достаточно сложной темы – «Купечество»… Сложная эмоциональная постановка!!! Примечательно, что все эти «трудные» произведения, актерам-студентам под руководством Т.А. Вишневской, преподавателя ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж», чудесным образом удалось адаптировать в рамки экспозиции «Каинск. 1722 – 1917 гг.» Музейного момплекса г. Куйбышева, которые «выдали» не просто результат, а настоящую историю, которую хочется пересматривать… Были, конечно, некоторые шероховатости – запинки в тексте (но они находили выход – дольше держали паузу, как настоящие артисты!), хотя для меня это был показатель того, что играют живые люди…
  А дальше? А дальше было поздравление… с Масленицей… блинами!

12

  Из истории Масленичной недели: Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица – первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица – это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица. В эти дни разрешалось только развлекаться и печь блины.
  Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом (об этом в другой раз…):

- Понедельник – «Встреча»,
- Вторник – «Заигрыши»,
- Среда – «Лакомка»,
- Четверг – «Разгул»,
- Пятница – «Тещины вечерки»,
- Суббота – «Золовкины посиделки»,
Воскресенье – «Проводы Масленицы». Прощеное воскресенье.

  Масленичные приметы: С Масленицей связано много примет. Считается, что чем больше напечь блинов, тем больше удачи, денег и здоровья будет в семье в этом году. Если же поскупиться на угощение и напечь мало блинов, то с финансами будет неважно.
  Если блины получались плохо пропеченными или некрасивыми, это означало, что не за горами трудные времена, болезни и неприятности. В процессе приготовления блинов надо было обязательно находиться в хорошем настроении, думать о благих делах и желать каждому, кто угостится блинчиком, добра и счастья. У каждой хозяйки были свои личные рецепты блинов на Масленицу, и они не всегда раскрывали свои секреты. Кроме привычных для всех нас яиц, муки и молока, они добавляли в тесто картофель, яблоки, гречиху, орехи, кукурузу.
  Традиции празднования Масленицы уходят корнями вглубь нашей истории. И в былые времена, и сейчас этот праздник отмечается с размахом, с разнообразными развлечениями и, разумеется, с блинами.

Веселой вам Масленицы, дорогие друзья, вкусных блинов и благополучия!!!

Подготовка и подбор материала – Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com