Проект «Это наша с тобой биография…»

MEROPRIATIE

Час краеведения 
«Как закалялся металл: из истории Куйбышевского завода автозапчастей с 1930-1990 гг.»

  Начало строительства ремонтно - тракторной мастерской для Каинского техникума Наркозема: в 30 - е годы XX века индустриализации сельского хозяйства, повлекла за собой развитие отечественного тракторостроения. Сельское хозяйство механизировалось и требовалось большое количество запасных деталей для техники. Именно в это время Каинский техникум Наркозема (Народный комиссариат земледелия СССР) в 1930 г. впервые набрал студентов, тогда же при нём открыли школу механизаторов. Была создана Каинская РТМ (ремонтно - тракторная мастерская), которая входила в ведение Наркозема и непосредственно подчинялась областному тресту совхозов. Несколько лет она ютилась в маленьких, не приспособленных для этого помещениях, пока не приняли решение построить для мастерской специальное здание.

1

Общий вид механо-сборочного цеха, построенного в 1933 г.

  Так 1932 году, в городе Каинске заложили первый кирпич в фундамент главного корпуса ремонтно-транспортной мастерской.
  Ветеран завода Тимофей Андреевич Шубин вспоминает: «Весной 1932 года началось строительство новой ремонтно-тракторной мастерской, в которой мы, учащиеся курсов, активно участвовали.
  Для строительства использовали кирпич с Абрамовской мельницы. Почти каждый выходной комсомольцы устраивали воскресники: разобрали старую мельницу, и этот кирпич свезли из села Абрамово на стройку. Новый материал брали с кирпичного завода…»
  Значительную часть работ выполняли члены коллектива мастерской под руководством прораба Тихона Фомича Непомнящих. Кирпич приходилось возить на телегах, по бездорожью, за несколько километров. Ни кранов, ни самосвалов не было. Только лозунг «Даешь мастерскую к 16-й годовщине Великого Октября!», да задор молодости. И строительство действительно закончили к Октябрьским праздникам 1933 года.

2

План расположения основных производственных и вспомогательных зданий Куйбышевской РТМ (1934г.)

  Первый трактор, поступивший в новую мастерскую, пришлось ремонтировать самому директору К.К. Александрову, опытному слесарю, токарю и кузнецу. Не хватало запчастей, инструментов, приспособлений. Даже подъемные работы приходилось выполнять вручную.

3

Здание электростанции

  Ремонтно-тракторная мастерская переименована в машинно - тракторную мастерскую: за 1938 год опытные специалисты мастерской отремонтировали 36 тракторов различных марок, 35 автомобилей, 351 бензиновый мотор, 100 головок блоков двигателей. Ремонтировали аккумуляторы, динамо-машины, радиаторы, шлифовали коленчатые валы. Объем работ, выполняемых мастерской, возрастал ежегодно. В 1938 году РТМ переименовано в межрайонную машинно-тракторную мастерскую: обслуживала двенадцать районов области. Об этом свидетельствует статья газеты «Советская Сибирь»: Куйбышевская МТМ… выполнила план ремонта моторов для 23 совхозов. Больших успехов добилась молодежная бригада под руководством Тимофея Шубина. Она постоянно выполняет нормы выработки на 150—200 процентов. Хорошим организатором является бригадир, который до мелочей изучил все трудовые процессы».

4

Газета «Знамя стахановца», от 18 февраля 1940 г.

  АЗЧ в годы Великой Отечественной войны: 1941 год начался для коллектива мастерской так же, как и все предыдущие: требовалось готовить технику к весенним полевым работам. Зима выдалась снежная, метельная, заносило дороги, на обочинах вырастали огромные сугробы. Доставка техники в ремонт часто задерживалась. Хозяйства отдаленных районов разбирали машины на узлы и доставляли в МТМ на лошадях. Весенний паводок затруднил доставку еще больше. Река Омь вышла из берегов и затопила часть городских улиц. И все же срывов посевной не произошло — тракторы отремонтировали в срок, а походные мастерские МТМ разъехались в разные районы на помощь совхозам. Многих рабочих мастерской сообщение о начале войны там и застало… Многие вернулись в город из колхозов по повесткам из военкоматов, и сегодня их провожали на фронт. В первую неделю войны на фронт с предприятия ушло тринадцать человек, и почти все они привели себе в мастерскую замену. Сына, дочь, сестру, жену… Ни возраст, ни пол значения не имели. В мастерской из специалистов оставались лишь те, чей возраст превысил призывной. И тогда к станкам встала молодежь.
  Ремонтировали не только совхозную технику, но и военные автомобили. И военный заказ, разумеется, считался самым срочным. Первый ЗИС-5, предназначавшийся для отправки на фронт, ремонтировали круглосуточно. На борту написали: «Все для фронта, все для победы!». А в январе 1943 года поступил заказ на изготовление учебных минометов. Задание оказалось необычным во всех отношениях: устройство сообщили в общих чертах, технологию никто не разрабатывал. Все пришлось делать самим. Тем не менее, минометы освоили за неделю.

5

Цех № 1

  Для коллектива МТМ 1945 год стал очередной вехой развития. В июле сорок пятого Куйбышевская машинно-тракторная мастерская получила новое имя: Куйбышевский механический завод. К тому времени на предприятии имелись механический, жестяной и литейный (с маленькой вагранкой) цехи, кузница, отгороженная от механического цеха фанерной перегородкой, находящиеся в помещении механического цеха заготовительный и сборный участки. Заводоуправление помещалось в бараке. Со всеми транспортными работами управлялись две лошади.

6

  Первым послевоенным заказом для КМЗ стало изготовление - подойников. Главной задачей этого времени было не только восстановление довоенного уровня, промышленности и сельского хозяйства, но и необходимо было превзойти этот уровень в значительных размерах.

7

Зернопульт

8

Зернопогрузчик

  6 апреля 1948 года на Куйбышевском механическом заводе состоялось испытание первой выпущенной предприятием зерноочистительной машины - зернопульта, предназначавшегося для просушивания зерна и очистки его от сорняков. Эта довольно сложная для производства тех лет машина обладала высокой производительностью - 200 центнеров зерна за восемь часов работы. Такие агрегаты получили все хозяйства Барабинского треста совхозов. В годы четвертой пятилетки на заводе освоили производство еще одного зернопогрузчика - для очистки, подсушки и погрузки зерна в кузов автомашины, а также норий и транспортеров для корнеплодов.
  Чуть позже, во втором квартале 1954 года, завод получил первый заказ от новых зерновых целинных совхозов - изготовление 250 походных кухонь емкостью 150 литров каждая.
  В августе 1954 года коллектив предприятия принял участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве: экспонировался подъемник подвесной дороги совершенно новой конструкции, создали его главный технолог завода М.Е. Никитин и инженер-конструктор В.Л. Кошелев. Подъемник получился настолько удачным, что опыт переняли все механические заводы министерства.
  Крупная авария на заводе: в начале 1956 года произошла крупная авария, нанесшая предприятию огромный урон. В ночь на 26 января от замыкания электропроводки возник пожар. Несмотря на поистине героические усилия пожарных и работников завода, остановить стихию не удалось: огонь уничтожил основной корпус -механосборочный цех - вместе с оборудованием, продукцией, готовой к реализации и находящейся в стадии обработки. Сгорело также заводоуправление со всем делопроизводством и архивом.
  В Новосибирск выехала бригада рабочих для отгрузки строительных материалов. Многие предприятия Куйбышева и Новосибирска помогали, чем могли. На территории соорудили нечто вроде навеса, и в таких условиях, на морозе, завод продолжал выпускать продукцию. Отремонтировали наименее пострадавшую от огня часть оборудования и работали в три смены.
  Последствия пожара ликвидировали меньше чем за полгода. Уже в мае завод приступил к освоению новой продукции - двухосных прицепов марки ТСТ-3,5. Параллельно с этим организовали выпуск аппаратуры для нефтехранилищ. Завод начал восстановление…. Началось строительство кузнечно-прессового цеха, позднее он станет прессовым участком цеха № 2. Строительство отнимало много времени, а ведь требовалось еще выполнять план.
  Вот отрывок из материала, опубликованного в куйбышевской районной газете «Знамя стахановца» за 1957 год: «Ни с чем подобным мы, пожалуй, раньше не встречались, - рассказывает начальник заготовительного цеха Дмитрий Васильевич Кондратенко. - Вначале я даже сам сомневался, сумеем ли мы справиться с поставленной перед нами задачей. В октябре нужно было выпустить 125 прицепов, а тут говорят: «Выделяйте людей на строительство нового цеха». Посоветовался я с ребятами. Решили выделить бригаду на строительство. Но как быть с планом? Штамповщики решили: «Постараемся сделать и то, и другое».
  Подсчитали объем работы. Вышло, что монтаж перекрытия можно закончить за два месяца. Вот тут и пришлось развернуться. Начались осенние холода. А мы весь день на потолке, на жгучем ветру. Спустимся вниз, перекурим и опять наверх. Ребята наши - Николай Шкурихин, Дмитрий и Владимир Яковлевы, Григорий Мацепура, Юрий Матвеев - на ходу освоили новое для них дело и стали ежедневно вырабатывать по полторы и две нормы. Перед концом каждого рабочего дня заглядывали в цех поинтересоваться, как идут дела с планом. А там тоже работали за двоих. Иван Пилипенко, Николай Неживых, Юрий Штомберг, Николай Филиппов, Иван Шевелев в срок обеспечивали заготовку деталей для прицепов. Сделали 135 прицепов - на десять больше, чем по плану. А бригада монтажников закончила перекрытие как раз к празднику - к 7 ноября».
  К этой же дате на заводе сдали в эксплуатацию клуб, столовую и 100 квадратных метров производственной территории. Главная трудность восстановления завода заключалась в нехватке кирпича. Договор на его поставку заключили с Барабинским кирпичным заводом, но собственный транспорт у КМЗ практически отсутствовал. И тут помогли другие предприятия города - почти каждое выделило по машине, по две, и за один день весь кирпич доставили на стройку.
  Коллектив завода, преодолев выпавшие на его долю испытания, не только устранил последствия пожара, но и освоил новые виды изделий, продолжил реконструкцию предприятия.

9

  С февраля 1959 года предприятие стало именоваться Куйбышевским заводом автозапчастей. Одновременно на заводе начали строительство новых производственных и бытовых помещений - инструментального цеха, материального склада, и освоение производства первой автомобильной запасной части из новой номенклатуры, определившей дальнейшую специализацию предприятия. Вновь созданный завод АЗЧ начал выпуск карданного вала к грузовому автомобилю ГАЗ-51.
  В декабре 1959 года завод выпустил первую запасную часть к автомобилю - карданный вал. Переходящее Красное знамя горкома КПСС и горисполкома, врученное коллективу за успешную работу в 1959 году, оставлено за ним, и завод удостоился чести быть представленным на городской Доске почета. Этот период для завода - начало большого технического роста.

10

  Переломным оказалось для завода начало шестидесятых годов. После введения в строй литейного цеха в нем установили конвейер, позволивший увеличить нормы выработки. Именно в эти годы судьба завода АЗЧ тесно переплелась с судьбой другого предприятия - завода «Металлист», который возник как промартель в первые годы советской власти (1926 г.), изготавливал для населения города и района печное литьё и находился в помещениях, принадлежавших до революции купцу Куликову. Теперь он стал четвертым цехом завода АЗЧ. С 1 июля 1963 г. объединившиеся заводы начали работать по единому плану. Уже в первый месяц новый цех изготовил, помимо другой продукции, сто комплектов арочных коровников для колхозов и совхозов района.
  Номенклатура изделий ширилась: к 1965 году завод выпускал, например, более половины продукции, находящей применение только в электрохимической промышленности, и одновременно - автомобильные запасные части.

11

  В декабре 1965 года завод вошел в систему Министерства автомобильной промышленности СССР. На основе всей предыдущей деятельности предприятия был сделан вывод: главная целесообразность и главная выгодность - это специализация завода на выпуске автомобильных запасных частей.
  С 1968 года завод начал работать по новой системе - он из месяца в месяц выполнял плановые задания по ставшему основным показателю - реализации. Стала очевидной необходимость окончательной специализации для экономически целесообразной, выгодной работы. Начиная с первого полугодия 1969 г. завод прекратил выпуск высоковольтного оборудования, освободившиеся площади передали для увеличения выпуска автомобильных запасных частей. Еще в 1968 г. на предприятии развернулось производство газораспределительных шестерен. В декабре того же года начали освоение тормозного барабана для автомобилей.

12

  11 июля 1968 г. в присутствии представителей всех цехов, служб, заводоуправления, в торжественной обстановке со всех пяти поточных линий на сборку подали детали миллионного карданного вала. Собирали его ветераны труда: прессовщик Н. Тырышкин, сварщик Ф. Самойлов, сборщик фланцев К. Кузьмина, сборщики карданов В. Галушко, В. Гуровский, Н. Михайлюк, маляры Н. Королева и Т. Борисова. Миллионный вал остался на заводе как реликвия.
  Прошло совсем немного времени, и бывший когда-то почти кустарным завод превратился в высокоавтоматизированное предприятие автомобильной промышленности. Впрочем, завод стал уже не просто предприятием, а целым производственным и культурно-массовым комплексом. В 1968 году построили 64-квартирный жилой дом для работников завода и заложили такой же. Возвели и еще один дом, 128-квартирный, совместно с коллективом Барабинской ГРЭС. А при пионерском лагере Барабинской ГРЭС построили один спальный корпус и начали строительство второго. В районе улицы Зеленой открылся магазин. Транспортники получили хорошо оборудованный гараж и бытовые помещения. Наладилась работа заводского клуба - теперь там регулярно проводились ежемесячный день мастера, слеты ударников коммунистического труда, научно-технические конференции. Развернулась, стала насыщенной общественная жизнь заводчан. Они участвовали в городских спортивных соревнованиях. Спартакиады по футболу, волейболу, стрельбе дважды в год устраивались и между цехами самого предприятия. Заводские баскетболисты и тяжелоатлеты чуть позже устойчиво заняли в городских турнирах лидирующее положение. Призерами областных соревнований в восьмидесятых годах были штангисты Владимир Демидюк, Николай Медведев. Александр Акименко стал мастером спорта СССР по велосипедным гонкам.

13

  Новый просторный и светлый корпус, в котором разместились современные высокопроизводительные станки, вошел в строй в 1970 году. В мае начался выпуск новой автомобильной запасной части - поворотного кулака к ЗИЛ-120 и ЗИЛ-130.
  С 1972 года вступило в строй пять конвейеров на межоперационной передаче карданных валов и шестой - по их транспортировке со сборки на покраску. Так конвейеры полностью вытеснили ручной труд на внутрицеховой транспортировке.

14

Сувенир от Иркутского завода карданных валов в честь 50 - летия Куйбышевского завода автозапчастей

  В 1975 году предприятия страны начали осваивать комплексную систему управления качеством продукции (КСУКП), и одним из первых в области и первым в Куйбышеве внедрением ее занялся коллектив завода АЗЧ. В основе ее - ответственность каждого работника за качество труда
  В 1984 году список выпускаемой продукции пополнился карданными валами для автомобилей КАЗ и БелАЗ. В том же году производство детали к автомобилям ГАЗ-51А, ГАЗ-63 и ПАЗ-652 по решению Минавтопрома передали Херсонскому заводу коленвалов.
  Для небольшого сибирского города Куйбышевский завод автодеталей очень значимое предприятие, в годы перестройки завод понес потери и убытки, не реализовались и обширные планы.

Давайте вспомним,  как  это было, вашему вниманию предлагаются видеоматериалы о заводе автозапчастей, посмотреть которые вы можете, перейдя по ссылке:

Наш родной до винтика завод (часть1)
https://www.youtube.com/watch?v=ayCbgXbducY&feature=emb_logo

Наш родной до винтика завод (часть 2)
https://www.youtube.com/watch?v=m7Us5wuT3Zw&feature=emb_logo

Уважаемые читатели!

  МКУК «Музейный комплекс» продолжает пополнять свой архив информацией о работниках производственных предприятий и приглашает к сотрудничеству, если вы, ваши родственники или знакомые работали на производственных предприятиях г. Куйбышева, и у вас есть, что рассказать, присылайте ваши материалы на адрес электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., звоните по номеру телефона 23-974, приходите к нам в гости  по адресу г. Куйбышев ул. Коммунистическая 29, мы будем очень благодарны Вам!
  В рамках проекта «Это наша с тобой биография» МКУК «Музейный комплекс» ведёт просветительную работу, организовывает и проводит беседы со студентами и учащимися по истории производственных предприятий. И мы будем рады приветствовать Вас в нашем музее,  и поведаем много интересного из истории предприятий города Куйбышева. Приходите, мы ждем Вас!  

Литература

1. Отроков Б. А. Это наша с тобой биография: [О Куйбышев. з-де автозапчастей] / Б. Отроков. - Новосибирск : Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1983. - 83 с.: 12 л. ил.
2. Петров А. Город Куйбышев, его люди и их дела.  - Куйбышев, 2013. -  370 с. 
3. История промышленности Новосибирска. Т.5. Новый отсчет (1986-2005) / ред. Г. В. Драч. - Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2005. - 655 с.

А.А. Яланбаева,
лектор-экскурсовод МКУК «Музейный комплекс»