qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

Шаманский миф в сюжете мифов Западной Сибири

  11 марта 2020г. в Музейном комплексе г.Куйбышева прошла публичная лекция «Шаманский миф в сюжете мифов Западной Сибири». Лектор – Завершинская Е.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и методики обучения Куйбышевского филиала ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет».

1

  Миф, легенда, предание, эпический или шаманский тексты, сказки и другие фольклорные жанры являются способами образного воплощения картины Мира. Их возникновение относится к разным периодам истории, что наряду с изобразительным искусством дает представление о пути развития художественно-образного мышления человека. В традиционных культурах Сибири, которые нам известны главным образом по источникам XVIII–XX вв., все эти формы творчества сосуществовали и отражали в своей совокупности необычайно яркое и многоплановое взаимодействие бытия (Мира людей) и инобытия (Мира божеств и духов), создавая единый образ Вселенной. В этом взаимодействии проходила вся жизнь человека. Однако соотношение этих миров не было равноценным, именно инобытие определяло полноценность жизни: продолжение рода, здоровье всех его членов, удачу в промыслах и хозяйственной деятельности и т.п

  В первую очередь, уважаемый читатель, ответьте себе на вопрос, который кажется очень простым. Кто такой в мифологии герой? Попробуем привести примеры каких-либо мифологических героев, например кого-нибудь из Древней Греции: Геракл, Персей, Тесей… Можем вспомнить Ивана Царевича или Ивана-дурака. Что общего между Гераклом и Иваном-дураком? Между ними много общего. Но самое главное – это то, что и тот и другой регулярно совершают вольно или невольно путешествия из мира людей в иной мир.

  Но при чем тут шаманский миф? И что такое шаманский миф? И вот тут мы вводим понятие двойника. Двойник – это бестелесная сущность, которая может выходить из тела человека и возвращаться, при этом человек нормально функционирует. Выход двойника из тела не приводит к какой-либо форме смерти. Кроме того, двойников у человека может быть несколько. Вот мы и «подошли» к шаманизму, потому что в основе шаманских представлений – мысль о том, что двойник есть у каждого человека.

  Когда мы говорим о шаманских мифах, речь идет не о рядовом шамане и не о рядовом шаманском странствии, а о шамане совершенно особом. И действительно, это шаман-первопредок, прародитель, учредитель рода и обычаев, который отправляется в потусторонний мир добыть различные предметы, без которых невозможна нормальная жизнь данного племени и которых в мифологической древности не было. Что он может добывать? Разумеется, орудия труда – таких мифов много. В равной степени он может добывать природные объекты: очень часто встречаются сказания о том, как первый шаман добывает луну и солнце. Он может добывать какие-либо магические силы, способности, умения, причем они всегда будут иметь конкретную вещественную форму. В ходе поисков он может встречаться с чудовищами, у которых эти природные и культурные объекты надо отнимать. Нередко бывает сюжет о том, как шаман встречает хозяйку иного мира (одну из хозяек) и она становится его возлюбленной. Если брак носит временный характер, то разрешается все благополучно. Но если шаман приводит свою «небесную» супругу в мир людей, то все кончается плохо для нее (но и для него, возможно, тоже). Границу стирать нельзя.

  Специфической особенностью образа первопредка (исчезающей при дальнейшем развитии) является сочетание военной силы и магии. В образе первопредка магия неразрывно связана с мудростью, которая не отделена от хитрости и подлости. В более поздних мифологических текстах развивается избирательность: либо герой силен и, следовательно, честен; либо он слаб и, следовательно, хитер (порой он прибегает к магии).

  Термин «мотивы, восходящие к шаманскому мифу»  означает круг реконструируемых образов и сюжетов, которые следует признать максимально архаическими. Близость сюжетных мотивов архаического эпоса и волшебной сказки, образов эпических героев и некоторых богов позволяет утверждать, что собственно миф (сказание о богах), героический эпос и волшебная сказка параллельно развиваются из шаманского мифа, акцентируя различные черты образа шамана-первопредка, а именно: миф – это  сверхъестественность; эпос – это воинственность и защита мира людей от чудовищ; волшебная сказка – это внешняя чудесность событий. Волшебная сказка дольше всех жанров сохраняет форму шаманского мифа и первой теряет его значимость. … Чем древнее фольклорный сюжет, т.е. чем ближе он к шаманскому мифу, а его герой – к шаману-первопредку, тем меньше этот герой будет похож на обычного человека, тем больше в сюжете будет «сказочных» мотивов, и тем большие услуги герой будет оказывать людям.

  Данная тема лекции дала возможность слушателям  посредством шаманского мифа и знания о нем войти в мир представлений человека древних эпох и культур, безвозвратно ушедших в историческое прошлое. Человек в своей сознательной истории большую часть времени пребывал в мифе, посредством которого он оформлял и регулировал свою жизнедеятельность, всю систему отношений с природой, обществом и с самим собой. Многовековое мифологическое миропонимание и мироотношение в процессе планетарного развития приобрело множество различных форм и проявлений. Эти явления составили суть многообразия культур в истории, однако каждая эпоха (культура), накладывая особый отпечаток на человека и преображая его, не может изменить «истинно человеческое», обусловленное самой природой его становления.

… Тайны обрядов уходят в века,
Их унесла временная река.
В памяти смутные пламени блики,
Еле слышны иступленные крики,
Гулкое эхо поет в небесах,
Племя танцует под бубны в лесах.
Вторя ночным завываниям выпи,
Старый Шаман заклинаньями сыпет.
... В памяти смутные пламени блики,
Еле слышны иступленные крики,
Гулкое эхо поет в небесах,
Племя, танцуя, застыло в веках...

И.Н. Гайер,
начальник научно – просветительного отдела музея

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com