ocenka kachestva2

anons iul 2025

2025god

derevnia

shnaider2

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

SVO2

muzei pobedi

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

Inter teatr

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Июль, 2025
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

gos katakog

22 июня – День Памяти и Скорби

MEROPRIATIE

Историческая память
в предметах военного времени:
экспозиция «Наш край
 
в годы Великой Отечественной войны
1941 – 1945 гг.».

  22 июня 1941г. – ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ – день начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
  …О славе тех, кто пал за честь и независимость Родины, вспоминаем каждый год 22 июня… мы склоняем головы перед всеми погибшими в жесткой схватке с врагом, перед поколением советских людей – ПОБЕДИТЕЛЕЙ! Мы этого никогда не забудем и не позволим забыть никому!
  В День памяти и скорби, 22 июня, по всей России пройдет общенациональная акция «Минута молчания». Ровно в 12:15 по московскому времени жизнь в стране на одну минуту «замрет» в знак общей скорби и уважения к подвигу ПОБЕДИТЕЛЕЙ. В тишине будет раздаваться лишь стук сердец, отсчитывая минуты скорби…

1

  …В истории нашей Родины было немало войн… битв… Ледовое побоище, Куликовская битва.., а XVIIв. каждое столетие начиналось для нашей страны какими-то катастрофическими военными событиями: «смутное время» и развал страны в начале XVIIв., Северная война в начале XVIIIв., серия так называемых, «Наполеоновских войн» в XIXв., Русско-японская, Первая мировая, революции и Гражданская война с вмешательством ряда зарубежных стран в начале XXв. и много других боев и сражений, малых и больших войн, в которых пришлось участвовать нашему народу, отбивать завоевательские походы иноземных захватчиков. Наши деды и прадеды защищали нашу страну, отстаивая ее свободу, независимость и интересы. Самая кровопролитная – Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Таких войн, когда бы на поле брани сталкивались многомиллионные армии, когда бы на борьбу с захватчиками поднимался весь народ, когда патриотизм тех, кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала, перед которым меркло все, что было до этого, мировая военная история еще не знала!
  И что примечательно: чем дальше мы отдаляемся от этого события, тем глубже и масштабнее осознаем величие подвига, совершенного в годы войны советским народом, нашими Вооруженными Силами. Значение, итоги и последствия так велики, что можно с полным основанием сказать – Победа над фашисткой Германией и милитаристской Японией стала тем рубежом, от которого начался отсчет нового периода в истории нашей планеты.
  Мало того, даже в, казалось бы, мирный период второй половины XXв. мы пережили ряд потрясений. Несмотря на относительно мирное существование нашей страны, ей все же пришлось участвовать в военных конфликтах и войнах, происходивших на всем земном шаре: боевые действия в Китае, Венгрии, в районе острова Даманский, Алжире, Египте, Йемене, Вьетнаме, Сирии, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Афганистане, Камбодже, Бангладеж, Лаосе, Ливане и ряде тяжелых и затяжных войн на территориях постсоветского пространства.
  Военные усилия нашего государства на этом направлении не только не пропали даром, но свято чтутся народами мира как великий и бескорыстный вклад в дело расширения их социально-политической свободы.
  24 февраля 2022г. началась Специальная военная операция на Украине. Наши военные ежедневно проявляют мужество и героизм. Среди них есть и наши земляки.
  Сегодня как никогда актуальна проблема формирования исторического сознания современного человека в условиях, когда человечество все больше себя осознает как глобальную целостность. Сегодня необходимо направлять исторический процесс так, чтобы исключить самоуничтожение людей в войне, экологическую катастрофу и избежать культурного вырождения. И именно историческое знание может избавить от чувства неизбежности, помочь найти пути предотвращения катастрофы, поверить в возможности человека как реальной силы истории.

- электронная база данных основного и научно-вспомогательного фондов музея;
- коллекции аудио - и видео записей научно-просветительного отдела музея;
- стендовые доклады, презентации к краеведческим и научным выступлениям участников научно-практических конференций и краеведческих чтений, проходящих с 1997г. на базе Куйбышевского краеведческого музея и Музея истории образования в Куйбышевском районе Новосибирской области;
- официальный сайт музея «Музейные ведомости» (https://museumcomplexnso.ru/), российская социальная сеть «ВКонтакте» (https://vk.com/public134848197).

  Важное место в экспозиции занимает работа с использованием интерактивной панели, в которой представлен документальный и фотоматериал о ветеранах-куйбышевцах. Биографии ветеранов, написанные по их воспоминаниям, покажут войны так, как их видели сами участники, рядовые и офицеры. Собранный материал будет ценен не только для куйбышевского краеведения, но и для военной истории нашего края и страны. Отдельным блоком представлен архивный видеоматериал 1990-2000 гг. салона «Память» Куйбышевского района. Целью съемки было не только запечатлеть лица ветеранов, но и их послевоенную жизнь. Это позволяет увидеть героев экспозиции не только как мужественных воинов, но и как обычных людей со своими заботами, увлечениями, в окружении семьи. Тип подачи информации – телевизионная передача (20 – 30 минут). Также представлен цикл видеоинтервью с участниками боевых действий, что позволяет узнать о земляках-ветеранах, об их самоотверженном служении Отечеству, смелости и верности воинскому долгу.
  Музейное экспозиционное помещение не может вместить все выставочные образцы и документальный материал, что не позволят продемонстрировать большее количество экспонатов. Как следствие музей проводит большую работу по подготовке научно-справочных и краеведческих материалов по обозначенной теме с дальнейшим размещением на официальном сайте учреждения «Музейные ведомости» в рамках научно-просветительного проекта «Война. Победа. Память.» (https://museumcomplexnso.ru/index.php/28-vojna-pobeda-pamyat/294-vojna-pobeda-pamyat). Одновременно с этим специалистами музея подготовлена аудиоэкскурсия по экспозиционному комплексу «Наш край в годы Великой Отечественной воны 1941 – 1945 гг.» с размещением на сайте (https://museumcomplexnso.ru/index.php/28-vojna-pobeda-pamyat/395-audioekskursiya-po-ekspozii-nash-kraj-v-gody-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945gg). Это позволяет посетителям (в том числе посетителям с ограниченными возможностями) познакомиться с данной экспозицией без непосредственного посещения нашего музея.

  АКТУАЛЬНОСТЬ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

  За последние 20 лет в РФ выросло поколение граждан c превратным пониманием истории, включая годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
  Для того, чтобы воспитать полноценных граждан своей страны, необходимо привить детям и подросткам чувство любви, в первую очередь, к малой Родине. Молодое поколение должно знать прошлое, традиции своего края, осознавать, что каждый человек – соучастник исторических событий, которые пришлись на его долю и долю его страны.
  При работе над созданием экспозиции мы остановились на одном из распространенных методов показа музейных предметов – тематическом или комплексно-тематическом (музейные предметы выставлены в динамике, взаимной связи и обусловленности). Традиционные музейные предметы – документы, фотографии, вещевые экспонаты и т.д., используемые для строительства экспозиции, традиционно объединены в комплексы, посвящены событиям, что позволяет лучше осветить заявленную тему. Несмотря на то, что комплексы разнообразны, каждый рассматривается в связи с другими, тематически связанными комплексами. Основной структурной единицей нашей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы.

Экспозиция
«НАШ КРАЙ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941 – 1945 ГГ.»

  В основу 1 раздела экспозиции положены документы и материалы, позволяющие через призму отдельных судеб земляков-куйбышевцев воссоздать героическую историю поколения периода Великой Отечественно войны 1941 – 1945 гг., которая через основные события войны рассказывает о куйбышевцах, принявших участие в боевых действиях под Москвой, при форсировании Днепра, при освобождении Белоруссии, Украины, городов Европы и при взятии Берлина. В экспозиции представлены наградные листы, извещения, благодарности командования, красноармейские книжки и другие официальные документы, а также вошли личные документы: письма с фронта, фотографии и воспоминания о войне, что дает возможность сопоставить официальное видение войны с впечатлениями и переживаниями непосредственных ее участников.
  Первые три экспозиционных комплекса – «Патриотический порыв», «Мобилизация. Проводы на фронт.», «Вставай, страна огромная!» – отражают начало Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: детали оформления экспозиции характеризуют начало войны – фрагмент картины «Вставай, страна огромная!...» в компьютерной обработке, 3,5х2,5 (м); баннер «22 июня 1941г.» с текстовым сопровождением «Из заявления советского правительства 22 июня 1941г.», «Из выступления по радио Председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина 3 июля 1941г.», «Образование Государственного Комитета Обороны в Президиуме Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и Совнаркоме СССР 30 июля 1941г.»; Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации военнообязанных по Ленинградскому, Прибалтийскому, особому Одесскому, Харьковскому, Орловскому, Московскому, Архангельскому, Уральскому. Сибирскому, Приволжскому, Северокавказскому военным округам» от 22 июня 1941г.
  Экспозиция содержит материал о первых днях войны на территории Куйбышевского района Новосибирской области – это настольный календарь колхозника за 1941г., повестка и приписное свидетельство, гимнастерка образца 1935г. и пилотка, солдатские кружка и ложка военного времени, раритетное издание 1941г. «В бой за Родину! Сборник песен Великой Отечественной войны» издания «Воениздат НКО СССР – МУЗГИЗ» и гармоника-двухрядка, которая была почти в каждом отряде и в годы Великой Отечественной войны сопровождала и поддерживала боевой дух бойцов.
  Более полное погружение посетителей музея в атмосферу Великой Отечественной войны удается передать, задействуя не только визуальные решения, но и аудиооформление. В 30-е и 40-е годы ХХв. в СССР существовало всего два источника массовой информации: газеты и радио.
  О нападении гитлеровской Германии на Советский Союз наши земляки узнали 22 июня 1941г. около 17 часов вечера. В экспозиционном зале в течение всего времени работы экспозиции «действует» экспонат-радиорепродуктор «Рекорд» 1940-х гг., который представляет собой конус, склеенный из тонкого, но довольно прочного черного картона, через который все узнавали самые свежие новости в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: аудиозапись сообщения в первый день немецкого вторжения на территорию СССР народного комиссара иностранных дел СССР, заместителя председателя Совнаркома СССР, члена Политбюро ЦК ВКП(б) В.М Молотова о нападении нацисткой Германии на СССР и начале Отечественной войны против агрессора, а также воспроизводится аудиозапись голоса Левитана о разгроме немцев под Москвой, Сталинградом, прорыве блокады Ленинграда, взятии Берлина, о капитуляции Германии, а также «звучат» песни военных лет. Это создает особый эффект для передачи соответствующей атмосферы того времени. Эти сообщения заставляют музейного посетителя замедлить шаг, задуматься, проникнуться смыслом звучавших слов и значением событий.
  Имеет важное значение экспонируемый документальный материал – копия из газеты «Знамя стахановца» № 59 (508) от 23 июня 1941г.: «…Каждый чувствует себя в мобилизационной готовности и спешит быстрее в народ… В 10.00 часов вечера в городском саду начался митинг, на который люди пришли послушать сообщение о выступлении заместителя председателя Совнаркома и Народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова… Простые слова о Великой Родине, о Великом Сталине и о том, что мы победим, встречаются громом аплодисментов…
  Ежечасно в Куйбышевский райвоенкомат поступают заявления от добровольцев. Узнав о нападении на Советский Союз, граждане города и района, пожилые и молодежь, юноши и девушки, коммунисты и комсомольцы изъявляют желание пойти добровольно служить в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию...».
  Особое место здесь занимает стенд, повествующий о числе куйбышевцев, ушедших на фронт, как не вернувшихся, так и оставшихся в живых. Эти числа глубоко и скорбно впечатляют: из 12 370 домой не возвратились 5 071.
  В центральной витрине экспонируются бытовые предметы и предметы православного религиозного культа как показатель антагонизма мирного быта с войной, но неизменное сопровождение солдата на фронте: икона «Спас Вседержитель, нач. ХХв.; подсвечник церковный, кон. ХIХ – нач. ХХв.; книга «Новый завет и псалтырь», нач. ХХ в.; крест «Распятие Христово, кон. XIXв.; крынка, 1940-е гг.; полотенце вышитое, 30-40-е гг. ХХв.; книжки красноармейские Ефанова Г.С., 1941г. и Ильиной В.А. 1941г.; Приписное свидетельство Жукова А.И., 15.12.1941г.; Повестка Жданову Г.Л. о явке в военкомат, 1941г.
  Вспомогательным материалом данных экспозиционных комплексов являются цветные копии агитационных плакатов, которые в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. были одним из самых сильных массовых побуждающих средств агитации, наравне с газетами и радио – «Родина – Мать зовет», «Воин Красной Армии, спаси!», «Красной Армии – СЛАВА!», «Дойдем до Берлина!», «Слава воину победителю!».
  «Жизнь в тылу » – этот комплекс экспозиции через музейные предметы отражает жизнь людей (налоги, займы, лотереи и пр.), их труд, жилищные проблемы, отягощенные притоком эвакуированных и вместе с тем невероятный всплеск трудового энтузиазма, новаторства, порывы великодушия, начиная с передачи на фронт теплых вещей и кончая сбором средств по Куйбышевскому району на постройку кораблей Северного флота. Так рождалась высшая ступень гражданского самопожертвования, гражданской нравственности, которую мы зовем патриотизмом. Это утверждение отражено в экспозиции предметно и документально. Предметный ряд представлен предметами военного времени – часы-будильник, лампа керосиновая, карточки на получение сахара и кондитерских изделий, кисеты «Ждем с Победой» и «Давай закурим», сумка дамская, платок носовой, набор парфюмерный подарочный «Кремль» фабрики «Новая Заря» и коробка для духов «Индийская амбра», головной платок, шаль, платье, то есть обычные обыденные вещи, показаны в сочетании с предметами, не характерными для мирной жизни (кисеты, продуктовые карточки, справки на получение карточек, документы об обучении военным специальностям).
  Мирная жизнь в тылу продолжается: работают городские учреждения, предприятия, учебные заведения, открываются новые (Куйбышевская детская музыкальная школа), но, вместе с тем, появляются новые требования и условия, которые жители тыла выполняют с готовностью, понимая, что таким способом они помогают своей стране (в г.Куйбышеве открыты курсы по обучению стрелков, лыжников, сандружинниц, введена система карточек на продукты, которая строго контролировала распределение продуктов среди населения).
  «Тыловые будни» показывают через личные вещи и документы учительницы школы № 2 Куклиной Е.В., предметы школьного быта, фотографии учащихся и учителей этой школы, что учебные заведения в городе продолжают свою работу, не смотря на все возрастающие трудности и каждый школьник знал лозунг «Твоя хорошая учеба – твоя помощь фронту!» – глобус, ручка перьевая, указка школьная, чернильница, счеты школьные парта школьная с приложением тетрадных листов и текстом, написанным свекольным соком по русскому языку за 1 класс, обложки тетради по истории за 5 класс и промокашки 1940-х гг., Свидетельство Сафоновой Н.А. об окончании 4 кл. начальной школы № 6 г.Куйбышева за 1942г.
  В г.Куйбышеве и Куйбышевском районе для эвакуированных детей и детей, родители которых погибли на фронте, были созданы детские дома в селах Булатово, Балман, Бурундуково, Кама, Чумаково. Кроме того, два городских детских дома также разместили у себя детей из блокадного г.Ленинграда. В экспозиции представлена фотокопия фотографии «Балманский детский дом. 1944г.».
  Тема «Эвакогоспитали г.Куйбышева» отображает формирование и деятельность двух эвакогоспиталей – № 1402 (действовал в городе в период 03.07.1941г. – 14.03.1943г., профиль – сортировочный, хирургический) и № 3339 (действовал в городе в период 10.11.1941г. – 09.03.1942г., профиль – общехирургический) и раскрыта через копии документального материала, фотографии и другие музейные предметы: архивная справка об открытии госпиталей в г. Куйбышеве Новосибирской области в 1941 – 1942г., Постановление бюро Куйбышевского РК ВЛКСМ о подготовке медицинских сестер и сандружинниц от 19.04.1942г., фотокопии фотографий «Здание педучилища. Здесь в годы войны размещались хирургические корпуса ЭГ № 1402 и ЭГ № 3339. г.Куйбышев. 1960-е гг.», «Коллектив эвакогоспиталя № 1402. 1942г.», «Калугин Н.А. и сотрудники эвакогоспиталя № 1402. 1941 – 1943гг.», а также многих медицинских работников эвакогоспиталей Малышкиной М.А., Суховой М.Т., Коромысловой (Спичкина) Е.Ф., Спиваковой В.Я., Потехиной В.Г., Любченко А.Д., Старковой А.П. и Скворцова П.Н., врача-рентгенолога, Филь И., начальника особого отдела госпиталя. Помимо этого экспонируются подлинные музейные предметы – учебные медицинские издания «Курс оперативной хирургии» под ред. проф. В.Н. Шевкуненко, Том 1, ОГИЗ, 1934г. и «Лечение повреждений в практике хирургической амбулатории» авторов Вайнштейн В.Г., Розов В.И., Медгиз, Ленинградское отделение, 1940г.
  Посетители музея могут прочитать страницу из «Трудовой книжки» Суховой М.Т., медсестры эвакогоспиталя № 1402 – «Сведения о работе: 25.07.1941 – 01.07.1946».
  Несмотря на трудности, люди пытались поддерживать обычный уклад жизни, сохраняя традиции и культурные ценности, которые помогали поддерживать моральный дух населения. Это подтверждают экспонаты подкомплекса «Средь будней радости минута…» – патефон, кооперативная фабрика г.Красногвардейск, сер. ХХв.; книга «Каринцев Н. «Жизнь замечательных музыкантов», Верди, 1936г.; приложение к журналу «Работница», 1937г.; книга. «Г. Ландау «Белая дама», 1945г.; книга «Первенцев А. «Честь смолоду», 1949г.; сумка женская, шаль женская с кистями, кукла-муфта, игра настольная детская. «Хочу знать все. Чудеса техники», Изд-во детской литературы ЦК ВЛКСМ нач. 1940-х гг.
  Новым в экспозиции является осмысление исторических фактов через судьбы людей – спецпереселенцев и «врагов народа». Репрессированные, депортированные в годы Великой Отечественной войны и накануне в Куйбышевский район из Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики, Поволжья и Средней Азии нашли отражение в данной экспозиции. Краеведческое исследование выполнено на основе системного подхода и анализа неопубликованных документов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО) и Информационных центров Управлений Внутренних Дел по Новосибирской, Кемеровской, Томской, Свердловской, Саратовской областям.
  Формирование этой части экспозиции и интерпретация местной истории оказалось весьма сложным процессом. Для передачи верных акцентов в экспозиции использованы Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районе Поволжья» от 28.08.1941г., Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении» 1956г. (копии документов).
  Большой удачей для музея стало приобретение из семейного наследия переселенцев – латгальцев Р. Сурсо сборника песнопений евангелической лютеранской церкви (Изд-во Хеккера, г. Рига – Митау. 1900г.), сборника христианских песен для общественного и домашнего употребления в немецких евангелических колониях на Волге», Изд-во «Druct von H. Laafmanns Buch- und Steindrusferai» (г.Дорпат, 1914г.) и тетрадь с рукописными текстами протестантских (лютеранских) богослужений. В экспозиции представлены вещественные материалы семьи Шувье А.И. из Саратовской области – кезеле для поджарки лука и толкушка, а также шкатулка, подаренная репрессированному Буджаку П.С. сокамерником, кусок колючей проволоки и его нагрудный знак «Ударник коммунистического труда», знак-сувенир «Буджаку Петру Степановичу – солдату-победителю от благодарных потомков Новосибирской области. 60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945».
  Тема «Боевые пути полков, формировавшихся в г.Куйбышеве в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» в экспозиции отражена вполне традиционно – схемой военных действий 112-ой Рыльско-Коростеньской Краснознаменной орденов Суворова и Кутузова стрелковой дивизии (с июля 1942г. – на фронте; отмечены важные сражения: подступы к Сталинграду. Сталинградская битва, Мамаев курган) и 18-ой Гвардейской Инстербургской Краснознаменой ордена Суворова стрелковой дивизии (с июля 1941г. – на фронте; отмечены важные сражения: г.Ярцево Смоленской обл., г.Андреаполь Калининской обл., г.Рузы Московской обл.). В витрине представлены списки призванных Куйбышевским РВК в 416 стрелковый полк 112 стрелковой дивизии (2 формирования) компьютерным набором текста и фотокопия фотографии Гуляева П.Е., 1-го секретаря Куйбышевского ГК ВЛКСМ, погибшего в 1942г. при защите Сталинграда, останки которого перезахоронены в 1961г. у подножия Мамаева кургана.
  Большую познавательную и эмоциональную ценность в экспозиции имеют фотографии (представлены копии) участников-земляков Великой Отечественной войны и сюжетные фотографии, показывающие быт или моменты военного успеха советского солдата – нашего земляка. Они бесценны для современного музейного посетителя, так как фотодокументально передают историю Великой Отечественной войны. Необходимо отметить, что как экспонат фотография – это наиболее демократичное «высказывание» в образном повествовании музейной экспозиции и язык фотографии универсален и потому становится коммуникационно эффективен и понятен самому широкому кругу посетителей музея.
  В экспозиции представлены более 40 фотопортретов участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. из семейных архивов, а в онлайн-«Галерее Памяти» – более 1500.
  Тематический комплекс «Куйбышевцы на фронтах Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» знакомит с военными биографиями земляков-фронтовиков – медиков, учителей, рабочих заводов, колхозников, коммунистов и комсомольцев, а также куйбышевцев, удостоенных звания «Герой Советского Союза» в рамках комплекса «Герои Советского Союза – наши земляки» – Агафонов Яков Григорьевич, Борискин Анатолий Васильевич, Зонов Пантелей Петрович, Константинов Лаврентий Сергеевич, Урюпин Павел Степанович, Шишигин Василий Михайлович. Ярким акцентом в этой части экспозиции являются бюсты Агафонова Я.Г., Борискина А.В., Урюпина П.С. (автор – Бурмистров В.Д., самодеятельный скульптор) и барельефы Борискина А.В., Урюпина П.С., Покрышкина А.И. (автор – Кожевников Е.М., Заслуженный работник культуры РФ).
  В музей на постоянное хранение поступило более 260 государственных наград и наградных документов участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. – это ордена и медали за боевые подвиги и трудовые заслуги, юбилейные награды и отличительные нагрудные знаки СССР и России. В экспозиции музейное собрание наград ветеранов Великой Отечественной войны – куйбышевцев представлено мемориальными орденами и медалями Нюхалова А.С., Мартынова Е.Ф., Томилова П.С., Зебина Д.С., Мельникова В.С., Зубова С.М., Гребенчикова Я.Н., Жуковой Э.Т., которыее показывают героизм и воинский подвиг во Славу Отечества солдата-сибиряка, а также показывают развитие советской наградной системы в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., так как полнота музейной коллекции позволяет представить ордена, медали за оборону советских городов, особый нагрудный знак для возрожденной гвардии – это ордена Красной звезды, Отечественной войны 1 и 2 ст., Трудового Красного Знамени, медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За оборону Кавказа», «За оборону Советского Заполярья», «За освобождение Варшавы», «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.», «За трудовое отличие» и военные нагрудные знаки «Гвардия», «Отличный пулеметчик».
  Отдельным комплексом представлены макеты (модели) образцов вооружения Красной Армии СССР, ее союзников и противников: СССР – легкий колесно-гусеничный танк БТ-5,1933г.; средний танк Т-34, 1942г.; средний танк Т-34, 1943г.; средний танк Т-34-85, 1944г.; тяжелый танк ИС-85 (ИС-1), 1943г.; тяжелый танк ИС-2, 1943г.; самоходная артиллерийская установка ИСУ-152; бронетранспортер М-3 «Скаут», 1937; тяжелый танк «Тигр» образца 1942г.; самоходная артиллерийская установка, 40-е гг. ХХв.; Германия – малый командный танк образца 1935г.
  Данные модели являются самыми популярными в музейных экспозициях, так как помогают эмоционально подать информацию, визуализировать ее и поражают музейного посетителя некоторым «масштабом»: подобные макеты, как правило, используются экскурсоводом для демонстрации важных битв и событий периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
  Экспозиционный комплекс «Пусть будет память на века о той войне…» посвящен жизни и творчеству куйбышевских земляков – художников, поэтов, музыкантов – участников Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: Мартыненко П.В., создатель мемориального комплекса «Воинам-землякам от благодарных потомков» и памятников погибшим землякам на территориях городских предприятий, Почетный гражданин г.Куйбышева (посмертно); Доброхотов В.Г., принимал участие в боевых действиях под Тулой, Москвой, Коломной, а в минуты затишья делал много набросков, в послевоенное время написал много картин, посвященных теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»; Карпов А.П., боцман минного тральщика, на фронте не расставался с баяном, автор слов и музыки многочисленных песен о войне, которые звучали в репертуарах Новосибирского и Омского народных хоров («Живой костер», «Встань, солдат!», «Вальс фронтовой весны»); Соколов А.И., участник битвы за Москву, Ржевского сражения, воевал на 8-ми фронтах в годы войны, автор многочисленных стихов о воинах-сибиряках и один из авторов «Книги памяти погибших в боях, умерших от ран и пропавших без вести в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Город Куйбышев и Куйбышевский район Новосибирской области» (1994г.); Беляев Л.Ф., фронтовой журналист, корреспондент дивизионной газеты, до войны и после – сотрудник Куйбышевской газеты «Знамя стахановца», много статей и заметок в местной газете посвятил нашим землякам-фронтовикам; Миронов И.Д., авиамеханик самолета на Дальневосточном фронте в годы войны, друг летчика В.Талалихина, которому посвятил стихотворение «Ястребок», на которое написал музыку И. Дунаевский, много стихов посвятил теме «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». В экспозиции представлены работы наших земляков – произведения изобразительного искусства живописи и графики, сборники стихов, копии фотоматериалов из их личных архивов.
  Через экспонаты этого экспозиционного комплекса музейный посетитель убеждается в очередной раз, что в рядах защитников Родины было немало людей творческих профессий, в том числе поэтов, музыкантов, художников и именно благодаря их произведениям мы сегодня можем почувствовать себя очевидцами тех далеких событий.
  Среди документов военных лет, представленных в экспозиции музея, есть документы особого рода – это письма с фронта, объединенные экспозиционный комплекс «Фронтовая переписка». Фронтовые письма, представленные в зале, чаще выглядят как простой треугольник. Помимо писем-треугольников, во время войны также выпускались секретки, конверты и открытки, которые также представлены в экспозиции. Большинство писем отражают настрой солдат в боевой обстановке. Они имеют текст «Смерть немецким оккупантам», «Воинское», иногда «Письмо с фронта». Рисунки на них были на темы боевых действий и героического труда в тылу.
  Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Письма экспонируются в развернутом виде, доступном для чтения музейным посетителям. Ожидаемая реакция: читать эти строки сложно – «комок застревает в горле», а на глаза наворачиваются слезы.
  Наряду с темой «Фронтовая переписка» раскрывается тема «Фронтовая периодика», центральное место в которой занимает восьмистраничный журнал «Фронтовая иллюстрация», издаваемый Главным Политическим Управлением Красной Армии. В журнале использовались только фотографии, что придавало ему документальный характер. Выбранный формат с крупными изображениями и короткими текстами в годы войны был самой яркой хроникой текущих событий на фронте, в тылу, в мире и доступной для читателя на передовой и в тылу, в госпиталях и даже в лагерях для военнопленных, некоторая часть издания доставлялась и в окопы противника агитационными снарядами или разбрасывалась с самолетов. В экспозиции представлены два номера – № 24, Воениздат НКО СССР, М., август 1943г. и № 8, Воениздат НКО СССР, М., март 1943г. Визуальные средства всегда были и остаются наиболее действенными средствами донесения информации. Наиболее ярко это проявляется в сочетании с дополнительной информацией экскурсовода, так как степень воздействия на музейных посетителей становится еще острее.
  В экспозицию также вошли подлинные предметы военной периодической печати – газеты: «Боевая красноармейская» № 83 (199) от 24.06.1942г., «Защита Родины» № 124. Полевая почта 01908-С от 13.09.1944г. и «Советская Сибирь» № 116 (1019) от 09.05.1945г., через историю которых музейные посетители узнают, как издавалась и распространялась периодика в годы войны, как работали редакции и типографии в тылу и у линии фронта.
  В экспозиции представлены предметы времен Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., найденные в ходе поисковых операций в местах боевых действий: во-первых, 3-мя поисковыми группами педагогического училища, политехнического техникума и ГПТУ-8 города Куйбышева, организованными Куйбышевским ГК ВЛКСМ в 1074г.; во-вторых, предметы, найденные в составе поисковых отрядов местными краеведами Березовским С.П. в Мясном бору Новгородской области в 1980-х гг. и Скультецким Ю.Е. под Нижним Новгородом в 2000-х гг. и, в-третьих, переданные музею Региональной историко-патриотической общественной организации «Поисковый отряд «Фридрихсбург» из г Калининграда в 2007 – 2008гг.
  Для интерпретации предметов военной археологии в данной экспозиции были применены разные методы экспонирования, при этом учитывались особенности интерпретируемых предметов, а также их количество и разнообразие.
  Систематический (коллекционный) метод построения экспозиции использован для показа однородных предметов, который позволяет выявить их особенности и проследить развитие. Такими предметами являются боеприпасы, солдатское снаряжение, тара и упаковка и другие предметы советской и немецкой армий, имеющие схожее назначение и, как правило, конструкцию, но при этом имеющие явные признаки, позволяющие отличить один тип от другого – лопата саперная, сумка полевая командирская (планшетка), часть автомата ППШ-41, противотанковое ружье однозарядное системы Дегтярева образца 1041г., корпуса гранат, обойма с патронами винтовки Мосина, затвор трехлинейной винтовки, солдатская каска Красной Армии (СССР); гильзы оружейных патронов либо артиллерийского выстрела для огнестрельного оружия СССР и Германии; лента патронная (часть) к пулемету МГ-42, корпуса гранат, лента патронная (часть) к пулемету МГ-42, компас «Буш», стекло от противогаза, пистолет сигнальный (ракетница) Walther 26-мм образца 1942г., лопата саперная, пенал «Средство обеззараживания кожи» (хлорница, «лозантинница») Вермахта нацисткой Германии.
  Очень важная деталь – для нашей экспозиции мы отбирали сохранившиеся артефакты, лучше передающие не только основные особенности демонстрируемой группы предметов, но и имеющие глубокое эмоциональное воздействие – это боевое повреждение или следы применения.
  Тематический (иллюстративный) экспозиционный подход выбран авторами экспозиции для демонстрации «узкой» темы – «Фронтовой быт». Он позволяет представить в музее отдельные стороны фронтовой жизни солдат Красной Армии и Германии через артефакты Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: знаки «Гвардия», «Отличный артиллерист», пилотка, гимнастерка, пуговица от одежды солдата, котелок, кружка, ложка, чашка и стаканчик от бритвенного прибора, нож бритвенный, брусок для правки бритв, флакон для одеколона с пульверизатором, термос полевой (СССР); пищевая банка «Свиные колбаски в собственном соку» (США); фуражка форменная офицера СС, солдатский френч, крест железный I степени, знак «За ранение» (3) степени, знак National-sozialistiscne-d.a.p., пуговица от шинели солдата, ранец солдатский с меховой отделкой из телячьей кожи, котелок (с крышкой), кружка, ложка-вилка, зажигалка, бутылка для вина, книга (блокнот) «Buchholzen`s in Italien», ранец с меховой отделкой из телячьей кожи, копия вкладыша рекламного из сигаретной пачки «Variete und Zirkus», копия немецкой листовки «Счет Главкому Командованию Красной Армии», машинка печатная «Olympia euromaschinen-werke A.G. г.Эрфурт. Германия» (Германия).
  Экспонируя вместе такие предметы, можно нарисовать «целостную» картину солдатского фронтового быта противоположных армий, но этот экспозиционный метод позволяет целостно показать имеющиеся артефакты, не вырывая их из контекста повествования о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.
  Близко к тематическому методу построения экспозиции использован музейно-образный. Он применен к комплексам предметов, найденным с погибшими солдатами – уроженцами Куйбышевского района Новосибирской области, фамилии которых были установлены по солдатским медальонам: Зырянов И.В. (каска, ложка), Киреев А.С. (фрагменты ремня поясного), Шихалев А.И. (каска, карболитовый пенал «Солдатский медальон», застежка ремня поясного, кружка, ложка), Ржавин К.С., (солдатский медальон, каска, саперная лопата, кружка, инструмент для чистки винтовки Мосина, ключ гаечный односторонний, флакон от дегазирующей жидкости), Фишилевич Л.М (масленка двухсекционная, детали для подсумка (патронной сумки), фрагменты для поясного ремня). Авторы экспозиции использовали практику «неразделения» найденных вместе с останками предметов по тематическим разделам экспозиции, чтобы не утратить цельный образ погибшего бойца. Это помогает музейному посетителю увидеть за погибшим солдатом вполне конкретного реального человека.
  И самое главное, завершающие экспозиционные комплексы, которые отражают основную тематику экспозиции в диапазоне двух противоположных утверждений, исторические темы: «Победа» – «Цена Победы». В первой утверждается героический подъем, во второй преобладает понятие «трагедия».
  Тема «Победа!» демонстрирует освобождение Европы и взятие Берлина с водружением флага над Рейхстагом, которое совершил героический Народ, надевший солдатские шинели, взявший в руки оружие и твердо веривший в свою Победу:
  В центральной части витрины – подлинные реликвии из семейного архива Куликовской Ю.И., ефрейтора, связиста в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., переданные в дар музею – фронтовые фотографии «Победа! Германия. Май 1945г.», «Зиновьева (Куликовская) Ю.И.с однополчанами у Рейхстага. Май 1945г.», Справка Зиновьевой Ю.И. об объявлении Благодарности Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 16.01.1945г. за участие в боях при прорыве обороны противника в районе западного берега Вислы, южнее Варшавы, Благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 23.04.1945 гг. Зиновьевой Ю.И.за прорыв обороны противника западнее р. Одер, Благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 02.05.1945г. Зиновьевой Ю.И. за овладение столицей Германии г. Берлин; из семейного архива Жданова Г.Л., комиссара батальона, политрука – фронтовые фотографии «Жданов Г.Л в почетном карауле у гроба боевого товарища. 40е гг. ХХв.», «Жданов Г.Л. среди сослуживцев и артистов Киевского театра. г.Клетце, Германия. 1945г.», Благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 10.03.1945г. Жданову Г.Л. за взятие г. Ломжа, Благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от Жданову Г.Л. за отличные боевые действия при форсировании р.Одер,1945г., Благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина Жданову Г.Л. за отличные боевые действия при соединении с войскамиоюзников. 1945г.
  Кульминационным итогом является представление произведений изобразительного искусства местного художника Доброхотова В.Г. «Победители» (х., м.), «Возвращение домой» (бум., акв.) и художественного панно – репродукции картины советского художника – живописца-баталиста Кривоногова П.А. «Победа» (х., м, 1948г.). Победа над фашизмом сопровождается у Кривоногова П.А. радостным многократным «УРА!» советских солдат – несчетное число мужчин в военной форме торжественно и самозабвенно ликует. Опьяняющее чувство освобождения от нацистских захватчиков заставляет бойцов поднимать руки вверх, протягивая ввысь оружие, каски и алые флаги. Здание Рейхстага раздроблено, обгоревшие колонны испещрены выстрелами, на ступенях – каменные осколки и убитые противники. Бой только-только завершился, еще даже дым не развеялся. Кривоногов П.А., художник-фронтовик, прошел всю Великую Отечественную войну в действующих войсках, проделав полный лишений и потерь героический путь от Волоколамска до Берлина, стал свидетелем многих малых и больших сражений, был награжден орденом Красной Звезды и боевыми медалями, в мае945г. художник был в Берлине и видел самый волнующий кульминационный момент завершившейся войны – взятие Рейхстага. На основе своих впечатлений и зарисовок он создал свою наиболее известную картину «Победа». И работы В.Г. Доброхотова, принявшего участие в боях под Тулой, Коломной, Москвой, затем через Белоруссию, Украину дошедшего сержанта-артиллериста до Будапешта, в часы затишья делавшего карандашные наброски самых впечатляющих моментов фронтовых будней, портреты однополчан. В его произведениях тема «Победа!» – это мысли о доме, семье, о родных. В данном случае художники по разному, как бы, решают тему Победы, но едины в одном – осмысливая прошлое в историческом аспекте, они воплощают ее в возвышенно-приподнятых образах, где радость и трагедия слиты воедино.
  Роль «раритета» выполняет «Знамя Победы» – это копия штурмового флага 150-й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, водруженного на крыше здания рейхстага в Берлине. Российским законодательством установлено, что Знамя Победы является официальным символом Победы советского народа и его Вооруженных Сил над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., государственной реликвией России. «Знамя Победы» символично установлено на фоне художественного панно – репродукции П.А. Кривоногова «Победа».
  Тема «Цена Победы» – идейно-содержательный акцент традиционно ориентирован прежде всего, на увековечивание Подвига во славу Отечества. В основе этого утверждения лежит «социально-историческая память», которая сегодня называется «культурной памятью», базирующейся на восприятии на уровне сознания и мышления героического и трагического прошлого российского народа и созданного им государства:
  В витрине напротив – «Книга Памяти 1941 – 1945», Том 14, Новосибирское книжное издательство,1997г.; «Книга Памяти «г.Куйбышев и район Новосибирской области»», Новосибирск, 1994г.; книга «Солдаты Победы», Новосибирское книжное издательство, 2005г.; книга «Победители. Тыл фронту», Новосибирск, 2005г. – это Книги Памяти погибших в боях, умерших от ран, пропавших без вести в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., вернувшихся живыми с полей сражений и работавших в тылу, судьба которых связана с городом Куйбышевом и Куйбышевским районом Новосибирской области, о вкладе фронтовиков в послевоенное развитие города и района.
  В экспозиции представлены предметы, которые были привезены в г.Куйбышев участниками войны – нашими земляками после демобилизации в качестве трофеев.
  Особо следует подчеркнуть, что при обзоре экспозиционного комплекса «Трофеи» важна роль экскурсовода, так как необходимо довести следующую информацию до музейного посетителя для четкого понимания – откуда солдаты брали их и как доставляли домой? – Основные трофеи банально покупались на «толкучках» в Германии. Советский солдат на немецких рынках считался лучшим покупателем – денег у дошедших до Берлина фронтовиков было достаточно, одно время им выдавалось двойное довольствие и в рублях и немецких марках, а также выплачивались задолженности за прошлые годы. Плюс пайки и табак – тоже ценная «валюта» того времени. Но важный момент: к вывозу запрещались ношенные вещи – считалось, что если одежда не новая, значит он могла кому-то принадлежать. Крупногабаритные трофеи, такие как мебель, машины, музыкальные инструменты, ковры, картины вывозились централизованно эшелонами на специальные склады в центральные города СССР и распределялись командованием между военнослужащими бесплатно в качестве поощрения в соответствии с действующими приказами по Красной Армии. В зависимости от положения и звания красноармеец мог рассчитывать на самые разные вещи.
  При индивидуальном же знакомстве с данной экспозицией музейный посетитель имеет возможность ознакомления с копией разрешительного документа на провоз велосипеда, полученного в качестве поощрения.
  В экспозиции представлены такого рода трофеи: зеркало, кон. ХIХ – нач. ХХ в.; машинки печатные «Mercedes Prima», 40-е гг. ХХв. и «Olympia euromaschinen-werke A.G., г.Эрфурт. 30-40-е гг. ХХв.; аккордеон «Meisterspiеl», нач. ХХв.; пистолет сигнальный (ракетница) Walther 26-мм обр. 1942г.; фотоаппарат «Exacta Jhagu Drezden»,1949г. (в футляре); плащ (сшит из трофейной ткани). 40-50-е гг. ХХ в.; чемодан дорожный, 40-е гг. ХХв.; шкатулка, нач. ХХв., кофейник,1-ая пол. ХХв.; чайник и чашка столового набора, кон. ХIХ – нач. ХХ вв.
  Таким образом, Музейным комплексом г.Куйбышева на примере экспозиции «Наш край в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» сделана попытка максимально ярко воспроизвести фронтовую и военно-бытовую среду, избегая чрезмерного натурализма и соблюдая определенную условность документального повествования. В данном случае именно такое понимание этого вопроса уравновешивает две полярные темы – героическую «Победу» и трагическую «Цену Победы».
  Ведь сегодня эта главная тема и отношение к ней – ключ к интерпретации в музейном пространстве других тем, связанных с глобальными и локальными войнами, которые вела Россия в процессе своего геополитического формирования и развития.
  Сегодня, в период проведения СВО и острейшего столкновения двух идеологий – западной и российской, проблемы патриотического воспитания молодежи, сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей нашей страны становятся наиболее актуальными в музейном деле. Прежде всего – в экспозиционной деятельности.

Виртуальный тур «Доблесть. Отвага. Честь»:
https://kainsk.museumcomplexnso.ru/виртуальный-тур/

  С 2018г. в нашем музее организован Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако» – это совместный творческий и просветительный проект муниципального казенного учреждения культуры города Куйбышева Музейного комплекса г.Куйбышева НСО и Театрального объединения «Балаганчик» Куйбышевского филиала ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».
  9 мая 2025г. в сквере Воинской Славы г.Куйбышева был поставлен спектакль «Сценическая зарисовка «Агитбригада «Артисты – фронту!»» по мотивам музыкального фильма «Концерт фронту» 1942г.
  «Концерт фронту» – фильм, представляющий экранизацию эстрадных номеров в исполнении ведущих артистов московских театров, был создан для поддержки боевого духа фронтовиков. Концерт был отснят на пленку, затем развозился и показывался в прифронтовой зоне с помощью портативных кинопроекционных аппаратов…
  С самого начала Великой Отечественной войны стало ясно, что «сила искусства» жизненно необходима для укрепления морального духа, стойкости и единства народа. Уже на второй день войны, 23 июня 1941г. было принято решение организовывать творческие бригады. В первые дни войны были даны первые концерты – на сборных мобилизационных пунктах, где в особой атмосфере провожали тех, кто уходил прямо на передовую. Такие бригады создавались при каждой дивизии, армии фронта и их приезда с нетерпением ждали. Они получили гордое название фронтовых агитбригад. Концерты давались в полях и лесах, в госпиталях и на аэродромах. Передвижной площадкой стал грузовик, чей кузов на час-полтора становился сценой. Порой пели и играли на крыльях самолетов и даже в землянках. Выступать приходилось в любых погодных условиях: и в зной, и в мороз… часто артисты попадали под обстрелы и бомбежки. Приходилось выступать и шепотом и по телефону – бойцы-связисты, к которым приехали актеры, не могли отойти от аппаратов и так слушали концерт… В артистах видели товарищей по борьбе, только с другим оружием!!!
  Так вместе с военнослужащими участники фронтовых бригад прошли весь путь до Берлина. 42 000 актеров показали 1 миллион 350 тысяч спектаклей и концертов. Это официальная цифра. На самом деле выступлений было гораздо больше.

Спектакль
«Сценическая зарисовка
«Агитбригада «Артисты – фронту!»»
по мотивам музыкального фильма
«Концерт фронту» 1942г.
09.05.2025г.

  Спектакль «Сценическая зарисовка «Агитбригада «Артисты – фронту!»» – история, которая вдохновляет! Это не просто постановка, а настоящая история о подвиге артистов, которые в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. поддерживали дух солдат на передовой. Этот спектакль – это возможность для старшего поколения вспомнить героев своей юности, а для молодежи – узнать о людях, которые своим талантом и мужеством вдохновляли целую страну в самые тяжелые времена! Это не просто театральная постановка, а настоящий урок истории, который трогает до глубины души…

2

  В ночь с 21 на 22 июня 2025г., в День памяти и скорби, в нашей стране проходит Всероссийская мемориальная акция «Свеча памяти», приуроченная к 84-й годовщине начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. В Музее Победы (г.Москва) ветераны Великой Отечественной войны, почетные гости и волонтеры зажгут от Вечного огня 1418 свечей – по числу дней войны. Цель акции – почтить подвиг советских воинов, отдавших свои жизни в боях за Родину.
  Музейный комплекс г.Куйбышева НСО как партнер ФГБУК «Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.» (Музей Победы) в рамках Международного проекта «Территория Победы» присоединяется к Всероссийской мемориальной акции «Свеча Памяти».

…Пускай огонь свечи, как символ веры,
Горит о тех,…
Кто голову сложил за мир земной…
Зажжем свечу за вечный их покой…
(Татьяна Подцветова)

3

Подбор материала – Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com