qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

Сергиевка

Небольшая деревушка Сергиевка затеряна средь лесов и болот в 12 км от с.Чумаково и в 70 км от города Куйбышева, если ехать  по трассе Куйбышев-Балман. Сейчас там проживает чуть более 50 человек.

1

Общий вид д. Сергиевка. 1997г. Из личного архива семьи Шнайдер – Кулаевых.

2

Д.Сергиевка. 2000-е гг. Из открытых источников.

  Основана Сергиевка в 1896г. Этот факт имеет документальное подтверждение. Из доклада чиновника по крестьянским делам г.Бекерского в Томское Губернское управление крестьянскими делами от 24.09.1896 г.:  «На «Абышкинский» переселенческий участок, Верхне-Каинской волости, водворено мною 37 семейств переселенцев в числе 126 наличных душ мужеского пола и образовался поселок  «Сергиевский»…1
  Почему получил он название «Сергиевский» сейчас трудно сказать. Мария Шнейдер – Кулаева, в прошлом жительница Сергиевки, в своей книге «Палага» делится воспоминаниями старейшей жительницы деревни Осипенко Пелагеи Михайловны. Прожила она сто один год и умерла 11 апреля 1965 года. Попала в Сибирь с волной первых переселенцев, которые были выходцами из Черниговской губернии, как говорила сама Пелагея,  с хутора Сергиев Лог.5.  Не подтвердить, ни опровергнуть эту информацию мы не можем. Увы, нам не удалось найти в Черниговской губернии такой населенный пункт. Был хутор Сергиевский, основанный в 1856г., но проживало в нем всего несколько человек…
  Благодаря рассказу Дмитрия Сахарова, потомка переселенцев Пузановых, мы узнаем подробности этой истории: «…1895 год. Вот уже чуть больше 30 лет как в Российской империи наступило новое время: крестьяне получили свободу и возможность стать собственниками. Но собственниками чего они могли стать в густонаселенной Центральной России?! Другое дело в Сибири! Там выделяли земельные участки, заселки, давались ссуды, подъемные, всё было для поддержки и развития крестьян, поэтому и объединялись семьи в бесконечные обозы и тянулись все в Сибирь за новой жизнью. Тянулись отовсюду, со всех концов огромной Империи…
  Вот и Пузан Евдоким сын Ефимов (51 год от роду) со своей женой Матроной Андреевной (49 лет от роду)  и сыновьями с их женами: Иваном (26 лет от роду) с Феодосией Козьминовной (26 лет от роду),  Алексием (20 лет от роду) с Секлитой Григорьевной (23 года от роду), и Акимом (17 лет от роду) из села Каменская слобода Новгород Северского уезда Черниговской губернии добрались до переселенческого участка «Абышкинский» Каинского уезда Томской губернии.
  Село Каменская слобода Новгород Северского уезда Черниговской губернии было селом помещичьим. Первым владельцем был  Иосиф Степанович Судиенко  – тайный советник, близкий друг князя Безбородька – канцлера Российской империи. Был он известным в свое время благотворителем: построил церкви в с. Очкино, памятник русским воинам,  погибшим на поле Полтавской битвы, Самсонеевскую церковь в Полтаве.
  Так и принадлежали земля и люди, на ней живущие семье Судиенок вплоть до  1896 г., когда были проданы мелкопоместному помещику Бураковскому П. Я.
  На 1859 год в селе проживало 1029 человек (503 мужского пола и 526 — женского), насчитывалось 39 дворовых хозяйств.  
  По данным  1893 года  в поселении проживало уже 1515 человек (765 мужского пола и 750 — женского), насчитывалось 226 дворовых хозяйств».6

  Собираются мужики, обсуждают между собой:  «Получается, свободу, вроде, дали,  а не земли, ни воли так и нету?! А в Сибири 100 рублей на семью дают, да две лошади, да корову, да двести дерев леса на постройку»… Говорят про дома для переселенцев бесплатные, что земли и продовольствия вволю и тоже бесплатно, подати платить не надо.

  На одном из таких сходов объявил во всеуслышание  Михайло Осипенко, что решил в Сибирь идти  на новые земли, за новой жизнью. Все хуже не будет, чем здесь! Но идти одной семьей нельзя рискованно, надо побольше народу собрать, крепких да молодых, кто долгий путь выдержит. Поддержали мужики Михаила. Пойдем в Сибирь, а дальше видно будет. Решено было хорошо подготовиться и выдвинуться весной следующего года. Бабы поспорили, поспорили, да стали в дорогу готовиться...
  Трудным и долгим был путь. Всякое случалось: и скот умирал, и недобрые люди на пути попадались. Но дошли!

  Так и оказались  в Сибири семьи:  Алейник, Белоус, Володько, Друговины, Кононенко, Кривобок, Кулай, Ледня, Литвин, Лупек, Михалец, Муравей, Осипенко, Павловские, Прикоты, Прокопченко, Пузан, Руденко, Самуса, Самусенок, Сергеенко, Туник, Хавлюк, Хмель, Шумыла.
  Сложно сказать, встретили ли переселенцы здесь все то, чего ждали, о чем мечтали так долго?! Обратимся еще раз к докладу г. Бекерского: «Участок расположен на реке Омь на месте бывших юрт Абышкинских в северо-восточной стороне. Место для поселка отведено на правом берегу реки Омь. В состав участка вошла так называемая «Татарская грива», покрытая в довольно значительной части густым березовым строевым лесом, между которыми находятся открытые прогалины и пахотные земли. Лучшие из коих в северо-восточной части участка у стана крестьян Петухова по берегам речек: Абышки, Репковки  и Черной, которые окаймляют участок. На востоке, севере и западе находятся сенокосные угодья. Почва чернозем, толщиной до 8-ми вершков. Подпочва - суглинок. Наиболее надежные хлеба: пшеница, рожь, овес и ярица. Могут произрастать: конопля, ячмень, просо и гречиха. Выселок удовлетворителен для переселенцев северной и средней полосы Европейской России».2
  Домов, правда, бесплатных никто не давал. Лошадей с коровами тоже…  Но, в любом случае, коль уж приехали, надо обустраиваться. Сделали на первое время общий загон для скота. Начали строить избы.
  Как вспоминала Пелагея Михайловна: «При помощи жребия распределялись земельные участки для каждой семьи. Названия пашен дожили и до наших дней, названные в честь каждого главы семейства. Такие как шумилинские, ахтымовские, кривобоковские, макаровские, рябковские и другие. Названия многочисленных заимок, можно услышать ещё и сегодня…».5
  Среди переселенцев были мастера в каждом ремесле: пимокаты, плотники, сапожники, кузнецы и все те, в ком нуждалось крестьянское общество того времени.  Уже в 1910 году своими силами в деревне построили начальную школу. Пусть маленькую: две классные комнаты, коридор  и небольшая учительская. Но на протяжении целого века она являлась очагом знаний и культуры. Одним из первых учителей в школе был Перлушкин. К сожалению,  людская память не сохранила его имя.4

3   3 1

Начальная школа д.Сергиевка. 70-е гг. ХХв. и в наши дни. Фото из личного архива семьи Шнайдер.

  С любовью и уважением вспоминают жители деревни бессменного директора школы Павловского Василия Фёдоровича и учителей Кормачеву Евдокию Федоровну,  Басакову Александру Ивановну, Кольман Галину Алексеевну, Кулаеву Надежду Александровну и других учителей -  всех тех, кто дарил им тепло своих сердец…4

4

Павловский В.Ф. (19.02.1921 – 16.04.1998).
Участник Великой Отечественной. Был ранен. Демобилизован в звании лейтенанта. Два ордена Красной Звезды, орден Славы, медали.

5.сер. 50х

Учащиеся Сергиевской школы. Середина 50-х гг. ХХв.

6jpg

Учащиеся 1-4 классов, Сергиевской школы. 1962-1963гг.

  Увы, в год своего столетия школа была закрыта навсегда…
  Здесь можно посмотреть больше фото: https://ok.ru/profile/331324823940/album/205555922308/206751889284
  https://ok.ru/profile/331324823940/album/205555922308/206509502084
  Но вернемся вновь в прошлое. 1920-е годы...
  При районировании Западно-Сибирского края отошла Сергиевка  в состав Зоновского, а с 1925г. – Андреевского  сельсовета Михайловского района Новосибирской области. В 1925 г. был произведен учет населения в пос. Сергиевском: «коренного населения 62 семей в числе 350 едоков и временно-проживающих 1 семья в числе 1 едоков».
  Из объяснительной записки землемера Оглоблина узнаем следующее: «…земельный участок представляет волнистую поверхность с разработанной степью на 70% с наслоением черноземного суглинка,… обеспечивающий вышесредний урожай. Сниженность твердого грунта к сенокосным местам и займищам. Лиственный лес разбросан по участку колками, поросли березняка с примесью осины годные для отопления. По участку пролегают проселочные и хорошо проторенные полевые дороги. Водоснабжением для населения служат речки и колодцы. Никаких мелиоративных работ на участке не требуется. … Культурно просветительной работы кроме имеющейся школы не ведется. Фельдшерский пункт при РИКе. Сбыт продуктов сельскохозяйственных – село Михайловское».2

7

Объяснительная записка землемера Оглоблина. 23.09.1925г.

  Постепенно до Сергиевки дошла коллективизация. В 1930 году крестьяне объединились в коллективное хозяйство, которому дали название «Первое Мая». Первым председателем был избран Трофим Николаев, один из тех, кто по решению партии и правительства был направлен в Сибирь для организации колхозов. Образование колхоза проходило сложно: колхоз то создавался, то распускался. Не все желали вступать в колхоз, веря в то, что единоличным хозяйством оно надежнее… Например, уже знакомая нам Пелагея Михайловна, теперь уже Михалец. Именно тогда, в 1930-е, произошло событие, о котором вспоминают и в наши дни. Ночью случился пожар, в котором сгорело здание колхозной фермы и находившийся в нем молодняк. В этот же день по доносу было арестовано шестнадцать мужчин-колхозников: пятеро из семьи Павловских, трое человек из семьи Осипенко, два брата Шумило, Друговин, Шаповалов, Хромов, Руденко и ещё пара фамилий. Третья часть из них после ареста не вернулась домой.
  Но, в конце концов, все сладилось, стало хозяйство развиваться. Стали даже появляться свои передовики хозяйства. Так, «… Котлярова Варвара Григорьевна вступила в колхоз в 1930 году и с этого дня честно и добросовестно относилась к порученному делу. В 1935 году Варвара Григорьевна работала в полеводческой бригаде и на постановления партии и правительства, в части 100% вязки снопов, она взяла на себя обязательство навязывать 800 - 900 снопов в рабочий день, призывая к этому других колхозниц-вязальщиц.
  Практика работы показала, что взятые на себя обязательства Варвара Григорьевна с честью выполнила. Она навязывала до 1300 снопов, а всего за 17 дней уборки хлеба ею связано 12733 снопа, что составляет 749 снопов на каждый день. Работа Варвары Григорьевны была безукоризненна и вместе с тем в это же время свои снопы она же и ставила.
  Своим энтузиазмом и образцовой работой она создала новых ударников, следующих её примеру. Варвара Григорьевна быстро проявила себя как лучшая ударница не только в своём колхозе, с/Совете, но и в районе. Райисполком рекомендует т. Котлярову В. Г.занести на «красную доску Почёта имени 18 годовщины Октября», как лучшую из лучших ударниц. Пред. РИК (КСЕНДЗОВ). Зав. Орг. Отделом (ОГОРОДНИКОВ)».
  В 1940 году доярка Руденко (Шумило) Татьяна Марковна за добросовестный труд по надою молока была награждена поездкой на ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) в Москву.
  Война 1941 года круто изменила жизнь не только всей страны, но и маленькой Сергиевки. Ушли на фронт мужики. А зимой 1941 года привезли в деревню ссыльных немцев. Жители деревни приняли их настороженно. А как к ним еще относиться?! Немцы же!!! Ведь против них и воюем! А председатель Муравьёв Иван Яковлевич еще и предложил всем приютить у себя их на первое время!... Время шло, расселились, как могли, стали обживаться. Тех мужчин, кто не попал на фронт, стали забирать в трудармию, подростков отправляли в ремесленные училища. Все тяготы тылового быта легли на женские и детские плечи. Может, это впоследствии и объединило?! И Победе радовались все жители деревни.
  Потом, конечно, пришла и печаль: 33 сергиевца  из 50 ушедших на фронт  уже никогда домой не вернулись.  Четыре брата Муравьёвых и сын одного из них, погибший в День Победы 8 мая 1945 года, четверо из семьи Друговиных, шестеро из семьи Михалец, пятеро из семьи Осипенко, трое Павловских, трое родных братьев Пузановых, Дорофеев А. Т.,  братья Фарафонтовы и другие. Друговин Николай Михайлович пропал без вести, в 1980-х годах следопытами были обнаружены его останки и медальон.

8

Памятник участникам ВОВ 1941-1945гг. в д. Сергиевка. 2023г.

9

Кулаев Иван Трофимович. Из личного архива Шнайдер – Кулаевых.

10

Кулаев Петр Федорович.

11jpg

Руденко Петр Иванович.

  Нелегко было восстанавливать разрушенное хозяйство, рабочих рук не хватало, но надежда на лучшее придавала всем силы. Возвращались фронтовики. Председателем колхоза выбрали Шумилова Ефима Марковича. А когда он в 1946г. перешел в Зоновскую МТС, назначили председателем Осипенко Ивана Михайловича. В 1951 году в состав Сергиевского колхоза вошли «Колхоз им. Кирова» (Горячая Грива), «Красный пахарь» (Иткуль), Горностали и Павловка. Стал председателем вернувшийся с фронта Кулешов Павел Семёнович.
  В 1954 году по решению ЦК КПСС на целинные земли Сибири для укрепления руководящими кадрами сельхозпредприятий были направлены «тридцатитысячники» - квалифицированные специалисты с предприятий Новосибирска. Командированный с Новосибирского завода Сибсельмаш Радутов Иван Георгиевич стал председателем колхоза «Первое Мая», который к тому времени объединился с Андреевским колхозом «Второй Гигант». В 1956 году провели укрупнение хозяйств и  колхоз "1 Мая" объединил в себе деревни Вялково, Андреевку, Сергиевку, Горелую Гриву, Горностали с центральной усадьбой в Андреевке.
  Крепкий был колхоз! Выращивали рыжик на масло, лен, пшеницу, рожь, овёс, ячмень, позднее кукурузу. На смену ручному труду пришла механизация. Росло и поголовье крупнорогатого скота, лошадей. В Сергиевке разводили овец, была птицеферма, свиноферма. Провели водопровод. Был построен гараж вместимостью до 20 ед. техники. Пахотные угодья Сергиевки насчитывали до полутора тысячи га. После мелиоративных работ в конце 60 - начале 70-х гг. улучшились покосные угодья, огромные площади засевались культурными травами.

12

Сельхозработы. Из личного архива Шнайдер – Кулаевых.

  Да и в жилищной и культурной сфере не отставали. Было решено обновить жилищный фонд и в конце 1950-х в Сергиевке выросли новые дома. Все работали вместе, помогая друг другу. В 1955 г. открыли библиотеку, в 1961 – силами местной молодежи построили клуб, в фойе к радости мужского населения поставили бильярд.

13

Строительство дома для Кулаева И.Т. Сидят: 1. Куприянов В.Ф. (с топором) 2.Пузанов Михаил Иванович 4. Балахонов Георгий Фадеевич 6. Петров Пётр Петрович 8. Дмитриев Сергей Фёдорович   1950-е гг. Из личного архива Шнайдер – Кулаевых.

  В 1962г. председателем колхоза избран Пахомов Виталий Александрович. Недолго побыл он председателем, в 1964г. – переведен директором Ичинского совхоза. А ему на смену пришел Пётр Ильич Киселёв, работавший ранее главным агрономом. В 1965 году построили магазин, в 1968-м  открыли новый клуб. Построили в  Сергиевке ясли, медицинский пункт, маслобойню, ветряную мельницу, сливкоотделение, пилораму, пасеку.
  За добросовестный труд  многим жителям Сергиевки были вручены высокие награды: доярка Павловская Ф.И. и телятница Осипенко А.И. были награждены орденом «Трудового Красного Знамени»; шофер Осипенко Михаил Андреевич – орденом «Знак Почета»; Петровой Екатерине Федоровне присвоено почетной звание «Мать – героиня», награждена «Медалями материнства» II и I ст.
  Решением общего колхозного собрания 1 августа 1983г. Осипенко Владимир Захарович, работавший в колхозе с 1976г. гл. агрономом, был избран председателем колхоза. И проработал в этой должности до 4 марта 1998г. За это время построили кормоцех по приготовлению витаминных гранул,  сушилку КЗЦС, склад для зерна, кочегарку. Открыли детский сад и столовую. После ухода Владимира Захаровича место занял Осипенко Василий Николаевич. Но проработав в этой должности 3 года, уволился.
  14 марта 2001г. руководителем хозяйства стал Прозоров Евгений Иванович. Но к этому времени ситуация в колхозе изменилась к худшему: техника изношена, сельхозинвентарь в плачевном состоянии,  поголовье скота снижается. Как мог, он пытался спасти ситуацию. Приобрели два новых трактора, пресс для кормов.
  2000-е славились активным переименованием городов, сел, фабрик и заводов… И 25 сентября 2001г. был зарегистрирован Сельскохозяйственный Производственный Кооператив (СПК) «Колхоз Первая Мая». Но что это дало? Долги росли. В 2007г. колхоз «1 Мая» стал Обществом с ограниченной ответственностью,  в 2011г. – ООО «Первое Мая» становится ООО «Первое Мая и К», а 30 марта 2016г. общество ликвидировано.

И деревня начала умирать…

В наших деревнях огни все погашены,
В окнах домов и душе.
Кто расстарался ту тьму беспросветную
Им навязать по судьбе?
Пашня лежит и ничем не засеяна,
С края до края она заросла.
Непроходимы те заросли тёмные,
Если попал в них, не сыщешь конца.
Силы отобраны, время упущено,
И по весне ей не бросят зерна.
Можно услышать, те вздохи тяжёлые,
Что издавала земля, не тая.
Было ведь время, она ощущала 

любовь и заботу любого села,
Как вся её сущность, нужна была людям,
Ответом её - та отдача была.
Тогда-то и были огни в наших избах,
Огни в наших окнах, надежда в душе,
Где, все те люди, духовно богатые,
Что жили с тобой, поклоняясь тебе?
В наших деревнях огни все погашены,
В окнах домов и душе,
Кто же рассеет ту тьму беспросветную,
Бросит в землю зерно по весне?

Мария Шнайдер-Кулаева.
04.11.2010 г.

            Но мы верим, что еще не все потеряно! Есть жители в деревне, дети растут, а значит, есть шанс  у деревни на новую жизнь!

14  m 15

Проводы зимы в Сергиевке. 2024г. Фото из открытых источников.

Карагодина О.В., хранитель музейных предметов,
Зонова А.А., лектор-экскурсовод музея

Литература и источники:

  1. Список переселенческих и запасных участков, образованных с 1893 года по 1-ое июля 1903 года в Степном крае, Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерниях. Выпуск XIV. С.-Петербург . 1903г.
  2. Журнал Барабинского окружного землеустроительного совещания по вопросу об учете свободных долей и устройстве неприписного населения в пос. Сергиевском района Михайловского уезда 28 января 1927 года. (ксерокопия).
  3. Рукопись. Воспоминания Осипенко В.З. 2024г.
  4. Шнейдер – Кулаева М. Сергиевская начальная школа. 100 лет. 2010г.
  5. Шнейдер – Кулаева М. Разоренное гнездо. Палага. г.Куйбышев. 2008г.
  6. Пузановы и все потомки: Дмитрий Сахаров. 2024г. – Одноклассники: https://m.ok.ru/group/70000005380119/topic/157090527104279?ysclid=ltwo9eyrc1893114640
  7. Шнейдер – Кулаева М. Из истории села Сергиевка. 2010г. – Куйбышевский городской сайт http://kainsksib.ru/content/view/1028/36/
  8. Шнейдер – Кулаева М. Школе д. Сергиевка посвящается... 2010г. – Куйбышевский городской сайт http://kainsksib.ru/content/view/1092/36 -
  9. Шнейдер – Кулаева М. Исход. 2018г.- https://kindbook.net/chitat/ishod-dom-gde-bylo-teplo-shneyder-kulaeva
  10. Шнейдер – Кулаева М. Что в имени твоём  почтальон? - Куйбышевский городской сайт  http://kainsksib.ru/content/view/1074/36/ 
  11. Шнейдер – Кулаева М. Дом, где было тепло. Куйбышевский городской сайт - http://kainsksib.ru/content/view/1063/36/  
  12. Шнейдер – Кулаева М. Героями себя не считали - Куйбышевский городской сайт http://kainsksib.ru/content/view/1058/36/
  13. Шнейдер – Кулаева М. Куйбышевский городской сайт - Нечаянные осколки войны http://kainsksib.ru/content/view/1075/36/
  14. Сектор Чумаковский КДЦ Куйбышевского района https://vk.com/chum_kdc

Антошкино

  По обеим сторонам от дороги, ведущей из Венгерово в Куйбышев, бескрайние  леса и поля. И не видно уже затерявшуюся в стороне от трассы деревню Антошкино.  Лишь скрываются за деревьями несколько  кособоких домишек, перекопанный фундамент церкви и дорога, заросшая травой.  Жителей нет...

1jpg

Д.Антошкино. 2020г. Фото предоставлено Павловой Н.И.

  На территории нашего района  Антошкино, находящееся в 50 км от Куйбышева, считается одним из старейших русских поселений. Хотя в состав Куйбышевского района оно вошло лишь в 1957г. и стало частью  Назаровского сельсовета.  До этого село входило в состав сначала  Погорельского, затем Покровского сельсовета Чановского района.
  Появление этого населенного пункта на тракте  (в 1755г. он числится зимовьем, в 1785г. – деревней, в 1824г. – почтовой станцией, с 1851г. - село, позже – вновь деревня) связано с указом из Сибирской губернской канцелярии 1742 г., обязывающей местные власти организовать бесперебойный проезд «…Учредить почтовые станцы, а на каждом по 4 лошади добрых для проезда служилых. А где пустые места, там построить нарочные исправные по одному двору без всяких отговорок».  
  Видимо, не нашлось желающих. В 1744г.Томская воеводская канцелярия стала публиковать обращения: «не пожелает ли кто в тех местах для довольствия за плату, едущих чрез то место людей, вновь построиться дворами. Им позволить продавать пиво, табак, квас, сено и овёс и прочие харчевые припасы, кроме вина, беспошлинно». Прилегающие к Барабе уезды были малолюдными и нельзя было рассчитывать на большой приток желающих переселиться, поэтому в распоряжении указано: «А если охотников не сыщется, то в те места поселить крестьян откуда способнее. И объявить, что им даётся льгота на 2 года от всех других мирских повинностей, кроме подушной подати и рекрутских наборов. Только возили б они за указанные прогоны курьеров».
  24 сентября 1746г. последовало распоряжение императрицы Елизаветы Петровны об устройстве на пути из Тары в Томск пяти зимовий, жители которых «отправляли бы ямскую гоньбу»
  И желающие нашлись. В архивах ГАНО (Ф. 104. Оп.1.  Д.2. Л.271-272)  хранятся прошения о желании переселиться на тракт.  В 1747г. пять семей оброчных крестьян из д.Крохалёвой (Тимофей Игнатьев Манойлов, Афанасий Федоров Шмаков, Иван Дятлов, Роман Гребенщиков и Степан Вавилов Брагин) получили разрешение построить зимовье у Антошкиных юрт между Каинским и Тартасским форпостами и выполнять почтовую гоньбу от Антошкиных юрт до Турумовых юрт в сторону Тары 40 верст, а до Булатовых юрт в сторону Томска 22 версты.
  С 1770-х гг. по тракту обеспечен проезд курьеров и важных персон по подорожным документам, доставка почты, проезд частных лиц и провоз купеческих грузов. В 1773г. академик Петер Симон Паллас отмечает в своих заметках, что «…через Усаклань до Антошкина зимовья 20 верст…». 
  Московско-Сибирский  тракт проходил прямо через главную улицу села.  И ехали по тракту  путешественники, ученые,  писатели, декабристы и их жены, петрашевцы, польские повстанцы, члены партии «Народная воля», «Пролетариат»,  РСДРП и многие-многие другие…

2jpg

Антошкино. Старый Московский тракт. 2018г.
Фото предоставлено Павловой Н.И.

  10 марта 1797г. через селение проезжал, возвращаясь из ссылки, Александр Николаевич Радищев. «Прождав до полудни, по неблаговолению исправника, лошадей, ехали до Каменки или Булатовой  довольно скоро. Равным образом и до Антошкиной 18 вер., в которой квас пахнет гнилыми яйцами или как испорченная зельтерская вода. Переезжая через озеро, из которого жители берут воду, обоняли тот же запах…»*.
  *Неприятный запах воды объясняет А. Якимовский, служивший  штатным смотрителем Каинского уездного училища и составивший «Краткое статистическое описание Томской губернии - окружного города Каинска за 1842 год». Описывая болота, он пишет, что «…в  окрестностях Каинска  находятся  на большом пространстве довольное количество болот, некоторые от жаров сами по себе иссыхают, а другие от застоя воды принимают гнилость и испускают удушительный запах – на большое от себя расстояние, особливо же в июле месяце».
  Как бы то ни было, постепенно из обычного ямского, перевалочного пункта выросла большая деревня. На январь 1785г. в ней числится 150 человек – «посельщиков» (так называли людей,принудительно посаженных на землю в качестве наказания за совершенные преступления). Может быть именно об этом в своей книге «Жила – была  деревня. Очерки об исчезнувших поселениях Куйбышевского района» пишет  Николай Ефимович Бурдыко? - «…целыми деревнями заселялись челдоны, в том числе и в нашем районе. Многие  расшифровывают слово челдон, как человек с  Дона, или с берегов рек Чалы и Дона. Однако это не совсем правильно. В толковом Словаре Даля, сказано:  «челдон – это бродяга, беглый, варнак, каторжник».  Это более верное определение этой группе поселенцев в Сибири.   Действительно и у нас  такие  поселения были.  Это Антошкино, Булатово, Мангазерка, Осиновые Колки, Бергуль. Еще на моей памяти об этих деревнях шла дурная слава.  Там жили неприветливые люди. Их усадьбы в поселениях  отличались от более  поздних переселенцев. Улицы в деревнях были узкими, усадьбы отгорожены друг от друга плотными заборами, с закрытыми воротами, охранялись  злыми собаками. И  проживая в Сибири, некоторые жители из челдонских деревень выходили  на разбой на дороги, грабили и убивали проезжих купцов,  других путников, завладевали их имуществом. Этого не скрывали и жители старшего поколения…  Потом  этот промысел стал жестоко преследоваться, да и сами челдоны постепенно уходили в иной мир, а их дети уже этим промыслом не занимались, а стали жить   честно, как и остальные жители, обживающие Сибирь».
  Довольно интересно быт в таких поселениях описал в своей книге «Сибирский тракт» Александр Казаркин, доктор филологических наук, автор работ по литературной критике и истории Сибири.

  По исповедным росписям и метрическим книгам начала XIXв. в селе насчитывается 39 домов. Среди жителей преобладают фамилии: Антоновы, Дмитриевы, Ефимовы, Ивановы, Козьмины, Назаровы, Осипенко, Семеновы, Спиридоновы, Степановы, Федоровы.
  По сведениям из справочника «Списки населенных мест Российской империи по сведениям 1859г.», изданного в 1868г.: «Село казенного ведомства Антошкинское Каинского округа располагалось при озерах Антоново и Шолудивое и насчитывало 110 дворов, в которых было 366 мужчин и 401 женщина. В селе была церковь православная, почтовая станция и хлебный магазин.
  Сделаем небольшое лирическое отступление. Церковь во имя Святого Архистратига Божия Михаила, деревянная, однопрестольная, построена в 1851г., и как говорили старожилы, была чрезвычайно красива – богатый иконостас, настенные росписи, красивые люстры. Издалека были видны голубые с позолотой купола,  окружена была она кованой оградой. Бесчисленные подводы съезжались на праздники из соседних деревень на богослужения в церковь, обменяться новостями, прикупить товару, присмотреть жениха или  невесту… В состав прихода входили с.Антошкино, деревни Назарова, Серегина, Тайлакова  и Погорельская.
  В 1937 г. церковь официально была закрыта, но еще в годы войны жители села открывали ее и молились.  В это время старостой церкви был Хохлов Василий Степанович. Когда приехали представители власти из города, он отказался отдать им ключи, за что был избит, увезен в город и позже расстрелян. В 1950 г. разобрали колокольню, а затем и главный купол. Со слов Н.М. Дмитриева, уроженца села, из этих бревен сделали кузницу.  А здание церкви стали  использовать под зерносклад. Помнят жители деревни, как крест снимали с церкви: «Вот это было страшно. Вся деревня собралась, бабушки стояли и крестились. Приказал тогдашний секретарь комсомола трактористу зацепить крест и свалить его. Тракторист трактор подогнал к церкви, вышел и наотрез отказался лезть на крышу церкви. Тогда секретарь сам залез, накинул петлю и потом сам же свалил крест. Бабушки повторяли и повторяли: «Чтоб черти на тебе катались на том свете»! Через несколько лет этот секретарь по неизвестным причинам повесился в кустах». В начале 60-х годов сняли купола, убрали лики святых с настенных росписей и превратили церковь в клуб. И уже в наши дни, в 2006г. во время ночного пожара,  вместе с несколькими пустующими домами стены церкви (а до последних дней они были в отличном состоянии, из крупных кедровых брёвен, доставленных из Урмана) сгорели, остался один фундамент.  В 2010 году на месте, где была церковь, в память о селе по инициативе Натальи Иннокентьевны Павловой, уроженки с.Антошкино, установлен Поклонный крест.

4jpg

Свадьба в с.Антошкино. На заднем фоне Церковь во имя Святого Архистратига Божия Михаила. 60-е гг. ХХв.

  Возвращаемся к фактам  и в аналогичном справочнике за 1893г. читаем: «Казенное село Антошкинское Покровской волости Каинского округа… при озерах Барабинское и Солдатское». В нем уже 144 крестьянских двора и 3 НЕ крестьянских (!), в которых 353 мужчины и 374 женщины. Помимо церкви, станции и магазина, селе открыты церковно-приходская школа,  хлебозапасный магазин (т.е. склад зерна), а также общественное питейное заведение.

5JPG

Озеро Барабинское.

  Еще интересный момент.  В тот же период, в конце XIXв., в окрестностях села ведутся довольно активно археологические раскопки. В «Известиях Императорского Томского университета» за 1888 – 1889 гг. опубликована статья  В.М. Флоринского «Топографические сведения о курганах Западной Сибири», где он  пишет «…от следующей станции Антошкиной по правой стороне дороги находится 4 плоских распаханных кургана...».  Исследовав курганы  у сел Абрамово, Антошкино и Ново – Кондаково в 1895 – 1896 гг.  прозектор Томского университета С.М. Чугунов в книге  «Материалы для антропологии Сибири. Курганы Каинскаго округа, Томской губернии», изданной в Томске в 1899г.,  делает выводы, что ранее в местах этих жили».

6

Фрагмент страницы из книги С.М.Чугунова

  На начало XXв. село считалось весьма богатым, зажиточным. У многих были свои кузни, шерстобитки, мельницы. У Коршунова таких мельниц было аж две, а у братьев Зубковых и вовсе табун лошадей. Жители села ездили на Ирбитскую ярмарку, где торговали рыбой и мукой.  
  Церковно-приходская школа, открытая в 1888г. «в собственном доме», была не особо популярна: обучалось в ней 7 мальчиков и 7 девочек. А вот в 3 домашних школах грамоты, которые содержались за счет сельского общества, обучалось 9 девочек и 61 мальчик.
  Были, конечно же, в  селе и свои традиции. Помнят и сейчас потомки старожилов рецепт хлеба, который они называют «гриб» за характерную форму, напоминающую шляпку гриба.  Говорили старожилы еще об одной особенности: почему-то у всех жителей села были двойные фамилии – одни, которые все знали и использовали в жизни и другие – по документам, которые почти никто не знал и ими пользовались, когда нужно было заключить какую-нибудь сделку. Например, Коршуновы – это деревенская фамилия, по документам они - Булдаковы. 
  Не миновали  Антошкино перемены, происходившие в стране. После  1917г., как и по всей России, в Антошкино ломается старый уклад жизни, создается колхозное хозяйство «Лениградский рабочий», председатель которого прибыл из Ленинграда.
Не обошли село стороной и репрессии. В январе 1937г. как кулак арестован и расстрелян Павел Дмитриевич Семенов, учетчик полеводства из сельского хозяйства № 278…
  А потом война… На 1942 г. в колхозе «Ленинградский рабочий» с. Антошкино  Погорельского сельского совета было 78 лошадей,  200 голов крупнорогатого скота, 40 свиней, 840 штук птицы. В военные годы колхоз активно выполнял государственные нормы по хлебосдаче, заготовке озимых, хлебоуборке, севу зерновых культур. Так, в заметке «Гордость колхоза» Чановской районной газеты «Коллективное животноводство» в 1942г. рассказывается о сеяльщике Обухове Алексее Фёдоровиче, который «…систематически перевыполняет «боевое задание». Он засевает в день 5,5- 6 гектаров вместо 4 по норме». И женщины не отставали от мужчин, работали не за страх, а за совесть…

7

Материал из альманаха Ассоциации землячеств Новосибирской области
«Земляки. Тыл-фронту». Новосибирск, 2010г.

  К сожалению, в музее нет полного списка призванных из Антошкино, в силу того, что призывались они разными РВК. Но благодаря В.Мизинцову и С.Спесивцеву  у нас есть информация о многих из них. Посмотреть список можно на странице Куйбышевского городского сайта: http://kainsksib.ru/123/index.php?showtopic=3097&ysclid=lt2c0tejqv65483154
  После войны, как и везде, возвращение к привычной жизни. Многие из тех, кто родился и жил в селе после войны, с восторгом и гордостью вспоминают свою школу, учителей…

 

8

 Педколллектив школы в с.Антошкино. 60-е гг. ХХв.
Фото из архива Г.Томиловой

  9

Учащиеся 3кл. Антошкинской восьмилетней школы.
В центре – учительница начальных классов Семенова М.Г. 1964-1965гг.
Фото из архива Г.Томиловой

10

Место, где стояла школа. 2000-е гг. Фото из архива Г.Томиловой

  И вроде жить бы – не тужить… Но вновь грянули перемены. Колхоз   имени газеты «Правда», состоящий из деревень Назарово,  Таганово и Антошкино,  по решению районных и областных органов на основании решения Правительства СССР, как экономически слабый был реорганизован в совхоз. Изменена была форма собственности колхозно-кооперативная на государственную, и колхозники стали рабочими и служащими как в совхозах.  Колхоз, ставший фермой № 5, присоединили к Ичинскому совхозу, не очень крепкому хозяйству. Но колхозников это не очень волновало, теперь они регулярно получали зарплату не за конечный результат своей работы по итогам года, как это было в колхозах, а за сделанную работу в течение месяца.  Это привело к печальному итогу и в 2000г. ферма № 5 Ичинского совхоза прекратила свое существование.
  P.S. Финальный аккорд.  «Упрямый житель села Антошкино». Этот небольшой сюжет  снят несколько лет назад Леонидом Рыженко, координатором межрегионального туристского проекта «Сибирский тракт», созданного именно для развития туризма и культурных активностей вдоль самой длинной дороги мира - Сибирского тракта.

Список литературы и источников:

  1. Павлова Н.И. Сибирский тракт. Село Антошкино. – Ст. в сборнике статей Международной научной конференции «XIV Баландинские чтения». Новосибирск, 2019г.
  2. Справочник по административно-территориальному устройству Новосибирской области 1937 – 2006гг. Новосибирск, 2007г.
  3. Баяндин В.И. Село Антошкино Каинского округа и его обитатели (по метрическим книгам ГАНО 70-х гг. XIX века). – Ст. в сб. «Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию города Куйбышева/Каинска Новосибирской области, 240-летию присвоения Каинску статуса уездного города, а также 85-летию образования Новосибирской области. Материалы конференции (Куйбышев, 12-13 октября 2022г.)».  Новосибирск, 2022г.
  4. Семенов М.И. Из истории села Антошкино. – Ст. в сб. Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 300-летию города Куйбышева/Каинска Новосибирской области, 240-летию присвоения Каинску статуса уездного города, а также 85-летию образования Новосибирской области. Материалы конференции (Куйбышев, 12-13 октября 2022г.). Новосибирск, 2022г.
  5. Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири. Е.С. Филимонов. 1892г.
  6. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. С.Петербург при Императорской академии наук. 1788г.
  7. Якимовский А.Я. Краткое статистическое описание Западной Сибири Томского окружного города Каинска. 1842 г.
  8. Радищев А.Н. Полн. собр. соч. Т. 3. 1797г.
  9. Шалабанов П.А. Этнографические сведения о жителях с. Покровского Каинского уезда Томской губернии. 1848 г.
  10. Справочная книга по Томской Епархии. Томск, 1914 г.
  11. Бурдыко Н.А. Жила – была деревня. Очерки об исчезнувших поселениях Куйбышевского района.  Куйбышев, 2011г.
  12. Альманах «Земляки. Тыл – фронту!». Ассоциация землячеств Новосибирской области. Новосибирск, 2010г.
  13. Казаркин А. П. Сибирский тракт. Томск, 2021г.
  14. Миненко Н.А. По Старому Московскому тракту. Новосибирск. 1986г.
  15. Библиотека сибирского краеведения. Как осваивали Барабинскую степь в XVIII веке. Документы и материалы в помощь краеведам http://bsk.nios.ru/content/kak-osvaivali-barabinskuyu-step-v-xviii-veke-dokumenty-i-materialy-v-pomoshch-kraevedam

Вот моя деревня, вот мой дом родной...

2

  Даже тот, кто не родился или не вырос в деревне, порой испытывает неизъяснимую ностальгию по деревянным домикам с резными ставнями, по зеленым лугам и лесам в окрестностях деревни, полным грибов, ягод, ароматных трав и цветов.  А возможность с раннего утра посидеть на речке с удочкой и сходить в ночное… Большие праздники, когда собирались не только родственники, но и друзья, соседи, знакомые и все чувствовали себя одной дружной семьей…
  И вроде осознаем, что картина приукрашена, а тянет туда. Что это? -   зов предков?  генетическая память? Ведь, наверняка, в роду каждого, даже стопроцентного горожанина, были предки родом из деревни…
  Пустеют дома, оседают, глядят подслеповатыми окнами на заросшие огороды и разрушенные сараи….Такая печальная картина - по всей стране, наш район – не исключенье. С карты нашей Родины уже исчезли миллионы деревень, и грустно признаться, но они продолжают исчезать!
  Эта печальная картина привела нас к осознанию того, что не в наших силах что-то изменить сейчас и сразу, но мы можем сохранить память о деревнях нашего района – живущих, уходящих, ушедших…
  В этом проекте мы надеемся совместно с вами, дорогие земляки, сберечь историю района, собрать ее по крупицам и передать  нашим детям и внукам! И возможно, когда-нибудь с их помощью  оживут деревни, наполнятся новыми силами, чтобы жизнь продолжалась …

Историческая справка:

  Куйбышевский район образован постановлением Запсибкрайисполкома от 20 ноября 1935 г. Центром района стал г.Куйбышев и  пригородный поселок Мошнино.
  В новый район вошли 17  сельсоветов, в которых было  113 населенных пунктов. В настоящее время  - их 77, но часть из них уже опустела…
  На момент образования района наиболее крупными селами были: Абрамово, Мошнино, Бергуль, Булатово, Верх – Ича, Гжатск, Горбуново. Кама, Осиново, Патрушево.  Население района  составляло 53 227 чел. (в основном,  русские;  небольшие  поселки заселяли мордва, поляки, чуваши, казахи,  татары и другие национальности).

СЕРГИЕВКА

БАЛМАН

АНТОШКИНО

Балман

ПРОЕКТ
«Вот моя деревня,
Вот мой дом родной»

 

БАЛМАН

  Балман… Глухое село на севере Куйбышевского района. Почти «край света». Дальше – только Васюганские болота…

1   2

  Слово «Балман» - имеет тюркские и татарские корни. В тюркском языке оно, в приблизительном переводе, означает – «Чистое» или «Медовое озеро». А в татарском «Озеро, соединенное с рекой протокой,  в нем водится белая рыба». Неизвестно, когда здесь впервые поселились татары. Со слов старожила деревни Ивана Николаевича Филиппова: «Сошником сохи достали до металлического предмета, там была сложена фарфоровая посуда и накрыта медным котлом. Определили, что эта посуда татарского обряда была». Да и озера по соседству носят татарские названия: Аккуль, Башкуль, Бергуль, Иткуль, … На территории села не проводились археологические раскопки, поэтому сложно сказать,  когда сюда пришли первые русские поселенцы.  Однако ж считается, что оно является одним из старейших русских поселений на территории Куйбышевского района и основано казаками, осваивавшими Сибирь – «выходцами с Чала и Дона»…
  Вот как пишет в 1871г. о Балмане в своей книге «Бараба: описание Барабинского края» известный ученый и путешественник Александр Федорович Миддендорф: «…поехали вверх по Оми до последней деревни Балманской. Перетащив наши лодки и провизию на телегах верст 12, по чрезвычайно злачным и цветистым степям, чтобы пересечь изгиб реки верст в 20, мы уже поехали водою. Тут-то начинаются настоящие пустыни, где летом нельзя пробираться иначе, как по самой реке, в маленьких остяцких челноках…», «- Почему же тут никто не селится – спросил я, удивляясь необыкновенной роскоши береговых степей в верховьях Оми, по ту сторону последней деревни Балманки. Не хочешь ли попытаться? Отвечали мне: тут уже побывали переселенцы, но гадина все-таки выпроваживала их отсюда. Вот в чем дело. Кто не подвергался этим страданиям от насекомых, тот не может составить себе понятие, что это такое…» Возникает резонный вопрос «Зачем же забираться так далеко?» А ответ прост: нередко чалдоны являлись старообрядцами и шли в Сибирь с Дона, спасаясь от церковных реформ.
  По данным Томского госархива, в 1859 году в Балмане проживало 40 семей (233 человека), а в 1896 году – уже 438 человек. Среди первых жителей деревни: Анатоленко,  Вяткины, Кармацкие, Костюковы, Ловцовы, Михайловы, Пуховы, Соколовы, Тишковы, Филипповы, Шлюбченко.  Приехали они  сюда все из разных мест: с Урала, Вятки, Перми,  Кавказа. Каждая семья со своим ремеслом. Так, семья Вяткиных прибыла с Кургана. Поселились сначала в Каинске. Но мечта и желание заняться гончарным ремеслом не давала покоя…   В поисках подходящей глины для своего семейного ремесла обошли они все окрестности Каинска. Проходили небольшими расстояниями, обследуя почти каждый метр берега реки. Так дошли до речушки Балманки, соединяющей реку Омь с озером Балман. Там, примерно в километре от села, и нашли глину. Так и переселилась семья мастеров в Балман. Носовы были бондарями,  Шмаковы – пимокаты, …
  Благодаря своему расположению в стороне от тракта, село вплоть до начала ХХ века жило достаточно обособленно, замкнуто. Жители занимались земледелием и животноводством. Рядом река, озеро, красный лес. Избы рубились из «неповерно толстых бревен», так как лес был не привозной. В этом отношении балманцев можно было считать даже зажиточными, крестьяне ставили себе крепкие рубленые усадьбы с ригами и другими надворными постройками. Однако, ушлые каинские купцы прознали, что за Балманом леса богатые и стали ездить туда, заключать договора с местным населением на поставку красного леса, пушнины, кедрового ореха, лосиного мяса, дичи…  Зачастую, крестьяне не могли выполнить условия договоров и попадали в зависимость от купцов – те забраковывали товар и таким образом сбивали цену.

  На 1911 год в деревне, состоящей из 86 дворов (порядка 600 чел.),  есть мельница, 2 торговых лавки,  на средства жителей строится церковь. При церкви открыли церковно-приходскую школу. Но не миновали деревню вихри Первой мировой и Гражданской войн. Ушли мужики… Уроженец села - Достовалов Яков Васильевич - участник войны с Японией и Первой мировой, унтер-офицер царской армии. В 1918г. вернулся полным Георгиевским кавалером.

3

Достовалов Я.В.

  В 1918г. организована в селе партийная ячейка, председателем которой стал Зонов Филипп Иванович. Собирались тайно, однако, прознали об этом белогвардейцы и приехали в село. Активистам удалось скрыться. Но наезды белых в село участились и во время одного из них Филиппа Ивановича арестовали. Расстреляли его в декабре 1919г., похоронен в братской могиле за Убинкой. В 1919г. через село проходили  небольшие отряды «белых», отступавшие на Крещенку. Так об этом вспоминает Филиппов И.Н.: «Еще в детстве слышал от деда, что белые пришли в село и расположились в избах,  на постой. Вдруг кто-то забежал в избу и крикнул: «Красные в Зоново» (Зоново через речку 5 км) и через несколько минут они покинули село.  Говорят, что в спешке, боясь красных, они утопили в озере «котёл с золотом».
  К приходу Советской власти в Балмане открылась школа для взрослых, народный дом, приют. В 1921г. крестьяне организовали коммуну «Колос» и к 1927 году у них было большое стадо крупнорогатого скота, овец, лошадей, сельхозтехника. Позже коммуна влилась в колхоз «Имени 80 Ленинградского стрелкового полка», организованный 25-тысячниками*, прибывшими из Ленинграда. А один из прибывших – Строганов Ефим Иосифович – был избран первым председателем колхоза. Следующим председателем колхоза стал Гляненко Пантелей Филиппович. С его приходом в колхозе повысилась дисциплина, начался подъём жизненного уровня колхозников. В селе открывается свой роддом, больница, приобрели первую грузовую машину! Школа стала 8-классной, построили небольшую электростанцию и привезли звуковую киноустановку.

25 1925

Вот, что пишут в газете «Крестьянская правда» №7 от 25 января 1925г.


  Но мирная жизнь  был нарушена фашистской Германией. С 22 июня 1941 гола по 5 мая 1945 года из колхоза «Россия» (в существующих теперь границах) на фронт ушло около пятисот трудоспособных мужчин, почти половина из них домой не вернулась. Это были лучшие силы колхоза, лучшие люди Балмана, Еланки, Шмаково и Красиково. Колхоз отправил на фронт все автомашины, почти всех лошадей.  Мальцев Василий Еремеевич уехал на фронт на машине сельской МТС, на ней и воевал. Но в одном из боев машина была подорвана…  На Родину Василий Еремеевич вернулся живой, с наградами и с трофейным автомобилем!

4JPG

Памятник участникам ВОВ 1941-1945гг. в Балмане Фото предоставлено «Салоном Памяти» МБУК КДЦ Куйбышевского района

4 1

Мальцев Василий Еремевич, участник ВОВ 1941-1945гг. Фото из архива сектора Балманский КДЦ

  А Ловцов Сергей Платонович, пропавший без вести подо Ржевом в 1942 году,  домой вернулся только в декабре 1983 года. И остаться б ему одним из тех неизвестных, кто покоится подо Ржевом, да, видимо, очень хотел он домой…  Осенью 1983 года в 9 км. от Ржева были найдены человеческие останки и капсула – медальон, в которой и было написано, кто этот солдат. Алексей Петров, который нашел останки, не надеясь разыскать родственников, написал письмо в Новосибирский обком партии, оттуда сообщили в Куйбышев, затем – в Балман. За час весть облетела все село. Было решено перезахоронить солдата на Родине…
36   31
32   33
34   37
Фото из музея с.Балман.
  В октябре 1943 года в Балмане открыли детский дом смешанного типа (от 3 до 14 лет), куда собрали деток из окрестных деревень, оставшихся без родителей, а потом привезли ребят из блокадного Ленинграда. Жили дружно, помогали друг другу и воспитанники и воспитатели. Вместе учились, вместе работали и праздники тоже вместе: концерты ставили для сельчан, благо были в детдоме кружки: драматический, танцевальный, хорового пения… Дал колхоз детдому землю, стали сажать овес и картофель. Просуществовал детдом до 1949 года.
35
Детский дом с.Балман. 40-е гг. ХХв.  Фото из музея с.Балман

  После Великой Отечественной войны Балману, как и всей стране, пришлось долго восстанавливаться. Колхоз, который к этому времени назывался «Заветы Ильича», стал вставать на ноги. Не хватало техники, мало было скота. Но колхозники работали честно. На полях выращивались рожь, пшеница и овёс, кукуруза и подсолнечник, гречка. На фермах содержались не только коровы и овцы, но и кони, свиньи, птица. Скот пасли на больших пастбищах далеко от деревни. Потом колхоз стал называться «Россией». В 1976 году коллектив колхоза «Россия» за достижение наивысших результатов во Всероссийском социалистическом соревновании был награждён переходящим Красным знаменем.
  Гордятся жители села своей историей древней; ремеслами и ремесленниками знатными; земляками, не посрамившими Родину ни в одной из войн; колхозом, который гремел на всю область своими достижениями в сельском хозяйстве…
  Но есть у них еще один повод для гордости!  Балманский фольклор - то, что передаётся из поколения в поколение, что оставлено предками. Песни, игры  и хороводы села Балман Куйбышевского района Новосибирской области занимают ведущее место в традиционном песенном фольклоре Западной Сибири. И вся эта песенная культура старинного села бережно собрана и сохранена  удивительным человеком - Ниной Григорьевной  Носовой.

5

Носова Нина Григорьевна. Фото из семейного архива

  Нина Григорьевна - руководитель первого в области аутентичного фольклорного коллектива. Ее знали не только все новосибирские, но и московские фольклористы. Не имея специального образования, она сердцем поняла важность и значимость народных песен. Многие песни сохранились только благодаря ей. Из дома в дом, от бабушки к бабушке ходила,  расспрашивала про былую жизнь, про старопрежние песни и не уходила, пока не выучивала новую для себя песню до конца.  В своём последнем интервью она  размышляла «…Балман – село было певческое. Пели все – женщины, мужчины, молодежь. (Песни) были хороводные, были вечерочные. Несмотря на то, что к 65 году были все уже пожилые (по 55, по 60 с чем-то), а и песни они не забыли – хоть прошла война, голод и холод, но они сохранили эти песни – просто на удивленье!...  Испокон веков в Балмане все пели, этим-то это село и отличалось от всех соседних».    
  В ноябре 1964 года Нина Григорьевна собрала несколько балманских бабушек: М.И. Носоненко, П.Я. Костюкову, Н.Н. и Д.Г. Ловцовых, Т.В. Гасперскую, З.Ф. Носову, Р.К. Бойкову и организовала фольклорную  группу. Уже в январе 1965 года они приняли участие в творческом фестивале в Куйбышевском Дворце культуры. После выступления их пригласили на фестиваль в Новосибирск.  А следует заметить, что раньше ни одна из бабушек на сцену не выходила!

6.

Первые участники народного хора с. Балман: Михайлова Е.Н., Носова Н.Г., Носова З.Ф., Носоненко М.И., Пухова А.Г. 1965г. (фото из архива сектора Балманский КДЦ)

  Областное выступление принесло первые награды: они стали лауреатами заключительного показа сельской художественной самодеятельности. Председатель жюри  - известный советский композитор и дирижёр Вано Мурадели вручил группе диплом 1 степени.  А от  Куйбышевского райсполкома за хороводную песню были  почётные грамоты. Там же была запись на радио и съёмка для киножурнала «Сибирь на экране».
  В том же году Н.Г. Носова познакомилась с В.Г. Захарченко (на тот период главный хормейстер Государственного академического Сибирского русского народного хора),  и началось их многолетнее сотрудничество. В 1969г.  под его редакцией вышел сборник «Песни села Балман» (в него вошло 52 песни), а в 1975 - «Девичья песня», куда вошли балманские вечерочные и хороводные песни. В 1983 В.Г. Захарченко (уже главный дирижёр Государственного академического Кубанского казачьего хора) и М.Н. Мельников (один из крупнейших ученых-фольклористов Сибири) выпустили книгу «Свадьба Обско-Иртышского междуречья», где описан балманский свадебный обряд. Позже сложилось знакомство с гармонистом Геннадием Заволокиным, автором и ведущим телепередачи «Играй, гармонь любимая!».

8

Сборник «Песни села балман» под редакцией В.Г.Захарченко (фото из архива сектора Балманский КДЦ)

«Ой, да что во Томской во губернии» (аудиозапись)

  В 1975 году Ленинградская фирма «Мелодия» за­писала на пластинку 18 песен в исполнении коллектива. В кругах специалистов-этнографов и фольклористов песенное творчество села Балман тут же обрело своеобразный статус «специфического культурно-художественного эталона, свидетельствующего о наличии самобытных, стилистически легко узнаваемых традиций», - так отметил В.Г. Захарченко в статье «Народный хор села Балман Новосибирской области». Руководитель Н. Носова», прилагаемой к грампластинке.  
  В 1979 году - запись на телевидении, снят фильм «Сибирские узоры».  А в 1982 году состоялась запись на Всесоюзном радио. Песни коллектива вошли в «Золотой фонд» радио.

10jpg

Пластинка «Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Хоровая группа села Балман».

Песни с пластинки (из открытых интернет - источников)

  Все эти годы фольклорная группа с.Балман продолжает завоевывать многочисленные награды.  В 1967 году Диплом 1 степени в честь 50 -летия Октябрьской революции. В 1970 году - Диплом 1 степени на областном фестивале в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина. В 1972 году - фестиваль в честь 50-летия образования СССР -  Диплом 2 степени.  Среди наград есть и Диплом Союза композиторов СССР за подписью Т. Хренникова.
  В  1982 году организована детская фольклорная группа «Незабудка». В коллективе было 16 девчонок и 4 мальчишки. Вскоре была набрана ещё одна группа. Старшая группа выступала в Новосибирске, Москве, Екатеринбурге, были премированы  поездкой в «Артек». Младшая группа отдыхала в лагере «Океан» во Владивостоке…

12

Детская фольклорная группа села Балман

  Многое с тех пор изменилось, ушли из жизни и бабушки – певуньи, и Нина Григорьевна Носова, но ансамбль продолжает жить уже в обновленном составе, который также бережно хранит самобытность и манеру исполнения песен, пришедших из глубины веков.

 Но не только фольклор смогла сберечь Нина Григорьевна – ее стараниями открылся здесь в 1980 году первый в районе музей истории села. Пополнялся он благодаря сельчанам: принесли бабушки прялки старинные, посуду, передавали фотографии земляков, ушедших на войну, письма, документы. Делились воспоминаниями о жизни села. Сохранились в селе и рецепты блюд, которые готовили еще бабушки бабушек. В Балмане до сих пор готовят уникальный хлеб, который называется «груздь».  Ловцова Зоя Алексеевна, жительница села, поделилась с нами рецептом его приготовления:
«Ингредиенты: 3 яйца, щепотка соли, 2 ст. л. сливок (молока), мука, кулинарный жир либо растительное масло (для выпечки).
Посуда: глубокие овальные блюдца (тарелки), современная посуда из микроволновки.
Все ингредиенты смешиваем погуще, чем на оладьи, т.е. слабее пельменного. В посуду наливаем в 1 см жира. Из теста делаем лепёшку. В центре её делаем отверстие диаметром от 2 см, кладём в посуду, в центр кладём жир.
Ставим в хорошо нагретую духовку. Наблюдаем. Тесто поднимается, открывать нельзя, опадёт. Станет груздь красиво-румяным, откроем, перевернём, подсушим. Ломаем как угодно. Можно сладким чем-либо смазать. Дети любят макать в варенье (сироп), сгущёнку, мёд, сладенькую сметанку и т.д.
Раньше в русской печи они получались по виду такими, будто в лесу срезанные и очень вкусные. Попробуйте. Приятного аппетита!»
21   22
23
"Каинск исторический" в музее. 2020г.


  И хочется верить, что будет жить село,  и тогда будут жить и традиции предков, и память о них!

Балманские песни

Кругом леса
То в зелени, то в инее,
То в серебре, то в золоте поля.
А над Балманом
Рвутся в небо синее
Твои напевы, отчая земля.
Как будто в дни
Веселые и длинные
Шумит весна
Куда ни кинешь взгляд,
Вдали курлычут
Стаи журавлиные
И звонко гуси-лебеди летят.
Как будто письма
С почерком разборчивым
Среди степной читают тишины
От тех, кто не вернулся
К дому отчему
С той беспощадной
Памятной войны.
И красоты,
И силушки прибавится
От тех певучих
Задушевных слов.
Трудом и песней
По Сибири славится
С далеких лет
Старинное село.
Какая ширь
Во все четыре стороны!
Искрятся дали
В солнечных лучах,
И над родными
Светлыми просторами
Седые песни молодо звучат.

                               Быков И.И.

13

Носова Н.Г. с Быковым И.И.

  Буквально в то же время, когда мы готовили свой материал, сотрудники Новосибирского Дома народного творчества совершили этногастрономическую экспедицию по деревням Куйбышевского района. Мы не смогли удержаться, чтобы не показать вам этот небольшой сюжет: https://vk.com/sibdikoross?w=wall-222654963_17

  *Двадцатипятитысячники — рабочее движение, при котором рабочие крупных промышленных центров СССР, во исполнение решения Коммунистической партии, были направлены на хозяйственно-организационную работу в колхозы в начале 1930-х годов, в период коллективизации сельского хозяйства.

Используемые материалы:

  1. Миддендорф А.Ф. Бараба : [Описание Барабин. края] -  [Соч.] А.Ф. Миддендорфа. - Санкт-Петербург : тип. Имп. Акад. наук, 1871.- С.4-8
  2. Переверзева В.И. Балман. – Сб.: Куйбышев (Каинск): исторический опыт социально-экономического и культурного развития. Тезисы региональной научно-практической конференции (5-6 декабря 1997г.). Куйбышев, 1997. – С.178
  3. Переверзева В.И. Социально – экономическое развитие села Балман (дореволюционный период). – Сб.: Роль Московского тракта в развитии г.Каинска и Каинского уезда XVIII – XIXвв. Сборник статей историко-краеведческих чтений. г.Куйбышев, 2000. – С.56
  4. Переверзева В.И. Семья Зоновых и гражданская война. – Сб.: Гражданская война на территории Каинского уезда. Тезисы региональной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Новосибирской области и 290-летию города Куйбышева 20 апреля 2012г. – С.121
  5. Бойкова Н. История семьи Вяткиных. – Сб.: Каинск (Куйбышев) в истории Западной Сибири. Г.Куйбышев, 2007 – С.285
  6. Павлов. В. С чего начиналась «Россия». - Газета «Трудовая жизнь», 03.10.1969г.
  7. Грампластинка. «Традиционный песенный фольклор Западной Сибири. Хоровая группа села Балман». Текстовое сопровождение В.Г. Захарченко. – «Мелодия», 1975.
  8. Адерина Т. Славный путь сибирского колхоза. Доклад. - Районные краеведческие чтения «История Куйбышевского района в контексте истории Новосибирской области». Балман, 2016г.
  9. Лысенко Д.А. Из истории собирательской работы в селе Балман Куйбышевского района Новосибирской области. - Сб.: Этнография  Западной Сибири ХVIII – ХХ вв. и современные этнокультурные процессы. Материалы региональной научно-практической конференции (г. Куйбышев Новосибирской области, 10 декабря 2019 г.). 2022г. – С.336
  10. И. Быков. Живые помнят. – Газета «Трудовая жизнь» № 204 (8034) от 23.12.1983г.
  11. Интервью с Н.Г. Носовой «Я хочу, чтобы наше село жило долго…» Зап. Н.С. Горбуновой, 2008г. https://оцрф.рф/34-sibirskaya-glubinka/intervyu/138-ya-khochu-chtoby-nashe-selo-zhilo-dolgo
  12. История с. Балман Куйбышевского р-на Новосибирской области https://vk.com/topic-30404511_34017073 Дата публикации: 05.06.2016г.
  13. Ноздренко Т.В. Гончарное ремесло села Балман https://оцрф.рф/31-sibirskaya-glubinka/kraevedenie/282-goncharnoe-remeslo-sela-balman
  14. Турнаева Л. История славного колхоза «Россия» Куйбышевского района http://www.letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=4141 Дата публикации: 22.12.2017г.
  15. Социальная сеть «Одноклассники»: Сектор «Балманский КДЦ» Куйбышевского района. https://ok.ru/group/54010932691134Дата обращения: 30.01.2024г.
  16. Социальная сеть: «Вконтакте»: https://vk.com/club195335176Сектор «Балманский КДЦ» Куйбышевского района. 30.01.2024г.
  17. Социальная сеть «Одноклассники»: https://ok.ru/group/51121503404106
    Балманская основная школа. Дата обращения : 30.01.2024 г.

Научно-просветительный проект «Каинский-Куйбышевский комсомол в Отечественной истории»

  29 октября 2023г. исполняется 105 лет со дня образования ВЛКСМ, молодежной организации в СССР. История комсомола отражает в себе хронологию всех важнейших событий, происходивших в Советском Союзе за весь период его истории.
  Российский комсомол – это первая в мире молодежная организация, открыто назвавшая себя коммунистической, ставшая предшественником международного молодежного коммунистического движения, представлявшего значительную часть организованного юношества в различных частях планеты.

1

  29 октября 1918г. в Москве по инициативе ЦК РКП(б) открылся I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, этот день считается днем основания комсомола. 176 делегатов представляли 22 тысячи членов союзов молодежи.
  Первым пунктом принятых на съезде тезисов Программы РКСМ значилось: «Союз молодежи выражает свою полную солидарность с Российской коммунистической партией (большевиков). Союз ставит себе целью распространение идей коммунизма и вовлечение рабочей и крестьянской молодежи в активное строительство Советской России». И действительно, это стало основной целью ВЛКСМ на все годы его существования.
  Комсомол (сокращенное наименование от «Коммунистический Союз молодежи»), полное наименование – Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ) – политическая молодежная организация в СССР.
  Российский коммунистический Союз молодежи (РКСМ) был создан 29 октября 1918г., в 1924г. РКСМ было присвоено имя В.И. Ленина – Российский Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, в связи с образованием СССР (1922г.) комсомол в марте 1926г. был переименован во Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи (ВЛКСМ).
  …Идет время, уходят люди – очевидцы и участники событий, творятся мифы, а хочется, чтобы остались страницы истории… В преддверии 100-летия Каинского – Куйбышевского комсомола (сентябрь 2020г.) специалисты Музейного комплекса г.Куйбышева обратились к жителям города и района с предложением – «ПРОПИШЕМ» «КОМСОМОЛЬСКУЮ БИОГРАФИЮ НАШЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ!»…
  А далее были определены главная задача научно-просветительного проекта – создать электронный сборник документов, фотографий, материалов периодической печати и фондов личного происхождения, посвященный Куйбышевской районной комсомольской организации и главная цель сборника – воссоздать хронику событий Каинской-Куйбышевской комсомольской организации. Это первая попытка «рассказать» посредством документов историю Куйбышевской комсомольской организации.
  Информационный материал о реализации музейного проекта «Каинский-Куйбышевский комсомол в Отечественной истории» размещен на сайте Музейного комплекса «Музейные ведомости» 9 сентября 2021г.

 Официальный сайт МКУК «Музейный комплекс»
 «Музейные ведомости», 09.09.2021:
Электронный сборник
«Комсомольская биография» моей малой Родины:
100 – летию образования комсомольской организации
 в г. Каинске посвящается …»:

https://museumcomplexnso.ru/index.php/591-komsomol-v-otechestvennoj-istorii-2

В 2021г. на базе данного электронного сборника было подготовлено печатное издание – книга «Комсомольская юность моя…».

2

Книга «Комсомольская юность моя…».
Сборник документов, фотографий, воспоминаний, публикаций. Куйбышев 2021.312 с.

  Сотрудники музея благодарят Сергея Владимировича Докучаева, председателя правления «Ланта-Банка» за финансовую помощь в издании книги и благодарят Николая Георгиевича Стацевича,  2-го секретаря Куйбышевского ГК ВЛКСМ 1973 – 1975гг. за помощь в подборе и предоставлении материалов из личного архива (Николай Георгиевич передал в фонды Музейного комплекса г.Куйбышева официальные распорядительные и законодательные документы, фотографии, периодические издания, связанные с историей Куйбышевского комсомола) и в издании книги.

3

  28 октября 2022г., в лекционно-выставочном зале музея прошло мероприятие «Славные традиции – нашему поколению» – Презентация книги «Комсомольская юность моя… Из истории комсомольской организации Каинского уезда – Куйбышевского района Новосибирской области».

  «Славные традиции – нашему поколению»

https://museumcomplexnso.ru/index.php/726-29-oktyabrya-den-rozhdeniya-komsomola

4

 И.Н. Гайер, начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com