«Час Памяти «Из концлагеря – в небо. Подвиг М.П. Девятаева»»

MEROPRIATIE

  Сегодня мы вспомним о летчике-истребителе, Герое Советского Союза Михаиле Петровиче Девятаеве, который 8 февраля 1945 года совершил дерзкий побег из фашистского концлагеря на секретном немецком бомбардировщике Heinkel He 111 H-22 (чем в последствии оказал неоценимую услугу советским конструкторам - разработчикам ракетной техники), а 1978 году был гостем города Куйбышева, встречался с нашими земляками и делился воспоминаниями о своем легендарном полете.

1

Михаил Петрович Девятаев

  Родился он 8 июля 1917 года в селе Торбеево, Спасского уезда, Тамбовской губернии в крестьянской семье, в которой был 13 ребенком. По национальности мордвин-мокшанин. В 1933 году окончил 7 классов. Поступил в Казанский речной техникум, который окончил в 1938 году, там же занимался в аэроклубе, где на всю жизнь увлекся летным делом. После окончания техникума, был призван в Красную Армию. В 1940 году окончил Первое Чкаловское военное авиационное училище лётчиков им. К. Е. Ворошилова.

  На фронте с первого дня войны. 24 июня Михаил Петрович «открыл счет» сбитых самолетов противника, им стал пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87 и получил свою первую боевую награду - орден Красного Знамени.

2

  10 сентября 1941 года еще одна победа – сбитый самолет Ju-88. 23 сентября во время воздушного боя Михаил Девятаев вновь сбил немецкого истребителя, но и сам получил ранение в левую ногу. После госпиталя врачебная комиссия определила его в тихоходную авиацию. Служил в ночном бомбардировочном полку, затем в санитарной авиации, и только в 1944 году, после встречи с Александром Ивановичем Покрышкиным, прославленным сибиряком-летчиком, вновь стал истребителем.

3

Александр Иванович Покрышкин

  Всего за время войны командир звена 104-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Девятаев сбил в воздушных боях 9 вражеских самолётов.
  13 июля 1944 года счет боевых побед пополнил фашистский истребитель Фокке-Вульф FW-190. Во время боя самолет Михаила Девятаева был подбит и загорелся, в последний момент летчик успел покинуть самолет с парашютом, но при прыжке ударился о стабилизатор самолёта. Приземлившись в бессознательном состоянии на захваченной противником территории, попал в плен.
  После допроса Михаил Девятаева попал в Лодзинский концлагерь, откуда 13 августа 1944 года, вместе с группой военнопленных-лётчиков он  совершил первую попытку побега. Беглецов  поймали и отправили в лагерь смерти Заксенхаузен, где советский летчик должен был попрощаться со своей жизнью, но этому помешала счастливая случайность.  В лагере парикмахер из числа заключенных,  подменил нашивной номер на его лагерной робе, и смертник Михаил Петрович Девятаев стал «штрафником» Степаном Григорьевичем Никитенко (сам Степан Никитенко – школьный учитель, накануне скончался в фашистских застенках). Так летчик, сильный духом и склонный к побегу был отправлен в концлагерь на секретный  остров Узедом, где в ракетном центре Пенемюнде   шли разработки нового оружия Третьего рейха - «Оружия Возмездия», которым фашисты обстреливали Лондон и другие города противника - крылатых ракет «Фау-1» и баллистических ракет «Фау-2».

4

Крылатая ракета «Фау-1»

5

Баллистическая ракета «Фау-2»

  Михаилу Петровичу удалось попасть в аэродромную бригаду – одно из самых тяжелых мест на острове, но главное, ближе к самолетам. Так началась подготовка к новому побегу. Пленный летчик на свалке подбитых и неисправных самолетов пытался освоить конструкцию незнакомых ему фашистских бомбардировщиков. Для побега нужна была команда – начал присматриваться к людям, отбирать самых надежных. Узники, осторожно, чтобы  не вызвать подозрения охраны, примечали все подробности жизни аэродрома, «слабые места» и «лазейки», выбрали для побега самолет, придумали план.
  8 февраля 1945 отряд из десяти истощенных, измученных военнопленных во главе с Михаилом Девятаевым неимоверными усилиями проник в самолет и поднял его в небо. Побег был замечен, поднялась тревога, началась погоня. На перехват вылетели истребители, пилотом одного из них был  известный воздушный ас – обер-лейтенант Гюнтер Хобом, обладатель двух «Железных крестов» и «Немецкого креста в золоте». Но не зная курса беглецов, надеяться можно было только на случайность.
  Позднее заговорщики встретили еще одного немецкого асса - полковника Вальтера Даля, который возвращался с задания на Фокке-Вульфе-190. Но Даль тоже не смог выполнить приказ своего командования – он выпустил по Хейнкелю свои последние боеприпасы, и перестал его преследовать, так как в его самолёте заканчивалось топливо.
  Когда бывшие узники пересекли линию фронта, по ним открыли огонь свои советские зенитки, сбитую машину чудом удалось посадить.
  Таким образом, Михаил Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на острове Узедом, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха и  точные координаты стартовых установок «Фау-2», которые находились вдоль берега моря. Эти сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом.
  Для проверки обстоятельств пленения и побега бывшие узники были помещены в фильтрационный лагерь НКВД. В конце марта 1945 года после проверки и лечения семеро из десяти участников побега вернулись на фронт.   Офицеры, среди которых был и Михаил Петрович Девятаев, до конца войны оставались вне зоны боевых действий, ожидая подтверждения своих воинских званий.
  В сентябре 1945 года его нашёл Сергей Павлович Королев будущий «отец» советской ракетно-космической техники,   назначенный руководить программой по изучению немецких ракетных разработок. Бывший узник показал советским специалистам места на базе Пенемюнде где производились узлы ракет, и стартовые площадки.

6

Сергей Павлович Королев

  В ноябре 1945 года Михаил Девятаев был уволен в запас и долгое время, как бывший военнопленный, испытывал затруднения с поиском работы. С трудом ему удалось устроиться в Казанском речном порту дежурным по вокзалу, затем, после обучения, он стал капитаном-механиком, но некоторое время мог плавать только на служебном катере. С 1949 года работал помощником капитана баркаса «Огонёк», с 1952 года — стал его капитаном, с 1955 года был переведён на должность капитана теплохода. 

7

М. П. Девятаев с женой

  Только через 12 лет после войны, 15 августа 1957 года по инициативе Сергея Павловича Королёва Михаилу Девятаеву было присвоено звание Героя Советского Союза за вклад в советское ракетостроение и помощь в создании первой советской ракеты Р-1 (копии «Фау-2).
  До конца своей жизни он активно участвовал в общественной жизни, делился воспоминаниями, посещал остров Узедом и встречался с другими участниками событий побега. В 1978 году, во время своей очередной поездки по стране, он был в Куйбышеве и встречался с нашими земляками.  Он гостил в нашем городе три дня.

8

М.П.Девятаев (четвертый слева) в Куйбышеве.
Дворец культуры В.В. Куйбышева (1978г.)

  Его сопровождающим и верным помощников при организации и проведении встреч с жителями города был Николай Георгиевич Стацевич – член Союзов журналистов СССР и России, а на тот момент заведующий отделом пропаганды и агитации Куйбышевского горкома  КПСС.  Эта встреча оставила у него неизгладимые впечатления, о чем он и рассказывает новому молодому поколению куйбышевцев.

 «Герой Советского Союза в гостях в Куйбышеве»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/298-geroj-sovetskogo-soyuza-v-gostyakh-v-kujbysheve

 Потому – что в такое поверить нельзя ….»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/209-potomu-chto-v-takoe-poverit-nelzya

 «Побег из ада»:
http://museumcomplexnso.ru/index.php/49-pobeg-iz-ada

  В 1972 г. и 1988г. Михаил Петрович издал две книги «Полёт к солнцу» и «Побег из ада», в которых написал о том, что ему довелось пережить во время своего легендарного побега.
  Умер прославленный летчик 24 ноября 2002 года в Казани и был захоронен на участке Арского кладбища, где расположен мемориальный комплекс воинов Великой Отечественной войны.

9

Могила Девятаева на Арском кладбище (Казань)

Подробнее о подвиге Михаила Петровича Девятаева можно узнать из документальных фильмов:

 «Догнать и уничтожить»:
https://www.youtube.com/watch?v=U7hj8K8LaxU

Легенды армии - Михаил Девятаев
https://www.youtube.com/watch?v=4IG9UTSj3S0

  В 1961 году на киностудии «Мосфильм» был снят художественный фильм «Чистое небо» (режиссёр Григорий Чухрай), в основу которого легли события легендарного  воздушного побега из плена Михаила Девятаева:

Художественный фильм «Чистое небо» (1961 год):
https://www.youtube.com/watch?v=xWBsKDLzq20

Подбор материала – лектор-экскурсовод
МКУК «Музейный комплекс» Иваненко О.А.