Мир музея

«Музейный комплекс» г.Куйбышева, включающий в себя краеведческий музей и мемориальный Дом-музей В.В.Куйбышева – это сегодня специфическая сфера общественной деятельности, имеющая отношение к науке, образованию, воспитанию и культуре в целом.

1   2

  Современное осознание роли музея в социокультурном пространстве связано именно с «расширением и углублением» его воспитательной функции.
  Воспитательный потенциал музея заложен в самой сути музейного предмета, в котором сосредоточена информация о «цивилизованном и культурном движении человечества, запечатлено многообразие способов постижения бытия» и музейной среде, которая представляет единое, целостное произведение, обладающее определенным культурным и историческим значением, причем приоритет отдается пространству экспозиции. Язык музея – это язык документа, подлинника первоисточника исторической информации. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно–воспитательной работы с учащимися. Музейный комплекс города Куйбышева – это широкое поле творчества как для специалистов музея, так и для педагогов и учащихся.
  Но каков он, этот Мир музея??? Для любого посетителя – это экспозиции и экскурсии. Но мало кто задумывается, что музей, прежде всего – это музейные фонды!!! Для посетителей фонды музея – нечто загадочное, хранящееся за закрытыми дверями с табличкой «Служебные помещения», увидеть их невозможно, но очень хочется …Совершая путешествие в «Мир музея», одновременно в музей вошли два класса – 3 «Б» с классным руководителем Юрковй Ю.С. МКОУ СОШ № 5 (объединение «Юный конструктор» Станции юных техников Куйбышевского района) и 4 «В» класс с классным руководителем Рычковой Т.И. Гимназии № 1 им. А.Л.Кузнецовой.
  Один класс пошел «налево» с И.Н.Гайер, начальником научно – просветительного отдела музея и «попал» в «Конюшню купца И.А.Левако» и «Кузницу», другой класс пошел «направо» с лектором – экскурсоводом О.А.Иваненко и «попал в историю города ХVIII – ХIХ вв.». Разные экспонаты музея окружали детей, словно «заключали вкруг своего времени». Затаив дыхание, они слушали рассказ о предметах старины. Это были самовары, прялки, утюги, ткацкий станок, сундуки и многое другое. Эти предметы когда–то «жили вместе с человеком, помогали в быту, в труде, были участниками праздников …». Но больше всего музейщики постарались привлечь внимание к скульптуре малой формы каминных принадлежностей Каслинского литья «Собачке» и старому альбому, где хранились фотографии «безымянной» семьи из города Каинска ХIХ в. Ведь дальше ребята смотрели видеофильмы, посвященные этим, теперь уже, музейным предметам.
  Путешествие продолжалось. Ребята отправились во второе здание краеведческого музея, где И.В.Брылева, методист музея предложила два видеофильма: «Каштанка» и «Лица минувшей эпохи». С волнением ребята слушали «голос за кадром», там была смешана и историческая правда, и сказка … (может поэтому после окончания мероприятия они не домой побежали, а к «Каштанке» - проверить, верно ли она служит людям?!). Ну а дальше? А дальше – фондохранилища … Для куйбышевских хранителей фондов музейные фонды и условия их хранения в фондохранилищах – предмет особой гордости! Еще бы, такое музейное оборудование для хранилищ можно встретить в областных и столичных музеях, и у нас – тоже!!! Ребята узнали, как правильно хранить музейные предметы, пополнять и изучать коллекции …
  Сегодня путешествие в «Мир музея» закончилось. Но я уверена, что эти дети еще не раз вернуться и с классным руководителем, с папой и мамой, с дедушкой и бабушкой, и, конечно, с друзьями, ведь   музей является своеобразной точкой пересечения прошлого, настоящего и будущего. В этом жизненная сила и общественное предназначение музея!

Гайер И.Н.,
начальник научно – просветительного отдела музея

3