Музейно – образовательная среда: музейные предметы и их информационные возможности

  18 апреля 2019г. в зале  Дома детского творчества  Куйбышевского района состоялась   II межрайонная научно – практическая конференция  «Музейная педагогика и современное образование: традиции, опыт, инновации».

1   2

 Цель конференции – активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, выявление и распространение лучших музейных практик, а также популяризация  деятельности музеев образовательных организаций как центров воспитания подрастающего поколения.
 В работе конференции приняли участие  руководители и сотрудники музеев, педагоги общего, дошкольного и дополнительного образования, заместители руководителей по воспитательной, учащиеся – члены актива школьных музеев из 9 районов Новосибирской области: Барабинского, Здвинского, Каргатского, Купинского, Куйбышевского, Сузунского, Татарского, Северного, Чановского. С приветственным словом к участникам конференции обратились Ю.Н.Колмакова, главный специалист управления образования администрации Куйбышевского района и И.Н.Шульгина, директор МКУК «Музейный комплекс».

 На пленарном заседании  были представлены доклады следующие доклады: 1. И.Н.Гайер, начальник научно–просветительного отдела МКУК «Музейный комплекс» «Музейно – образовательная среда:  музейные предметы и их информационные возможности»; 2. Зыбченко М.Н., заведующая музеем истории школы № 10 Куйбышевского района «Реализация внеурочной деятельности через межведомственное взаимодействие музеев систем основного и дополнительного образования»; 3.  Ахметшин Р.М., учитель технологии МБОУ Новомихайловской СОШ Татарского района «Музейные программы, детские путеводители как формы самостоятельной познавательный и творческой деятельности ребенка».  Работали две секции: на секции «Современные технологии как залог успешности музея образовательной организации»  выступили с сообщениями руководители и сотрудники музеев, педагоги общего дошкольного и дополнительного образования, заместители руководителей по воспитательной работе; на секции   «Музейные чтения»  – учащиеся–активисты школьного музейного движения представили проекты, разработанные на основе изучения одного музейного предмета (вещественный, изобразительный, письменный источник).

 Ирина Николаевна Гайер в своем докладе рассмотрела тему «Музейные предметы и их информационные возможности». «Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, способствующее развитию общества, обеспечивающее приобретение, хранение, исследование, популяризацию, экспонирование материальных свидетельств человека и среды его обитания в целях изучения и удовлетворения духовных потребностей». Это определение используется в сфере международного общения, оно записано в Уставе Международного совета музеев (ИКОМ). Одно из ключевых слов в этом определении – материальные свидетельства человека, которые принято называть музейными предметами.

 Музейный предмет – одно из центральных понятий музееведения,  в ФЗ – 54 от 26.05.1996г. «О Музейном Фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дано следующее определение: музейный предмет – это «культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление».

3   4

 Назначение музейных предметов многообразно: функциональное, культурологическое, эстетическое, искусствоведческое, сакральное, духовное.

 Именно вопрос духовного назначения музейных предметов в научно – просветительной деятельности музея  и был  главным в  докладе И.Н.Гайер. Как здесь ни вспомнить слова И.Антоновой, президента государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: «Музейные вещи …  – молчаливые свидетели эпохи, они живут сегодня новой жизнью, которую им даем мы, наши мысли и чувства. Это чудо происходит каждый день – оно и есть музей».

 Многие музееведы определяют музей через музейный предмет. Важнейшими для понимания сущности музея в этом случае становятся понятия «музейная потребность» (стремление человека сохранять предметы, имеющие не утилитарную, а духовную, эстетическую, научную, мемориальную ценность) и «музейность» (свойство предмета, обладающего такой ценностью и поэтому подлежащего помещению в специальные условия хранения и изучения).  

 Музейная среда «наделена» эстетической аурой, художественным содержанием, а значит – могучим духовным потенциалом. Отсюда ее гармонизирующее воздействие на формирующуюся личность. Ярким доказательством этого был представленный видеофильм «Краткая биография в тональности соль минор (Три свидания с Берлином)», где «главную роль играло пианино», находящееся в экспозиции «Каинск. 1722 – 1917гг.» Музейного комплекса г.Куйбышева.  Музей – это особые атмосфера, дух, среда. Музей работает с неодушевленными предметами, но так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Как книга действует через слово, музей – через предмет. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, действуя образами и в то же время совершенно конкретно. Фильм направлен на пробуждение у ребенка «особого зрения», с помощью которого он начинает видеть то, что недавно было от него скрыто … и уже пожелтевшие фото из семейного альбома будут восприняты  совсем по-другому …  удивительная раковина, стоящая дома в шкафу,  становится оберегом … Благодаря такой силе взаимодействия музейных предметов одновременно на все сферы личности – интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и происходит образовательный и воспитательный феномен музея.                                                                      Именно поэтому музей – незаменимый союзник школы в процессе образования и воспитания!!!

5   6

И.Н.Гайер, начальник научно – просветительного отдела