100-летию основания КБ ПАО «Туполев»

MEROPRIATIE

Неизвестный Туполев?!

1

  Андрей Николаевич Туполев – выдающийся российский и советский авиаконструктор, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки РСФСР (1947), Лауреат Ленинской премии (1957), четырех Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972). Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолетов. Именно на сконструированных Андреем Николаевичем Туполевым самолетах было установлено более ста мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
  А.Н. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и ученых, возглавивших самолетные ОКБ. В их числе: В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль, A.A. Туполев, С.А. Лавочкин, А.С. Шенгардт.

2

  Конструкторское бюро «Туполев» – российское авиационное проектно-конструкторское бюро, созданное 22 октября 1922г. авиаконструктором А.Н. Туполевым в СССР. С 1999г. входит в состав созданного российского ОАО «Туполев» (ныне – ПАО «Туполев»).
  ПАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием летной годности авиационной техники. В настоящее время ПАО «Туполев» является предприятием, способным обеспечивать все стадии жизненного цикла авиационной техники от разработки до серийного производства, модернизации, ремонта, послепродажного обслуживания и поддержки эксплуатации. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009г. ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).
  Из истории: ПАО КБ «Туполев» ведет свою историю от Комиссии по металлическому самолетостроению, созданной 22 октября 1922г. при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево, и тяжелое железо. Следуя заветам Жуковского, А.Н. Туполев развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу, став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций, и этим создал перспективное направление развития мирового самолетостроения.

3

  А.Н. Туполев и его коллектив в начале 20-х годов прошлого столетия создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения.
  Основанное легендарным российским авиаконструктором А.Н. Туполевым бюро разработало и спроектировало более 300 различных моделей и модификаций самолетов, 70 из которых строились серийно. За сто лет истории выпущено более 18 тыс. самолетов марки «Ту», установлено около 280 рекордов грузоподъемности и дальности полета, около 80 из которых имеют мировое значение. Крылатые машины Туполева выполнили около 30 выдающихся перелетов. Помимо военных самолетов, внесших весомый вклад в разгром врага в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., одним из мирных направлений работы «туполевцев» стал выпуск гражданских авиалайнеров.
  На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии.
  Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолетов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолетов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолетов, а также торпедных катеров, аэросаней и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина», которые эксплуатируются сегодня авиакомпаниями в десятках стран.
  Он оставил заметный след в истории авиации. Под его руководством за почти пятидесятилетнюю творческую деятельность было сконструировано более 120 самолетов самых разнообразных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. И даже сейчас много пассажиров нашей страны летают на самолетах, спроектированных под руководством Андрея Туполева.

4

А.Н. Туполев на трапе самолета Ту-104. 1957г.

  Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888г. в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908г. А. Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учебы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полет на планере, в постройке которого брал активное участие.
  Но 1911г. учеба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещенной литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом Первой мировой войны надзор был снят и А. Туполев смог продолжить учебу. В 1918г. он с отличием окончил училище. 
  Профессиональная деятельность А. Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком еще со времен учебы в училище, он начал работу в российском расчетном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А. Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н. Жуковского в 1921г. – заместителем директора Сергея Чаплыгина.
  В 1922г., на базе ОКБ, выдающимся авиаконструктором и организатором производства Андреем Николаевичем Туполевым, было основано нынешнее ПАО «Туполев».

5

Первый самолет А. Туполева

  В 1925г. А. Туполев создал один из лучших самолетов своего времени – двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1. Также в 1932г. А. Туполев руководил созданием АНТ-25.
  Все это время до 1936г. А. Туполев проводил опыты с дюралем в самолетостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А. Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолета, чем используемое железо и дерево. В 1936г. А. Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности. К 1937г. авиаконструктор усовершенствовал свою модель. Именно ТБ-3 использовали для высадки на Северной Полюс советских ученых.
  В октябре 1937г. А. Туполев, вместе с группой ученых-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А. Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолетов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940г. А. Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

6

  Все время, пока А. Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29. А.Н. Туполева освободили досрочно летом 1941г. и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955г.

7

Группа Туполева в структуре ЦКБ-29
была зашифрована как КБ-103

  К началу Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. боевые самолеты, разработанные в его коллективе, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР. Они воевали все 4 года войны: СБ и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а Ту-2 в апреле 1945-го бомбили Берлин.
  В январе 1941г. совершил первый полет пикирующий бомбардировщик Ту-2, который по своим характеристикам превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Эти самолеты выпускали несколько авиапредприятий страны, в том числе Московский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова (с конца 1941г. он стал Казанским) и Авиационный завод № 23, образованный на той же производственной площадке в 1942г.
  Всего за время войны выпущено 1216 таких самолетов. Советские предприятия продолжали выпускать их еще в течение 7 лет после Великой Победы, и всего до окончания серийной постройки было произведено 2527 машин этого типа.
  А.Н. Туполев за создание Ту-2 в 1943г. получил Сталинскую премию, в 1944г. – орден Отечественной войны и Орден Суворова, ему были присвоены звание генерал-майора и в 1945г. – звание Героя Социалистического Труда. Многие сотрудники КБ и серийных заводов в 1944г. награждены правительственные наградами.
  После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый реактивный самолет российской гражданской авиации ТУ-104. Кроме того, конструктор разработал турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолет, вылет которого состоялся в 1957г.
  Всего под его руководством создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых строились серийно, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).
  На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США.

8

Туполев стал академиком, генеральным конструктором.

  В 1972г. Туполев получил пятую по счету главную премию страны в области науки. Теперь она называлась Государственной премией СССР. 22 сентября Андрей Николаевич Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм» в третий раз получил звание Героя Социалистического Труда с вручением медали «Серп и Молот».
  Спустя два месяца после получения своей третьей Звезды Героя Социалистического Труда – 23 декабря 1972г. 84-летний Андрей Николаевич Туполев скончался. Он был похоронен с высокими воинскими почестями. Тело Туполева покоится на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.

9

  10

11

12

13

14

 

 

М.Б. Саукке, советский историк авиации:

  «В истории техники есть личности, которые на долгие годы притягивают к себе внимание людей. Андрей Николаевич Туполев – один из них. Он был крупнейшим авиаконструктором, создавшим более ста самолетов различных типов, и главой советской авиационной школы, из которой вышли известные авиаконструкторы В.М. Петляков, В.М. Мясищев, П.О. Сухой, А.А. Архангельский, А.И. Путилов.
  А.Н. Туполев проявил себя высокоталантливым инженером и в других областях техники. Он был единственным из современных ему авиаконструкторов, внесшим огромный вклад в развитие металлургии легких сплавов. Под его руководством строились аэродинамические трубы, гидроканал и опытный завод, позволившие развернуть проектирование и производство совершенных самолетов. Его конструкторскому бюро было поручено проектирование и изготовление первых звезд для башен Кремля, монтаж уникальной карты СССР из уральских самоцветов для Парижской выставки 1936г.
  В предлагаемой книге рассказывается о малоизвестных сторонах инженерной деятельности Андрея Николаевича – конструировании аэросаней, дирижаблей, торпедных катеров, а также описаны события, связанные с работами в спецтюрьме ЦКБ-29 НКВД.
  Каждая глава, за исключением последней, начинается с краткого рассказа о работах, предшествовавших разработкам КБ А.Н. Туполева. Небольшие экскурсы в прошлое знакомят читателя с технической мыслью дореволюционной России, показывая каким прекрасным научно-техническим потенциалом она обладала. С первой волной эмиграции и при насильственной высылке интеллигенции за рубеж страну покинуло большое число ученых и инженеров. И тем не менее, оставшийся инженерный корпус сумел в разоренной двумя войнами – мировой и гражданской – стране решить в 20-30 гг. жизненно важные для нее проблемы. Это был нелегкий путь, но он был с честью пройден. Среди тех, кто его преодолел, был и выдающийся гражданин России – Андрей Николаевич Туполев…»

М.Б.Саукке «Неизвестный Туполев»:
http://www.svavia.ru/info/lib/lib_glprint.html

 ПАМЯТЬ

- В фильме-биографии «Крылья» Даниила Храбровицкого, вышедшего на экраны в 1979г., роль А.Н. Туполева сыграл актер Владислав Стржельчик;
- В честь конструктора назван КАИ имени Туполева в г. Казань;
- В 2018г. аэропорт Москвы «Внуково» стал носить имя А.Н. Туполева;
- Улицы, названные в честь советского конструктора А.Н. Туполева, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ, Праге и Амстердаме;
- В рамках проекта «Великие умы России» в 2020г. вышла книга «Андрей Туполев», авторства Адели Нурмухаметовой.

15

 Фильм «Выдающиеся авиаконструкторы СССР» (2011):
https://www.youtube.com/watch?v=rEzZyyIIf3w

Фильм «Великие люди России. А.Н. Тупалев»:
https://www.youtube.com/watch?v=mWdGi874XPM&t=12s

 Песня «Самолету Туполев 154М посвящается…»:
https://yandex.ru/video/preview/1831017424229013609

Туполев Андрей Николаевич
(Из цикла (Корифеи отечественной науки)

Конструктор, академик, генерал,
Создатель сотни типов самолетов, ЦАГИ,
В рождении авиации он роль великую сыграл,
Гордится Родина его успехами, творца отвагой.

Он главный был конструктор авиации страны,
И основатель авиастроенья,
Его идеи были смелы и умны,
Бесценны созданные им творенья.

Летают самолеты с маркой ТУ,
Сверхзвуковые в дальние полеты,
Он претворил страны мечту,
На них рекорды делали пилоты.

Он выдержал удар судьбы,
Арест и годы униженья,
Руководил созданьем техники борьбы,
Для армии немецкой пораженья.

Миль, Лавочкин, Чижевский, Петляков, Сухой,
Его соратники, руководителей КБ плеяда,
С ним обретали опыт мировой,
Создали все, что для победы было надо.

Он и Сикорский – два конструктора великих,
Что мира авиацию подняли в небеса,
Мечтателей, творцов, ученых многоликих
Творивших в век 20 чудеса!

Страна отметила конструктора заслуги –
Был награжден, трижды Героем стал,
Его признали в зарубежных обществ круге –
«Почетный гражданин» – Париж, Нью-Йорк его назвал!

 (Марк Горбовец)

 

Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела