qr busgov

god semi logo

derevnia

shnaider2

aprel2024

vmuzey2

Banner

afisha222

voina pobeda pamiat2

Muzei mer

muz na ras

predmetnii razgovor2

lekcii2

muzeinaia igroteka

baner vistavki

versia slabovid

Апрель, 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

gos katakog

Музейно – образовательная среда: музейные предметы и их информационные возможности

  18 апреля 2019г. в зале  Дома детского творчества  Куйбышевского района состоялась   II межрайонная научно – практическая конференция  «Музейная педагогика и современное образование: традиции, опыт, инновации».

1   2

 Цель конференции – активизация поисковой и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, выявление и распространение лучших музейных практик, а также популяризация  деятельности музеев образовательных организаций как центров воспитания подрастающего поколения.
 В работе конференции приняли участие  руководители и сотрудники музеев, педагоги общего, дошкольного и дополнительного образования, заместители руководителей по воспитательной, учащиеся – члены актива школьных музеев из 9 районов Новосибирской области: Барабинского, Здвинского, Каргатского, Купинского, Куйбышевского, Сузунского, Татарского, Северного, Чановского. С приветственным словом к участникам конференции обратились Ю.Н.Колмакова, главный специалист управления образования администрации Куйбышевского района и И.Н.Шульгина, директор МКУК «Музейный комплекс».

 На пленарном заседании  были представлены доклады следующие доклады: 1. И.Н.Гайер, начальник научно–просветительного отдела МКУК «Музейный комплекс» «Музейно – образовательная среда:  музейные предметы и их информационные возможности»; 2. Зыбченко М.Н., заведующая музеем истории школы № 10 Куйбышевского района «Реализация внеурочной деятельности через межведомственное взаимодействие музеев систем основного и дополнительного образования»; 3.  Ахметшин Р.М., учитель технологии МБОУ Новомихайловской СОШ Татарского района «Музейные программы, детские путеводители как формы самостоятельной познавательный и творческой деятельности ребенка».  Работали две секции: на секции «Современные технологии как залог успешности музея образовательной организации»  выступили с сообщениями руководители и сотрудники музеев, педагоги общего дошкольного и дополнительного образования, заместители руководителей по воспитательной работе; на секции   «Музейные чтения»  – учащиеся–активисты школьного музейного движения представили проекты, разработанные на основе изучения одного музейного предмета (вещественный, изобразительный, письменный источник).

 Ирина Николаевна Гайер в своем докладе рассмотрела тему «Музейные предметы и их информационные возможности». «Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, способствующее развитию общества, обеспечивающее приобретение, хранение, исследование, популяризацию, экспонирование материальных свидетельств человека и среды его обитания в целях изучения и удовлетворения духовных потребностей». Это определение используется в сфере международного общения, оно записано в Уставе Международного совета музеев (ИКОМ). Одно из ключевых слов в этом определении – материальные свидетельства человека, которые принято называть музейными предметами.

 Музейный предмет – одно из центральных понятий музееведения,  в ФЗ – 54 от 26.05.1996г. «О Музейном Фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» дано следующее определение: музейный предмет – это «культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление».

3   4

 Назначение музейных предметов многообразно: функциональное, культурологическое, эстетическое, искусствоведческое, сакральное, духовное.

 Именно вопрос духовного назначения музейных предметов в научно – просветительной деятельности музея  и был  главным в  докладе И.Н.Гайер. Как здесь ни вспомнить слова И.Антоновой, президента государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина: «Музейные вещи …  – молчаливые свидетели эпохи, они живут сегодня новой жизнью, которую им даем мы, наши мысли и чувства. Это чудо происходит каждый день – оно и есть музей».

 Многие музееведы определяют музей через музейный предмет. Важнейшими для понимания сущности музея в этом случае становятся понятия «музейная потребность» (стремление человека сохранять предметы, имеющие не утилитарную, а духовную, эстетическую, научную, мемориальную ценность) и «музейность» (свойство предмета, обладающего такой ценностью и поэтому подлежащего помещению в специальные условия хранения и изучения).  

 Музейная среда «наделена» эстетической аурой, художественным содержанием, а значит – могучим духовным потенциалом. Отсюда ее гармонизирующее воздействие на формирующуюся личность. Ярким доказательством этого был представленный видеофильм «Краткая биография в тональности соль минор (Три свидания с Берлином)», где «главную роль играло пианино», находящееся в экспозиции «Каинск. 1722 – 1917гг.» Музейного комплекса г.Куйбышева.  Музей – это особые атмосфера, дух, среда. Музей работает с неодушевленными предметами, но так, чтобы оживить каждый такой предмет, заставить его говорить и сделать значимым для каждого зрителя. Как книга действует через слово, музей – через предмет. Во всякий такой предмет вкладывается идея или комплекс идей, а сам музей делается богатейшим проводником их, действуя образами и в то же время совершенно конкретно. Фильм направлен на пробуждение у ребенка «особого зрения», с помощью которого он начинает видеть то, что недавно было от него скрыто … и уже пожелтевшие фото из семейного альбома будут восприняты  совсем по-другому …  удивительная раковина, стоящая дома в шкафу,  становится оберегом … Благодаря такой силе взаимодействия музейных предметов одновременно на все сферы личности – интеллектуальную, эмоциональную, нравственную и происходит образовательный и воспитательный феномен музея.                                                                      Именно поэтому музей – незаменимый союзник школы в процессе образования и воспитания!!!

5   6

И.Н.Гайер, начальник научно – просветительного отдела

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Copyright (c) МКУК "Музейный комплекс" 2018 Все права защищены.
Designed by olwebdesign.com