Лекция «Развитие ремесла в Западной Сибири в ХVIII – ХIХ вв.»

Лекция «Развитие ремесла в Западной Сибири в ХVIII – ХIХ вв.»

  Сегодня мы будем говорить о ремеслах и промыслах Западной Сибири XVIII – XIX веков, об их основных видах, необходимых для выживания человека и декоративно-художественных направлениях этой деятельности.

1

  Ремесло – это мелкое ручное производство, рукоделие. Производство бытовых предметов, одежды, орудий труда, украшений и вообще всего того, что окружает человека.
  Ремесло тесно связано с понятием «промысел», в основе которого лежит процесс добычи чего-либо. «Промышлять» - означает делать что-то, что приносит определенную выгоду. Ремесленники из деревни уходили в большой город, чтобы реализовать там свои изделия, т.е. ремесло превращалось в промысел, когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу.
  Ремесло имеет долгую историю возникновения. В древности люди чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д., которые были  необходимых для ведения хозяйства.
  Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли, а впоследствии и возникновению промышленности.
  С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первоначальное значение, на фабриках и заводах стали использовать машины. Но и сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др) (причем, эти предметы очень дорогостоящие, так как они  ручной работы, в них «вложена душа мастера).

2

  Ремесла и промыслы коренного населения Сибири (истоки)
  До заселения Западной Сибири русскими (и другими национальностями) здесь проживали племена Сибирский татар (на территории Барабы – барабинские татары).
  Профессионального ремесла у большинства сибирских народов не существовало. Потребности хозяйства в бытовых предметах и утвари удовлетворяли за счет домашнего производства. Существовало четкое разделение мужских и женских занятий (как впрочем, и у всех народов). Мужчины - изготавливали предметы из дерева, кости, рога, а женщины – из бересты, стеблей растений, кожи, меха.
  Ремёсла в основном были связны с внутренним потреблением. Шкуры домашнего скота и дичи выделывались вручную. Из шкур шились одежду и обувь.
  Из пера птицы набивались подушки и перина. Козий пух и овечью шерсть пряли, вязали из пуха шали для себя и на продажу, из шерсти — носки. Лён обрабатывали для пошива одежды.
  В татарских аулах жило немало ремесленников – кузнецов, жестянщиков, ювелиров, сапожников, плотников. Традиционными ремеслами сибирских татар были кожевенное дело и производство войлочных безворсовых ковров - «аламыш». Из ремёсел также были  развиты изготовление верёвок из липового лыка, вязание сетей, плетение коробов из ивовых прутьев, изготовление берестяной и деревянной посуды, телег, лодок, саней, лыж. Занимались извозом, отхожими промыслами (работы по найму в сельском хозяйстве, на казённых лесных дачах, лесопильных и других заводах).
  Важную роль играло ткачество. Ткали из конопли и льна. Производство пряжи и холста обеспечивало в основном собственные нужды. Зажиточные татары предпочитали одежду из дорогих восточных тканей – парчи, атласа, шелка.
  Среди сибирских татар широко были распространены плетение и вязание кружев, а также вышивка. Кружева вязались крючками из толстых хлопчатобумажных ниток. Вышивке и другим ремеслам учились с детства. Некоторые женщины головные уборы, платья изготавливали на продажу. Наиболее тщательно и богато украшалась свадебная и праздничная одежда. Такие изделия стоили очень дорого.
  Одним из старинных видов ремесла татарского населения  является кожевенное дело «кун эшлау». Мастера-кожевенники передавали свое ремесло из поколения в поколение и занимались им в свободное от сельскохозяйственных работ время. Среди сибирских татар встречались мастера по изготовлению женских полусапожек на мягкой подошве. Шилась такая обувь преимущественно из сафьяна, поверхность покрывалась сплошными узорами.
  Местное коренное население нашей территории – барабинские татары. В экспозиции «Музейного комплекса» можно увидеть предметы татарской культуры: камзолы, мужские и женские головные уборы, кумганы, ичиги и многое другое.

3

  ИЧИГИ – это татарская национальная кожаная обувь, украшенная мозаичным узором, детали которого сшиты особым «казанским» (татарским) швом. Эта обувь (предмет татарской одежды), которая настолько стара, что известна, еще со средневековья, но при этом настолько современна, что ее носят и по сей день.
  В Тобольске мастер решил возродить производство национальной обуви сибирских татар. Об этом можно узнать здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=GJqRrpDquDM

Научиться изготавливать татарские сапожки можно здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=CKirzfynu8c

4

  Ремесла русских переселенцев

  Жизнь сибиряка была в постоянной заботе о тепле и хлебе. Нам, в современных условиях трудно себе представить все тяготы жизни людей в тот период. Переселенцам надо было приспособиться к суровым климатическим условиям и освоить огромные территории, чтобы противостоять холоду и голоду.
  Приток русского населения в Сибирь вызывал необ­ходимость обеспечить переселенцев не только продуктами питания, но и про­мышленными изделиями. В целом можно сказать, что, начиная с XVII века, в За­падной Сибири начался процесс формирования промыслов, в том числе художе­ственных, основанных на традиционном народном искусстве.
  Этот процесс охватывает одну отрасль за другой. В течение XVII века здесь возникают деревообделочные, кожевенные, металлообрабатывающие, гончарные, портняжные, пимокатные и некоторые другие промыслы.
  История показывает, что в XVIII—XIX веках промысловая деятельность сибирского крестьянства широко распространяется далее на восток и в южные районы Западной Сибири. Вслед за зауральскими центрами промысловыми городами становятся Ишим, Тюкалинск, Томск, Каинск, Мариинск, Барнаул и многие другие, а также промысловые села, их окружающие, что свидетельствует об устойчивых и развитых формах традиций народного декоративно-прикладного искусства сибиряков.

5

  Ремесла и промыслы г.Каинска и Каинского уезда


  К 1835г. в г.Каинске имелось только две кожевни и одна салотопня.
  В «Кратком статистическом описании – Томской губернии – окружного города Каинска (Составленном Штатным смотрителем Каинского Уездного Училища Коллежским Асессором Александром Якимовским за 1842 год)» дано перечисление ремесел, которыми занимались в основном мещане и поселенцы — кузнечное, медничное, столярное, каретное, портняжное, башмачное, скорняжное и др. «Всех мастеровых считается до 22 человек, а кузниц 6».

6

  В этот период в Каинске действовало уже 8 заводов: 2 кожевенных, 1 мыловаренный, 1 свечно-сальный, 1 салотопный и 3 кирпичных.
  «...из всех означенных заводов, преимущественно, два кожевенных, находящиеся: один при речке Каинке, а другой на реке Оми, принадлежащие купцу второй гильдии Д. Поздышеву, управляемые четырьмя сыновьями его. На коих выделывается до 12 тыс. черных и красных кож на сумму средним числом до 60 тыс. руб. ассиг…».
  На салотопном заводе, принадлежащем тому же купцу Поздышеву, вытапливается сала до 1500 пудов и почти все это количество отправляется на Ирбитскую ярмарку и продается от 9 до 10 руб. ассиг. пуд.
  «На мыловаренном заводе, принадлежащем мещанину Любомирскому, вываривается в год полубелого мыла до 400 пудов, которое, несмотря на средственную его доброту, продается от 10 до 12 руб. пуд. Большое количество оного развозится по Каинскому округу, некоторые торгующие привозят даже в Красноярск и продают до 20 руб. пуд.
  На свечносальном заводе (Любомирского) вымакивается свеч до 250 пудов ... Выручается от продажи на 3700 руб. ассиг. ...». «А из жителей бедного сословия большая половина занимается маканьем свеч у себя дома».
  «Хотя в городе Каинске имеется три кирпичных завода, но по бедности их содержателей и худому свойству глины, вырабатывается кирпича не более 54 тыс...».
  К началу 1860-х годов наметилось определенное оживление. В 1864г. зарегистрировано 11 заводов: 1 кожевня, 2 салотопни, 2 мыловарни, 2 свечных и 4 кирпичных заведения. Они вырабатывали товаров на общую сумму 12 300 руб. К услугам горожан в это время было 162 ремесленника; 60 извозчиков, 18 хлебников, 9 булочников, 25 мясников, 3 кондитера, 8 портных. 10 сапожников, 2 шляпника, 8 печников, 4 медника, 3 шорника, 2 часовщика. Их продукция находила сбыт и за пределами города.

7

  Жители г. Каинска занимались промыслами:
  рыбный — «...промышленники, большею частью из мещан... за скудностью реки Оми рыбою (в которой ловятся в малом количестве щуки, окуни, чебаки и пескари) занимаются в зимнее время ловлей оной на озерах Чаны и Сартлан, откуда в большом количестве привозят щук, карасей и окуней, продают в городе, уезде и некоторую часть отправляют в Екатеринбург. Так последние бывают крупны, что входят в пуд 6 и даже 5 рыб. Несмотря на таковую величину, вкусом намного уступает российской: вероятно, по причине иловатости воды»;

8

  лесным — «...некоторые из мещан и крестьян ежегодно отправляются до вскрытия Оми вверх за 300 верст от г. Каинска в Урманские леса для сплава строевого кедрового и елового леса с дровами». (А. Якимовский заметил: «…что удивительно, ведь жители города и окрестных деревень не платят пошлины за вырубку леса, что составило бы большую выгоду для казны».) «Лесу строевого и мелкого почти ежегодно сплавляется до 4 тыс. лесин и более, дров березовых сплавлено (по наст время) до 2570 сажень».
  Притрактовое положение Каинска объясняет большую роль извоза: «...некоторые из купцов и мещан содержат до 250 лошадей для перевоза разных кладей идущих из Нижнегородской и Ирбитской ярмарок до Иркутска и обратно. Доставляя прямо на место, полагают с пуда от 6 до 12 руб. ассиг.».

9

  В экспозиции «Конюшня купца Левако И.А.» «Музейного комплекса» города Куйбышева можно увидеть множество уникальных предметов конца XIX – начала XX вв., которые наши предки использовали для извоза: сани, телегу, бричку, шаркунцы, конную упряжь и многое другое.

10

  Большое значение имела охота - пушной промысел.
  В истории страны пушнина (ее называли скора, "мягкая рухлядь") всегда играла важную роль. В древней Руси ею платили дань, выдавали жалованье, одаривали иностранных государей, своих и иностранных подданных. Значительна была ее роль и в экспорте России.

11

  О значении пушного промысла в развитии Сибири XVII в. свидетельствует и сама символика ее герба из жалованной грамоты 1690 г.: два соболя, поддерживающих щит...». С пушного промысла в XVII в. началось развитие капиталистических отношений в Сибири.
  В экспозиции музея охота представлена пороховницами XVIII, XIX, начала XXвв., охотничьими сумками: ягдташ и патронташ, ружьем XVIII.

12

  В конце 19 в. население Каинска выросло до 6 тыс. человек, число домов увеличилось до 600, в городе было 42 ремесленно-промышленных предприятия с годовой суммой производства в 315 тыс. руб. (кирпичное, кожевенное, салотопенное, мыловаренное, мельницы), в городе действовало две ярмарки - в июле и ноябре с оборотом в 70 тыс. руб.
  Из Каинска! вывозились хлеб, масло, мясо, кожи, битая дичь, пушнина, рыба, а ввозились сельскохозяйственные машины, оборудование для маслозаводов, мануфактура, чай, сахар, галантерея, различные железные и скобяные изделия, велосипеды, граммофоны.
  А сейчас я хочу немного рассказать о некоторых ремеслах.

13

  Деревянное зодчество

  Одним из самых ярких и широко распространенных видов народного искусства стала художественная обработка дерева. Это не случайно, т.к. природа Сибири богата лесами (сосна, ель, лиственница, кедр, много березы и осины). На территории Сибири до сих пор сохранилось большое количество деревянных домов, многие из которых являются произведениями искусства.
  Любовь русского народа к узорам особенно сказалась в деревянной резьбе Сибири. Образцы кружев из дерева без труда отыщутся в любом из старых сибирских городов. Среди всего многообразия форм резьбы по дереву есть скульптурная резьба, плоская, рельефная и пропильная, которая получила наибольшее распространение.
  Резьбой украшались наиболее важные композиционные части сооружения: фронтоны, карнизы, обрамления окон и дверей, ворота. Это говорит о живучести традиций русского народного зодчества в условиях Сибири, где также все строго продумано, все являет единство конструк­тивного и эстетического.
  Деревянные кружева Томска можно увидеть здесь. «Деревянная архитектура Томска»:

https://www.youtube.com/watch?v=WzdXjubzY2Y

14

Гончарное ремесло

  Широко развит в Сибири также и керамический промысел. Исследователи отмечают, что в XIX веке более всего гончарным делом славились села Томской и Тобольской губерний. Много керамики делалось и на Алтае. На территории юга Западной Сибири сложилось несколько крупных районов по производству керамики — в Томской, Новосибирской, Омской и Кеме­ровской областях. На территории Новосибирский области, например, керамические центры были в Венгеровском, Ордынском, Кыштовском, Сузунском, Колыванском районах. Изделия сибирских кустарей отличались разными формами, размером и назначением: банки для ва­ренья, крынки, квашенки, горшки для цветов, миски и т. д. Лучшей по качеству слыла посуда колыванских мастеров, по­лучившая название «колыванок», но ранние лепные образцы в основной своей массе выглядели грубовато.
  Расписная посуда в Сибири была редкостью, так как для глазури требовалось сырье особого качества, которое было не всем доступено. К тому же гончары-глазуровщики старались сохранить в тайне секреты глазури и не всегда передавали их по наследству. Более традиционно для керамики Западной Сибири украшение рельефом.
  Любопытно, что в Сибирь гончарный круг пришел раньше, чем во многие центральные области России. В подавляющем большинство керамика делалась на нем. Однако встречаются в регионе и образцы лепной керамики, например, сосуд для кислого молока (XVIII в.) из д. Кирза Ордынского района Новосибирской области. Славилась Сибирь и так называемыми «колыванками» — это широкогорлый тип горшка с короткой тульей. Сосуды этого типа изготовлялись в селе Колывань Новосибирской области. Название «колыванка» относилось к упомянутому выше типу широкогорлого горшка, а не ко всей керамической продукции села Колывань.
  В Западной Сибири местное население обыкновенный сарай, где делали керами­ку, называло уважительно «завод». Такие заводы работали до революции и в селах Кама и Гжатск Куйбышевского района Новосибирской области, районных центрах Колывань, Бердское, Черепаново, деревне Низовое на границе с Омской областью, поселке Черлак Омской области и многих, многих других.

Освоить гончарное ремесло Вам поможет видео:

https://www.youtube.com/watch?v=58bv6p5n88w

https://www.youtube.com/watch?v=nu6VjPJ0nik

Изготовление вазы в технике " Мраморная глина":

https://www.youtube.com/watch?v=uyvQO3AXlsA

  Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.
  Самой сложной в гончарном производстве группой изделий, вершиной керамических изделий по праву считаются, произведения искусства из фарфора.

15

  Именно фарфор как вид керамики считается самым благородным материалом. В отличие от большинства других материалов, он имеет множество подвидов, для каждого из которых существуют особые условия обработки.
  Фарфор – это китайское изобретение. Он очень легкий и «прозрачный». Долгое время наши мастера не могли разгадать секрет его производства. В 1764 году русский мастер Виноградов разработал технологический процесс изготовления русского фарфора (по качеству он конечно уступал китайскому). В XIX – нач. XX в России уже более 100 фарфоровых заводов. Только один из них был государственным – Императорский фарфоровый завод, все остальные – частные.
  В России наиболее известны в деле производства фарфора Кузнецовы. Было две династии, которые существовали независимо друг от друга:

Матвей Сидорович Кузнецов («Товарищество М.С.Кузнецова») - заводы: Гарднера, Дулево, Конаково и др.
Иван Емельянович Кузнецов («Товарищество И.Е.Кузнецова») – заводы на Волхове, в с.Грузино, В Бронницах.

  Кроме того производством фарфора занимались и др. производители.
  Один из заводов -  Хайтинский фарфоровый завод был расположен в Усольском уезде Иркутской губернии.
  Основан он в 1869 братьями Даниилом и Филиппом Переваловыми. В 1880-х братья значительно расширяют предпринимательскую деятельность. Продукцию своих предприятий Переваловы сбывали в Иркутске, Красноярске, Томске, Енисейске, Минусинске, Чите, Благовещенске, Верхнеудинске.
  За высокое качество изделия Хайтинской фабрики удостаивались золотых и серебряных медалей на различных выставках: (1873 (Екатеринбург) – большая серебряная медаль «За полезное»; 1887 (Екатеринбург) – серебряная медаль «За трудолюбие и искусство», 1896 (Нижний Новгород) – большая серебряная медаль «За хорошее качество изделий при значительных для Сибири размерах производства», 1905 – в Антверпене, 1911 – в Омске). Славился на всю Сибирь и хайтинский огнеупорный кирпич.

Познакомиться с историей Хайтинского фарфорового завода можно здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=AdMW2K3p5r0

         Насладиться красотой и разнообразием изделий из фарфора XVIII XIXвв. можно здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=ud0YTpki-uo

16

Ткачество

  В конце XIX — начале XX века в некоторых местах еще продолжалось изготовление ткани домашним способом. Ткали на ткацких станках - «кроснах» - лен, крапиву, коноплю, овечью шерсть.
  Имелись целые селения или даже районы, где преобладающим заня­тием являлись кустарные промыслы. Крупные районы кустарной промышленности сформировались в юго-западной части Западной Сибири. Узорным ткачеством занимались повсеместно. Почти в каждой деревне были мастерицы, которые изготавливали узорные ткани, но домотканые изделия постепенно вытеснялись фабричными.
  Текстиль и его художественная обработка занимает заметное место в народном декоративно-прикладном искусстве Сибири. Ткали ковры, дорожки, паласы, скатерти, салфетки, полотенца, покрывала и т. п.
  Особое место в традиционных ремеслах в начале прошлого века занимала обработка льна. Одежду часто шили из домотканого льняного полотна, хотя в Сибири могли себе позволить и фабричные  ткани, которые покупали на ярмарках.
  Технология переработки льна очень трудоемкая. Сначала льняные стебли нужно было выдернуть из земли связать в снопы. Как правило, это происходило в августе. После этого до середины октября лён сушили.
  Затем его молотили в гумнах, чтобы собрать семена на следующий год, и снова сушили, на этот раз в специальных печах.
  Затем лён мяли специальными приспособлениями, трепали и вычёсывали гребёнками. Из волокна делали нитки. Их можно было отбелить в чанах с золой и кипятком или окрасить при помощи растительного сырья в различные цвета. На последнем этапе нитки сушили на солнце или над печкой дома, развесив на жердях. Теперь всё готово, чтобы начать ткать.

17

18

Здесь можно посмотреть фрагмент фильма «Колесо истории» и узнать, как обрабатывали лен наши бабушки:

https://www.youtube.com/watch?v=4fZjKe2b_1U

А, как делают льняную ткань сейчас, можно посмотреть здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=hmAgRWmiJjo

Научиться работать на ткацком станке можно здесь. «История увлечений: ткацкий станок»:

https://www.youtube.com/watch?v=Cyt6GJYQmh4

19

Кузнечное ремесло

  Кузнечное дело – одно из самых древних ремесел, связанное с обработкой металла. Кузнецы были первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел.
  Изготовление орудий труда из железа вызвало настоящую техническую революцию в материальном производстве и принципиально расширило возможности людей.
 Первоначально не существовало разделения на металлургический процесс получения железа и кузнечное ремесло, связанные с изготовлением изделий из металла. Кузнец становится основной фигурой этого процесса. Все зависело от его мастерства, умения, таланта.
  Местом работы кузнеца была кузница. Обязательной ее принадлежностью — сложенный из камней или кирпичей горн - печь с углублением в центре, где горели угли. Когда нужно было нагреть кусок железа, угли раздували с помощью мехов. Они были сделаны обычно из двух деревянных пластин, которые соединялись кожей, и трубки-сопла, через которую поступал к горну воздух. Рядом должна быть кадушка с водой для закаливания нагретого металла, придачи ему прочности. Важную роль играл инструмент: наковальня, на которой ковали, щипцы (клещи), чтобы держать кусок металла, различные молоты, пробойники, кувалды. В процессе работы кузнец должен был постоянно поддерживать огонь, поэтому в кузнице находился запас угля.
  За долгие века кузнецы научились из железной руды «варить» сталь и довели технологию изготовления предметов из металла до совершенства.
  И в настоящее время, работа мастеров кузнечного дела приобретает все бо́льшую востребованность. Профессионалы в этой области нередко открывают собственные мастерские по производству высококачественных изделий из металла, но, конечно, технологический процесс стал более усовершенствованным.
  В нашем городе до середины XX века было 6 кузниц, подлинные предметы одной из них сейчас хранятся в нашем музее.

20

Давайте посмотрим на потрясающую кузнечную работу мастера:

https://www.youtube.com/watch?v=06rM3sQ7Up0

  В древности ремесла и промыслы появились для выживания человека, для обеспечения его жилищем, одеждой и пропитанием, никакой тяги к творчеству или искусству у людей не было, и любое ремесло рассматривалось лишь как очередное вспомогательное средство для выживания. Однако позже человек научился находить прекрасное в любом виде труда, некоторые виды его деятельности превратились в искусство.
  Мы, люди 21 века, считаем себя вершиной цивилизации. Нам достаточно «нажать на кнопочку», как все вокруг начинает работать.
  НО! Если на минуту представить, что все «плоды цивилизации» исчезли, и мы с вами оказались один на один с природой, смогли бы мы выжить? Сколько времени мы сможем «продержаться» в таком мире, ведь мы отдалились от природы и разучились себя обеспечивать и обслуживать.
  Люди в прошлые века все умели делать своими руками, были крепкие и выносливые (особенно наши предки сибиряки, которые «решились» переселиться в суровый, необжитый край). И нам с Вами, несомненно, есть чему у них поучиться!


Подбор материала – лектор-экскурсовод Иваненко О.А