Межрегиональная акция «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин – 2025»
- Главная
- 29 мая 2025
- Просмотров: 650
Берегите в себе человека…
к 165-летию со дня рождения А.П. Чехова
В мае 2025г. Музейный комплекс города Куйбышева Новосибирской области уже традиционно присоединился к межрегиональной акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин – 2025» Ассоциации «Сибирский тракт».
Город Куйбышев входит в Ассоциацию межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» с 2014г. Этот проект в настоящее время реализуется в Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Бурятия, а также в Красноярском и Забайкальском краях.
Ежегодно в рамках Ассоциации межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт» проходит акция «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин». Это последовательность мероприятий в сибирских городах, размещенных на пути следования писателя в 1890г.
…С конца 1889г. Чехов начал готовиться к поездке на Сахалин: ему были нужны новые знания о жизни, душевные потрясения и «непрерывный полугодовой труд, физический и умственный»; в то же время он хотел написать публицистическую книгу и тем «немножко заплатить своей медицине» [Чехов. Письма. Т. 4. С. 31]. В апреле 1890г. Чехов выехал из Москвы по маршруту Ярославль, Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск, Сретенск, Николаевск-на-Амуре, о. Сахалин – всего около 11 тыс. верст, из них более 3 тыс. на лошадях по тяжелой дороге, в холод, во время разлива рек…
Прибыв в июле 1890г. на Сахалин, Чехов произвел перепись населения острова: «…объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым… на Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал бы со мной» [Чехов. Письма. Т. 4. С. 134]. Чехов присутствовал при наказании арестанта плетьми, осматривал бараки и рудники, тюрьму, больницу, метеостанцию, оказывал помощь ссыльным. Итогом поездки стала публицистическая книга «Остров Сахалин» (1895), в которой сочетаются очерки (путевые и проблемные), исторические и этнографические экскурсы, пейзажные и бытовые зарисовки, небольшие сценки… Чехов с беспощадностью врача писал историю болезни каторжной окраины России, создавая документальное «свидетельство» и, видимо, считая, что ужасы и страдания, которые он видел на каторжном острове, лежат вне компетенции художественной литературы. Сибирские и сахалинские впечатления непосредственно отразились только в рассказах «В ссылке» (1892) и «Убийство» (1895), однако у героев поздних произведений можно заметить настроения и состояния, которые Чехов наблюдал у каторжных и ссыльных; об этой черте своего творчества писатель заметил в конце жизни: «А ведь кажется – все просахалинено» [Чехов. Сочинения. Т. 7. С. 618].
Блестящий врач и гениальный писатель:
29 января 2025г. исполнилось 165 лет со дня рождения Антона Павловича Чехова – великого русского писателя, мастера короткого рассказа и тонких психологических пьес, публициста, врача, благотворителя, Почетного академика Императорской академии наук по разряду изящной словесности, общепризнанного классика мировой литературы.
Большинство произведений А.П. Чехова читаются «как диагноз обществу». Здесь соединились гениальный писатель и профессиональный врач. Чехов-драматург явился создателем так называемой «новой драмы». И сегодня режиссеры всего мира преклоняются перед автором, вновь и вновь возвращаются к его пьесам, чтобы постичь их глубину.
А.П. Чехов не любил говорить и читать о себе. Он шутил: «У меня болезнь: автобиографофобия». Антон Павлович был человеком, чья сила духа и скромность восхищали современников не меньше, чем талант. Данные качества проявились в его трудной поездке на «каторжный остров» Сахалин, где он не только занимался литературной работой, но и оказывал медицинскую помощь, провел полную перепись населения, а также в том, как мужественно писатель переносил туберкулез – болезнь, которая прервала его жизнь в 44 года…
…«Глава о Чехове еще не кончена, ее еще не прочли, как следует, не вникли в ее сущность и преждевременно закрыли книгу. Пусть ее раскроют вновь, изучат и дочтут до конца». Эти слова принадлежат К.С. Станиславскому, русскому театральному режиссеру и педагогу…
…Имя А.П. Чехова связано с историей нашего города. В 1890г. писатель в 20-х числах мая проезжал через г.Каинск (ныне г.Куйбышев Новосибирской области). Однако, приезд известного на тот момент писателя в г. Каинск остался незамеченным. Лишь устные воспоминания старожилов, передаваемые из поколения в поколение, сохранили этот факт…
г.Каинск. Кон. ХIХ – нач. ХХв.
(фотографии из фондов Музейного комплекса г.Куйбышева НСО)
В Музейном комплексе г. Куйбышева Новосибирской области в рамках межрегиональной акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин – 2025» Ассоциации «Сибирский тракт» поставлен спектакль «Берегите в себе человека… к 165-летию со дня рождения А.П. Чехова».
Нынешний спектакль (как и впрочем – всегда) – это коллективное творчество актеров и художественного руководителя, то есть студентов Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета из Театрального объединения «Балаганчик» в рамках музейного научно-просветительного проекта «Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако» и преподавателя университета Ирины Николаевны Кожевниковой.
Роль А.П. Чехова исполнил Егений Усванов, студент выпускного курса Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета, ему всего чуть более 20-ти лет, но роль ВЕЛИКОГО ЧЕХОВА ему удалась!
Спектакль представляет 7 произведений А.П. Чехова под общей темой «Берегите в себе человека...». Особенность постановки этого спектакля – это, во-первых, «присутствие САМОГО Антона Павловича», во-вторых, «Антон Павлович – САМ главный герой», и, в-третьих, «Антон Павлович САМ ИСПОЛНЯЛ роли своих героев».
В очередной раз художественным руководителем Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако» и Театрального объединения «Балаганчик» И.Н. Кожевниковой умело и талантливо произведения А.П. Чехова – «Дорогая собака», «Случай с классиком», «Экзамен на чин», «Дура или капитан в отставке», «Ушла», «Монолог Н. Заречной из пьесы «Чайка»», «Хамелеон» – скомпонованы в одно целое – спектакль, который за 50 минут (без перерыва) отразил суть мысли Чехова.
Фраза Антона Павловича Чехова «Берегите в себе человека…» несет в себе глубокую мудрость и призыв к каждому из нас сохранять и развивать свою человечность, несмотря на сложности и испытания, которые встречаются на жизненном пути. Эта мысль приобретает особую значимость в условиях, когда окружающая действительность может вынуждать нас быть жестокими, циничными или безразличными. Чехов словно напоминает нам о том, что в самую трудную минуту важно не потерять себя, свою сущность, оставаясь добрым, сострадательным и честным человеком!!!
Итак, спектакль!!!
Спектакль
«Берегите в себе человека…
к 165-летию со дня рождения А.П. Чехова»
В спектакле представлены произведения А.П. Чехова:
Рассказ «Дорогая собака», написанный Чеховым в 1885г., относится к раннему периоду творчества писателя. Середина 1880-х гг. – время расцвета Чехова как миниатюриста, автора коротких юмористических рассказов. Рассказ за подписью А. Чехонте был опубликован в ноябре 1885г. в юмористическом журнале «Осколки», с которым в это время сотрудничал писатель. Чехов включил рассказ и в вышедший в 1887г. сборник «Невинные речи». В 1889г. без разрешения писателя миниатюра была перепечатана под названием «Собака» в журнале «Сверчок».
«Дорогая собака» – этот рассказ автора о том, как поручик Дубов Михаил Иванович, пытается избавиться от своей собаки Милки. Действие происходит в трактире и выпивая со своим другом Кнапсом, Дубов сначала собаку расхваливает, выдавая за чистокровного английского сеттера, объясняет почему эта собака очень дорогая и причину того, почему он хочет Милку продать – он боится, что она потеряет свои охотничьи навыки… В ходе застолья выясняется, что Дубов по сути избавляется от собаки и сначала просто готов кому-то отдать, а потом вообще просит отправить Милку на живодерню…
Писатель использует в рассказе ступенчатую композицию, последовательно переходя от исходной ситуации к противоположному ей по содержанию финалу. Начатая содержательная тема при этом постепенно снижается и в конце рассказа снимается. Особенность композиции «Дорогой собаки» – быстрое развертывание линейного сюжета.
Новеллу отличает поразительная краткость, обусловленная требованиями юмористических журналов к объему рассказов – не более 100 строк. Краткость достигается за счет малого количества персонажей: в рассказе фигурируют два героя – поручик Дубов и его приятель Кнапс. При предельно малой форме удивительно емко и широко раскрыты характеры героев рассказа.
Рассказ написан от третьего лица, авторская речь в нем практически отсутствует. Главная роль в миниатюре принадлежит диалогу, при помощи которого в рассказе организуется передача движения. Портретная характеристика героев в рассказе отсутствует, характер героев наши актеры Интерьерного театра раскрывают через речь – динамичную, имеющую разнообразные интонации, сопровождающуюся выразительной жестикуляцией.
«Случай с классиком» – «Собираясь идти на экзамен греческого языка, Ваня Оттепелев перецеловал все иконы. В животе у него перекатывало, под сердцем веяло холодом, само сердце стучало и замирало от страха перед неизвестностью. Что-то ему будет сегодня? Тройка или двойка? Раз шесть подходил он к мамаше под благословение, а уходя, просил тетю помолиться за него. Идя в гимназию, он подал нищему две копейки, в расчете, что эти две копейки окупят его незнания и что ему, бог даст, не попадутся числительные с этими тессараконта и октокайдека (сорок и восемнадцать – греч.)…»
Произведение рассказывает о ситуации, в которой оказался ученик классической гимназии, и отражает проблемы образования того времени…
Классическое образование является важным элементом в мире Чехова. Как человек и художник он имел свой взгляд на гимназию и преподавание древних языков… За десять лет учебы в классической гимназии и пять лет – на медицинском факультете Московского университета Чехов получил добротное образование, он детально знал систему образования в России своего времени. Это нашло свое отражение в произведениях, персонажами которых выступают гимназисты, воспитанники духовных семинарий, студенты университетов, учителя классических гимназий и университетские профессора…
В этой связи особую ценность представляет рассказ «Случай с классиком». Рассказ был написан до 17 апреля 1883г., впервые опубликован в журнале «Осколки» (№ 19) 7 мая того же года и имел заглавие «Ваня, мамаша, тетя и секретарь». При подготовке текста для собрания сочинений Чехов сменил ярко выраженное персонажное название на ситуационное. В новой формулировке сделан важный смысловой акцент: в рассказе представлена ситуация, в которой оказался учащийся классической гимназии; многозначное слово «классик» здесь – «кличка» именно гимназистов.
Произведение написано Чеховым-студентом вскоре после бурной дискуссии в печати о судьбах реформы государственного образования графа Д.А. Толстого. Рассказ «Случай с классиком», несомненно, надо рассматривать как реплику в широкой общественной дискуссии.
«Экзамен на чин» – рассказ Антона Павловича Чехова, впервые опубликованный в юмористическом журнале «Осколки». В нем писатель с иронией рассказал о формальностях приема экзамена у начальства.
Сюжет: приемщику почтового отделения Ефиму Захаровичу Фендрикову предстоит сдать экзамен на чин коллежского регистратора комиссии. В комиссии принимает участие учитель географии Галкин, который якобы имеет злобу на Фендрикова, и он ловит Ефима Захаровича на элементарных вопросах.
Сначала рассматривается состояние волнения и переживаний перед экзаменом, который беспокоит главного героя – Фендрикова. Затем – сам экзамен с ироническим оттенком, где инспектор проявляет доброжелательность к экзаменуемому. Однако история не заканчивается на этом…
Замечательно то, что актерам Интерьерного театра удалось «повеселить» нас, зрителей, и преподать нам грустную, по сути, тему с доброй долей юмора… Актеры сумели передать всю гамму чувств и отношений между героями…
За умение автора посмеяться над грустным этот рассказ Чехова уже можно отнести к замечательным классическим произведениям, которые знать просто необходимо, ведь они помогают работать над собой и наблюдать за людскими пороками со стороны, чтобы не стать в один прекрасный день прототипом хоть одного героя из рассказов Чехова...
…Уважаемый читатель, вспомните, как сами дрожали в подобные моменты, да и пожалейте бедолагу Ефима Захарыча Фендрикова!
…Чем закончился экзамен – смотрите спектакль!!!
«Дура или капитан в отставке» – перед нами небольшая сценка из несуществующего водевиля (так обозначил сам писатель): два мирно беседующих человека: сваха Лукинишна и тот самый капитан Соусов. Сюжет разворачивается в доме отставного капитана Соусова… уже находясь в отставке, главный герой все еще ищет себе вторую половинку… Занимательная сценка, которая так и просится на подмостки что любительской, что профессиональной сцены. Фактически, рассказывая о требованиях главного героя к будущей невесте, автор этим самым показывает, что представляет из себя сам Соусов. Колоритная и своеобразная фигура получилась!
Спектакль удивил, обрадовал и, возможно, заставил зрителей задуматься о сложных и уязвимых отношениях между МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ…
Признаюсь, зритель «хохотал» от души, потому что Чехова сложно смотреть и слушать без слез, большое спасибо актерам за их эмоциональную игру, большую самоотдачу!
Невозможно было оставить без внимания ключевую фразу А.П. Чехова к данному произведению: «У каждой дуры – свой ум!». Эта фраза уложила зал! Хохотали все: и женщины, и мужчины, и дети! Хохотали от горя, от радости, от меткости фразы, от отчаянья и безнадежности! Ну а если хохочет весь зал, то это самая большая похвала актерам! Сыграно блестяще! Капитан и сваха – оба очень точно и тонко вошли в роль!
Есть у А.П. Чехова замечательный рассказ, который не мешало бы прочитать многим женам… «Ушла» – микроскопический универсальный рассказ, впервые напечатан в журнале «Осколки», 1883, № 5, 29 января (ценз. разр. 28 января), стр. 4. Подпись: А. Чехонте. Этот рассказ привлекает внимание читателей не только благодаря своей сюжетообразующей проникновенности, но и за счет того, как Чехов раскрывает важные жизненные уроки.
В центре рассказа – диалог между супругами, который развивается вокруг новости о свадьбе Софи Окурковой и ее избранника – фон Трамба. Жена возмущена тем, что такая нравственная девушка выходит замуж за вора и безнравственного человека, который «был у графа управляющим – нажился, теперь служит на железной дороге и ворует…»…
Структура рассказа включает несколько эпизодов: 1) рассказ жены о том, что она никогда бы не вышла за такого человека; 2) проверка принципиальности жены – муж спрашивает, что бы она сделала, если бы узнала, что он тоже берет взятки, а жена заявляет, что ушла бы от мужа; 3) обвинительный акт мужа – он раскрывает жене, что при жаловании в три тысячи рублей в год тратит в несколько раз больше, то есть они живут на его «нетрудовые доходы»; 4) реакция жены – она уходит от мужа, но только… «в другую комнату».
Чехов показывает нам, как легко осуждать других, но при этом не замечать собственные пороки…
Монолог Нины Заречной из пьесы А.П. Чехова «Чайка» – метафора судьбы героини. Это один из самых трогательных моментов пьесы «Чайка» и нашего спектакля «Берегите в себе человека…». Монолог – попытка разобраться в себе, так как важно реалистично оценивать, кто относится к человеку искренне, а кто нет, для кого он лишь игрушка на время. Нина Заречная – добрая, наивная девушка, не знающая жизни. Она сравнивает свой родной дом с тюрьмой и хочет вырваться, представляя себя чайкой. Героиня мечтает стать великой актрисой, но для исполнения мечты ей не хватает понимания характера сценической роли.
Пережив ряд горьких событий, девушка становится уже не той – не такой наивной, как в начале повествования. То, о чем она мечтала, героиня не получила.
В монологе Нины Заречной показаны начальный и конечный этап развития Бытия, которое как будто замкнулось в круг, завершив существование всего живого и ожидая зарождения новой жизни. Также в монологе возникает мотив переживания самого хода жизни: «Во мне сознания людей слились с инстинктами животных, и я помню все, все, и каждую жизнь в себе самой я переживаю вновь». Таким образом, монолог Нины Заречной – выражение внутреннего состояния героини, ее попытки осмыслить жизнь, что дает возможность и нам, зрителям, задуматься о смысле жизни…
…Собака стала причиной скандала в рассказе «Хамелеон». Юмористический рассказ «Хамелеон» создан в 1884г.
Место действия в рассказе «Хамелеон» – базарная площадь. Через нее идут полицейский надзиратель Очумелов и городовой. Затем к ним выбегают собака и золотых дел мастер Хрюкин, у которого «окровавлен» палец. Очумелову предстоит разобраться в очевидной ситуации: собака укусила человека за палец, ее хозяина нет рядом. Собравшаяся по случаю толпа ожидает, что страж правопорядка восстановит справедливость. Очумелов начинает расследование, пытаясь выявить хозяина собаки. Ситуация осложняется, когда кто-то утверждает, что собака принадлежит генералу, и тогда Очумелов оправдывает собаку и обвиняет Хрюкина. После выясняется, что это не так, и полицейский меняет свое мнение. В толпе предлагают спросить генеральского повара, и по мере его ответов разбирательство делает второй виток с такими же обвинениями-оправданиями. В конце концов выясняется, что собака на самом деле принадлежит брату генерала, и животное со слов Очумелова и под одобрение толпы остается невиновным…
Неожиданно обыграли завязку спектакля актеры Интерьерного театра «Театр в доме купца И.А. Левако» – визг собаки и крик Хрюкина. Это сделала не наша такса, а лай-визг собаки воспроизвел с точностью актер театра (ФИО сознательно не называю!).
В спектаклях «Дорогая собака» и «Хамелеон» в роли «СОБАКА» играла собака породы «такса» по имени Валя. У НАС ЭТО НЕ СЛУЧАЙНО!!!
Антон Павлович Чехов всегда любил собак. Из всех собачьих пород больше всего Антон Павлович любил такс, которые, как он говорил, являются плодом скрещивания дворняги с крокодилом.
…После переезда в мелиховскую усадьбу А.П. Чехов попросил петербургского знакомого, редактора журнала «Осколки» Н.А. Лейкина, подарить ему щенков от своих такс. И вот весной 1893г., после утомительного переезда из столицы, щенки прибыли наконец в Мелихово. Неугомонные таксы моментально освоились на новом месте и принялись безобразничать и хозяйничать.
Мария Павловна, сестра Антона Павловича, дала таксам медицинские имена: Хина и Бром (бром и хина были едва ли не самыми популярными лекарствами того времени). Когда же собаки подросли, Чехов настолько привязался к ним, что счел фамильярностью обращение к ним по именам и добавил собакам отчества, чтобы было забавнее. Так в семье Антона Павловича появились знаменитые Хина Марковна и Бром Исаевич. Они стали любимцами писателя, повсюду сопровождали его, смешные и церемонные, им позволялось спать в комнате Антона Павловича, с ними он любил вести долгие задушевные беседы и ставить уморительнее домашние спектакли.
Михаил Павлович, младший из братьев Чеховых, вспоминал: «…Подчас Хина подходила к брату, клала ему на колени передние лапки и жалостливо и преданно смотрела в глаза. Он изменял выражение лица и разбитым, старческим голосом говорил: «Хина Марковна!.. Страдалица!.. Вам бы лечь в больницу!.. Вам бы там бы полегчало бы…
Целых полчаса он проводил с собакой в разговорах, от которых все домашние «помирали» со смеху. Затем наступала очередь Брома. Он так же ставил передние лапки на колени к брату, и опять начиналась потеха. «Бром Исаевич! – обращался к нему брат голосом, полным тревоги. – Как же это можно? У отца архимандрита разболелся живот, и он пошел за кустик, а мальчишки вдруг подкрались и пустили в него из спринцовки струю воды!.. Как же вы это допустили?» И Бром начинал злобно ворчать…».
Уважаемый читатель! Вспомните здесь слова Антона Павловича Чехова: «Лапы кривые, тела длинные, но ум необыкновенный»…
Уважаемый читатель! «Берегите в себе человека…» – обращается к Вам мудрый, насмешливый и очень добрый Антон Павлович Чехов. И эти слова, переживающие столетие, живут в каждом из нас, делая и читателя, и зрителя чуточку лучше, сильнее, гуманнее…
Муниципальное казенное учреждение культуры города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс» благодарит театральное объединение «Балаганчик» (в составе: Усванов Евгений, Прут Кирилл, Просолупов Никита, Баклагин Владислав, Черкашин Максим, Другова Мария, Яблокова Милена, Драйлинг Мария, Гуренчик Софья, Иванова Лилия и художественный руководитель Ирина Николаевна Кожевникова) Куйбышевского филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» за активное участие в музейном культурно-образовательном проекте «Интерьерный театр «Театр в доме купца И.А. Левако»» в рамках межрегиональной акции «Маршрутом А.П. Чехова по Сибири на Сахалин – 2025» межмуниципального сотрудничества «Сибирский тракт».
Актеры играли искренне и самозабвенно… И что самое главное, играли достоверно, так предельно вживаясь в роль, что создавалось впечатление, что именно так и выглядели персонажи пьес А.П. Чехова! А когда в конце спектакля они вышли на поклон, им долго аплодировали… Это было очень трогательно!
Желаем участникам театрального объединения «Балаганчик» успехов в творческой и профессиональной деятельности, интересных замыслов и их воплощений, здоровья, благополучия, неиссякаемого оптимизма! Пускай каждого из Вас всегда окружает волшебный дух парящей красоты и творчества! Побольше новейших постановок, вечно сопутствующей музы и вдохновения! Пускай аплодисменты не смолкают, пускай восторги зрителей будут достойной наградой! А в жизни оставайтесь открытыми, добрыми и счастливыми людьми!!!
До встречи в театре!
Подбор материала – Гайер И.Н.,
начальник научно-просветительного отдела