qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

100-летию основания КБ ПАО «Туполев»

MEROPRIATIE

Неизвестный Туполев?!

1

  Андрей Николаевич Туполев – выдающийся российский и советский авиаконструктор, академик АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда, Заслуженный деятель науки РСФСР (1947), Лауреат Ленинской премии (1957), четырех Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972). Он руководил созданием более ста видов как гражданских, так и военных самолетов. Именно на сконструированных Андреем Николаевичем Туполевым самолетах было установлено более ста мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
  А.Н. Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и ученых, возглавивших самолетные ОКБ. В их числе: В.М. Петляков, П.О. Сухой, В.М. Мясищев, А.И. Путилов, В.А. Чижевский, А.А. Архангельский, М.Л. Миль, А.П. Голубков, И.Ф. Незваль, A.A. Туполев, С.А. Лавочкин, А.С. Шенгардт.

2

  Конструкторское бюро «Туполев» – российское авиационное проектно-конструкторское бюро, созданное 22 октября 1922г. авиаконструктором А.Н. Туполевым в СССР. С 1999г. входит в состав созданного российского ОАО «Туполев» (ныне – ПАО «Туполев»).
  ПАО «Туполев» занимается разработкой, производством, испытаниями, ремонтом и поддержанием летной годности авиационной техники. В настоящее время ПАО «Туполев» является предприятием, способным обеспечивать все стадии жизненного цикла авиационной техники от разработки до серийного производства, модернизации, ремонта, послепродажного обслуживания и поддержки эксплуатации. Продолжается модернизация эксплуатирующихся и разработка новых авиационных ударных комплексов. С 2009г. ведутся работы по созданию перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА).
  Из истории: ПАО КБ «Туполев» ведет свою историю от Комиссии по металлическому самолетостроению, созданной 22 октября 1922г. при Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Туполев и его учитель Николай Жуковский смогли убедить руководство молодого советского государства в необходимости развития отечественного авиапрома и целесообразности цельнометаллического авиастроения. Легкий, но прочный дюралюминий заменил в самолетах и хрупкое дерево, и тяжелое железо. Следуя заветам Жуковского, А.Н. Туполев развивал авиационную науку и ее экспериментальную базу, став вдохновителем и основателем российского металлического самолетостроения в эпоху господства деревянных конструкций, и этим создал перспективное направление развития мирового самолетостроения.

3

  А.Н. Туполев и его коллектив в начале 20-х годов прошлого столетия создал тяжелые бомбардировщики, по своим конструктивным и компоновочным решениям на долгие годы определившие пути развития тяжелых самолетов как военного, так и гражданского назначения.
  Основанное легендарным российским авиаконструктором А.Н. Туполевым бюро разработало и спроектировало более 300 различных моделей и модификаций самолетов, 70 из которых строились серийно. За сто лет истории выпущено более 18 тыс. самолетов марки «Ту», установлено около 280 рекордов грузоподъемности и дальности полета, около 80 из которых имеют мировое значение. Крылатые машины Туполева выполнили около 30 выдающихся перелетов. Помимо военных самолетов, внесших весомый вклад в разгром врага в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг., одним из мирных направлений работы «туполевцев» стал выпуск гражданских авиалайнеров.
  На самолетах Туполева советские летчики впервые садились на Северный полюс, на его машинах экипажи Чкалова и Громова выполнили рекордные перелеты из Москвы в США. По его инициативе был создан первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104, положивший начало массовой эксплуатации пассажирских реактивных самолетов в мире. Под его руководством были созданы первоклассные военные и пассажирские самолеты различного назначения, во многом определившие лицо мировой авиации в XX столетии.
  Благодаря усилиям Туполева в стране началось крупносерийное производство металлических самолетов, причем он же разработал технологию, которая ускорила процесс сборки этих машин. Конструктор руководил производством самолетов-разведчиков, истребителей, бомбардировщиков, транспортных, пассажирских, морских самолетов, а также торпедных катеров, аэросаней и первых советских дирижаблей. Большой вклад в авиационное строительство внесли созданные Туполевым единичные агитационные самолеты «Правда», «Максим Горький», «Родина», которые эксплуатируются сегодня авиакомпаниями в десятках стран.
  Он оставил заметный след в истории авиации. Под его руководством за почти пятидесятилетнюю творческую деятельность было сконструировано более 120 самолетов самых разнообразных типов, 70 из которых выпускались серийно. Среди них были истребители и бомбардировщики, морские торпедоносцы и штурмовики, планеры и пассажирские лайнеры. И даже сейчас много пассажиров нашей страны летают на самолетах, спроектированных под руководством Андрея Туполева.

4

А.Н. Туполев на трапе самолета Ту-104. 1957г.

  Андрей Туполев родился в с. Пустомазово Тверской губернии в 1888г. в семье провинциального нотариуса. Андрей получил сначала домашнее образование, а вскоре поступил в гимназию. После окончания гимназии в 1908г. А. Туполев поступает в Имперское Московское техническое училище. Во время учебы он стал активным членом воздухоплавательного кружка. Именно там укрепился его интерес к аэродинамике, а кроме того, он смог получить дополнительные знания и навыки в конструировании. Уже через два года после поступления в училище он смог совершить первый самостоятельный полет на планере, в постройке которого брал активное участие.
  Но 1911г. учеба Андрея Туполева неожиданно прекратилась из-за ареста и высылки из Москвы домой. Над ним установили надзор за чтение запрещенной литературы и участие в студенческих волнениях. Только перед началом Первой мировой войны надзор был снят и А. Туполев смог продолжить учебу. В 1918г. он с отличием окончил училище. 
  Профессиональная деятельность А. Туполева началась с конструирования первых аэродинамических труб. Под руководством Н.Е. Жуковского, с которым был знаком еще со времен учебы в училище, он начал работу в российском расчетном авиационном бюро. Вместе они организовали ЦАГИ (Центральный Аэрогидродинамический институт), в котором А. Туполев был начальником авиационного отдела, а после смерти Н. Жуковского в 1921г. – заместителем директора Сергея Чаплыгина.
  В 1922г., на базе ОКБ, выдающимся авиаконструктором и организатором производства Андреем Николаевичем Туполевым, было основано нынешнее ПАО «Туполев».

5

Первый самолет А. Туполева

  В 1925г. А. Туполев создал один из лучших самолетов своего времени – двухметровый цельнометаллический бомбардировщик ТБ-1. Также в 1932г. А. Туполев руководил созданием АНТ-25.
  Все это время до 1936г. А. Туполев проводил опыты с дюралем в самолетостроении. Тогда этот материал назывался кольчугалюминием, и А. Туполев смог довести, что он намного прочнее и безопаснее для строительства самолета, чем используемое железо и дерево. В 1936г. А. Туполев руководил делегацией, которую направили в США с целью закупить лицензию и оборудование для авиапромышленности. К 1937г. авиаконструктор усовершенствовал свою модель. Именно ТБ-3 использовали для высадки на Северной Полюс советских ученых.
  В октябре 1937г. А. Туполев, вместе с группой ученых-авиаконструкторов, был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинение утверждало, что А. Туполев создал организацию, которая сотрудничала с иностранными разведками и передавала им чертежи самолетов. Несмотря на абсурдность обвинения, в мае 1940г. А. Туполева присудили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей.

6

  Все время, пока А. Туполев находился под следствием и в лагерях, он не прекращал работу. Он стал конструктором в бюро НКВД, в закрытом учреждении, которое носило название ЦКБ-29. А.Н. Туполева освободили досрочно летом 1941г. и сняли судимость. Однако полностью реабилитироваться он смог только в 1955г.

7

Группа Туполева в структуре ЦКБ-29
была зашифрована как КБ-103

  К началу Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. боевые самолеты, разработанные в его коллективе, составляли основу парка бомбардировочной авиации СССР. Они воевали все 4 года войны: СБ и ТБ-3 приняли на себя первый удар, а Ту-2 в апреле 1945-го бомбили Берлин.
  В январе 1941г. совершил первый полет пикирующий бомбардировщик Ту-2, который по своим характеристикам превосходил все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики. Эти самолеты выпускали несколько авиапредприятий страны, в том числе Московский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова (с конца 1941г. он стал Казанским) и Авиационный завод № 23, образованный на той же производственной площадке в 1942г.
  Всего за время войны выпущено 1216 таких самолетов. Советские предприятия продолжали выпускать их еще в течение 7 лет после Великой Победы, и всего до окончания серийной постройки было произведено 2527 машин этого типа.
  А.Н. Туполев за создание Ту-2 в 1943г. получил Сталинскую премию, в 1944г. – орден Отечественной войны и Орден Суворова, ему были присвоены звание генерал-майора и в 1945г. – звание Героя Социалистического Труда. Многие сотрудники КБ и серийных заводов в 1944г. награждены правительственные наградами.
  После войны он сконструировал реактивный бомбардировщик ТУ-16 и первый реактивный самолет российской гражданской авиации ТУ-104. Кроме того, конструктор разработал турбовинтовой межконтинентальный пассажирский самолет, вылет которого состоялся в 1957г.
  Всего под его руководством создано более 100 видов военных и гражданских самолетов, 70 из которых строились серийно, в том числе АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский), Ту-114, Ту-144 (сверхзвуковой пассажирский).
  На самолетах Туполева установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе В. Чкаловым и М. Громовым на АНТ-25 через Северный полюс в США.

8

Туполев стал академиком, генеральным конструктором.

  В 1972г. Туполев получил пятую по счету главную премию страны в области науки. Теперь она называлась Государственной премией СССР. 22 сентября Андрей Николаевич Указом Президиума Верховного Совета СССР «за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм» в третий раз получил звание Героя Социалистического Труда с вручением медали «Серп и Молот».
  Спустя два месяца после получения своей третьей Звезды Героя Социалистического Труда – 23 декабря 1972г. 84-летний Андрей Николаевич Туполев скончался. Он был похоронен с высокими воинскими почестями. Тело Туполева покоится на кладбище Новодевичьего монастыря в Москве.

9

  10

11

12

13

14

 

 

М.Б. Саукке, советский историк авиации:

  «В истории техники есть личности, которые на долгие годы притягивают к себе внимание людей. Андрей Николаевич Туполев – один из них. Он был крупнейшим авиаконструктором, создавшим более ста самолетов различных типов, и главой советской авиационной школы, из которой вышли известные авиаконструкторы В.М. Петляков, В.М. Мясищев, П.О. Сухой, А.А. Архангельский, А.И. Путилов.
  А.Н. Туполев проявил себя высокоталантливым инженером и в других областях техники. Он был единственным из современных ему авиаконструкторов, внесшим огромный вклад в развитие металлургии легких сплавов. Под его руководством строились аэродинамические трубы, гидроканал и опытный завод, позволившие развернуть проектирование и производство совершенных самолетов. Его конструкторскому бюро было поручено проектирование и изготовление первых звезд для башен Кремля, монтаж уникальной карты СССР из уральских самоцветов для Парижской выставки 1936г.
  В предлагаемой книге рассказывается о малоизвестных сторонах инженерной деятельности Андрея Николаевича – конструировании аэросаней, дирижаблей, торпедных катеров, а также описаны события, связанные с работами в спецтюрьме ЦКБ-29 НКВД.
  Каждая глава, за исключением последней, начинается с краткого рассказа о работах, предшествовавших разработкам КБ А.Н. Туполева. Небольшие экскурсы в прошлое знакомят читателя с технической мыслью дореволюционной России, показывая каким прекрасным научно-техническим потенциалом она обладала. С первой волной эмиграции и при насильственной высылке интеллигенции за рубеж страну покинуло большое число ученых и инженеров. И тем не менее, оставшийся инженерный корпус сумел в разоренной двумя войнами – мировой и гражданской – стране решить в 20-30 гг. жизненно важные для нее проблемы. Это был нелегкий путь, но он был с честью пройден. Среди тех, кто его преодолел, был и выдающийся гражданин России – Андрей Николаевич Туполев…»

М.Б.Саукке «Неизвестный Туполев»:
http://www.svavia.ru/info/lib/lib_glprint.html

 ПАМЯТЬ

- В фильме-биографии «Крылья» Даниила Храбровицкого, вышедшего на экраны в 1979г., роль А.Н. Туполева сыграл актер Владислав Стржельчик;
- В честь конструктора назван КАИ имени Туполева в г. Казань;
- В 2018г. аэропорт Москвы «Внуково» стал носить имя А.Н. Туполева;
- Улицы, названные в честь советского конструктора А.Н. Туполева, есть в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Улан-Удэ, Праге и Амстердаме;
- В рамках проекта «Великие умы России» в 2020г. вышла книга «Андрей Туполев», авторства Адели Нурмухаметовой.

15

 Фильм «Выдающиеся авиаконструкторы СССР» (2011):
https://www.youtube.com/watch?v=rEzZyyIIf3w

Фильм «Великие люди России. А.Н. Тупалев»:
https://www.youtube.com/watch?v=mWdGi874XPM&t=12s

 Песня «Самолету Туполев 154М посвящается…»:
https://yandex.ru/video/preview/1831017424229013609

Туполев Андрей Николаевич
(Из цикла (Корифеи отечественной науки)

Конструктор, академик, генерал,
Создатель сотни типов самолетов, ЦАГИ,
В рождении авиации он роль великую сыграл,
Гордится Родина его успехами, творца отвагой.

Он главный был конструктор авиации страны,
И основатель авиастроенья,
Его идеи были смелы и умны,
Бесценны созданные им творенья.

Летают самолеты с маркой ТУ,
Сверхзвуковые в дальние полеты,
Он претворил страны мечту,
На них рекорды делали пилоты.

Он выдержал удар судьбы,
Арест и годы униженья,
Руководил созданьем техники борьбы,
Для армии немецкой пораженья.

Миль, Лавочкин, Чижевский, Петляков, Сухой,
Его соратники, руководителей КБ плеяда,
С ним обретали опыт мировой,
Создали все, что для победы было надо.

Он и Сикорский – два конструктора великих,
Что мира авиацию подняли в небеса,
Мечтателей, творцов, ученых многоликих
Творивших в век 20 чудеса!

Страна отметила конструктора заслуги –
Был награжден, трижды Героем стал,
Его признали в зарубежных обществ круге –
«Почетный гражданин» – Париж, Нью-Йорк его назвал!

 (Марк Горбовец)

 

Подбор материала – И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com