г. Каинск в середине XIX в. (по статистическому описанию А. Якимовского)

  В 2022 году город Куйбышев (Каинск) отметит 300-летие.
  В период колонизации обширных степных земель Барабы начала XVIII века в среднем течении реки Оми при впадении в нее реки Каинки в 1722 г. построено русское военное укрепление – Каинский Пас, с 1730–х гг. именуемое Каинский Барабинский форпост, которое стало основой появления одного из первых городов Новосибирского Приобья – Каинска.
  В 1990г. Министерство культуры РФ включили г.Куйбышев в список исторических населенных мест Российской Федерации. Этот статус предусматривает необходимость популяризации знаний об его истории и историко-культурном наследии. Актуальность этих вопросов приобретает особое значение в современных условиях, когда в обществе происходит нарушение нравственного чувства истории и потеря культурной памяти.

 Основным источником, положенным в основу данной темы, является «Краткое статистическое описание Томской губернии окружного города Каинска за 1842 год», составленное А. Якимовским, также использованы научные исследования ученых Л.М. Горюшкина, Д.Я. Резуна, В.А. Исупова, Катионова О.Н., Ноздрина Г.А., Н.А. Миненко, А.А. Бурматова, архивные документы Научно – производственного центра по сохранению историко – культурного наследия Новосибирской области и краеведческие материалы Музейного комплекса г.Куйбышева.

Природно – географическое описание г. Каинска 1840 – ых гг.

  В конце ХVIII в. через территорию Новосибирской области прошел Московский тракт, который в значительной мере заменил другие дороги, связывавшие Восток и Запад. Именно вблизи тракта, в тех местах, которые были безопасны от нападения воинственных соседей-степняков, вырастали первоначально деревни, а затем и защищенные деревянными и земляными укреплениями крепости [11, с.4]. Фотоприложение № 1
  Наиболее трудным делом было устройство тракта по Барабинской степи, где до 60-х годов ХVIII в. существовала опасность со стороны кочевников и Бараба была очень слабо заселена русскими. Постепенное продвижение русских в Барабинскую степь началось одновременно с двух сторон – из Тарского и Томского уездов. В июне 1713г. на левом берегу Оби по р. Чаусу был построен Чаусский острог. В 1716г. около устья р.Оми была заложена Омская крепость. В 1722г. вдоль наметившейся через Барабу дороги были построены Убинский, Каинский и Усть-Тартасский форпосты [9, с.46]. Фотоприложение № 2
  Военное укрепление «Каинский пас» (т.е. передовой пост – форпост) было построено в среднем течении р. Оми у впадения в нее р. Каинки для защиты русских подданных татар-барабинцев от калмыков и киргизов Букеевской Орды [3, с.1] и русских крестьян ямщицкой деревни Мо(а)шнино, основанной в 1700г. [1, с.8]. С устройством Московского тракта это укрепление стало важнейшим транзитным центром на пути из Омска в Томск [13, с.172]. В 1743г. Каинский Барабинский форпост был расформирован [8, с.2]. Служивые люди форпоста начинают заниматься крестьянским хозяйством. В 1744 г. Каинская слобода, возникшая на месте и близ ликвидированного Каинского Барабинского форпоста, была перенесена на тракт [3, с.1]. В 1782г. слобода получила статус городского поселения – города Каинска. Само название присвоено Екатериной Великой 30 января 1782 г. одновременно с образованием уезда.
  Название города, несмотря на созвучие, не имеет отношения к библейскому персонажу, а происходит «… по словесному приданию татар от речки Каинки, вытекающей из озера Кайлы, принявшее таковое наименование от татарина Кайлы, некогда на оном озере обитаемого. Другие же татары удостоверяют, что речка Каинка получила это наименование от чащи – березового леса, простиравшегося на большие расстояния обоих берегов, значащегося на татарском диалекте: Каин – Чаул - лес березовый. Последнее удостоверение может быть правдоподобнее.» [18, с.2].
  Но почему город  Каинск возник в этом географическом месте? Судить об этом весьма затруднительно, ибо главным фактором, определившим этот выбор, все-таки был человек с его жизненным опытом, предприимчивостью, смекалкой и эстетическими предположениями об окружающем его мире.
  Чаще всего, как писал известный исследователь сибирского градостроительства В.И. Кочедамов, остроги и города «ставились при слиянии двух, а иногда и большего числа рек, что создавало возможность «многолучевой» связи с прилегающей территорией за которой в относительной безопасности можно было разместить постройки [13, с.36].
  Многие малые города возникли на берегах рек и озер. Природные условия подчиняли себе планировочную структуру (от линейной – вдоль рек до узловой и линейно-узловой – в окружении лесных массивов и на берегах озер). Рельеф в значительной степени определял расположение городских улиц. С учетом природного комплекса и особенностей рельефа формировалась и «большая композиция» городов. Здания-доминанты размещались на господствующих отметках рельефа, а иногда и на пониженных участках, но на замыкании визуальных направлений вдоль рек.
  В истории архитектуры много места занимали и сейчас занимают споры о «регулярности» и «живописности» русских городов, в том числе и сибирских. Каждая из сторон, естественно, подчеркивает какую-то одну свою доминанту. Но думается, что истина лежит где-то посередине. «Регулярность» как таковая заложена в самом начале, в сути происхождения города, ибо почти везде город есть акт не индивидуального начала как деревня, а коллективного, государственного. Город строит государство, и оно с самого начала задает определенную систему, регулярность. С другой стороны, нельзя отрицать, что вид сибирских городов был весьма живописен и эта внешняя эмоциональная сторона восприятия прежде всего бросалась в глаза [13, с.46].
  Планы городов, отражая тенденции развития рациональной регулярности в градостроительстве России, стремились упорядичить существующую застройку. В 1828г. был сделан первый Геометрический Специальный План  « … для точного сведения о строении Окружного города Каинска. А вновь Высочайше проектирован город был 26 октября 1834г. …» [6, с.17].
  В 1834 г. томским архитектором коллежским асессором К.Г.Турским был составлен, а затем «высочайше утвержден» план г.Каинска. Этот план стал основой формирования регулярной планировочной структуры города [15, с.13].
  В плане 1834г. предусматривалась не только строгая прямоугольная сетка кварталов с номерами и взаиморасположением будущих домов, но и закладывалась новая центральная площадь с Собром, городской сад у больницы, проектировалось создание специальной лесозащитной полосы. Следуя естественной тенденции развития города и как бы подправляя сложившуюся застройку, план 1834г. стремился приблизить город к стандартам европейских городов.
  Главная улица (отрезок тракта), церковь и несколько десятков одноэтажных деревянных домов – типичная для большинства русских городов первооснова – имела свои особенности. В значительной степени на планировку города повлиял равнинный ландшафт Барабинской степи и изгибы реки Оми, обусловившие конкретику каждодневных маршрутов: удобных выходов к реке, выпасам, торговым местам, к другим проселочным дорогам. Регулярная планировочная система, сложившаяся в Каинске, определялась местоположением двух основных улиц. Две основные улицы – Московская (отрезок Московского тракта, современная ул. Краскома) и Иркутская (параллельная Московскому тракту, современная ул. Коммунистическая), их пересекали поперечные улицы Базарная (современная ул. Куйбышева), Думская (современная ул. Папшева), Садовая (современная ул Ленина); Торговая площадь с мясными и рыбными рядами располагалась у р. Оми, Базарная улица выходила на р. Каинку, проселочную дорогу и пруды. Торговая площадь, получившая название Базарной, была широко открыта на соседнюю площадь, где стояла церковь. Обе площади были связаны между собой по диагонали и хорошо просматривались с главных улиц маленького городка. «…Упорядоченность уличных и дворовых пространств, отражающая организованную систему плана, свидетельствовала о том, что это город …» [6, с. 12].
  А. Якимовский так описывает местоположение Каинска: «Местоположение города Каинска хотя нельзя назвать живописным, но за всем тем  Барабинская степь с малыми возвышенными гривами или увалами, простирающаяся в окружности же на большое расстояние, обтянувшись полуциркулем – мелкорастущим березняком, образующаяся с правой стороны рекою Омью и с левой речкой Каинкой, представляет вид довольно приятный – особенно в половодье. К довершению всего служит деревня Машнино, находящаяся за рекою Омью и растянутая по берегу от юга к северу». Фотоприложение № 3
  О том, что представлял собой уездный городок в 1840-х годах, можно составить впечатление из описания А.Якимовского следующим образом: «Обывательских домов в городе Каинске деревянных – 360, из них 2/3 довольно порядочные, а 1/3 – ветхие, полуразвалившиеся, покрыты берестой и дерном, некоторые даже без кровель, обросшие сверху травой представляют вид сильно безобразный и для зрения неприятный. Больших улиц в городе находится 8, а с переулками 9; Улицы называются: 1. Московская, 2. Полицейская, 3. Спасская малая, 4. Миллионная, 5. Моховая и 6. Секретарская, а прочие неизвестны. Все расположены довольно правильно, шириною каждая от 8 до 10 саженей, некоторые выстланы и с  тротуарами. … Освещение города: город, хоть довольно наполнен, как служащими, так и отставными чиновниками, а равно и другими гражданами с хорошим состоянием, но к удивлению, ни один житель не имеет у ворот своего дома фонаря. Почему в праздничные и торжественные дни не увидите в вечеру – кроме мрака носящегося повсюду – никакого освещения, разве у редкого служащегося свечку на окне. … Опрятность: несмотря на то, что город Каинск стоит на самом тракте и что многие особы через оный проезжают, чистоты и опрятности в нем мало соблюдается, ибо пригоняемый с пастьбы скот многими женщинами доится подле своих домов на улице, а по окончании сей процессии большая половина скота ночует вне двора. При посещении же какой-либо особы весь город пробуждается, берется за мётла и отметает от своего двора сор, оставляя оный посереди улицы – что представляется возвышенной бороздой, служащей границей каждого участка. При сильном же дуновении ветра все это добро разносится по улице.» [18, с.4,5]. Фотоприложение № 4
  Дома в городе строили из крупных бревен. Из урмана строевого леса «… в большое половодье пригоняется довольное количество и продается по весьма сходным ценам; в мелководие же доставляется очень мало и цена бывает необыкновенная. Несмотря на оное зажиточные евреи, скупившие весь таковой лес,  продают вдвое дороже и бедные жители, будучи не в состоянии дать большие деньги за необходимое количество бревен, опять продолжают житие свое в полуразвалившихся без кровель келиях …» [18, с.7]. Причем А.Якимовский сетует – «Жаль, что местное начальство не предпримет мер к отвращению такого зла.» [18, с.8].
  Конечно, каждая изба (дом) отражала определенный уровень имущественного и социального положения хозяина. Конечно, основная масса городской застройки была одноэтажной и лишь городские казенные и церковные здания, дома администрации возвышались над частной застройкой в Каинске. Обывательские дома строились поквартально, вокруг центральной площади. На фоне одноэтажных деревянных домов выделялись Спасский Собор и четыре «примечательнейших» здания: каменная кладовая для «хранения государственной суммы», деревянный дом уездного училища и два двуэхтажных дома с флигелями: «первый для Питейной конторы, второй – окружного Почмейстера». Как указывает Якимовский  «… довольно хорошей архитектуры, служат украшением города.» [18, с.5]. Фотоприложение № 5, 6
  Из «богоугодных» заведений в городе было две больницы: « …  а) из коих одна городская для арестантов, которая до сего помещалась в ветхом доме, пожертвованном (в 1812г.) на сей предмет бывшим каинским мещанином Заварзиным. Но по случаю большого неудобства, правительство с Высочайшего соизволения выстроило на С.В. от города почти в двухверстном расстоянии огромный деревянный корпус на каменном фундаменте с двумя флигелями и службами, обнесенный высоким заплотом. … б) другая больница - каменная, для военного ведомства …» [18, с.5].
  Была в городе и богодельня. « Богадельня помещается в ветхом наемном от евреев деревянном доме с платою по 100 руб. ассигнациями в год, в которой и помещаются одни только евреи.» [18, с.6].
  Городовая ратуша размещалась в северной части города, у реки, в деревянном доме на ул. Гостинодворской (продолжение Базарной). Фотоприложение №7  В этом же доме находились словесный и сиротский суды. Там же, по ул. Думской, в «ветхом деревянном общественном доме» располагалось Каинское полицейское управление, образованное в 1782г. «Присутственные места»  – Окружной Совет, Окружной Суд, Окружное казначейство - были разбросаны по городу, размещаясь в «разнонаемных деревянных квартирах …».
  Таким образом, занимая срединное и относительно автономное положение в зарождающейся системе расселения Западной Сибири, Каинск неуклонно набирал силу, становясь городским типичным сибирским поселением в Томской губернии.

Социально – экономическое развитие г. Каинска 1840 – ых  гг.
  Обращает на себя внимание многонациональный состав населения. Состав населения г.Каинска при преобладающем господстве русских был тем не менее весьма пестрый. В это время исследователь из числа ссыльных декабристов И.И. Завалишин отметил, что Каинск в шутку называли «сибирским жидовским Иерусалимом». Каинск, наряду с Тобольском, был одним из первых сибирских городов, в начале ХIХ в. официально определенных для расселения евреев. [2, с.1]. Историк Д.Я.Резун указывает на легенду, согласно которой евреев ссылали в Каинск из приграничного местечка в Беларуссии за контрабанду. Уже к середине столетия в городе сформировалась довольно многочисленная община: около 12% жителей города Каинска составляли евреи [1, c.25]. Торговля являлась одной из главных сфер деятельности евреев г.Каинска [4, с.52].
  Состав населения города, по данным А. Якимовского, в 1842 году: «…лица мужского пола 1456, женского 1268 и обоего пола 2724; в том числе Духовного звания муж. 9, гражданских служащих чиновников 5, разночинцев 137, купцов 2-ой и 3-ей гильдии русских с евреями 20, мещан и цеховых русских с евреями 633, крестьян, водворившихся в город 21, осевших 32, городовых рабочих 9, дворовых людей 7 душ. муж. пола» [18, с.4]. «Сибирская советская энциклопедия» цифру числа жителей в 2724 человека относит не к 1842г., а ко времени девятой ревизии, т.е. к 1861г. [16, с.452]. Не исключено, что в текущей статистике имело место завышение числа горожан, выявленное только при следующей ревизии. Это разночтение связано с некачественным учетом населения. Данные, собранные через полицию и волостные управления, не могут дать точного представления о численности и движении населения. Местные власти в Сибири обращали мало внимания на точность статистического учета, подходили к этим делам формально. Такая ситуация наблюдалась вплоть до 1864г. [1, с.21].
  По вероисповеданию « … в числе означенных жителей: православного … 2420 … лютеранского 6 … иудейского 298 душ обоего пола»[18, с.4]. Называет А. Якимовский и раскольников: « Раскольников, или старообрядцев, в городе Каинске находится очень малое число и те без часовен молятся в своих домах, не приводя других в сомнение. Таковые старообрядцы довольно странны: старики молятся дома, а детям позволяют ходить в церковь. Впрочем, Епархиальное начальство дозволило (в 1836 году) старообрядцам, рассеянным по уезду, выстроить в селе Устьянцево деревянную церковь. Куда давно определен священник и отправляется служба.» [18, с.10].
  А. Якимовский в своем отчете упоминает о проживании в г.Каинске и цыган. «Цыгане, из некоторых семей состоявшие, по неимению постоянной оседлости, живут за рекой Омью, в деревне Мошниной, которые зимою все помещаются в одной избушке, а по наступлению весны, подобно муравьям, рассыпаясь по окрестности, кочуют по тальникам в своих кибитках. Несмотря на свою наготу, они без зазрения бродят по городу с малютками за спиною, снискивая пропитание воровством и пляской. За две–три ефимки, подойдя к окну какого – либо дома, начинают, при странных телодвижениях своих, петь песни и кружиться. Нелюбители пляски их, хотя и отгоняют прочь от окна своего, но они без околичности подходят к другому и таким образом, кружась с утра до вечера, каждая получит до 50 коп., а с вещами еще более.» [18, с.12].
  Притрактовое положение г.Каинска объясняло большое количество временных людей в городе – заезжих купцов, ссыльных, проезжавших чиновников и путешественников и т.п. и определяло специфику социальной жизни Каинска. В городе было несколько Питейных Домов.  «…Внутри города Каинска имеются питейных домов три, в том числе и ведерная, при доме Питейной Конторы, которые при ежедневной продаже вина имеют довольно хорошую выручку, ибо большая часть из жителей города, а паче всего ссыльные, за неимением наличных у себя денег, закладывают сидельцу (целовальнику) за сущую безделицу свои или краденые вещи. Для таковых удальцов привезено было в сем 1842 году с Богатольского и Сухоречинского заводов: хлебного вина 30 т. ведер, спирту 25т. ведер, а по приведении в полугар вышло 80т. ведер на сумму 672т. руб. ассигнациями. Из того числа распродано в городе  14 989 ведер на 125 907 руб. 60 коп.  Кроме сего продано в Округе 28 852 ведра на 242 356 руб. 80 коп. Всего распродано – 43 841 ведро на сумму 368 264 руб. 40 коп. ассигнациями …» [18, с.9].
  А. Якимовский в «Кратком описании …» приводит примеры рецептов приготовления в домашних условиях полугаре и наливок: « … по случаю значительной цены горского или по худой его доброте, многие хозяйки делают домашние шиповки (полугаге): полагая на ведро отварной воды – 5 фунтов сахару, штоф французской водки и свежих ягод малины или смородины красной – 5 фунтов; каковую бутыль поставить на 12 суток под солнце, а напоследок по разлитии в бутылки, засмолить оные и дать постоять несколько суток и в последствии делается отличною, всякий с удовольствием выпьет бокал апогаре, нежели два горского, …  за скудным урожаем, по временам, малины и других ягод, многие настаивают вино для наливок: русским черносливом – урюком, черной спелой и незрелой смородиной и вишней сушеной, привозимой из Ирбити, … которые, по крайней мере, должны настаиваться полгода, и по пассиропке сахаром или вскипяченном медом, бывают довольно вкусны, в особенности же налитое розовым цветом или шиповником …» [18, с.9].
  Экономической основой для развития сибирских городов как социально-экономических центров, безусловно, служило хлебопашество. Земледелием занимались все горожане: служилые люди, посадские, а также крестьяне, живущие в городах [13, с.56 ]. В своих усадьбах горожане высевали такие основные культуры, как капусту, редьку, морковь, свеклу, огурцы [11, с.76 ]. «В окрестности города Каинска на лугах достаточно сенных покосов, а на гривах частию хлебопахотных мест, где родятся в изобилии: пшеница, рожь, ярица, овес, ячмень, греча, горох, картофель, мак, конопля, лен и прочие жизненные потребности. В своих усадьбах горожане высевали также капусту, редьку, огурцы, дыни, тыкву, морковь, горох, свеклу, петрушку, укроп, салат, лук, чеснок.» [18, с.4]. Занимались они также и домашним скотоводством. Но сельскохозяйственные занятия горожан, являясь важными и необходимыми с точки зрения их существования, не могли стать экономической основой развития города как такового, ибо доходы от этих занятий никак не влияли на местный бюджет.
  Более значимы для городского развития были занятия ремеслами. А.Якимовский называет следующие ремесленные специальности: «а) рыбный: промышленники, большей частью из мещан, за скудостию реки Оми рыбою, в которой ловятся в малом количестве щуки, окуни, чебаки и пескари, занимаются в зимнее время ловлею оной на озерах Чанах и Сартлан … откуда … привозят щук, карасей и окуней, продают в городе, уезде и некоторую часть отправляют в Екатеринбург. …  б) лесной: некоторые из мещан и крестьян ежегодно отправляются до вскрытия реки Оми, вверх по оной за 300 верст от города Каинска в Урманские леса для сплава строевого – кедрового и елового леса с дровами.( Удивительно, что жители города и окрестных деревень не платят пошлины за вырубку леса и дров, что составило бы большую выгоду для казны.) . … в) ремесла:  ремесла и работы, которые составляют промышленность … как то: кузнечной, медничной, столярной, каретной, портняжной, башмачной, скорняжной и проч. Всех мастеровых считается до 22 человек, а кузниц – 6. г) извозный: некоторые из купцов и мещан содержат до 250 лошадей для перевоза разных кладей, идущих из Нижегородской и Ирбитской ярмарок до Иркутска и обратно. …» [18, с.9].
  Средством, которое способствовало развитию сельского хозяйства, ремесла и промыслов, была торговля. Расположенный на Сибирском тракте, город являлся оживленным торговым пунктом. «Каинские купцы, русские и евреи, мещане и вязниковцы, производящие исключительно торговлю в городе, занимаются распродажею по уезду и на ярмарках, установленных:1. во 130 верстах от города Каинска, в селе Вознесенском в 9-ю пятницу на Пасхе, продолжающейся до 4 дней и 2. на Ирбитской. На первой производится торговля шелковая, бумажная и крестьянские изделия, а на последнюю … отправляется: топленного  … и скоромного масла … Кроме сего . … выделанных кож: черных и красных до 11 500 штук  … каковые кожи иркутскими купцами промениваются в Кяхте на чай, канфу – разных цветов, китайку, чупчу, простую и пекинскую дабу. Вязниковцы, до трех семейств около 15-ти лет в городе Каинске живущие, производят торги преимущественнее, противу коренных жителей города. … С Ирбитской и Нижегородской ярмарок привозилось: шерстяных, шелковых, бумажных, колониальных, москательных и крестьянских изделий, незначительная часть енотовых, лисьих и прочих мехов и большое количество сахару, кофею, и проч. … Торговлей виноградными винами занимаются: Поздышевы, вязниковцы и евреи. Все вина привозимы бывают с Ирбитской и Нижегородской ярмарок, в весьма довольном количестве, как то: ром, водка, шампанское, судак, горское и прочие хорошие вина.» [18, с. 7].
  К этому следует добавить, что одним из стимулов торговой активности, безусловно, было интенсивное торгово-транспортное движение через Каинск, когда требовалось накормить людей и дать корм лошадям и т.п. Многие поселения, которые выросли вдоль тракта, работали на его обслуживание, и население занималось не только традиционным сельским хозяйством и торговлей, но и поставкой подвод для почтовой ямской гоньбы, извозом, изготовлением предметов для транспортных нужд [ 15, с.7].
  И хотя в наш  XXI век оно не сравнимо с сегодняшними миграциями населения, но для того времени этот торгово-транспортный транзит людей и грузов был велик, вернее, даже огромен.
  Очевидно, что Каинск был не только важным перевалочным пунктом торговли между востоком и западом. В Каинске существовало и свое производство: « … всего 8 заводов: из коих 2 кожевенных, 1 мыловаренный, 1 свечносальный, 1 салотопный и 3 кирпичных. … из всех означенных заводов, преимущественнее 2 кожевенных … принадлежащие купцу 2-ой гильдии Дмитрию Поздышеву … на коих выделывается до 12/т черных и красных кож …На обработку такого количества кож употребляется до 40 человек … На салотопном заводе, принадлежащем тому же купцу Поздышеву, вытапливается сала до 1500 пудов и почти все это количество отправляется на Ирбитскую Ярмарку … рабочим трем человекам платится в год до 350 руб. ассигнациями … На одном мыловаренном заводе, принадлежащем из еврей мещанину Любомирскому вываривается в год полубелого мыла до 400 пудов … Большое количество оного развозится по Каинскому округу, а некоторые из торгующих привозят даже в Красноярск и продают до 20 руб. пуд … На свечно – сальном заводе вымакивается свеч до 250 пудов и продается … А из жителей бедного состояния большая половина занимается маканьем свеч у себя дома. … Хотя в городе Каинске имеется три кирпичных завода, но по бедности содержателей и худому свойству глины, вырабатывается кирпича не более 54т; каковое количество обрабатывается 6 человеками …» [18, с.5,6].  Кирпичные заводы практически не влияли на благоустройство города.
  Промышленность, выраставшая на базе ремесла, специализировалась на обработке сельскохозяйственного сырья и удовлетворяла местные нужды [5, с. 20].
  Построенный на Московском тракте город Каинск стал играть важную роль в торгово-экономической, культурной, социальной жизни Томской губернии, превратившись в своеобразный узел коммуникационной сети Запад-Восток.

А. Якимовский – штатный смотритель Каинского уездного училища

  30 августа 1834 г. в Каинское уездное училище был направлен штатным смотрителем Александр Якимовский, переведенный из Царевококшайского уездного училища Марийского края Казанской губернии «с повышением чина коллежского асессора» [18, с. 13].
  По «Уставу гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского», утверждённом 8 декабря 1828 г. – «…49. При каждом уездном училище должен быть смотритель, который избирается из учителей того же училища, отличившихся ревностью к службе, хорошим поведением и знаниями…
131. Смотритель состоит в девятом … классе государственной службы…».[7, с.2]
  А. Якимовского можно отнести к небольшой группе чиновников – интеллигентов г. Каинска – это были люди, имевшие высокий для своего времени образовательный уровень, которые занимались научными  исследованиями, просветительской деятельностью, публицистикой и т.п. Любопытнейшим и весьма ценным источником для изучения истории г. Каинска середины XIX века является его «Краткое статистическое описание Томской губернии окружного города Каинска за 1842 год» А.Якимовского, которое содержит  вопросы истории, географии, этнографии, образования, культуры г.Каинска.
  Однако основная часть населения города была неграмотной. До начала XIX в. дети жителей г. Каинска получали домашнее образование. В 1814–1817 гг. администрация различными мерами пыталась заставить горожан открыть школу, но они категорически отказывались. В 1817 г. директор училищ Томской губ. Мензиховский заявил, что он сомневается в том, что каинское общество пожертвует деньги на училище, ввиду того, что оно «состоит по большей части из новопоселенных цыган и жидов» и «своей пользы понять поэтому не может» [12, с. 1].
  Поэтому очень важным событием для Каинска стало открытие уездного училища. В 1818г. тобольский учитель Чудинов  предложил разместить училище в принадлежавшем ему в г. Каинске доме с обязательным условием, о котором попечитель Казанского учебного округа писал  министру народного просвещения князю Голицыну: «Бывший учитель Чудинов пожертвовал собственный дом стоимостью 1580 рублей для расположения в нем уездного училища. Совет университета, донося о сем, ходатайствует об ассигновании на Каинское уездное училище штатной суммы и определения смотрителем и учителем вышеупомянутого Чудинова на содержание училища 1600 рублей ежегодно» [17, с. 8]. В музее гимназии № 1 им. А.Л.Кузнецовой Куйбышевского района хранится фотокопия плана этого дома, где, кроме комнат, предназначенных под учебные классы, имелись кладовые и жилое помещение.
  Согласно «Краткого статистического описания…» губернская администрация официально утвердила статус уездного училища 12 марта 1822г.: «…Каинское Уездное Училище, открытое с 1822 года марта 12 дня, в присутствии бывшего Господина Директора Училища Томской Губернии, Надворного Советника и Кавалера Ивана Григорьевича Новотроицкого, помещается в ветхом деревянном одноэтажном доме, пожертвованном на сей предмет в 1821 году бывшим Штатным Смотрителем Чудиновым, стоящем ему с местом, мебелью и разными учебными пособиями до 1851 руб. ассигнациями…» [18, с. 12]. Фотоприложение № 8
  Количество учащихся в первые годы существования училища было небольшим – в среднем не более двадцати человек. Постепенно оно росло, увеличивалось число и классов, и, соответственно, педагогов. В 1836г. на содержание училища и жалованье учителям Каинское окружное казначейство выделяло уже 5400 руб. ассигнациями [18, с. 13]. Якимовский, в часности, сообщает «В доме уездного училища помещается и приготовительный класс, в котором бывает до 30 учеников, всего же в течение года обучалось 65 человек, принадлежащих к разным сословиям: чиновники, канцелярские служащие, казаки, мещане, крестьяне. Иногда обучаются дети евреев, которые имеют отличные способности к наукам, но жаль, что родители рано прерывают их учение. Оставляющие Малый Рассадник Наук учащиеся поступают для письмоводства в присутственные места, другие приучаются к торговле, а третьи занимаются полевыми работами» [18, с. 14].
  Подробнейшим образом зафиксировано в этом документе и посещение училища различными  высокопоставленными особами. Вот выдержки из этой хроники: «В 1836 году во время ревизии Каинских присутственных мест Его Превосходительство бывший господин Томской гражданский губернатор и кавалер Николай Александрович  Шленев посетил уездное училище. Найдя все в лучшем виде, он высказал наставникам и учителям свою признательность… В 1837 году Его Сиятельство Господин  Генерал – Губернатор Западной Сибири  Петр Дмитриевич Горчаков и чиновник разных поручений Михаил Петрович Кузьминский провели опросы детей, были довольны их ответами. О ветхости здания решено было ходатайствовать перед высшим начальством … В 1839 году Превосходительство бывший Томский гражданский Губернатор и Кавалер Федор Федорович Бегер отметил большие неудобства помещения , занятого под училище, поэтому настаивал перед городским обществом, чтобы то особо содержало училище …В 1841 году Его Превосходительство Господин Томский гражданский губернатор и Кавалер Степан Петрович  Татаринов … был в библиотеке, смотрел письменные работы детей, а также их рисунки, остался всем очень доволен. С.П. Татаринов также беседовал с детьми, давал им отеческие наставления в отношении их нравственности…» [18,с.15].
  А. Якимовский был умный, деятельный и добрый человек. Это подтверждает следующий факт – он «…около 2х лет исправлял должности учителей 1 и 2 классов и рисовального искусства – без жалованья…» [18, с. 13]. Уездное училище г. Каинска было очагом  просвещения, по определению самого Александра Якимовского – «…малым рассадником наук…» [18, с. 12].
  Якимовский отличался усердием к службе, верил в силу и абсолютную ценность просвещения. Как штатный смотритель Каинского уездного училища Якимовский старался развивать образование в городе и « в доказательство своей ревности к Малому Рассаднику Наук не переставал в продолжении девятилетней своей службы в оном приносить в дар что-либо, например: украсил зал портретом Государя Императора Николая I, пожертвовал несколько учебных книг и журналов,  склонил чиновников и граждан на покупку двух глобусов: небесного и земного с термометром и на поправку ветхого дома (здание Каинского уездного училища – автор.уточн.), которые, из уважения столь лестного для них предложения, доказали свое усердие пожертвованием до 350 руб.; кроме сего еще 60 руб. определенны на раздачу книг, бумаги и прочих материалов беднейшим ученикам. Такова вся сумма составила до 685 руб. ассигнациями.» [18, с. 14].

Заключение

  История возникновения и развития г.Куйбышева-Каинска в эпоху присоединения и хозяйственного освоения территории от Урала до Тихого океана имеет не только сугубо научное значение. Позволю себе заметить, что знание об историческом прошлом своего города   имеет и гражданское значение в самом полном смысле этого слова. Знание о прошлом своего города  и о его людях составляет обязательный элемент городской культуры как историко-социологического феномена. В определенной степени он позволяет создать устойчивый  и саморегулирующийся тип городской культуры.
  Новостройки г.Куйбышева 50-80- х гг. ХХв. , к счастью, не сделали обезличенными панораму и архитектурный облик исторического центра нашего города. Во всяком случае,  Куйбышев-Каинск не спутаешь с другими историческими населенными пунктами Новосибирской области: Колыванью и Сузуном.
  Помимо этого, город Куйбышев (Каинск) как малый город Российской Федерации является хранителем истории, воплощенной в планировочной структуре (улицах, площадях), отдельных исторических комплексах, зданиях, их сохранившихся архитектурных элементах, традиционных принципах благоустройства. Созданная на протяжении веков архитектурно-градостроительными средствами городская среда в единении с уникальной для Куйбышева (Каинска) природной системой и составляют его облик. Он являет собой образ города и образ этот неповторим и уникален. Каждый горожанин должен гордиться прошлым своего города, передавая свою память и творческую энергию от одного поколения к  другому. Фотоприложение № 9
  Сложившаяся в России градостроительная практика стала основой формирования малого провинциального сибирского города Каинска с обычным набором и взаиморасположением атрибутов городского пространства: православный Собор, городовая Ратуша, купеческие и обывательские дома, питейные заведения, торговые лавки.
  Такая особенность создания удаленных от имперского центра новых поселений на основе готовых форм регулирования (отраженных в своде Российских законов, Высочайше Утвержденных в Городовых положениях и Строительных Уставах) в сочетании с неповторимыми природно-климатическими условиями позволяет говорить о специфике малых исторических городов Сибири, в т.ч. г.Куйбышева-Каинска.
  Т.о., если появление г.Каинска было инициировано государственной политикой освоения Сибири, а транзитное положение в системе связей между Востоком и Западом способствовало его становлению, то со временем определяющую роль в развитии стали играть потенциальные возможности самого города. К середине ХIХв. в Каинске выросло целое поколение собственных горожан, начато формирование династий ремесленников, промышленников, купцов …, город Каинск активно развивал торговлю.
  Московский тракт, являясь основной транспортной коммуникацией Сибири 18 – 19вв. оказывал влияние на образ жизни трактового населения, его поведение и нравы. Изучение этой стороны жизни расширяет представление о социокультурных характеристиках населения г.Каинска.

 Список использованных источников и литературы

  1. Бурматов А.А. Демографическая история Каинска – Куйбышева и его округи. Новосибирск, Издательство НГПУ, 1997. 162с.
  2. Гончаров Ю.М. Сибирский Иерусалим: еврейская община города Каинска в ХХ-начале ХХвв. 4 с. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sibirskiy-ierusalim-evreyskaya-obschina-goroda-kainska-v-xix-nachale-xx-v.
  3. Горнунг В. Каинск. 1 с. Режим доступа: http://www.okipr.ru/encyk/view/
  4. Горюшкин Л.М. Из истории Каинска в дореволюционный период //Исторические аспекты экономического, культурного и социального развития Сибири. Ч. 1. Новосибирск, 1978. 17 с. Государственная публичная историческая библиотека. Режим доступа: http://unis.shpl.ru/Pages/BooksCard.aspx?bookId=873000&dbType=Y
  5. Горюшкин Л.М. Каинск (Куйбышев) в дооктябрьский период. // Журнал «Известия Сибирского отделения Академии наук СССР». № 11. Выпуск 3.1980. 7 с.
  6. Главная электронная библиотека. Библиотека по педагогике. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. Из Устава 1828 г., декабря 8. М, «Педагогика», 1987 г. 560 с. Режим доступа: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st061.shtml.
  7. Гусаченко В.Л., Матвеева Л.Л., Тимяшевская Л.В. Каинск исторический. / Научно-производственный центр по сохранению историко-культурного наследия при администрации Новосибирской области. Новосибирск, Наука, Сибирская издательская фирма РАН, 1995. 79с.
  8. Еврейский Интернет-клуб. Статья «Сибирский Иерусалим: неизвестные страницы истории Каинска. 4 с. Режим доступа: http://base.ijc.ru/new/site.aspx?IID=57872&SECTIONID=57864&STID=
  9. Катионов О.Н. Московско-Сибирский тракт как основная сухопутная транспортная коммуникация Сибири ХVII-ХХвв. 2-е издание, переработанное и дополненное. Новосибирск, 2008. 372 с.
  10. Миненко Н.А. Русские остроги и форпосты на территории Новосибирского Приобья  и Барабы // Памятники Новосибирской области.  Новосибирск,  200 с.
  11. Миненко Н.А. По старому Московскому тракту. Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1990. 184с.
  12. Ноздрин Г.А. Культурная жизнь Каинска XIX – XX вв. 17 с. Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/gorsib2_1/160-177.html.
  13. Резун Д.Я., Василевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989. 309 с.
  14. Сахаров Д. Каинск колокольный. // Журнал «Сибирская звонница» № 12 2014г. Выпуск № 2 (36). Издательство Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской метрополии. 4 с.
  15. Свод памятников истории и культуры Новосибирской области. Каталог. Памятники истории, архитектуры и монументального искусства новосибирской области. Книга 2. Новосибирск, 2012. 332 с.
  16. Сибирская советская энциклопедия. Том II. Западно – Сибирское отделение ОГИЗ, 1931. Стб. 452.
  17. Чибрякова Т. Через годы, через расстояния… Новосибирск, ЦЕРИС, 1994 г. 106 с.
  18. Якимовский А. Краткое статистическое описание Томской губернии окружного города Каинска за 1842 г. // Муниципальное казенное учреждение культуры города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области «Музейный комплекс» – МККНО Нвф – 7217.18 с.

Подбор материала – Гайер Т.В.,
студентка 5 курса факультета психолого-педагогического образования, обучающаяся по профилям «Иностранный (английский) язык и Иностранный (немецкий) язык» Куйбышевского филиала ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»