vmuzey2

Banner

voina pobeda pamiat

30

online zaiavka

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

god pamiati

Koronavirus

gos katakog

versia slabovid

Январь, 2023
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Мифологема Сибири в русской литературе

  24 апреля 2019г. в Музейном комплексе г. Куйбышева прошла открытая публичная лекция  «Мифологема  Сибири в русской литературе». Лектор –  О льховская Ю.И., кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии и методики обучения Куйбышевского филиала ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». Мифологема… С этого определения и был начат разговор между аудиторией и лектором. Мифологема – это термин, который используется для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, характеризующихся глобальностью, универсальностью и имеющих широкое распространение в культуре народов мира.

DSC03089

  К XIX столетию Сибирь была не только освоена Российской империей геополитически, но и усвоена русской культурой в качестве некоторого «концепта»: Сибирь с ее каторгами, пересыльными тюрьмами, принудительными поселениями и одновременно искателями счастья–переселенцами в национальномсознании мифологизировалась. Взгляд «извне» на пространство Сибири, исключающий наличие «другой» культуры, способствовал мифологизации образа Сибири – взгляд на осваиваемое пространство как на «чужое» породил два  мифа о Сибири: миф о первозданном рае, обетованной земле, дарующей несметные блага (субъекты этого мифа как крестьяне, обретшие плодородную землю, так и люди удачи, авантюристы), либо миф о мире смерти, гибельном пространстве (субъекты этого мифа – каторжане и те, кто не одержал победы при встрече с суровыми природными условиями).

  В высокой русской литературе (от Аввакума через декабристов, Пушкина к Некрасову, Достоевскому и Л. Толстому) возникает сложный синтез семантики образа Сибири: место смерти и неконструктивного социального пространства трактуется как пространство испытания, богоугодное место временной смерти ради последующего воскресения. Хронотопический образ Сибири в русской классической литературе представляет ее страной холода – зимы – ночи (луны), то есть смерти в мифологическом ее понимании. И хотя за Уралом три летних месяца по преимуществу стоит жара, в литературных пейзажах Сибири лето и солнце, как правило, игнорируются. Одновременно Сибирь – страна безлюдного и беспредельного  пространства… Речь, разумеется, не идет о сознательном и продуманном обращении деятелей русской культуры и, прежде всего, писателей к ритуально-мифологическому комплексу мотивов инициации.

  Продолжает осмысление Сибири как особого пространства, противопоставленного России, А. Н. Радищев. В «Путешествии из Петербурга в Москву» возникает взгляд на Сибирь как место ссылки. Однако сама Сибирь как неведомое экзотическое пространство всегда привлекала мыслителя: «С малолетства во мне жила страсть к дальним путешествиям; мне давно хотелось повидать Сибирь». Еще один хронотопический образ – образ Ермака появляется в поэтических строках А. Н. Радищева. С ним связано освоение Сибири в XVI в., расширение российского пространства.

  Другое представление хронотопа Сибири – как «богатого, просторного края» – получило развитие в  поэзии выдающегося ученого – энциклопедиста, поэта М.  В. Ломоносов.

  Хронотоп Сибири XVIII века как «богатого, вольного края», возникавший в ментальном представлении россиян, нашел отражение в творчестве  Д. И. Фонвизина.

  Богатый край, которым одически восхищались художники слова в XVIII в., оказался в действительности, в противовес утопическим образам, привлекательным и для нечистоплотных людей. В. Г. Распутин в книге «Сибирь, Сибирь…» указывает истоки формирования сибирского хронотопа – как «мертвой, бедной страны».

  Одним из первых классических писателей XIX в., изобразивших ментальный хронотоп Сибири как места ссылки, стал А. С. Грибоедов.

  В произведениях Н. В. Гоголя сибирское пространство как ментальный мир варьируется так же в семантической плоскости угроз. Сибирь определена как место значительно более страшное, чем тюрьма,  – каторга, которая лишает чинов и дворянства, место заточения.

  Сибирская тематика привлекала внимание декабристов – романтиков. Эстетика двоемирия находила отражение в поэтизации сибирского края. Одним из первых декабристов, изобразивших Сибирь как ментальный хронотоп, был К. Ф. Рылеев. В художественном мире К. Ф. Рылеева Сибирь связана с именем ее первооткрывателя, фольклоризированного образа богатыря  Ермака.

 Н. М. Ядринцев отмечал основные черты ментальности Сибири, отразившиеся в сознании отправлявшихся на каторгу: «Русские крепостные крестьяне думали, что люди в этой стране ходят под землею и работают в ледяном руднике, среди вечного мрака. Другие представляют ее всегда сплошною снежною пустынею, где местами только живут дикари и где царствует вечная полярная ночь. Некоторые уверены, что в этой стране нет солнца, иные воображают, что это один ссыльный город или рудник».

  Изображение хронотопа Сибири нашло свое отражение в творчестве  Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого …

DSC03090   DSC03093

DSC03097

 Вывод лектора был логичен: «В произведениях классиков «существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений» («хронотопа») Сибири позволяет дополнить связь сибирского мифа с дихотомией  (раздвоенность, последовательное деление на две части) рая и ада, с духовным освоением Сибири как «земли воскресения». В обращении к роли пространства Сибири присутствует элемент фантастичности, сказочности, присущий народному мифологическому сознанию. В процессе освоения Сибири как «чужого» пространства происходит эволюционный процесс освоения как «своего», российского».

 Изложение материала было эмоциональным, доступным,  на «высокой ноте патриотизма». Мир Сибири  открылся по – новому. В голове что – то «перевернулось»?! Очень многое захотелось изменить и переосмыслить!  О заинтересованности слушателей свидетельствуют вопросы, которые часто возникали и обсуждение, которое мы вели после лекции и уходя домой. Лектор Ольховская Юлия Ивановна, включая всех слушателей в активный познавательный процесс, создавала комфортную рабочую атмосферу. Такое педагогическое сотрудничество с КФ НГПУ – это уникальный опыт, позволяющий на практике освоить новые формы организации работы с посетителями в музее, это возможность получить огромный заряд энергии и вдохновения на долгое – долгое время!

Сибирь! Сибирь!
Цветущая, родная,
Я вырос на твоих глазах,
Луга зелёные,
поля без края
И пенье птиц
в берёзовых ветвях —
Всё близко сердцу,
Я забыть не в силах
Чарующей красы твоей.
Сибирь! Сибирь!
Меня ты окрылила,
Любовь навек
зажгла в груди моей!
                               Кобец Николай

И.Н.Гайер,
начальник научно – просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com