2024 год – Год семьи в России

Эволюция семейных отношений
в историческом контексте

Часть 1

«Семья – это не просто основа государства и общества,
это духовное явление, основа нравственности»

В.В. Путин

  22 ноября 2023г. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей.
  В 2024г. будет уделено особое внимание развитию семейных ценностей, укреплению института семьи и усилению мер поддержки. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми: любовь и верность, здоровье и благополучие, почитание родителей, забота о старших и младших, продолжение рода.

1

  «Крепкая семья» – это главная ценность в жизни, которая является оплотом любви, мудрости, взаимоуважения, ответственности, преданности друг другу, всегда была и остается опорой государства и общества. Именно в семье человек познает окружающий мир, впитывает духовно-нравственные традиции своего народа, учится любви к Родине и своим близким.
  В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи. Мы хотим знать, что «происходит в семье» и почему так часты разводы, отчего семья все чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся отдать свое тепло близкому человеку, остаются одинокими…???… ???
  Вступление в брак, рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи – дело отнюдь не такое простое. Успешно решать эту задачу большой общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей огромной ответственности… конечно, брак может существовать и в том случае, если супруги далеко не всегда проявляют друг о друге заботу… если муж злоупотребляет алкоголем или не всегда может объяснить, где он «пропадал»… – это и многое другое являются высоким фактором риска брака.
  На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп – в группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Поэтому когда мы говорим о важнейших социальных институтах – столпах общества, то в числе первых называем семью. Семья – главный институт общества. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и другие. Брак – институт, регулирующий отношения между полами.
  В ходе культурно-исторического развития изменялась не только форма семейно-брачных отношений, но и само содержание этих отношений, в частности, между мужем и женой. С возникновением моногамии это изменение в большей степени носило качественный характер. В данном материале рассмотрим эволюцию семейных отношений в историческом контексте (в истории общества).

2

 Взгляд из антропологии:

  …антрополог Станислав Дробышевский (российский палеоантрополог и популяризатор научного мировоззрения, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии МГУ им. М.В. Ломоносова) рассказывает, что сплоченность и семейная поддержка стали механизмом выживания, когда австралопитеки оставили древесный образ жизни вышли в саванну, где им пришлось столкнуться со множеством опасностей. А более поздние преархантропы, также известные как «ранние homo», начали использовать орудия труда, что принесло за собой необходимость совместной деятельности и умения договариваться. «Социальная структура также стала развиваться благодаря первобытным механизмам обучения», – говорит антрополог.
  Неандертальцы в наиболее поздний период существования жили группами из 10–20 человек, все участники группы являлись друг другу родственниками, что говорит о близкородственном скрещивании. Генетическое разнообразие достигалось с помощью миграции самок: девушка, достигшая половой зрелости, покидала группу, чтобы вступить в отношения с представителем другой общины. Также среди останков общин неандертальцев ученые находили кости представителей с физическими отклонениями, которые однако доживали до определенного возраста. Это говорит о том, что неандертальцы заботились о членах группы, которые не могли позаботиться о себе сами.
  Кроманьонцы – ранние предки современного человека – имели гораздо более развитую культуру и социальную структуру. Кроманьонцы мастерили украшения, оставляли наскальные рисунки – изображения людей, животных и сцен охоты – приручили собак, устраивали погребальные обряды. Они жили в общинах до ста человек, вступали в парные семьи, возник общинно-родовой строй, род считался по материнской линии.

3

 Брак в древности:

   Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившемся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак – соглашение и брак-сделка были обычным явлением. В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям…

4

Семья в Древнем Египте

У древних египтян впервые появляется описание обручального кольца.
Кольцо становится символом союза двух людей, 
а кольцо вечности (или верности) напоминает нам
чистоте сохранения рода, верности, любви и веры.
Само кольцо в понимании древних египтян,
было символом вечности без края и конца,
 возможно, было и символом перехода в вечность…

  …Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья – управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов. История знает и эпоху матриархата, когда в древнем обществе главенствующее положение занимала женщина, но на то были свои особые причины, когда было наложено жесткое табу на кровосмешение, образовался род, как новая форма семьи, в основу которой как уже отмечалось, был положен принцип родства по материнской линии. Ввиду того, что мужья и жены были общими, отцовскую линию проследить было фактически невозможно, и поэтому действительно кровными родственниками можно признать было только мать и ее детей, которые оставались при ней и составляли ее, материнский, род.
  В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, так как это помогало сохранить трон, династию и наследство. Так Клеопатра (69 – 30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем после его смерти, – супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.
  Первые законы римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей – управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

5

Свадьба в Древнем Риме

  В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) жрицы – служительницы различных культов, «мистические» женщины; 2) матроны – респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называли на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) гетеры – образованные и одаренные женщины (так называемые «женщины для наслаждения»).
  Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей. Приведем слова Ф. Энгельса: «Ниспровержение материнского права было всемирно историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения». С появлением частной собственности женщина становится бесправной домашней прислугой с многочисленными хозяйственными обязанностями, она не может даже распоряжаться личным имуществом без разрешения мужа, а в случае его смерти власть в доме переходила к сыну.

6

Древняя Спарта

Европейский брак в средневековье и Возрождение:

  На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность, как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства. С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право, принимать решение о браках своих вассалов и смердов. Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой. Для аристократии брак был политическим актом, лучшим средством увеличить свое влияние и могущество. То же самое отношение к браку существовало и среди цеховых мастеров средневековых городов и среди купечества.
  ???…представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый мужчина пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой…???

7

Серенада – песня в чью-то честь

  К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак. Ренессанс, по существу своему революционная эпоха, стал «совершенно исключительным веком пламенной чувственности». Вместе с идеалом физической красоты, и как его следствие, в идеал была возведена производительность, плодовитость. Другими словами «…иметь много детей приносило славу и было обычным явлением, не иметь их считалось наказанием за какой-нибудь грех и встречалось сравнительно редко».

Религиозные модели семьи:

  а) семья в библейские времена: Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены. Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а так же слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» – кровной мести. «Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар (выкуп, компенсацию) – отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа. В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами. И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Смешанные браки имели место, но не поощрялись.
  Целью брака было укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачные связи были запрещены, и за измену или блуд полагалось наказание. Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна делать его счастливым и во всем следовать его приказам. Социально статуса у женщины практически не было, и все решения принимались мужчинами. Безусловно, многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств – гнев, капризы, «злой язык», однако идеалом всегда оставалась покорная женщина.

8

Обеденное время в семье

  б) языческая семья: Примером семьи, характерной для языческой культуры, является русская семья XII – XIV вв. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности». Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» – старшая наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве – доме и семье.

9

Языческая Русь

  в) христианская семья: Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.
  Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является характерной чертой патриархальной культуры. В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди – единому Богу, Отцу Небесному. Триада – Отец-Правитель-Бог – основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой – правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному». В общем и целом ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения как христианство…

10

Православная семья

Классификация современной семьи:

  Семьи классифицируются по типам самыми разными науками – социологией, статистикой, экономикой, антропологией, психологией.
  Согласно антропологии, семьи делятся на консангвинальные и конъюгальные. Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Отношения в такой семье делятся по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность). Независимо от того, по какой линии ведется родство, именно отношения между родственниками, а не отношения между мужем и женой (конъюгальность) выступают основой организации семьи. Супружеская пара проживает либо с родственниками жены (матрилокальность), либо с родственниками мужа (патрилокальность), дети могут принадлежать как семье жены, так и жене мужа. Конъюгальная семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. Родственники со стороны жены и мужа считаются частью данной семьи. Они признаются одинаково важными и включены в организацию семьи только как родственники жены или мужа, но не сами по себе. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре.
  Если консангвинальная семья сохраняет себя благодаря преемственности поколений, то конъюгальная семья формируется заново с каждым следующим браком.
  По критерию местожительства конъюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них. Конъюгальная семья допускает более широкую свободу в исполнении семейных ролей. Американское, российское и европейское общества принадлежат к конъюгальному типу, а старокитайская семья была патрилинейной, патрилокальной, консангвинальной. Семья индейцев Пуэбло являлась матрилинейной, матрилокальной и консангвинальной.
  Кроме того, выделяют следующие типы семьи, встречающейся в человеческом обществе: традиционная (или классическая), она же называется расширенной (многопоколенной); современная нуклеарная (двухпоколеная) или семья происхождения; прореакционая или новообразованая, (созданная взрослыми детьми).
  По числу детей выделяют бездетную, однодетную и многодетные семьи.
  По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), матернальную (глава семьи женщина) и эгалитарную (оба супруга в равной степени считаются членами семьи).

 Социальные функции семьи:

Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);
- воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.

Исторические типы брака:

  В истории человечества существовали иногда одновременно, но в разных местах, четыре системы брачных отношений:
- групповой брак – брачный союз нескольких мужчин и женщин (повсеместно был распространен в первобытном обществе);
- полигиния – один мужчина и несколько женщин (этот тип особенно присущ скотоводам-кочевникам);
- полиандрия – одна женщина и несколько мужчин (крайне редкий случай, существовавший у одного из народов Индокитая);
- моногамия – один мужчина и одна женщина (преобладающая форма брака у земледельческих народов).

  Согласно обычаю заключения браков они делятся на эндогамные и экзогамные. При эндогамии выбирается только из той группы, к которой относится сам вступающий в брак. Экзогамия предполагает выбор брачного партнера в чужой группе.
  Одним из критериев типологии семьи выступает неравенство супругов. Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку: общественному положению, возрасту, доходу. Так называемый статусный брак предполагает преимущества выбора брачных партнеров для занимающих высшие ступеньки в социальной иерархии. Отсюда возникает понятие «неравный брак». В кастовом, сословном и отчасти классовом обществах неравные браки запрещались в тех случаях, когда они угрожали стабильности социальной иерархии. По существу, это возвращение к принципу эндогамного брака, разрешающего заключать союзы только в пределах своей группы – рода, племени, сословия, касты.
  Другим критерием классификации выступает плата за брак. Институт покупного брака возник на заре истории одновременно и внутри группового брака, когда женщина была вовлечена в обменный процесс в качестве товара. Две группы обменивались «подарками», которым могла служить женщина. Родственники женщины «дарили» родственникам мужчины его будущую супругу в обмен на равноценные услуги и помощь, которые обязывались вторые первым. Раннюю форму покупного брака можно назвать дарообменной. Практика покупного брака повлекла за собой оживление таких обычаев, как похищение невест, нередко чисто символическое, на белом скакуне, с гиканьем и свистом. В Южной Америке похищенную невесту даже завертывали в ковер или мешок, подчеркивая якобы ее несогласие вступать в брак. Собственно говоря, при похищении невесты у разных народов практиковались разные обычаи.
  Например, обычай выдавать девиц замуж за богов-покровителей был широко распространен у многих древних народов: индейцы Перу выдавали 14-летнюю девушку замуж за камень, по форме напоминающий человека и почитавшийся в качестве бога. В брачной церемонии, длившейся три дня, принимало участие все племя. Девушка должна была хранить свою девственность и приносить богу-мужу жертвы от имени соплеменников, которые оказывали ей величайшее почтение. Кенийское племя кикуйю поклонялось речной змее, поэтому через каждые несколько лет молодую девушку выдавали замуж за бога-змея. Священный брак являлся столь распространенным, что его сюжет вошел в народные сказки практически всех народов Земли. Это разнообразные сказки о том, как некий город или поселение находилось во власти многоголового змея или дракона, и его жители вынуждены были отдавать ему в жены молодых девушек, пока не появлялся герой, не освобождал девицу и город. На Мальдивских островах каждый месяц жители бросали жребий, кому на сей раз отдавать свою дочь морскому джинну. Цель священного бракосочетания – откупиться от богов (добрых и злых), вызвать плодородие виноградных лоз, призвать на землю дождь, получить помощь в охоте или спасти племя от какой- либо беды.
  В отличие от древних форм покупного брака, осуществлявшихся в виде эквивалентного дарообмена, более поздние его формы, особенно в эпоху патриархата, проявлялись в форме неравного дарообмена. Господствующий пол, то есть, мужчина, преподносил невесте более дорогие подарки, чем получал от нее, – соответственно своему привилегированному положению, размеру богатства и политической власти. Неравенство, собственно говоря, и делает покупной брак в точном смысле покупным. Брак превращается в объект купли-продажи. Утверждение частной собственности превратило брак в коммерческую сделку. Размеры прав мужа на обладание женой делаются прямо пропорциональными величине выкупа, уплаченного за нее.
  С тех пор можно говорить о новой форме покупного брака – выкупном браке. Церемония бракосочетания намного усложнилась, она стала формализованной. Устной договоренности молодых людей или их родителей было уже недостаточно. В формализованном браке требовались свидетели, а церемония бракосочетания проходила публично. Сначала в эпоху племенных объединений во главе с вождем, а затем в период раннеклассовых государств принципы неравного дарообмена, на которых базировался выкупной брак, приобретали институциональную окраску. Структуры власти (вождь, клан, отец) осуществляли действия, составляющие процедуру бракосочетания: принятие решения о необходимости либо желательности вступления в брак; выбор брачного партнера, заключение брачного контракта, исполнение брачного обряда и ритуальной трапезы. Покупной брак перестал быть делом только брачующихся, превратившись в часть родоплеменных мероприятий. На мусульманском Востоке возникла новая форма покупного брака – калымный брак. Калым – выкуп за невесту, первоначально выплачивался роду, а позднее – родителям в качестве компенсации за потерю работницы. Махр – брачный подарок жениха, который принадлежит только невесте. В отличие от него калым делится на две части: большая часть остается у родителей как их собственность, а меньшая передается невесте. Стороне жениха вручался особый список, в котором сторона невесты указывает, что именно и в каком количестве она хотела бы получить в качестве калыма. Размер калыма – величина непостоянная. Согласно традиции, калым считается знаком уважения к невесте и ее родне. Но он воспринимается и как составная часть рыночной экономики и таким образом формирует новое явление – брачный рынок. Закономерности брачного рынка таковы: цены на самом маленьком рынке (внутриплеменном) – самые высокие, а цены на самом большом (конфессиональном) – самые низкие; чем выше степень эндогамии (запрещение инонациональных браков), тем больше размер калыма. Одним из предшественников брачного рынка надо считать существовавший в древнем Вавилоне обычай, именуемый на современном языке брачным аукционом. В отличие от калыма здесь имело место перераспределение денег, полученных за красавиц, в пользу девиц, обделенных привлекательностью. Таким образам все они оказывались замужними.
  Брак по расчету зародился еще на заре человечества, когда люди заключали браки, чтобы обеспечить союзы между племенами или с другими полезными целями. В дальнейшем правители древних стран отдавали своих дочерей и родственниц в жены правителям других стран, чтобы получить, политические или дипломатические выгоды, укрепить межгосударственный союз, повысить свой статус… Со временем мотивы брака менялись, но его сущность оставалась прежней. В нем отсутствовала эмоциональная составляющая, чувство взаимной любви. Брак по расчету – противоположность браку по любви. В дореволюционной России высокий уровень брачности среди основной части населения – крестьянства – во многом объяснялся экономическим образом. Крестьянский парень до женитьбы в деревне всерьез не воспринимался; он не имел голоса в семье, на крестьянском сходе; деревню ему не разрешали покинуть даже на короткий срок. Только после свадьбы он становился полноправным членом семьи и «мира» – сельской общины, обладателем прав и обязанностей полноценного члена крестьянской общества. Аналогичным было положение незамужних крестьянских девушек. Таким образом, невозможность холостой жизни земледельца объясняется материальной необходимостью. Экономическая и морально-этическая необходимость заставляла крестьян жениться при первой же возможности, делая безбрачие практически невозможным. Именно это заставило многих исследователей крестьянской жизни сделать вывод, что такой брак – хозяйственная сделка, а не взаимная склонность.
  Характерным было стремление женить детей как можно раньше: парней в 18-20 лет, девушек – в 16-20 лет. Однако в ряде губерний, таких как Курская, Орловская, Рязанская и других, девушек выдавали в 15, 14, 13 и даже в 12 лет. Крестьяне этих губерний при обращении к епархиальным властям мотивировали просьбы разрешить вступить в брак до 16 лет необходимостью иметь в доме работницу или хозяйку. Другая причина брака по расчету – желание избежать службы в армии. Земские врачи считали, что браки до 20 лет преждевременны в силу неполной физической и половой зрелости крестьянской молодежи: в конце XIX в. около 8-10 новобранцев ежегодно получали отсрочку по этим причинам.
  «Хозяйственный» подход к браку свойствен многим народам. Юкагиры считали, что семья – это группа людей, которая «отдельно ставит шатер или юрту, имеет свой собственный огонь (очаг) и концентрируется вокруг одной женщины-матери». Симптоматично, что «жениться» у юкагиров дословно означает «приобрести чум», а не найти любимого человека. Видимо, для менталитета этого народа, понятие «домохозяйство» более точно отражает реальность, нежели термин «семья».

Эволюция семьи и брака:

  Как устойчивое объединение семья возникает в связи с разложением родового строя.
  Первой формой отдельной семьи была большая семья, или домашняя (домовая) община. Еще одно ее название – патриархальная семья. Различаются два основных типа такой семьи: вертикальная большая семья, состоящая из трех-четырех поколений женатых и неженатых родственников по прямой линии; горизонтальная большая семья, образованная несколькими женатыми и неженатыми родственниками по боковой линии. В реальной жизни многие семьи вертикально-горизонтальны, включая, например, родителей и нескольких их сыновей с внуками и правнуками. Там, где существовало домашнее рабство, большая семья включала и рабов. Известны случаи, когда такая семья достигала 200-300 человек, образуя население целого поселка. Все члены семьи жили вместе, сообща владея землей, скотом, орудиями труда, совместно вели хозяйство. Семью возглавляли «старший» мужчина и «старшая» женщина. Важнейшие дела семьи, например, женитьба или выдача замуж, решались на общем совете, состоявшем из всех взрослых мужчин и женщин. Это была ячейка, обособившаяся внутри родовой общины и отличавшаяся от нее своим близкородственным составом. Большая семья постепенно уступила место исторически новой форме – малой нуклеарной, элементарной семье, воплощавшей в себе начала частной собственности. Произошло это на пороге классового общества и развития товарного хозяйства.
  Таким образом, эволюция семьи прошла три этапа. На первом этапе существовали архаичные большие семьи с коллективной или групповой собственностью. На втором этапе они трансформировались в поздние большие семьи, внутри которых возникали обособленные семейные ячейки с частной собственностью. На третьем этапе эти ячейки превратились в малые или нуклеарные семьи с развитой частной собственностью.
  Неравенство мужа и жены, старших и младших в семье – это не исходная точка истории, а скорее ее довольно позднее приобретение. Согласно патриархальным порядкам, девушка должна беспрекословно повиноваться старшим родственникам, а замужняя женщина – купившей ее семье. Развод стал односторонней привилегией мужчин. Если женщина хотела вернуться в родительский дом, ее родственники должны были вернуть брачный выкуп. Даже после смерти мужа вдова продолжала принадлежать его семье. Сокращение имущественных и наследственных прав женщины привело к тому, что у многих народов ее собственность свелась к одному ее приданому. Ограничивались и ее права на детей: в случае развода они оставались с отцом.

11

  …Семья – одна из самых важных ценностей человека. Семья закладывает фундамент для будущих отношений, в ней человек учится не только ходить и говорить, но и социализироваться и взаимодействовать с миром. В заключении следует отметить, что в данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи изменяются с изменением социальной обстановки в стране (любой), с изменением главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым согласны социологи любого периода времени – это то, что семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Но и роль семьи не исчерпывается только воспроизводством населения – семья способствует развитию общества и его прогрессу…

Продолжение следует…
Материал подготовлен
на основе открытых материалов
группы медиахолдинга «РБК», г.Москва
Гайер И.Н., начальником научно-просветительного отдела