Урок искусства в музее

 10 февраля 2020г. обучаемые 8 – 9 кл. МБОУ СОШ № 6 и гимназии № 1     им.   А.Л. Кузнецовой в Музейном комплексе прослушали лекцию «Просто искусство: А.И. Шкроев, В.Н. Дасманов, П.В. Мартыненко». Лектор – Гайер И.Н., начальник научно-просветительного отдела музея.

3   2

  «…В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры, как отдельного человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат – художественное произведение …» – такое определению понятию «искусство» дано в учебной литературе.

1   4

  От широкого понятия «ИСКУССТВО» мы последовали к понятию «изобразительное искусство» –  это вид художественного творчества, целью которого является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.

  Как отличить рисунок от живописи? Какие виды живописи бывают … какие виды графики … основные виды художественных красок … графические материалы … А главное – как научиться «видеть» картину? Андрей Ковалёв, художественный критик, доцент факультета искусств МГУ  просто поражает своей логикой: «Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет – этот свет, который льётся неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак – всего лишь прочесть сопроводительный текст …». Больше смотреть – это только один секрет! А как отметить «точку входа» в картину, как научиться слушать свои эмоции, как видеть пропорции в картине, как почувствовать колорит … как … как … ??? А скульптура?   Скульптура – это вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов.

  Одна из главных  задач  данного урока заключалась в том, чтобы помочь слушателям сознательно рассмотреть и проанализировать работы изобразительного искусства на примере:

- графических работ  А.И. Шкроева (из рода каинских купцов Шкроевых) из серии «город Каинск в начале ХХ века»;
- графических работ В.Н. Дасманова (из рода каинских купцов Дасмановых) из серии «город Каинск в 30-е годы ХХ века»;
- монументальных и монументально-декоративных работ П.В. Мартыненко: мемориальный комплекс «Воинам – землякам от благодарных потомков» (Пилоны Памяти»), памятники на территории заводов г.Куйбышева – «Работникам завода, погибшим в боях за Родину» (Куйбышевский завод АЗЧ), «Воинам – рабочим завода, павшим в боях за Родину 1941 – 1945 гг.» (Куйбышевский спиртовый завод),      «Воинам – рабочим завода, павшим в боях за Родину 1941 – 1945 гг.» (бывший завод «КАОЛВИ»), Памятник – паспорт улицы Гуляева и не только … лепка барельефных украшений Дворца культуры железнодорожников (г. Барабинск), Дворец культуры им. В.В. Куйбышева (г. Куйбышев) …                                              

  Несмотря на то, что «знакомство» с художественным наследием нашего города происходило «виртуально», главной отличительной чертой лекции было «их дыхание подлинности».

  Мир искусства безграничен. Познавать его будем не день, не год, а всю жизнь. Зрительные образы, созданные искусством, легко запоминаются и остаются в памяти надолго. Они обогащают эмоциональный мир, учат ярче воспринимать окружающую жизнь. Как прав был Жан Кокто, французский писатель, поэт, драматург, художник, сценарист и кинорежиссёр, одна из крупнейших фигур французской культуры XX века.: «Я знаю, что искусство совершенно необходимо, только не знаю зачем.» … И я не знаю!

5

И.Н. Гайер,
начальник научно-просветительного отдела