Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако»

MEROPRIATIE

 Театральный вечер
«Под светом рампы: вечер перед выходными … в театре!»
(в рамках Всемирного дня театра)

В 2021г. Всемирный день театра пришелся на 27 марта.

  Театр (греч. Θέατρον – основное значение – место для зрелищ, затем – зрелище) – это зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других искусств, обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия, главным носителем которого является актер.
  Родовое понятие «театр» включает в себя различные его виды: драматический театр, оперный, балетный, кукольный, театр пантомимы…
  В Музейном комплексе г. Куйбышева с февраля 2019г. реализуется проект Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако».

1

  Повторимся: Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако» – это совместный творческий и просветительный проект муниципального казенного учреждения культуры города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс» и студенческого театра ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж». Цель проекта – создание на базе Музейного комплекса города Куйбышева творческой площадки студенческого театра ГАПОУ НСО «Куйбышевский педагогический колледж» с целью постановки и регулярного проката костюмированных исторических сцен в интерьере экспозиции купеческого особняка И.А. Левако при проведении научно – просветительных мероприятий музея.
  Но вернемся к празднику – Всемирный день театра.

2

  Из истории праздника: Театр считается древнейшим способом развлечения. Впервые профессиональный театр появился в Древней Греции. Он строился на огромное количество зрителей, посмотреть представление могли не только богатые люди. Артисты вживались в роль настолько, что были готовы умереть на сцене.
  Первоначально ставились только трагедии, комедийные постановки появились позже. Показывали пьесу один раз. Драматург был не только автором и постановщиком, но и непосредственным участником действия.
  Что касается истории русского театра, то отголоски театральных зрелищ идут еще со времен скоморохов, веселивших народ. При Петре I появился публичный театр, здание которого называлось «комедийной храминой». Спектакли в нем давала немецкая труппа. И хотя такой вид зрелищ не очень полюбился народу, он положил начало театральной деятельности в России. В период правления дочери Петра I Елизаветы театр стал похожим на тот, к которому мы привыкли сейчас. Именно в этот период открылся Императорский театр, а в Петербурге – Александринский. Их особенностью было участие в спектаклях как русских, так и иностранных артистов. Выступали и женщины, и мужчины. На развитие этой отрасли тратилось множество средств.
  Основной расцвет театральной деятельности пришелся на ХIХ – ХХ вв., подарив нам множество талантливых людей.
  Театр всегда играл важную роль в культурной жизни многих стран. Поэтому по инициативе Международного института театра в 1961г. был учрежден праздник – Всемирный день театра.
  В этот день, как правило, организуются торжественные мероприятия, концерты, проводятся мастер-классы по актерскому мастерству, благотворительные спектакли, премьеры новых постановок, встречи с талантливыми артистами. Эта ежегодная традиция появилась благодаря решению Совета Международного института театра и продолжается с 1962г.
  Театр – это кладезь творчества и неиссякаемого духа. Поэтому День театра априори не может быть обыденным и скучным…
  И это было действительно так!!!
  … накануне праздника в Музейном комплексе г.Куйбышева состоялся Театральный вечер «Под светом рампы: вечер перед выходными … в театре!». Тема вечера была определена так: «Театр на Гостинодворской. 113 – летию Каинского драматического общества посвящается …».
  Для зрителей и для Вас, уважаемый читатель, представляем виртуальный выставочный проект с одноименны названием – ««Театр на Гостинодворской … (113 – летию Каинского драматического общества посвящается…)… С прологом и эпилогом.». Виртуальная выставка представлена на сайте «Музейные ведомости» http://museumcomplexnso.ru/Olympiad_2013/Olimp.html Музейного комплекса г.Куйбышева.
  Давайте совершим виртуальное путешествие. И так…
  Пролог: В прологе как начальном элементе виртуального проекта кратко дано разъяснение содержания и смысла темы виртуальной выставки. Это разъяснение знакомит посетителя с общими обстоятельствами будущего сюжетного действия – в конце XIX в. как и во многих городах России, в провинциальном Каинске существовало Общество любителей драматического искусства.
  Обратите внимание, пролог обладает художественным характером, то есть, это не просто разъяснение краткого содержания выставки; для погружения посетителя в прошлое фрагменты представленных спектаклей по мотивам Чехова, Достоевского, Гоголя … нами выполнены под старую съемку – именно эти спектакли и ставились Каинским драматическим обществом.

3

   Далее переходим к основному содержанию выставки. Перед нами – карта, но это не просто карта, это город Каинск и Куйбышев на стыке двух столетий – историческая часть города представлена фотографиями зданий 2019 года; фонтан (фото 60 – 70 – гг. ХХв.) – это не только граница столетий, это позволяет говорить о непрерывающейся связи театральной деятельности на протяжении 113 лет в нашем городе.
  Право выбора маршрута экскурсии по выставке мы предоставляем посетителю. Каждое здание на карте имеет отношение к заявленной теме.
  Давайте зайдем в ДОМ ОБЩЕСТВЕННОГО СОБРАНИЯ: Здесь представлены копии документов 1908г. – обложка Устава Каинского драматического общества, Список лиц, участвовавших в его открытии; на фотографии Вы видите улицу Каинска и рекламную тумбу (ИМЕННО там мы разместили копии афиш того времени), в фотоальбоме представлены фотографии, где главное внимание привлекает сцена Каинского драматического общества, на этой сцене шли театральные постановки учащихся вечерней школы города Куйбышева и статья Геннадия Антоновича Ноздрина, доктора исторических наук, где представлены результаты исследования культуры города Каинска, в том числе и истории театрального общества.
  ДОМ КУПЦА ЛЕВАКО: Ныне одно из зданий нашего музея. Купец Илья Абелевич хлопотал об открытии Каинского драматического общества. И сегодня в его доме – Музейном комплексе создан Интерьерный театр – «Театр в доме купца И.А. Левако». Открытие состоялось 13 декабря 2018г. (в год 110 – летнего юбилея) и в день Торжественной церемонии открытия Года Театра в России и в Новосибирской области. Мы давали первый спектакль – это была «Бедная Настя» (по мотивам произведения П.И. Мельникова – Печерского «В лесах»). Дана фотография фрагмента экспозиции, где играют спектакль и дана запись первого спектакля (40 минут).
  КАИНСКАЯ ПОЧТОВО – ТЕЛЕГРАФНАЯ КОНТОРА: С этим зданием связана начало творческой деятельности в будущем известных профессиональных актеров СССР, чья деятельность начиналась со спектаклей, в которых они играли в маленьком помещении почтово – телеграфной конторы 50 – 60 – х годов ХХ в. в г. Каинске-Куйбышеве – это:
  - Децик Николай Кузьмич: его театральная деятельность связана с театрами «Красный факел» (г.Новосибирск) и Гроздненским республиканским русским драматическим театро им. М.Ю. Лермонтова, преподавал в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии;
  - Будович Адольф Францевич: член Всероссийского театрального общества с 1949 г., большая часть его театральной биографии относится к  Рубцовскому драматическому театру (Алтайский край);
  - Усланов Всеволод Иванович: родился в Каинске в 1910г., окончил Каинский педагогический техникум, драматург, писатель, поэт. член Всероссийского театрального общества, его пьесы ставили на сцене Государственного финского драматического театра (Национальный театр Карелии, Петрозаводск);
  - Эрендженов Нарма Цеденович: в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. был депортирован в город Куйбышев, работал администратором Куйбышевского горкино, принадлежит к поколению театральных деятелей республики Калмыкии, стоявших у истоков создания Национального калмыцкого театра;
  - Перельман Иосиф Леонтьевич: родился и жил в нашем городе, самодеятельный актер, но в его творческой биографии есть сцены Новосибирского театра оперы и балета (1970г.) и «Красного факела» (1957г.) – театрализованное чтение во время Всероссийских конкурсов – фестивалей чтецов;
  - Кулагин Владимир Яковлевич: родился в Каинске, годы жизни 1865 – 1955, окончил Томский университет с дипломом 1 степени, имея звание домашнего наставника, работал в Каинской женской гимназии учителем русского языка и литературы, затем гимназия стала первой советской школой, сейчас это гимназия № 1 города Куйбышева, это был первый учитель, уроки которого проходили с использованием театрализации (сам и его ученики выступали в роли актеров в литературном кружке).
  ДОМ ДВОРЯНСКОГО СОБРАНИЯ: В этом доме «хранится» история театра в городе Каинске периода 20 – 30 – х годов ХХв. Выложена брошюра по истории Каинского комсомола, особый акцент сделан на тех страницах, где речь идет о спектаклях, где актерами были первые комсомольцы и альбом, где мы можем видеть этих актеров. В эти годы все спектакли комсомольцев и детской секции комсомольской организации проходили на маленькой сцене Дома дворянского собрания.

А теперь вернемся в наше время.

  КУЙБЫШЕВСКИЙ ФИЛИАЛ НГПУ: Театральное объединение «Балаганчик» – здесь актеры и студенты, и преподаватели ВУЗа, выпускники и преподаватели ОО Куйбышевского района. Вы видите название спектаклей (репертуар на 2019 год), в фотоальбоме видите афишу спектакля, фотографии сцен спектакля и краткое содержание спектакля. Театральное объединение было создано в 1995г. на факультете филологии.
  ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ В.В.КУЙБЫШЕВА: 1) Образцовый театр кукол «Весёлый гном», режиссер Евгений Юрьевич Шушарин: театр кукол «Весёлый Гном» был организован в 1977г. художником – кукольником Павлом Леонидовичем Козаком.
  2) Народный коллектив Молодежный драматический театр «Академия творчества», режиссёр Сергей Геннадьевич Калагирев: самодеятельный театр во Дворце культуры нашего города существует с 1962г., в 1970г. ему было присвоено звание народного. С ноября 1987г. режиссёром театра становится Калагирев Сергей Геннадиевич. Постоянная работа режиссёра и актёров по пропаганде искусства театра превратили город в своеобразный центр самодеятельного театрального искусства Новосибирской области. Куйбышев стал единственным городом Новосибирской области, в котором проводится театральный фестиваль.

Эпилог: Можно в эпилоге прослушать слова, дающие гордость за весь профессиональный (с большой буквы Театр), а сегодня можно и меня. Я процитирую Викто́ра Мари́ Гюго́: «Удивительная вещь – театр! Театр не есть страна реального: в нем картонные деревья, полотняные дворцы, тряпичное небо, стеклянные брильянты, поддельное золото, румяна на лицах, солнце, выходящее, из-под сцены. Театр в то же время – это страна истинного: на сцене – человеческие сердца, за кулисами – человеческие сердца, в зрительном зале – человеческие сердца.».

  Театр – всегда театр, профессиональный он или любительский. И задача его одна – нести радость людям. В нашем городе уже 113 лет и через виртуальную выставку мы это показали, театральная жизнь не прекращается и имеет продолжение.
  Театр и музей – это учреждения, которые связаны с приобщением человека к культуре. Оба являются зрелищем и имеют своего зрителя, представляют культуру развлечения и формируют досуговую сферу общества. В то же самое время театр и музей – не досуговые центры, они несут миссию искусства зрителю, поэтому актуальность театрализации музейного пространства связана с обеспокоенностью всего музейного сообщества по поводу все большего нарастания «агрессии» точки зрения «развлекательности» в музее.
  Организация театрализованных форм в музейном пространстве – достаточно сложное дело. В музее театрализация происходит в экспозиции, а не в зрительном зале, как в театре.
  Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако» соблюдает следующие «условия вписывания театрализации в экспозиционный интерьер музея»: 1) продуманный текст актеров (исторически точен, речь стилизована), 2) условность предлагаемой ситуации, 3) четкое композиционное построение каждого сюжета. Следует отметить профессионализм режиссера театра Т.А. Вишневской и актеров – студентов колледжа. Это не просто участники театра, это люди с творческими актерскими способностями. Ежегодный состав «артистов» «Театра в доме купца И.А. Левако» – это «кадры», обладающие достаточными знаниями по экспозиции и музейной педагогике, творческим потенциалом и способные создать сценарий и его воплотить в жизнь.
  Ни кино, ни телевизор, ни интернет не заменят потрясающую атмосферу, которая создается на спектакле. Создание спектакля – это совместное творчество многочисленного коллектива театра и его полноценного соавтора – зрителя. Опыт совместного переживания, полученный в театре, меняет людей по обе стороны сцены.
  Давайте в этом убедимся… Приглашаем Вас, уважаемый читатель, прямо сейчас… в театр, на спектакль «Сцены из купеческой жизни» (по мотивам произведений А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот» или «Банкрут») и Е. Белоглазовой «Крепостная») Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако»…
  Завязка пьесы – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке…

Главные герои в сценах:

Гувернантка – ведет спектакль (исполняет роль Пачина А.),
Тишка – мальчик на посылках в доме Большова (исполняет роль Кузьмин Ю.),
Лазарь Елизарыч Подхалюзин (исполняет роль Шпис А.),
Олимпиада Самсоновна Большова (исполняет роль Зубова М.)
Аграфена Кондратьевна Большова (исполняет роль Кочергина А.)
Марфа – крестьянка (исполняет роль Тирбах А.).
Зрители легко верят в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: живая и неприкрытая лестью речь купца и купчих, искренняя речь крепостной…

 Спектакль «Сцены из купеческой жизни»
(по мотивам произведений А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся» («Банкрот» или «Банкрут») и Е. Белоглазовой «Крепостная»)

 


  Театр и музей? Сегодня театрализация активно внедряется в музейную практику. Музей, пытаясь привлечь посетителей и конкурируя с другими способами проведения свободного времени, стремится стать «музеем-событием» и «музеем-со-бытием», используя принцип интерактивности, из года в год расширяя программу мероприятий, которую еще по инерции называют «внемузейной» – концертные программы, литературные и музыкальные вечера, презентации и т.д. Все больше специалистов в области музеологии говорят о музейной театрализации как одном из средств установления тесных связей между посетителем и музеем. Ведь большое значение приобретает музей в организации свободного времени: посещение музея, как форма активного отдыха, особое распространение получило в наши дни в связи с ростом свободного времени, в результате происходит расширение на этой основе историко-культурной деятельности музея и приобщение к культуре широких кругов населения.
  Спектакль в интерьере музейной экспозиции рассматривается как форма культурного взаимодействия с посетителем, которая требует адаптации в современной ситуации, ориентированной на популяризацию данной формы научно-просветительной деятельности в музее, как одно из средств установления коммуникационных связей между посетителем и музеем на примере деятельности Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако» в Музейном комплексе г. Куйбышева Новосибирской области.
  «Смех, жалость и ужас суть три струны человеческого воображения, потрясаемые драматическим волшебством», – Александр Сергеевич Пушкин как был, так и остался прав. По-прежнему театр существует именно по этим законам. Можно сколько угодно рассуждать об архитектонике современных постановок, новых взглядах, художественных концепциях, но если произведение искусства не воздействует на струны души человеческой, то смысла в нем, увы, нет. Об этом мы можем говорить исходя из опыта Интерьерного театра.

В трех театральных сезонах 2019/2021, как водится, были сложные сконструированные постановки, были также и спектакли попроще:

  Сейчас самое время вспомнить самые яркие моменты этих спектаклей.
  Сцены спектаклей подобраны специально таким образом, чтобы Вы, уважаемый читатель, мог составить свое мнение, получить общее впечатление, уловить настроение и смысловую направленность постановок. Это наиболее яркие моменты с драматическим накалом, максимально показательные и иллюстрирующие замысел режиссера:

Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако»
за три театральных сезона:


  Для одних наших музейных посетителей театр – это вероятная и всегда ожидаемая встреча с «чудом», для других – это и храм искусства, и место трудной, напряжённой работы, требующей терпения, хорошего упрямства, здоровья и полной самоотдачи. Это прекрасный повод прикоснуться к удивительному миру фантазии и красоты, где вы «мгновенно отделяетесь от земли», где встречается вымысел и реальность. Счастья и творческих побед всем тем, кто создает это чудо – театр в музее!
  Всех любителей театрального искусства и актеров Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако» поздравляем со Всемирным днем театра! Пожелать хотим творческого, неограниченного полета, необычайной фантазии, саморазвития и прогрессивности, а еще громких аплодисментов и восторженной похвалы!
  Вас поздравляют волонтеры Первого Музейного волонтерского отряда Полина Жданова и Валентина Петровна Ефимова: «С Днем театра! Всем нам красоты и творчества, аплодисментов и бурных оваций, восторга и наслаждения! Тепла, добра и света!»

Песня «Научи меня бабушка танцевать «Чарльстон»
Исп. П. Жданова, солистка студии эстрадного вокала «Ассоль»  (рук.  Н.Г. Шульская) Муниципального бюджетного учреждения культуры
 города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области
«Культурно-досуговый комплекс» и В.П. Ефимова


4

До встречи в театре!

И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела