Лекция «Николай Константинович Рерих. Личность, творчество, создание Пакта Рериха»

  В 2020 году мы отмечаем юбилей очень важного события – подписание Пакта Рериха. Это первый международный договор, который решает вопросы защиты культурных ценностей. Он стал основой современной международной правовой системы защиты ценностей культуры.

1

 Пакт Рериха был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года в присутствии Президента США Франклина Делано Рузвельта представителями 21 страны Северной и Южной Америки.

2

  При его подписании Президент США Ф.Д. Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания народам всего мира, мы стремимся к всемирному применению одного из важнейших принципов сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
  Инициатор Пакта — Николай Константинович Рерих, выдающийся русский художник, мыслитель, гуманист и общественный деятель.

3

  Николай Рерих родился в 1874 году в Санкт-Петербурге. Его отец был известным нотариусом и общественным деятелем, мать происходила из купеческой семьи.  После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно в Императорскую Академию художеств.
  В 1899 году он знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой, ставшей для него верной спутницей и духовной соратницей на всю последующую жизнь. В октябре 1901 года молодые люди поженились. В 1902 г. у них родится сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 г. – Святослав, который изберет ту же стезю, что и отец.

4

  Вся биография Николая Рериха связана с русской историей и культурой. Еще в студенческие годы он стал членом Русского археологического общества и проводил раскопки во многих русских губерниях, изучал фольклор.
  1903 – 1904 гг. Н.К. Рерих вместе с женой совершает путешествие по древнерусским городам России. Они побывали более чем в 40 городах, известных своими древними памятниками. Целью этой «поездки по старине» было изучение корней русской культуры. Результатом путешествия стала не только большая серия картин художника, но и статьи Н.К. Рериха, в которых он одним из первых поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры.

5

  Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Он выступает в Императорском Русском Археологическом обществе с докладом о плачевном состоянии исторических памятников, в различных изданиях выходят его статьи и очерки, публикуются протесты против сносов, искажений и недобросовестных реставраций. Это путешествие послужило началом широкой общественной деятельности в защиту Культуры «Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных…», вспоминал Н.К. Рерих. Так было положено начало тому движению, которое впоследствии привело к созданию выдающегося документа ХХ века – Пакта Рериха и Знамени Мира.
  1900 - 1910гг. Рерих — один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
  В 1914 году Н.Рерих обратился к русскому правительству и правительствам других воюющих стран с предложением обеспечить сохранность культурных ценностей путем заключения соответствующего международного соглашения, однако его обращение осталось тогда без ответа.
  С 1918 года Николай Рерих жил за границей: в начале 1920-х годов в основном в США; с 1923 года с перерывами, а с 1936 года постоянно — в Индии.
  В 1929 году он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей,  сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Проект договора получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. В поддержку идеи Николая Рериха выступили многие известные деятели культуры из разных стран мира ( Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн,  Рабиндранат Тагор).
  Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.
  В 1931 году был основан Международный союз Пакта Рериха. В сентябре того же года в Брюгге (Бельгия) созывается Первая международная конференция Пакта Рериха.

6

  В августе 1932 года была созвана Вторая международная конференции в Брюгге. Одновременно с конференцией была организована выставка фотографий памятников, подлежащих охране. В состав этой выставки было включено более чем 6000 фотографий известных архитектурных памятников из 22 стран.
  Вторая международная конференция постановила основать в Брюгге специальное учреждение для всемерного содействия проведению в жизнь идей Пакта Рериха. Конференция также постановила войти в контакт с различными государствами в целях признания Пакта как международного документа.
  В ноябре 1933 года состоялась Третья международная конференция в Вашингтоне, США. Эта конференция была поддержана уже 35 странами, которые рекомендовали подписание Пакта правительствам всех стран.
  15 апреля 1935 года Пакт Рериха сделался международным документом. В этот день Пакт был подписан в Белом Доме в присутствии президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америкии 20 странами Латинской Америки...

  Больше о Пакте Рериха можно узнать из фильма «Пакт Рериха. Мир через культуру»:
https://www.youtube.com/watch?v=S9DfkeuHofM

  Николай Рерих долгие годы прожил в Индии, где и умер в 1947 году, в долине Кулу Гималайских гор. Помимо Пакта Рериха и основания международных культурных движений «Мир через культуру» и «Знамя Мира», в течение жизни он создал около 7000 картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и около 30 томов литературных трудов, два из которых, поэтические. Николай Константинович - кавалер нескольких российских и иностранных наград.

Здесь можно познакомиться с некоторыми его живописными произведениями:
https://www.youtube.com/watch?v=u8l3AZc1ldc

А из фильма «Гений и злодей. Николай Рерих, Зов Шамбалы» можно больше узнать о личности великого художника:
https://www.youtube.com/watch?v=0D32Xya4Ips

Знамя Мира.

7

  В 1930 году, ещё до подписания Пакта о защите культуры, Н.К. Рерих писал, что Пакт «предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная нейтральная территория; это Знамя должно быть поднято над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами».
  Символом Пакта Рериха является Знамя Мира – международный знак эволюции. Оно поднимается над культурными учреждениями как международными нейтральными территориями.

8

  Знак Знамени Мира – знак Триединства – один из древнейших символов человечества. Н.К. Рерих выбрал его не случайно. В ходе многочисленных археологических раскопок, проводимых в различных регионах планеты, в результате изучения памятников искусства разных времён и народов он обнаружил, что этот знак прошёл через историю и культуру многих народов мира: «Просят собрать, где имеются знаки нашего Знамени Мира. Знак триединства оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это – прошлое, настоящее и будущее, объединённое кольцом Вечности. Для других ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце Культуры».

9   10

11   12

  Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всём этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру.
  Символ Знамени Мира никогда не обозначал принадлежность к какой-либо нации или религии. «Этот Международный Флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов, – отмечал Н.К. Рерих. – Наоборот, он подымает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своём ведёт к великому понятию Прогресса и Мира».
  Художник призывал «повелительно принять немедленные меры, чтобы оградить от опасности благородное наследие Прошлого для славного Будущего».

13

  Во все времена человечество старалось защитить свои культурные ценности.
  К сожалению, в предвоенные годы, не все правительства считали Пакт Рериха чем-то важным. Не подписало его и правительство СССР. Человечеству планеты понадобилось пройти через огонь и разрушения войны, через уничтожение ценностей культуры, чтобы понять, как важен был Пакт Рериха, какой большой смысл в себе заключал символ Знамени Мира.
  Подробнее о сохранении предметов искусства в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны можно узнать на сайте МКУК «Музейный комплекс» в материале «Пакт Рериха. Мир через культуру…»:

http://museumcomplexnso.ru/index.php/28-vojna-pobeda-pamyat/404-pakt-rerikha-mir-cherez-kulturu

А здесь можно посмотреть документальный фильм «Тыл искусства»:

https://www.youtube.com/watch?v=t8TldbdKsvk

  В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был подписан заключительный акт Межправительственной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В следующем году этот Пакт был ратифицирован всеми 39 странами, подписавшими Заключительный акт конвенции в Гааге, и в том числе Советским Союзом.
  Две страшных мировых войны 20 века вызвали к жизни два универсальных международных соглашения о защите культурного наследия человечества – Пакт Рериха 1935 года и Гаагская конвенция 1954 года.
  За 85 лет существования Пакт Рериха не утратил своей актуальности. Напряженная международная обстановка требует постоянного напоминания о необходимости объединения усилий мирового сообщества во имя сохранения и защиты культурного достояния человечества, которое является основой жизни.
  Войны продолжаются, произведения искусства продолжают уничтожаться и  нуждаются в нашей защите. Современная цивилизация способна причинить культуре гораздо больший ущерб, чем в былые времена. Люди в погоне за наживой, все дальше отдаляются от духовного,  перестают  нуждаться в философии, искусстве, религии в истинном смысле этого слова; потакают низким чувствам и инстинктам человеческого тела. Все это служит разобщению, враждебности, разрушению человеческого общества. Вот почему Пакт Рериха имеет такое большое значение.
  Человек становится человеком, находясь в пространстве культуры, постигая культурное наследие и приобщаясь к нему.
  Нация жива, пока жива ее культура. Огромно значение святынь духовного творчества народов для сохранения положительной энергетики планеты. Академик Владимир Иванович Вернадский называл эту энергию «энергией человеческой культуры, создающей ноосферу планеты Земля».

14

  В настоящее время вопросами сохранения и популяризации Пакта Рериха занимается Международный комитет по сохранению наследия Рерихов.
  В 2012 году в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже под патронатом ЮНЕСКО, Министерства культуры РФ, при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации состоялось открытие международного культурно-просветительского выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность».
  С 2012г. в рамках проекта прошло более 65 выставок в 17 странах, в том числе и в России.
  В апреле 2019 года и мы, жители города Куйбышева, смогли познакомиться с этим выставочным проектом, который проходил в Куйбышевской детской художественной школе.
  Здесь можно посмотреть видео с открытия выставки в «Детской художественной школе Куйбышевского района» можно посмотреть здесь. Материал предоставлен Салоном Памяти Куйбышевского района.

https://youtu.be/59WvMFfXWrU

  Н.К. Рерих утверждал: «Без прошлого нет будущего. Разрушая прошлое, его культурные и исторические памятники, уничтожая их энергетику, мы уничтожаем свое будущее».
  Памятники Культуры – это пространство исторической памяти народа, их роль – напоминание о прошлом, придающем смысл настоящему и будущему.
  Историческая память формирует современный облик нации. Утрата культурного достояния ведет к нарушению процесса социальной преемственности поколений и потере коллективной памяти, что медленно, но верно ведет к деградации интеллектуальной и духовной составляющих любого общества.